Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Техника развития интеллекта»

/ Педагогика
Конспект, 

Оглавление

Идеал интеллектуально развитого человека - мощный стимул активизации умственного самовоспитания людей. Идеалом может послужить не только эмоционально привлекательный образ конкретного человека, но и обобщение интеллектуальных качеств нескольких людей. Жизненные наблюдения, знакомство с биографиями выдающихся мыслителей ученых, политических деятелей, писателей, педагогов способствуют формированию таких идеалов. Когда стремление к самовоспитанию ума появилось, полезно

бывает отработать ряд обобщенных приемов мыслительных действий: анализа, синтеза, сравнения, аргументации и т. д. Обобщенные приемы мыслительных действий представляют собой систему операций, выполняемых в определенной последовательности. Например, мыслительная деятельность человека в процессе доказательства, аргументации суждений осуществляется как система логических действий в следующем порядке: 1. Анализ аргументируемого положения и определение конкретного предмета доказательства: о каких явлениях, событиях идет речь; выделение основных признаков этих явлений, наличие или отсутствие которых надо аргументировать. 2. Установление последовательности обоснования суждения, определение, в какой зависимости друг от друга находятся выделенные признаки, какова их соподчиненность. 3. Подбор в установленной последовательности веских аргументов, подтверждающих наличие или отсутствие у изучаемых явлений ранее намеченных признаков. 4. Выводы из рассуждения, адекватные цели аргументации.

    Такое содержание и последовательность рассуждений соответствуют требованиям диалектической и формальной логики к аргументации - ряду умозаключений, доказывающих истинность или ложность тезиса. Различного рода отклонения от такой структуры рассуждений делают их недостаточно или неправильно обоснованными. На практике мысль не всегда бывает такой развернутой, отдельные операции могут автоматизироваться, как бы свертываться, но не исключаться. Овладевая приемом общей логической аргументации, человек получает возможность правильно, гибко строить свои рассуждения в зависимости от конкретных условий по типу прямого, косвенного, индуктивного и дедуктивного доказательства, опровержения. Его мышление становится более содержательным и гибким, т. е. поднимается на более высокую ступень. Овладение общими приемами умственных действий не только совершенствует аппарат мышления, но, приводя к правильным и глубоким выводам и аналогиям, активно влияет на содержание мысли и, таким образом, делает духовную жизнь человека интереснее и богаче. Умственное самовоспитание предполагает самостоятельное корректирование своей мыслительной деятельности, исправление ее недостатков. При этом усилия личности направлены как бы вглубь себя, на беспристрастный анализ и оценку самого процесса думанья.1

    Стремясь развить подобный процесс, можно потренироваться в проблемной постановке вопросов и заданий на доказательство. Такие вопросы и задания активизируют мыслительную деятельность человека, развивают у него стремление к обоснованию своих суждений. Как отмечает С.Л. Рубинштейн в своей работе “мышление возникает обычно из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение”.2 Решение любой проблемы представляет собой выдвижение предположения и доказательство его истинности или ложности. 

    Чтобы сделать работу по совершенствованию логической аргументации более зримой, “слышимой”, полезно обратить особое внимание на свою речь, с которой тесно связан процесс мышления. Стремление оттачивать свою речь, делать ее более четкой, ясной, убедительной и одновременно краткой - условие самовоспитания интеллекта. К сожалению,  у педагогов часто встречаются избитые фразы, длинноты и пустословие, которые не только не выражают мысли человека, не развивают его ум, а, напротив, порождают легкомыслие, поверхностность в суждениях, умственную лень.  Ясность мысли и ясность выражения обыкновенно встречаются вместе, и необходимо, прежде чем сформулировать предложение, продумать мысль, облечь ее в четкий строй слов. Для этого человеку нужно уметь распределять свое внимание, уметь слушать себя, оценивать сказанное, вносить коррективы

и одновременно думать, что сказать дальше, отсеивать лишние высказывания и т. д.1 Важно при этом помнить, что умственное самосовершенствование не отвлеченный изолированный процесс. Оно сопутствует учебной, общественно полезной деятельности студента. Учительская профессия создает благоприятные возможности для умственного напряжения, анализа ситуаций, поиска рациональных путей, выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения, четкости и последовательности, глубины и широты мышления. Именно напряженная работа мысли человека, рационально использованная в процессе профессиональной деятельности, - важный путь умственного самовоспитания.

    Другой путь расширения творческих возможностей и познавательных интересов человека - самообразование. Хотя занятие это исключительно увлекательное и поучительное, далеко не все люди посвящают ему даже малую долю свободного времени. Главная причина этого - низкая культура умственного труда, неумение заниматься самообразованием, целенаправленно и эффективно расширять свой кругозор, углублять знания. В этом плане полезно вспомнить высказывание о самообразовании академика С. Г. Струмилина. В книге “Проблемы экономики труда” он писал: “Умственные приобретения, как и всякие иные, сильно ветшают и амортизируются от времени. Наши научные знания и познания являются не менее важными средствами производства в области умственного труда, чем всякого рода механические приспособления в области труда мускульного. И те, и другие всегда нуждаются в текущем, а порой и в капитальном ремонте. Специалисты, не освежая и не обогащая своего умственного багажа изо дня в день, в смысле своей профессиональной годности будут отставать от требований текущего дня, выполняя свою работу рутинно, губить всякую ее общественную ценность и смысл”.1 Роль такого рода умственных приобретений особенно важна для учителя: В книге “Павлышская школа” В.А. Сухомлинский писал: “Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знаний, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей степени он не только преподаватель, но и воспитатель”.2

    Достаточно вспомнить, что сам В.А. Сухомлинский был исключительно эрудированным человеком. О нем говорили: “Не человек, а целое научное учреждение”. Им опубликовано 310 научных трудов, в том числе 32 книги. Он читал в подлиннике работы на немецком, английском, японском, польском и других языках. Следует отметить, что и педагогический талант А.С. Макаренко также во многом покоился на энциклопедических знаниях, ибо Антон Семенович был одним из самых образованных людей своего времени. Он изучил обширную литературу по философии, психологии, педагогике, экономике, архитектуре, живописи, анатомии, химии.

     Цели приобретения знаний могут быть самыми различными: получение информации о новинках, основательное изучение какого-то интересующего вопроса и т. д. От этих целей зависят качество и способ усвоения знаний. Например, это беглый просмотр содержания книги, статьи в целом. Здесь поможет техника быстрочтения, которую нетрудно освоить, прочитав соответствующую литературу. Такой способ не претендует на обязательно глубокое проникновение в существо вопроса. Если же человек поставил перед собой задачу основательно изучить интересующую область знаний, его усилия по самообразованию должны быть направлены на то, чтобы усвоить, во-первых, существо вопроса и, во-вторых, методы, способы рассуждения автора (доказательства, сравнения и т. д.). Что значит усвоить основное, существенное в изучаемом материале? В любом материале обычно бывает тот минимальный круг основных вопросов, не разобравшись в которых нельзя понять последующего. Многочисленные частные факты громоздятся вокруг этих вопросов, с разных сторон подтверждая, иллюстрируя их. Рассмотреть во всей массе материала именно основные явления, определить их содержание, то, как они влияют на отдельные факты, какой зависимости друг от друга находятся, - значит, проникнуть в существо изучаемого материала. Стоит предостеречь от стремления запоминать отдельные факты, это может привести к непрочной, быстро распадающейся в памяти сумме знаний, а не к системе их. И только выделение главных вопросов, понимание характера связи между ними, а также с ранее изученным материалом способно привести к системе знаний. Особо следует подчеркнуть, что среди многих важных вопросов самообразования центральное место должно занять педагогическое образование, стремление и умение регулярно следить за развитием педагогической науки, постоянно быть в курсе ее последних достижений. Важно вовремя обнаруживать пробелы в своих психолого-педагогических знаниях и восполнять их путем самообразования. Для этого важно самостоятельно ориентироваться в педагогической литературе, проводить библиографический поиск необходимых для самостоятельной работы литературных источников, анализ и обобщение научных данных по изучаемой теме, составлять библиографию к выполняемой работе, целенаправленно выделять, систематизировать и критически осмысливать ведущие положения и факты, которые содержатся в изучаемых педагогических работах. Постоянно упражняясь в понимании, самостоятельном усвоении материала, человек учится анализировать, обобщать, доказывать и т.д., а совершенствуя отдельные мыслительные операции, повышает культуру своей умственной деятельности в целом. Следует отметить, что учительская профессия предполагает постоянный духовный рост и повышение мастерства педагога. А это означает -систематическое самовоспитание.1



1 Алексеев М. Логика в работе учителя // Народное образование. – 1970. - № 6. С. 133-143

2 Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М., 1958. С. 14

1 Казарцева О. Культура речевого общения // Воспитание школьников. – 1997. - № 1. С. 10-13

1 Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. – М., 1957. С. 336

2 Сухомлинский В.А. Павлышская школа. – М., 1979. С. 52

1 Лебедев О. Самообразование молодого учителя // Народное образование. – 1988. - № 8. С. 136-146; Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. – М., 1986. С. 73-113

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!