Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Понятие и юридическая природа условно-досрочного освобождения от наказания
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания предусмотрено ст. 79 УК РФ. Этот правовой институт является проявлением принципа гуманизма в уголовном праве. Он выражается в освобождении лица, отбывающего наказание определенного вида, при наличии ряда условий от дальнейшего отбывания наказания. Причем это освобождение не является безусловным. В течение неотбытой части наказания осужденный обязан выполнять определенные требования. В противном случае условно-досрочное освобождение может быть отменено.
Исполнение назначенного судом наказания целесообразно лишь постольку, поскольку им достигаются указанные в законе цели: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение новых преступлений. Если социальная справедливость как основная цель наказания, а также исправление осужденного достигнуты до истечения срока наказания, то дальнейшее его исполнение становится бесцельным, а потому нецелесообразным. Исходя из принципа гуманизма, закон предоставляет суду право условно-досрочно освободить от дальнейшего отбывания наказания лиц, доказавших, что для своего исправления они не нуждаются в полном отбывании назначенного наказания.
По своей юридической природе условно-досрочное освобождение представляет собой освобождение от отбывания оставшейся части наказания лица, отбывшего установленную законом часть назначенного судом наказания и своим поведением и отношением к исполнению обязанностей доказавшего, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного наказания, при условии выполнения требований, предъявляемых к нему в течение оставшейся неотбытой части наказания.
Условно-досрочное освобождение от отбывания - это самый распространенный вид освобождения от наказания, так как оно применяется к большинству основных видов наказания, при совершении любых преступлений (что не позволялось прежним УК) и ко всем категориям осужденных, что также является отличительной чертой нового Кодекса.
Рассматриваемый институт может применяться к лицам, отбывающим все основные виды наказания срочного характера, кроме обязательных работ и ареста.
Основанием применения данного вида освобождения от дальнейшего отбывания наказания служит утрата осужденным общественной опасности и возникшая на этой основе возможность его окончательного исправления без полного отбытия наказания. В отличие от предыдущего действующий УК не указывает на критерии, с помощью которых определяется возможность окончательного исправления осужденного без полного отбытия назначенного судом наказания. Однако очевидно, что такими критериями могут служить только поведение осужденного и его отношение к исполнению обязанностей во время отбывания наказания. Поведение осужденного должно быть примерным по оценке органа, исполняющего наказание (отсутствие дисциплинарных взысканий, наличие поощрений), а отношение к исполнению обязанностей - добросовестным. Примерное поведение и добросовестное отношение к исполнению обязанностей могут свидетельствовать о высокой степени исправления осужденного, если они продолжались достаточно длительное время. Поэтому “вывод суда об исправлении осужденного должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении за весь период нахождения в исправительно-трудовом учреждении, а не за время, непосредственно предшествующее рассмотрению представления”.1
Условно-досрочное освобождение от наказания применяется при отбывании только срочных видов наказания: исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы. Поскольку процесс исправления
осужденного является постепенным и требует определенного времени, обязательным условием применения рассматриваемого института закон считает фактическое отбытие определенной части назначенного судом наказания. Величина этой части жестко связана с категорией преступления, за которое осужденный отбывает наказание.
Согласно ч. 3 ст. 79 УК условно-досрочное освобождение может быть применено только после отбытия осужденным:
“а) не менее половины срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;
б) не менее двух третей срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;
в) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление”.1
Законодатель связывает величину фактически отбытой части назначенного наказания не с категорией преступления, а с личностью осужденного в единственном случае, если условно - досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным в ч. 7 ст. 79 УК. Повторно условно-досрочное освобождение таких лиц допускается не ранее чем после фактического отбытия трех четвертей назначенного наказания.
Фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев (ч. 4 ст. 79). Эта оговорка не распространяется на другие виды наказания, следовательно, вопрос об условно-досрочном освобождении от отбывания прочих, кроме лишения свободы, видов наказания может быть поставлен и до истечения шестимесячного срока.
Действующий УК не содержит исключений из правила об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. Оно может применяться к любым лицам, в том числе и при особо опасном рецидиве, независимо от характера и тяжести совершенных преступлений. Может применяться условно - досрочное освобождение и к лицу, осужденному к пожизненному лишению свободы, “если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы” (ч. 5 ст. 79).1
Условно-досрочное освобождение применяется судом по месту отбывания наказания по представлению уполномоченного специализированного органа, на который возложено исполнение наказания. Признав, что лицо, отбывающее наказание, отбыло требуемую по закону часть срока назначенного по приговору суда наказания и, судя по его поведению и отношению к исполнению своих обязанностей, не нуждается для своего исправления в полном отбывании назначенного наказания, суд выносит определение об условно - досрочном освобождении от отбывания точно обозначенного календарного срока наказания. При этом освобождаемому не назначается испытательный срок, поскольку его функцию выполняет неотбытая часть наказания. Этим же определением суд вправе полностью или частично освободить осужденного от отбывания дополнительного вида наказания.
Принципиально новым является закрепленное в УК положение, предоставляющее суду право при применении условно-досрочного освобождения возлагать на осужденного определенные обязанности, которые должны им исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания (ч. 2 ст. 79). Перечень обязанностей полностью совпадает с перечнем обязанностей, которые могут возлагаться судом на лицо, осуждаемое условно (ч. 5 ст. 73). Таковыми могут быть обязанности: не менять постоянного места жительства, работы или учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; осуществлять материальную поддержку семьи. Суд может возложить на условно - досрочно освобождаемого исполнение и других обязанностей, способствующих закреплению его исправления.
Условный характер данного вида освобождения от отбывания наказания заключается в установлении контроля за поведением условно-досрочно освобожденного и за исполнением возложенных на него обязанностей, а также в возможности отмены условно - досрочного освобождения в случае нарушения требований, предъявляемых к условно - досрочно освобожденным. Контроль за поведением условно - досрочно освобожденных осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.
Нарушениями требований условно-досрочного освобождения от отбывания наказания закон признает: 1) нарушение общественного порядка, повлекшее наложение административного взыскания, 2) злостное уклонение от исполнения обязанностей, возложенных судом при применении условно - досрочного освобождения, 3) совершение по неосторожности нового преступления в течение неотбытой части наказания, 4) совершение нового умышленного преступления в течение того же времени.
Из перечисленных нарушений только одно является безусловным и обязательным основанием отмены условно-досрочного освобождения: совершение нового умышленного преступления в течение неотбытой части назначенного наказания. В этом случае суд назначает наказание по правилам, установленным ст. 70 УК по совокупности приговоров, т.е. к наказанию, назначенному по новому приговору, полностью или частично присоединяет неотбытую часть наказания по предыдущему приговору. При этом к основному наказанию, назначенному по совокупности приговоров, суд вправе присоединить дополнительную меру наказания, назначенную по предыдущему приговору, если лицо было от него условно - досрочно освобождено.
Совершение по неосторожности нового преступления в течение неотбытой части наказания лицом, условно-досрочно освобожденным от отбывания наказания, является факультативным основанием отмены условно-досрочного освобождения. В зависимости от характера нового преступления, тяжести причиненных им последствий, личности виновного и его поведения в течение неотбытой части наказания, назначенного по предыдущему приговору, суд может сохранить или отменить условно-досрочное освобождение. При его сохранении назначается и исполняется только наказание за новое преступление, совершенное по неосторожности, а неотбытая часть наказания по предыдущему приговору не приводится в исполнение и по-прежнему продолжает выполнять функцию испытательного срока при условно - досрочном освобождении от отбывания наказания. При отмене условно - досрочного освобождения наказание назначается по совокупности приговоров, как и при совершении умышленного преступления в течение неотбытой части наказания.
Уклонение от исполнения возложенных судом обязанностей признается злостным, если оно носит систематический характер и продолжается после письменного предупреждения специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением лица, условно - досрочно освобожденного от отбывания наказания. Это основание отмены условно-досрочного освобождения также носит факультативный характер и применяется судом с учетом личности и поведения осужденного в течение неотбытой части наказания, продолжительности уклонения от исполнения обязанностей и причин их неисполнения. При отмене условно-досрочного освобождения по данному основанию к исполнению обращается неотбытая часть не только основного, но и дополнительного наказания, если лицо было условно-досрочно освобождено от его отбывания.
По своему юридическому значению к злостному уклонению от исполнения возложенных судом обязанностей приравнивается совершение условно-досрочно освобожденным нарушения общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание. Следует подчеркнуть, что основанием для отмены условно-досрочного освобождения могут служить не любые административные правонарушения, повлекшие соответствующие взыскания, а только правонарушения, связанные с нарушением общественного порядка и предусмотренные гл. 13 КоАП, за которые к виновному были обоснованно применены меры административного взыскания.
Отменить условно-досрочное освобождение в связи с нарушением общественного порядка, повлекшим наложение административного взыскания, или в связи со злостным уклонением от исполнения возложенных судом обязанностей суд может только по представлению уполномоченного на то специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением лица, условно-досрочно освобожденного от отбывания наказания. Поэтому решение вопроса об отмене или сохранении условно - досрочного освобождения во многом зависит от мнения этого органа. Естественно, что его обращение в суд с представлением об отмене условно - досрочного освобождения должно основываться на оценке поведения подконтрольного лица и выводах о невозможности его исправления без полного отбывания назначенного судом наказания. Только при обоснованности представления этого органа суд должен вынести определение об отмене условно - досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания, в том числе и дополнительного, если от его отбывания осужденный был условно-досрочно освобожден. Если же суд не согласится с изложенным в представлении контролирующего органа выводом о невозможности исправления лица без полного отбывания назначенного наказания, либо установит факт необоснованного применения мер административного взыскания, либо сочтет уважительными причины неисполнения возложенных при применении условно-досрочного освобождения обязанностей, он должен вынести определение о сохранении условно-досрочного освобождения.
2. Основания условно-досрочного освобождения от наказания
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания производится органом, исполняющим наказание, после получения определения о том суда. Решение об условно-досрочном освобождении требует наличия оснований, предусмотренных ст. 79 УК РФ. Их принято подразделять на материальные и формальные.
К материальным основаниям относится осуждение к таким видам наказания, как исправительные работы, ограничение свободы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы. Условно-досрочное освобождение от иных видов наказания законом не предусмотрено. Другим материальным основанием является вывод суда о том, что осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного наказания. Основным критерием, дающим возможность для такого вывода, является соответствующее поведение лица в период отбывания наказания, но могут приниматься во внимание и другие обстоятельства, например преклонный возраст, состояние здоровья осужденного и т.д.
В качестве формальных оснований законом предусмотрено отбытие определенных сроков вышеназванных наказаний. Только после этого может быть применено условно-досрочное освобождение. Осужденный должен фактически отбыть: а) не менее половины срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести; б) не менее двух третей срока наказания, назначенного за тяжкое преступление; в) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление; г) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно - досрочно освобождавшемуся, но такое решение было отменено в связи с совершением им нового преступления или по иным основаниям, предусмотренным законом. Кроме того, при осуждении к лишению свободы на определенный срок лицо во всех случаях должно отбыть не менее шести месяцев назначенного ему наказания. При осуждении же к пожизненному лишению свободы для применения условно-досрочного освобождения данному лицу необходимо отбыть не менее двадцати пяти лет этого наказания.
При положительном решении вопроса об условно-досрочном освобождении суд может одновременно полностью или частично освободить лицо от отбывания дополнительного вида наказания. Орган, осуществляющий досрочное освобождение, вносит об этом запись в личное дело осужденного, его учетные документы, а также документы, выдаваемые лицу на руки при освобождении. При частичном освобождении от дополнительного наказания его отбывание продолжается в установленном законом порядке до полного истечения срока.
Согласно положениям ст. 363, 365 УПК РСФСР условно-досрочное освобождение от наказания и замена неотбытой его части более мягким видом наказания применяются судом по месту отбывания наказания. Для этого администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, должна обратиться в суд с соответствующим представлением.
Ранее действовавшая ст. 99 ИТК РСФСР не регламентировала порядок направления в суд указанных представлений. В статье 175 Уголовно-исполнительного кодекса (ч. 9) предусматривается обязанность администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, во всех случаях рассматривать вопрос о представлении к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким его видом в течение месяца после дающего для этого возможность отбытия осужденным установленной законом части срока наказания.1 Такой порядок, с одной стороны, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов осужденного, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на осужденного.
Тем же целям служит порядок рассмотрения вопроса о возможности представления к досрочному освобождению, предусмотренный ведомственными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность органов, исполняющих наказания. Например, данный вопрос предварительно обсуждается на комиссии исправительного учреждения в присутствии осужденного (без права голосования). По результатам ее работы начальник учреждения принимает окончательное решение. В случае положительного вывода в суд направляется представление об условно-досрочном освобождении осужденного или замене ему неотбытой части наказания более мягким его видом, а также личное дело и характеристика осужденного.
При отказе в досрочном освобождении комиссия указывает его мотивы, о чем объявляется осужденному под расписку. Выписка из протокола заседания комиссии приобщается к личному делу осужденного. Повторное обращение осужденного в комиссию возможно не ранее чем по истечении сроков, указанных в ч. 10, 12 статьи ст. 175 УИК.1
Для избежания случаев необоснованного досрочного освобождения администрации исправительного учреждения необходимо полностью удостовериться в примерном поведении осужденного, причем в течение продолжительного периода времени отбывания наказания. На это косвенно указывает ч. 10 статьи 175 УК. Согласно ее положениям вопрос об условно-досрочном освобождении или замене наказания более мягким может рассматриваться только в отношении совершеннолетних, отбывающих лишение свободы в облегченных, а несовершеннолетних - в льготных условиях.
Представление к помилованию производится органом, исполняющим наказание, обычно по инициативе самого осужденного. Например, в местах лишения свободы осужденные подают ходатайства о помиловании через начальников отрядов. Затем ходатайство с приобщенной к нему характеристикой передается для оформления в специальную часть учреждения. Ходатайства, направляемые в действующую при Президенте Российской Федерации Комиссию по вопросам помилования, дополняются копиями приговоров, анкетами и другими необходимыми документами.
Если ходатайство удовлетворено, осужденному объявляется указ Президента Российской Федерации о помиловании, в чем он расписывается. Данное основание освобождения фиксируется в документах, выдаваемых осужденному при освобождении. Об отклонении ходатайства осужденному также объявляется под расписку. Повторные ходатайства о помиловании, как правило, могут подаваться через шесть месяцев, а в отношении осужденных за особо тяжкое преступление – по истечении года со дня отклонения предыдущего ходатайства.
Правовой формой объявления амнистии является постановление Государственной Думы, в котором указывается, на какие категории осужденных она распространяется и в какой мере. Определяются категории осужденных, на которых не распространяется амнистия. Как правило, принимается также отдельное постановление о порядке применения амнистии, с указанием органов, которые должны ее осуществлять. Для решения вопроса о возможности применения амнистии к конкретным осужденным создаются комиссии с участием работников прокуратуры, органов, исполняющих наказания, депутатов, других представителей общественности. Они изучают личное дело осужденного, при необходимости заслушивают его самого, после чего принимают решение.
Перечень заболеваний, являющихся основанием для представления к досрочному освобождению, утвержден Министерством здравоохранения и Министерством внутренних дел РФ и имеется во всех судах, а также органах, исполняющих наказания. Кроме психических расстройств, в него входят острые формы туберкулеза, злокачественные образования, болезни эндокринной системы, нервной системы, органов чувств, кровообращения, пищеварения, болезни почек, костно-мышечной системы, анатомические дефекты, образовавшиеся вследствие заболевания или травмы во время последнего отбывания наказания (высокие ампутации конечностей).
В случае наличия такого рода заболевания у осужденного начальник учреждения или органа, исполняющего наказание, вносит в суд представление об освобождении данного лица от отбывания наказания. К представлению прилагаются врачебное заключение, а также личное дело осужденного. Если болезнь не носит характера психического расстройства, то в представлении должны содержаться данные, характеризующие личность и поведение осужденного в период отбывания наказания. Если болезнь осужденного наступила в результате его умышленных действий (членовредительства), то он к освобождению не представляется, за исключением тех случаев, когда лицо причинило себе вред в состоянии расстройства психики.
На осужденных, в отношении которых отказано в освобождении по болезни, в случае ухудшения течения болезни материалы повторно направляются в суд независимо от времени отказа.
Статьи 49, 53 УК РФ содержат запрет применения наказаний в виде обязательных работ и ограничения свободы к лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, а также беременным женщинам.1 Несмотря на отсутствие в уголовном законе прямого запрета на применение к указанным лицам исправительных работ, нецелесообразность назначения этого наказания лицам, имеющим ограниченную трудоспособность, также очевидна. Поэтому в случаях наступления инвалидности в процессе отбывания указанных наказаний исполняющие их органы обязаны вносить в суд представление о досрочном освобождении таких лиц от дальнейшего отбывания наказания.
В отличие от инвалидности первой или второй группы, беременность влечет за собой лишь временную нетрудоспособность женщины. С учетом этого обстоятельства закон предусматривает обязанность учреждений и органов, исполняющих наказания, вносить в отношении таких лиц представление в суд не об освобождении от наказания, а об отсрочке его отбывания. При этом ч. 2 ст. 82 УК РФ предусматривает условия, которые могут повлечь отмену отсрочки и направление осужденного для дальнейшего отбывания наказания.
В случае удовлетворения судом ходатайства об отсрочке беременной осужденной отбывания вышеназванных видов наказания она предоставляется этой женщине со дня начала отпуска по беременности и родам, т.е. с момента наступления нетрудоспособности.
Согласно нормам уголовного права наказание в виде пожизненного лишения свободы назначается только за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и лишь в тех случаях, когда суд сочтет возможным не применять к виновному смертную казнь. С учетом этих обстоятельств закон ограничивает возможности досрочного освобождения таких лиц от отбывания наказания. В ч. 5 ст. 79 УК РФ указано, что лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно лишь после фактического отбывания им не менее двадцати пяти лет данного наказания. Комментируемая статья предусматривает и другие ограничения, которыми должна руководствоваться администрация исправительных учреждений при решении вопроса о представлении такого лица к условно-досрочному освобождению.1
Представляется, что наиболее значимое из них содержится в норме, исключающей возможность условно-досрочного освобождения лиц, совершивших новое тяжкое или особо тяжкое преступление в период отбывания пожизненного лишения свободы. Это ограничение имеет ярко выраженную предупредительную направленность.
С целью исключения ошибок при представлении рассматриваемой категории лиц к условно-досрочному освобождению предусмотрены ограничения, предъявляющие повышенные требования к поведению осужденного, которое может служить основанием освобождения. Представление об условно-досрочном освобождении может быть направлено в суд только при отсутствии у осужденного к пожизненному лишению свободы злостных нарушений режима отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении лица, отбывающего пожизненное лишение свободы, для повторного ходатайства предусмотрен трехлетний срок, в пять раз превышающий аналогичный срок для других категорий осужденных.
3. Последствия ненадлежащего поведения и совершения освобожденным нового преступления
Контроль за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, в отношении военнослужащих – командованием воинских частей и учреждении.
Поведение лица, освобожденного от отбывания наказания условно-досрочно, должно соответствовать определенным требованиям. В случаях их нарушения условно-досрочное освобождение может быть отменено. В УК предусмотрено, что, если в течение неотбытой части наказания осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, суд по представлению уполномоченных на то органов может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении неотбытой части наказания (п. “а” ч. 7 ст. 79 УК). Следует обратить внимание на то обстоятельство, что для отмены условно-досрочного освобождения требуется наличие в течение неотбытого срока не любого административного правонарушения, а только нарушения общественного порядка. К ним могут быть отнесены мелкое хулиганство. неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции появление в общественных местах в нетрезвом виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность и т.д. Полный перечень нарушений общественного порядка установлен в КоАП.
Кроме того, необходимо установить1 что за совершенное правонарушение было наложено административное взыскание, которое не снято и не утратило силу. для наличия основания отмены условно-досрочного освобождения достаточно одного подобного правонарушения.
Условно-досрочное освобождение может быть отменено и при злостном уклонении лица от исполнения обязанностей возложенных на него при применении этого правового института. Уклонение следует признавать злостным, если оно продолжалось после предупреждения сделанного уполномоченным на то органом. При решении вопроса об отмене условно-досрочного освобождения суд должен выяснять, имелась ли у освобожденного реальная возможность выполнять возложенные на него обязанности. Если они не выполнены по уважительным причинам, оснований для отмены освобождения не имеется.
В случаях совершения во время неотбытой части наказания лицом нового преступления большое значение имеет, является это преступление умышленным или неосторожным. Если осужденный совершил преступление по неосторожности, вопрос об отмене или о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом. При этом учитываются характер совершенного преступления, все обстоятельства дела, поведение лица во время совершения преступления, а также до и после этого.
Если осужденный совершил умышленное преступление суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным ст. 70 УК, т.е. по совокупности приговоров.1
4. Обратная сила норм УК РФ 1996 года об условно-досрочном освобождении от наказания
Согласно ст. 10 УК РФ обратную силу имеет уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, и, соответственно, не имеет обратной силы уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица.
Принципиально новое в ст. 10 УК то, что не имеет обратной силы не только закон, устанавливающий преступность деяния или усиливающий наказание, но и закон, иным образом ухудшающий положение лица.
Уголовный кодекс 1996 г. в целом предусмотрел более благоприятные основания для условно-досрочного освобождения осужденных от наказания. Так, в отличие от ст. 53 УК 1960 г., согласно которой условно-досрочное Освобождение от наказания было возможным лишь в случае, если лицо примерным поведением и честным отношением к труду доказало свое исправление, ст. 79 УК 1996 г. допускает условно-досрочное освобождение от наказания, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
Существенно сокращены новым УК сроки наказания, по отбытии которых возможно условно–досрочное освобождение. Так, согласно п. “а” ч. 3 ст. 79 УК 1996 г. условно-досрочно могут быть освобождены лица, отбывшие не менее половины срока наказания, назначенного за преступления небольшой или средней тяжести, т. е. лица, осужденные за умышленные или неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы. Согласно п. 1 ч. 5 ст. 53 УК 1960 г. лица, осужденные за умышленные преступления к лишению свободы на срок свыше 3 лет, могли быть условно-досрочно освобождены по отбытии не менее двух третей назначенного срока наказания.
Единственной предпосылкой условно-досрочного освобождения лица по отбытии не менее двух третей наказания, согласно п. “б” ч. 3 ст. 79 УК 1996 г., является осуждение лица за тяжкое преступление, т. е. за преступление, наказание за которое предусмотрено в виде лишения свободы на срок свыше 5, но не свыше 10 лет.
Согласно же ч. 5 ст. 53 УК 1960 г. условно-досрочное освобождение по отбытии не менее двух третей наказания предусматривалось не только к осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок свыше 3 лет (п. 1), но и к лицам, ранее отбывавшим наказание в местах лишения свободы за умышленные преступления и до погашения или снятия судимости вновь совершившим умышленно преступление, за которое они о суждены к лишению свободы (п. 2), а также к лицам, совершившим во время отбывания наказания в местах лишения свободы умышленное преступление, за которое они осуждены к лишению свободы (п. 3).
Таким образом, основания условно-досрочного освобождения от наказания, предусмотренные п. “6” ч. 3 ст. 79 УК 1996 г., являются, по общему правилу, более благоприятными для осужденных в сравнении с основаниями, предусмотренными ч. 5 ст. 53 УК 1960 г. Но есть исключение: в случае, если лицо осуждено за тяжкое преступление, совершенное до 1 января 1997 г., к наказанию в виде лишения свободы на срок не свыше 3 лет, должно применяться положение, предусмотренное не п. “б” ч. 3 ст.79 УК 1996 г., а п.4 ст. 53 УК 1960 г., в соответствии с которым в таких случаях условно-досрочное освобождение возможно по отбытии половины наказания.
В ч. 6 ст. 53 УК 1960 г. указан перечень преступлении, при осуждении за которые условно-досрочное освобождение от наказания может быть применено после фактического отбытия не менее трех четвертей назначенного срока наказания. За исключением преступлений, предусмотренных ст. 223 и ч. 2 ст. 224 УК1960 г., по остальным указанным в перечне ч.6 ст. 53 УК 1960 г. статьям предусматривалось наказание свыше 10 лет лишения свободы. Вместе с тем по большинству из этих составов по новому УК предусмотрено наказание в пределах 10 лет лишения свободы. Из этого следует, что в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 1996 г. “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации” лицам, осужденным по этим составам к лишению свободы на срок свыше 10 лет, при приведении в соответствие с новым УК наказание будет снижено до максимальных пределов, указанных в соответствующей статье УК 1996 г. с переквалификацией их действий по новому УК.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 УК РФ эти преступления должны признаваться тяжкими и согласно п. 46 ч. 3 ст. 79 этого УК лица, осужденные за такие преступления, могут быть условно-досрочно освобождены по отбытии не менее двух третей наказания.
Действия лиц, осужденных до 1997 г. к наказаниям не свыше 10 лет лишения свободы, при приведении приговоров в соответствие с УК 1996 г. по заявлению осужденного либо по представлению прокурора, органа, ведающего исполнением наказания (ст. 361 УПК), также должны быть переквалифицированы на соответствующие статьи УК 1996 г. без изменения меры наказания, так как максимальное предусмотренное этими статьями наказание в пределах 10 лет лишения свободы имеет значение для категоризации преступлений. В соответствии с п. “б” ч. 3 ст. 79 УК 1996 г. эти лица могут быть условно-досрочное освобождены по отбытии двух третей назначенного наказания.
Есть и исключения. В случае переквалификации со ст. 223 УК 1960 г. (хищение радиоактивных материалов), указанной в перечне ч. 6 ст. 53 УК 1960 г., на ч. 1 ст. 221 УК 1996 г., предусматривающую наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, условно-досрочное освобождение может быть применено по отбытии не менее половины фактически отбытого наказания (п. ~а* ч. 3 ст. 79 УК 1996 г.), поскольку такое преступление является преступлением средней тяжести, а при переквалификации на ч. 2 ст. 221 УК 1996 г. (наказание: лишение свободы на срок от 4 до 7 лет) – по отбытии не менее двух третей назначенного наказания. В случае же, если в действиях лица есть квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 3 ст. 221 УК 1996 г. (организованная группа; применение насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; лицом два или более раза судимым за хищение либо вымогательство), приговор не подлежит приведению в соответствие с ч. 3 ст. 221 УК 1996 г., так как максимальные пределы санкций ст. 223 УК 1960 г. и ч.3 ст. 221 УК 1996 г. одинаковы – 10 лет лишения свободы, а минимальный предел по ст. 2233 УК 1960 г. (3 года лишения свободы) ниже, чем по ч. 3 ст. 221 УК 1996 г. (5 лет лишения свободы). Такие лица могут быть условно досрочно освобождены по отбытии двух третей наказания.
Исключением является также условно-досрочное освобождение при осуждении по ч. 2 ст. 87 и ч. 3 ст. 173 УК 1960 г. Часть 2 ст. 87 УК предусматривала ответственность за изготовление поддельных денег или ценных бумаг, совершенное в виде промысла либо организованной группой, с санкцией в виде лишения свободы на срок от 3 до 15 лет. Промысел не указан в качестве квалифицирующего признака в ч. 3 ст. 186 УК 1996 г., предусматривающей ответственность за такие деяния, вследствие чего в отношении лиц, осужденных по ч. 2 ст. 87 УК 1960 г., с учетом этого признака положение об условно-досрочном освобождении по отбытии трех четвертей наказания не распространяется. Они могут быть условно-досрочно освобождены на общих основаниях, т.е. в зависимости от того, под признаки какой части ст. 186 УК 1996 г. подпадают совершенные ими действия.
Аналогичная ситуация с условно-досрочным освобождением от наказания при осуждении за получение взятки. Если указанные в ч. 2 ст. 173 УК 1960 г. квалифицирующие признаки полностью восприняты ч. 4 ст. 290 УК 1996 г. (наказание от 7 До 12 лет лишения свободы), то указанный в ч. 3 ст. 173 УК 1966 г. признак – ответственное положение лица, получившего взятку, – в ч. 3 ст. 290 УК 1996 г. сформулирован иначе – получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой местного самоуправления (санкция: лишение свободы на срок от 5 до 10 лет). Из этого следует, что лица, осужденные по ч. 2 ст. 173 УК 1960 г., могут быть условно-досрочно освобождены по отбытии не менее трех четвертей наказания, тогда как лица, осужденные за получение взятки по ч. 3 ст. 173 УК 1960 г. по признаку их ответственного положения, в зависимости оттого, отвечает ли занимавшаяся ими должность признакам, указанным в ч. 3 ст. 290 УК 1996 г., могут быть условно досрочно освобождены либо по отбытии двух третей наказания при наличии указанных признаков, либо по отбытии половины наказания, если такие признаки отсутствуют и совершенное ими преступление отвечает признакам ч. 1 ст. 290 УК 1996 г., предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
Вопрос об условно-досрочном освобождении лиц, осужденных по указанной в перечне ч. 6 ст. 53 УК 1960 ч. 2 ст. 1741 УК 1960 г. не воспринятой УК 1996 г., решается в зависимости от того, по какой статье в качестве соучастников будут переквалифицированы действия осужденных – по ст. 33 и ст. 290 или по ст. 33 и ст. 291 УК 1996 г. и по какой именно части ст. ст. 290 или 291 УК. УК 1996 г. в отличие от УК 1960 г. не предусматривает случаев неприменения условно-досрочного освобождения от наказания. При решении вопроса об условно-досрочного освобождении от наказания лиц, к которым ранее условно-досрочное освобождение не применялось, следует исходить из того, какое максимальное наказание предусматривает санкция статьи, по которой квалифицированы их действия. Санкции большинства составов преступления, содержавшихся в перечнях п. 2 и п. 3 ст. 531 УК 1960 г., при осуждении по которым не применялось условно-досрочное освобождение от наказания как прежде, так и теперь, предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет, вследствие чего осужденные по этим статьям лица могут быть в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 79 УК 1996 г. условно-досрочно освобождены после отбытия не менее трех четвертей наказания.
Исключением является осуждение за особо злостное хулиганство по ч. 3 ст. 206 УК 1960 г. Санкция этой статьи, как и ст. 213 УК 1996 г., предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет, и поэтому осужденные по ч. 3 ст. 206 УК1960 г. лица, как совершившие тяжкое преступление, могут быть условно-досрочно освобождены в соответствии с п. “б” ч. 3 ст. 79 УК 1996 г. по отбытии не менее двух третей наказания.
Дифференцированно следует подходить к лицам, осужденным пост. 771 УК 1960 г., содержащейся в перечне п. 3 ст. 531 УК 1960 г. Статья 321 УК 1996 г. предусматривает более мягкое наказание в сравнении со ст. 771 УК 1960 г., и в соответствии с тем, по какой части ст. 321 УК1996 г. будет квалифицировано содеянное, должен решаться вопрос, по отбытии какой части наказания эти лица могут быть условно-досрочно освобождены: при квалификации по ч. 1 ст. 321 УК (до 5 лет лишения свободы) – по отбытии половины наказания; при квалификации по ч. 2 ст. 321 УК (лишение свободы на срок от 3 до 10 лет) – по отбытии двух третей наказания; при квалификации по ч. 3 ст. 321 УК (лишение свободы на срок от 5 до 12 лет) – по отбытии трех четвертей наказания.
Из остальных условий, при наличии которых лицо не могло быть условно-досрочно освобождено (п.п. 1, 4, 5, 6 ст. 531 УК 1960 г.), УК 1996 г. воспринял лишь указанное в п. 6 ст. 531 УК 1960 г. – освобождавшееся ранее условно досрочно лицо в течение неотбытой части наказания вновь совершило умышленное преступление. При наличии этого условия осужденный в соответствии с п. “в” ч. 3 ст. 79 УК 1996 г. может быть условно-досрочно освобожден по отбытии не менее трех четвертей наказания.
Существенные изменения в УК 1996 г. предусмотрены в условиях замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Согласно ст. 53 УК 1960 г. основания замены наказания более мягким были тождественны основаниям условно-досрочного освобождения от наказания: осужденный должен примерным поведением и честным отношением к труду доказать свое исправление и отбыть указанный в ч.ч. 4, 5 или 6 названной статьи срок наказания. ВУК 1996 г. основания замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания предусмотрены в отдельной ст. 80, согласно которой лицу, отбывающему лишение свободы за преступление небольшой или средней тяжести, суд с учетом его поведения в период отбывания наказания может заменить оставшуюся неотбытой часть наказания более мягким видом наказания после отбытия осужденным не менее 1/3 срока наказания. Таким образом, УК 1996 г. предусмотрел более благоприятные условия замены наказания более мягким для лиц, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, и в то же время отказался от такой замены в отношении остальных лиц, которым согласно ст. 53 УК 1960 г. была возможна замена наказания более мягким во всех случаях, когда допускалось условно-досрочное освобождение от наказания.
1 Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., 1966. С. 79
1 Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954
1 Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954
1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198
1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198
1 Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954
1 Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954
1 Уголовное право Российской Федерации. Общая часть // Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 2000. С. 424-425
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!