Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Транспортный комплекс РФ»

/ Экономическая география и регионалистика
Конспект, 

Оглавление

Транспортный комплекс представляет собой особую сферу материального производства и выступает как самостоятель­ная отрасль народного хозяйства страны. Транспорт призван удовлетворять потребности хозяйственного комплекса и населе­ния в перевозках. Осуществляя эти перевозки, транспорт связы­вает в единое целое различные отрасли хозяйства и различные районы страны. Как отрасль материального производства транс­порт имеет свои особенности. Он продолжает производственный процесс в сфере обращения, доставляя продукцию всех отраслей хозяйства к месту потребления. Особенно его роль возрастает в Российской Федерации в связи с большой протяженностью тер­ритории, неравномерным размещением природных богатств, существенным различием в специализации районов и уровне их экономического развития. Обеспечивая экономические связи, он способствует успешному функционированию других отраслей хозяйственного комплекса страны.

Велика роль транспорта, в рациональном размещении произ­водительных сил, освоении новых территорий, совершенствова­нии территориального разделения труда не только между рай­онами Российской Федерации, но и мирового хозяйства.

Транспортные составляющие в стоимости производимой продукции составляют 13%, а в таких отраслях, как черная ме­таллургия, лесная, нефтеперерабатывающая, химическая, уголь­ная достигают 50% себестоимости. Поэтому без тщательного учета транспортного фактора невозможно обеспечить рацио­нальное размещение производства и повышение его эффектив­ности.

Осуществляя производственные связи между отраслями хо­зяйственного комплекса и районами страны, транспорт выступа­ет как важный фактор развития специализации и комплексности экономических районов. Рациональное территориальное разде-

ление труда, углубление специализации предприятий и районов, усиление экономических связей между ними невозможны без развитой транспортной сети, а комплексное развитие районов – без внутрирайонной транспортной системы. Следовательно, транс­порт выступает как одна из важных основ территориального раз­деления труда, территориальной структуры хозяйственного ком­плекса страны и ее экономических районов, а также размещения производства и освоения новых территорий и природных бо­гатств. Транспорт играет важную роль и в развитии внешнеэко­номических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. 

Роль транспорта возрастает в период становления рыночной экономики, так как он обеспечивает перемещение товаров и ус­луг из одних районов в другие и способствует формированию внутрирайонного, межрайонного и общефедерального рынка. Транспорт выступает и как важнейшая составная часть рыноч­ной инфраструктуры. 

Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, трубопровод­ным, морским, внутренним водным и воздушным.

Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной способности грузов и пассажиров.

Железнодорожный транспорт эффективен для перевозки мас­совых грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров – на линиях пригородного сообщения и на средние расстояния.

Автомобильный транспорт наибольшую эффективность имеет при внутригородских, пригородных и внутрирайонных перевоз­ках, а также при транспортировке скоропортящихся и малотон­нажных ценных фузов на средние и дальние расстояния.

Морской транспорт осуществляет преимущественно экспорт­но-импортные перевозки, а также внутренние перевозки в се­верных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности и сложных природно-климатических географических условий.

Трубопроводный транспорт используется для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органиче­ского синтеза на дальние и средние расстояния.

Экономический кризис, охвативший все сферы хозяйствен­ной деятельности, отразился и на функционировании транс­портного комплекса. В мировой железнодорожной системе рос-

сийские железные дороги занимают первое место по протяжен­ности электрифицированных линии, второе – по эксплуатаци­онной длине железных дорог, перевозкам грузов и грузообороту и третье – по перевозкам пассажиров и пассажирообороту.

На железные дороги приходится более 70% грузооборота и более 40% пассажирооборота транспорта общего пользования во внутренних сообщениях. Они также осуществляют перевозки экспортных и импортных грузов в полном объеме, обеспечивая внешнеэкономические связи России с зарубежными странами. С учетом географического положения железные дороги России играют важную роль в перевозках грузов международного тран­зита в сообщении между Европой и странами Среднего и Ближ­него Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона. За 1992– 1996 гг. грузооборот по всем видам транспортного комплекса сократился на 38,3% – с 4697,8 до 3370 млрд т км. 'Снижение грузоперевозок в железнодорожном транспорте составило 43,6%, на внутреннем водном – 47,8% и морском – 44%. Такое со­кращение было вызвано резким повышением цен на топливно-энергетические ресурсы, транспортные средства, материалы, оборудование, сокращением объемов производства всеми отрас­лями хозяйственного комплекса страны, а также просроченной задолженностью потребителями транспортных услуг. Пассажи-рооборот за этот же период уменьшился на 29,1% – с 585 до 415 млрд пассажиро-км, что вызвано ростом тарифов на пасса­жирские перевозки.

На работу транспорта продолжает оказывать отрицательное влияние нехватка подвижного состава, его низкий технический уровень, нерациональная структура парка, отставание в развитии сети путей сообщения. Недостаток собственных средств пред­приятий транспортного комплекса и бюджетных инвестиций не позволяет в необходимой степени обновлять парк подвижного состава, особенно пассажирских вагонов, автобусов для город­ского транспорта и самолетов для местных воздушных линий.

Транспортный комплекс включает 154 тыс. км магистраль­ных железнодорожных путей, 748 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 75 тыс. км внутренних водных судоход­ных путей, 62 тыс. км магистральных трубопроводов. Плотность путей сообщения (на 1000 км2 территории) в различных регио­нах Российской Федерации существенно отличается. Наивыс­шую плотность имеют автомобильные дороги с твердым покры­тием (42,5 км на 1000 км2), а самую низкую – внутренние вод-

232

ные судоходные пути (5,9 на 1000 км2). Обеспеченность путями сообщения между регионами может разниться в десятки раз. - -

Так, в Центрально-Черноземном районе плотность путей со­общения составляет 27,6 км на 1000 км2 территории, а в Дальне­восточном – 1,4км на 1000км2 территории. За 1992–1996 гг. произошли изменения в структуре грузооборота и пассажиро-оборота. Доля железнодорожного транспорта сократилась с 41,9 до 33,5% или на 43%, а трубопроводного транспорта воз­росла с 45,7 до 56,7%. Это объясняется увеличением доли поста­вок природного газа, нефти и нефтепродуктов из восточных районов на Урал, в Центр страны и государства ближнего и дальнего зарубежья. Сокращение доли железнодорожного транс­порта в структуре грузооборота транспорта общего пользования вызвано не только снижением перевозок грузов из-за их высо­кой стоимости, но и ориентацией регионов на внутренний ры­нок. В отдельных районах до 70% объемов производимой про­дукции остается на местах. Важное место в грузообороте зани­мает морской вид транспорта, на долю которого приходится 6,7% объема грузооборота транспорта общего пользования. В структуре перевозок грузов транспортом общего пользования 35,1% приходится на автомобильный, 31,9% – на железнодо­рожный, 27,5% – на трубопроводный и 3,5% – внутренневод-ный. Доля морского и воздушного видов транспорта невелика. Сложившийся транспортный баланс по ввозу и вывозу в разрезе районов свидетельствует о положительном транспортном балан­се Сибири, Дальнего Востока и северных районов Европейской части, так как в вывозе преобладает продукция добывающих от­раслей и отраслей тяжелой индустрии.

Пассажирооборот транспорта общего пользования за 1992– 1996 гг. сократился с 585 до 415 млрд пассажиро-км, или на 29,%, что вызвано ростом тарифов на перевозки, ухудшением качества обслуживания, а также неудовлетворительным состоя­нием подвижного состава. В структуре пассажирооборота за этот период возросла доля автобусного транспорта с 31,2 до 35,1%, при этом сократилась доля железнодорожного транспорта с 37,2 до 32,7% и воздушного – с 17,2 до 12,5%.

Сложившаяся современная транспортная система представле­на широтным направлением «восток–запад» с сетью железнодо­рожных, автомобильньк, трубопроводных и водных путей; мери­диональным направлением «север–юг» центрально-европейского направления с выходом в страны ближнего и дальнего зарубежья

233

и Поволжско-Кавказского направления, связавшего Поволжье и Кавказ с Центром, европейским Севером и Уралом. Изменив­шееся геополитическое положение Российской Федерации и сохраняющаяся напряженность в республиках Северного Кав­каза требуют решения ряда неотложных проблем, связанных с новым железнодорожным строительством, чтобы обеспечить надежные транспортные связи на Центр – Северный Кавказ и Центр – Сибирь, Дальний Восток, поскольку Транссиб от­дельным участком проходит по территории суверенного Казах­стана, не говоря о Средне-Сибирской и Южно-Сибирской маги­стралях.

9.1. Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт играет важную роль в транс­портном комплексе страны. Он обеспечивает межрайонные пе­ревозки массовых видов грузов и пассажиров, способствует формированию внутрирегиональных и межрегиональных рын­ков, укреплению экономических связей между районами и ос­воению новых территорий. Разветвленная сеть железных дорог обеспечивает основные потоки грузов не только между района­ми страны, но и с зарубежными государствами Европы и Азии.

Железнодорожный транспорт при сравнении с другими ви­дами транспорта общего пользования имеет свои преимущества. Он относительно свободно размещается по территории, отлича­ется надежностью, не зависит от природно-климатических осо­бенностей, обеспечивает большие перевозки грузов и пассажи­ров при относительно низких показателях себестоимости.

Активное развитие сети железных дорог в России начинается с развитием капитализма во второй половине XIX в. Главной про­дукцией внутреннего рынка и экспорта в этот период был хлеб. Постройка железных дорог обеспечила внутреннюю и внешнюю торговлю хлебом. В этот период были построены железные доро­ги: Москва – Владимир – Новгород, связавшая центр зернового района Владимирское ополье и крупный торговый центр России

– Новгород; Москва – Курск, Москва – Рязань; Москва – Орел

– Курск – Харьков – Александров (Запорожье), обеспечившие перевозку хлеба районов в центр. Железная дорога Сызрань – Пенза – Ряжск – У.алуга – Вязьма способствовала развитию свя­зей Среднего Поволжья с западными районами европейского цен-

ЛА Л

тра. Важное значение имело строительство железных дорог: Ца­рицын – Москва – Смоленск – Минск – Брест, Царицын – Орел – Брянск – Смоленск – Рига, Царицын – Новороссийск, обеспечивших экспорт хлеба в страны дальнего зарубежья через порты Балтийского и Черного морей. Большое значение в разви­тии экономики страны (особенно лесных, железорудных и метал­лургических районов) имели построенные железные дороги Мо­сква – Ярославль – Вологда – Архангельск; Пермь – Чусовой– Екатеринбург.

Важную роль в формировании единой железнодорожной се­ти России, заселения и освоения юга Сибири и Дальнего Восто­ка имело строительство Транссибирской магистрали, начавшей­ся одновременно с запада от Челябинска через Омск – Никола-евск (Новосибирск) – Красноярск– Иркутск и с востока от Владивостока до Хабаровска. Строительство этой дороги закон­чилось в 1916 году и протяженность ее составила 9 332 км.

За годы советской власти новое строительство железных до­рог велось как в европейской части страны, так и в восточных районах. Оно обеспечило усиление транспортных связей между экономическими районами страны. Постройка Туркестано-Сибирской дороги (Семипалатинск – Алма-Ата – Луговая) ус­тановила прямую связь Западной и Восточной Сибири с Казах­станом и Средней Азией и изменила направление специализа­ции хозяйства среднеазиатских республик.

В годы Великой Отечественной войны были построены та­кие железные дороги, как Свияжск – Саратов – Иловля, обес­печившая победу советских войск под Сталинградом и повы­сившая маневренность железных дорог Поволжья; Печорская магистраль Коноша – Котлас – Воркута, которая способствова­ла освоению лесных ресурсов, а также угольных и в впоследст­вии нефтяных и газовых месторождений севера европейской части России; Кизляр – Астрахань, укрепившая связь Поволжья с Северным Кавказом и закавказскими республиками. Послево­енный период характеризуется развитием сети железные дорог в восточных районах страны. Это явилось следствием освоения этих территорий и увеличения потоков грузов и пассажиров. Существовавшая Транссибирская магистраль уже не могла обес­печить увеличившийся поток грузов необходимыми перевозками в направлении восток – запад. Основное внимание было уделе­но строительству железных дорог широтного направление. Так, Южно-Сибирская магистраль, общая протяженность которой составляет более 3 тыс. км, идет через Магнитогорск – Карталы

235

– Целиноград – Барнаул – Артышта – Новокузнецк – Абакан и примыкает около станции Тайшет к Транссибирской магист­рали. Среднесибирская магистраль, протянувшаяся почти на 2,5 тыс. км, проходит от станции Айдырля (Челябинская об­ласть) через Кустанай, Кокчетав, Карасук до станции Алтайская (около Барнаула). Позднее эта линия была продолжена на вос­ток через Новокузнецк – Абакан – Тайшет – Братск на Усть-Кут, а затем была доведена до Комсомольска-на-Амуре, получив название «Байкало-Амурская магистраль» (БАМ). В 1970–1980-е годы строительство железной дороги Тюмень – Тобольск – Сургут с ответвлением на Нижневартовск – Уренгой способст­вовало освоению нефтегазовых районов севера Западной Сиби­ри, а Вам (станция) – Тында – Беркакит (Амуро-Якутская ма­гистраль, или АЯМ) освоению и развитию Дальнего Востока.

В настоящее время основное строительство железных дорог' привязано к нефте- газодобывающим районам Северо-Западной Сибири. Ведется строительство железной дороги Уренгой – Ям-бург – Лабытнанги, которая свяжет Западную Сибирь с Уралом и европейским Севером. От нее пойдет ответвление Лабытнанги

– Бованенково, которое позволит осваивать газодобывающие районы полуострова Ямал.

К числу стратегических приоритетов необходимо отнести интеграцию железных дорог России в мировую транспортную систему, совершенствование технологии перевозочного процес­са, развитие комбинированных (контейнерных и контрейлер-ных) перевозок.

На Второй общеевропейской конференции по вопросам транспорта были определены 9 транспортных коридоров, объе­диняющих страны Восточной и Западной Европы, с целью соз­дания на этих направлениях автомобильной или железнодорож­ной инфраструктуры.

По территории России проходят важнейшие транспортные коридоры. Коридор №2 Москва – Минск – Варшава – Берлин соединяет российские железные дороги с железнодорожной се­тью Западной Европы по направлению восток – запад. Коридор №9 Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Киев – Киши­нев – Бухарест – Димитровград – Александруполис является самым протяженным в Европе в направлении север – юг и объединяет железные дороги семи государств Восточной Евро­пы и СНГ со странами Европейского союза, Финляндией и Грецией.

Большое значение для российских железных дорог имеет же­лезнодорожное направление коридора №1 Рига – Калининград – Гданьск, по которому осуществляются перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении между Калининградской областью России и Польшей.

Вступление России в Совет Европы и вытекающие из этого-обязательства подтверждают необходимость скоординированного развития железнодорожного транспорта для обеспечения устой­чивых транспортных связей между государствами.

9.2. Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт относится к динамично разви­вающимся видам транспортной системы. Он отличается высокой маневренностью и обеспечивает устойчивые внутрирайонные и межрайонные перевозки грузов и пассажиров на средние и ко­роткие расстояния. Велика его роль и в осуществлении смешан­ных перевозок, а также в обслуживании, главным образом на короткие расстояния отраслей промышленности, сельского хо­зяйства, торговли и строительства.

Общая протяженность автомобильных дорог составляет 945 тыс. км, в том числе с твердым покрытием – 748 тыс. км. Однако более 1/3 автомобильных дорог с твердым покрытием приходится на гравийное, щебеночное, шлаковое или булыжное, которое отличается низким качеством, не соответствует техниче­ским параметрам, а следовательно, быстро изнашивается и тре­бует дорогостоящего ремонта. 12% дорог – грунтовые. 34% сельских населенных пунктов не имеют связи по дорогам об­щего пользования с твердым покрытием, что негативно отража­ется на их развитии и вывозе производимой сельскохозяйствен­ной продукции. Поэтому проблема развития сети автодорог с твердым покрытием является одной из первоочередных в усло­виях становления рыночных отношений. В размещении автодо­рожной сети районов, особенно автодорог с твердым покрыти­ем, наблюдается существенная дифференциация. При средней плотности по стране 42,5 км на 1000 км2 территории различия между освоенными районами европейской части страны и вос­точными районами достигают десятки и сотни раз.

Велика роль автомобильного транспорта в перевозках грузов и пассажиров.

Несмотря на снижение перевозимых грузов транспортом об­щего пользования за 1992 – 1996 гг. на 46,2%, а автомобильным транспортом – на 41,3%, его доля остается высокой – 35,4% в структуре перевозок грузов. Автомобильный транспорт исполь­зуется как для внутрипроизводственных перевозок, так и достав­ки грузов между различными типами населенных пунктов. В структуре перевозок преобладают строительные материалы, хлебные, лесные грузы и товары народного потребления.

Наибольшей густотой сети автомобильных дорог отличаются районы европейской части России. Крупнейшим узлом автодо­рог является Москва. От нее лучами отходят 12 автострад: Мо­сква – Санкт-Петербург, Москва – Симферополь, Москва – Минск – Брест, Москва – Рига и другие, а на некотором рас­стоянии от Москвы они соединены кольцевыми и хордовыми структурами. Вокруг Москвы реконструированная Московская кольцевая дорога превратилась в современную автомагистраль с асфальтобетонным покрытием, многополосным движением, с многчисленными разноуровневыми развязками. Протяженность ее 108 км.

К востоку от Урала сеть автомобильных дорог существенно снижается. Особенно большое значение имеет развитие сети ав­томобильных дорог в горных районах Кавказа и слабоосвоенных районах Сибири и Дальнего Востока. Общероссийское значение имеют Амуро-Якутская магистраль (Невер – Алдан – Якутск) и Хабаровск – Владивосток, Магадан – Сусуман, построенные на Дальнем Востоке.

Велика роль автомобильного транспорта во внутригородских перевозках пассажиров. 80% от всех перевозок пассажиров мест­ными видами транспорта приходится на автомобильный.

Строительство новых автодорог и их реконструкция привя­заны к новым районам освоения Западной Сибири. Намечается строительство автодороги Новый Уренгой – Советский – Ивдель протяженностью 1000 км, а также автодорог на Ямале и Гыдан-ском полуострове к новьм нефтяным и газовым промыслам.

9.3. Морской транспорт

Российская Федерация – морская держава. Ее территория омывается 12 морями Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Протяженность морских границ составляет

238

38,8 тыс. км. Морской транспорт имеет огромное значение для внешних связен страны с зарубежными государствами и для свя­зи с отдаленными районами Сибири и Дальнего Востока, имеющими выход к морям. В сравнении с другими видами транспорта морской транспорт самый экономичный, себестои­мость перевозок почти в два раза ниже, чем железнодорожным и более чем в 20 раз, чем автомобильным.

По перевозке грузов в международном сообщении он зани­мает 1-е место среди других видов транспорта общего пользова­ния. На его долю приходится 92% перевозимых, грузов в между­народном сообщении. Изменения геополитического положения России снизили возможности морского транспорта во внешне­экономической деятельности, так как большая часть крупных портов Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов осталась вне пределов ее территории.

. В настоящее время Россия располагает 43 морскими торго­выми портами, в которых эксплуатируется 280 перегрузочных комплексов мощностью свыше 150 млн т. Производственные мощности портов позволяют обеспечить лишь немногим более 50% потребности страны.

Ведущую роль в перевозках грузов морским транспортом за­нимает Дальневосточный бассейн, на долю которого приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов морским транс­портом России.

Моря Тихого океана – Берингово, Охотское, Японское имеют важное значение, как для связи с зарубежными странами Азиат-ско-Тихоокеанского региона, так и для каботажных перевозок между портами Дальнего Востока. Большая протяженность мор­ского побережья и слабое развитие других видов транспорта по­вышают роль морского транспорта для этого района. Основные грузы, перевозимые по морям Тихого океана – рыба, лес и ле­соматериалы, уголь, нефть, оборудование, продовольственные товары. Крупные порты дальневосточных морей – Владивосток, Находка, Восточный, Нагаево, Петропавловск-Камчатский. Па­ромная переправа соединяет порт Ванино с Холмском (о. Саха­лин). Дальнейшее наращивание мощностей портов Тихоокеан­ского бассейна будет способствовать укреплению экономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Роль Черноморско-Азовского бассейна во внешнеторговом грузообороте значительны снижена. На его долю приходится менее 1/3 отправляемых грузов морским транспортом. Морские

239

пути этого бассейна связывают нашу страну с европейскими, азиатскими и африканскими государствами. Благодаря незамер-заемости Черного и Азовского морей плавание здесь осуществ­ляется почти в течение всего года. Основными перевозимыми грузами в этом бассейне являются нефть и нефтепродукты, уголь, руды и металлы, лес и строительные материалы, продо­вольственные и промышленные товары, оборудование и маши­ны. Велико значение каботажных перевозок в осуществлении экономических связей между портами Северного Кавказа, За­кавказья и Украины. Здесь находятся самый крупный в России по грузообороту (в основном экспорт нефти) порт Новорос­сийск, а также Туапсе и Таганрог. С целью увеличения внешне­торгового товарооборота предполагаются развитие Таганрогского порта и строительство новых портов на побережье Черного и Азовского морей в пределах территории Российской Федерации.

В осуществлении морских связей России со странами Запад­ной Европы и Америки важное значение имеет Балтийский бас­сейн. На его долю приходится менее 1/5 экспортно-импортных перевозок грузов. По Балтийскому морю осуществляются мало­каботажные перевозки между портами России – Санкт-Петербург и Калининград и портами государств Балтии. Основ­ные вывозимые грузы – нефть, лес, металлы, машины, зерно. В импорте преобладают машины, оборудование, промышленные и продовольственные товары. Для укрепления внешнеторговых свя­зей России с другими государствами вблизи Санкт-Петербурга в Лужской губе ведется строительство нового крупного порта.

Морские пути, связывающие Россию с Казахстаном, Сред­ней Азией и Ближним Востоком проходят по Каспийскому мо­рю. Здесь находятся два крупных порта – Астрахань и Махачка­ла. Основные перевозимые грузы Каспийского бассейна – нефть, нефтепродукты, лес, рыба, строительные материалы, хлопок.

По морям Северного Ледовитого океана проходит трасса Се­верного морского пути, обеспечивающая экономические связи районов европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Ос­воение Северного морского пути способствовало развитию судо­ходства по рекам Оби, Енисею и Лене. На побережье морей Се­верного Ледовитого океана и в устьях крупный рек выросли порты и базы Северного морского пути – Мурманск, Архан-гельск, Дудинка, Игарка, Тикси, Певек. Основные перевозимые грузы – концентраты руд цветных металлов, лес, строительные

240

материалы, топливо, рыба, пушнина. В экспортных перевозках лесных грузов и пушнины велика роль Мурманска, Архангель-ска и Игарки. Исключительное место в экспортно-импортных связях занимает незамерзающий порт Мурманск. Плавание по морям Северного Ледовитого океана совершается при помощи современных атомоходов. Бассейн Северного Ледовитого океана занимает третье место в стране по объемам отправляемых грузов.

9.4. Речной транспорт

Протяженность внутренних водных путей составляет 75 тыс. км. Речной транспорт занимает важное место во внутренних пе­ревозках грузов и пассажиров страны, особенно в отдаленных Северных и Восточных районах, не располагающих другими ви­дами транспорта. Особенности речного транспорта заключаются в низкой себестоимости перевозимых грузов и в сравнительно небольших капитальных затратах на создание водных путей. В то же время в отличие от железнодорожного транспорта речной имеет небольшие скорости движения и ограниченный период эксплуатации в связи с коротким периодом навигации. Среди перевозимых грузов преобладают строительные материалы, лес­ные грузы.

Ведущее место во внутренних речных перевозках занимает Волжско-Камская речная система. Искусственными водными путями Волга связана с крупнейшими морскими бассейнами страны. Канал им. Москвы обеспечивает связь р. Москвы с Волгой и делает Москву крупным речным и морским портом. С Доном Волга соединена Волго-Донским судоходным каналом, Волго-Балтийский водный путь связывает Волжскую систему с Балтийским морем. Крупные порты Волжской системы – Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Самара, Сара­тов, Волгоград, Астрахань. На долю этой системы приходится свыше 1/2 грузооборота внутреннего речного транспорта страны. Наибольший удельный вес приходится на такие грузы, как лес, строительные материалы, топливо, зерно.

Важное место в грузообороте внутренних речных перевозок занимают реки Севера и Северо-Запада европейской части стра­ны – Северная Двина, Печора, Нева. Северо-Двинская водная система связана с Волжской Волго-Балтийским водным путем. Крупные порты на Северной Двине – Архангельск и Котлас, на Печоре – Нарьян-Мар, на Неве – Санкт-Петербург. Заметную роль в перевозках грузов и пассажиров этого региона играют Онежское и Ладожское озера. В грузопотоках преобладают лес, строительные материалы.

Велико значение речного транспорта для районов Сибири, где протекают великие сибирские реки Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой и Лена. В грузоперевозках большой удельный вес приходится на лесные грузы, нефть и нефтепродукты, строи­тельные материалы, продовольствие и промышленные товары. Крупные порты – Барнаул, Новосибирск, Салехард, Сургут; на Иртыше – Омск, Тобольск.

Енисей судоходен на протяжении более 3800 км, от Мину­синска до устья. По нему транспортируется лес, топливо, строи­тельные материалы. Основные порты – Минусинск, Красно­ярск, Игарка, Дудинка.

По Лене в пределах Иркутской области судоходство идет от пристани Качуг.

Основной транспортной артерией Дальнего Востока является Амур. Ее грузооборот складывается из грузов, поступающих по подъездным путям, и из формирующихся на месте. Крупные порты – Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре. Наибольшее значение в грузообороте имеют уголь, нефть, лес­ные грузы.

Затянувшийся экономический кризис негативно отражается на развитии внутреннего речного транспорта. Отсутствие пря­мого финансирования из госбюджета и инвестиций ведет к дальнейшему сокращению внутренних водных судоходных путей и перевозок грузов и пассажиров.

9.5. Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт – самый молодой вид транспор­та. Он предназначен для транспортировки жидких и газообраз­ных продуктов и отличается экономичностью, работает круглый год независимо от климатических условий. Транспортировка нефти по трубопроводам обходится в 3 раза дешевле, чем по же­лезным дорогам, а для транспортировки газа на дальние рас­стояния этот вид транспорта является единственным. В грузо­обороте страны роль трубопроводного транспорта с каждым го­дом возрастает. Он занимает первое место в грузообороте всеми

242

видами транспорта. На его долю приходится 56,7% всего грузо­оборота транспорта общего пользования. Развитие трубопровод­ного транспорта тесно связано с районами освоения нефтяных и газовых месторождений, размещением нефте- и газоперерабаты-вающей промышленности, потребителями этой продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Трубопроводный транспорт делится на нефтепроводы, неф-тепродуктопроводы и газопроводы. Протяженность магистраль­ных нефте- и продуктопроводов составляет 62 тыс. км. Одним из первых магистральных нефтепроводов был Грозный – Ново­российск. По этому нефтепроводу нефть Северного Кавказа и Закавказья транспортировалась в страны дальнего зарубежья. С освоением нефти Поволжья и Урала связано развитие сети неф­тепроводов. Среди них выделялись такие, как Альметьевск – Горький (Нижний Новгород) с ответвлением на Рязань и Моск­ву – Ярославль – Кириши (Ленинградская область); Альметь­евск – Пермь; Туймазы – Омск – Иркутск; нефтепровод «Дружба» – Альметьевск – страны Западной Европы. Сложив­шаяся сеть трубопроводов укрепилась за счет строительства тру­бопроводов из новых районов освоения нефтяных богатств За­падной Сибири. В западном направлении были построены неф­тепроводы Сургут – Тюмень – Уфа – Альметьевск; экспорт­ный нефтепровод Нижневартовск – Самара – Мозырь – Брест

– страны Западной Европы и др. В южном и восточном на­правлении были построены нефтепроводы Усть-Балык – Омск

– Павлодар – Чимкент; Александровское – Анжеро-Судженск

– Ачинск – Ангарск.

К этим системам подключены нефтепроводы из нефтяных ме­сторождений Республики Коми (Ухта – Ярославль), Казахстана (Новый Узень – Гурьев – Самара и Гурьев – Орск – Уфа) и др.

Общая протяженность магистральных газопроводов состав­ляет 149 тыс. км. Строительство газопроводов началось в период Великой Отечественной войны и усиленными темпами осущест­влялось в послевоенные годы. Одним из первых магистральных газопроводов был Саратов – Москва. В 1950-е годы был постро­ен газопровод Ставрополь – Воронеж – Москва –Ленинград (Санкт-Петербург). В 1960-е годы получила развитие газопро­водная система «Средняя Азия – Центр», а первым газопрово­дом этой системы стал газопровод Газли – Серпухов.

Мощное развитие системы газопроводов было связано с ос­воением богатств севера Западной Сибири. Отсюда были проло-

944

жены семь ниток газопроводов. Среди них выделяются транс­континентальные газопроводы Уренгой – Помары – Ужгород, протяженностью 4,5 тыс. км; Медвежье – Надым – Пунга – Вуктыл – Ухта – Торжок – Ивацевичи. Для укрепления топлив­ной базы Поволжья был построен газопровод Уренгой – Пет-ровск и Белоруссии Уренгой – Новополоцк. Экспортным газо­проводом является «Союз»: Оренбург – Волгоград – Ужгород. В настоящее время создается система новых газопроводов от Ям-бургекого месторождения Западной Сибири и полуострова Ямал.

9.6. Воздушный транспорт

Большое значение как для внешних перевозок, так и для внутренних имеет воздушный транспорт. Особенно велика его роль в скоростных доставках пассажиров, грузов и почты на большие расстояния. Основными преимуществами воздушного транспорта в сравнении с другими видами являются высокие скорости перевозок, достижение районов, труднодоступных для других видов транспорта. Скорость доставки грузов самолетами в 8 раз выше, чем железнодорожным и в 30 раз – чем внутрен­ним водным транспортом. Вместе с тем отличается высокой се­бестоимостью, что делает его недоступным для массовых пере­возок грузов. В транспортной системе России воздушный транс­порт является одним из основных видов пассажирских перево­зок. В структуре пассажирооборота по видам транспорта общего пользования на долю воздушного транспорта приходится 12,5%, несмотря на снижение пассажирооборота за 1992–1996 гг. на 45,2% – с 117,7 до 64,5 млрд пассажиро-км. На падение объемов Пассажирских перевозок влияют не только высокие тарифы, но и плохая организация перевозок, низкое качество обслуживания пассажиров и неудовлетворительное техническое состояние воз­душных судов. 48% парка гражданской авиации имеет воздушные суда, эксплуатирующиеся свыше 15 лет, а самолеты типа АН-24 – 24 года. Поэтому остро стоит вопрос технического переоснащения воздушного флота, перехода на новые типы отечественных само­летов (Ил-96-300, Ту-204, Ил-114 и др.), которые по своим каче­ственным характеристикам не уступают зарубежным аналогам.

Крупнейшим узлом внутренних и международных авиалиний является Москва. На четыре московских аэропорта (Внуково, Домодедово, Шереметьево и Быково) приходится свыше 1/3 всех отправлений пассажиров воздушным транспортом России.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!