Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Социальный педагог по работе с семьей специализируется на оказании разносторонней помощи семье. Клиентами семейного социального педагога могут являться 30-50 и более семей, проживающих в одном или близлежащих нескольких домах. Ныне это самый распространенный, наиболее востребованный вариант специалиста широкого профиля, представляющий собой базовый компонент в инфраструктуре кадрового обеспечения системы социальных служб. Семейный педагог - специалист высшей квалификации, большого жизненного опыта, авторитетный и уважаемый в том микрорайоне, где он работает, владеющий навыками непосредственной профессиональной деятельности, связанной с деликатным вхождением в семью и организацией разносторонней помощи семье в этически допустимых формах, на основании включения самой семьи в этот процесс.
Опираясь на практический опыт социальной работы, можно выделить следующие как наиболее общие (базовые) характеристики функций и роли социальных педагогов, так и специальные по отношению к семье:
§ способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между семьей, личностью с одной стороны и обществом, различными государственными и общественными структурами с другой;
§ выполнять своеобразную роль “третьего человека”, связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;
§ умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;
§ умение работать в условиях неформального общения, оставаясь за спиной, в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъективной позиции клиента;
§ способность соучаствовать, сопереживать членам семьи в решении социальных проблем;
§ уметь строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность;
§ изучать интересы и потребности детей и взрослых, их трудности, проблемы семьей с различным жизненным укладом;
§ диагностировать социально-психологические и педагогические ситуации в семье, микросоциуме;
§ помогать семье адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, сохраняя все положительное, что было ей свойственно в общечеловеческом плане;
§ вести профилактическую и коррекционную работу с семьей, ребенком;
§ оказывать психолого-педагогическую поддержку людям с лабильной нервной системой;
§ содействовать оздоровлению среды;
§ способствовать повышению психолого-педагогической культуры семьи;
§ защищать интересы ребенка, не только помогать ему в разрешении его проблем со здоровьем, в учении, во взаимоотношениях с родителями, учителями, одноклассниками, но и, узнав их, помогать растущему человеку защитить в нем самом человека, создать условия для развития его способностей;
§ устанавливать контакты с другими учреждениями для оказания более эффективной защиты ребенка, вплоть до изоляции ребенка из неблагоприятной среды.1
Семейный социальный педагог должен знать основные закономерности развития личности в разных семейных условиях, на всех возрастных этапах, специфику формирования отношений в семье; экологическую, демографическую, социально-педагогическую характеристику различных сфер микросреды; формы и методы социальной работы с семьей, различными группами и категориями населения; функции, права и обязанности государственных и общественных институтов по отношению к семье и личности; концепцию и программу современной социальной политики; основы трудового законодательства, семейного права; методику и технологию диагностики личности и ее микросреды; иметь навыки анализа и программирования семейной социальной работы, проведения социологических исследований по отношению к семье, уметь действовать в соответствии с кодексом этики социального педагога и социального работника.
Поистине безграничны требования к человеческим и профессиональным качествам семейного социального педагога.
Никакая система подготовки и повышения квалификации, лекции и психотренинги не в состоянии научить душевной чуткости или чувству юмора, педагогической интуиции или деликатности поступка. Но без этих качеств нельзя войти в неблагополучную семью, попытаться помочь в конфликте, организовать разновозрастное семейное объединение, повлиять на позицию взрослого человека в семье. Ему необходимы конкретные знания об особенностях возрастного развития детей и закономерностях коллективо-образования, о природе и характере народной педагогики и социально-психологических механизмах группового сплочения, умение вести научное исследование и организовать психологическую службу.1
Как известно, “социальный педагог” (в том числе и семейный социальный педагог) составляет некий совокупный абрис профессии “социальная работа” - понятие, трактуемое далеко не однозначно. Просматривается широкая палитра вариантов, подходов, характерных для той или иной страны, в определении сущности, функций, содержания, методов социальной работы. Сегодня, идя в развитии социальной работы за странами, которые уже прошли многолетний путь в этом направлении, Россия, разумеется, не может и не должна копировать их модели. В то же время мировой опыт - один из важнейших источников роста и развития этой работы в нашей стране. Дальнейшее плодотворное совершенствование социальной работы в России возможно лишь на путях конструктивного слияния отечественного опыта и мировой практики в целом, на путях внедрения инновационных идей, выведенных из достижений различных стран, на основе совершенствования методов и методики социальной работы с учетом местных условий и возможностей.
Важно знать, какие умения социального работника заложены в профессиональном стандарте специалиста. Выделено 12 таких умений. 1. Умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью. 2. Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивания ситуации. 3. Умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности. 4. Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы. 5. Умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия. 6. Умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз. 7. Умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных. 8. Умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей. 9. Умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы. 10. Умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами. 11. Умение обеспечивать межинституциональные связи. 12. Умение докладывать о социальных нуждах в финансовых фондах, органах общественности, в государственных институтах. Эти умения несомненно относятся и к семейному социальному педагогу. В его функциональном назначении на первое место выдвигается умение создавать и развивать отношения - между людьми, между человеком и его окружением, умение активизировать усилия подопечных по решению своих проблем, умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими группами.
Социальная работа как профессия, семейные социальные педагоги как специалисты этой профессии призваны, таким образом, служить социальной заботе о нравственности семьи, в целом народа, физическом и духовном здоровье нации, гармонизации отношений в обществе. По своему назначению, функциям подобная социальная работа как форма государственного и общественного воздействия на отдельного человека и группы людей призвана обеспечить денежный, материальный, социальный и культурный уровень жизни семьи и отдельных граждан, восстановить по мере возможности их способности к функционированию в обществе. Социальная работа как профессия направлена на человека в среде. Представляя собой личностную службу помощи людям, социальная работа направлена на снижение всей совокупности проблем в контексте личность и окружающая среда. Во главу угла ставится человек, и в центре внимания социальных работников - проблемы человека. Социальная работа наряду с помощью в общечеловеческих нуждах в периоды личностного и социального неблагополучия человека предполагает и защиту человека, его потребностей, интересов, человеческого достоинства, права на достойную жизнь. Семейные социальные педагоги должны помогать и способствовать всеми имеющимися в их распоряжении средствами благополучию и самовыражению человеческой личности; достижению социальной справедливости; развитию и правильному использованию научных знаний применительно к социальному поведению человека; развитию ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых, национальных и интернациональных потребностей и устремлений, защите всех прав человека. В функции профессии семейных социальных работников включают планирование семейной социальной политики и оказание услуг в отношении различных членов семьи, а также их оценка. Деятельность семейных социальных педагогов должна быть сосредоточена не только на стремлении защитить права членов семьи, но и на удовлетворении всех их потребностей, развитии личностных возможностей. Деятельность семейных социальных педагогов должна быть ориентирована не на борьбу со следствиями, а прежде всего на преодоление причин, порождающих проблемы. Социальные проблемы - отношения между людьми, между людьми и их окружением, ведущие к социальным действиям, нарушающим принятые ценности и нормы, становящимся причиной экономических и психоэмоциональных страданий.
Таким образом, семейный социальный педагог, оказывая социальную помощь, реализует при этом следующие функции:
§ воспитательную;
§ организаторскую;
§ прогностическую;
§ предупредительно-профилактическую и социально-терапевтическую;
§ организационно-коммуникативную;
§ охранно-защитную.
В своей практической деятельности семейные социальные педагоги выполняют различные социально-педагогические роли, причем способность выступать в различных ролях относится к числу умений, которыми должен обладать данный специалист.
Семейный социальный педагог выполняет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения.
Семейный социальный педагог выполняет роль адвоката, защитника интересов, законных прав человека, его семьи, различных возрастных категорий населения.
Семейный социальный педагог является участником совместной деятельности детей и взрослых и одновременно ведущим организатором деятельности.
Семейный социальный педагог выполняет роль терапевта и наставника семьи, детей, окружающих их людей.
Семейный социальный педагог выполняет роль конфликтолога, помогая предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих подопечных.
Семейный социальный педагог является своего рода аниматором и, побуждая человека к действию, способствует восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью и обществом.
Семейный социальный педагог выполняет роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства, социальной работы с конкретной семьей.1
Глава 2. Методы работы социального педагога с семьей
Специфика методов работы социальных педагогов по отношению к семье может быть охарактеризована следующим образом.
1. Они рассматривают личность в семейной среде, микросоциуме, совокупности взаимоотношений личности в различных сферах ее микросреды; рассматривают не отдельно взятую личность или какую-либо ситуацию, а мир человека в семье, во всех сферах его жизнедеятельности, общения, отношений, в целостной совокупности социальных взаимодействий.
2. Исходят из непрерывного характера социального развития личности, рассматривают все возрастные периоды в жизни человека (от рождения до смерти) и способствуют приведению в движение реальных механизмов развития активности, деятельности, социальных инициатив личности на каждом возрастном этапе с учетом особенностей переходных периодов и обеспечения преемственности.
3. Предусматривают решение воспитательно-образовательных задач на междисциплинарной основе с ориентацией на обоснованность каждого конкретного решения одновременно с позиций различных отраслей человеческого наукознания: психологии, медицины, права, педагогики и др.
4. Предлагают полноценное использование (задействование) воспитательно-образовательного потенциала, средств и возможностей не только образовательных учреждений, но и возможностей всех других социальных институтов, различных подсистем и структур, общества в целом с приоритетом семьи, семейного социума как главного условия реализации задатков и способностей человека, приобщения его к культуре, развития и социальной защиты личности.
5. Социально-педагогические воспитательно-образовательные методы направлены на активизацию усилий личности в решении собственных проблем, совокупное включение средовых и личностных механизмов, а также межинституциональных связей, на создание гуманных, воспитывающих отношений в социуме, условия для социальной защиты личности.
Очень важный метод заключается в утверждении атмосферы дружеских отношений в семье, при которой возникает радость от совместных дел и общения между родителями и детьми. Социальный педагог должен применять в своей работе метод убеждения. Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно продумать содержание и форму беседы и заранее проектировать свое поведение. Завоевав расположение, социальный педагог ищет тактичную форму сообщения о том, что вызывает сомнения или даже осуждение, дает совет либо предлагает вместе искать путь преодоления возникшей трудности. Если влияние социального педагога на семью организуется умело, создается возможность не только перестраивать в нужном направлении подход к членам семьи, но и положительно влиять на характер внутрисемейных отношений. Дельный, педагогически грамотный и доброжелательный отклик семейного социального педагога на запросы своих подопечных создает ситуацию постоянного, частого общения, приобретающего характер сотрудничества, содействия.1
Работа с семьями может вестись в несколько этапов:
§ На информационно-теоретическом (лекции, занятия, семинары с родителями) уровне;
§ тренинговом уровне;
§ консультативном уровне.
Есть семьи, где взрослые ведут аморальный образ жизни, где семейный уклад неблагополучный, противоречивый, а психолого-педагогическая культура родителей или низкого уровня, или отсутствует вовсе. Такие семьи требуют к себе более “жесткого” подхода, т.е. применения мер административного и юридического порядка. С ними ведется серьезная разъяснительная работа. При необходимости подключаются компетентные организации, которые могут оказать финансовые помощь или защитить права ребенка.
Работу с родителями необходимо начинать с тщательного изучения семьи, используя различные методы: наблюдение, посещение семей, систему характеристик, опросы родителей и детей, беседы, анкетирование, творческие работы детей. При этом важно соблюдать непременное условие: каждый из методов выполняет по отношению к другим компенсирующую и контролирующую функции. Этим, конечно, не исчерпывается арсенал приемов изучения семей школьников. Выбирать их следует, исходя из конкретных условий. Например, можно применить метод ретроспективного анализа биографий. Суть его в том, что учащиеся пишут сочинение на тему: “Моя мама”, “Я и моя семья в прошлом”, “Я”, “Моя родословная” и др.1 Этот метод предполагает доброжелательность и соблюдение педагогического такта. Обсуждать результаты таких сочинений, цитировать их в классе или на родительском собрании недопустимо.
Такая социально-педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивают оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка. Об этом говорит значительный накопленный опыт во многих регионах России.1
Условием действенности работы семейного социального педагога выступает умение овладение навыками общения. Установить необходимый контакт с членами семьи, добиться взаимопонимания социальный педагог может лишь тогда, когда коммуникативный процесс строится сознательно и целенаправленно, с учетом конкретных ситуаций и особенностей клиента. В число средств, вооружающих социального педагога этим умением, целесообразно включить серию коммуникативных игр, овладение методикой контактного взаимодействия, моделирование разного рода ситуаций общения, специальных случаев успешных и неудавшихся контактов с членами семьи. Подобные методы оказываются не только предпочтительными, но и позволяющими мысленно примериться к трудной ситуации, создавая тот психологический настрой, благодаря которому облегчается поведение педагогов в конкретной жизненной ситуации.
1 Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью // Воспитание школьников. - 1996. - №5. С. 25
1 Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. - 1992. - №5-6. С. 45-49
1 Бочарова В.Г. Указ. соч. С. 25-27
1 Гурьянова М.П. Воспитательная направленность социальной работы // Педагогика. - 1997. - №6. С. 51-52
1 Пастухова Л. Родители + дети + учителя // Воспитание школьников. - 1997. - №5. С. 10-16
1 Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. - 1994. - №1. С. 2-3
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!