Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Жизнь и развитие человечества на земле связана с потреблением какой-либо продукции, которая так или иначе производится людьми. В последних стадиях развития человечества имеет место широкое использование общественного процесса производства продукции. Процесс производства непрерывно трансформируется как в части замены устаревших форм, так и в части расширения и использования новых форм и способов производства.
Последнее направление совершенствования способов производства в зарубежной практике подводится под широкое понятие – «освоение новых технологий».
Инвестиционно-строительные процессы являются важнейшими элементами общественного производства. Без них немыслимо воспроизводство. Это не только замена выбывающих в процессе естественного износа средств труда, но и увеличение мощностей производства и в том числе на более высоком качественном уровне, обеспечение нормальной жизни населения.
Инвестирование и строительство могут и часто изучаются раздельно. Но, учитывая, что более чем на 60% инвестиционные ресурсы используются в строительной сфере, в данной курсовой работе эти два процесса рассматриваются в связке.
Термин «инвестиции» в России стал широко использоваться после перехода ее на путь рыночных реформ. Это более широкое понятие, чем ранее употребляемое в СССР понятие «капитальные вложения». Если привязывать их к капитальным вложениям, то можно утверждать, что инвестиции – это валовые капитальные вложения с добавлением к ним среднегодовых затрат оборотного капитала хозяйствующего субъекта, вложения в ценные бумаги, вложения, связанные с титулом собственника, которые обеспечивают при этом получение дохода.1
С позиций требований рынка в состав инвестиции следует включать:
q денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, паи и доли в уставных капиталах организаций, ценные бумаги, кредиты, займы и т.п.);
q остаточная стоимость имущества (зданий, сооружений, машин, оборудования, приборов, инструмента и т.п.);
q стоимость права использования земли;
q имущественные права, которые могут быть оценены денежным эквивалентом (лицензии, патенты, товарные знаки, сертификаты, свидетельства на модели средств труда и т.п.).
Законом РСФСР от 26.06.91 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» введено разделение инвестиций на:
· капиталообразующие инвестиции, обеспечивающие создание и воспроизводство основных средств, которые в практике обычно называются прямыми инвестициями;
· портфельные инвестиции, т.е. средства помещаемые в финансовые активы. С использованием правовых актов РФ (законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ) инвестиционно-строительную деятельность следует рассматривать с позиций делений ее на субъекты и объекты.
Субъектами инвестиционно-строительной деятельности являются:
q инвесторы (заказчики);
q исполнители (подрядчики);
q пользователи объектов инвестиционно-строительной или только инвестиционной деятельности;
q поставщики товарно-материальных ценностей, оборудования и проектной документации;
q юридические лица, осуществляющие финансовые, банковские, страховые и посреднические услуги и т.п.;
q имущие граждане страны;
q иностранные юридические и физические лица, международные организации.
В число объектов (сферы) инвестиционно-строительной деятельности включаются:
денежные вклады;
ценные бумаги;
имущественные права и права интеллектуальной собственности;
научно-техническая продукция и другие объекты собственности;
производство новых видов продукции без ввода в эксплуатацию новых средств труда;
комплексы строящихся и реконструируемых объектов;
строящиеся здания и сооружения;
имущественная часть вновь создаваемой организации, как нового юридического лица.
Инвестиционно-строительная деятельность осуществляется в определенной сфере, где и происходит использование инвестиций. В эту сферу включается:
– инновационная область деятельности, в которой реализуется научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал;
– сфера капитального строительства, в которой осуществляется вложение инвестиций в основные и оборотные фонды. Это самая обширная сфера, где объединяется работа заказчиков (как инвесторов), подрядчиков, организаций по производству проектно-сметной документации, поставщиков оборудования и других участников этой сферы деятельности;
– сфера обращения финансового капитала;
–сфера реализации имущественных прав субъектов инвестиционно-строительной деятельности.
Функции участников инвестиционно-строительной деятельности весьма обширны, но имеется также специфика по отдельным направлениям и способам деятельности. Инвесторы, например, могут выступать в роли заказчиков, вкладчиков, кредиторов, покупателей и т.п. Заказчик, в случае, если он не является инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на определенный период и на условиях, определяемых договором между участниками инвестиционного процесса. Пользователями объектов инвестиционно-строительной деятельности обычно выступают юридические или физические лица, государственные и муниципальные органы, международные организации.
При условии, если пользователь объекта инвестиционно-строительной деятельности не является инвестором, то его взаимоотношения с другими участниками деятельности регулируются договором (договорами).1
По существующему законодательству РФ инвесторы самостоятельно определяют объемы и направления инвестирования. Гражданским кодексом РФ (статья 209) и Законом РСФСР «Об инвестиционной деятельности», инвестору, как собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения объектами и другими результатами инвестиций. Он вправе совершать любые действия с объектом инвестиций, но которые не противоречат законам и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Объекты инвестиционно-строительной деятельности могут различаться по:
–масштабам освоения инвестиций: глобальные, крупномасштабные, региональные, локальные;
– направленности: коммерческая, социальная, международные интересы;
– характеру и содержанию инвестиционного цикла:
– характеру и степени участия страны и других стран;
– эффективности использования вложенных средств.
В рыночных условиях хозяйствования инвестиции рассматриваются как товар, который может быть представлен в следующих формах:
– материально-вещественной: физический капитал, ценные бумаги и обязательства, заклады;
–денежной и натуральной форме: основной и оборотный капитал, научно-техническая продукция, имущественные права;
– только в денежной форме: деньги, вклады, паи.
В странах с развитой рыночной экономикой осуществляется непрерывный перелив капитала из одних в другие сферы деятельности с использованием рынка инвестиционных товаров. Инвестиционные товары при этом разделяются на:
– элементы физического капитала в виде движимого и недвижимого имущества;
– элементы финансового капитала в виде финансовых активов.
Финансовые активы опосредуют движение стоимости физического капитала, что вызывает перелив капитала в более доходные области деятельности.
В РФ, хотя и в простейшей форме, но уже создан рынок инвестиционного товара. С его использованием уже осуществляется кругооборот капитала. Особая форма кругооборота инвестиций наблюдается в случаях, когда в сферу их освоения включается капитальное строительство.
В этих случаях могут быть две формы оборота средств исходя из роли инвестора как заказчика в процессе строительства:
– заказчик (инвестор) может самостоятельно хозяйственным способом возводить необходимые ему объекты;
–инвестор может выступать только в роли заказчика строительной продукции, а строительство объектов осуществляют подрядные организации. Эта форма деятельности в настоящее время регламентируется Гражданским кодексом РФ (часть II), в котором достаточно в определенной форме прописаны взаимоотношения участников инвестиционной деятельности на стадии строительства объектов.
В настоящее время все большее значение приобретают вложения в инновации, что связано с возрастанием роли научно-технического процесса во всех сферах деятельности. Прежде всего это связано с развитием конкуренции. Не менее важным направлением инвестирования являются вложения в финансовые активы. Инвестиционные товары в материально-вещественной форме стали замещать некоторые финансовые активы в виде акций, облигаций и других ценных бумаг.
Необходимо выделить следующие факторы, приводящие к снижению инвестиционно-строительной деятельности в России.
А. В экономической и финансовой сферах:
а) значительный налоговый пресс;
б) недостаточная развитость и отсутствие стабильности в функционировании кредитно-финансовой и банковской систем;
в) постоянный дефицит федерального и многих региональных и местных бюджетов;
г) наличие большого числа монопольных структур в стране, деятельность которых приводит к формированию высоких цен и особенно на энергетические ресурсы;
д) недоразвитость рыночной инфраструктуры;
е) недостаточно эффективные формы и конечные результаты приватизации;
ж) низкий уровень выполнения контрактных (договорных) обязательств участников инвестиционно-строительной деятельности;
з) чрезмерное ослабление государственного регулирования экономикой страны;
и) распыление и недостаточный контроль использования государственных инвестиций;
к) отсутствие надлежащей конкуренции и особенно из-за неразвитости тендерных торгов и конкурсов по многим сферам деятельности и в том числе на строительные услуги.
Б. В социально-политической сфере:
а) отсутствие надлежащей социально-политической стабильности;
6) отсутствие программы стратегического развития страны;
в) социально несправедливый передел государственной собственности, приведший к резкому расслоению населения страны по доходам и собственности;
г) низкий жизненный уровень населения страны, наличие сравнительно высокой безработицы;
д) наличие коррупции и криминализации общества в экономических сферах деятельности;
е) несовпадение в надлежащей мере демократических принципов в организации управления на всех уровнях.
В. В правовой сфере:
а) отсутствие надлежащего правового обеспечения на всех уровнях управления;
б) частая сменяемость отдельных законодательных актов, инструктивных и нормативно-методических документов;
в) низкий уровень исполнения законодательных актов;
г) отсутствие эффективного механизма контроля исполнения правовых актов. Г. В сфере информационных технологий:
а) недостаточное развитие информационной инфраструктуры;
б) слабая связь с международными информационными системами;
в) низкий уровень отечественных средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
г) слабая и недостаточная по объемам подготовка кадров, способных работать в сфере современной информатики.1
Рассмотрим более подробно негативные и позитивные сдвиги (явления), которые в настоящее время воздействуют на инвестиционно-строительную деятельности в России.
Негативные факторы (явления), которые получили распространение в последнее время в России и, которые отрицательно влияют на инвестиционную и строительную активность в настоящее время.
Остановимся только на некоторых из числа глобальных негативных факторов.
1. Политическая нестабильность как на уровне государственного регулирования, так и на уровне местных органов власти. Это подтверждается низким уровнем политической стабильности РФ, который периодически устанавливается различными международными организациями, значительным ежегодным ростом забастовок в России и т.п.
2. Спад производства, который наблюдался с 1990 г. Он породил ряд других негативных явлений в функционировании экономики. Это бартер и др. Спад промышленного производства достиг почти 50%, хотя в отдельных отраслях он составляет даже 70-80%.
3. Постоянно сокращаются инвестиции. При общем спаде инвестирования на 70%, государственные инвестиции сократились примерно в 5 раз. Только в 1996 г. инвестиции по сравнению с 1995 г. сократились на 18%. Значительное сокращение инвестиций наблюдалось и в 1997 г. (на 5% к уровню 1996 г.).
4. Не удается преодолеть в России инфляционные процессы. Хотя безусловно имеется некоторый прогресс. Если наибольший уровень инфляции был в 1992 г, который составил 1350%, то уже в 1996 г. всего 21,8%, а в 1997 г. – 11%.1
5. Несмотря на имеющийся прогресс в развитии кредитно-финансовой и банковской системах, он пока значительно отстает от требуемого уровня, который определяется рыночной экономикой.
6. По оценке специалистов всех уровней и направлений деятельности крайне несовершенна налоговая система в РФ. Безусловно, это отрицательно влияет на формирование инвестиционного потенциала и эффективность работы строительных организаций. Желание и попытки ее реформировать до настоящего времени не привели к положительным результатам. Налоговый кодекс, который последние два года не только разрабатывался, но даже как-то рассматривался в Государственной думе РФ, далек от совершенства, что указывает на очень большое количество замечаний по вариантам проектов налогового кодекса, поэтому постоянные сдвиги во времени его принятии.
7. Постоянное отставание разработки, принятия и реализации законодательных и нормативных актов. В ряде случаев их отсутствие существенно тормозит развитие более прогрессивных форм и методов управления на уровне конкретных организаций.
8. Особенно негативно оказывает влияние на инвестиционную и строительную активность дефицит государственного бюджета. Для его покрытия используются различные формы и главным образом за счет заимствования финансовых ресурсов как внутри страны, так и во внешних источниках. Постоянный рост внутреннего и внешнего долга весьма негативно сказывается на функционировании экономики страны и в том числе в инвестиционно-строительной сфере.
9. Зависимость эффективности функционирования экономики РФ от кризисных явлений в отдельных регионах мира. Это особенно проявилось в последнее время.
Позитивные сдвиги в экономике России также влияют на инвестирование, на уровень потребления строительных услуг, на повышение эффективности их работы. Рассмотрим наиболее значимые из них.
1. Создаются положительные предпосылки для увеличения инвестиций в реновацию и создание новых основных фондов, для расширения объемов строительно-монтажных работ и для повышения рентабельности и финансовой устойчивости участников инвестиционного процесса. Эта работа проводится по нескольким направлениям:
а) снижается учетная ставка Центрального банка РФ, что создает все лучшие условия для перевода средств кредитных организаций в инвестиционный сектор экономики. Такое снижение учетной ставки из-за финансового кризиса, разразившегося в ноябре 1997 г., несколько отодвинуло этот процесс снижения учетной ставки. Но есть все основания ожидать, что этот положительный сдвиг продолжится;
б) проведением определенной политики Центральным банком и Министерством финансов РФ постоянно понижалась доходность по государственным ценным бумагам, таким как ГКО, ОФЗ, ОГСЗ. Этот процесс несколько замедлился по условиям того же финансового кризиса. Тем не менее в последнее время уже наблюдается некоторая переориентация вложения средств финансовыми организациями в пользу вложения их в производственный сектор экономики;
в) обеспечивается укрепление и стабилизация курса рубля по отношению к иностранным валютам. Это позволяет более обоснованно прогнозировать и планировать участникам инвестиционно-строительной деятельности свою работу, снижает риск их деятельности. Центральный банк России смог обеспечить некоторый уровень национальной валюты даже в кризисный период, когда валюта ряда государств была значительно девальвирована.
2. Демонополизация деятельности производственных структур и создание предпосылок для развития малых предприятий. Признаны неоспоримые преимущества малых предприятий в сфере освоения инвестиций. В строительстве этот процесс близок к завершению. В настоящее время более двух третьих по числу зарегистрированных составляют малые строительные организации (до 100 работников в одной организации).
3. Центральный банк РФ создал и поддерживает на определенном уровне валютно-золотой резерв. До ноября 1997 г. он составлял около 25 млн. долл. По утверждению председателя правления ЦБ РФ он к началу 1998 г. снизился до 18 млн. дол., а к июню 1998 г. был около 14 млн. долл. Наличие этих валютно-золотых резервов позволяет все же поддерживать желаемый курс рубля, и, что особенно важно, обеспечивать надежность деятельности хозяйствующих субъектов, снижать их риски.
4. Создание цивилизованного рынка товаров и услуг. Это тендеры, торги, конкурсы, аукционы в инвестиционной, проектно-сметной, научно-исследовательской, подрядной, проектно-изыскательской и других сферах деятельности, которые наряду с другими мерами положили начало развитию такой необходимой конкуренции. Весьма важно, что в России уже сложился рынок инвестиций.
5. Создание и активизация специализированной рыночной инфраструктуры. Это банки, биржи, инвестиционные фонды, консалтинговые организации, страховые организации, рекламные агентства, сети коммуникаций и др. По оценке зарубежных специалистов новые формы рыночной инфраструктуры еще далеки от совершенства, но уже можно говорить, что необходимое начало уже положено.
6. Освоены и развиты информационные технологии. Имеется уже развитый рынок компьютерной техники, получили достаточное распространение программные продукты, созданы системы телекоммуникаций, электронной почты, спутниковой, радиорелейной, оптико-волоконной цифровой связи, обеспечен выход в зарубежные коммуникационные сети и их базы данных.
7. В результате реализации ряда программ в России подготавливаются специалисты, способные работать в новых условиях хозяйствования. Особенно это относится к подготовке кадров для работы в совершенно новых для России сферах деятельности (маркетинг, бизнес-планирование, организация торгов строительной продукции, внешнеэкономической деятельности и др.).1
Наряду с чисто рыночными саморегуляторами в виде спроса, предложения и наличия конкуренции для успешного развития экономики страны необходимо, чтобы действовали определенные государственные регуляторы. Это прежде всего формы и методы законодательного, исполнительного и контролирующего характера. Опыт развитых стран указывает, что только при сочетании государственного и чисто рыночного регулирования можно обеспечить желаемые уровни социально-экономического развития страны.
В основном инвестиционно-строительная деятельность в России со стороны государства регулируется двумя способами – это прямое воздействие на структуры государственного сектора и косвенное воздействие на структуры негосударственного сектора экономики. Но есть и отдельные формы воздействия на оба сектора одновременно, хотя их в большинстве своем следует отнести к способам косвенного воздействия. Это формы государственного регулирования экономики страны и, в том числе, инвестиционно-строительной деятельности, которые реализуются через институты бюджетно-финансовых и денежно-кредитных систем. Важнейшую роль при этом играет принятие и исполнение бюджета страны и бюджетов регионов,
Такие инструментарии, как регулирование кредитов, курса национальной валюты, варьирование денежной массы, сокращение или увеличение государственных расходов, таможенное регулирование и особенно налоговое регулирование имеют прямую связь с инвестиционно-строительной деятельностью в стране.
Эти инструментарии используются всеми органами высшего эшелона власти России: Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, Правительством РФ, Центральным банком РФ.
В зависимости от того, как решаются глобальные проблемы функционирования экономики страны, организуется и государственное регулирование инвестиционно-строительной деятельности. Учитывая, что большая доля инвестиций приходится на первичные и в большинстве своем на негосударственные организации, то можно утверждать, что косвенные государственные рычаги управления инвестиционно-строительной деятельностью являются преобладающими. Поэтому большое значение придается решению вопросов координации деятельности в этой сфере, на формирование соответствующей финансовой и технической политики. На федеральном уровне эту работу в основном выполнял Госстрой РФ, хотя так или иначе регулирующая роль принадлежит также Министерству экономики РФ, Министерству финансов РФ и некоторым другим министерствам и ведомствам.
17 марта 1997 г. Указом Президента РФ Министерство строительства РФ было преобразовано в Госстрой РФ. Функции нового Госстроя России были несколько расширены, что было закреплено в «Положении о Государственном комитете РФ по жилищной и строительной политике», которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.12.97 №1542.
В соответствии с Положением на Госстрой РФ был возложен весь комплекс обязанностей по осуществлению на коллегиальной основе межотраслевой координации по вопросам государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов.
И, наконец, Указом Президента РФ от 30.04.98 №483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» образовано Министерство РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Этому новому министерству переданы функции бывшего Госстроя РФ.
Службы Госстроя РФ по прежнему исполняли функции лицензирования в сфере своей координаторской деятельности, функции главного государственного эксперта, функции горноспасательной координации работ, весьма обширные и сравнительно новые маркетинговые функции. Госстрой РФ продолжал координировать и осуществлять методическое руководство проектно-изыскательскими работами. Службы архитектуры и градостроительства по прежнему выполняют свои функции как на федеральном, так и на региональном уровне, которые входят в единую систему исполнительной власти.
Но появились и новые функции. С 1997 г. на новом уровне в рамках Госстроя РФ проводится работа по реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Для осуществления мер, предусмотренных программой в рамках Госстроя РФ, было создано Управление по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Оно призвано координировать работы по разработке нормативно-методических документов, федеральных стандартов, правовой основы. На Госстрой РФ была возложена работа с недвижимостью. До последнего времени работа с недвижимостью в России оставалась бесконтрольной.
Постановлением Правительств РФ определен перечень работ по учету жилья, регистрации недвижимости и прав на нее. Госстрою РФ совместно с Госкомземом и Мингосимуществом была поставлена задача обеспечить выполнение указанных работ. Эта работа должна сочетаться с принятием Строительного и Земельного кадастров. По оперативным данным налоговыми органами субъектов РФ учтено 46,2 тыс. граждан, имеющих в собственности 42 тыс. строений, помещений и сооружений. По мнению специалистов эти цифры явно занижены. По данным той же налоговой службы примерно 500 тыс. кв. м общей площади зданий и сооружений построены, но не введены в эксплуатацию.1
В новых условиях хозяйствования необходим цивилизованный рынок недвижимости. Но для его создания необходимо не только учесть все или большинство объектов недвижимости, но и оценить их, а также сформировать соответствующую налогооблагаемую базу.
Из-за отсутствия такого учета и оценки объектов недвижимости бюджет местных органов управления многое теряет. Так, по данным Госналогслужбы РФ доля налогов на имущество физических лиц, которые полностью поступают в местные бюджеты, составляет всего около одного процента от общих поступлений в местные бюджеты.2
Госстрой России и Госналогслужба заключили соглашение, в основе которого лежит решение проблем по обеспечению методического руководства и координации деятельности по техническому учету объектов недвижимости организаций технической инвентаризации, подготовку правовой и нормативной базы, создание единой системы информации. Предполагалось, что большую часть решения этих проблем возьмет на себя Госстрой России.
Функции непосредственного исполнения задач учета и оценки объектов недвижимости взяла на себя система бюро технической инвентаризации. Госстрой РФ начал проводить работы по обязательной сертификации всего, что появляется новое на рынке строительных материалов в России. Госстрой создал для проведения этой работы Федеральный центр сертификации и сеть территориальных центров. Это позволяет сократить использование недоброкачественных материалов, конструкций и деталей в строительстве.
По прежнему в поле зрения Госстроя РФ оставались вопросы ресурсо- и энергосбережения. В этой сфере деятельности очень многое надо сделать, так как в России расходуется в 3-4 раза больше энергоресурсов, чем в развитых странах. Хотя эту задачу необходимо решать не только строителям, но их доля, пожалуй, самая весомая.
Управление строительством в России рассматривается уже не как иерархическая структура взаимоподчиняющихся организаций отрасли строительства, включающая строительные министерства, промежуточные структуры управления и низовые проектные, научно-исследовательские, производственные и строительно-монтажные организации, а как система управления инвестиционно-строительной деятельности при регулирующей роли этой деятельности со стороны государственных органов управления. Предпочтение при этом отдается разработке и реализации государственных программ и отдельных инвестиционно-строительных проектов.
Такие программы разрабатываются и реализуются на федеральном, отраслевом и региональном уровнях. Во всех программах и проектах в определенной степени предусматривается какая-то инвестиционно-строительная деятельность. Но есть программы и проекты, в которых в основном присутствует строительная деятельность. Рассмотрим только одну такую программу, которую предстоит реализовывать.
Таковой, например, является федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты». Она утверждена постановление Правительства РФ от 28 января 1998 г. №71. Этой программе Указом Президента РФ от 28 января 1998 г. №102 придан статус президентской Программы. Ее целью является ускорение сроков обеспечения жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы в ходе проведения военной реформы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Уволенных в запас военнослужащих, нуждающихся в жилье, в стране на начало 1998 г. было 160 тыс. и к ним следует добавить 50 тыс. тех, кто уходит из Вооруженных Сил в связи с проводимой военной реформой.
Проекты строительства представляются заказчиком в государственный экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением государственной экологической экспертизы. При экспертизе проектов строительства проверяется:
соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта;
наличие необходимых согласовании проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора;
хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, конкурентоспособность его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличие природных и иных ресурсов;
выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и других факторов;
обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности) объекта;
достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;
обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и сооружений и соблюдение норм и правил взрывопожарной и пожарной безопасности;
соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям;
достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
обоснованность и надежность строительных решений;
оптимальность решений по генеральному плану их взаимоувязка с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плотности застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;
обоснованность принятых объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений, исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим;
эффективность использования площадей и объемов зданий;
обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;
и другие проверки по мере необходимости.
Экспертный орган после завершения работ по экспертизе подготавливает сводное заключение по проекту в целом. Срок проведения экспертизы не должен превышать 45 дней, за исключением особых случаев.
Становление и функционирование рыночной экономики осуществляется с соблюдением определенных принципов. Выявление и оценка степени их реализации позволяет как-то определиться и с уровнем развития рыночных отношений в стране, которая стала на этот путь.
Рассмотрим наиболее значимые принципы рыночной экономики и формы их учета в инвестиционно-строительной сфере.
1. Принцип рыночных форм ценообразования. Ценообразование при рыночном регулировании хозяйства в стране осуществляется в двух формах. Это свободные цены на большую часть товаров, работ и услуг, т.е. цена определяется на рынке и при наличии в обязательном порядке конкуренции. Эта форма формирования цен обеспечивается рядом мер со стороны государства и главным образом антимонопольным законодательством и деятельностью соответствующих структур.
2. Либерализация предпринимательской деятельности. Реализация этого принципа позволяет любому физическому и юридическому лицу заниматься любым видом деятельности, за исключением отдельных видов деятельности, которые запрещены законом. В России это закреплено Гражданским Кодексом. Так, в пункте 1 статьи 49 определено: «Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязательства, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом».1
А в отношении физических лиц в пункте 3 статьи 23 сказано: 'К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регламентируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями...»2 Кодексом определено также, что «отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».
В строительных организациях этот принцип к настоящему времени реализован почти полностью: ограничения имеют место только при проведении некоторых специальных строительно-монтажных работ. Однако перечень таких работ постоянно сокращается.
3. Наличие различных форм собственности с преобладанием частной. Требования этого принципа в инвестиционно-строительной сфере уже в значительной части реализованы. Необходимое реформирование структур управления завершается. Так, почти все строительные организации в РФ имеют частную и смешанную формы собственности. Это было обеспечено проводимыми мерами по приватизации. Недостатки в работе строительных организаций в основном связаны не с тем, что недоработаны вопросы реформирования системы их управления, а большей частью с общим кризисом экономики страны, который снизил инвестиционно-строительную активность в целом.
4. Демонополизация и концентрация производства. По существу это два разных и даже противоположных принципа, но их все же целесообразно рассматривать параллельно. В настоящее время в развитых странах наряду с реализацией антимонопольной политики осуществляются меры по концентрации производства. Создаются крупные высокоуровневые и корпоративные структуры. Они в основном берут на себя функции разработки и внедрения новых технологий. Идет концентрация не только чисто производственных хозяйств, но также финансовых организаций (банков и других финансовых компаний), организаций сферы торговли, коммуникаций и т.п. Процессы слияния торгово-промышленного и финансового капитала вышли за рамки отдельных государств. Созданные транснациональные компании (корпорации) в настоящее время уже контролируют большую часть производства и распределения продукции на планете. Однако это не означает, что антимонопольная деятельность не проводится. Она проводится при этом даже в более жесткой форме. Создаются условия для развития широкой конкуренции путем регулирования со стороны государства деятельности монопольных структур.
В России также осуществляется политика по реализации принципов демонополизации и концентрации производства и распределения товаров (работ, услуг). Последнее время большое внимание стали уделять вопросам слияния промышленно-торгового и финансового капиталов. Это проводится путем создания финансово-промышленных групп. Россия пока не интегрировала в мировую экономику, но этот вопрос стоит на повестке дня. Уже сегодня проводятся мероприятия по вступлению России во Всемирную торговую организацию и вхождению отдельных российских юридических лиц в транснациональные компании.
5. Открытость внутреннего и внешнего рынка. Практически по всем видам деятельности страны с развитой рыночной формой хозяйствования в той или иной форме открывают свои границы для ввоза продукции из других стран и вывоза своей продукции. И такое разделение труда все время прогрессирует. Россия за годы развития рыночных отношений также открыла свои границы. Либерализация внешнеэкономической деятельности в России в настоящее время позволяет каждой организации (за редким исключением) самостоятельно выходить на внешний рынок или приглашать партнеров из других стран для совместной деятельности внутри своего государства. Зарубежные производители также получили право реализовывать свои товары или выполнять отдельные работы (услуги) в регионах России. Либерализация внешнеэкономической деятельности многое дала для России.
Наряду с положительными проявлениями в результате открытия внутреннего рынка появились и негативные явления. Это наличие конкурентов для российских организаций. По ряду критериев российские организации уступают своим иностранным конкурентам. Но есть и положительные примеры в части получения заказов на выполнение строительных работ российскими организациями и получение дополнительных средств. Так как рассмотренные процессы будут в дальнейшем расширяться и углубляться, то перед российскими организациями будет стоять проблема их адаптации на новом рынке как внутри своей страны, так и за рубежом. Предстоит многое сделать для использования новых прогрессивных технологий, получения опыта участия в международных торгах и т.п.
6. Договорные формы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Хотя командно-распорядительные методы управления производством в России ушли в прошлое, однако и новые рыночные формы взаимоотношений еще полностью не реализованы.
7. Исключительное право собственника по регулированию деятельности хозяйствующих субъектов. В данном случае в понятие «регулирование» входят случаи, когда собственник или непосредственно управляет деятельностью организации, или через своего посредника косвенно реализует свои желания с целью наиболее эффективно использовать свой капитал, который он вложил в организацию. Из всех юридических лиц, регистрируемых и функционирующих в РФ право собственника как учредителя или участника на регулирование их деятельности ограниченно: общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Выше были рассмотрены только семь на наш взгляд наиболее значимых принципов рыночной экономики, которые оказывают наибольшее влияние на построение системы управления в организации инвестиционно-строительной сферы. Но надо иметь ввиду, что имеются и другие рыночные принципы и требуемые условия, которые должны также учитываться. Без подробного их рассмотрения можно выделить следующие: создание и налаживание стабильного функционирования денежно-кредитной системы в стране; наличие рыночной инфраструктуры, включающей финансовые организации, биржи, страховые компании, разветвленная и надежно работающая сеть коммуникаций, аудиторские и консалтинговые организации и т.п.; наличие определенной сети по подготовке и переподготовке кадров, способных работать в новых условиях рыночных взаимоотношений; разработка и обеспечение строительных организаций требуемыми нормативно-методическими материалами; устойчивость курса национальной валюты; наличие рациональной (приемлемой) налоговой системы и др. Кроме перечисленных особо необходимо выделить такое важное условие, как наличие требуемого правового обеспечения. К сожалению постоянно ощущается недостаток тех или иных законодательных актов.
1 Финансы: Учебник для вузов // Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М., 2000. С. 465
1 Гумба Х.М. Экономика строительных организаций. М., 1998. С. 23-26
1 Рекитар Я.А. Проблемы повышения инвестиционной активности в экономике России // Экономика строительства. 1997. №8
1 Абрамов С.И. Организация инвестиционно-строительной деятельности. М., 1999. С. 9
1 Повышение инвестиционной активности в экономике России и развитие строительного комплекса. М., 1999. С. 211-215
1 Абрамов С.И. Указ. соч. С. 25
2 Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник. М., 2000. С. 14
1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301
2 Там же
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!