Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Технология работы социального педагога с семьей»

/ Педагогика
Конспект, 

Оглавление

    Педагогическая сущность работы социального педагога в микросоциуме состоит в том, чтобы оказать помощь человеку, нуждающемуся в ней, включив его в деятельность и общение, которые позволят ему справиться со своими проблемами, освободиться от внутреннего дискомфорта. Один из педагогических принципов социальной работы можно сформулировать так: действовать сообща, вместе с человеком, попавшем в беду, ибо никто не может помочь ему встать на ноги, если он этого не захочет он сам.

    Рассматривая социальную работу в микросреде как совокупность социально-педагогических технологий, используемых в целях оказания помощи нуждающимся, можно выделить четыре этапа последовательных действий:

1)    определение нужд, потребностей, мотивов человека нуждающегося в социальной помощи;

2)    выявление сущности конфликтной ситуации, затруднительного положения или аномального поведения человека, нуждающегося в помощи; установление причин, вызвавших тяжелое медико-социальное состояние;

3)    определение конкретных мер вывода подопечного из этого стрессового состояния;

4)    наблюдение за ним, коррекция его жизнедеятельности и поведения, проявление заботы о нем.

    Каждому профессиональному действию социального педагога должна предшествовать педагогическая работа, связанная с определением цели и постановкой воспитательных задач. Социальный педагог в своей практике должен руководствоваться принципами воспитания, используя такие методы, как приобщение к действию, закрепление и обогащение положительного опыта, поощрение, личный пример и т.д. Социальный педагог должен хорошо знать своих подопечных, в первую очередь детей. Как справедливо заметила в свое время К. Цеткин: “Цель воспитания не может быть достигнута без знания физических и психических законов, по которым ребенок развивается, и без понимания естественных причин, обусловливающих эти законы. Не достигнута будет цель и без знания педагогических методов, основанных на указанных законах”1. 

    Социальный педагог, работая по месту жительства с детьми и их родителями, должен доказывать (главным образом примером), что свободное время можно проводить не только у телевизора, но и в общении с друг с другом, в совместных с детьми делах. Таким образом, родители освобождают часть времени учителей, без огромного вмешательства которых раньше в г. Альметьевске (Татарстан) еще недавно не обошлись бы ни “Неделя милосердия”, ни праздник школы и микрорайона. Выход воспитательной работы с учащимися в окружающую среду с ее формальными и неформальными объединениями расширил возможности удовлетворения разнообразных интересов ребят, усилил интересов родителей к вопросам воспитания.2 

    Очень важный метод заключается в утверждении атмосферы дружеских отношений в семье, при которой возникает радость от совместных дел и общения между родителями и детьми. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. Велико влияние семейного микроклимата на становление
личности человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретет нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке ребенок спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств, которая будет первым кирпичиком в будущем здании личности.1

    Одна из главных проблем в работе социального педагога - установить этически допустимые контакты с семьей, уметь видеть и полноценно использовать уникальный воспитательный потенциал семьи, многообразие форм ее воздействия на личность, их непрерывность и длительность, а также диапазон ценностей, осваиваемых ребенком в жизнедеятельности семьи.

     Семья для социального педагога должна выступать не только как источник знаний о ребенке. Она сама по себе объект воздействия и помощник. Педагог в доме - исполнитель важнейшей социальной функции повышения педагогической культуры семьи, формирования общественно значимых идеалов и образцов поведения самих родителей. Работа с детьми и родителями в местах их проживания - источник роста воспитательного потенциала семьи.

    Работа социального педагога с семьей должна строится на основе знания и учета особенностей каждой конкретной семьи, а не семьи вообще, закономерностей процесса общения с ее членами. Эффективность работы с родителями определяется также дифференциацией подходов к семье, выделением из всех семей определенных подгрупп в соответствии с различным уровнем их знаний и умений, особенностей детей и, кроме того, индивидуализацией, означающей ориентацию на культурный и образовательный уровень, особенности взаимоотношений, семейную атмосферу и т.д. Характер и результативность контактов с членами семьи во многом зависят от установок социального педагога по отношению к ним, от понимания необходимости согласованных и целенаправленных воздействий на ребенка, от неформального подхода к работе с семьей. Успех определяется умением социального педагога учитывать различия в возрасте, образовании, культурном уровне родителей, их взглядов на детей, выделять конкретные задачи по взаимодействию именно с данной семьей и выбирать адекватные методы работы с ней, умением устанавливать контакты с родителями.

    Социальный педагог должен применять в своей работе прежде всего метод убеждения. Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно продумать содержание и форму беседы и заранее проектировать свое поведение. Завоевав расположение, социальный педагог ищет тактичную форму сообщения о том, что вызывает сомнения или даже осуждение, дает совет либо предлагает вместе искать путь преодоления возникшей трудности. Если влияние социального педагога на семью организуется умело, создается возможность не только перестраивать в нужном направлении подход к членам семьи, но и положительно влиять на характер внутрисемейных отношений. Дельный, педагогически грамотный и доброжелательный отклик семейного социального педагога на запросы своих подопечных создает ситуацию постоянного, частого общения, приобретающего характер сотрудничества, содействия.1

    Исходя из опыта практической работы необходимо обозначить наиболее важные технологические действия социального педагога, способствующие его успешной  профессиональной деятельности в микросоциуме. Он должен:

-                способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между семьей, личностью с одной стороны и обществом, различными государственными и общественными структурами с другой;

-                выполнять своеобразную роль “третьего человека”, связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

-                умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;

-                умение работать в условиях неформального общения, оставаясь за спиной, в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъективной позиции клиента;

-                способность соучаствовать, сопереживать членам семьи в решении социальных проблем;

-                уметь строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность;

-                изучать интересы и потребности детей и взрослых, их трудности, проблемы семьей с различным жизненным укладом;

-                диагностировать социально-психологические и педагогические ситуации в семье, микросоциуме;

-                помогать семье адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, сохраняя все положительное, что было ей свойственно в общечеловеческом плане;

-                вести профилактическую и коррекционную работу с семьей, ребенком;

-                оказывать психолого-педагогическую поддержку людям с лабильной нервной системой;

-                содействовать оздоровлению среды;

-                способствовать повышению психолого-педагогической культуры семьи;

-                защищать интересы ребенка, не только помогать ему в разрешении его проблем со здоровьем, в учении, во взаимоотношениях с родителями, учителями, одноклассниками, но и, узнав их, помогать растущему человеку защитить в нем самом человека, создать условия для развития его способностей;

-                устанавливать контакты с другими учреждениями для оказания более эффективной защиты ребенка, вплоть до изоляции ребенка из неблагоприятной среды.1

    При работе в микросоциуме могут быть применены и классические, и нетрадиционные методы изучения ребенка, семьи: графические методы, наблюдение, анкетирование, методику незаконченного предложения, трансактный анализ, монографическое изучение семьи, собеседование, цветовой тест Люшера, тест на несуществующего животного, хирологический тест и др. При этом важно соблюдать непременное условие: каждый из методов выполняет по отношению к другим компенсирующую и контролирующую функции. Этим, конечно, не исчерпывается арсенал приемов изучения семей школьников. Выбирать их следует, исходя из конкретных условий. Например, можно применить метод ретроспективного анализа биографий. Суть его в том, что учащиеся пишут сочинение на тему: “Моя мама”, “Я и моя семья в прошлом”, “Я”, “Моя родословная” и др.2 Этот метод предполагает доброжелательность и соблюдение педагогического такта. Обсуждать результаты таких сочинений, цитировать их в классе или на родительском собрании недопустимо.

    Вопросы, с которыми обращаются к социальному педагогу могут быть различными. Сложности у ребенка в поведении, в учебе и общении, например, нежелание учиться, плохие отметки, конфликт с учителем, непонимание дома, тяжелая семейная обстановка; гиперактивность; бездуховность; акцентуация характера и развития; энурез; неврозы; бродяжничество; суицидальные попытки; проблемы, связанные с сексуальным поведением и воспитанием детей. Чаще всего в практике встречаются либо синдром социальной дезадаптации, либо эмоциональные расстройства. Диагноз должен ставится сообща, совместно пытаться осмыслить полученную информацию и наметить пути решения конкретной проблемы. Вот почему необходимо тесное сотрудничество социального педагога и родителей. В чем оно может проявиться? Социальный педагог организует взаимодействие семьи с учебной средой ребенка, ведет педагогическое просвещение родителей, по возможности усиливает их положительное влияние на детей и нейтрализует отрицательное. Роль социального педагога совместно с психологом заключается в том, чтобы помочь родителям и учителям понять психологию ребенка, его внутренний мир, сформировать у каждого без исключения опекаемого потребность в самовоспитании, саморазвитии, исключить возможность появления в классе и в детском дворовом коллективе отвергнутых детей, добиться, чтобы каждый ребенок ощущал в классном и дворовом коллективах личное эмоциональное благополучие.

    Зная специфику каждой из опекаемых семей, социальному педагогу легче ориентироваться, с кем именно и какую он должен проводить работу. Для каждой из них он должен разработать индивидуальные методы воздействия на ребенка и его родителей. В г. Ставрополе социальными педагогами применяются различные педагогические формы и методы: доверительные беседы в школе, посещение ученика на дому, составление акта обследования материально-бытовых условий по его месту жительства, посильная материальная и иная помощь, установление связи школы с предприятием, где работают родители, устройство детей в специальные детские учреждения, лагеря отдыха и труда и т.д. На этих учащихся заводится специальный документ: “Журнал наблюдения за личностными особенностями, успеваемостью и общественной активностью ученика”. Социальные педагоги постепенно формируют у родителей потребность в доверии друг к другу, желание принять своевременные меры, чтобы не допустить правонарушений, улучшить свое отношение к ребенку, условия его жизни в семье.1   

    Условием действенности работы семейного социального педагога выступает умение овладение навыками общения. Установить необходимый контакт с членами семьи, добиться взаимопонимания социальный педагог может лишь тогда, когда коммуникативный процесс строится сознательно и целенаправленно, с учетом конкретных ситуаций и особенностей клиента. В число средств, вооружающих социального педагога этим умением, целесообразно включить серию коммуникативных игр, овладение методикой контактного взаимодействия, моделирование разного рода ситуаций общения, специальных случаев успешных и неудавшихся контактов с членами семьи. Подобные методы оказываются не только предпочтительными, но и позволяющими мысленно примериться к трудной ситуации, создавая тот психологический настрой, благодаря которому облегчается поведение педагогов в конкретной жизненной ситуации.

    Таким образом, социальный педагог обязательно должен быть мастером в какой-либо деятельности: уметь вести клуб, кружок, программу. Только увлеченный человек сможет увлечь за собой ребят, стать для них авторитетом, другом. Через ребенка социальному педагогу будет намного легче войти в семью, оказать свое влияние на родителей, родных и близких ребенка. Социальный педагог - ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи ребенку, педагогизации среды и, в конечном счете, для оздоровления общества.1 



1 Цеткин К. Женщина и ее экономическое положение // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М., 1986. С. 436-437

2 Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. - 1992. - №5-6. С. 47

1 Ковалев А.Г. Воспитание чувств // Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. - Минск, 1980. С. 115-168

1 Гурьянова М.П. Воспитательная направленность социальной работы // Педагогика. - 1997. - №6. С. 51-52

1 Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью // Воспитание школьников. - 1996. - №5. С. 25

2 Пастухова Л. Родители + дети + учителя // Воспитание школьников. - 1997. - №5. С. 10-16

1 Гуров В., Шинкаренко Н. “Открытая” школа и социально-педагогическая работа с детьми // Воспитание школьников. - 1994. - №2. - С. 6-9

1 Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьников. - 1994. - №2. С. 3

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!