Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Типы, функции и стадии развития семьи»

/ Педагогика
Конспект, 

Оглавление

 

    Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологиче­ском и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее ха­рактерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравствен­ными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство.

    Итак, семьяэто малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общно­стью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

    Типы семьи. Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных от­ношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в от­дельности на протяжении многих веков являются важнейшими для чело­вечества. Тем не менее эти проблемы сегодня доско­нально не изучены: в них остается много спорных вопросов. Но одно можно сказать с уверенностью: каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

    Наиболее архаичным типом является патриархальная (тради­ционная) семья (Т-семья). Это большая по численности семья, где в одном “гнезде” проживают разные поколения родственников и свойст­венников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, ко­торые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриар­хальности сохранились в сельской местности, в малых городах (25, с.76-79).

    В городских семьях большего размаха достиг процесс нуклеа­ризации и сегментации семьи, характерный для большинства на­родов индустриальных стран. В сегодняшней России современные или нуклеарные семьи –преобладающая форма среди всех семей. “Нуклеарная” – от сло­ва “нуклеа” – ядро, т.е. главная часть, основа. Этим подчеркива­ется что нуклеарная семья представляет собой отдельно живу­щую (без родителей и родственников) супружескую пару (ядро, главную часть) с детьми или без детей. Основная форма нукле­арной семьи – малодетная нуклеарная семья.

    Жить отдельно от родителей хотели бы многие семьи. Ска­зывается стремление к независимости, к самостоятельности, же­лание делать в семье “как хочется”, по-своему строить семейную жизнь. В целом атмосфера и условия жизни нуклеарных семей больше способствуют самовыражению, проявлению способнос­тей, личных качеств супругов, и качеств не только положитель­ных. Одна из черт нуклеарных семей заключается в том, что парт­нера любят, но мнением его часто не дорожат. Нередко супруги излишне небрежны, несдержанны и самоуверенны по отноше­нию друг к другу. Даже небольшие ссоры в отдельно живущих семьях бывают очень опасны, особенно на ранних стадиях раз­вития семьи, когда идет “притирка характеров”. Интенсивность жизни в нуклеарной семье приводит к стрессам, психическим заболеваниям, конфликтам, сексуальным репрессиям, амораль­ности. Как и любое значимое социальное движение, трансфор­мация института семьи разрешает одни проблемы, создавая дру­гие.

    Нуклеарные семьи (современный тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений (двухпоко­ленные) – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколении (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) послед­них. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая се­мья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья.

    В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в от­личие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения.

    Но распространение нуклеар­ных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между мо­лодыми супругами и их родителями, в результате снижается воз­можность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

    При этом необходимо учитывать, что “исторический тип семьи – как старый, так и новый, задает лишь общие границы, внутри которых могут реализоваться соответствующие этому типу модели семьи... Это разнообразие имеет двоякое основание. С одной стороны, оно связано с продолжающимся перехо­дом к современному типу семьи, с другой – с постпере­ходным плюрализмом ее форм” (62, с.17).

    В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, “пустых гнезд” (супруги, дети которых “вылетели из гнезда”). В настоящее время отмечается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей). Такая же структура материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной предста­вительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика “внебрачной” рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы (62, с. 57). Часто ей всего 15–16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы мате­ринские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор “родить для себя”. Еже­годно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

    Функции семьи. Семья – специфический социальный институт, в котором пере­плетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции (от лат. functio – действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

    Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социаль­ную роль и сущность семьи (17, с. 34).

    На функции семьи влияют такие факторы, как требования обще­ства, семейное право и нормы морали, реальная помощь государ­ства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: Появляются новые функции, от­мирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.

    В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

    Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими совокупность функций до­вольно схожа. И.В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную фун­кцию организации досуга и отдыха.

    Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис отмечают, что семье при­надлежат воспитательная, хозяйственно-бытовая и эмоциональ­ная функции, а также функции духовного общения, первичного социального контроля и сексуально- эротическая функция.

    Некоторые авторы (А.Г. Харчев, А.И. Антонов) делят фун­кции семьи на специфические, вытекающие из сущности семьи и отражающие ее особенности как социального явления, и неспецифические – те функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособилась в определенных исторических обстоятельствах.

    Специфические функции семьи, к которым относятся рож­дение (репродуктивная функция), содержание (экзистенциаль­ная функция) и воспитание детей (функция социализации), со­храняются при всех изменениях общества.

    К неспецифическим функциям семьи относят накопление и передачу собственности, статуса, организацию производства и потребления, домохозяйство, от и досуг, заботу о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способ­ствующего снятию напряжения и самосохранению Я каждого и др. Эти функции раскрывают исторически преходящую картину жизнедеятельности семьи.

    Для того чтобы семейные функции успешно реализовыва­лись в процессе взаимодействия, члены семьи должны выпол­нять определенные роли. В отечественной науке понятие функций семьи соотносит­ся с понятиями семейной роли и структуры семьи. Такие авто­ры, как Васильева Э.К., Харчев А. Г., Мацковский М.С. и др., определяют функции семьи как основное содержание совокуп­ности социальных ролей в семье. Большинство исследователей выделяет семейные роли на основании набора функций семьи как малой группы, акцентирует отношения между членами се­мьи в связи с распределением ролей и функционально-ролевой структурой семьи.

    Если функции семьи определяют прежде всего содержание семейных ролей в целом, то ролевая структура характеризуется в первую очередь распределением ролей, т. . тем, какие обязанно­сти выполняет в семье каждый ее член и на каких принципах построены ролевые отношения (кооперация или разделение фун­кций и т.п.).

    При описании ролевой структуры семьи важной пробле­мой является выделение ролей. Основное внимание исследова­телей направлено на изучение ролей, соответствующих хозяй­ственно-бытовой и воспитательной функциям. Это роли органи­затора быта, или хозяина/хозяйки, воспитателя детей, а также роль материально обеспечивающего семью, или кормильца.

    Вот авторы, работы по проблеме исследования становле­ния семьи и системы функционально-ролевого взаимодействия которых являются наиболее значительными: Антонов А.И., Го­лод С.И., Мацковский М.С., Харчев А.Г. и др.

Итак, следует отметить, что единого перечня основных функций семьи не существует. Обычно разные авторы предлага­ют тот или иной набор функций и терминов исходя из своей концептуальной модели.

    Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологиче­ское воспроизводство и сохранение потомства, продолжение чело­веческого рода. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать. В настоящее время главной социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколе­ний людей, продолжение человеческого рода.

    Слова “семья” и “родительство” стоят обычно рядом, поскольку рождение новой жизни – важнейший смысл супружества. Репродуктивная функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание специалистов многих областей знаний: психологов, пе­дагогов, демографов, социологов экономистов, юристов, медиков и т.д. Дело заключается в том, что для поступатель­ного развития человечества важно и количественное, и качествен­ное воспроизводство населения. От семьи непосредственно зависит, возрастет ли численность живущих на Земле людей и каков будет ее качественный вклад в население, что принесут ее дети окружающе­му миру.

    Проблема, которая волнует современное человечество, – это резкое падение рождаемости во всех развитых странах и очень бы­стрый прирост населения в развивающихся странах. “Проблема состоит в том, что вслед за сокращением детской и общей смертности стала падать рождаемость, это привело к тому, что количество детей в семьях стало ниже оптимального (т.е. 2-3 детей)” (57, с.11). Рекорд по ко­личеству новорожденных упорно сохраняет Индия, ежегодно по­полняя население Земли на 27,5 млн. малышей (в 1997 г. в России родились всего 1,2 млн. детей). Затем идет Китай – 18,4 млн. новорожденных, хотя там осуществляется многолетняя кампания под девизом “Одной семье – один ребенок”. Далее следует Индоне­зия с 5,7 млн. новорожденных (41, с.31).

    На уровень рождаемости оказывают влияние многие факторы, как-то: социально-экономическая стабильность в стране; благосо­стояние семьи, ее обеспеченность жильем, работой; социально-культурные нормы, национальные традиции; образование и здо­ровье супругов, отношения между ними, помощь со стороны род­ственников; профессиональная деятельность и характер занятости женщины; место жительства. Ученые вывели несколько закономер­ностей рождаемости: она ниже в городе (по сравнению с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и т.д. Оказывается, что при более благоприятных условиях дают о себе знать эгоистические тенденции (“пожить для себя”) и усилия семьи переключаются с деторождения на домашнее хозяйство, уче­бу, потребление, досуг, творчество. А на рождение и воспитание детей не остается времени.

    Вопрос о количестве детей в современной семье имеет не только педагогическое, но и социально-экономическое значение. Вряд ли следует кого-либо убеждать в том, что ориентация современной семьи на одного-двух детей не обеспечивает простого воспроизвод­ства населения.

    В последние годы растет число супружеских пар, которые созна­тельно отказываются от рождения детей. Среди них есть люди с эгоистической направленностью личности, озабоченные своей карьерой, не желающие усложнять свою жизнь “детскими” про­блемами и т.д. Некоторые супруги откладывают рождение детей на неопределенный срок, объясняя это жилищными, материальными и иными трудностями. На фоне таких “неродителей” особо отчетли­во высвечивается трагедия бесплодных супружеских пар. По стати­стическим данным, в России значительная часть женщин детород­ного возраста не могут иметь детей по медицинским показателям (чаще всего это последствие аборта). Резко прогрессирует в по­следние годы рост мужского бесплодия, на долю которого прихо­дится 40% бездетных браков. Частично проблема бесплодия реша­ется путем зачатия “в пробирке” (по научному – методом экстра­корпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки). Метод, разработанный английскими учеными в 1978 г., ус­пешно внедрен и в нашей стране. Но на всю Россию работают только 15 лабораторий, оказывающих платные услуги, что делает их недоступными для многих тысяч бесплодных пар.

    На потенциал нации влияют не только количественные, но и ка­чественные отклонения в воспроизводстве населения. У современных новорожденных детей низкие качественные показатели – явле­ние достаточно частое. Так, в России из десяти родившихся детей девять имеют те или иные отклонения в развитии. Причин тому очень много. Прежде всего это плохое здоровье рожениц, которое часто подрывается вредными привычками (курением, алкоголем, наркотиками), от которых будущие матери не отказываются даже во время беременности. Кроме того, многие женщины выполняют тяжелую работу, не имеют полноценного декретного отпуска, плохо питаются, пьют некачественную воду, не защищены от инфек­ции, подвержены радиации и т.д.  Наиболее высок риск появления ослабленных детей, имеющих физические и психические отклоне­ния, у часто (с интервалом в 1–1,5 года) рожающих женщин, орга­низм которых не успевает восстановиться от прежних родов.

    Уход за детьми, имеющими различные врожденные или наслед­ственные дефекты, в также их воспитание сопряжены с огромными издержками как нервно-психического, так и материального харак­тера. Семьи с такими детьми оказываются в очень сложном поло­жении. От новорожденных детей с выраженными признаками тя­желой болезни, уродства родители нередко отказываются, взвали­вая заботы о своих малышах на плечи государства. Со стороны общества требуются дополнительные затраты на содержание и лечение физически ослабленных, психически неполноценных детей, открытие специальных медицинских или коррекционных учрежде­ний, увеличение пенсионного фонда и т.д.

    Каждая семья вправе самостоятельно планировать деторожде­ние: сколько и когда, с какими интервалами появятся у нее дети. Но необходимо учитывать, что и их количество, а также качество здо­ровья значительно влияют на выполнение семьей ее воспитатель­ной функции.

    Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйст­венные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществля­ет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жиз­ни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жили­ща; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов оби­хода и т.п. Для многих семей в понятие “домашняя деятельность” входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводст­ва и др. В настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими, как арендный подряд, коо­ператив, индивидуальная трудовая деятельность.

    Одна из предпосылок существования нормальной семьи – ее экономическая общность. Семейная экономика требуем планирова­ния, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, по­требности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в основе ведения домашнего хозяйства: он диктует стиль жизни семьи, содержание хозяйственной деятельности. В организации домашне­го быта большинства современных семей учитываются интересы не только старших, но и младших членов; забота о детях обычно сто­ит на одном из первых мест. Налаженное денежное хозяйство суще­ственным образом меняет психологический климат семьи, позволя­ет справедливо удовлетворять потребности всех ее членов. Благо­даря этому отпадают поводы для лишних трений, недовольств, скрытых и явных обид. Психологи установили, что для мирной се­мейной жизни бывает важнее не столько умелое, сбалансированное ведение хозяйства, сколько совпадение взглядов супругов на то, как его вести: на что тратить деньги и на каких бюджетных статьях экономить (56, с. 112-114).

    Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех чле­нов семьи, а не считалась прерогативой жены. Справедливое распре­деление домашних обязанностей в семье между супругами, младшими старшим поколениями представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей. В большинстве современных семей складыва­ются эгалитарные (равноправные) отношения, когда власть равно­мерно распределяется между супругами, а следовательно, решения принимаются коллегиально. Постепенное выравнивание положения супругов, их прав и обязанностей – основная социально-психоло­гическая тенденция в современной семье. Тем не менее необходим руководитель, который организует всю деятельность семьи и берет на себя функции управления. Традиционно такого руководителя на­зывают главой семьи. В патриархальных семьях обычно в таком ка­честве выступал старший мужчина семьи, ему принадлежало послед­нее слово при решении домашних проблем. По сравнению с про­шлым во многом изменилась сама роль главы семьи. Главенство се­годня выражается не в проявлении власти над членами семьи, как это было раньше, не в распоряжении ими, а в организации жизни семьи, в устройстве ее быта. Ученые считают (38, с. 156-157), что в условиях современного функционирования семьи речь может идти не о главенстве, а скорее о лидерстве при осуществлении тех или иных планов семейного благо­устройства. При этом в большинстве случаев дело решают личные свойства и склонности взрослых социально зрелых членов семьи (инициативность, твердость характера, авторитетность, эрудирован­ность и т.д.). Возникают так называемые “двуглавые” семьи, когда каждый из супругов, являясь лидером, осуществляет свою инициати­ву в той или иной области быта, к которой он больше всего склонен (приготовление пищи, плодово-ягодные заготовки, организация до­суга, ремонт квартиры, руководство работами на садово-огородном участке и пр.). Лидер включается в дело сам и организует семью на достижение поставленной цели.

    Руководство семьей проявляется в разных формах: авторитар­ной, демократической, анархической. Последняя форма чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций от­дельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга. При демократической форме руководства право ре­шающего голоса принадлежит тому члену семьи, который более всего компетентен в данном вопросе. Нередки семьи, где муж –главный кулинар, а жена – своеобразный интеллектуальный центр, “руководитель” образовательной деятельности детей.

    Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных по­требностей. Изучение уровня “социального самочувствия” показа­ло, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современ­ной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие перспектив.

    Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово “досуг” появилось в ХV в., произошло от глагола “досягать”, буквально означало – время, ко­гда можно что-то достичь.

    Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.

    При оценке полноценности досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, просмотр телевизора, семейное чтение, прогулка на лыжах, посещение музея и т.д.). И тут опять велика зависимость от налаженности бы­та семьи, сбалансированности бюджета. Если ведение домашнего хозяйства – совместный труд и взрослых и детей, то исключается перегрузка женщины, и у нее останется время для отдыха. При пла­нировании расходов всей семьей обсуждается, например, на чем можно сэкономить, чтобы “выкроить” деньги на посещение театра, музея, отложить деньги на летний отдых.

    Досуг современной семьи может быть активным, содержатель­ным, если учитываются интересы и потребности всех ее членов. Но как быть, если папа увлечен коллекционированием марок, мама предпочитает посещение музеев и выставок, а сынишка весь в мире животных? Идеально, когда удается найти точки соприкосновения в интересах и увлечениях всех членов семьи (марки о животных, животные в изобразительном искусстве). Хорошо бы обзавестись общесемейными увлечениями, например воскресные прогулки по родному городу, знакомящие с его историей, архитектурой и т.д. Объединяющим может быть интерес к природе, театру, книгам, спорту и т.д. Важно, чтобы досуг был коллективным, когда ему с радостью предаются все члены семьи. Радость от совместного отдыха может быть разной: сынишка в восторге, что он первый раз сам закинул удочку, папа доволен, что приобщил сына к своим увлечениям, а мама, сидящая с книжкой в сторонке, счастлива от то­го, что ее близкие рядом, что им хорошо, что она разделяет их на­строение.

    Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех ее членов: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д. Содержательный досуг, доставляющий ра­дость всей семье, препятствует проникновению в нее таких враж­дебных разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психо­логическое пресыщение и отчуждение.

    Наиболее популярными формами проведения свободного вре­мени являются хождение в гости и прием гостей, просмотр телепе­редач. Сами по себе эти формы не заслуживают ни порицания, ни восхваления, пока не определено их содержание, степень участия в них взрослых и детей. Одно дело, когда гостей приглашают и сами идут в гости ради застолья. Совсем другое, когда, например, со­брались две-три молодые семьи с детьми, чтобы рассказать о про­веденном лете, посмотреть фотографии, слайды или видеофильм, устроить выставку детских рисунков, поделок. При этом застолье – лишь эпизод приема гостей, но не центральное его звено. Превра­щение телевизора в “теленяньку”, когда дети проводят много часов перед экраном, ничего, кроме вреда, не дает. Это, как свидетельст­вуют медики, утомляет зрение ребенка, возбуждает нервную систе­му, особенно когда он смотрит неподходящую для его возраста пе­редачу. Совсем иное дело, если устраивается семейный просмотр передачи, после которого идет неторопливое обсуждение, каждый высказывает свои впечатления.

    В некоторых семьях сохранились прекрасные традиции семейного чтения, домашнего театра, концертов, конкурсов, загородных походов, экскурсий, рукоделия, рисования. Другими словами, до­суг может быть разнообразным и полезным для развития семьи, надо только стремиться жить полнокровной, интересной жизнью, а не по скучному стандарту.

    В последнее время выделяется еще одна функция семьи – психотерапевтическая. Ее рассматривают либо как самостоятельную, либо как один из аспектов функции организации досуга. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т.е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений. Психотерапевтическая функция семьи позволяет ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. 

    Воспитательная функция – важнейшая функция семья, заклю­чающаяся в духовном воспроизводстве населения. Семья – вос­питательная колыбель человека. Да, именно человека на всех его возрастных этапах, потому что в семье воспитываются и взрослые, и дети. Воспитание – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитыва­ют. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудни­честве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи.

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие спо­собностей. Семья выступает посредником между ребенком и обще­ством, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисе­мейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека.

2.      Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах пораду­ет, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать “семейное кредо” – так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Исходя из этого кредо, семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальней­шем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы вос­питания. Взрослому сыну вряд ли понравятся прямые замечания матери по поводу некорректного поведения, но он чувствителен к невербальным средствам воздействия (строгий взгляд, непрони­цаемое выражение лица матери или отца и т.д.), способен понять намек, шутку, аналогию с литературным персонажем и т.д.

    Семья представляет собой своеобразную школу, в которой каждый “проходит” много социальных ролей. Появился ребенок, стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Выполнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.

    На протяжении всей совместной жизни супруги влияют друг на друга, но характер этого влияния меняется. В первый период се­мейной жизни молодожены входят с грузом своих привычек, вку­сов, особенностями темперамента. Идет, как метко говорят в наро­де, “притирка” характеров: не борьба и война, чтобы переделать друг друга по образу и подобию своему», а изучение особенностей супруга, привыкание к его вкусам, привычкам, реакциям. Прихо­дится что-то принять в человеке, что-то попытаться тактично из­жить, а что-то переделывать в себе. В зрелом возрасте супруги стараются избегать невротизирующих ситуаций, всячески подчер­кивают достоинства друг друга, внушают веру в собственные силы и т.д. Другими словами, во имя общих интересов семейный коллек­тив оказывает созидательное влияние на всех своих членов.

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания ос­новывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осоз­нают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это дела­ют буквально с первых дней жизни. Д.Б. Эльконин однажды заметил, что не столько семья социализирует ребенка, сколько он сам социализирует окружающих его близких, подчиняет их себе, пытается сконструировать удобный и приятный для себя мир. Чтобы убедиться в истинности этих слов, вспомните, как по-разному “окрашен” плач ребенка, которому от роду 2–3 месяца: он и требовательный, и жалобный, и призывный, и капризный, и хнычу­щий. А как быстро малыш “приучает” родителей к своим вкусам: охотно сосет молоко, но упорно отказывается от кефира, плачет, ко­гда остается один, но спокойно играет, если его манеж поставили так, что он видит маму, слышит ее голос и т.д. И подобные воздейст­вия детей родители будут испытывать постоянно. Уже в конце пер­вого и начале второго года жизни ребенок становится настоящим “экспертом” своих родителей. Он по-разному ведет себя с матерью и отцом, вырабатывает в себе различные “стратегии” влияния на пове­дение родителей. Дети тонко ориентируются в “слабых местах” ро­дителей и умело пользуются ими.

    Желание иметь детей диктуется жизненно важными потребно­стями, которые хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится “работать над собой”, расширять свой круго­зор, овладевать умением понимать ребенка, развивать у себя те или иные способности и т.д. Другими словами, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосо­вершенствованию, заниматься самовоспитанием.

    В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые так нуждаются в опеке, учении. Но оказывается, что даже элементарный гигиенический уход за новорожденным требует ловкости, многих знаний и умений, не говоря уже о том, чтобы позже толково и интересно ответить на постоянные детские “почему”, помочь нарисовать портрет папы, объяснить принцип конструиро­вания игрушки-самоделки и т.д. В заботах о детях родители стано­вятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители “идут” по сту­пенькам самовоспитания, самообразования.

    Для позитивного развития человек нуждается в общественном признании, общественной оценке. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители осознают свою ценность, поднимают свой статус в глазах окружающих, а это по­буждает к новым усилиям на педагогическом поприще.

    Едва появившись на свет, дети расширяют социальный мир роди­телей: появляется круг новых знакомых, имеющих аналогичные “детские проблемы”; существенными становятся контакты с врачом, наблюдающим за развитием ребенка; затем в жизнь семьи входят воспитатели дошкольного учреждения, учителя школы, друзья сына или дочери и т.д. Сколько возникает проблем и вопросов! Напри­мер, почему сын любит играть у соседей, но не приглашает друзей в свой дом? Почему в детском саду он делает все медленно, не укла­дывается в отведенное время? И т.д. Поиски ответов на подобные вопросы сопряжены с анализом домашней воспитательной систе­мы: в чем допущены ошибки? Как их исправить? Как не допустить новых? Любящие родители видят и переживают “промахи” в вос­питании, меняют его тактику, отказываются от неудачных прие­мов, пробуют иные подходы к своим детям.

    Подросшие дети “обогащают” опыт родителей приемами вос­питания, которые узнали в детском саду, школе, семьях друзей, родственников. Связь с детьми вновь оживает в отношениях с внуками, и роди­тели продолжают быть воспитателями, но уже в качестве бабушки и дедушки. И снова за учебу: ведь внуки – это новое поколение. Оказывается, появились иные игрушки, настольные игры, книги, обновился репертуар детских театров, открылся планетарий и т.д. И все это надо узнать самим, чтобы активно использовать в воспи­тании ребенка, помочь ему идти в ногу с жизнью. Бесконечная ра­бота родителей, направленная на обогащение своего кругозора, совершенствование семейного образа жизни, повышение эффек­тивности воспитательной деятельности – залог счастливого детства ребенка.

    Вот и получается, ребенок в семье – неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родите­лей. А желание развить у своего ребенка способности, которые по­могут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качест­ва, которыми сам не обладаешь, и “отучить” от таких, которые по­стоянно демонстрируешь.

    Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными вза­имоотношениями, атмосферой доверительности, которая распо­лагает и больших, и маленьких членов семьи выразить свое эмо­циональное состояние, высказать сомнения, поделиться радо­стью, горестями, получить совет, наставление. Только в семье, от близких и любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни. Тем более это важно для детей, особо остро нуждающихся в эмоциональной поддержке взрослых. Уверен­ность в нравственно-психологической помощи близких снимает напряжение, поддерживает бодрое настроение человека. Опти­мистический настрой в семье, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, помогают преодолеть невзгоды и неудачи.

    Для поддержания здоровья и работоспособности организма, восстановления сил необходимы рациональный режим жизни, пол­ноценное удовлетворение жизненных потребностей, занятия физической культурой и т.д. Здесь прослеживается прямая зависимость восстановительной функции семьи от налаженности домашнего хозяйства, быта. Не последнюю скрипку играют уют, тепло до­машнего очага, которые создаются и его внешним оформлением, удобством, и вниманием, заботой всех членов семьи друг о друге. Если это удалось сделать общими усилиями взрослых и детей, то семья становится настоящим психологическим убежищем.

    Стадии развития семьи. Исследование жизненного цикла семьи как самостоятельной об­ласти в отечественной науке привлекает внимание прежде всего психологов, демог­рафов, социологов (Нойберт Р., Хилл Р., Эриксон М., Сатир В., Шнейдер Л.Б., Гризискас Ч.С., Малярова Н.В., Кратохвил С. и др.) Совокупность всех имеющихся семей обычно описывается средними числами размера семьи, пропорциями тех или иных типов в общей структуре и др., но действительно заманчивой является задача как-то охватить всю эту массу семей в целом, в дина­мике. Специалисты как бы интуитивно чувствуют, что поиск измери­тельных средств цикла обещает возможность получения картины дви­жения семьи, возможность определить направленность семейных из­менений как института.

    Функции семьи могут изменяться в зависимо­сти от этапов ее жизнедеятельности. Существуют различные системы выделе­ния основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна “система “стадий”, где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. Есть еще целый ряд периодизаций, например W. Gove (1973) и A. Barcai (1981). Помимо ситуативных стрессов выделяют и те, которые предусмотрены кол­лизиями развития личности/организма, семьи и других социальных групп – “нормативные стрессы и стрессоры” (Burnham J.В., 1991) и кризисы развития (Caplan G., 1963). Они могут быть описаны как критические точки прохождения семьи от фазы к фазе в жизненном цикле семьи” (63, с.22). Именно в этих точках пре­жние способы достижения целей, применявшиеся в семье ранее, не способству­ют достижению новых потребностей, появившихся у членов семьи.

    Семейные системные психотерапевты Варнхилл и Лонго (1987) для объяснения того, что происходит с семьей при переходе от фазы к фазе, заимствовали психо­аналитические идеи о фиксации и регрессии: во время нормативного стрессора дисфункциональные семьи, вместо того чтобы продвигаться вперед, регрессиру­ют на более ранние фазы развития семьи, либо останавливаются в своем разви­тии, т.е. фиксируются на определенной фазе.

    Дюваль (Duvall Е.М., 1957) выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:

1.       Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к дру­гу.

2.       Принятие и развитие новых родительских ролей.

3.       Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений суп­ругов к отношениям в треугольнике.

4.       Введение детей во внесемейные институты.

5.       Принятие подростковости.

6.       Экспериментирование с независимостью.

7.       Подготовка к уходу детей из семьи.

8.       Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов “глаза в глаза”.

9.       Принятие факта ухода на пенсию и старости (63, с.23).

    Отечественные авторы выделяют различные подходы к изучению семейного цикла (Шнейдер Л.Б., Гризискас Ч.С., Малярова Н.В., Васильева Э.К.). Так, например, статистик Э.К. Васильева рассматривает не­сколько путей анализа цикла. Первый путь связан с изучением функ­ций семьи в воспроизводстве населения, формировании семьи; второй – делает упор на изучение решающей роли начальных стадий в форми­ровании семьи, третий путь сконцентрирован на прогнозировании семейной структуры, определении вероятности перехода семьи из одной стадии в другую с учетом всего развития семьи, наконец, четвертое на­правление характеризует собой использование этапов семейного цик­ла для анализа изменения экономического положения семьи, социаль­ной мобильности и тому подобных неспецифических для самой семьи задач исследования (17, с.82-83).

    И.А. Герасимова (1976) выделяет четыре этапа семейного цикла:

1) период роста семьи от образования брачной пары до последнего рождения;

2) период стабильности от рождения последнего ребенка до выде­ления первого, ставшего взрослым, из семьи родителей;

3) период зрелости, в течение которого все дети выделяются из семьи родителей;

4) период “затухания” от момента выделения последнего из детей до смерти обоих супругов (последнего из них).

    Эта модель нормального хода развития семьи наблюдается не у всех семей, и потому особо отмечаются отклонения от этой модели: а) без­детность супругов, б) смерти детей и мертворождения, в) распад суп­ружеской пары из-за смерти или развода, г) образование сложных се­мей с родством по прямой или боковой линии (отклонением это явля­ется относительно взятой за основу нуклеарной семьи) (23, с.126-130).

    Гипотетическая схема возможного развития семьи начиная с брач­ной пары без детей определяется через возможные семейные события 1–4 переходом в соответствующие этим событиям типы A–Г:

 

 
 

 


Рис. 1. Схема возможного развития семьи (по Герасимовой И.А.)

    Всего выделяется 15 типов, причем к собственно семейным отно­сятся 4 типа на основе брачной пары с детьми (1), с родителями (2), сродственниками (3), с родителями и родственниками (4). Отделение взрослых детей ведет к комбинациям пары с родственниками, а развод и смерть образуют остальные осколочные формы семьи.

    Все вышесказанное позволяет выделить по крайней мере 5 семейных событий (а именно: заключение брака, рождение первенца и пос­леднего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, что точ­нее – рождение первого внука, смерть одного и другого супругов-пра­родителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла. Если взять за основу формирования цикла возникновение брачно-репродук­тивной пары, то рождение детей будет характеризовать расширение нуклеарной семьи, а отделение взрослых детей – сужение. Первую стадию вступления в брак и, как правило, зачатия первенца (в боль­шинстве пар, кроме бесплодных) точнее именовать стадией предроди­тельства, а не бездетности. Супруги готовятся стать родителями и сфор­мировать семью в строгом смысле слова, ибо лишь рождение детей превращает брачную пару в семью, мужа и жену – в отца и мать.

    На второй стадии появляется первый ребенок и возможно рожде­ние 2-го и последующего ребенка – в зависимости от потребности се­мьи в детях. Это стадия репродуктивного родительства, она может быть короче или длиннее в связи с числом рождений, но лишь в одном слу­чае она не имеет никакой длительности – когда первый ребенок ока­зывается и последним. Ликвидация стадии репродуктивного родитель­ства при однодетности семьи не означает исчезновения репродуктив­ного цикла, так как сводится к “контрацептивному циклу”, т.е. к пре­дохранению и прерыванию беременности, либо к попыткам лечения возможных нарушений плодовитости.

    Вторая стадия дает начало третьей стадии – воспитанию детей, ко­торая для многих родителей не кончается никогда, но которую следу­ет ограничить или достижением совершеннолетия (требующим выде­ления новой стадии цикла, что нецелесообразно), либо моментом от­деления последнего из взрослых детей. Задержка этого отделения, до­пустим из-за отсутствия жилья, продлевает стадию социализации взрос­лых детей на неопределенный период (в течение которого они могут обзавестись своей собственной семьей).

    Явление “затяжной социализации”, когда взрослый человек оста­ется холостяком, продолжая жить вместе со своими родителями, бу­дет одной из характеристик этой третьей стадии. Видимо, надо отли­чать подобную “затяжную социализацию” от той “продолженной”, когда из-за учебы или по иным обстоятельствам вступление в брак отклады­вается (рано или поздно наступающее).

    Появление первого внука превращает родителей-основателей в прародителей, в дедушку и бабушку, хотя это не означает прекраще­ния стадии социализационного родительства, так как в семье могут быть еще несовершеннолетние дети. Этот “перехлест” стадий в связи с ма­лодетностью семьи не может быть распространенным, и им также следует пренебречь. Однако в углубленных исследованиях семейного цикла возможно дробление каждой из стадий на более мелкие части, звенья и фазы. Последняя стадия прародительства длится до смерти супругов.

    Описанный выше идеальный вариант семейного цикла лучше все­го именовать полным циклом. Все пять событий полного цикла стати­стически измеримы, хотя это сделать труднее с отделением детей и смертью родителей. Однако приблизительные оценки осуществимы. К примеру, при средней продолжительности жизни мужчин в России 59 лет и женщин 72 года и, зная, что состоящие в браке живут дольше разведенных и одиночек, можно условно прибавить мужьям и женам еще 3 года. Тогда, вычитая из средней продолжительности жизни сред­ний (округленный) возраст вступления в брак у мужчин 25 лет и у женщин 23 года, получим примерно 45 лет продолжительности полно­го цикла семьи. При этом длительность первой стадии 1,1 года, второй – 2,5 года, третьей – если считать до паспортного совершеннолетия от момента рождения первого ребенка – 14,9 года, плюс период про­долженной социализации до среднего возраста вступления в брак 24 года (для нашего условного, приводимого для иллюстрации примера) – 8 лет. Наконец, длительность четвертой стадии – 19,9 года (причем, начинаясь в среднем в 48–50 лет, прародительство у мужей длится 10–11 лет и у жен 25–26 лет, т.е. по времени роль дедушки в сравнении с ролью бабушки короче в два с половиной раза). К сожалению, трудно оценить (даже очень приблизительно), сколько именно семей из нынешних 40 миллионов характеризуются полным циклом (3).

    В психологии понятие “стадии” нередко заменяют терминами “семейный цикл” или “цикл семейной жизни”. В данном случае эти понятия тождественны. Дефиниция “цикл” применяется с той целью, чтобы подчеркнуть повторяемость этой стадии для многих семей.

    К сожалению, сегодня более половины вновь создаваемых семей неизбежно разведутся, и только одно это обстоятельство не дает ос­нования российскую семью в национальном масштабе считать бла­гополучной. Это суждение, правда, распространяется и на некото­рые другие страны. Тема развода позволяет далее рассмотреть те се­мейные события, которые ведут к неполноте семейного цикла. Не все семейные события, сокращающие длительность семейного цик­ла или влияющие на плюрализм линий семейной жизни, имеют хо­рошую статистическую базу. Разводы и смерти тут исключение, уже разного рода миграционные перемещения семей и членов семьи не все поддаются успешному статистическому учету. Что же касается многообразия видов и форм семейных разлук, то здесь только вы­борочные исследования социологов остаются доступным источни­ком необходимых сведений.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!