Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Утопизм и тоталитаризм»

/ Общая история
Конспект, 

Оглавление

Утопические идеи в эпоху Возрождения

 

краткий обзор темы

 

Утопия – это подробное и последовательное описание вообра-жаемого, локализованного во времени и пространстве общества, построенного на основе альтернативной социально-исторической гипотезы и организованного совершеннее, чем то общество, в котором живет автор. Утопическое общество — идеальное и самое совершенное.

Слово «утопия»происходит от греческого «u» – «нет»и «tópos» – «место», то есть «место, которого нет»; или, по другой версии, от «éu» – «благо»и «tóроs» – «место», то есть «благословенная страна».

В истории человечества утопия как одна из своеобразных форм общественного сознания воплощала в себе такие черты, как осмысление социального идеала, критику существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки предвосхитить будущее общества.

Первоначально утопия тесно переплеталась с легендами о «золотом веке», об «островах блаженных». В Античности и в эпоху Возрождения утопия приобрела преимущественно форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на земле, либо существовавших в прошлом; в ХVIIVIII веках получили распространение различные утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ. С середины ХIХ века утопия всё больше превращается в специфический жанр, посвящённый проблеме социального идеала и моральных ценностей.

Утопия изображает идеальное общество, лишённое научного обосно-вания. Однако утопизм, овладев умами людских масс, легко может стать реальной социальной и политической силой, повлиять на развитие отдельной страны или даже целой цивилизации. Утопизм «казарменного социализма», как его называли исследователи ХХ века, в ХVIII – ХIХ веках существовал лишь теоретически. Однако ХХ век дал им возможность осуществления на практике – в СССР, Германии, Камбожди и др.

Основные признаки утопизма:

§    закрытый характер жёстко зафиксированной и однозначно заданной совокупности основных идей, постулатов, максим, идеалов, целей, ценностных ориентиров того или иного утопического учения;

§    полное отсутствие или затушёвывание, стирание граней между идеалами, максимами и постулатами утопического учения и действительностью;

§    полное отсутствие или затушёвывание, стирание граней между реальностью и высшими ценностными ориентирами, между действительным и должным;

§    некритический и нерефлексивный характер принятых идеалом, ценностей и максим, а значит оправдание любых целей и средств для их практического воплощения в действительность;

§    гипертрофирование роли и значения субъективного фактора в процессе социальной жизнедеятельности, убежденность в принци-пиальной достижимости тем или иным социальным субъектом любых принятых целей, любых поставленных задач;

§    установка на достаточно быстрое по времени и полное по своим масштабам непосредственное воплощение указанных идеалов и высших ценностных ориентиров в действительность и т. д., и т. п.

Создателем первой литературной утопии был Томас Мор. Впервые в мировой литературе Мор нарисовал подробную картину социалисти-ческого строя, основанного на коллективной собственности на средства производства. Сокращённый заголовок главного произведения Мора «Утопия» – дал название всему домарксистскому периоду социалистиче-ских и коммунистических исканий и мечтаний.

Карьера Томаса Мора складывалась более чем удачно. Выходец из семьи лондонского юриста, он получил хорошее юридическое образо-вание, стал просвещённейшим человеком своего времени, дружил с самыми выдающимися учеными-гуманистами. В его доме Эразм Роттер-дамский написал свою знаменитую «Похвалу глупости». Мор избирался членом парламента и его спикером, выполнял важные дипломатические поручения короны и пользовался исключительным авторитетом как юрист. В 1514 году Мор был возведён в рыцарское звание и работал в нескольких посольствах, затем Генрих VIII назначил его канцлером.

Прошло не так уж много времени, и Мор попал в немилость. Король решил развестись с Екатериной Аргонской, чтобы жениться на Анне Болейн. Как придворный юрист, Мор должен был развести короля. Но Мор оказался непреклонным противником развода. Это стало причиной его отставки в 1532 году. Однако король пригласил Мора на церемонию бракосочетания с Анной Болейн, которое Мор отклонил. В 1534 году парламент объявил короля главой английской церкви вместо папы. Мор отказался принести Генриху VIII присягу. Под этим предлогом Мора обвинили в государственной измене и приговорили к мучительной казни по требованию короля. Приговор гласил: «...влачить по земле через все лондонское Сити в Тайберн, там повесить его так, чтобы он замучился до полусмерти, снять с петли, пока он ещё не умер, отрезать половые органы, вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Затем четвертовать его и прибить по одной четверти его тела над четырьмя воротами Сити, а голову выставить на Лондонском мосту».

В день казни Мору сообщили о королевской милости: приговор заменялся обыкновенным отсечением головы, на что Мор заметил: «Избави Боже моих друзей от такой милости».

Томас Мор известен как автор «Весьма полезной, а также и занимательной, поистине золотой книжечке о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»(1518 год).

 

Мор впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная и личная собственность и введено не только равенство потребления (как в ранних христианских общинах), но обобществлены производство и быт.

В Утопии 54 города, выстроенные по одному и тому же плану. Все улицы имеют одинаковую ширину. Все дома совершенно одинаковы. Двери не имеют никаких замков, и каждый может входить в любой дом. Свободных граждан каждые два года перемещают из города в деревню и наоборот. Каждые 10 лет жители обмениваются своими домами, чтобы не зарождались собственнические чувства.

Все утопийцы одеваются одинаково за исключением того, что одежда мужчин отличается от одежды женщин, а одежда людей женатых – от одежды неженатых.

В Утопии всё регламентировано, всё делается по звонку: ложатся спать около 8 вечера, спят 8 часов, а в предрассветные часы устраивают публичные чтения. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан. Работают по 6 часов, три часа до обеда и три после, наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Распределение продуктов производства происходит по потребности. Когда обнаруживается избыток товаров, городские власти на время сокращают рабочий день.

Некоторые лица отбираются для учёной деятельности и освобож-дены от прочих трудов.

Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Все высшие должностные лица избираются из числа учёных. Формой правления является представительная демократия. Во главе стоит князь, который избирается пожизненно, но может быть низложен.

Семья представлена ячейкой коммунистического быта. Женатые сыновья живут в доме своего отца и повинуются ему, если только его умственные способности от старости не ослабели. В брак вступают только девственные люди. Развод разрешается исключительно в случае прелюбодеяния, но виновная сторона не может вступить в новый брак.

 

Жители острова отрицают войну, но, тем не менее, учатся военному делу, чтобы оградить от вторжения иноземцев в своё государство. Война же, по их мнению, может вестись только по трём причинам: чтобы защитить свои земли, чтобы защитить территорию своего союзника, чтобы освободить угнетенный народ от тирании.

Рабы в Утопии – это граждане, осуждённые за позорные деяния, или иноземцы, которые у себя на родине были приговорены к казни, а утопийцы согласились принять их к себе как рабов. Интересно, что, для того чтобы у свободных воспитать презрению к золоту, рабов заковывают в золотые цепи.

Написанная на латинском языке в расчёте на учёных-гуманистов и просвещённых монархов, «Утопия» в середине ХVI века была переведена на другие европейские языки. Она оказала большое влияние на реформаторов последующих столетий, в частности К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и других представителей утопического социализма.

Не менее известным мыслителем того же направления в эпоху Возрождения был Томмазо Кампанелла и его произведение «Город Солнца». Его настоящее имя было Джован Доменико. Позже, когда он принял монашество, ему в честь святого Фомы Аквинского дали имя Фома, Томмазо. А ещё с детства у него было прозвание в память одного из прадедов – Кампанелла, что значит колокол. Под этим именем он и вошёл в историю.

Кампанелла – итальянец по происхождению, уроженец Калабрии – области Италии, которая находилась под властью испанцев. Он был сыном сапожника, но ему в детстве повезло и он смог овладеть грамотой. Ему хотелось учиться дальше, но для бедных дорога к знаниям шла тогда только через монастырь. И он в 14 лет ушёл в монастырь ордена Св. Доминика. В 23 года вышла его первая книга «Философия, основанная на ощущениях». Именно тогда инквизиция впервые арестовала его.

В возрасте 31 года Кампанелла готовит восстание, чтобы освобо-дить родную Калабрию от испанской тирании. Всё было очень хорошо спланировано и подготовлено. Но планы восстания стали известны испанцам. Начались аресты, и 6 сентября 1599 года Кампанелла был арестован. Он провёл в тюрьме почти 27 лет.

Ему пришлось пережить всё – и пытки инквизиции, и одиночество заключения, и ненависть своих близких – отца и брата, осуждённых из-за него. Но страдания не сломили его, он продолжал мыслить и творить даже в тюрьме. В 1601 году он начинает свой знаменитый трактат «Город Солнца» о справедливом и разумном государстве, пишет лежа, изуродованными пыткой пальцами. «В оковах, но всё же свободный, один, но всё же не одинокий, стеная, но спокойный, я слушаю своих врагов» – даже его мучители удивлялись спокойности Кампанеллы. А он считал своим долгом выжить, чтобы поведать о пути к всеобщему счастью и благоденствию, который он, как ему казалось, открыл.

И даже выйдя из тюрьмы более чем через четверть века, он продолжает писать трактат за трактатом, находясь под надзором в монастыре. И опять участвует в заговоре – ведь его родная Калабрия под пятой всё тех же испанцев! И опять провал, и бегство во Францию, где и проходят последние годы гражданина Города Солнца в нужде и изгнании.

Книга Томаззо Кампанеллы «Город Солнца», или, правильнее сказать, «Град (государство) Солнца», вышла в свет почти через сто лет после «Утопии». Несомненно, что в своей работе Кампанелла опирался на произведение Томаса Мора, поэтому основные идеи в них одинаковы.

В идеальной общине Кампанеллы упразднена частная собственность. Отсутствует понятие семьи. Продолжение рода контролируется и регулируется, чтобы вывести здоровое потомство. «Вскормленный грудью младенец» передаётся на попечение «специальных» людей, которые и обучают его. Не занимаясь специально в школе, играя, беззаботно проводя время, дети постепенно запоминают все науки и уже к 17 годам в полной мере овладевают всеми накопленными в обществе знаниями. Таким образом, биологические родители освобождены от необходимости заниматься воспитанием детей.

Люди в идеальном обществе будут настолько всесторонне умственно и физически развиты, что причины, порождающие ненависть человека к человеку, исчезнут. С другой стороны, жители города Солнца не перестанут заниматься военным делом. Во-первых, чтобы всегда быть готовыми отразить внешнюю опасность, а во-вторых, чтобы привлечь всех граждан к активной государственной жизни.

Труд является почетным и равно обязательным для всех, рабочий день сокращен до 4 часов благодаря высокой производительности и облегчению труда машинами. Огромное внимание уделяется развитию науки, просве-щению и трудовому воспитанию. Руководство общиной находится в руках учёно-жреческой касты.

Осуществление своей программы Кампанелла, возлагал на европей-ских государей и Римского Папу, стремясь достичь духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма.

 

Вопросы для самоконтроля:

1.   Понятие, сущность и основные признаки утопии.

2.   Примеры утопии в мировой политико-правовой теории и практике.

3.   Государственное устройство в трудах ранних утопистов (Т. Мор, Т. Кампанелла).

4.   Правовые основы утопического государства (Т. Мор, Т. Кампанелла).


Тоталитарные идеи в эпоху Возрождения

 

краткий обзор темы

 

Термин «тоталитаризм» стал употребляться журналистами и политиками в конце 1920-х начале 30-х годов и практически всегда в его определениях имелись ссылки либо на российский, либо на германский опыт. Одной из крайних форм тоталитарного режима можно считать ультракоммунистический режим Пол Пота в Камбоджи.

В условиях сформировавшейся тоталитарной системы любая поли-тическая самостоятельность и добровольные ассоциации запрещены, средства информации контролируются государством. Преобладает принудительный тип политического участия. Власть концентрируется в руках бюрократического аппарата, контролируемого единственной существующей в стране партией.

Политические режимы подразделяются на две большие группы: демократические и недемократические. Недемократические включают в себя два вида – тоталитарные и авторитарные.

Тоталитаризм (от лат. «totalitas» – полнота, цельность; «totalis» – весь, полный) означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан.

Для тоталитаризма характерны:

§    Единая для всех идеология.

§    Однопартийная политическая система.

§    Слияние партийного, государственного и полицейского аппаратов.

§    Проникновение государства во все сферы жизни общества.

§    Жесткий контроль государства над средствами массовой информации.

§    Массовые репрессии и террор.

§    Централизованное планирование экономики.

§    Контроль правящей партии над вооружёнными силами.

§    Административный контроль над отправлением правосудия.

 

В XX веке тоталитарные режимы существовали в Италии, Германии, Испании, СССР; существуют в странах Азии, Африки.

Гитлер как величайший демагог в мировой истории использовал массовую психологию в собственных целях. В книге «Майн кампф» («Моя борьба») он писал: «Оратор, выступивший перед народной массой, читает на лицах аудитории, насколько она понимает то, что он говорит, насколько она ему сочувствует. Аудитория тут же вносит известные поправки к тому, что говорит оратор. Между оратором и его слушателями всегда существует известный контакт»[1]. В массовых собраниях мышление выключено, что обеспечивает выступающему наибольшую степень воздействия на людей.

Гитлер использовал идею, высказанную ещё Никколо Макиавелли: «Чем многочисленнее толпа, к которой ты обращаешься, тем проще для восприятия должна быть твоя речь»[2].

Николло Макиавелли (1469-1527) – выдающийся итальянский государственный деятель, историк и писатель. Н.Макиавелли — один из главных теоретиков и практиков ведения информационного противоборства в политической сфере. Его главным трудом является книга «Государь», которая сотни лет пользуется успехом у политической элиты мира и была любимой книгой И.Сталина.

Одно из самых известных произведений эпохи Возрождения является книга выдающегося итальянского государственного деятеля, историка и писателя Николло Макиавелли (1469-1527) «Государь». Она раскрывает прохождение власти и государства сквозь кровь и мучения, и описывает идеального Государя, сильной личности, способного не только прийти к власти, но и сохранить власть независимо от обстоятельств.

Макиавелли – один из главных теоретиков и практиков ведения информационного противоборства в политической сфере. «Государь» сотни лет пользуется успехом у политической элиты мира. Макиавелли первый стал рассматривать политику как автономную сферу человеческой деятельности, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие «учитывать свои возможности», чтобы «предвидеть заранее» ход событий и принять необходимые меры.

«Государь» – это трактат о роли, месте и значении главы государства. Макиавелли основательно, тщательно, бережно и продуманно выстраивает зримый, живой и притягательный образ Нового Государя. Преобладание общих государственных интересов над частными, общеполитических целей над любыми другими определяет характер психологии нового государя. Однако саму книгу до сих пор воспринимают как пособие для абсолютных монархов и диктаторов. Но Макиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, а исследователем методов и сущности единовластия, в исследовании своем он опирался на исторический опыт человечества. Применение жестоких мер Макиавелли оправдывал лишь при неизбежных обстоятельствах.

Позднее появился термин «макиавеллизм», обозначающий политику, пренебрегающую законами морали, а к ученикам Макиавелли причисляли Екатерину Медичи, Гитлера, Сталина. И действительно, если рассматривать деятельность двух известнейших глав тоталитарных режимов ХХ века сквозь призму учения Макиавелли, нельзя не поразиться очевидному сходству, нельзя не задуматься, как много из написанного почти 500 лет назад произведения почерпнули для себя современные лидеры.

Для Сталина макиавеллизм стал своеобразным руководством к действию. Он умело комбинировал хитрость и насилие, демагогию, народную любовь, как это предлагал Макиавелли на пользу Государя. Недаром, наверное, в предисловии к выходившей в СССР в 1939 году книге «Государь» Макиавелли был объявлен «великим прогрессивным писателем», выступавшим против феодализма, папства и за объединение Италии под руководством «сильного Государя или диктатора»[3]. 

Макиавелли в своем трактате рассматривает не только личность и деятельность Государя, но и факторы, способствующие этой успешной деятельности. Одним из важнейших элементов государственного устройства Макиавелли считает армию. Формирующимся в его эпоху абсолютным монархиям для успешной борьбы с сепаратизмом крупной знати требовалась опора на силу. Минуя вассально-феодальные связи, формируются армии наемников-профессионалов. Макиавелли дал исчерпывающий анализ наемной армии: в нее идут те, кто не нашел места в обществе, честолюбивые, склонные к грабежам, распущенные. «Им весьма по душе служить тебе в мирное время, но стоит начаться войне, как они показывают тыл и бегут».[4] Спустя 500 лет его идеи вновь были подтверждены на практике. Контрактная армия не стала также опорой демократической власти в Германии. Приходу Гитлера к власти профессиональные генералы и офицеры не только не мешали, но содействовали; а в критической ситуации устранить диктатора они не смогли. В крах Германии в первой половине ХХ века профессиональная армия – рейхсвер – внесла свой весомый вклад.

Буржуазные революции XVII-XVIII веков с их лозунгами свободы, равенства и братства выдвинули идеи другой армии – сформированной из всех граждан добровольно или на основе всеобщей воинской повинности, не руководствовавшейся принципом оплаты службы как главной основы армии. Появилась концепция армии милиционного типа, и – как идеал – всеобщее вооружение народа.

Советское государство возникло под лозунгами всеобщего вооружения народа. Но в народе пролетариат составлял незначительное меньшинство, крестьянство было союзником колеблющимся, а другие классы попросту враждебны. И вместо всеобщего вооружения такого народа Троцкий выдвинул идею создания Красной Армии в виде контролируемых властью вооруженных частей.

Почти вековая устойчивость советской системы объясняется, в том числе и тем, что вместо вооруженного народа удалось создать и армию, и особые вооруженные отряды для контроля и за самой армией, и за обществом. Именно она стала одной из главных опор советского государственно-бюрократического социализма.

Насильное воздействие на мнение народа является одной из составляющих идей Макиавелли. «Любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. <…> Любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут  пренебречь ради  своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно»[5].

«Характер людей варьируется – легче их убедить раз, но держать их в этом убеждении – трудно. Поэтому надо действовать так, чтобы тех, кто более уже не верит, заставить верить силой»[6]. И это утверждение нашло себе практическое применение. Так, в середине 1930-х годов в Германии якобы для борьбы с безработицей и тунеядством создаётся система трудовых лагерей, являющаяся на деле системой борьбы с политической оппозицией и евреями как нацией, не имеющей право на существование. Несколькими годами ранее в Советском Союзе создаётся Главное Управление лагерей. Цель – использовать труд всё чаще выявляемых «врагов народа» на пользу государству. По сути, ГУЛАГ становится опорой правящему режиму.

Макиавелли утверждал, что Государь должен обладать умением убеждать народ. И Гитлер, и Сталин обладали невероятной харизмой, способностью практически гипнотического воздействия на людские массы. Умение подобрать правильные, доступные именно этой группе слова, обеспечивало им величайшую степень воздействия. Почему-то здесь вспоминается обращение вождя к народу после нападения Германии на СССР в 1941 году. «Братья и сестры» – так оно начиналось. Слова, воздействующие на психику слушателей, предназначенные подчеркнуть всю тяжесть сложившейся ситуации и надежду власти на народ. Такая надежда словно бы взваливает на людей дополнительную ответственность – уже не только перед своими близкими, но и перед чем-то большим, перед Родиной, Государством.

Для большинства тоталитарных режимов характерно наличие сильной, харизматической личности, лидера, способного увлечь массы. Частые публичные выступления используются как мощное средство в борьбе за своих сторонников. «Масса косна и ленива. Она неохотно берёт в руки печатное произведение», – писал Гитлер[7]. Исключением можно назвать разве что Пол Пота, режим которого был установлен в Камбоджи во второй половине 1970-х годов. Здесь не формировалось культа личности как такового, Пол Пот не устраивал массовых собраний, не стремился влиять на сознание людей с помощью ораторского искусства. Здесь в качестве силы убеждения использовали исключительно силу оружия. 

Формируемый в тоталитарных государствах культ личности вождя, его непререкаемый авторитет, людское обожание не позволяли оформиться сильной оппозиции внутри страны. Как писал Макиавелли: «умный Государь должен иметь Совет мудрых людей и дать им свободно говорить правду, но только о том, о чём их спрашивают, и ничего больше. Вне этого он не должен никого слушать, действовать обдуманно и быть твёрдым в своих решениях. <…> Государь должен собирать Совет, когда он хочет, а не тогда, когда другие хотят, и решительно отводить непрошенные советы»[8]. Государственные органы управления (в СССР – наркоматы, Советы; в Германии – рейхстаг, рейхсрат и др.) по мере упрочнения тоталитарной системы превращаются в марионеточные, придаточные органы власти, полностью подконтрольные партии.
«Я определённо думаю, что лучше действовать решительно, чем осторожно. Счастье подобно женщине, и необходимо, если ты хочешь завладеть им, завоевать его силой»[9]. 
 

Вопросы для самоконтроля:

1.   Понятие и сущность «макиавеллизма».

2.   Как работа Макиавелли «Государь» повлияла на формирование тоталитарных режимов в СССР и Германии?

3.   Природа идеологии тоталитарного режима и способы ее воздействия на политический процесс.

4.   Каким методам управления в рамках тоталитарного режима отдаётся предпочтение?  

5.   Какие партии добиваются прихода к власти в условиях тотали-таризма?

6.   Каково положение личности в стране с тоталитарным режимом?


Применение утопическо-тоталитарных идей при строительстве

Сталинска-Новокузнецка (зарождение «города-сада»)

 

краткий обзор темы

 

В конце 1920-х годов в Советском Союзе наблюдался небывалый рост индустриального строительства. Необходимость осуществления первой сталинской пятилетки выдвинула проблему создания больших жилых комплексов и новых типов массового жилья.

Уже в 1929 году всё определённее складывалось мнение, что при строящихся заводах-гигантах должны возникать новые города, города социалистического типа. В теоретических трудах и проектных решениях городов-садов (Соц-городов) с жилкомбинатами, домами-коммунами, домами бытового обслуживания по-разному решались вопросы органи-зации жизненной среды на социалистической основе. Для формирующихся индустриальных центров Сибири, рост которых осуществляется за счёт притока молодежи из различных районов страны, эти вопросы имели не только бытовое, но и идеологическое значение – ведь речь шла о формировании социалистического мировоззрения населения. Не случайно культурное строительство, развернувшееся на всём огромном пространстве Сибири, в большей степени коснулось вначале городов Западной Сибири, где создавалась восточная индустриальная база страны, и шёл активный процесс урбанизации. Это относилось и к Кузбассу как краю с огромным будущим.

В декабре 1929 года президиум ЦК союза строителей постановил: «Считать необходимым возведение при Кузнецком металлургическом заводе первого в Сибири социалистического города». Разработка проекта города была передана Госплану. Город изначально проектировался на основе полного обобществления культурно-просветительской и бытовой жизни всех трудящихся. Центральный банк Коммунального хозяйства и Жилищного строительства решил поручить разработку проекта плани-ровки Новокузнецка и Магнитогорска немецкому архитектору, социалисту Эрнсту Маю. Май работал главным инженером в городе Франкфурт-на-Майне, известным как своего рода лаборатория, где производились опыты внедрения различных новшеств в жилищное строительство.

Идеи Эрнста Мая об идеальном утопическо-социалистическом городе по своей сути не являлись чем-то новым.

Утопический социализм – совокупность тех учений, которые выразили идею о желательности и возможности установления такого общественного строя, где не будет эксплуатации человека человеком и иных форм социального неравенства и угнетения. Уже Томас Мор и Томаззо Кампанелла описывали в своих книгах устройство утопического города, подобное которому немецкий архитектор попытался воспроизвести в реальной жизни.

Не останавливаясь на критике профессиональных способностей Мая, мы рассмотрим только социальную сторону его проекта по застройке города Сталинска.

Май разрабатывал план социалистического города. «Главная особенность строительства социалистического города заключается в том, что мы должны систематически строить жизнь. Мы за границей также строили дома нового типа, но за этим не кроется идеи строить коллективную жизнь», – говорил он. – «Для меня совершенно ясно, что соц. город может быть построен по второму принципу, когда, если можно так выразиться, хозяином является этот завод-гигант, а всё остальное строится в зависимости от него»[10].

В таком городе дети проводят большую часть времени в детских садах, чтобы не отвлекать родителей от работы и повседневных обязанностей, а по выходным – от полноценного отдыха. Старики живут отдельно от молодых, так как, выросшие при царском режиме, своими взглядами могут дурно повлиять на подрастающее поколение.

Согласно этой идее, свои проекты Май разрабатывал по методу «строчной застройки». За основу жилого квартала бралась «строчка», т. е. блок жилых ячеек, поставленных в направлении север-юг с глухими торцами, обращёнными на улицу. Такая система экономична, так как позволяла повторяемость, типизацию домов. Что же касается эстетической стороны, то Май рассуждал, что «в коллективной жизни рабочих есть один общий интерес, а потому нельзя допустить, чтобы один человек делал великолепный фасад, а другой – бедный. По-моему, дома должны быть стандартные и только номерами варьировать по своему вкусу. Средств на то, чтобы везде сделать прекрасные фасады, у нас нет, а поэтому перейти на другой, более богатый и более разнообразный тут мы не можем».

Проект Мая предполагал, что несколько стоящих в ряд домов образуют комплекс, несколько комплексов – улицу, сумма сложенных комплексов – город. Каждый квартал должен жить своей внутренней жизнью. Он рассчитан на восемьсот или тысячу человек, включал в себя детские сады, общественные столовые, клубы. Каждый из кварталов должен иметь свои отличительные черты. «Один – для железно-дорожников, другой – для металлургов и т. д. Центральный клуб имеет совсем другие функции. Это будет место общения людей всех специальностей, всех категорий… В районных клубах будут ставиться постановки, концерты, а в маленьком клубе люди смогут собираться, поиграть, поговорить о своей внутренней жизни. В этих маленьких клубах должно быть пианино, скрипка и др. инструменты. Чтобы тот, кто не может купить их сам, мог бы пользоваться таким культурным развлечением в своем клубе. Тут же должен быть физкультурный центр. Если человек проработал на заводе 8 или даже больше часов, то он иногда не в состоянии идти до центрального клуба, а если это в двух минутах от дома, то в этот клуб он, может быть, и пойдет – поиграть в футбол, хоккей и т. д. Общий физкультурный центр – это уже другое дело, он помещается в другом месте. Этот план схематичен, но логичен. Это место можно использовать для административного центра», – рассказывал Май[11].

Что касается внутреннего устройства жилых помещений, то, в целях экономии места, Май предлагал делать узкие лестничные клетки, совмещённые уборные и сидячие ванны, кухни размером 180х150 см. Подобные «дома» строились из расчета, что население будет полностью обслуживаться коммунальными механизированными прачечными и столовыми, и не будет ощущать большой нужды в кухнях и ваннах.

Проект Эрнста Мая, несомненно, отличался экономичностью, и предполагал совершенно новый тип городов. В 1931-32 годах в Сталинске по нему началась застройка улиц Школьная, Энтузиастов, Куйбышева. Однако менее чем через два года от услуг Мая на Кузнецкстрое отказались, признав, что в социалистическом городе-саде должен присутствовать человеческий фактор. Некоторые советские архитекторы ещё долго выступали с критикой «Маевской застройки»: «Отсутствие дворового пространства, смешение его с уличным лишают жилье характерной лиричности и интимности. Вполне понятно стремление живущих в доме к уюту, к некоторой изолированности от внешнего мира: лишь в этих условиях возможен настоящий отдых… Улица слепых торцов в Сталинске шириной в 17 м чем-то напоминает кладбищенскую аллею… В планировку города и его улиц Май вводит полную обезличку»[12].

Беда Мая состояла в том, что он исключил из своей «архитектурной» концепции человека. Он подменил человеческую личность некоей суммой биологических и технических требований. И эти требования Май решил механически упрощенно, согласно с идеями того времени об обществе, в котором ликвидирована частная собственность и введено равенство потребления, обобществлены производство и упрощен быт. Человек – не индивидуум, а лишь маленький винтик большой машины, называемой государством. Утопия?..

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1.   Перечислите признаки города «социалистического типа».

2.   Перечислите элементы «Утопии»/«Города Солнца», воплотившиеся в идеях архитектора Э. Мая.



[1]Гитлер А. Моя борьба [Электронный ресурс] : URL: http://www.tuad.nsk.ru/~history/ Author/Engl/H/Hitler/mk/glava2-6.html.

[2] См.: Макиавелли Н. Государь [Электронный ресурс] : URL:/http://lib.ru/POLITOLOG/ MAKIAWELLI/ gosudar.txt.

[3] Макиавелли Н. О военном искусстве. - М.; Воениздат. 1939. С. 2-3.

[4] Макиавелли Н. // http://lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt

[5] Макиавелли Н. Государь. // http://lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt.

[6] Там же.

[7] Гитлер А. моя борьба. // http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Engl/H/Hitler/mk/glava2-6.html

[8] Макиавелли Н. Государь. // http://lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt

[9] Там же.

 

[10] Архив ИАМ «Кузнецкая Крепость» Ф.1 Оп. 2. Д. 2. Л. 112

[11] Архив ИАМ «Кузнецкая Крепость» Ф.1 Оп. 2. Д. 2. Л. 112-113.

[12] Мостаков А. Безобразное «наследство» архитектора Э. Мая. // Архитектура СССР.1937. № 9. С. 60-63

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!