Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Сущность и основные виды мировых товарных цен»

/ Мировая экономика и международные экономические отношения
Конспект, 

Оглавление

 

Развитие внешней торговли во многом определяется уровнем цен на мировом рынке. Мировая цена товара, поступающего во внешнетор­говый оборот, отражает его интернациональную стоимость, изменения соотношений спроса и предложения благ и услуг, а также степень влияния конкуренции и монополии на всемирном рынке. Вот как это происходит. Торговые партнеры существенно отличаются по среднему уровню производительности живого и овеществленного труда. Однако в условиях свободной конкуренции интернациональная стоимость ус­танавливается по затратам стран, в которых производится преобла­дающая масса поступающих на рынок товаров.

         Экономически менее развитые страны, изготавливающие продукты с большими издержками производства, при продаже своих изделий по мировым ценам теряют часть национальных затрат труда. Но они по­лучают выигрыш от внешней торговли, покупая нужные им блага на мировом рынке по ценам, более низким, чем национальные издержки. В то же время подрывается выпуск традиционных продуктов в менее развитом государстве, поскольку такие изделия оказываются неконку­рентоспособными по сравнению с импортными вещами.

         Для современного всемирного рынка типичен неэквивалентный обмен, так как здесь монополизация развита в большей степени, чем во внутренней торговле. Через каналы частных монополий, контролиру­ющих мировой рынок, реализуется от 70 до 90% всех продуктов, экспортируемых развивающимися государствами. Монополии добивают­ся отклонения цен от естественных уровней, определяемых состояни­ем всемирного рынка. Они искусственно создают нехватку одних ве­щей или ограничивают спрос на другие, затоваривают рынок, чтобы сбить цены, или придерживают продукты, чтобы повысить цену.  В итоге международные фирмы устанавливают выгодные им высокие цены на реализуемые ими продукты и относительно низкие – на заку­паемые.

         Деятельность монополий порождает множественность цен на ми­ровом рынке. На один и тот же товар может существовать разная цена в зависимости от того, кто его покупает, от места продажи, валюты, в которой производятся платежи, и ряда других обстоятельств. В этих условиях наиболее представительными ценами, которые могут рас­сматриваться как мировые, являются цены, характерные для крупных регулярных операций, совершаемых в важнейших центрах мировой торговли.

          Международные монополии проводят неэквивалентный обмен с помощью «ножниц цен». Так, в 50–60-е годы более высокими темпами росли цены на готовые изделия, выпускаемые западными странами. В то же время падали цены на сырьевые товары. В середине 70-х годов развивающиеся страны резко повысили цены на нефть и нефтепродук­ты: в 1981 г. они были в 16 раз выше, чем в 1972 г. Однако постепенно цены на готовые изделия также увеличивались и подтягивались к новому уровню цен на топливно-сырьевые ресурсы. В странах Запада под влиянием более экономного использования сырья м энергоносите­лей, внедрения ресурсосберегающих технологий во второй половине 80-х годов цены на топливо и сырье резко упали. В 1988 г. цены на нефть снизились более чем вдвое по сравнению с уровнем 1981 г.

          Поскольку национальное хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, которые затрагивают экономические интересы разных слоев населения, государство в законодательном по­рядке устанавливает определенные правила и условия внешней торгов­ли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторго­вой политики: протекционизм и свобода торговли.

         Протекционизм – система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных про­дуктов, количественно регламентируется импорт, используются дис­криминационные качественные стандарты и другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местным производст­вом. Политика протекционизма защищает национальную промышлен­ность и сельское хозяйство, поощряет развитие отечественного произ­водства, способного заменить импортные товары.

          Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техни­ческому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкурен­ции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран – торговых партнеров отрицательно сказываются на возможностях экспорта и могут нанести национально­му хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

         Свобода торговли – внешнеторговая политика, при которой тамо­женные органы выполняют только регистрационные функции. Они не взимают импортных и экспортных пошлин, не устанавливают каких-либо количественных или иных ограничений на внешнеторговый обо­рот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью на­ционального хозяйства, которая позволяет местным предпринимате­лям не только выдерживать иностранную конкуренцию, но и прорывать протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих то­варов на всемирный рынок.

         В большинстве случаев правительства проводят гибкую внешнетор­говую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

         Часто государства идут на торговые соглашения о принципе наиболь­шего благоприятствования. Каждая из договаривающихся сторон обя­зуется предоставлять своему партнеру такие же права и льготы, которые оно уже дало другим партнерам. Поэтому отказ предоставить принцип наибольшего благоприятствования какой-либо стране фактически оз­начает, что против нее применяются экономические ограничения.

         Сильные в экономическом отношении государства нередко прово­дят наступательную торговую политику. Они применяют протекцио­низм как средство наводнить рынки других стран своими изделиями, взламывают их таможенные барьеры. Завышенные таможенные пош­лины позволяют им поддерживать у себя такой высокий уровень цен, который компенсирует бизнесменам потери от уплаты пошлин в стра­нах, подвергающихся торговой агрессии. Кроме того, проводится товар­ный демпинг, ослабляющий позиции конкурентов на всемирном рынке. Товарный демпинг – вывоз продукции за границу по ценам, значитель­но более низким, чем цены внутри данной страны или на мировом рынке, в интересах устранения конкурентов и захвата внешних рынков.

          Иногда агрессивная торговая политика используется для вмеша­тельства во внутренние дела других государств и как орудие давления, преследующее политические и военно-стратегические цели. При этом используются различные меры торговой дискриминации, односторонних запретов, ограничительных условий в области как импорта, так и экспорта, транспортных перевозок, внешнеторгового кредита.

          При этом мировой рынок характеризуется множественностью цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов.

          Множественность цен – наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе. Например, цены по клиринговым соглашениям, цены по программам в рамках государственной помощи и т.д. Та­ким образом, мировые цены являются одним из подвидов из этого множества.

          Мировые цены – это цены, по которым проводятся круп­ные экспортно-импортные операции, достаточно полно ха­рактеризующие состояние МТ конкретным товаром. Мировые цены характеризуются следующими признаками, отличающими их от внутренних цен:

а) регулярность, т.е. внутренние цены сделок носят слу­чайный, эпизодический характер, что не характерно для мировых цен;

б) раздельность коммерческого характера, т.е. исключают­ся товарообменные операции, поставки товаров в рам­ках государственной помощи и т.п., так как эти сдел­ки предусматривают особые взаимоотношения между партнерами. Цены в этих условиях могут существенно отклоняться в ту или иную сторону от уровня цен раз­дельных сделок;

в) открытость торгово-политического режима, т.е. в каче­стве мировых цен не могут служить цены в рамках замк­нутых экономических группировок, т.к. эти цены за счет субсидирования национальных производителей со сторо­ны государства могут быть выше цен других крупных поставщиков данной продукции на мировой рынок;

г) свободная конвертируемость валюты платежа.

В международной торговле применяются два вида цен:

1) расчетные – индивидуально определяются фирмами-эк­спортерами на конкретные виды промышленных това­ров;

2) публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специ­альных и фирменных источниках информации. К ним относятся:

q       справочные цены – это цены товаров во внутренней оптовой и внешней торговле ПРС. Наиболее широко при­меняются в МТ и представляют собой так называемые базисные иены, т.е. цены-товара определенного количе­ства и качества в том или ином заранее установленном географическом пункте. Базисные цены устанавливаются в соответствии с базисными условиями поставок, опре­деляющими, включаются ли расходы по доставке в цену товара или нет. Базисные условия поставок изложены в «Международных правилах толкования торговых терми­нов» (Инкотермс-90), разработанных Международной тор­говой палатой;

q       биржевые котировки; отражают реальные цены сделок на бирже;

q       цены аукционов;

q       цены торгов;

q       цены фактических сделок;

q       цены предложения крупных фирм.

Учитывая, что в современном мировом хозяйстве ТНК являются основными субъектами и контролируют 2/3 меж­дународной торговли, внутрифирменная торговля ТНК (40% МТ) осуществляется не по обычным мировым ценам, а по особой категории мировых цен – трансфертным ценам, которые обычно на 30% ниже мировых. Трансфертные цены являются коммерческой тайной, имеют в большей степени, искусственный характер и образуются не под действием спроса и предложения, а исходя из внутрифирменной по­литики.1

Мировые цены меняются под воздействием рыночной конъюнктуры. В то же время изменение стоимостных про­порций товарообмена оказывает значительное влияние на развитие международной торговли, ее товарную структуру и результаты. Характерной чертой структуры мировых цен является разнонаправленное движение цен на промышлен­ные товары, с одной стороны, и на сырье, топливо и продовольственные товары, – с другой. В то же время способы определения мировых цен на различную продук­цию также различны:

1) цены сырьевых товаров определяются как экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и им­портные цены в важнейших центрах импорта этого то­вара. Например, на пшеницу мировыми являются экс­портные цены Канады; нефть – экспортные цены стран членов ОПЕК (Организация стран-нефтеэкспортеров); на пушнину – цены Лондонского и Санкт-Петербург­ского аукционов и т.д.;

2) цены продукции обрабатывающей промышленности оп­ределяются как экспортные цены крупных компаний-производителей и экспортеров этой продукции. В целом и те и другие цены в мировом хозяйстве имеют тенденцию к росту, но это происходит не постоянно и на разные группы товаров цены растут по-разному. Резкие ко­лебания цен характерны для рынка продовольствия (напри­мер, из-за погодного фактора). А на рынках сырья и гото­вой продукции не было серьезных скачков цен с 70-х гг.

Однако с 1990 г. стала заметна тенденция снижения цен на минеральное сырье, включая нефть, руды, алюминий, черные металлы, золото. На продовольственные товары ко­лебания цен различны: на продовольствие, производимое ПРС – пшеницу, кукурузу, шерсть, – цены выросли в 1,5 раза, а на продовольствие, производимое в PC (за ис­ключением кофе), цены падали. В период 1990–1996 гг. только цены на пшеницу имели тенденцию к значитель­ному росту (на 52,8%). Причина этого – снижение миро­вых запасов зерна, объясняющееся сокращением посевов (в Западной Европе), уменьшением субсидий и неблаго­приятными погодными условиями (в США), снижением урожаев (в Центральной и Восточной Европе), а также увеличением потребления зерна в странах Восточной Азии. Цены на промышленные товары имеют незначительные колебания в обе стороны и нередко растут даже в периоды циклических спадов производства. Вместе с тем ослабление инфляции в ПРС в 90-е годы привело к некоторому сни­жению цен на промышленные товары.

 

 
 


В целом тенденции динамики цен на промышленные и сырьевые товары в МТ в 90-е годы отражают данные сле­дующей таблицы.

                                                                          Таблица 1.

 

Выявление тенденций динамики мировых цен сырьевых товаров производится Статистическим бюро ООН, кото­рое рассчитывает индексы мировых цен сырьевых товаров. Эти индексы по широте информации, по регулярности и оперативности отличаются от индексов мировых цен про­дукции обрабатывающей промышленности. Так, Статисти­ческое бюро ООН публикует индексы мировых цен про­дукции обрабатывающей промышленности по трем основным группам промышленных товаров – машины и оборудова­ние, химические товары, прочая продукция обрабатываю­щей промышленности. Индексы же мировых цен сырьевых товаров более дифференцированы (см. табл. 1).

Такое внимание определению мировых цен на сырье­вые товары объясняется базисным характером данной сфе­ры, предопределяющим многие процессы, происходящие в сфере внутреннего и мирового ценообразования промыш­ленных товаров и различных услуг.


1Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону, 2000. С. 231-232

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!