Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
В научной литературе создано огромное количество типологий государства, для чего используются самые различные основания деления: уровень развития государства, социальный характер, степень демократичности (или отсутствие таковой), форма государства и т.д. В данной главе речь пойдет только о некоторых основных, т.е. относящихся к государству в целом, типологиях социального и формализованного характера. В ряде случаев между такими типологиями нельзя провести непреодолимой границы, иногда имеются элементы того и другого (например, при классификации государственных режимов или переходных форм государства), многие типологии в известной мере имеют условный характер.
Социальные классификации связаны с характером общества и государства, с его задачами, целями, функциями. В качестве наиболее крупного понятия обычно выделяется тип государства. Содержание этого понятия неодинаково. В марксистской литературе в понятии типа выражаются наиболее общие черты государства в условиях общественно-экономических формаций (включая первую фазу — социализм в так называемой коммунистической формации). В связи с этим различались четыре исторические типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Такое понятие типа отражает социальную сущность государства. Социальная сущность государства каждого из этих типов связывалась с тем, какой класс осуществляет политическое господство в обществе (рабовладельцы, феодалы, буржуазия, пролетариат, т.е. рабочий класс), кому принадлежит государственная власть.1
Эта классификация отличается четкостью, она имеет свои достоинства, но
характеристика капиталистического государства только как “диктатуры буржуазии” была недостаточной даже во времена К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина при действительно существовавшем ограниченном избирательном праве и неразвитости социальной функции государства. Положение же о государстве социалистического типа (“высшем типе демократии”, “демократии для трудящихся” наряду с концепцией диктатуры пролетариата) совершенно не соответствовало действительности стран тоталитарного социализма. Постепенно осуществление власти в социалистическом государстве приобрело более совершенные и некоторые правовые формы, некоторые из таких государств в 60—80-х гг. были провозглашены общенародными социалистическими государствами, но государственные органы действовали по-прежнему под руководством несменяемой партии, права и свобода граждан, хотя и значились в конституциях, не осуществлялись на практике.
Само представление об общественно-экономических формациях (а следовательно, и об исторических типах государства) имеет преимущественно лишь общетеоретическое значение. Зачастую, хотя и не всегда, конкретное государство возможно привязать к определенной формации. К тому же, совершенно “чистые” типы формаций вряд ли возможны, понятие формации — это научная абстракция. Возможно, и на практике почти всегда бывает, также смешение элементов различных формаций. Об этом свидетельствует тезис К. Маркса об особом “азиатском способе производства”, не вписывающемся ни в одну из названных формаций, и долгая, почти столетняя, дискуссия вокруг этого понятия.
Типология государства по формациям (и, следовательно, по характеру государственной власти) является в известной мере условной, если рассмотреть более внимательно природу государственной власти. В рабовладельческом “патрицианском” обществе наряду с рабовладельцами и рабами были свободные нерабовладельцы. Они даже преобладали во многих античных государствах и оказывали существенное влияние на государственную власть (например, на народных собраниях). При феодализме в обществе сохранялись элементы рабовладельческих отношений (в Бутане, Непале, некоторых арабских государствах “домашнее рабство” существовало и в ХХ в.), а с другой стороны, возникали буржуазные отношения. В современном цивилизованном капитализме есть элементы социализма, при декларированном социализме так и не была во многих странах ликвидирована частная собственность, а в настоящее время она получила большой простор для развития (Вьетнам, Китай). В рабовладельческом “патрицианском” Риме в определенные периоды развития доля власти принадлежала плебеям, в феодальных городах-государствах — руководству цеховремесленников, диффузия политической власти имеет место и в современном капиталистическом государстве. Однако при всех недостатках классификация типов государства в связи с понятием общественно-экономической формации и господствующего класса полезна, ее используют не только ученые-марксисты, но, применяя ее, важно иметь в виду указанные выше уточнения.
В зарубежной литературе наиболее развернутая социальная типология предложена английским историком А. Тойнби. Сначала он предложил деление всех обществ, существовавших в истории и имеющихся в настоящее время, на 19 видов, а в окончательном варианте — на 13. Эту классификацию он основывал прежде всего на признаке цивилизации как способе жизни. В числе различных типов цивилизаций А. Тойнби называл древнегреческую, римскую, сирийскую, крито-микенскую, православную, западную, арабскую, дальневосточную, мексиканскую, иранскую, китайскую и др. Для него каждая цивилизация представляла собой замкнутое и статичное состояние общества, отличающегося своей историей, экономикой, культурой, психологией и другими факторами. Особо выделял он социокультурный облик общества, понимая культуру в наиболее широком смысле. Он говорил, что этим типам цивилизации соответствует и государство1, насчитывая такое же число его типов. Цивилизационный подход имеет свои основания и в последние годы в России в связи с критикой ряда положений марксизма-ленинизма получил широкое распространение в учебниках по теории государства и права. Он верно характеризует определенные черты государства прежде всего как политического сообщества. Однако он не обладает точными критериями для классификации типов, не случайно их число в работах А. Тойнби изменялось, некоторые изымались, другие классификации объединялись. Еще меньше в таком подходе точных критериев для классификации государства по характеру государственной власти, а такие критерии особенно важны для классификации типов государства как политического института, политической организации. Еще менее удачна обобщающая типология “цивилизм”, предложенная в работах некоторых российских правоведов взамен социализма.
Есть и иные классификации типов государства. Так, французский автор М. Тропе в работе “Юридическая теория государства” называет три типа: монархию, аристократию и демократию. В этой классификации, однако, объединяются разные явления (форма правления, политический режим и др.).
Зачастую для понятия типа государства в зарубежной литературе используются не социальные, а формальные признаки. Говорится о классификации типов в зависимости от организации управления (президентский и парламентский типы), от способа разделения властей (жесткое и гибкое), от политического режима (тоталитарный и демократический типы и т.д.).
Наряду с понятием исторического типа государства в марксистской литературе были предложены социальные разновидности государства внутри типа или внутри государств, переходных от одного типа к другому. По объему влияния различных слоев населения на государственную власть демократическая рабовладельческая республика в Афинах существенно отличалась от аристократической рабовладельческой республики в Риме. Власть в феодальных городах-государствах по своему конкретному характеру была иной, чем в феодальных княжествах. Современная Япония, где нет помещиков, существенно отличается от буржуазно-помещичьего Пакистана — тоже государства капиталистического типа. Такие различия устанавливаются по крупным социальным мероприятиям государственной власти (характер аграрной реформы, регулирование отношений труда и капитала, участие различных слоев населения в политической власти и др.), затрагивающим основные, жизненные интересы тех или иных социальных групп, по степени влияния разных составных частей блока господствующих классов.
Градаций по социальному характеру государственной власти внутри типа в литературе существует очень много, выделяется множество разновидностей государства. Эти классификации основаны не на социальной сущности (сущность относится к типу), а на различном социальном содержании государственной власти в рамках сущности. В марксистской литературе называются обычно также две разновидности государств “буржуазного” типа: государство в период “свободного”, промышленного капитализма и империалистическое государство. В западной литературе тоже проводятся различия между либеральным государством ХIХ в. и социальным капиталистическим государством ХХ в.
Неодинаково классифицировалась диктатура пролетариата в России: пролетариат в союзе с беднейшим крестьянством, а затем — со всем крестьянством (кроме кулачества). В Китае считается, что диктатура пролетариата осуществлялась в форме демократической диктатуры народа. Государство социалистического типа на второй ступени его развития получило название в зависимости от новых классовых отношений общенародного государства. В советской литературе в прошлом выдвигалась концепция государства, переходного к социалистическому типу, анализировались его разновидности: так называемое государство народной демократии на первом этапе его развития в странах Восточной Европы, народная аратская — крестьянская республика в Монголии, государство социалистической ориентации в ряде развивающихся стран. Считалось, что в последнем политическая власть принадлежит широкому блоку патриотических сил, в состав которого наряду с решающей силой — трудящимися входят и определенные слои нетрудящихся (национальная буржуазия и др.), поддерживающие до определенной стадии развития проводимые правительством социально-экономические преобразования. На деле, такое государство чаще всего представляло собой власть небольшой группы политической элиты, а переходное государство капиталистической ориентации в странах Африки, Океании — власть пробуржуазной автократии. Не все эти градации выдержали проверку временем, но многие названные разновидности в свое время имели место.
В государствоведческой литературе, марксистской и немарксистской широко применяется также различие демократических, авторитарных (от латинского слова “власть” и тоталитарных (от латинского слова “весь, целый”) государств. В основу этой классификации разновидностей государства положены социальные методы осуществления государственной власти (в отличие от рассмотренных ранее технических методов осуществления функций государства: стимулирования, дозволения, запрета и т.д.). Поэтому такое деление применяется обычно для установления разновидностей политических (а также государственных) режимов. О демократическом государстве, упоминаемом многими конституциями, его признаках сказано выше. Терминов “авторитарное” и “тоталитарное” государство, разумеется, в основных законах нет. Ни одна государственная власть не захочет признать себя авторитарной. Нередко даже самые свирепые режимы заявляют о своем демократизме.
Авторитарное государство может иметь отдельные внешние демократические признаки, названные в правовых актах. Но такие положения не осуществляются. Число политических партий законом может быть ограничено, а если этого нет, другие партии, кроме правящей, заметного влияния на государственные дела не имеют. Выборы проводятся нередко регулярно, но они большого значения не имеют: полнота власти сосредоточена в руках исполнительного аппарата обычно во главе с президентом. Особую роль в осуществлении государственной власти играет армия. В некоторых странах принята концепция политической роли армии (Индонезия и др.). Права граждан в законодательных актах провозглашены, но на деле ограничены, репрессивный аппарат активно вторгается в повседневную жизнь граждан. Авторитарные государства существуют в настоящее время в Индонезии, Марокко, Иордании, Пакистане и других странах.
Тоталитарное государство — это единый, спаянный партийно-государственный аппарат, часто с единственной разрешенной (правящей) партией, а если партий несколько, они не могут сменить правящую партию у власти: руководящая роль в обществе и государстве “навсегда” закреплена конституциями за одной партией. Все общественные объединения поставлены под руководство этой партии, для чего обычно создается новое широкое общественное объединение — народный, национальный, патриотический Фронт под руководством правящей партии и ее председателя — президента республики. Открыто властвует правящая элита (номенклатура), возглавляемая главами государств, иногда объявленными несменяемыми, пожизненными президентами. Права граждан могут быть названы в конституциях, но они не имеют гарантий, не осуществляются. К числу правых тоталитарных государств относились государства с фашистскими режимами (Германия, Испания, Португалия в прошлом), левыми являлись тоталитарные социалистические государства. Тоталитарные государства существовали до 90-х гг. в некоторых странах Тропической Африки, причем их руководители провозглашали как социалистическую (Алжир, Конго, Мадагаскар и др.), так и капиталистическую ориентацию страны. Разновидностями тоталитарного государства являются беспартийные теократические государства (например, ОАЭ) и государства в условиях военных режимов. Социальные классификации применяются также по отношению к различным элементам государства, например, существует множество классификаций с точки зрения государственного режима.
1 Теория государства и права. В 2-х ч. Ч. 1. Теория государства // Под ред. А.Б. Венгерова. – М., 1995. С. 87
1 Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991. С. 731
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!