Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Выделение понятие “безработного”
Впервые рассматриваемые вопросы получили свое отражение в Законе РСФСР “О занятости населения в РСФСР” от 19 апреля 1991 г.1 С тех пор в него вносились необходимые изменения и дополнения, и сейчас он действует в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. (далее — Закон о занятости).
Государственную политику в области содействия занятости населения Закон о занятости определяет в ст. 5. Она включает:
развитие трудовых ресурсов;
обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации без какой-либо дискриминации;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы;
обеспечение социальной защиты в области занятости разным группам населения;
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
международное сотрудничество в области занятости и др.
Закон о занятости (ст. 1) дает определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей, как правило, доход, заработок.
Понятие занятости в Законе связывается с исключительным правом граждан распоряжаться своими способностями к труду. Приводится перечень занятых граждан, к числу которых относятся:
работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
занимающиеся предпринимательской деятельностью;
самостоятельно обеспечивающие себя работой;
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
выполняющие работы по гражданско-правовых договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начальном профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной службы занятости населения;
временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.
Следует отметить, что в науке трудового права существуют и иные определения занятости. Так, О.М. Медведев рассматривает два аспекта занятости: узкий (собственный) и широкий аспект. В первом из них под занятостью понимается совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и других мероприятий, способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда вне противоречащих законодательству формах, направленную на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения. Второй аспект включает все элементы структуры занятости, что означает включение в первое значение еще одного выражения: “а также сохранению и поддержанию уже достигнутой занятости”.
В целях реализации государственной политики занятости Правительство Российской Федерации постановлением от 8 мая 1996 г. утвердило Федеральную целевую программу содействия занятости населения Российской Федерации на 1996—1997 годы. В ней дается обобщающее определение занятых граждан. Занятым противопоставляются незанятые граждане — это лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы. В свою очередь незанятые граждане подразделяются на активных незанятых (безработных) — тех, кто ищет работу, и на неактивных (пассивных) незанятых — тех, кто не ищет работу. Все население страны таким образом делится на экономически активное — сюда включаются и занятые, и безработные, и на экономически неактивное — это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы и не ищет оплачиваемой работы.
Такое деление вполне оправданно, так как позволяет правильно определять уровень безработицы, количество и категории (по возрасту, специальности и т.д.) безработных. Однако есть одна группа лиц, оказавшихся за пределами перечня занятых граждан, которую стоит выделить особо. Они не ищут работу, но выполняют полезные для общества функции, их деятельность не противоречат никаким законам. И хотя она не приносит трудового дохода, все же лиц, ее осуществляющих, следует отнести к занятым гражданам. Это женщины, занятые домашним хозяйством; матери, занятые уходом за детьми и их воспитанием; лица, занятые уходом за больными членами семьи, благотворительной деятельностью.
В соответствии со ст. 3 Закона о занятости, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
2. Характеристика правового статуса безработного гражданина
Условиями признания граждан безработными являются:
— трудоспособность;
— отсутствие работы и заработка;
— регистрация в службе занятости в целях поиска подходящей работы;
— готовность приступить к работе.
Кроме того, для признания граждан безработными необходимо постоянное (не менее 6 месяцев) проживание их на территории Российской Федерации, что закреплено в преамбуле о занятости. Исключение составляют беженцы, вынужденные переселенцы, военнослужащие и члены их семей.
Трудоспособность граждан определяется двумя критериями: возрастом и состоянием здоровья. По общему правилу не допускается прием на работу лиц, моложе 15 лет. Следовательно, нижний возрастной предел, с которого наступает полная трудовая правоспособность — 15 лет, что и нашло отражение в законодательстве о занятости. Верхний возрастной предел трудоспособности законодательством России не установлен. По состоянию здоровья не могут быть признаны трудоспособными лишь лица, имеющие инвалидность I, II групп, так как в соответствии со ст. 33 Закона “О государственных пенсиях в РФ” они утратили полностью трудоспособность в обычных условиях.
Следует иметь в виду, что законодатель ввел такое ограничение для признания граждан безработными, как получение пенсии по любому основанию, кроме пенсии по инвалидности III группы. Но это связано не с трудоспособностью, а прежде всего с тем, что эти лица признаются материально обеспеченными за счет централизованных средств (представляется более целесообразным всех трудоспособных граждан, недостигших пенсионного возраста, но получающих пенсии по любым основаниям, признавать при наличии необходимых условий безработными, но выплату пособия по безработице поставить в зависимость от размера пенсии).
Следующим условием признания безработными является отсутствие работы и заработка. В данном случае под “работой” понимается работа как с полным, так и неполным рабочим временем, в т.ч. временная, сезонная, а также все виды деятельности, в связи с которыми законодательство относит граждан к категории занятых. Именно в связи с этим в 1992 году перечень занятых был дополнен обучающимися по направлению службы занятости гражданами, которые имели перед этим статус безработного и теряющими его с начала обучения.
Особое положение у членов семей фермеров и лиц, создавших семейные предприятия. Они могут быть признаны работающими только в том случае, если внесены в регистрационные списки соответственно как члены фермерских хозяйств или семейных предприятии или если с ними заключены трудовые договоры.
Не могут быть признаны безработными граждане, осужденные к исправительным работам без лишения свободы, но не трудоустроенные соответствующими органами МВД, а после вступления в силу приговора, предусматривающего вид наказания лицу, имевшему при этом статус безработного, оно лишается его.
Не будут признаны безработными и граждане, зарегистрированные как предприниматели, фермеры, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, в случаях, если они даже длительное время ею не занимаются и не получают дохода. Лишь аннулирование регистрации позволяет этим гражданам претендовать на статус безработного. Следует подчеркнуть, что для признания гражданина безработным необходимы одновременно и отсутствие работы, и отсутствие заработка (трудового дохода).
Однако не препятствует признанию граждан безработными получение ими по прежнему месту работы среднего заработка в соответствии со ст. 40 КЗоТ РФ и не лишаются статуса безработного граждане, участвующие по направлению органов занятости в общественных работах и получающие за это соответствующее вознаграждение, что особо оговаривается в ст. 3 Закона о занятости.
Для того, чтобы незанятый гражданин мог быть признан безработным, он должен проявить желание работать. Конечно, он может искать работу самостоятельно, обращаясь к работодателю или через негосударственные организации содействия занятости. Но лишь обращение в целях поиска работы в органы государственной службы занятости может официально зафиксировать это желание. И сама “безработица” гражданина признается государством лишь с момента обращения в службу занятости в установленном порядке.
При этом гражданин должен быть согласен на “подходящую” работу, под которой понимается работа, соответствующая профессиональной пригодности работника, с учетом уровня его профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места с предлагаемым заработком не ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние два месяца по последнему месту работы (в пределах среднего заработка по субъекту федерации).
Любая работа, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства о труде, включая работу временного характера, считается подходящей для ищущих работу впервые, а также для имеющих профессии (специальности), но отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную профессию (специальность) после трехгодичного перерыва в работе или после окончания первоначального (12-ти месячного) периода безработицы. При этом требование соответствия этой работы законодательству о труде, в т.ч. соответствие условий труда правилами нормам охраны труда, необходимость согласия работника на перемену места жительства в связи с трудоустройством на предлагаемую работу должны быть соблюдены в любых случаях.
Необходимым условием признания гражданина безработным является также его готовность приступить к работе. Но законодательство не предусматривает четких критериев для определения наличия этого условия за исключением одного: не могут быть признаны безработными лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Законодательством эти отказы оцениваются как неготовность приступить к работе. Но одна и та же работа (одно и то же место учебы) не могут предлагаться гражданину дважды. Как неготовность приступить к работе расцениваются в практике и случаи временной нетрудоспособности гражданина, необходимость временного ухода за больным, участие обучающегося в учебно-экзаменационной сессии и т.д.
Законодательством предусматривается необходимость документального подтверждения ряда условий, необходимых для признания гражданина безработным. Он должен предъявить в орган занятости паспорт, трудовую книжку или другие документы, заменяющие их, а также документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию, справку о средней заработной плате за последние два месяца по последнему месту работы.
Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства или по месту временном пребывания гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления вышеназванных документов. Но необходимо учитывать, что в случае регистрации гражданина безработным по месту его временного пребывания, орган службы занятости места регистрации должен проинформировать об этом орган службы занятости по месту постоянного жительства и получить от него информацию о возможном получении там гражданином пособия по безработице.
Безработным гражданин будет признан со дня предъявления документов. Если гражданину было отказано в признании его безработным, он приобретает право на повторное обращение в службу занятости для признания таковым через две недели. В этом случае предложение варианта работы (учебы), который уже предлагался при первом обращении гражданина, не должно рассматриваться как повторное предложение, т.к. двухнедельный срок дается прежде всего для того, чтобы гражданин переоценил свой подход к поиску работы, что особенно важно для небольших населенных пунктов, где иногда имеется всего одно-два предприятия и очень небогатое разнообразие видов и форм работы.
За безработным сохраняются всеобщепризнанные права. Но государство установило и дополнительные права и гарантии для этой категории граждан. Их можно разделить на две группы.
1. Права в области защиты от безработицы:
— на получение содействия государства в трудоустройстве;
— на получение помощи в организации своего дела;
— на временную, но гарантированную государством занятость.
2. Права на получение материальной поддержки в период безработицы:
— на пособие по безработице;
— на материальную поддержку на период временной нетрудоспособности;
— на досрочное оформление пенсии по старости
— на материальную помощь.
Помимо общих для граждан гарантий трудоустройства, государство установило ряд дополнительных гарантий и принимает некоторые дополнительные меры для трудоустройства безработных.
Безработные граждане имеют право на бесплатную профессиональную ориентацию. Служба занятости может направить безработного гражданина на обучение. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются за счет средств государственного фонда занятости населения в учебных центрах службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми службой занятости договорами. У безработного гражданина возникает право требовать направление на обучение в случаях:
— невозможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
— необходимости изменения профессии (квалификации) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
— когда гражданином утрачены способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Приоритетным правом пройти переподготовку, приобрести новую профессию (специальность) имеют безработные граждане по истечении срока выплаты пособия, в том числе направленные на оплачиваемые общественные работы в случае отсутствия свободных рабочих мест, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. На период обучения направленному гражданину назначается стипендия за счет средств фонда занятости.
При направлении службой занятости безработного с его согласия на работу в другую местность ему компенсируются материальные затраты: стоимость проезда (в т.ч. членов семьи, переезжающих совместно с безработным), провоз имущества по устанавливаемым нормам, выплачиваются суточные за время нахождения в пути, единовременное денежное пособие.
За счет средств фонда занятости, выделяемых службой занятости работодателям, последние создают дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных. При этом особое внимание уделяется слабозащищенным категориям безработных: молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, лицам предпенсионного возраста, инвалидам, лицам, продолжительное время не имеющим работу, освобожденным из учреждений, ИСп0лняющих наказание, беженцам, вынужденным переселенцам, гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей. Местные представительные органы за счет собственных средств, предоставления налоговых льют, других источников устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям минимальное количество специальных рабочих мест (квоту) для приема указанных категории граждан.
Перспективным направлением повышения уровня занятости населения является развитие мелкого предпринимательства и индивидуально-трудовой деятельности. Безработным, желающим заняться предпринимательством, индивидуально-трудовой деятельностью оказывается службой занятости целый комплекс услуг, материальная поддержка за счет средств фонда занятости в соответствии с договорами, заключаемыми между ними.
Особо следует отметить гарантированную государством возможность участия безработных в оплачиваемых общественных работах, которые организуются муниципальными органами на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в их собственности, а по договорам — на других предприятиях, в учреждениях, организациях. Организуются общественные работы по предложению и при участии службы занятости.
Это общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и имеющие социально полезную направленность. Поскольку организуются они за счет общественных, муниципальных, государственных средств, можно утверждать, что это единственный вид занятости (хотя бы и временный), который может быть гарантирован государством в условиях рыночных отношений, одна из наиболее эффективных мер обеспечения конституционном права граждан на защиту от безработицы. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, как при любом наемном труде, заключается трудовой договор. Он является срочным, но подлежит расторжению сразу после предложения гражданину постоянной работы. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице.
Оплата труда на общественных работах производится за фактически выполненные работы, но не может быть ниже уровня, установленного законодательством. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании, а также право на получение пособия по безработице. Период участия в общественных работах включается в общий трудовой стаж гражданина.
При планировании общественных работ необходимо особенное внимание обращать на то, что это общественно-полезные работы, то есть работы, проводимые в интересах общества, а не работодателя, даже если таковым выступает государство. Недопустимо использовать на общественных работах вакантные непрестижные рабочие места на предприятиях, которые непрестижность самой работы должны были бы компенсировать повышенной оплатой.
Не обеспечивая возможность каждому иметь заработанные своим трудом средства для существования, государство берет на себя часть расходов, связанных с содержанием безработных и членов их семей. Все виды материальной поддержки безработного осуществляются за счет средств фонда занятости.
1 Закон РСФСР “О занятости населения в РСФСР” от 19 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда Народных Депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №18. Ст. 565
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!