Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Условия формирования и основные направления русской социологии во половине XIX – начале ХХ века »

/ Политология
Конспект, 

Оглавление

Социология в целом и каждая ее отдельная отрасль являются результатом творческой деятельности многих поколений ученых и мыслителей разных стран и народов, и в этом смысле она интернациональна по своему характеру, целям и задачам. Социология является общечеловеческим феноменом.

    В то же время социология никогда не была единой наукой, как, например, физика или астрономия. Одновременно существовало значительное число школ и направлений, различных по своему содержанию и характеру, пониманию теории и методологии, предмета и структуры социологического знания. Эти школы и направления часто базировались на диаметрально противоположных мировоззренческих, философских и социальных позициях, характеризовались весьма различными подходами к определению предмета исследования и возможностей его познания.

    Специфика и национальные традиции (что особенно важно) проявляются не только как сторона или специфическое качество чего-то цельного и единого, а как самостоятельное направление, претендующее на выражение самой сущности социологии или на представление социологии в целом.

    Общечеловеческие и национальные особенности социологии в России имеют несколько аспектов.

    Во-первых, они уходят корнями в русскую культуру, в традиции русского освободительного движения. Русская социологическая, вернее социальная, мысль складывалась как из откровенно “идеологизированных”, так и “академических” школ (прогрессивного и консервативного направлений).

    На формирование социальной, а затем и социологической мысли в России большое влияние оказали французские просветители (Монтескье, Вольтер, Дидро, Сен-Симон), английские экономисты (Смит, Рикардо), немецкие романтики (Шеллинг).

    Это влияние преобладало до первой четверти ХIХ в., но начиная с первой четверти ХIХ в., преобладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стали славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество — с другой.

    Наиболее крупными представителями русофилов были Н.Я. Данилевский, М.Н. Катков, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев. Взгляды русофилов левого крыла сформулировал Н.Я. Данилевский. Он считал, что именно в России произойдет взлет культуры после падения ее на Западе. Выразителем идей правого крыла русофилов стал К.П. Победоносцев, который решительно выступал против “разрушительных” сил западной культуры. Только путем соблюдения национальных традиций под руководством церкви, осуществляющей волю Бога на земле, утверждал он, русское общество может достичь гармонического единства желаний, эмоции, разума. В западничестве сложились три направления: теоретическое (30-х гг.), крупнейшей фигурой которого был П.Я. Чаадаев, гуманистическое (40-х гг.) во главе с В.Г. Белинским, народническое (60-х гг.), основанное А.И. Герценом. Наиболее яркими его последователями стали Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев и др.

    Во-вторых, социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Выдающиеся деятели русской социологии (М.М. Ковалевский, Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский, Е.В. де Роберти и др.) оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ. В то же время она испытала заметное влияние концепций западных социологов: О. Конта, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюркгейма и др.

    Можно выделить следующие направления в российской социологии XIX – начала ХХ вв. Во-первых это натуралистическое направление, которое распадается на школы географического детерминизма (Л.И. Мечников) и органицизма (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд). Географическая школа выделяла географический фактор как ведущий в социальном прогрессе общества. Органицизм представлял общество как живой, целостный организм с отожествлением социального с биологическим и с разделением функций между отдельными органами живого организма. Следующее психологическое направление выдвигало на первый план значимость психологических основ формирования социального самосознания индивида и группы.1 В 90-е годы XIX века усиливается антипозитивистское течение. Антипозитивисты считали, что нельзя рассматривать общественную жизнь как механически закономерный, естественнонаучный процесс. По их мнению необходимо выявлять и дать анализ механизму действия, мотивам поведения индивидов, социальных групп, выделяя индивида как субъекта, обладающего личностной автономией. В этот же период постепенно начинает преобладать русское неокантианство, связанное с именами А.С. Лаппо-Данилевского, Б.А. Кистяковского и др. По мнению последнего социология должна заниматься областью безусловно достоверного в социальных явлениях.  Антипозитивисты считали, что необходимо уяснить духовные и этические основания общества, которые предопределяют ценности человеческой жизни. Еще одно направление возникает в начале ХХ в. и связано с утверждением неопозитивизма. Точка зрения этих исследователей базируется на том, что социальный мир, его законы, нормы культуры проявляют себя в совокупности взаимоотношений, связей, поведения, где материальное и духовное сливаются в единое целое. Подобные формы взаимодействия формируют социальную структуру общества. Неопозитивизм рассматривает социальные процессы, механизм действия общественных явлений. Такой анализ требует как статистических данных, так и теоретических изысканий, потому что выделение социального процесса обусловливается определенными теоретическими критериями.



1 Бочкарева В.И. Становление социологии в России, основные направления ее развития // Социально-политический журнал. 1993. № 1-2. С. 39

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!