Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Учетная политика предприятия – это выбранные предприятием способы ведения бухгалтерского учета его хозяйственной (уставной и иной) деятельности. В настоящее время в соответствии с законодательством основным назначением бухгалтерского учета является обеспечение полными и достоверными данными всех заинтересованных предприятий и граждан.
Учетная политика предприятия – совокупность способов ведения бухгалтерского учета, которая отражает технологию ведения бухгалтерского учета.
Основные требования к учетной политике:
• полнота – отражение в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;
• осмотрительность – обеспечение большей готовности к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов);
• приоритет содержания перед формой – отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не только из правовой формы, но и из экономического содержания и условий хозяйствования;
• непротиворечивость – тождество данных аналитического и синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности;
• рациональность – рациональное н экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество О-П-У, собственный капитал, финансовые результаты хозяйственной деятельности, источники финансирования проводимых операций, формируемые на счетах бухгалтерского учета.
Основными задачами бухгалтерского учета Закон предусматривает:
ü формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и имущественном положении для внутренних и внешних собственников, инвесторов, кредиторов;
ü бухгалтерский учет и отчетность должны обеспечивать информацию для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций.
ü Составление налоговой отчетности с целью контроля за соблюдением налогового законодательства является вторичной (производной) задачей бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет должен обеспечивать информацией коммерческий оборот, движение капиталов для управления хозяйственно-финансовой деятельностью О-П-У. Бухгалтерский учет должен обеспечивать единообразие учета имущества, обязательств и хозяйственных операций. Законодательство устанавливает единые правовые и методологические основы ведения бухгалтерского учета.
Предприятия самостоятельно формируют свою учетную политику и разрабатывают внутрифирменные методики и инструкции по бухгалтерскому учету. Закон о бухгалтерском учете определяет перечень нормативных документов, которые утверждаются руководителем:
• рабочий план счетов бухгалтерского учета;
• формы первичных учетных документов и внутренней бухгалтерской отчетности;
• порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества и обязательств;
• правила документооборота, обработки и регистрации учетной информации;
• порядок и правила внутреннего контроля за хозяйственными операциями.
Все это утверждается приказом по предприятию – организации – учреждению.
Закон предусматривает и возлагает на руководителя обязанности в зависимости от объема учетной работы по своему усмотрению:
• учредить бухгалтерскую службу (для крупных предприятий), возглавляемую главным бухгалтером, либо назначить просто бухгалтера;
• лично вести бухгалтерский учет или поручить его специалисту. Законом предусмотрено, что без подписи главного бухгалтера
денежные, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными.
Бухгалтерские счета необходимо вести в рублях, а счета и операции в иностранной валюте подлежат пересчету в российскую валюту по курсу ЦБ РФ на день совершения операции. Законодательство определяет следующий состав бухгалтерской отчетности предприятия – организации – учреждения:
• бухгалтерский баланс (Форма 1);
• отчет по финансовым результатам (Форма 2);
• отчет о прибылях и убытках;
• аудиторское заключение, подтверждающее достоверность правильности ведения бухгалтерской отчетности;
• пояснительная записка к годовому отчету (Форма 5).
Законом предусмотрены сроки представления отчетов: квартальный – через 30 дней, годовой – не позднее 90 дней после окончания отчетного периода.
Способы ведения бухгалтерского учета, отражаемые в учетной политике зависят от
• вида деятельности и формы собственности предприятия;
• выбора используемых учетных регистров, последовательности записей в них;
• погашения стоимости основных фондов МБП – малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
• отражения задолжности по полученным займам;
• формирования резервов;
• учета на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ и услуг);
• организации аналитического учета материалов;
• составления рабочего Плана счетов (на основании типового Плана счетов);
• погашения стоимости нематериальных активов;
• оценки материальных ресурсов, товаров, готовой продукции, незавершенного производства;
• признания и использования прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
• отражения курсовых разниц и других способов.
Вновь созданное предприятие должно оформить свою учетную политику в течение 90 дней со дня государственной регистрации. Публиковать бухгалтерскую отчетность предприятие может только после оформления учетной политики.
Выбранные предприятием способы ведения бухгалтерского учета применяются всеми структурными подразделениями независимо от их места расположения (включая выделенные на отдельный баланс).
Способы, подлежащие раскрытию, устанавливаются соответствующими нормативными документами.
Раскрытие учетной политики. Предание гласности учетной политики предприятия путем опубликования (начиная с отчетности за 1995 г.) и (или) представление в соответствующие органы вместе с бухгалтерской отчетностью.
Формы раскрытия. Пояснительная записка, входящая в состав бухгалтерской отчетности предприятия за год. Публикация информации по собственному желанию или в случаях, когда законодательство, учредительные документы требуют опубликования бухгалтерской отчетности (полностью или частично). В случае публикации неполной бухгалтерской отчетности информация подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.
Формирование учетной политики. Выбор и обоснование способов ведения бухгалтерского учета в условиях действующей нормативной базы осуществляется по конкретному направлению бухгалтерского учета, допускаемого законодательством.
Формируется учетная политика на всех предприятиях независимо от формы собственности и источников финансирования. Она оформляется распорядительными документами (приказами, распоряжениями и др.) предприятия. При отсутствии по конкретному вопросу нормативных документов учетная политика формируется на основе самостоятельной разработки предприятием соответствующего способа исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету.
Действующие предприятия применяют избранные способы ведения бухгалтерского учета (в т.ч. при изменении учетной политики) с первого января года, следующего за годом издания соответствующего распорядительного документа.
Вновь созданные предприятия оформляют избранную ими учетную политику до первого представления бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации.
Метод бухгалтерского учета заключается в совокупности следующих приемов (способов):
• первичного наблюдения (документация и инвентаризация);
• стоимостного измерения (оценка и калькуляция);
• текущей группировки (счета и двойная запись);
• итогового обобщения (баланс и отчетность).
Основные допущения при формировании учетной политики.
1. Имущественная обособленность предприятия: имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников предприятия и других предприятий.
2. Последовательность применения учетной политики. Выбранная учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому.
3. Непрерывность деятельности предприятия: у предприятия отсутствуют намерения и необходимость ликвидации, и оно будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем.
4. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности относятся (отражаются в бухгалтерском учете) к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими факторами.
Внесение изменений в учетную политику. Внесение изменений допустимо в случаях:
• изменения законодательства РФ;
• изменения нормативных документов по регулированию бухгалтерского учета;
смены собственников;
• реорганизации (слияния, разделения, присоединения). Последовательность внесения изменений в учетную политику,
должна быть в стоимостном выражении на основании данных на дату (первое число месяца), с которой применяются эти изменения.
Погашение стоимости основных фондов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП).
В соответствии с ПБУ 9/99 «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».
Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:
сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательств платежей;
по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
задатка;
в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направления деятельности организации подразделяются на:
а) доходы от обычных видов деятельности;
б) прочие поступления.
К прочим поступлениям относятся: операционные доходы; внереализационные доходы; чрезвычайные доходы.
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Доходы от обычных видов деятельности отражают на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с указанными видами деятельности. Доходы, получаемые организацией от указанных видов деятельности, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к операционным доходам.
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.
Приведенная классификация доходов дана на основе ПБУ 9/99 (6).
В ПБУ 4/99 (8) изложен иной подход к классификации доходов. В п. 22 ПБУ 4/99 указывается, что «в отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и чрезвычайные». В состав обычных доходов включены доходы от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей, операционные и внереализационные доходы.
Столь различный подход к классификации доходов и расходов в нормативных документах одного уровня и утвержденных примерно в одно и то же время, существенно усложняет понимание этих документов и вызывает трудности в учете доходов и расходов.
Приведем показатели прибыли и порядок их формирования (в соответствии с ПБУ 4/99).
1. Валовая прибыль
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг
– себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.
2. Прибыль (убыток) от продаж Валовая прибыль
– коммерческие расходы
– управленческие расходы
3. Прибыль (убыток) до налогообложения
Прибыль (убыток) от продаж
+ операционные доходы
– операционные доходы
+ внереализационные доходы
– внереализационные расходы
4. Прибыль (убыток) от обычной деятельности
Прибыль (убыток) до налогообложения
– налог на прибыль и иные аналогичные платежи
5. Чистая прибыль / нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
Прибыль / убыток от обычной деятельности
+ чрезвычайные доходы
– чрезвычайные расходы
6. Нераспределенная прибыль / убыток отчетного года
Структура и порядок формирования финансового результата. Финансовый результат отражает изменение собственного капитала за определенный период в результате производственно-финансовой деятельности организации.
Финансовый результат определяют по счету 80 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету – расходы и убытки.
Хозяйственные операции отражают на счете 80 по так называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 80 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 80 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 80 и характеризует размер убытка организации. Счет 80 имеет одностороннее сальдо.
Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием:
а) финансового результата от реализации продукции (работ, услуг);
б) финансового результата от реализации основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества (части операционных доходов и расходов);
в) операционных доходов и расходов (за вычетом результатов от реализации имущества);
г) внереализационных прибылей и убытков;
д) чрезвычайных доходов и расходов.
Различие между этими составными частями прибыли или убытков состоит в том, что финансовый результат от реализации продукции и другого имущества первоначально определяют по счетам реализации (46, 47, 48), а затем с этих счетов списывают на счет 80.
Операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы, как правило, сразу относят на счет 80 без предварительной записи на промежуточных счетах.
Учет финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг). Организации получают основную часть прибыли от реализации продукции, товаров, работ и услуг (реализационный финансовый результат). Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяют как разницу между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и затратами на ее производство и реализацию. Перечень этих затрат определяется Положением о составе затрат.
Результаты от реализации продукций ежемесячно списывают со счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».
Сельскохозяйственные организации, имеющие годовой цикл производства продукции, закрывают счет 46 один раз в год – в конце года. Списание прибыли оформляют бухгалтерской записью: дебетуют счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» и кредитуют счет 80 «Прибыли и убытки». Списание убытков оформляют бухгалтерской проводкой с обратной корреспонденцией счетов.
Снабженческие, сбытовые и торговые организации списывают со счета 46 на счет 80 не прибыль или убыток, а валовой доход от реализации товаров. Для того чтобы получить на счете 80 реальный финансовый результат от реализации товаров, со счета 44 «Издержки обращения» списывают на счет 80 издержки обращения торговых организаций, относящиеся к реализованным товарам. Распределение издержек обращения между реализованными товарами и остатками товаров на конец месяца осуществляется обычно по среднему проценту издержек обращения к продажной стоимости товара.
Аналитический учет по счету 80 ведут по каждой статье прибылей и убытков.
Учет финансовых результатов от прочей реализации. Кроме продукции (работ, услуг) организации могут реализовывать основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, ценные бумаги и другие активы. Реализацию основных средств отражают на счете 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств», а прочих активов – на счете 48 «Реализация прочих активов». Следует иметь в виду, что на счете 47 отражают не только реализацию основных средств, но и выбытие их по любым другим причинам (при списании, ликвидации, безвозмездной передаче, передаче в счет вклада в уставный капитал другой организации и др.). При этом финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств до 1 января 1999 г. списывали со счета 47 на счет 87 «Добавочный капитал» или 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Финансовый результат от выбытия основных средств по любой другой причине списывают со счета 47 на счет 80. Это означает, что списываемый со счета 47 на счет 80 финансовый результат характеризует эффективность всех операций по выбытию основных средств, а не только операций по реализации основных средств.
С 1 января 1999 г. в соответствии с п. 82 Положения по ведению бухгалтерского учета прибыль или убыток от реализации и прочего выбытия имущества списывают со счета 47 на финансовый результат у коммерческой организации (т.е. на счет 80) или на увеличение расходов (доходов) у некоммерческой организации.
На счете 48 «Реализация прочих активов» определяют финансовый результат от реализации нематериальных активов, производственных запасов, ценных бумаг и других видов имущества, кроме готовой продукции (работ, услуг), товаров и основных средств.
По дебету счета 48 отражают балансовую стоимость реализуемого имущества, расходы по реализации имущества и суммы НДС, а по кредиту – выручку от реализации имущества (включая указанные налоги), сумму износа по реализуемым нематериальным активам и МБП.
Финансовый результат по счету 48 определяют сопоставлением дебетового и кредитового оборотов. Выявленную разницу между этими оборотами списывают со счета 48 на счет 80 таким же образом, как и со счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».
Учет операционных доходов и расходов. В соответствии с ПБУ 9/99 операционными доходами и расходами являются: поступления и расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; поступления и расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления и расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); прибыль или убыток, полученные организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества); поступления и расходы от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные и уплаченные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке; прочие операционные доходы и расходы.
Основную часть операционных доходов и расходов составляют доходы и расходы от участия в других организациях (поступления и расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, поступления и расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, прибыль или убыток от участия в совместной деятельности).
В настоящее время используют два варианта отражения доходов от участия в других организациях:
q по фактическому поступлению денежных средств;
q по предварительному начислению доходов и записи на счетах.
При первом варианте по мере поступления денежных средств дебетуют счета 50, 51, 52, 55 и кредитуют счет 80.
При втором варианте начисленные доходы оформляют следующей бухгалтерской записью:
дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (на сумму доходов от вкладов в уставный капитал других организаций, арендной платы и дивидендов);
дебет счета 78 «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами» (на сумму дохода от дочерней организации);
кредит счета 80 «Прибыли и убытки» (на всю сумму начисленных доходов).
Поступившие платежи по доходам отражают по дебету счетов учета денежных средств (50, 51, 52, 55) и кредиту счетов 76 и 78.
Поступления и расходы, связанные с продажей основных средств и иных активов учитывают вначале на счетах 47 и 48. По окончании месяца прибыль или убыток от продажи имущества организации списывают на счет 80.
Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, оформляют бухгалтерскими записями в том же порядке, как и доходы от участия в других организациях. Проценты, уплаченные за предоставление в пользование денежных средств организации, обычно списывают в дебет счета 80 с кредита счетов учета денежных средств.
Учет внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов. Внереализационными доходами и расходами являются:
штрафы, пени, неустойки, за нарушение условий договоров полученные и уплаченные;
активы, полученные и переданные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
поступления в возмещение и возмещение причиненных организации убытков;
прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, и убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
суммы кредиторский, депонентской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
курсовые разницы;
сумма дооценки и уценки активов (за исключением внеоборотных активов);
прочие внереализационные доходы и расходы.
Поступления от уплаты штрафов, пеней, различных неустоек и других видов санкции отражают по кредиту счета 80 и дебету счетов учета денежных средств и расчетов с дебиторами.
Уплаченные организацией суммы штрафов, пеней, неустоек и суммы от других санкций отражают по дебету счета 80 с кредита счетов учета денежных средств. При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций, в состав расходов от внереализационных операций не включают, а относят на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (т.е. на счет 81 «Использование прибыли»).
Прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году, отражают по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 80 «Прибыли (доходы) и убытки»; убытки оформляют обратной бухгалтерской проводкой. Таким же образом учитывают поступления в возмещение и возмещение причиненных организации убытков.
Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списывают в дебет счета 76 и кредит счета 80. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается с кредита счета 76 на счет средств резерва сомнительных долгов (счет 82) или в дебет счета 80.
Положительные курсовые разницы в зависимости от объекта учета оформляют следующими бухгалтерскими записями:
дебет счета 06 «Долгосрочные финансовые вложения» (на разницу по операциям с долгосрочными финансовыми вложениями),
дебет счетов 50 «Касса», 52 «Валютный счет» (на разницу по денежным средствам в валюте),
дебет счета 71 «Расчеты с под отчетными лицами»:» «по операциям выдачи валюты под отчет) и других счетов,
кредит счета 80 «Прибыли и убытки».
По задолженности перед поставщиками и подрядчиками положительную курсовую разницу отражают по кредиту счета 80 и дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Отрицательные курсовые разницы оформляют обратными бухгалтерскими проводками по отношению к положительной курсовой разнице.
Суммы дооценки активов (за исключением внеоборотных активов) списывают в кредит счета 80 с дебета счета 14 «Переоценка материальных ценностей»: сумма уценки актива оформляется обратной бухгалтерской записью.
Активы, полученные безвозмездно, в соответствии с п. 68 Положения по ведению бухгалтерского учета (3) до 1 января 2000 г. учитывались как добавочный капитал. С 1 января 2000 г. в соответствии с п. 8 ПБУ 9/99 (6) указанные активы учитываются на счете 80 «Прибыли и убытки».
Прочие внереализационные доходы, расходы и потери списывают с дебета или кредита соответствующих счетов в момент их выявления на счет 80 «Прибыли и убытки».
Например, с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в дебет счета 80 списывают сумму начисленных предприятию штрафов, пеней, неустоек.
Затраты по аннулированным производственным заказам списывают в дебет счета 80 с кредита счетов 20 «Основное производство» (на стоимость неиспользованных полуфабрикатов, деталей и узлов), 31 «Расходы будущих периодов» (на сумму затрат по подготовке производства, относящихся к аннулированным заказам) и др.
К чрезвычайным доходам ПБУ 9/99 относит поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.
В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).
Чрезвычайные доходы отражают по дебету счетов учета имущества и кредиту счета 80, а чрезвычайные расходы списывают с соответствующих счетов учета имущества в дебет счета 80.
Учет доходов будущих периодов. Для учета доходов, полученных в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, используют счет 83 «Доходы будущих периодов», который является пассивным. По кредиту счета учитывают доходы, относящиеся к будущим периодам, предстоящие поступления задолженностей, доходы, возникающие вследствие превышения взыскиваемых с виновников недостающих ценностей над их балансовой стоимостью.
По дебету счета отражают списание доходов будущих периодов на прибыль отчетного года.
К счету 83 «Доходы будущих периодов» могут быть открыты следующие субсчета:
1. «Доходы, полученные в счет будущих периодов»;
2. «Предстоящие поступления задолженностей по недостачам, выявленным за прошлые годы»;
3. «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;
4. «Курсовые разницы» и др.
На субсчете 83-1 учитывают доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, – арендная и квартирная плата, плата за коммунальные услуги, пользование средствами связи и др. Полученные или начисленные суммы доходов отражают по кредиту счета 83, субсчет 1, и дебету счетов учета денежных средств и расчетов; списание доходов на расходы наступившего отчетного периода – по дебету субсчета 83-1 и кредиту соответствующих денежных или расчетных счетов.
Например, поступившие в счет доходов будущих периодов платежи за коммунальные услуги отражают по дебету счета 50 «Касса» и кредиту субсчета 83-1. При наступлении отчетного периода, к которому эти платежи относятся, их списывают с кредита счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» в дебет субсчета 83-1.
На субсчете 83-2 учитывают предстоящие поступления, задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы. По кредиту субсчета 83-2 отражают выявленные в отчетном году за прошлые годы суммы недостач, признанных виновными лицами или присужденные к взысканию с них судебными органами, в корреспонденции со счетом 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Одновременно на эти суммы кредитуют счет 84 и дебетуют счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 3 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
По мере погашения задолженности по недостачам кредитуют субсчет 73-3 и дебетуют счета учета денежных средств или другого имущества. Одновременно оплаченную задолженность отражают по дебету счета 83, субсчет 2, и кредиту счета 80.
На субсчете 83-3 учитывают разницу между взыскиваемой с виновных лиц суммой за недостающие ценности и их балансовой стоимостью.
Выявленную разницу отражают по кредиту счета 83, субсчет 3, и дебету счета 73, субсчет 3. При погашении задолженности по выявленной разнице кредитуют счет 73-3 и дебетуют счет учета денежных средств другого имущества. Одновременно погашенную часть разницы или ее сумму списывают в дебет субсчета 83-3 и кредит счета 80.
На субсчете 83-4 «Курсовые разницы» до 1 января 2000 г. учитывались положительные и отрицательные курсовые разницы в том случае, если эти разницы не отражались сразу на счете 80.
В течение года положительные и отрицательные курсовые разницы записывали соответственно в кредит и дебет субсчета 83-4 в корреспонденции со счетами учета денежных средств, дебиторов и кредиторов. В конце года сопоставлением дебетового кредитового оборотов по счету 83, субсчет 4, определяли сальдо курсовых разниц и списывали это сальдо со счета 83, субсчет 3, на счет 80.
Аналитический учет по счету 83 осуществляют:
по субсчету I – по каждому виду доходов;
по субсчету 2 – по каждому виду недостач;
по субсчету 3 – по видам недостающих ценностей;
по субсчету 4 – по каждому виду курсовых разниц (по валютному счету, расчетам с подотчетными лицами и др.), а по расчетам с разными дебиторами и кредиторами – по каждому долгу.
Учет расчетов по налогу на прибыль. Учет расчетов по налогу на прибыль осуществляют на счете 68 «Расчеты с бюджетом». К этому счету открывают субсчет «Расчеты По налогу на прибыль».
На основании расчета авансовых платежей в бюджет по налогу на прибыль ежемесячно начисляют авансовые платежи и отражают их по дебету счета 81 «Использование Прибыли», субсчет «Платежи в бюджет и прибыли», и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».
Перечисление начисленных сумм платежей в бюджет по налогу на прибыль отражают по дебету счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», с кредита счетов учета денежных средств (обычно счета 51).
Сальдо по субсчету «Расчеты по налогу на прибыль» счета 68 показывает состояние расчетов организации с бюджетом по налогу на прибыль. Дебетовое сальдо свидетельствует о внесении излишней налоговой суммы в бюджет, а кредитовое – о недоплате. В этом случае организация должна дополнительно начислить причитающуюся в бюджет сумму.
Разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Центральным банком Российской Федерации.
Наряду с изложенным порядком расчетов по налогу на прибыль организации могут с 1 января 1997 г. перейти на ежемесячную уплату налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога (в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1997 г. № 13-ФЗ). Расчет налога по фактически полученной прибыли составляется ежемесячно нарастающим итогом с начала года и представляется в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Начисленные суммы налога на прибыль отражают по дебету счета 81 «Использование прибыли» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогу на прибыль». Перечисление начисленных сумм и платежей в бюджет оформляют записью по дебету счета, 68 и кредиту счетов учета денежных средств.
Аналитический учет по субсчету «Платежи в бюджет из прибыли» обычно не ведут. Необходимую аналитическую информацию получают из расчетов по налогу на прибыль.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!