Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Транспортный комплекс представляет собой особую сферу материального производства и выступает как самостоятельная отрасль народного хозяйства страны. Транспорт призван удовлетворять потребности хозяйственного комплекса и населения в перевозках. Осуществляя эти перевозки, транспорт связывает в единое целое различные отрасли хозяйства и различные районы страны. Как отрасль материального производства транспорт имеет свои особенности. Он продолжает производственный процесс в сфере обращения, доставляя продукцию всех отраслей хозяйства к месту потребления. Особенно его роль возрастает в Российской Федерации в связи с большой протяженностью территории, неравномерным размещением природных богатств, существенным различием в специализации районов и уровне их экономического развития. Обеспечивая экономические связи, он способствует успешному функционированию других отраслей хозяйственного комплекса страны.
Велика роль транспорта, в рациональном размещении производительных сил, освоении новых территорий, совершенствовании территориального разделения труда не только между районами Российской Федерации, но и мирового хозяйства.
Транспортные составляющие в стоимости производимой продукции составляют 13%, а в таких отраслях, как черная металлургия, лесная, нефтеперерабатывающая, химическая, угольная достигают 50% себестоимости. Поэтому без тщательного учета транспортного фактора невозможно обеспечить рациональное размещение производства и повышение его эффективности.
Осуществляя производственные связи между отраслями хозяйственного комплекса и районами страны, транспорт выступает как важный фактор развития специализации и комплексности экономических районов. Рациональное территориальное разде-
ление труда, углубление специализации предприятий и районов, усиление экономических связей между ними невозможны без развитой транспортной сети, а комплексное развитие районов – без внутрирайонной транспортной системы. Следовательно, транспорт выступает как одна из важных основ территориального разделения труда, территориальной структуры хозяйственного комплекса страны и ее экономических районов, а также размещения производства и освоения новых территорий и природных богатств. Транспорт играет важную роль и в развитии внешнеэкономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Роль транспорта возрастает в период становления рыночной экономики, так как он обеспечивает перемещение товаров и услуг из одних районов в другие и способствует формированию внутрирайонного, межрайонного и общефедерального рынка. Транспорт выступает и как важнейшая составная часть рыночной инфраструктуры.
Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, трубопроводным, морским, внутренним водным и воздушным.
Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной способности грузов и пассажиров.
Железнодорожный транспорт эффективен для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров – на линиях пригородного сообщения и на средние расстояния.
Автомобильный транспорт наибольшую эффективность имеет при внутригородских, пригородных и внутрирайонных перевозках, а также при транспортировке скоропортящихся и малотоннажных ценных фузов на средние и дальние расстояния.
Морской транспорт осуществляет преимущественно экспортно-импортные перевозки, а также внутренние перевозки в северных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности и сложных природно-климатических географических условий.
Трубопроводный транспорт используется для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и средние расстояния.
Экономический кризис, охвативший все сферы хозяйственной деятельности, отразился и на функционировании транспортного комплекса. В мировой железнодорожной системе рос-
сийские железные дороги занимают первое место по протяженности электрифицированных линии, второе – по эксплуатационной длине железных дорог, перевозкам грузов и грузообороту и третье – по перевозкам пассажиров и пассажирообороту.
На железные дороги приходится более 70% грузооборота и более 40% пассажирооборота транспорта общего пользования во внутренних сообщениях. Они также осуществляют перевозки экспортных и импортных грузов в полном объеме, обеспечивая внешнеэкономические связи России с зарубежными странами. С учетом географического положения железные дороги России играют важную роль в перевозках грузов международного транзита в сообщении между Европой и странами Среднего и Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона. За 1992– 1996 гг. грузооборот по всем видам транспортного комплекса сократился на 38,3% – с 4697,8 до 3370 млрд т км. 'Снижение грузоперевозок в железнодорожном транспорте составило 43,6%, на внутреннем водном – 47,8% и морском – 44%. Такое сокращение было вызвано резким повышением цен на топливно-энергетические ресурсы, транспортные средства, материалы, оборудование, сокращением объемов производства всеми отраслями хозяйственного комплекса страны, а также просроченной задолженностью потребителями транспортных услуг. Пассажи-рооборот за этот же период уменьшился на 29,1% – с 585 до 415 млрд пассажиро-км, что вызвано ростом тарифов на пассажирские перевозки.
На работу транспорта продолжает оказывать отрицательное влияние нехватка подвижного состава, его низкий технический уровень, нерациональная структура парка, отставание в развитии сети путей сообщения. Недостаток собственных средств предприятий транспортного комплекса и бюджетных инвестиций не позволяет в необходимой степени обновлять парк подвижного состава, особенно пассажирских вагонов, автобусов для городского транспорта и самолетов для местных воздушных линий.
Транспортный комплекс включает 154 тыс. км магистральных железнодорожных путей, 748 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 75 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 62 тыс. км магистральных трубопроводов. Плотность путей сообщения (на 1000 км2 территории) в различных регионах Российской Федерации существенно отличается. Наивысшую плотность имеют автомобильные дороги с твердым покрытием (42,5 км на 1000 км2), а самую низкую – внутренние вод-
232
ные судоходные пути (5,9 на 1000 км2). Обеспеченность путями сообщения между регионами может разниться в десятки раз. - -
Так, в Центрально-Черноземном районе плотность путей сообщения составляет 27,6 км на 1000 км2 территории, а в Дальневосточном – 1,4км на 1000км2 территории. За 1992–1996 гг. произошли изменения в структуре грузооборота и пассажиро-оборота. Доля железнодорожного транспорта сократилась с 41,9 до 33,5% или на 43%, а трубопроводного транспорта возросла с 45,7 до 56,7%. Это объясняется увеличением доли поставок природного газа, нефти и нефтепродуктов из восточных районов на Урал, в Центр страны и государства ближнего и дальнего зарубежья. Сокращение доли железнодорожного транспорта в структуре грузооборота транспорта общего пользования вызвано не только снижением перевозок грузов из-за их высокой стоимости, но и ориентацией регионов на внутренний рынок. В отдельных районах до 70% объемов производимой продукции остается на местах. Важное место в грузообороте занимает морской вид транспорта, на долю которого приходится 6,7% объема грузооборота транспорта общего пользования. В структуре перевозок грузов транспортом общего пользования 35,1% приходится на автомобильный, 31,9% – на железнодорожный, 27,5% – на трубопроводный и 3,5% – внутренневод-ный. Доля морского и воздушного видов транспорта невелика. Сложившийся транспортный баланс по ввозу и вывозу в разрезе районов свидетельствует о положительном транспортном балансе Сибири, Дальнего Востока и северных районов Европейской части, так как в вывозе преобладает продукция добывающих отраслей и отраслей тяжелой индустрии.
Пассажирооборот транспорта общего пользования за 1992– 1996 гг. сократился с 585 до 415 млрд пассажиро-км, или на 29,%, что вызвано ростом тарифов на перевозки, ухудшением качества обслуживания, а также неудовлетворительным состоянием подвижного состава. В структуре пассажирооборота за этот период возросла доля автобусного транспорта с 31,2 до 35,1%, при этом сократилась доля железнодорожного транспорта с 37,2 до 32,7% и воздушного – с 17,2 до 12,5%.
Сложившаяся современная транспортная система представлена широтным направлением «восток–запад» с сетью железнодорожных, автомобильньк, трубопроводных и водных путей; меридиональным направлением «север–юг» центрально-европейского направления с выходом в страны ближнего и дальнего зарубежья
233
и Поволжско-Кавказского направления, связавшего Поволжье и Кавказ с Центром, европейским Севером и Уралом. Изменившееся геополитическое положение Российской Федерации и сохраняющаяся напряженность в республиках Северного Кавказа требуют решения ряда неотложных проблем, связанных с новым железнодорожным строительством, чтобы обеспечить надежные транспортные связи на Центр – Северный Кавказ и Центр – Сибирь, Дальний Восток, поскольку Транссиб отдельным участком проходит по территории суверенного Казахстана, не говоря о Средне-Сибирской и Южно-Сибирской магистралях.
9.1. Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт играет важную роль в транспортном комплексе страны. Он обеспечивает межрайонные перевозки массовых видов грузов и пассажиров, способствует формированию внутрирегиональных и межрегиональных рынков, укреплению экономических связей между районами и освоению новых территорий. Разветвленная сеть железных дорог обеспечивает основные потоки грузов не только между районами страны, но и с зарубежными государствами Европы и Азии.
Железнодорожный транспорт при сравнении с другими видами транспорта общего пользования имеет свои преимущества. Он относительно свободно размещается по территории, отличается надежностью, не зависит от природно-климатических особенностей, обеспечивает большие перевозки грузов и пассажиров при относительно низких показателях себестоимости.
Активное развитие сети железных дорог в России начинается с развитием капитализма во второй половине XIX в. Главной продукцией внутреннего рынка и экспорта в этот период был хлеб. Постройка железных дорог обеспечила внутреннюю и внешнюю торговлю хлебом. В этот период были построены железные дороги: Москва – Владимир – Новгород, связавшая центр зернового района Владимирское ополье и крупный торговый центр России
– Новгород; Москва – Курск, Москва – Рязань; Москва – Орел
– Курск – Харьков – Александров (Запорожье), обеспечившие перевозку хлеба районов в центр. Железная дорога Сызрань – Пенза – Ряжск – У.алуга – Вязьма способствовала развитию связей Среднего Поволжья с западными районами европейского цен-
ЛА Л
тра. Важное значение имело строительство железных дорог: Царицын – Москва – Смоленск – Минск – Брест, Царицын – Орел – Брянск – Смоленск – Рига, Царицын – Новороссийск, обеспечивших экспорт хлеба в страны дальнего зарубежья через порты Балтийского и Черного морей. Большое значение в развитии экономики страны (особенно лесных, железорудных и металлургических районов) имели построенные железные дороги Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск; Пермь – Чусовой– Екатеринбург.
Важную роль в формировании единой железнодорожной сети России, заселения и освоения юга Сибири и Дальнего Востока имело строительство Транссибирской магистрали, начавшейся одновременно с запада от Челябинска через Омск – Никола-евск (Новосибирск) – Красноярск– Иркутск и с востока от Владивостока до Хабаровска. Строительство этой дороги закончилось в 1916 году и протяженность ее составила 9 332 км.
За годы советской власти новое строительство железных дорог велось как в европейской части страны, так и в восточных районах. Оно обеспечило усиление транспортных связей между экономическими районами страны. Постройка Туркестано-Сибирской дороги (Семипалатинск – Алма-Ата – Луговая) установила прямую связь Западной и Восточной Сибири с Казахстаном и Средней Азией и изменила направление специализации хозяйства среднеазиатских республик.
В годы Великой Отечественной войны были построены такие железные дороги, как Свияжск – Саратов – Иловля, обеспечившая победу советских войск под Сталинградом и повысившая маневренность железных дорог Поволжья; Печорская магистраль Коноша – Котлас – Воркута, которая способствовала освоению лесных ресурсов, а также угольных и в впоследствии нефтяных и газовых месторождений севера европейской части России; Кизляр – Астрахань, укрепившая связь Поволжья с Северным Кавказом и закавказскими республиками. Послевоенный период характеризуется развитием сети железные дорог в восточных районах страны. Это явилось следствием освоения этих территорий и увеличения потоков грузов и пассажиров. Существовавшая Транссибирская магистраль уже не могла обеспечить увеличившийся поток грузов необходимыми перевозками в направлении восток – запад. Основное внимание было уделено строительству железных дорог широтного направление. Так, Южно-Сибирская магистраль, общая протяженность которой составляет более 3 тыс. км, идет через Магнитогорск – Карталы
235
– Целиноград – Барнаул – Артышта – Новокузнецк – Абакан и примыкает около станции Тайшет к Транссибирской магистрали. Среднесибирская магистраль, протянувшаяся почти на 2,5 тыс. км, проходит от станции Айдырля (Челябинская область) через Кустанай, Кокчетав, Карасук до станции Алтайская (около Барнаула). Позднее эта линия была продолжена на восток через Новокузнецк – Абакан – Тайшет – Братск на Усть-Кут, а затем была доведена до Комсомольска-на-Амуре, получив название «Байкало-Амурская магистраль» (БАМ). В 1970–1980-е годы строительство железной дороги Тюмень – Тобольск – Сургут с ответвлением на Нижневартовск – Уренгой способствовало освоению нефтегазовых районов севера Западной Сибири, а Вам (станция) – Тында – Беркакит (Амуро-Якутская магистраль, или АЯМ) освоению и развитию Дальнего Востока.
В настоящее время основное строительство железных дорог' привязано к нефте- газодобывающим районам Северо-Западной Сибири. Ведется строительство железной дороги Уренгой – Ям-бург – Лабытнанги, которая свяжет Западную Сибирь с Уралом и европейским Севером. От нее пойдет ответвление Лабытнанги
– Бованенково, которое позволит осваивать газодобывающие районы полуострова Ямал.
К числу стратегических приоритетов необходимо отнести интеграцию железных дорог России в мировую транспортную систему, совершенствование технологии перевозочного процесса, развитие комбинированных (контейнерных и контрейлер-ных) перевозок.
На Второй общеевропейской конференции по вопросам транспорта были определены 9 транспортных коридоров, объединяющих страны Восточной и Западной Европы, с целью создания на этих направлениях автомобильной или железнодорожной инфраструктуры.
По территории России проходят важнейшие транспортные коридоры. Коридор №2 Москва – Минск – Варшава – Берлин соединяет российские железные дороги с железнодорожной сетью Западной Европы по направлению восток – запад. Коридор №9 Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Киев – Кишинев – Бухарест – Димитровград – Александруполис является самым протяженным в Европе в направлении север – юг и объединяет железные дороги семи государств Восточной Европы и СНГ со странами Европейского союза, Финляндией и Грецией.
Большое значение для российских железных дорог имеет железнодорожное направление коридора №1 Рига – Калининград – Гданьск, по которому осуществляются перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении между Калининградской областью России и Польшей.
Вступление России в Совет Европы и вытекающие из этого-обязательства подтверждают необходимость скоординированного развития железнодорожного транспорта для обеспечения устойчивых транспортных связей между государствами.
9.2. Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт относится к динамично развивающимся видам транспортной системы. Он отличается высокой маневренностью и обеспечивает устойчивые внутрирайонные и межрайонные перевозки грузов и пассажиров на средние и короткие расстояния. Велика его роль и в осуществлении смешанных перевозок, а также в обслуживании, главным образом на короткие расстояния отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли и строительства.
Общая протяженность автомобильных дорог составляет 945 тыс. км, в том числе с твердым покрытием – 748 тыс. км. Однако более 1/3 автомобильных дорог с твердым покрытием приходится на гравийное, щебеночное, шлаковое или булыжное, которое отличается низким качеством, не соответствует техническим параметрам, а следовательно, быстро изнашивается и требует дорогостоящего ремонта. 12% дорог – грунтовые. 34% сельских населенных пунктов не имеют связи по дорогам общего пользования с твердым покрытием, что негативно отражается на их развитии и вывозе производимой сельскохозяйственной продукции. Поэтому проблема развития сети автодорог с твердым покрытием является одной из первоочередных в условиях становления рыночных отношений. В размещении автодорожной сети районов, особенно автодорог с твердым покрытием, наблюдается существенная дифференциация. При средней плотности по стране 42,5 км на 1000 км2 территории различия между освоенными районами европейской части страны и восточными районами достигают десятки и сотни раз.
Велика роль автомобильного транспорта в перевозках грузов и пассажиров.
Несмотря на снижение перевозимых грузов транспортом общего пользования за 1992 – 1996 гг. на 46,2%, а автомобильным транспортом – на 41,3%, его доля остается высокой – 35,4% в структуре перевозок грузов. Автомобильный транспорт используется как для внутрипроизводственных перевозок, так и доставки грузов между различными типами населенных пунктов. В структуре перевозок преобладают строительные материалы, хлебные, лесные грузы и товары народного потребления.
Наибольшей густотой сети автомобильных дорог отличаются районы европейской части России. Крупнейшим узлом автодорог является Москва. От нее лучами отходят 12 автострад: Москва – Санкт-Петербург, Москва – Симферополь, Москва – Минск – Брест, Москва – Рига и другие, а на некотором расстоянии от Москвы они соединены кольцевыми и хордовыми структурами. Вокруг Москвы реконструированная Московская кольцевая дорога превратилась в современную автомагистраль с асфальтобетонным покрытием, многополосным движением, с многчисленными разноуровневыми развязками. Протяженность ее 108 км.
К востоку от Урала сеть автомобильных дорог существенно снижается. Особенно большое значение имеет развитие сети автомобильных дорог в горных районах Кавказа и слабоосвоенных районах Сибири и Дальнего Востока. Общероссийское значение имеют Амуро-Якутская магистраль (Невер – Алдан – Якутск) и Хабаровск – Владивосток, Магадан – Сусуман, построенные на Дальнем Востоке.
Велика роль автомобильного транспорта во внутригородских перевозках пассажиров. 80% от всех перевозок пассажиров местными видами транспорта приходится на автомобильный.
Строительство новых автодорог и их реконструкция привязаны к новым районам освоения Западной Сибири. Намечается строительство автодороги Новый Уренгой – Советский – Ивдель протяженностью 1000 км, а также автодорог на Ямале и Гыдан-ском полуострове к новьм нефтяным и газовым промыслам.
9.3. Морской транспорт
Российская Федерация – морская держава. Ее территория омывается 12 морями Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Протяженность морских границ составляет
238
38,8 тыс. км. Морской транспорт имеет огромное значение для внешних связен страны с зарубежными государствами и для связи с отдаленными районами Сибири и Дальнего Востока, имеющими выход к морям. В сравнении с другими видами транспорта морской транспорт самый экономичный, себестоимость перевозок почти в два раза ниже, чем железнодорожным и более чем в 20 раз, чем автомобильным.
По перевозке грузов в международном сообщении он занимает 1-е место среди других видов транспорта общего пользования. На его долю приходится 92% перевозимых, грузов в международном сообщении. Изменения геополитического положения России снизили возможности морского транспорта во внешнеэкономической деятельности, так как большая часть крупных портов Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов осталась вне пределов ее территории.
. В настоящее время Россия располагает 43 морскими торговыми портами, в которых эксплуатируется 280 перегрузочных комплексов мощностью свыше 150 млн т. Производственные мощности портов позволяют обеспечить лишь немногим более 50% потребности страны.
Ведущую роль в перевозках грузов морским транспортом занимает Дальневосточный бассейн, на долю которого приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов морским транспортом России.
Моря Тихого океана – Берингово, Охотское, Японское имеют важное значение, как для связи с зарубежными странами Азиат-ско-Тихоокеанского региона, так и для каботажных перевозок между портами Дальнего Востока. Большая протяженность морского побережья и слабое развитие других видов транспорта повышают роль морского транспорта для этого района. Основные грузы, перевозимые по морям Тихого океана – рыба, лес и лесоматериалы, уголь, нефть, оборудование, продовольственные товары. Крупные порты дальневосточных морей – Владивосток, Находка, Восточный, Нагаево, Петропавловск-Камчатский. Паромная переправа соединяет порт Ванино с Холмском (о. Сахалин). Дальнейшее наращивание мощностей портов Тихоокеанского бассейна будет способствовать укреплению экономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Роль Черноморско-Азовского бассейна во внешнеторговом грузообороте значительны снижена. На его долю приходится менее 1/3 отправляемых грузов морским транспортом. Морские
239
пути этого бассейна связывают нашу страну с европейскими, азиатскими и африканскими государствами. Благодаря незамер-заемости Черного и Азовского морей плавание здесь осуществляется почти в течение всего года. Основными перевозимыми грузами в этом бассейне являются нефть и нефтепродукты, уголь, руды и металлы, лес и строительные материалы, продовольственные и промышленные товары, оборудование и машины. Велико значение каботажных перевозок в осуществлении экономических связей между портами Северного Кавказа, Закавказья и Украины. Здесь находятся самый крупный в России по грузообороту (в основном экспорт нефти) порт Новороссийск, а также Туапсе и Таганрог. С целью увеличения внешнеторгового товарооборота предполагаются развитие Таганрогского порта и строительство новых портов на побережье Черного и Азовского морей в пределах территории Российской Федерации.
В осуществлении морских связей России со странами Западной Европы и Америки важное значение имеет Балтийский бассейн. На его долю приходится менее 1/5 экспортно-импортных перевозок грузов. По Балтийскому морю осуществляются малокаботажные перевозки между портами России – Санкт-Петербург и Калининград и портами государств Балтии. Основные вывозимые грузы – нефть, лес, металлы, машины, зерно. В импорте преобладают машины, оборудование, промышленные и продовольственные товары. Для укрепления внешнеторговых связей России с другими государствами вблизи Санкт-Петербурга в Лужской губе ведется строительство нового крупного порта.
Морские пути, связывающие Россию с Казахстаном, Средней Азией и Ближним Востоком проходят по Каспийскому морю. Здесь находятся два крупных порта – Астрахань и Махачкала. Основные перевозимые грузы Каспийского бассейна – нефть, нефтепродукты, лес, рыба, строительные материалы, хлопок.
По морям Северного Ледовитого океана проходит трасса Северного морского пути, обеспечивающая экономические связи районов европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Освоение Северного морского пути способствовало развитию судоходства по рекам Оби, Енисею и Лене. На побережье морей Северного Ледовитого океана и в устьях крупный рек выросли порты и базы Северного морского пути – Мурманск, Архан-гельск, Дудинка, Игарка, Тикси, Певек. Основные перевозимые грузы – концентраты руд цветных металлов, лес, строительные
240
материалы, топливо, рыба, пушнина. В экспортных перевозках лесных грузов и пушнины велика роль Мурманска, Архангель-ска и Игарки. Исключительное место в экспортно-импортных связях занимает незамерзающий порт Мурманск. Плавание по морям Северного Ледовитого океана совершается при помощи современных атомоходов. Бассейн Северного Ледовитого океана занимает третье место в стране по объемам отправляемых грузов.
9.4. Речной транспорт
Протяженность внутренних водных путей составляет 75 тыс. км. Речной транспорт занимает важное место во внутренних перевозках грузов и пассажиров страны, особенно в отдаленных Северных и Восточных районах, не располагающих другими видами транспорта. Особенности речного транспорта заключаются в низкой себестоимости перевозимых грузов и в сравнительно небольших капитальных затратах на создание водных путей. В то же время в отличие от железнодорожного транспорта речной имеет небольшие скорости движения и ограниченный период эксплуатации в связи с коротким периодом навигации. Среди перевозимых грузов преобладают строительные материалы, лесные грузы.
Ведущее место во внутренних речных перевозках занимает Волжско-Камская речная система. Искусственными водными путями Волга связана с крупнейшими морскими бассейнами страны. Канал им. Москвы обеспечивает связь р. Москвы с Волгой и делает Москву крупным речным и морским портом. С Доном Волга соединена Волго-Донским судоходным каналом, Волго-Балтийский водный путь связывает Волжскую систему с Балтийским морем. Крупные порты Волжской системы – Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань. На долю этой системы приходится свыше 1/2 грузооборота внутреннего речного транспорта страны. Наибольший удельный вес приходится на такие грузы, как лес, строительные материалы, топливо, зерно.
Важное место в грузообороте внутренних речных перевозок занимают реки Севера и Северо-Запада европейской части страны – Северная Двина, Печора, Нева. Северо-Двинская водная система связана с Волжской Волго-Балтийским водным путем. Крупные порты на Северной Двине – Архангельск и Котлас, на Печоре – Нарьян-Мар, на Неве – Санкт-Петербург. Заметную роль в перевозках грузов и пассажиров этого региона играют Онежское и Ладожское озера. В грузопотоках преобладают лес, строительные материалы.
Велико значение речного транспорта для районов Сибири, где протекают великие сибирские реки Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой и Лена. В грузоперевозках большой удельный вес приходится на лесные грузы, нефть и нефтепродукты, строительные материалы, продовольствие и промышленные товары. Крупные порты – Барнаул, Новосибирск, Салехард, Сургут; на Иртыше – Омск, Тобольск.
Енисей судоходен на протяжении более 3800 км, от Минусинска до устья. По нему транспортируется лес, топливо, строительные материалы. Основные порты – Минусинск, Красноярск, Игарка, Дудинка.
По Лене в пределах Иркутской области судоходство идет от пристани Качуг.
Основной транспортной артерией Дальнего Востока является Амур. Ее грузооборот складывается из грузов, поступающих по подъездным путям, и из формирующихся на месте. Крупные порты – Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре. Наибольшее значение в грузообороте имеют уголь, нефть, лесные грузы.
Затянувшийся экономический кризис негативно отражается на развитии внутреннего речного транспорта. Отсутствие прямого финансирования из госбюджета и инвестиций ведет к дальнейшему сокращению внутренних водных судоходных путей и перевозок грузов и пассажиров.
9.5. Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт – самый молодой вид транспорта. Он предназначен для транспортировки жидких и газообразных продуктов и отличается экономичностью, работает круглый год независимо от климатических условий. Транспортировка нефти по трубопроводам обходится в 3 раза дешевле, чем по железным дорогам, а для транспортировки газа на дальние расстояния этот вид транспорта является единственным. В грузообороте страны роль трубопроводного транспорта с каждым годом возрастает. Он занимает первое место в грузообороте всеми
242
видами транспорта. На его долю приходится 56,7% всего грузооборота транспорта общего пользования. Развитие трубопроводного транспорта тесно связано с районами освоения нефтяных и газовых месторождений, размещением нефте- и газоперерабаты-вающей промышленности, потребителями этой продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Трубопроводный транспорт делится на нефтепроводы, неф-тепродуктопроводы и газопроводы. Протяженность магистральных нефте- и продуктопроводов составляет 62 тыс. км. Одним из первых магистральных нефтепроводов был Грозный – Новороссийск. По этому нефтепроводу нефть Северного Кавказа и Закавказья транспортировалась в страны дальнего зарубежья. С освоением нефти Поволжья и Урала связано развитие сети нефтепроводов. Среди них выделялись такие, как Альметьевск – Горький (Нижний Новгород) с ответвлением на Рязань и Москву – Ярославль – Кириши (Ленинградская область); Альметьевск – Пермь; Туймазы – Омск – Иркутск; нефтепровод «Дружба» – Альметьевск – страны Западной Европы. Сложившаяся сеть трубопроводов укрепилась за счет строительства трубопроводов из новых районов освоения нефтяных богатств Западной Сибири. В западном направлении были построены нефтепроводы Сургут – Тюмень – Уфа – Альметьевск; экспортный нефтепровод Нижневартовск – Самара – Мозырь – Брест
– страны Западной Европы и др. В южном и восточном направлении были построены нефтепроводы Усть-Балык – Омск
– Павлодар – Чимкент; Александровское – Анжеро-Судженск
– Ачинск – Ангарск.
К этим системам подключены нефтепроводы из нефтяных месторождений Республики Коми (Ухта – Ярославль), Казахстана (Новый Узень – Гурьев – Самара и Гурьев – Орск – Уфа) и др.
Общая протяженность магистральных газопроводов составляет 149 тыс. км. Строительство газопроводов началось в период Великой Отечественной войны и усиленными темпами осуществлялось в послевоенные годы. Одним из первых магистральных газопроводов был Саратов – Москва. В 1950-е годы был построен газопровод Ставрополь – Воронеж – Москва –Ленинград (Санкт-Петербург). В 1960-е годы получила развитие газопроводная система «Средняя Азия – Центр», а первым газопроводом этой системы стал газопровод Газли – Серпухов.
Мощное развитие системы газопроводов было связано с освоением богатств севера Западной Сибири. Отсюда были проло-
944
жены семь ниток газопроводов. Среди них выделяются трансконтинентальные газопроводы Уренгой – Помары – Ужгород, протяженностью 4,5 тыс. км; Медвежье – Надым – Пунга – Вуктыл – Ухта – Торжок – Ивацевичи. Для укрепления топливной базы Поволжья был построен газопровод Уренгой – Пет-ровск и Белоруссии Уренгой – Новополоцк. Экспортным газопроводом является «Союз»: Оренбург – Волгоград – Ужгород. В настоящее время создается система новых газопроводов от Ям-бургекого месторождения Западной Сибири и полуострова Ямал.
9.6. Воздушный транспорт
Большое значение как для внешних перевозок, так и для внутренних имеет воздушный транспорт. Особенно велика его роль в скоростных доставках пассажиров, грузов и почты на большие расстояния. Основными преимуществами воздушного транспорта в сравнении с другими видами являются высокие скорости перевозок, достижение районов, труднодоступных для других видов транспорта. Скорость доставки грузов самолетами в 8 раз выше, чем железнодорожным и в 30 раз – чем внутренним водным транспортом. Вместе с тем отличается высокой себестоимостью, что делает его недоступным для массовых перевозок грузов. В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирских перевозок. В структуре пассажирооборота по видам транспорта общего пользования на долю воздушного транспорта приходится 12,5%, несмотря на снижение пассажирооборота за 1992–1996 гг. на 45,2% – с 117,7 до 64,5 млрд пассажиро-км. На падение объемов Пассажирских перевозок влияют не только высокие тарифы, но и плохая организация перевозок, низкое качество обслуживания пассажиров и неудовлетворительное техническое состояние воздушных судов. 48% парка гражданской авиации имеет воздушные суда, эксплуатирующиеся свыше 15 лет, а самолеты типа АН-24 – 24 года. Поэтому остро стоит вопрос технического переоснащения воздушного флота, перехода на новые типы отечественных самолетов (Ил-96-300, Ту-204, Ил-114 и др.), которые по своим качественным характеристикам не уступают зарубежным аналогам.
Крупнейшим узлом внутренних и международных авиалиний является Москва. На четыре московских аэропорта (Внуково, Домодедово, Шереметьево и Быково) приходится свыше 1/3 всех отправлений пассажиров воздушным транспортом России.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!