Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Свободные экономические зоны: мировая практика»

/ Мировая экономика и международные экономические отношения
Конспект, 

Оглавление

Современный этап развития мировой экономики в целом и международной торговли в частности характеризуется усилени­ем процессов интеграции, либерализации и повышения степени открытости национальных экономик. Завершение «Уругвайско­го раунда» переговоров в рамках ГАТТ и создание ВТО дали до­полнительный импульс либерализации мирохозяйственных свя­зей и повышению эффективности международного разделения труда. 

В настоящее время многие страны обращаются к нетрадици­онным формам активизации своего участия в международном разделении труда. Прежде всего это относится к странам, реали­зующим экстравертивную модель развития национальной эко­номики, ориентированную на мировой рынок. Экспортная спе­циализация становится доминирующей в общей экономической стратегии не только большинства промышленно развитых стран, но и практически всех новых индустриальных государств, а также отдельных стран с переходной экономикой и развиваю­щихся государств. 

Одним из важных составных элементов стратегии экспорт­ной ориентации являются специальные экономические зоны, которые создаются для привлечения местного и ино­странного капитала, расширения экспорта, роста валютных до­ходов, получения доступа к новым технологиям, улучшения со­стояния платежного баланса и, в конечном счете, для развития национальной экономики и ее более эффективной (тесной) инте­грации в мировую экономику.

Специальные экономические зоны получили достаточно ши­рокое распространение в мировой хозяйственной практике. По нашим оценкам, в середине 90-х годов во всем мире функциони­ровало около 1200 различного рода СЭЗ, в том числе около 400 свободных торговых зон, 400 научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон и примерно 100 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические регионы, туристические центры и др.).

Совокупный объем экспорта товаров только из экспортно-производственных зон возрос с 17 млрд. долл. в 1990 г. до 25 млрд. долл. в 1995 г. Общее число занятых в экспортно-произ­водственных зонах увеличилось за этот период с 2 млн. до 3 млн. человек. В оффшорных центрах сосредоточена почти треть всех банковских депозитов развитых стран мира. По оценкам специа­листов, к 2000 году через все мировые специальные экономиче­ские зоны будет проходить от 10 до 20% мирового товарооборо­та. Приведенные данные наглядно свидетельствуют о значи­тельном росте вклада специальных экономических зон в мировой интеграционный процесс.1

Мировая история создания зон свободной торговли (ЗСТ), как одной из разновидностей специальных экономических зон, берет на­чало в 1547 г., когда в Италии в области Тоскана г. Ливорно был объявлен городом свободной торговли. Купцы добивались права вести в Ливорно свободную торговлю, не облагаемую на­логами. Позднее и другие страны последовали этому примеру. В XVII в. были учреждены зоны свободной торговли в итальян­ском г. Триесте, югославском г. Шибенике, в 1740 г. была со­здана ЗСТ Гибралтар, а в 1782 г. – зона транзитной торговли в Бангкоке.

Основной целью создания зон свободной торговли является стимулирование импорта товаров, развитие внутренней и тран­зитной торговли. Первые ЗСТ образовывались, как правило, в крупных портовых городах и имели статус порто-франко. Пор­то-франко – это портовый город с прилегающей обширной тер­риторией, выделенной из общей таможенной границы государ­ства. В пределах порто-франко товары не только выгружались, хранились, но и подвергались незначительной переработке, сор­тировке и упаковке без уплаты таможенных пошлин до тех пор, пока они не попадали внутрь страны.

В дальнейшем на смену порто-франко пришли вольные гава­ни, которые имели несколько более льготный внешнеторговый режим. В такие зоны разрешалось ввозить иностранные товары без уплаты пошлин и без соблюдения таможенных формальнос­тей, хранить их без ограничения срока, осуществлять торговые и кредитные операции и др.

Постепенно вольные гавани стали трансформироваться в спе­циальные беспошлинные таможенные зоны, которые можно от­нести к одной из простейших форм экономических зон, пред­ставляющих собой транзитные и консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки иностранных товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны в мировой практике называют бондовыми, или свободными таможенными территориями.

113В современных условиях зоны этого типа создаются вокруг международных транспортных узлов (аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные станции и др.) в целях активиза­ции внешнеэкономической деятельности.

В частности, в США создание ЗСТ было предусмотрено «За­коном о внешнеторговых зонах», принятым в 1934 г., целью ко­торого было поощрение торговли, повышение ее эффективности и сокращение торговых издержек. По Закону предусмотрено, что при каждом официальном порте прибытия может быть со­здана по крайней мере одна внешнеторговая свободная зона. По Закону товары, поступившие в зону, могут там храниться, сор­тироваться, переупаковываться, маркироваться, снабжаться то­варными знаками, перевозиться, импортироваться и реэкспор­тироваться.

В чистом виде ЗСТ просуществовали в США фактически до 50-х годов, когда была принята поправка к Закону, разрешаю­щая осуществлять в зонах переработку товаров и создавать про­мышленные предприятия. Через ЗСТ в 1978 г. прошло товаров на сумму, эквивалентную 0,5% внешнеторгового оборота США. В 1983 г. этот показатель возрос до 2,1%, а к 1995 г. увеличил­ся до 3%. В настоящее время льготными условиями ЗСТ в США активно пользуются более 3 тыс. компаний.

В настоящее время в США функционирует более 180 зон свободной торговли, при этом основной объем товарооборота (до 80%) приходится на 15 зон, крупнейшей из которых является зона в Сан-Франциско.

В странах Европы в середине 90-х годов насчитывалось око­ло 150 ЗСТ. В Европе зоны свободной торговли начали созда­ваться в конце прошлого века преимущественно вокруг морских портов. В частности, в Германии 6 крупнейших ЗСТ находятся в морских портах Бремен, Бремерхавен, Куксхавен, Эмден, Гам­бург и Киль. По объему торговых операций выделяется Гамбург.

В России к началу 1996 г. создано 12 специальных экономи­ческих зон, которые получили название свободных экономиче­ских зон.1 В настоящее время в России создан ряд свободных эконо­мических зон – «Санкт-Петербург», «Выборг», «Янтарь» (Кали­нинградская область), «Сахалин», «Даурия» (Читинская область), «Садко» (Новгород), «Технополис», (Зеленоград), «Мага­дан», «Находка» и др.

Схема создания свободных экономиче­ских зон (СЭЗ) одинаковая: поощрение оп­ределенных видов и направлений хозяйственной деятельности. Для свободных экономических зон устанавливается система льгот, позволяющая стимулировать хозяйственную деятель­ность. Принципы создания таких зон основываются на регио­нальной политике развитых стран, которые еще в начале 1980-х г. поставили задачу оживить мелкий и средний бизнес. Логика образования экспортно-производственных зон была предопре­делена и практикой развивающихся стран, когда с середины 1960-х г. возникла необходимость стимулирования промыш­ленного экспорта и занятости за счет притока иностранных ка­питалов. С точки зрения сравнительных преимуществ эта логи­ка достаточно проста: если страна не в состоянии по каким-либо причинам обеспечить широкое открытие экономики для иностранного предпринимательского капитала, то она может это сделать в рамках свободных экономических зон, где прави­тельство имеет возможность проводить иную промышленную политику и создавать специальный, более благоприятный инве­стиционный климат для зарубежных капиталов.

Обычно в мировой практике выбор административно-хозяйственного управления СЭЗ, зависит от ее типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны, развитости частного сектора и т.п. Однако общим и принципи­альным моментом является то, что СЭЗ, будучи локальной со­циально-экономической системой, должна находиться вне юрисдикции отраслевых министерств и центральных ведомств. Свободные экономические зоны наделяются определенны­ми льготами, среди которых следующие:

·       внешнеторговые льготы, предусматривающие введение особого таможенно-тарифного режима – снижение или отмену экспортно-импортных пошлин и введение поряд­ка осуществления внешнеторговых операций;

·       льготы, связанные с налоговым стимулированием от­дельных видов деятельности предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую систему (прибыль, доход, стоимость имущества и т.д.), амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, транспорт, т.е. они предусматривают временное или постоянное ос­вобождение от налогообложения;

·       финансовые льготы, которые включают различные фор­мы субсидий, предоставляемых в виде установления низ­ких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производ­ственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и государственных кредитов;

·       административные льготы, предоставляемые админист­рацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда и выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

В целом вся система предоставляемых льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преиму­ществ данной зоны, а не механизмом компенсации отсутст­вующих здесь факторов развития. Важно также принять во внимание, что при нынешних масштабах распространения сво­бодных экономических зон налоговые льготы – далеко не главный стимул для прироста в зоне иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные га­рантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей си­лы, упрощение административных процедур, а также возмож­ность получения на внутреннем рынке относительно дешевых предметов. Вместе с тем, все названные преимущества сраба­тывают лишь в сочетании с базовыми преференциями, предо­пределяющими типовую специфику данной зоны.



1 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М., 1998. С. 105-106

1 Андрианов В.Д. Указ. соч. С. 130

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!