Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1.1. Возрастание экономической значимости живого труда как характерная черта современного процесса развития трудовых ресурсов
Развитие рыночных отношений влияет не только на экономику, но и меняет смысл привычных теоретических понятий, к числу которых относятся “трудовые ресурсы”. Это понятие широко используется не только в научной литературе, но и в повседневной практике. Та или иная его трактовка не может не влиять на характер принимаемых решений, что представляется не столь безобидным, как может показаться на первый взгляд.
Термин “трудовые ресурсы” возник в первые годы советской власти и использовался в обстановке централизованного управления людскими ресурсами страны. В условиях, когда наряду с правом на труд законодательно была закреплена обязанность каждого трудоспособном гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), лица, длительное время без уважительных причин не работавшие, преследовались по закону и могли быть наказаны лишением свободы. Строгий статистический учет трудоспособного населения - трудовых ресурсов (наряду с ресурсами природными, материальными и финансовыми) был одним из элементов централизованного планирования экономики.
С середины 1993 г. российская статистика перешла на рекомендованную международными конференциями статистиков труда и Международной организаций труда систему классификации населения, согласно которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное. Не вдаваясь в детали того, кто относится к указанным категориям населения, отметим, что при сравнении численности так называемых трудовых ресурсов с численностью экономически активного населения они количественно не совпадают. Это происходит из-за того, что в состав экономически активного населения не включаются трудоспособные учащиеся, студенты, слушатели, курсанты в возрасте 16 лет и старше, обучающиеся в дневных учебных заведениях; лица, которым нет необходимости работать или которые заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками, а также некоторые другие.
Переход России от тоталитаризма и командно-административной экономики к экономике рыночной, к свободному труду и запрету на труд принудительный - делает бессмысленным использование термина “трудовые ресурсы” в его прежнем толковании. Не могут относиться к трудовым ресурсам лица, которых иначе как принудительно к труду не привлечешь. Правда, подобная аргументация не всем кажется убедительной; немало авторов продолжают отстаивать прежнее представление, согласно которому ресурсы труда или трудовые ресурсы складываются из экономически активного населения, лиц, занятых учебой с отрывом от производства, и лиц, не занятых трудовой деятельностью и не обучающихся.1
Поэтому автор дипломной работы хотел бы обосновать свою точку зрения подробнее. Для начала вспомним, что словом “ресурсы” обозначаются разного рода средства, запасы, возможности, источники, которые можно использовать. Спрашивается, может ли предприятие считать своими материальными ресурсами какие-либо материалы, находящиеся в собственности другого предприятия, если последнее не собирается ему их ни продавать, ни передавать?
Можно ли считать своими финансовыми ресурсами деньги, которые находятся у других людей и нам не принадлежат и, более того, которые нам не собираются даже одалживать? Ответы отрицательные. Тогда почему же следует относить к трудовым ресурсам лиц, имеющих легальные средства существования, которые не работают и которых по закону нельзя заставить работать. Значит, нельзя называть ресурсом то, что не может быть использовано.
Сам по себе термин “трудовые ресурсы” вполне мог бы сохраняться в научном обороте, если бы он не нес бремя тяжелой “наследственности”, связанной с нарушением прав человека. Сохраняя термин “трудовые ресурсы” мы вольно или невольно придаем ему то содержание, которое было сформулировано при появлении его в научном обороте в одной из статей академика С.Г. Струмилина в 1922 г. и не изменялось многие десятилетия. Действительно, в экономике наряду с другими ресурсами присутствуют и человеческие ресурсы, т.е. ресурсы труда. Но обозначать их термином “трудовые ресурсы”, значит продолжать отстаивать опровергнутую жизнью позицию об обязательности труда. Поэтому, на взгляд автора работы, понятие “трудовые ресурсы” может иметь право на существование лишь в историческом аспекте. Применение же его сегодня для обозначения ресурсов труда искажает их содержание. Если кому-то словосочетание трудовые ресурсы кажется безобидным, то мы, напротив, убеждены: оно серьезно скомпрометировано. Это нужно понять и принять. Реальными же людскими ресурсами труда, как это признано статистиками во всем мире, является экономически активное население. Однако, учитывая, что данное понятие продолжает сегодня употребляться в экономической и иной литературе автор работы счел необходимым использовать понятие “трудовые ресурсы” и в своей дипломной работе.
Кроме того, представляется целесообразным рассмотреть еще ряд спорных вопросов теории рынка труда с тем чтобы уточнить и обосновать наиболее важные из них. Ибо теоретический разнобой весьма отрицательно сказывается на практике.
В последние годы появилось много работ, посвященных вопросам рынка труда, занятости и безработицы. На русский язык переведен ряд зарубежных работ, выпущены монографии на эти темы. Вполне естественно стремление их авторов внести свой вклад в понимание и решение данных проблем. Отсюда и новые подходы, понятия и толковании, в том числе далеко не безусловные.
Различие в позициях начинается с определения предмета купли продажи на рынке: труд или рабочая сила. Поэтому поводу сказано уже очень много. Тем не менее автор дипломной работы хочет высказать свою точку зрения. Он убежден, что продается и может продаваться рабочая сила, а не труд, ибо труд есть процесс. С точки зрения теории было бы правильнее говорить о рынке рабочей силы, а не о рынке труда. Но, начиная с К. Маркса и кончая многими нашими учеными, принято отождествлять эти понятия, считать их синонимами.
Маркс, доказывая, что предметом купли-продажи является рабочая сила, в то же время писал, что эта операция совершается на рынке труда. Так, в гл. IV первого тома “Капитала” говорится: владелец денег лишь в том случае может превратить свои деньги в капитал, если найдет на товарном рынке свободного рабочего... Вопрос, почему этот свободный рабочий противостоит в сфере обращения владельцу денег, не интересует владельца денег, которым находит рынок труда в готовом виде, как особое подразделение товарного рынка”.1 Такое понимание разделяют многие авторы, в том числе составители толкового словаря “Занятость, безработица, служба занятости”, где сказано: “Рынок труда (рабочей силы) можно определить как специфический вид рынка, представляющий собой форму проявления рыночных отношений в сфере обращения и функционирования рабочей силы”.2
Основатель неоклассического направления в экономической науке А. Маршалл, отмечая, что рабочий продает свой труд, тем не менее использовал и формулировку “рынок рабочей силы”.3 Современные зарубежные специалисты, например авторы работы о рынке труда в Центральной и Восточной Европе, тоже используют термины “рынок труда” и “рынок рабочей силы” как идентичные. Они пишут: “Эффективно действующие рынки труда необходимы для того, чтобы облегчить переход работника на другое место работы, где его труд наиболее производителен”. И далее продолжают: “Основная идея состоит в том, что для эффективного функционирования рынков рабочем силы в условиях свободы предпринимательства требуется соответствующая экономическая инфраструктура, характерная дал рыночной экономики, - частная собственность, конкуренция, рынки капиталов и мобильность рабочей силы”.1
Отождествление рынка труда и рынка рабочей силы мы находим во многих работах. Так, профессор Ю. Одегов и его соавторы утверждают: “Рынок труда (рабочей силы) сфера обмена рабочей силой когда наемные работники предлагают свою рабочую силу в расчете на оплату, а работодатели предъявляют спрос и платят за нее”.2
Разное понимание того, что считать предметом купли-продажи на рынке труда, вызвало появление еще одной довольно интересной, но отнюдь не бесспорной теорий. Согласно ей рынок труда и рынок рабочей силы хотя и взаимосвязанные, но самостоятельные, отдельно существующие экономические категории; они имеют место в любой рыночной экономике, а “рынок труда” - важнейшая часть рынка рабочей силы. Такая позиция развивается например, в докторской диссертации В. Секретарюка. Целью его исследования, как заявлено в автореферате, является комплексное научное обоснование категории “рынок труда” и “рынок рабочей силы”. По мнению автора, им “обоснована категория рынка труда как важнейшей части рынка рабочей силы, где осуществляются отношения обмена по поводу условий процесса труда и неполной оплаты его результатов”.3
Представляется что условия труда, равно как и труд (процесс), не могут быть предметом обмена, купли и продажи. Что касается неполной оплаты результатов труда, то это тем более не предмет, а особенность обмена. К кому же при продаже рабочей силы, даже по полной стоимости, ее владелец получает, как известно, только часть вновь создаваемой стоимости, т.е. неполное возмещение стоимости результатов своего труда.
“Сущность рынка рабочей силы, по его мнению, отражена в системе более широких социально-экономических отношений, связанных с полным циклом расширенного воспроизводства рабочей силы, включая сферы, непосредственно ее производства, распределения, обмена и потребления”.1 Странно, что к рынку относятся как производство, так и потребление рабочей силы. Ведь последнее осуществляется уже в процессе ее использования и к обмену или рынку отношения не имеет. Здесь по существу, происходит подмена категории “рынок рабочей силы” категорией “воспроизводство рабочей” силы, давно существующей в экономической науке. Но это не помогает ответить на вопрос о целесообразности разграничения двух рынков. Тем не менее о наличии двух подобных рынков говорит и Х. Дьяконов в докторской диссертации “Государственное регулирование и прогнозирование рынка труда в северных регионах России” (1997).
Какова же причина такой настойчивости? На взгляд автора дипломной работы, попытки обосновать наличие двух рынков объясняются в основном идеологическими причинами, желанием соединить западные теории с марксизмом. Так, В. Секретарюк пишет: “В области теории, как мы полагаем, такое разграничение позволяет найти общие точки соприкосновения между рациональными аспектами западном экономической науки и теми положениями марксистской политической экономии которые выдержали проверку временем, что обогащает каждую из них”.2
Появилось еще и такое понятие как рынок трудовых ресурсов. В одной солидной и интересной работе говорится: “Понятие “рынок трудовых ресурсов” раздвигает границы социально-трудовых отношений еще шире - до масштабов трудовых ресурсов общества. В рыночные отношения вовлекается не только экономически активное население, но и близкий к нему трудовой резерв представленный, прежде всего, выпускниками общих профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений”.3 Сюда же авторы относят и часть занятых в домашнем хозяйстве, неустойчивое материальное положение которых побуждает их выходить на рынок.
Правда состоит в том, что большинство выпускников, особенно профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, включается в рынок труда. Но тогда они переходят в экономически активное население. Что касается обучающихся, то они не включаются непосредственно в рынок и не являются его субъектами.
Положение о трех рынках создает подчас невероятную путаницу. Н. Курбанов сторонник теории трех рынков, пишет: “Рынок трудовых ресурсов - это рынок экономически активной части населения, под которой понимаются занятые и безработные, активно ищущие работу и готовые приступить к ней”.1 Это свидетельствует о непонимании разницы между трудовыми ресурсами и экономически активным населением.
Спорным является вопрос о том, кто действует на рынке труда или каковы его участники. Рассмотрим по этому вопросу позицию доктора экономических наук, директора Института рынка труда А. Котляра, который считает идентичными понятия “рынок труда” и “рынок рабочей силы”, но в вопросе об участниках рынка труда, по существу, отказывается от своей точки зрения. В статье “О понятии рынка труда”, опубликованной в журнале “Вопросы экономики”2, автор утверждает, что на рынке действуют только активно ищущие работу, что снимает вопрос о так называемом внутрифирменном рынке труда, под которым его сторонники понимают отношения между работодателями (нанимателями рабочей силы) и работниками предприятий и организаций.
Итак, участниками рынка труда (трудовыми ресурсами) являются как активно ищущие работу, так и занятые. Именно все экономически активное население находится на рынке труда и испытывает его воздействие. Кстати, работодатели ищут и находят необходимую им рабочую силу в основном не среди безработных, а среди работающих, предлагая им более благоприятные условия труда или большую заработную плату (или то и другое). В настоящее время численность активного населения России сократилась: с конца 1993 г. по октябрь 1997 г. на 2,4 млн. человек и составила 49% общей численности населения страны, т.е. примерно 73 млн. человек.1
Присутствие на рынке труда всего экономически активного населения требует от служб занятости внимания не только к ищущим работу, но и ко всем занятым, к сдерживанию по возможности увольнений, к переподготовке, расширению профессионального профиля и повышению квалификации работников с учетом потребностей как внутреннего, так и внешних рынков, к увеличению их конкурентоспособности. В этой связи необходима активная работа служб занятости и с работниками, и с работодателями.
В настоящее время период научно-технической революции, несмотря на неуклонное расширение в народном хозяйстве развитых стран сферы применения высокой технологии, характеризуется значительным возрастанием экономической значимости живого труда, всех связанных с его расширенным воспроизводством механизмов, включая рынок труда. Чему есть достаточно убедительные свидетельства. О наиболее наглядных из них - ниже.
Первое. Согласно результатам исследований, проведенных американскими экономическими статистиками, до 70-75% среднегодового прироста совокупной производительности труда в различных отраслях современной промышленности США обеспечиваются живым трудом.2
Второе. В CШA к началу 90-х гг. стоимость единичной рабочей силы в среднем составляла 469,5 тыс. долл., совокупной (стоимость единичной, умноженная на 94,5 млн. - численность самодеятельного населения) - 44,5 трлн. долл. Последний показатель в сущности представляет собой приблизительную стоимостную величину человеческого капитала на начало текущего десятилетия. Следовательно, эта величина в США в 3,5 раза превышала в указанный период стоимость национального материального капитала (сумма всех активов финансовых и нефинансовых корпораций оценивалась в 12,8 трлн долл.).3
Без большого преувеличения можно предположить, что и в других странах с развитой рыночной экономикой соотношение этих показателей не отличается сколько-нибудь заметно от приведенного либо приближается к нему. Отсюда, следует, как представляется, однозначный вывод: решающей стороной современного производства выступает работник. Таким образом, от эффективности функционирования системы формирования, совершенствования, распределения и использования его трудового и творческого потенциала непосредственно зависит социальное и экономическое развитие предприятия.
Третье. Практически во всех развитых странах Запада, по данным их национальной статистики, занятость и эффективность производства в тех видах трудовой деятельности, которые отличаются повышенными требованиями к качеству рабочей силы, прежде всего, к общеобразовательной и специальной профессиональной и квалификационной подготовке ее носителей-работников, растут более высокими темпами, чем в среднем в народном хозяйстве и большинстве традиционных отраслей.
Существует немало достаточно весомых аргументов в пользу следующего вывода: высший предел эффективности современного производства определяется преимущественно качественным состоянием используемой рабочей силы. То есть объемом накопленных совокупным работником общетеоретических знаний, его профессиональным составом, квалификационным уровнем. В том числе благодаря тому, что с повышением этих качественных параметров на предприятиях создается возможность более четкой дифференциации, специализации выполняемых работником трудовых функций, а, в случае необходимости, их совмещения с другими. Иными словами, в нынешних условиях формирование совокупного работника происходит в качественно новом контексте, складывающемся под воздействием как макро-, так и микроструктурных сдвигов.
Уровень квалификации работников относится к важнейшим компонентам трудового потенциала. Во всех развитых странах существенно вырос удельный вес квалифицированных рабочих и резко упала доля занятых ручным неквалифицированным трудом. Растут затраты как государства, так и фирм на профессиональную подготовку кадров. В частности, фирма “Дженерал электрик” расходует на это ежегодно более 100 млн. долл. В целом фирмы США тратят на профессиональную подготовку более 30 млрд. долл. в год, что превышает соответствующие затраты государства.
В России квалификация рабочих растет явно недостаточными темпами. До сих пор высока доля малоквалифицированного ручного труда, им занято около 30% работающих. Вследствие недостаточной квалификации рабочих, инженеров, руководителей производства наша страна вынуждена тратить значительные валютные средства на оплату строительства современных предприятий, гостиниц и общественных зданий иностранными фирмами.
Недостаточный профессионализм рабочих, инженеров и руководителей является не только очевидным тормозом технического прогресса и роста эффективности. При высокой насыщенности территории страны химическими предприятиями, электростанциями, нефте- и газопроводами низкая квалификация персонала превращается в основной фактор риска, возможности аварий с тяжелейшими последствиями. После Чернобыльской катастрофы население активно выступает против АЭС. Атомная энергетика России после 1991 г. практически не развивается.
Вместе с тем в настоящее время доля АЭС в общей выработке электроэнергии России составляет около 10%, т.е. намного меньше, чем в большинстве развитых стран. Во Франции, которая не обделена гидроресурсами и топливом, эта доля превышает 60%. Благодаря АЭС во Франции самая низкая в мире себестоимость электроэнергии. В энергетике таких густонаселенных странах, как Германия и Япония, доля АЭС значительно выше, чем в России.
Как показывает мировой опыт, повышение безопасности АЭС России может быть достигнуто только в результате повышения технической и общей культуры, профессионализма и ответственности всех, кто строит и эксплуатирует сложные технические системы.1
Поскольку базой профессионализма является общая культура и уровень образованности населения, степень отставания России от мировых стандартов квалификации работников примерно соответствует отставанию в области образования. Статистика показывает что отставание тем больше, чем выше сложность труда. Иначе говоря, по профессионализму российский рабочий меньше отличается от американского или японского, чем российский инженер, и особенно руководитель, от своих зарубежных коллег.
Некоторые зарубежные исследователи высказывают и более категоричное мнение. Знания и навыки, приобретенные работником в результате прохождения им общего обучения и профессиональной подготовки, считают они, по сути дела, уже заняли такое место среди прочих сил, обеспечивающих рост производительности труда, что при их недостатке главная цель предприятия - его бесперебойное эффективное функционирование оказывается практически недостижимой. Вне зависимости от объема средств, инвестированных в производственное оборудование и технологию. Вместе с тем, необходимо отметить: развитие субъективного элемента производительных сил работника и их объективной составляющей - производственного оборудования взаимообусловлено. Степень этой взаимообусловленности неуклонно возрастает по мере научно-технического совершенствования производства. И это понятно: новая техника не может использоваться с полной отдачей без соответствующего ей по качеству работника, а последний – без соответствующей ему по качеству техники.
Роль качества трудовых ресурсов как центрального фактора экономического развития неуклонно возрастает с повышением степени знания емкости современной экономики. Об этом свидетельствует возникновение, по сути дела, прямой зависимости общественной производительности труда от накопленного совокупным работником объема общих теоретических познаний и уровня профессиональной квалификации. Некоторые подсчеты демонстрируют высокую позитивную корреляцию указанных показателей.
Все это объясняет, почему непрерывное улучшение экономических, производственных и социальных характеристик совокупного работника утвердилось на Западе как одно из основных направлений развития производительных сил, а совершенствование комплексного механизма, обеспечивающего расширенное воспроизводство их субъективного элемента, стало одной из ключевых предпосылок повышения эффективности труда в условиях нового производственного уклада, базирующегося на автоматизации. Не случайно трудовое законодательство представляет собой одну из наиболее детально разработанных ветвей законодательства в странах Запада. В настоящее время в каждой из этих стран действует большое число законов, устанавливающих правила купли-продажи и использования рабочей силы. Последнее обстоятельство самым непосредственным образом свидетельствует о повышенном внимании к проблемам воспроизводства рабочей силы со стороны государства, не без оснований считающего, что эффективность рынка труда есть один из показателей экономической и социальной развитости страны. К рынку труда на Западе приковано пристальное внимание и других субъектов трудовой политики. Что логично: здесь устанавливается цена на рабочую силу, осуществляется ее распределение по сферам хозяйства, отраслям промышленности.
Человекоцентричность современного производства выступает не только как основа складывающегося сегодня на рынке труда спроса на рабочую силу, но и как фактор, действие которого способствует изменению самой сущности наемного труда. Первый этап этого сдвига находится на рынке труда. Работник, нанимающийся на предприятие, охваченное действием колдоговора, либо где функционирует система “непрофсоюзного” рабочего представительства, уже не является наемным работником в традиционном смысле этого понятия. Он включается в систему управления предприятием в форме участия в процессах принятия решений - преимущественно на уровне рабочего места - по проблемам, связанным с производственным, экономическим и социальным развитием предприятия. Этот шаг сопровождается возложением работником на себя определенной ответственности за функционирование предприятия. Одновременно работник получает возможность пользоваться всей деловой информацией, необходимой для выполнения своих новых функций. Выполнение современным работником качественно принципиально иных, по сравнению с его предшественником, функций по распоряжению собственностью - средствами производства придает работнику новый реальный статус на предприятии.
Таким образом, новые требования производства, по сути дела, изменяют характер сделки купли-продажи рабочей силы.
Вместе с тем, совершенствование обоих элементов производительных сил подчинено самостоятельной, органически присущей только каждому из них логике. Что касается рабочей силы, то рамки процесса ее формирования значительно шире границ ее производственного потребления. За пределами последнего на формирование рабочей силы воздействует все общество в целом - его культура, сложившаяся в нем система ценностей, господствующая идеология, характер и интенсивность воспринимаемых носителем рабочей силы работником информационных потоков. В этой связи логично предположить, что и реализация трудового потенциала работника в современных условиях уже не ограничивается производственным пространством, а начинается вне его.
1.2. Интеллектуализация общественного труда как основа трансформации трудовых ресурсов
Разработка, использование и развитие высокосложных технологий, распространение компьютерной и информационной техники предполагают наличие трудовых ресурсов нового типа. И в этом отношении для России чрезвычайно полезен опыт целенаправленного формирования трудовых ресурсов творческого склада, накопленный на Западе с 60-х годов, то есть с начала НТР. Там этот процесс сразу же был возведен в ранг государственной политики.
Одним из ключевых аспектов рыночных преобразований становится политика интеллектуализации общественного труда. Для российской экономики особенно важно то, что современный рынок труда формируется под влиянием широкого спроса на рабочую силу новаторского типа и одновременно ответного массового выхода на рынок труда кадров, хорошо подготовленных к труду в условиях интенсивных научно-технических перемен, способных к активной преобразующей деятельности.1
Опыт развитых капиталистических стран свидетельствует об определенной исторической и логической последовательности действий, необходимых для превращения труда в мощную интеллектуальную силу научно-технических и социально-экономических преобразований и утверждения творчества как приоритетного вида трудовой деятельности.
В конце ХХ в. творческая деятельность становится наиболее значительным фактором экономического развития. Это проявляется в различных формах. Во всех развитых странах существенно выросла доля лиц, занятых преимущественно умственным трудом. Например, в США она увеличилась за 1950-1990 гг. с 36 до 60%. Количество инженеров за этот период выросло в 4 раза, ученых - более чем в 5 раз. Так называемые “белые воротнички” (нерабочие и нефермеры) составляют в США свыше 70% трудоспособного населения и получают более 80% фонда оплаты труда.
Увеличение объема продукции при снижении затрат рабочего времени и интенсивности труда становится возможным вследствие использования особого вида природных ресурсов - творческих способностей человека, которые в отличие от других ресурсов не могут быть исчерпаны. Наибольших успехов в экономическом развитии и повышении качества жизни добиваются те страны, где созданы наилучшие условия для реализации творческих способностей, особенно в сфере науки, изобретательства и рационализации.2
Вклад стран в мировую науку оценивается различными показателями: по количеству Нобелевских премий, публикаций, ссылок в научной литературе. По всем этим показателям ситуация не в пользу России. Из 380 Нобелевских премий по физике, химии и медицине до 1987 г. 143 было присуждено американским ученым, 68 - английским и только 10 - русским и советским. Лауреатами высшей награды мира стали 5 русских и советских писателей. После 1975 г. советские и российские ученые не удостаивались Нобелевских премий. Распределение стран по общему количеству лауреатов Нобелевской премии в области наук и литературы к 1995 г. выглядит следующим образом: США - 186 человек, Великобритания - 87, Германия (до 1949 г.) - 44, ФРГ - 23, Франция - 43, Швеция - 29, Швейцария - 16, СССР и Россия - 15, Италия - 13. Русский писатель И. Бунин включен в официальный список нобелевских лауреатов с пометкой “без гражданства”, а поэт И. Бродский (осужденный советским судом за тунеядство) - как гражданин США. Следует отметить, что 156 из 186 Нобелевских премий, полученных гражданами США, приходится на период после 1945 г., когда “утечка умов” в эту страну стала особенно заметной.
Важной характеристикой творческого потенциала страны является количество изобретений. По многим причинам доля российских авторов в мировом фонде изобретений во много раз меньше доли авторов США и Японии. Особенно велико отставание по электронике, вычислительной технике, производству предметов быта.
Одной из характеристик эффективности науки является изобретательская активность ученых, т.е. количество изобретений в год, приходящихся на одну тысячу научных сотрудников. Этот показатель в СССР в целом был 54, в РСФСР - 50, а в развитых странах - около 300.1 В системе оценок научно-технического уровня страны используется показатель, рассчитываемый как произведение индекса цитируемости на число патентов. В середине 80-х годов этот показатель для США составлял 104 541, для Японии - 76 984, для Тайваня - 1000, для СССР – 400.2 Следует иметь в виду, что число патентов характеризует не столько изобретательскую активность, сколько возможности страны в части регистрации изобретений. По ряду причин эти возможности в России значительно хуже, чем в развитых странах.
Практическое значение изобретений определяется их признанием в мире и сферой применения в производстве. Этот аспект характеризуется следующими данными. Из общего количества изобретений, сделанных в России, патентуется за рубежом менее 1%. В США этот показатель составляет 30%, в Швейцарии - 40%. доля разных стран в мировом фонде патентов составляет: США - 30%, ФРГ - 20, Япония - 10, Франция - 8, Великобритания - 7, Россия - 1,5%. Развитые страны получают от экспорта научно-технических разработок 20-30% валютных поступлений. В нашей стране этот показатель в десятки раз ниже.
В Японии, а затем и в других странах, значительное развитие получили “кружки качества”, участниками которых являются в основном рабочие. Область деятельности таких кружков не ограничена вопросами улучшения качества, они разрабатывают предложения по рационализации практически всех сторон деятельности своего цеха, а иногда и предприятия. Активно используются различные формы материального и морального поощрения рабочих за участие в рационализации. В итоге Япония опережает Россию по количеству рационализаторских предложений на одного работника более чем в 500 раз.
Наибольшие потери для экономики России обусловлены не столько недостаточным количеством изобретений, сколько отсутствием заинтересованности в их практическом применении. Эта тема не сходит со страниц печати. Однако в течение десятилетий ничего не меняется. Классическим стал пример с методом непрерывной разливки стали, который был изобретен в СССР в 50-х годах, удостоен Ленинской и Государственной премий, признан во всем мире. По этому методу в Японии производят 90% стали, в ФРГ - 85, в Южной Корее – свыше 70, а в России - менее 15%.
Приведенные данные следует рассматривать в конструктивном аспекте - как масштабы резервов роста эффективности труда и богатства страны за счет лучшего использования творческого потенциала народа. Для России эти резервы исчисляются сотнями миллиардов долларов.
Пример М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, И.П. Павлова, Н.И. Вавилова, Л.Д. Ландау, П. Л. Капицы, Л.В. Канторовича, А.Н. Туполева, В. Пастернака, А. Платонова, И. Бродского, А. Солженицына и многих других показывает, что жители России не менее талантливы, чем их западные и восточные соседи. Немало из тех, кто родились в России и СССР, получили всемирную известность, став гражданами США, Франции и других стран (физик Г. Гамов, авиаконструктор И. Сикорский, экономист В. Леонтьев, писатели А. Азимов, И. Бунин, поэт И. Бродский, художник М. Шагал и др.).1 Эти факты свидетельствуют о значительном творческом потенциале жителей России. До последнего времени этот важный ресурс использовался очень плохо, что привело к негативным последствиям для экономики страны и благосостояния населения.
В области совершенствования трудовых ресурсов особое значение приобретает воспитание личности, направленное на развитие ее творческого мышления и инициативы. Ключевым становится индивидуальный подход. Возникает типичная ситуации, когда каждый человек на всех стадиях обучения (от детского сада до вуза) получает знания, исходя из уровня своего интеллекта, но самостоятельно подобранному кругу дисциплин. Время обучения также индивидуально.
Один из основных принципов трудовой деятельности - необходимость постоянного обновления знаний и освоения новых специальностей. Индивидуализация обучения и овладение принципами творческого мышления и инициативного подхода к делу потребовало в индустриально развитых странах серьезного совершенствовании систем средней и особенно высшей школы. К концу 30-х годов были осуществлены реформы образования в Великобритании и Японии. А затем к ее проведению приступили в США и во Франции.
Опыт развитых стран показывает, что важнейшими направлениями интеллектуализации общественного труда являются:
q постепенное освобождение народного хозяйства от неквалифицированной рабочей силы;
q выравнивание общего образования трудовых ресурсов и повышение его в среднем до уровня младшего колледжа (техникума);
q утверждение в системе образования и подготовки кадров принципа индивидуального развития личности;
q закрепление в народном хозяйстве концепции первостепенной ценности человеческого созидательного потенциала, а в социальных отношениях - принципа консенсуса;
q широкое распространение в экономике характерных для творческой деятельности методов и форм организации и стимулировании труда.
В нашей будущей российской практике следует учесть, что политику интеллектуализации общественного труда с известной долей условности можно разделить на два этапа.
На первом этапе, непосредственно предшествующем радикальным научно-техническим преобразованиям, рынок труда постепенно освобождается от неквалифицированной низкооплачиваемой рабочей силы, не способной подняться с профессионального дна. Для нашей экономики, имеющей от 20 до 25% рабочих мест самой низкой квалификации, методика освобождения от неквалифицированной рабочей силы имеет особое значение.
Снижение доли неквалифицированной рабочей силы происходит под влиянием ряда факторов:
q сокращение по мере механизации и автоматизации производства в том числе роботизации, рутинных работ и опасных для здоровья рабочих мест;
q досрочный вывод ставших излишними разнорабочих на двойную пенсию - общенациональную по возрасту и до месту работы с учетом выслуги лет;
q перевод некоторых разнорабочих на более квалифицированные операции;
q повышение минимальных производственных требований к рабочей силе до уровня, близкого к средней квалификации;
q широкое привлечение на условиях эластичной занятости к выполнению физически легких, в основном механизированных работ в сельском хозяйстве, строительстве. торговле, бытовых услугах второго эшелона трудовых ресурсов - учащихся, домохозяек и пенсионеров.
Изменяется содержание деятельности многих занятых рутинным трудом. Современные неквалифицированные рабочие в США, обычно оканчивающие до поступлению на работу, как и в России, не менее 8 классов 12-летней средней школы, проходят теперь в значительной своей части более основательную по сравнению с прошлым производственную подготовку. По существу, они переходят в разряд малоквалифицированной рабочей силы, близкой к средней квалификации. Помимо выполнения функций операторов несложных подъемно-транспортных и других машин, облегчающих выполнение шаблонных операций, они проводят мелкий ремонт фирменная подготовка, предполагающая профессиональную специализацию и переподготовку кадров через собственные научные и учебные центры, специальные курсы с учетом технологической специфики конкретного производства.1
Следует особо отметить, что внутрифирменная послевузовская специализация часто включает в себя опыт работы на различных должностях для ознакомления со всем спектром жизни предприятия или корпорации и поиска оптимального рабочего места. Для выявления творческих возможностей выпускников вузов предполагается практика в исследовательских центрах или научно-поисковых группах. Подобная практика широко распространена в развитых странах, обеспечивая высокую эффективность трудоустройства новых кадров.
Нa курсах переподготовки и повышения квалификации, обязательных через каждые два-три года, слушатели знакомятся с последними достижениями науки и новейшими технологическими разработками фирм. Внутрифирменное обучение и переобучение рабочей силы, к которому обычно привлекаются университеты и колледжи, играет большую роль в поддержании высокого уровня интеллектуальной активности квалифицированных кадров. думается, что к подобному союзу российская система образования в принципе готова.
Следует отметить, что предпринимательский сектор в развитых странах расходует на подобного рода обучение, как правило, столько же средств, сколько государство на школьное и вузовское образование, включая подготовку научных кадров. И этот шаг будет осуществим в нашей стране, если по примеру западных стран снять налогообложение на прибыль, идущую на развитие производства и трудовых ресурсов.
А. Маршалл подчеркивал, что затраты на образование - это лучшее помещение капитала для семьи и для общества. В различных странах неоднократно публиковались расчеты, из которых следует, что затраты на обучение окупаются быстрее, чем на оборудование. В США за 1970-1990 гг. среднее число лет обучения занятых в хозяйстве страны увеличилось с 8,6 до 13, а объем знаний одного работника вырос в 4 раза. Численность специалистов с высшим образованием растет значительно быстрее, чем общая занятость в экономике.
Эффективность образования в конечном счете определяется масштабами распространения знаний и других результатов творческой деятельности. В частности, установлено, что рост уровня образования на один класс средней школы обеспечивает в среднем рост числа подаваемых рационализаторских предложений на 6% и на 50% сокращает сроки освоения рабочими новых операций.
За последние годы появилось много публикаций об отставании России в области образования от мирового уровня. Так, по данным профессора А. Ракитова, в США 35% трудоспособного населения имеет высшее образование, в Канаде - 30, в Швейцарии - 24, в Швеции - 21, в Японии - 21, в Финляндии - 18, в Германии - 17, в Англии - 15, во Франции -14, в Италии - 6%. Россия в эту десятку не попала. В США 12,5 млн. студентов приходится на население численностью в 240 млн. человек. В России на 150 млн. человек - 2 млн. 600 тыс. студентов. В США затраты на одного студента составляют 18 тыс. долл. в год, а в России - 1,5 млн. руб., т.е. 300 долл.1
Современная система образования в капиталистических странах с точки зрения рынка труда достаточно эффективна. Она отличается большой гибкостью, позволяющей получить самое различное по объему и характеру знаний послешкольное образование, материально доступное во всех развитых странах практически всем окончившим школу. В процессе учебы в младшем (двухгодичном) или полном (4-х годичном) колледже, в университете возможны многократная корректировка, смена направлений и прекращение занятий на любой стадии с положительным профессиональным итогом.
Оба отмеченных выше этапа интеллектуального развития трудовых ресурсов объединяет то, что на всех стадиях воспитания, общего и специального обучения, при отборе и подготовке кадров и их профессиональной переподготовке используются‚ как правило, принципы индивидуального подхода с целью выявления достоинств личности, ее созидательных способностей. Сферой развития индивидуума наряду с семьей становятся детские сады, начальные и старшие средние школы, колледжи, университеты, включая аспирантуру, центры обучения и переподготовки кадров, фирм и корпораций.
Практика индустриально развитых стран показывает, что распространение на рынке труда рабочей силы, способной к творческому труду в самых различных профессиональных сферах, утверждение ее лидерства в развитии экономики возможно только при достижении трудоспособным населением всех основных возрастных групп высокой, более значительной, чем водная школьная, образовательной подготовки с учетом ее современного содержания. Реализацию подобного критерия в нашей стране наряду с сокращением в народном хозяйстве доли неквалифицированного труда следует считать одним из главных условий выхода экономики и общества на новые рубежи эволюции.
Особое внимание нам следует обратить на то, что важнейшим фактором политики интеллектуализации трудовой деятельности является соблюдение принципа зависимости зарплаты от уровня образования, квалификации, научной подготовки работника. Эта зависимость прослеживается во всех отраслях экономики и признана целесообразной в деловом мире.
Для характеристики мотивационной структуры населения России и других стран можно использовать результаты Всемирного исследования ценностей, проведенного в 1990-1991 гг. (руководитель - профессор Р. Инглхарт, США) при участии специалистов Российской академии наук. Основные выводы этого анализа состоят в следующем:
“Почти во всех странах работа по значимости стоит на втором месте после семьи. Российское население на первое место тоже ставит семью, а работу рассматривает в качестве второй по важности сферы жизни, но более важной, чем друзья и досуг. Своеобразие России состоит в том, что разрыв между субъективной важностью семьи и работы здесь очень заметен и является одним из самых больших в мире. Объясняется это главным образом низкими оценками значимости работы, характерными для российского населения: “труд сегодня рассматривается большинством россиян как деятельность, основная цель которой - удовлетворение потребительских нужд самого работника и его семьи; наибольшая распространенность высокого заработка как ценности труда является общей для России и большинства других обследованных стран”.1
Вопреки общемировому опыту наше государство в процессе реформ последних лет практически полностью утратило контроль над заработной платой и доходами в стране. Реальная заработная плата в 1995 г. составила всего лишь 45% уровня 1991 г. По официальным данным за 1996-1997 гг. начисленная заработная плата (в неизменных ценах) как будто увеличилась, но огромные невыплаты, в результате которых задолжность по зарплате к ноябрю 1997 г. составила 55,2 трлн. руб., привели к дальнейшему падению жизненного уровня большинства населения.2 В итоге возникли недопустимые перекосы в
оплате труда не в пользу квалифицированной деятельности. Заработная плата практически не имеет экономического и социального влияния на труд. Возросли нетрудовые доходы.1
Слагаемые личного дохода |
Годы |
||||
1992 |
1994 |
1996 |
|||
Оплата труда |
69,9% |
46,6% |
42,5% |
||
Социальные трансферты |
14,0% |
15,4% |
13,9% |
||
Предпринимательские доходы и доходы от собственности |
16,1% |
38,8% |
43,6% |
||
Всего |
100% |
100% |
100% |
||
Совершенно иная ситуация в современной рыночной экономике за рубежом. В тех случаях, когда фирма не может предоставить квалифицированному специалисту соответствующую его возможностям работу, размер зарплаты тем не менее устанавливается. как правило, с учетом общей профессиональной квалификационной подготовки. Временная переплата за квалификацию и, тем более, научные знания, в дальнейшем полностью компенсируется вкладом работника в развитие предприятия.
1.3. Нравственные основы формирования и развития трудовых
ресурсов
Взаимосвязь этических и экономических проблем первым в европейской науке рассмотрел Аристотель. Свои основные экономические идеи он изложил в работе “Никомахова этика”. В ней подчеркиваются принципиальные различия между наукой о рациональном ведении хозяйства - экономикой и искусством наживать состояние - хрематистикой. Великий философ отрицательно относился к стремлению увеличивать капиталы, но рассматривал его как неизбежное зло.
Важность нравственности населения для нормальной экономической деятельности неоднократно отмечалась классиками экономической науки. У. Петти выразил это так: “…нет идеи более опасной, нежели неверие в бессмертие души, поскольку она превращает человека в животное; она лишает его совести и страха перед совершением какого угодно злого дела, если он только может избежать наказания со стороны человеческих законов, эта идея делает людей добычей всех дурных помыслов и желаний, которые не могут быть известны другим людям”.1
Свидетельством взаимосвязи этических и экономических проблем можно считать и тот факт, что Адам Смит начал свою научную деятельность как профессор нравственной философии, т.е. теории морали. Центральная идея А. Смита о “невидимой руке”, которая направляет действия предпринимателей в условиях свободной конкуренции, была впервые сформулирована не в “Богатстве народов”, а в “Теории нравственных чувств” - первой книге великого экономиста.
Дж. Кейнс, которого многие считают крупнейшим экономистом ХХ в., писал: “… человеческие наклонности можно направить по сравнительно безобидному пути там, где существуют перспективы делать деньги и накапливать личное богатство. Эти же наклонности, если они не могут быть удовлетворены таким путем, могут найти выход в жестокости, безрассудном стремлении к личной власти, влиянию и других формах самовозвеличивания”.2 Вместе с тем в конце своей знаменитой книги Дж. Кейнс отмечал: “Я уверен, что сила корыстных интересов значительно преувеличивается по сравнению с постепенным усилением влияния идей… рано или поздно именно идеи, а не корыстные интересы становятся опасными и для добра, и для зла”.3
Таким образом, классики экономической науки стремились установить, как добро и зло, свойственные природе человека, влияют на экономическую деятельность и общественные отношения.
Нравственность и богатство часто рассматриваются как трудносовместимые понятия. Такое противопоставление имеет давнюю историю. Еще в Новом завете сказано: “Не собирайте себе сокровищ на земле” (Матф. 6,19), “... удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” (Матф. 19,24). Все религии мира и духовные учения осуждают стремление к богатству как основной цели жизни. Вместе с тем протестантизм, ислам и некоторые другие конфессии допускают, что при определенных условиях успешная хозяйственная деятельность является богоугодным делом.
“Протестантское объяснение” капитализма после работ М. Вебера было весьма популярным в начале ХХ в.1 И сейчас понятие “протестантская этика” часто употребляется западными экономистами и философами. Ряд исторических фактов показывает, что страны, в которых большинство населения было протестантским (Голландия, Англия, Швейцария), первыми вступили на путь капиталистического развития и достигли высоких темпов роста производительности. “Отцы-пилигримы” из Англии, высадившиеся в XVII в. на восточном побережье Америки, стали основателями США. В настоящее время к числу наиболее развитых относятся страны (Германия, Швейцария, Норвегия и др.), в которых протестантство является преобладающей религией. Эти факты, разумеется, не исчерпывают причин хозяйственного развития, но достаточно определенно характеризуют значение этического аспекта экономики. Имеются основания утверждать, что этика капитализма формировалась в значительной мере под влиянием пуританской морали и кальвинизма - одного из наиболее аскетичных и суровых направлений христианства.
Влияние протестантизма на успешность экономической деятельности обусловлено тем, что по догматам этой религии Богу угоден только такой человек, который строго соблюдает христианские заповеди, ведет благочестивый образ жизни и целью своего труда считает не рост личного и семейного потребления материальных благ, а выполнение своего признания,
долга перед Богом. При этом увеличение прибыли должно направляться не на рост потребления, а на сбережение и последующее расширение производства. Интенсивный и качественный труд в сочетании с благочестием и умеренностью в потреблении материальных благ составляют образ жизни, получивший название мирской аскезы. Несомненно, что такой образ жизни создает весьма благоприятные условия для расширения производства и роста богатства страны.
Таким образом, протестантская этика предъявляет достаточно высокие требования к психике человека, подавляя ряд инстинктов и отвергая релаксацию в виде исповеди. Поэтому нельзя считать случайным отмеченный К. Юнгом факт того, что протестанты значительно чаще становились пациентами психотерапевтов, чем представители других конфессий. В тех редких случаях, когда психоаналитическая помощь требовалась католику, Юнг прежде всего отправлял его в церковь на исповедь, что существенно облегчало лечение.1 Наблюдения Юнга подтверждаются другими авторами.2
Автор дипломной работы уделил значительное внимание характеристике протестантской этики труда в связи с тем, что она является основой официальной деловой этики практически во всех развитых странах (не только протестантских). В частности, этика труда в Японии построена на принципах, в значительной мере аналогичных рассматриваемым (честность, трудолюбие, аккуратность, бережливость). Отличия связаны преимущественно с тем, что на предприятиях Запада акцент делается на индивидуальных действиях, а в Японии - на коллективных.
По общему признанию западных специалистов в последние десятилетия наблюдается повсеместное расхождение между этическими нормами и их соблюдением. Рост экономической преступности, характерный для всех стран, свидетельствует о кризисе деловой этики. Известный идеолог США З. Бжезинский пишет об этом следующее: “Если не будут предприняты определенные усилия к тому, чтобы поднять значение моральных критериев, обеспечивающих контроль над обогащением как самоцелью, американское превосходство может долго не продержаться”.1 О том, что трудовая этика становится национальной проблемой, свидетельствует появление на предприятиях США менеджеров по этике и консультационных фирм по деловой репутации.
Таким образом, этико-национальный подход к экономическим проблемам диктуется не только тем, что нация - это самостоятельный социальный организм, частицей которого является “свободная личность”, но и еще двумя группами факторов: теми, в силу которых каждая нация занимает специфическое положение в мировом хозяйстве, и теми, в силу которых каждая нация вырабатывает свою институциональную структуру хозяйственного механизма.
В итоге можно выделить четыре расширенных типа экономического мышления в соответствии с различным состоянием нации.
Экономически сильные нации с относительно слабыми общенациональными традициями базируют свое мышление на индивидуализме и чисто рыночных принципах Внутренний рынок образует главную связующую ткань таких наций, а экономический либерализм приносит им огромную выгоду на мировом рынке. К их числу относятся США, Канада, Австралия.
Совсем иную группу экономически сильных наций составляют страны Западной Европы и Япония. Здесь глубоки общенациональные традиции и вообще национальная общность, поэтому экономическое мышление является не индивидуалистическим, а институциональным, прежде всего социальным, что наиболее отвечает национальным интересам.
Третья группа включает экономически слабые (или существенно ослабленные) нации с глубокими общенациональными связями. Для мышления этих стран было бы естественно предположить в качестве непосредственного исходного приоритета общенациональный интерес. Это и имеет место, например, в Индии, Китае; но увы не характерно для сегодняшней России, где пытаются “мыслить не ниже первого разряда”.
Наконец, четвертая группа - не сформировавшиеся нации со слабой экономикой. Здесь вообще отсутствует самостоятельное экономическое мышление, а есть лишь более или менее пестрое ассорти зарубежных воззрений, выражающее не общенациональные, а групповые интересы”.1
При характеристике особенностей традиционной трудовой этики в России обычно прежде всего отмечается ее ориентация на коллективизм. Это подтверждают данные сравнительных социологических исследований, проведенных в ряде европейских стран в середине 90-х годов ХХ в. Вместе с тем многие выдающиеся деятели России (Н.А. Бердяев, П.А. Столыпин и др.) предупреждали о негативных аспектах общинной психологии. В частности, по мнению П.А. Столыпина, “...у русского крестьянина страсть всех уравнять, всех привести к одному уровню, а так как массу нельзя поднять до уровня самого деятельного и умного, то лучшие элементы деревни должны быть приближены к пониманию и стремлению худшего инертного большинства”.2
Как представляется, мало изучены каналы реализации автономности личности в России. Известно лишь, что она закреплялась в русском человеке при помощи определенных этических норм, признавалась правительством и фиксировалась в реформах в процессе экономической либерализации сверху для дворянства - с середины XVIII в., для крестьянства - с середины ХIХ в.
В процессе либерализации в Европе формировались экономические свободы прежде всего для среднего сословия, явившегося основным двигателем развития рыночной экономики Запада. Попытки создания такого сословия в России с опорой на различные слои общества еще с екатерининских времен заканчивались неудачей. Именно эта проблема в настоящее время встает во весь рост и исследование названного феномена русской хозяйственной жизни должно, несомненно, начинаться с ее глубинных оснований ментального характера.
Формирование и творческая реализация национального менталитета находятся в тесной зависимости с экономико-географическими особенностями национального хозяйства. Специфика России такова, что можно говорить о существовании особого мира-экономики, которым, по определению Ф. Броделя, занята “часть Вселенной, экономически самодостаточный кусок планеты, способный в основном быть самодостаточным, такой, которому его внутренние связи и обмены придают определенное органическое единство”.1
Фундаментальным фактором хозяйственном мира России являются ее огромные пространственные масштабы которые наравне с другими факторами - богатством природных ресурсов, характером ландшафта, климатическими особенностями, малой плотностью расселения - наложили неповторимый отпечаток на все хозяйство страны, определили экономико-географическую, геополитическую самобытность России н ее отличия от Европы.
Обратимся к некоторым из них. Русский географ П. Савицкий, исследуя географические и геополитические особенности России, писал, что мозаично-дробная структура Европы складывается из государств, обладающих огромным хозяйственным многообразием на малом пространстве. Иначе обстоит дело в России. Ее своеобразная, предельно четкая и в то же время простая географическая структура - широко выкроенная сфера “флагообразного” расположения географических зон - порождает целый ряд других геополитических отличий. Природа Россия минимально благоприятна для “сепаратизмов”. Исторически на российских пространствах силы притяжения мощнее сил отталкивания, здесь “легко просыпается воля к общему делу”.2
Многие авторы (в том числе М. Вебер) полагали, что в России старообрядчество влияло на экономическую деятельность во многом аналогично протестантизму в Германии, Швейцарии и других странах. Старообрядцы выделялись своим трудолюбием, предприимчивостью, честностью, трезвостью, аккуратностью, умеренностью в потреблении.
К старообрядцам принадлежали 64% представителей торгово-промышленного класса России, в том числе такие известные кланы, как Рябушинские и Морозовы.1
Однако хозяйственная этика в России была значительно гуманнее, чем в протестантских странах. Если Кальвин запрещал нищенство (так как все должны трудиться), то в России благотворительность и помощь неимущим всегда считались важной частью деятельности предпринимателя.
После изменения общественного строя и господствующей идеологии в 1917 г. трудовая этика России осталась коллективистской. Ее основой стало соблюдение интересов государства. Нанесение любого ущерба так называемым общественным интересам каралось значительно суровее, чем интересам отдельного человека или семьи. Поскольку предприятия были собственностью государства, ущерб предприятию рассматривался как ущерб интересам страны со всеми правовыми последствиями.
Коллективизм в СССР по сравнению с общинностью и артельностью дореволюционной России оказался значительно более полным и всепроникающим: коммуны, колхозы, коммунальные квартиры, коллективные мнения и т.д. и т.п. Трудовая этика была крайне противоречивой. С одной стороны, многочисленные примеры искреннего трудового энтузиазма, вера в социалистические идеалы, помощь товарищам по работе, относительно низкий уровень преступности; с другой - ложь, доносы, ГУЛАГ, миллионы безвинно погибших и искалеченных людей.
В конце 80-х годов трудовая этика России вновь принципиально изменилась после очередного коренного изменения идеологии и общественного строя. 90-е годы характеризуются пестротой и противоречивостью моральных норм. до сих пор не сформировались какие-либо общие принципы, которые можно было бы сопоставить с протестантской этикой, социалистической этикой труда, другими этическими системами. В определенной мере это связано с отсутствием общепризнанной концепции национальной идеи. Однако до сих пор в этом отношении нет чего-либо конкретного. Многими отвергается сама необходимость такой фундаментальной идеи.
Следует отметить, что и в развитых странах последнее десятилетие характеризуется кризисом идеологии. Об этом в частности; говорилось на Европейской конференции по реформе высшего образования, проходившей в 1997 г. в Палермо. В решениях конференции было отмечено, что университеты должны стать основой формирования и распространения новых идеологий и культурных ценностей.1
Всемирная история показывает, что периоды революций, общественных потрясений, резкой смены отношений собственности всегда были связаны с ростом социальной напряженности, активизацией антиобщественных элементов, ростом преступности. О возможностях обогащения в условиях государственной смуты еще за 500 лет до нашей эры Конфуций писал: “Если государство управляется правильно то стыдно быть бедным. Если государство управляется неправильно, то стыдно быть богатым”.2
Влияние общественной смуты на нравственность анализировали Н. Бердяев, П. Сорокин, С. Франк, другие русские философы и социологи.
Массовая приватизация, либерализация цен и внешней торговли создали условия для быстрого и неправедного обогащения дельцов теневой экономики, высшего руководства предприятий, всех, кто был близок к прежней и стал близок к нынешней власти. В несколько раз усилилась дифференциация в доходах. для решения хозяйственных споров повсеместно используются криминальные методы.
Многие сравнивают нынешнюю ситуацию в России с временами первоначального накопления капитала, “дикого Запада” и “золотой лихорадки”. Есть и более близкие аналогии. Бывший министр экономики и канцлер ФРГ, главный конструктор немецкого “экономического чуда” Л. Эрхард в 1945 г. писал: “Я не скрываю своей приверженности либеральной концепции экономики, однако существование свободного рыночного хозяйства связано с предпосылками, которые у нас ввиду дефицита во всем сейчас отсутствуют”.1
“Если моральное разложение приобретает такие масштабы, что это вызывает государственно-политические последствия и даже угрожает подрыву репутации немецкого народа в глазах всего мира как раз тогда, когда необходимо всеми силами стремиться стереть позорное пятно трагической двенадцатилетней эпохи нашей истории, то умолчание осведомленных об этом оборачивается тяжкой виной. Мне же как министру экономики, к сожалению, очень хорошо известно, как всевозможный сброд, паразиты и мародеры рвутся к средствам производства и промышленным предприятиям, чтобы жать там, где они не сеяли”.2
Через 50 лет министр экономики России, один из наиболее авторитетных отечественных экономистов профессор Е.Г. Ясин напишет почти то же самое: “Бывают, однако, особые времена порчи нравов, связанные чаще всего с крупными социальными потрясениями, когда предельно допустимая норма нечестности превышается многократно, угрожая устоям общества. Тогда возникает своего рода противонорма, терпимое отношение к разным гадостям, распространяющееся ощущение, что обманывать, брать взятки, воровать вроде общепринято и позволительно. Цинизм становится открытым. Не так ли у нас сейчас?
...Недавно Мировой банк опубликовал доклад “Государство в меняющемся мире”, где проанализирован опыт 69 стран по достижению успеха и процветания. Важнейший из факторов - индекс доверия к государству со стороны инвесторов, как граждан, вкладывающих свои скромные сбережения, таки крупных иностранных компаний. Чем выше индекс доверия, тем больше объем инвестиций, тем выше темпы экономического роста.
Из семи групп стран самый низкий индекс доверия в странах СНГ, значит, у нас. Ниже, чем в Африке и Латинской Америке. Почему? А вот потому, о чем речь шла выше.
Нормальная жизнь требует, чтобы вошли в моду честность и справедливость. От нас зависит, чтобы цинизм вышел из моды, чтобы циники скрывали свои неприличные в порядочном обществе качества, как дурную болезнь. Это не романтизм, не утопия, это объективная необходимость. Не сделаем, не поймем, позволим обдуривать себя дальше – будем всей страной прозябать в бедности, утрачивая нажитое. Хотелось бы, чтобы последние скандалы для всех нас стали уроком, переломной точкой”.1
В научной печати и публицистике неоднократно отмечалось, что после 1985 г. российские предприниматели, чиновники, менеджеры быстро усвоили западные стандарты потребления, но не проявляют достаточной активности в освоении западных стандартов организации труда, особенно в части этических и правовых норм.
Выводы. Таким образом, одна из основных ошибок реформаторов экономики России после 1985 г. состояла в том, что совершенно не учитывалось состояние интеллектуального уровня трудовых ресурсов страны, общественной морали, а также возможных ее изменений в ходе трансформации хозяйственных отношений. Именно это привело к беспрецедентному росту бесхозяйственности, преступности и общему падению нравов. Поскольку к середине 90-х годов это стало основной проблемой России, все сколько-нибудь значимые варианты экономических решений должны оцениваться по их влиянию на уровень интеллектуальности, нравственности населения и криминогенную обстановку. Без новых решений в экономике, образовании, идеологии и социальной политике никакое увеличение затрат на правоохранительные органы не даст существенных результатов.
В последние годы Россия воспринимается западными инвесторами как страна с наиболее высокими в Европе уровнями коррупции и инвестиционного риска.2 Так как без инвестиций невозможно обеспечить развитие экономики и повышение уровня жизни, разработка и реализация мер по совершенствованию хозяйственной этики становится в настоящее время основным условием совершенствования трудовых ресурсов и выхода страны из кризиса.
1 Буланов В.С. Некоторые методологические вопросы исследования рынка труда // Общество и экономика. – 1997. - №7-8. С. 66-67
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 179, 280, 652, 779 и др.
2 Занятость, безработица, служба занятости. Толковый словарь терминологических терминов и понятий. – М., 1996. С. 185
3 Маршалл А. Принципы политической экономии. – М., 1983. Т. 2. С. 18, 266, 273
1 Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие. – М., 1997. С. 168
2 Одегов и др. Миграционные процессы и занятость в России (история и современность). Учебное пособие. – М., 1996. С. 192
3 Секретарюк В.В. Социально-экономические аспекты формирования рынка труда в условиях становления рыночной экономики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени ученой степени доктора экономических наук. – М., 1997. С. 7-9, 6
1 Секретарюк В.В. Указ. соч. С. 20
2 Там же. С. 21-22
3 Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы // Под ред. А.К. Акимова, Н.А. Волгина. – М., 1996. С. 214
1 Курбанов Н.Х. Становление и развитие рынка труда в переходный период. – М., 1998. С. 10-11
2 Котляр А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. – 1998. - №1. С. 33-34
1 Четвернина Т., Лакунина Л. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики. – 1998. - №2. С. 115
2 Ершов С.А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика. – 1997. - №7-8. С. 48
3 Там же
1 Бобров А.Л. Эколого-экономические аспекты радиационных аварий в России // Вестник МГУ. Серия “Экономика”. – 1995. - №2. С. 34-48
1 Галаева Е. Эффективная экономика невозможна без интеллектуалов // Человек и труд. – 1998. - №11. С. 51
2 Бушмарин И. Трудовые ресурсы России: концепции развития и использования (различные аспекты использования творческих кадров) // Международная экономика и международные отношения. – 1996. - №9. С. 57-59
1 Поиск. 1997. №24. С. 8
2 Там же
1 Рейтман М. Знаменитые эмигранты из России. – Ростов-на-Дону, 1998
1 Забродин Ю.М. Кадровый потенциал российской экономики и проблемы развития человеческих ресурсов // Общество и экономика. – 1997. - №7-8. С. 75-77
1 Поиск. 1997. №13. С. 9
1 Магун В. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики. – 1995. - №1. С. 51-53
2 Костин Л.А. Занятость, заработная плата и инфляция // Человек и труд. – 1999. - №2. С. 35
1 Проект основных концепций реформирования заработной платы // Человек и труд. – 1998. - №1. С. 70-71; Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: природа, население, экономика. – М., 1998. С. 342
1 Петти У. Трактат о налогах и сборах // Антология экономической классики. – М., 1993. Т. 1. С. 57
2 Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег // Антология экономической классики. Т. 2. – М., 1994. С. 425
3 Там же. С. 132
1 Бродель Ф. Игры обмена. – М., 1988. С. 147
1 Вандерхилл Э. Мистики XX века: Энциклопедия. – М., 1996. С. 493
2 Дюркгейм Э. Самоубийство. – М., 1994. С. 41-58
1 Цит. по: Коломийцев В. Перспективы человечества: тревожный прогноз Бжезинского // Международная экономика и международные отношения. – 1997. - №5. С. 156
1 Ольсевич Ю. О национальном экономическом мышлении // Вопросы экономики. – 1996. - №9. С. 127
2 Цит. по: Казарезов В.В. Справедливость. Миф? Реальность? – М., 1997. С. 115
1 Бродель Ф. Время мира. – М., 1992. С. 14, 453-480
2 Савицкий П.Н. Географические и геополитические основы евразийства. Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. – М., 1992. С. 116-118
1 Зарубина Н.Н. Модернизация и хозяйственная культура // Социс. – 1997. - №4. С. 49
1 Известия. 1997. 3 октября
2 Цит. по: Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М., 1995. С. 42
1 Эрхард Л. Полвека размышлений. – М., 1993. С. 30
2 Там же. С. 31
1 Аргументы и факты. – 1997. №33
2 Известия. 1997. 15 августа
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!