Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Условия признания граждан безработными»

/ Трудовое право
Конспект, 

Оглавление

1. Выделение понятие “безработного”

     

    Впервые рассматриваемые вопросы получили свое отражение в Законе РСФСР “О занятости населения в РСФСР” от 19 апреля 1991 г.1 С тех пор в него вносились необходимые изменения и дополнения, и сейчас он действует в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. (далее — Закон о занятости).

    Государственную политику в области содействия занятости населения Закон о занятости определяет в ст. 5. Она включает:

развитие трудовых ресурсов;

обеспечение равных возможностей всем гражданам Россий­ской Федерации без какой-либо дискриминации;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы;

обеспечение социальной защиты в области занятости разным группам населения;

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

международное сотрудничество в области занятости и др.

    Закон о занятости (ст. 1) дает определение занятости как дея­тельности граждан, связанной с удовлетворением личных и об­щественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей, как правило, доход, зара­боток.

    Понятие занятости в Законе связывается с исключительным правом граждан распоряжаться своими способностями к труду. При­водится перечень занятых граждан, к числу которых относятся:

работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачивае­мую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

занимающиеся предпринимательской деятельностью;

самостоятельно обеспечивающие себя работой;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по гражданско-правовых договорам (до­говорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, а также службу в органах внут­ренних дел;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных уч­реждениях, учреждениях начальном профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по на­правлению федеральной службы занятости населения;

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудо­способностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалифи­кации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

    Следует отметить, что в науке трудового права существуют и иные определения занятости. Так, О.М. Медведев рассматривает два аспекта занятости: узкий (собственный) и широкий аспект. В первом из них под занятостью понимается совокупность экономи­ческих, социальных, организационно-правовых и других мероприя­тий, способствующих достижению удовлетворения потребности тру­доспособного населения в сфере общественного и личного труда вне противоречащих законодательству формах, направленную на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения. Второй аспект включает все элементы структуры занятости, что означает включение в первое значение еще одного выражения: “а также сохранению и поддержанию уже достигнутой занятости”.

    В целях реализации государственной политики занятости Пра­вительство Российской Федерации постановлением от 8 мая 1996 г. утвердило Федеральную целевую программу содействия занятости населения Российской Федерации на 1996—1997 годы. В ней дается обобщающее оп­ределение занятых граждан. Занятым противопоставляются неза­нятые граждане — это лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы. В свою очередь незанятые граждане под­разделяются на активных незанятых (безработных) — тех, кто ищет работу, и на неактивных (пассивных) незанятых — тех, кто не ищет работу. Все население страны таким образом делится на экономически активное — сюда включаются и занятые, и безра­ботные, и на экономически неактивное — это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы и не ищет оплачиваемой работы.

    Такое деление вполне оправданно, так как позволяет правильно определять уровень безработицы, количество и категории (по воз­расту, специальности и т.д.) безработных. Однако есть одна группа лиц, оказавшихся за пределами перечня занятых граждан, которую стоит выделить особо. Они не ищут работу, но выполняют полезные для общества функции, их деятельность не противоречат никаким законам. И хотя она не приносит трудового дохода, все же лиц, ее осуществляю­щих, следует отнести к занятым гражданам. Это женщины, занятые домашним хозяйством; матери, занятые уходом за детьми и их воспи­танием; лица, занятые уходом за больными членами семьи, благотвори­тельной деятельностью.

    В соответствии со ст. 3 Закона о занятости, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы присту­пить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, со­кращением численности или штата.


2. Характеристика правового статуса безработного гражданина

 

    Условиями признания граждан безработными являются:

          трудоспособность;

          отсутствие работы и заработка;

          регистрация в службе занятости в целях поиска подходящей работы;

          готовность приступить к работе.

    Кроме того, для признания граждан безработными необходимо постоянное (не менее 6 месяцев) проживание их на территории Российской Федерации, что закреплено в преамбуле о занятости. Иск­лючение составляют беженцы, вынужденные переселенцы, военнослу­жащие и члены их семей.

    Трудоспособность граждан определяется двумя критериями: воз­растом и состоянием здоровья. По общему правилу не допускается прием на работу лиц, моложе 15 лет. Следовательно, нижний возраст­ной предел, с которого наступает полная трудовая правоспособность — 15 лет, что и нашло отражение в законодательстве о занятости. Верхний возрастной предел трудоспособности законодательством России не установлен. По состоянию здоровья не могут быть признаны трудоспособными лишь лица, имеющие инвалидность I, II групп, так как в соответствии со ст. 33 Закона “О государственных пенсиях в РФ” они утратили полностью трудоспособность в обычных условиях.

    Следует иметь в виду, что законодатель ввел такое ограничение для признания граждан безработными, как получение пенсии по любо­му основанию, кроме пенсии по инвалидности III группы. Но это связа­но не с трудоспособностью, а прежде всего с тем, что эти лица призна­ются материально обеспеченными за счет централизованных средств (представляется более целесообразным всех трудоспособных граждан, недостигших пенсионного возраста, но получающих пенсии по любым основаниям, признавать при наличии необходимых условий безработ­ными, но выплату пособия по безработице поставить в зависимость от размера пенсии).

    Следующим условием признания безработными является отсутствие работы и заработка. В данном случае под “работой” понима­ется работа как с полным, так и неполным рабочим временем, в т.ч. временная, сезонная, а также все виды деятельности, в связи с кото­рыми законодательство относит граждан к категории занятых. Именно в связи с этим в 1992 году перечень занятых был дополнен обуча­ющимися по направлению службы занятости гражданами, которые имели перед этим статус безработного и теряющими его с начала обу­чения.

    Особое положение у членов семей фермеров и лиц, создавших семейные предприятия. Они могут быть признаны работающими толь­ко в том случае, если внесены в регистрационные списки соответствен­но как члены фермерских хозяйств или семейных предприятии или если с ними заключены трудовые договоры.

    Не могут быть признаны безработными граждане, осужденные к исправительным работам без лишения свободы, но не трудоустроенные соответствующими органами МВД, а после вступления в силу пригово­ра, предусматривающего вид наказания лицу, имевшему при этом ста­тус безработного, оно лишается его.

    Не будут признаны безработными и граждане, зарегистрирован­ные как предприниматели, фермеры, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, в случаях, если они даже длительное время ею не занимаются и не получают дохода. Лишь аннулирование регистрации позволяет этим гражданам претендовать на статус безра­ботного. Следует подчеркнуть, что для признания гражданина безра­ботным необходимы одновременно и отсутствие работы, и отсутствие заработка (трудового дохода).

    Однако не препятствует признанию граждан безработными полу­чение ими по прежнему месту работы среднего заработка в соот­ветствии со ст. 40 КЗоТ РФ и не лишаются статуса безработного граж­дане, участвующие по направлению органов занятости в обществен­ных работах и получающие за это соответствующее вознаграждение, что особо оговаривается в ст. 3 Закона о занятости.

    Для того, чтобы незанятый гражданин мог быть признан безработ­ным, он должен проявить желание работать. Конечно, он может искать работу самостоятельно, обращаясь к работодателю или через негосу­дарственные организации содействия занятости. Но лишь обращение в целях поиска работы в органы государственной службы занятости мо­жет официально зафиксировать это желание. И сама “безработица” гражданина признается государством лишь с момента обращения в службу занятости в установленном порядке.

    При этом гражданин должен быть согласен на “подходящую” рабо­ту, под которой понимается работа, соответствующая профессиональ­ной пригодности работника, с учетом уровня его профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной до­ступности рабочего места с предлагаемым заработком не ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние два месяца по пос­леднему месту работы (в пределах среднего заработка по субъекту федерации).

    Любая работа, требующая или не требующая (с учетом возраст­ных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отве­чающая требованиям законодательства о труде, включая работу вре­менного характера, считается подходящей для ищущих работу впер­вые, а также для имеющих профессии (специальности), но отка­завшихся повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную профессию (специальность) после трехгодичного перерыва в работе или после окончания первоначального (12-ти месячного) периода безработицы. При этом требование соответствия этой работы законодательству о труде, в т.ч. соответствие условий труда правилами нормам охраны труда, необходимость согласия работника на переме­ну места жительства в связи с трудоустройством на предлагаемую работу должны быть соблюдены в любых случаях.

    Необходимым условием признания гражданина безработным является также его готовность приступить к работе. Но законодатель­ство не предусматривает четких критериев для определения наличия этого условия за исключением одного: не могут быть признаны безра­ботными лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от пред­ложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характе­ра. Законодательством эти отказы оцениваются как неготовность приступить к работе. Но одна и та же работа (одно и то же место учебы) не могут предлагаться гражданину дважды. Как неготовность приступить к работе расцениваются в практике и случаи временной нетрудоспособности гражданина, необходимость временного ухода за больным, участие обучающегося в учебно-экзаменационной сессии и т.д.

    Законодательством предусматривается необходимость документального подтверждения ряда условий, необходимых для признания гражданина безработным. Он должен предъявить в орган занятости паспорт, трудовую книжку или другие документы, заменяющие их, а также документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию, справку о средней заработной плате за последние два месяца по последнему месту работы.

    Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства или по месту временном пре­бывания гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления вышеназ­ванных документов. Но необходимо учитывать, что в случае регистрации гражданина безработным по месту его временного пребы­вания, орган службы занятости места регистрации должен проинформировать об этом орган службы занятости по месту постоян­ного жительства и получить от него информацию о возможном полу­чении там гражданином пособия по безработице.

    Безработным гражданин будет признан со дня предъявления доку­ментов. Если гражданину было отказано в признании его безработным, он приобретает право на повторное обращение в службу занятости для признания таковым через две недели. В этом случае предложение варианта работы (учебы), который уже предлагался при первом обра­щении гражданина, не должно рассматриваться как повторное предло­жение, т.к. двухнедельный срок дается прежде всего для того, чтобы гражданин переоценил свой подход к поиску работы, что особенно важ­но для небольших населенных пунктов, где иногда имеется всего одно-­два предприятия и очень небогатое разнообразие видов и форм работы.

    За безработным сохраняются всеобщепризнанные права. Но государство установило и дополнительные права и гарантии для этой категории граждан. Их можно разделить на две группы.

1. Права в области защиты от безработицы:

— на получение содействия государства в трудоустройстве;

— на получение помощи в организации своего дела;

— на временную, но гарантированную государством занятость.

2. Права на получение материальной поддержки в период безра­ботицы:

— на пособие по безработице;

— на материальную поддержку на период временной нетрудоспо­собности;

— на досрочное оформление пенсии по старости

— на материальную помощь.

    Помимо общих для граждан гарантий трудоустройства, государст­во установило ряд дополнительных гарантий и принимает некоторые дополнительные меры для трудоустройства безработных.

    Безработные граждане имеют право на бесплатную профессиональную ориентацию. Служба занятости может направить безработного гражданина на обучение. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осу­ществляются за счет средств государственного фонда занятости населения в учебных центрах службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с заключае­мыми службой занятости договорами. У безработного гражданина возникает право требовать направление на обучение в случаях:

— невозможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

— необходимости изменения профессии (квалификации) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

— когда гражданином утрачены способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

    Приоритетным правом пройти переподготовку, приобрести новую профессию (специальность) имеют безработные граждане по истечении срока выплаты пособия, в том числе направленные на оплачиваемые общественные работы в случае отсутствия свободных рабочих мест, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной служ­бы. На период обучения направленному гражданину назначается стипендия за счет средств фонда занятости.

    При направлении службой занятости безработного с его согласия на работу в другую местность ему компенсируются материальные за­траты: стоимость проезда (в т.ч. членов семьи, переезжающих совмест­но с безработным), провоз имущества по устанавливаемым нормам, выплачиваются суточные за время нахождения в пути, единовременное денежное пособие.

    За счет средств фонда занятости, выделяемых службой занятости работодателям, последние создают дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных. При этом особое внимание уделяется слабозащищенным категориям безработных: молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, лицам предпенсионного возраста, инвалидам, лицам, про­должительное время не имеющим работу, освобожденным из учреж­дений, ИСп0лняющих наказание, беженцам, вынужденным переселен­цам, гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей. Местные представительные органы за счет собственных средств, предо­ставления налоговых льют, других источников устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям минимальное количество специальных рабочих мест (квоту) для приема указанных категории граждан.

    Перспективным направлением повышения уровня занятости насе­ления является развитие мелкого предпринимательства и индивидуаль­но-трудовой деятельности. Безработным, желающим заняться предпринимательством, индивидуально-трудовой деятельностью ока­зывается службой занятости целый комплекс услуг, материальная поддержка за счет средств фонда занятости в соответствии с договорами, заключаемыми между ними.

    Особо следует отметить гарантированную государством возмож­ность участия безработных в оплачиваемых общественных работах, которые организуются муниципальными органами на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в их собственности, а по договорам — на других предприятиях, в учреждениях, организациях. Организуются общественные работы по предложению и при участии службы занятости.

    Это общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и имеющие социально полезную направленность. Пос­кольку организуются они за счет общественных, муниципальных, го­сударственных средств, можно утверждать, что это единственный вид занятости (хотя бы и временный), который может быть гарантирован государством в условиях рыночных отношений, одна из наиболее эф­фективных мер обеспечения конституционном права граждан на защиту от безработицы. С лицами, желающими участвовать в общест­венных работах, как при любом наемном труде, заключается трудовой договор. Он является срочным, но подлежит расторжению сразу после предложения гражданину постоянной работы. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граж­дане, не получающие пособия по безработице.

    Оплата труда на общественных работах производится за фактически выполненные работы, но не может быть ниже уровня, ус­тановленного законодательством. На граждан, занятых на обществен­ных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании, а также право на получение пособия по безработице. Период участия в общественных работах включается в общий трудовой стаж гражданина.

    При планировании общественных работ необходимо особенное внимание обращать на то, что это общественно-полезные работы, то есть работы, проводимые в интересах общества, а не работодателя, даже если таковым выступает государство. Недопустимо использовать на общественных работах вакантные непрестижные рабочие места на предприятиях, которые непрестижность самой работы должны были бы компенсировать повышенной оплатой.

    Не обеспечивая возможность каждому иметь заработанные своим трудом средства для существования, государство берет на себя часть расходов, связанных с содержанием безработных и членов их семей. Все виды материальной поддержки безработного осуществляются за счет средств фонда занятости.



1 Закон РСФСР “О занятости населения в РСФСР” от 19 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда Народных Депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №18. Ст. 565

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!