Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Глава 1. Основное содержание международной экономической интеграции
На микроуровне процесс международной экономической интеграции идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.
Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной политики. В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.
Классики экономической теории (Смит, Рикардо, Милль) были сторонниками свободной торговли (фритредерства). В их подходе к внешней торговле лежал классический принцип выгоды страны от специализации производства и обмена товарами на базе международного разделения труда. Этот подход и лежит в основе теории международной экономической интеграции, хотя в ней и существуют разные направления.
Эти направления отличаются прежде всего разными оценками интеграционного механизма. Так, сторонники раннего неолиберализма (В. Репке, М. Аллэ) представляли полную интеграцию как единое рыночное пространство в масштабе нескольких стран, где действуют стихийные рыночные силы независимо от политики государств и национальных и международных законодательных актов. Представители позднего неолиберализма (Б. Баласса) большое внимание уделяли эволюции интеграции, базирующейся на развитии экономических и политических процессов в разных странах.
Сторонники корпорационализма (С. Рольф, У. Ростоу) считали, что интегрирование международной экономики способны обеспечить не рыночный механизм и государственное регулирование, а международные корпорации, функционирование которых способствует рациональному и сбалансированному развитию мирохозяйственных связей.
Представителями структурализма (Г. Мюрдаль) экономическая интеграция рассматривалась как процесс структурных преобразований в экономике стран с центрами развития интеграции — крупными фирмами и целыми отраслями промышленности. Результатом этих преобразований, по их мнению, становится качественно новое интегрированное пространство с более совершенным хозяйственным механизмом.
Неокейнсианцы (Р. Купер) считали, что для использования многообразных выгод широкого международного экономического взаимодействия с сохранением в то же время максимальной для каждой страны степени свободы необходимо согласование внутренней и внешней политики интегрирующихся сторон с целью достижения оптимального сочетания двух возможных вариантов развития экономической интеграции: а) объединение государств с последующей утратой ими суверенитета и взаимным согласованием экономической политики; б) интеграция с максимальным сохранением национальной автономии.
Теоретики дирижизма (Я. Тинберген, Р. Санвальд, И. Штолер), отрицая решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма, полагали, что функционирование международных интегрированных структур возможно на основе разработки их участниками общей экономической политики и согласованного социального законодательства с целью создания оптимальной структуры международного хозяйства, устраняющей искусственные преграды и сознательно вводящей желательные элементы координации и унификации.
Существенный вклад в теорию международной экономической интеграции внесли российские ученые — М.М. Максимова, Н.П. Шмелев, Ю.В. Шишков и др. В частности, М.М. Максимова отмечала, что появление интеграционных комплексов представляет собой более высокую ступень (новый качественный уровень) интернационализации производства и хозяйственной жизни. Н.П. Шмелев утверждает, что необходимым условием реальной международной интеграции выступает определенный достаточно высокий уровень экономического развития и политических отношений интегрирующихся государств. В свою очередь Ю.В. Шишков приходит к выводу, что интеграция доказала свою прочность и жизнеспособность на основе рыночных механизмов. По его мнению, первым этапом международной экономической интеграции становятся прямые хозяйственные связи на уровне первичных субъектов экономики, т.е. фирм. Затем в процессе развития происходит взаимоприспособление национальных правовых, фискальных и прочих систем вплоть до определенного сращивания управленческих структур.
Осмысливая многообразие концепций экономической сущности международной интеграции, следует иметь в виду, что важным импульсом к практическому ее осуществлению с середины ХХ в. было стремление к укреплению связей на уровне компаний государств Западной Европы, оформленное в дальнейшем соглашениями, направленными на объединение западноевропейских государств в противовес обострившемуся в то время противостоянию двух мировых держав — СССР и США.
Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают:
■ возросшая интернационализация хозяйственной жизни. Представляет собой процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей между странами (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводства за рамки национального хозяйства. Росту интернационализации особенно активно способствуют транснациональные корпорации (ТHK). Всего в мире, по данным ЮНКТАД, действует 39 тыс., транснациональных корпораций и 270 тыс., их филиалов с общей суммой активов 2,7 трлн. долл. Ежегодный объем продаж, осуществляемых филиалами ТНК, превышает 6 трлн. долл. На долю США приходится более 1/3 из 100 крупнейших в мире ТНК. Как отмечают эксперты ЮНКТАД, в 1995 г бурными темпами происходило слияние и приобретение компаний, особенно в Западной Европе. Это затронуло прежде всего такие секторы экономики, как энергетика, телекоммуникации, фармацевтическая промышленность и финансовые услуги.
■ углубление международного разделения труда. Сам термин “международное разделение труда”, с одной стороны, традиционно выражает процесс стихийного распределения производственных обязанностей между нациями, специализацию отдельных странна определенных видах продукции. С другой стороны, производственные обязанности планомерно распределяются внутри и между фирмами. Получает очень широкое распространение внутриотраслевая специализация.
■ общемировая по своему характеру научно-техническая революция. Современный этап научно-технической революции выводит интернационализацию как
рынка, так и производства на качественно новый уровень, несмотря на неравномерность распространения НТР в различных странах. НТР выступает самостоятельным фактором, обусловливающим возрастание роли внешнеэкономических связей в современном общественном воспроизводстве. Не может быть успешным развитие науки и техники в той или иной стране в изоляции от других государств.
Глава 2. Формы международной экономической интеграции
Интеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов.
Конкретные формы экономического взаимодействия зависят от уровня хозяйственного развития стран-участниц. Особенности стран влияют соответственно на характер и движущиеся силы интеграции. Процесс развития экономической интеграции сложен и противоречив. Он вызывается не только экономическими, но и политическими причинами. Хотя основная причина интеграции — требования высокоразвитых производительных сил, уже переросших рамки национальных хозяйств, исторически этот процесс складывается таким образом, что соотношение политических и экономических факторов менялось на отдельных этапах.
Экономическая интеграция развивается в региональном аспекте и проявляется в нескольких формах. В промышленно развитых странах это межгосударственная интеграция и интеграция на микроуровне или интеграция, ведомая частными зарубежными инвестициями. Межгосударственные интеграционные объединения возникают как зоны свободной торговли, которые ставят целью ликвидировать препятствия во взаимной торговле входящих в них стран, таможенные союзы которых, кроме вышеназванной цели, принимают меры таможенной и налоговой защиты своего внутреннего рынка от конкуренции третьих стран.
Интеграционный процесс далее в своем развитии проходит несколько стадий, включая создание единого рынка с унификацией юридических и экономико-технических условий торговли, движения капитала и рабочей силы, образование валютного и экономического союзов. Экономический союз предусматривает унификацию функционирования всех сфер хозяйственной деятельности, координацию экономической политики стран — членов союза и создание единого законодательства. Это предполагает создание наднациональных органов, которые могут принимать обязательные для всех решения, и отказ национальных правительств от соответствующих функций.
В промышленно развитых странах интеграционные процессы получили наибольшее развитие в Западной Европе (Европейский Союз) и в Северной Америке (Североамериканская ассоциация свободной торговли — НАФТА). Практика и теоретические исследования показывают, что расширение рынка через региональную интеграцию может приводить к значительной экономии на масштабе производства для стран-участниц. При этом они получают дополнительные выгоды в эффективности производства от усиления конкуренции, если страны — члены интеграционного объединения выпускают одинаковый ассортимент продукции. В этих условиях сокращаются относительно неэффективные производства и расширяются более конкурентные. В результате таможенного союза, единого рынка может возникать и противоположный эффект из-за того, что производители третьих стран могли бы поставлять те же товары по более низкой цене.
Происходят процессы хозяйственного сближения в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Там насчитывается более 20 региональных группировок. Формы и сферы их сотрудничества разнообразны, и не все группировки имеют интеграционный характер. В основе интеграционных процессов в развивающихся странах лежит стремление правящих кругов объединить свои усилия для преодоления экономической отсталости. Ликвидация тарифов среди экономических группировок развивающихся стран рассматривается как одно из средств индустриализации через региональное замещение импорта путем “обмена” рынков для каждого другого товара. Региональные объединения развивающихся стран иногда преследуют цели экономии иностранной валюты путем учреждения клиринговых союзов.
К числу региональных группировок, имеющих по своим целям интеграционный характер, можно отнести Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИА), Андский пакт, Центральноамериканский общий рынок (КАКМ), общий рынок Южного Конуса (Меркосур). Возникновение альтернативных вариантов региональной интеграции внутри ЛАИА (бывшая ДАСТ) вызваны трудностями интеграционных процессов. В Юго-Восточной Азии известной группировкой является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Ряд торгово-экономических образований создан на Ближнем Востоке, в Тропической Африке.
Наиболее далеко на пути хозяйственной интеграции продвинулся Европейский Союз (ЕС), который возник на базе Европейских Сообществ, созданный в 1957 г. в результате подписания в Риме шестью западноевропейскими странами договора об Общем рынке. Развитие интеграционных процессов в Западной Европе охватывает макроэкономическую сферу и средства структурной перестройки. Межгосударственное вмешательство в экономические процессы носит преимущественно косвенный характер. Его инструментами выступают общий бюджет ЕС и общие фонды. Но эти средства относительно невелики (около 1% ВВП стран ЕС), чтобы эффективно влиять на общеэкономические процессы в группировке. Основным инструментом воздействия выступает формирование общих условий функционирования различных секторов хозяйства в сообществе. В их числе аграрная, валютная, внешнеэкономическая, социальная сферы и ряд других. Разработаны программы по созданию единых рынков капитала, товаров и услуг, что создает дополнительные стимулы для переплетения национальных капиталов.
Еще в 60-е годы сложилась нынешняя институциональная структура ЕС, которая наряду с традиционными органами межправительственном сотрудничества воспроизводит отдельные структуры, присущие законодательной, исполнительной и судебной властям на национальном уровне.
Интеграционные процессы в Северной Америке имеют отличия от западноевропейской модели. Здесь давно были созданы предпосылки зарождения и развития регионального комплекса. на микроуровне или интеграции, ведомой прямыми иностранными капиталовложениями. Это свободный режим движения через американо-канадскую границу капитала и рабочей силы, неограниченная обратимость валют. Подобный порядок решал ряд задач региональной экономической интеграции без всякого договорно-правового оформления. Хотя таможенная регламентация взаимного товарооборота была далека от зоны свободной торговли, она оставляла довольно широкий простор для внутреннего регионального разделения труда. Только в 1988 г. между США и Канадой было подписано соглашение о создании к 1995 г. зоны свободной торговли. В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали соглашение о создании зоны свободной торговли в Северной Америке, которое предусматривает введение в течение 15 лет свободы движения товаров и капиталов между тремя странами.
Развитие интеграционного комплекса в регионе идет в направлении, отвечающем интересам более сильной стороны — американским ТНК, капитал которых занимает ведущие позиции в ряде отраслей соседних стран. 75—30% канадского экспорта, что составляет до 20% ВНП Канады, направляется в США. Для США канадский рынок самый крупный, но его роль несравнима. Туда идет около 25% американского экспорта, и это составляет чуть больше 1% ВВП США, но 15% ВВП Канады. 71% экспорта Мексики связан с США, и только 7% американского экспорта — с Мексикой. Значительную часть канадско-американской и мексикано-американской торговли составляют поставки филиалов американских ТНК.
Неравенство сил крупного капитала стран в сочетании со “свободой рук” для частного предпринимательства придают североамериканской интеграции неравный характер. К числу особенностей процесса хозяйственного переплетения относится отсутствие ярко выраженной внешнеполитической координации. В практике отношений североамериканских стран было мало двусторонних соглашений, нет совместных регулирующих институтов, подобных органам ЕС. Слабость “институционального” начала в развитии региональном хозяйственном комплекса не является признаком незрелости интеграции. Она осуществляется здесь в вале заграничного производства американских ТНК, занимающего крупное место в воспроизводственном процессе Канады и Мексики.
Деление мирового хозяйства на интеграционные группировки оказывает противоречивое воздействие на процесс интернационализации производства. Образование международных экономических объединений и союзов содействует развитию производственных отношений между странами, входящими в них. Одновременно это создает препятствия экономическим отношениям между странами, принадлежащими к различным группировкам, приводит к концентрации товарных потоков внутриэкономических объединений, о чем свидетельствуют данные табл. 1. Доля внутрирегиональной торговли
Изменение экономического положения рада стран в мировом хозяйстве, возросшая интенсификация их экономических связей подрывают их первоначальную заинтересованность поддерживать отношения главным образом на блоковой основе. Отсюда их стремление расширить рамки отношений, выйти на контакты с другими объединениями самостоятельно или в составе всей группировки. В результате данных процессов возникают новые механизмы отношений между отдельными группировками.
Взаимные отношения интеграционных группировок, торговых блоков и отдельных стран в основном охватывают таможенную и кредитную сферы. Например, ЕС проводит беспошлинную торговлю продукцией обрабатывающей промышленности со странами Европейской ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Заключены соглашения об ассоциация с большинством стран, ранее входивших в колониальные империи европейских метрополий (66 стран АКТ), оформлены отношения двустороннего характера с рядом группировок развивающихся стран и отдельными государствами.
Расширению международного сотрудничества способствует действие межрегиональных организаций, в частности Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АПЕК) — межправительственная организация, созданная в 1989 г. Основная концепция АПЕК — открытый регионализм, т.е. распространение мер по либерализации внутрирегионально-экономических связей на третьи страны. При этом участники ориентируются на гибкие, сетевые по характеру формы сотрудничества, поощрение взаимодействия, в первую очередь в частном секторе. По составу участников АПЕК выделяется среди всех региональных объединений. В ней выступают и индустриально развитые, и развивающиеся страны.
Наряду с объединениями в форме таможенных союзов важное место в процессе хозяйственном сближения занимают ассоциации стран — производителей и экспортеров сырья, свободные экономические зоны.
Ассоциации стран-производителей создавались развивающимися странами, так как сырье играет важнейшую роль в экономике многих из них, достигая 80% экспорта отдельных стран и являясь основным источником их валютных поступлений. Ассоциации создавались с целью противовеса мощным ТНК, которые проводили политику поддержания низких цен на сырье. Право на их образование было подтверждено резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН.
Свободные экономические зоны созданы в государствах с различным уровнем экономического развития. Их число превышает несколько сотен. В распространенном понимании под свободной экономической зоной разумеется беспошлинная торговля и складская зона, которая, оставаясь частью национальной территория, с точки зрения фискального режима рассматривается как находящаяся вне государственных границ. Наиболее характерная черта этих зон — практическое отсутствие каких-либо ограничений на деятельность иностранного капитала и прежде всею на перевод прибылей и капитала. Свободная зона в наибольшей степени отвечает потребностям ТНК, так как принимающая страна обычно обеспечивает инфраструктуру, начальную подготовку рабочей силы.
Таким образом, мировые экономическое взаимоотношения, проявляющиеся в международной переплетении капитала, разделении труда, интеграции, привели к усилению взаимосвязей хозяйств различных стран.
Глава 3. Европейский союз как пример международной интеграции
Оказавшись разрушенной после Второй мировой войны и понеся огромные человеческие потери, Западная Европа сделала все, чтобы создать надежные объединительные структуры на своем континенте, включить в них Германию — виновницу двух мировых войн и сделать ее развитие понятным и предсказуемым для ее соседей. Объединительным тенденциям способствовало и геополитическое положение Западной Европы, к востоку от которой был мощный Советский Союз — главный победитель в войне вместе со своими союзниками — странами ЦВЕ, а на Западе — мощные Соединенные Штаты Америки.
Основой объединения Западной Европы стала ее экономика, точнее, взаимные экономические интересы, которые концентрировались в создании специальных органов и механизмов западноевропейской экономической интеграции
Особый интерес представляет для нас опыт Европейского сообщества, именуемого ныне Европейским союзом (ЕС). Особый по трем причинам. Во-первых, входящие в него страны осуществили в послевоенные годы собственную перестройку, преодолев многие социальные язвы и противоречия классического капитализма и поднявшись в итоге на новую, более высокую ступень цивилизационного развития. Во-вторых, от старой Европы националистических раздоров и войн они перешли к интеграции, к созданию содружества европейских государств и народов, не имеющего прецедентов в мировой истории. В-третьих, ЕС является сейчас и останется в будущем главным партнером России и в ее внешнеэкономических связях, и в развитии общеевропейского сотрудничества.
Никакое общество не могло бы существовать и развиваться, если бы в нем не действовал комплекс механизмов, посредством которых решаются насущные проблемы, периодически преодолеваются накапливающиеся противоречия, возникающие кризисы. Эти механизмы “саморегулирования” общества со временем начинают терять гибкость, окостеневать. Если этот процесс проходит критическую точку, после которой он становится “необратимым, общественная система рушится. Именно в таком направлении развивался классический западноевропейский капитализм второй половины ХIХ и первых десятилетий ХХ в. Слишком слабым предостережением оказались Первая мировая война и революции 1917 г. в России. И только страшный опыт гитлеризма и сталинизма, Второй мировой войны вызвал подлинный переворот в общественном сознании европейцев, это тоже было своего рода шокотерапией, которая помогла понять, что истоки происшедшего необходимо искать в самом европейском обществе.
Главный итог самоанализа состоял в том, что общество встало на путь преодоления конфронтационного мышления во всех его обличьях классовой вражды, политического экстремизма, национальной нетерпимости. Общественное сознание приняло, не сразу и не без труда, идею социального консенсуса, достигаемого посредством непрерывного диалога и поисков компромисса. Новый интеллектуальный, политический и психологический климат позволил осуществить глубокую реконструкцию всех механизмов саморегулирования. В этом смысле мы можем сказать, что в послевоенный период, главным образом с конца 40-х по начало70-х годов, Западная Европа реализовала свой вариант перестройки общества.
Главные составляющие перестройки по-западноевропейски таковы:
— переход к экономике смешанного типа, характеризующейся многообразием форм собственности при преобладании акционерной формы, поддержанием эффективности механизма рыночной конкуренции и противодействием монополистическим тенденциям, развитием теории и практики управления производством (менеджмента) на уровне предприятий и компаний, созданием системы государственного (макроэкономического) регулирования;
— создание и институционализация разветвленной системы регулирования социальных отношений, в первую очередь между трудом и капиталом, переход к социально ориентированной экономической политике и развертывание масштабной социальной политики (“государство благо состояния”), переориентация бизнеса с инвестиций в технологию на инвестиции в работника;
— становление развитой демократии, характеризующийся полным утверждением всеобщего избирательного права, идейным и политический плюрализмом, развитием правового государства, преобладанием политической культуры диалога и консенсуса.
Совокупность происшедших изменений в большинстве западноевропейских стран настолько значительна, что дает основание говорить о наступлении качественно нового этапа в развитии общества, новой ступени цивилизационного прогресса Западной Европы, как бы мы это общество ни называли — постиндустриальным, технотронным, информационным, как его часто называют на Западе, или развитым капитализмом, как это принято до недавнего времени в России.
У западной общественной системы есть свои проблемы, весьма непростые и подчас болезненные, но они иного порядка, чем наши. Один из потенциальных источников дестабилизации — возникновение общества двух третей. Речь идет о новой технологической революции, которая повлекла за собой очередную структурную перестройку экономики и возрождение массовой безработицы. В итоге наметился новый социальный раскол между большинством населения: “две трети” которое так или иначе приспосабливается к изменениям, и остальной “третьи”, обреченной порой на случайные заработки, бедность и нищенство, моральную деградацию.
Другая опасная тенденция заключается в том, что развивается и, по-видимому, еще не достиг кульминации кризис потребительского общества. Суть его в том, что нынешняя система производства и распределения ориентирует человека на потребительство, подрывая одновременно приоритетное значение такой нравственной и социальной ценности, как труд, благодаря которой возникла современная западная цивилизация.
Еще один угрожающий феномен заключается в новом национализме, обращенном прежде всего против иммигрантов, главным образом из стран “третьего мира”. Им отдана на откуп почти вся неквалифицированная, грязная и непрестижная работа, но в них же значительная часть коренного населения видит второсортных людей, “чужаков” и виновников всех социальных бед. По ряду причин доля иммигрантов в рабочей силе и общей численности населения, скорее всего, будет расти, и это предвещает дальнейшее обострение этнических отношений.
Тем не менее общественная система, созданная в Западной Европе, обладает большим запасом прочности. Механизмы ее саморегуляции являются продуктом длительного исторического развития, они были усовершенствованы в послевоенные десятилетия. В процессе этой эволюции во всех странах Западной Европы сложились однотипные, близкие по основным параметрам социально-экономические и политические системы, что в значительной мере способствовало взаимопониманию и сотрудничеству. Все это позволяет предположить, что существующая в Западной Европе общественная система по-прежнему будет достаточно надежным фундаментом продолжающегося строительства ЕС.
Европейское сообщество существует более 40 лет: его официальная дата рождения 18 апреля 1951 г., когда 6 государств (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция) подписали в Париже Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).
С того времени ЕС прошло несколько этапов развития:
1951—1957 гг. — секторальная интеграция в рамках ЕОУС.
1958—1971 гг. — создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) в соответствии с Римским договором, подписанным 17 марта 1957 г.; переход к таможенному союзу и общему рынку; первое расширение ЕС (Великобритания, Дания, Ирландия); принятие плана перехода к экономическому и валютному союзу (ЭВС).
1972—1978 гг. — крах плана создания экономического и валютного союза, кризис ЕС;
1979—1986 гг. — стабилизация ЕС; создание Европейской валютной системы (ЕВС); второе расширение ЕС (Греция, Испания и Португалия);
1986—1992 гг. — образование единого внутреннего рынка в соответствии с Единым европейским актом, подписанным в феврале 1986 г.;
1993—1999 гг. — переход от единого внутреннего рынка к ЭВС в соответствии с Договором о Европейском союзе, подписанном 7 февраля 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды), вступление в ЕС еще трех стран — Австрии, Финляндии и Швеции; соглашения об ассоциации с государствами ЦВЕ и подготовка к их вступлению в ЕС.
Пройдя через длительные и трудные испытания, ЕС прибавило в собственной устойчивости и дееспособности; политические, деловые и общественные круги западноевропейских стран, выступающие за интеграцию, укрепились в своей правоте, в стремлении двигаться дальше. Все это создало благоприятную психологическую атмосферу для возобновления динамичной политики интеграции, для разработки новой стратегической программы развития ЕС.
Общеизвестно, что реальностью западноевропейской интеграции были и остаются как различия интересов, так и их совпадение, как единые действия, так и противодействие. Самое важное и поучительное — это уяснить, каким образом сначала 6, потом 10, 12, а ныне 15 государств, входящих в ЕС, совмещают то, что с нашей теоретической колокольни казалось несовместимым, обеспечивают равновесие между общими и сепаратными интересами, находят и реализуют компромиссные решения, позволяющие им сделать очередной шаг вперед на длинном и отнюдь не гладком пути интеграции. Эта задача решалась на двух уровнях — политического мышления и политической практики.
Анализ длительного опыта ЕС позволяет сделать важный вывод: сообщество, возможно, не продвинулось бы и вполовину, если бы его развитие не обеспечивалось целой системой политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов. Их созданию и совершенствованию неизменно уделяется первостепенное внимание.
Эта система, сложившаяся в процессе развития ЕС, основана на некоторых общих принципах, свойственных западной политической системе в целом, но в своих конкретных формах существенно отличается от национальных систем. Характерные черты системы политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов:
— сочетание институтов двух типов: межгосударственных и наднациональных. Лица, входящие в органы первого типа, действуют в качестве официальных представителей государств-членов. Члены органов второго типа также предлагаются каждым государством, но действуют как независимые лица, не связанные никакими инструкциями от своих правительств. Такой двойной принцип формирования способствует поддержанию баланса между интересами отдельных государств-членов и интересами ЕС в целом;
— гибкое разделение компетенций между институтами ЕС и национальными правительствами. Можно выделить три основных варианта разделения компетенций: сферы, в которых осуществляется общая политика на уровне ЕС (аграрная, торговая и т.д.); сферы смешанной компетенции, где за отдельные направления или группы вопросов отвечают органы ЕС, а остальные по-прежнему находятся в ведении национальных правительств (региональная, социальная и т.д.); сферы, в которых функции ЕС ограничиваются координацией действий государств-членов и выработкой рекомендаций (макроэкономическая, политика в области окружающей среды и т.д.);
— многообразие типов принимаемых решений — от регламентов и директив, обязательных для исполнения национальными правительствами и всеми участниками интеграции, до заключении, имеющих рекомендательный характер;
— примат права ЕС над национальным правом государств-членов в пределах, определяемых содержанием основополагающих договоров.
Источником права ЕС являются прежде всего три договора, учредившие Европейские сообщества, ЕЕА и Договор о Европейском союзе, а также договоры о присоединении к ЕС новых государств-членов.
В организационной структуре ЕС нашел отражение традиционный для западной политической системы принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной функций, хотя опять-таки в очень своеобразных формах. В число основных институтов Союза входят: Европейский парламент; Совет; Комиссия; Европейский суд; Европейский совет.
Отступая от порядка, в котором они перечислены, целесообразно начать их характеристику с Европейского совета, созданного в 1974 г. Созываемый на уровне глав государств и правительств по меньшей мере дважды в год, он принимает решения по ключевым вопросам жизни ЕС. Его решения не имеют обязательной силы, однако они дают политическиё импульсы развитию ЕС и определяют основные ориентиры, в соответствии с которыми действуют Комиссия и Совет министров.
Совет — орган принятия решений. Он собирается на уровне министров национальных правительств, в связи с чем иногда именуется Советом министров. Однако в отличие от национальных советов министров он выполняет законодательные функции; его решения, имеющие обязательную силу, образуют, вместе с основополагающими договорами, право ЕС (или коммунитарное право). Другое отличие состоит в том, что он не имеет постоянного состава; фактически существует множество советов, состав которых зависит от сферы деятельности, к которой относится рассматриваемый вопрос: Совет министров экономики, Совет министров сельского хозяйства, Совет министров иностранных дел и т.д.
Уникальным институтом является Комиссия ЕС (КЕС), имеющая наднациональный характер. Именно на нее приходится львиная доля повседневной рутинной работы, выполняемой многими тысячами функционеров во всех областях деятельности, переданных на уровень Сообщества. Главное в работе КЕС — подготовка решений и их исполнение, включая контроль над тем, как они исполняются национальными органами. Комиссия управляет финансами ЕС — бюджетом и структурными фондами.
Европейский парламент (ЕП) — представительный орган, избираемый с 1979 г. прямым всеобщим голосованием граждан всех государств-членов один раз в пять лет (до этого депутаты EU избирались национальными парламентами). Европарламент — главный демократический форум народов, объединившихся в ЕС. В отличие от национальных парламентов он не является законодательным органом. Вначале ему отводилась в основном консультативная роль. Со временем функции EП были значительно расширены, и ныне он осуществляет широкий контроль за деятельностью Комиссии, располагая, в частности, правом вынесения ей вотума недоверия, утверждает бюджет ЕС и отчет о его исполнении, участвует в процессах выработки и принятия новых законодательных актов, запрашивает и выслушивает Совет и Комиссию по различным вопросам их деятельности. Его одобрение обязательно при заключении договоров о вступлении новых членов в ЕС и соглашений ЕС с третьими странами.
Уникальную роль играет Европейский суд. Он призван обеспечивать единообразное толкование законодательства ЕС и его примат над национальными законодательствами в пределах юрисдикции, установленной основополагающими договорами. В соответствии с этим он рассматривает и регулирует разногласия между государствами-членами, между ними и ЕС, между институтами ЕС, наконец, между ЕС и физическими либо юридическими лицами. Он также дает заключения по международным соглашениям и предварительным слушаниям дел, переданных ему национальными судами.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!