Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Сущность и формы экономической интеграции»

/ Мировая экономика и международные экономические отношения
Конспект, 

Оглавление

 

Глава 1. Основное содержание международной экономической интеграции

 

    На микроуровне процесс международной экономической интеграции идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования сис­темы экономических соглашений между ними, создания филиа­лов за границей. На межгосударственном уровне интеграция про­исходит на основе формирования экономических объединений го­сударств и согласования национальных политик.

    Бурное развитие межфирменных связей порождает необходи­мость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственно­го) регулирования, направленного на обеспечение свободного дви­жения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совмест­ной экономической, научно-технической, финансовой и валют­ной, социальной, внешней и оборонной политики. В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими эконо­мическими пропорциями, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.

    Классики экономической теории (Смит, Рикардо, Милль) были сторонниками свободной торговли (фритредерства). В их подходе к внешней торговле лежал классический принцип выгоды страны от специализации производства и обмена товарами на базе международного разделения труда. Этот подход и лежит в основе теории международной экономической интеграции, хотя в ней и существуют разные направления.

    Эти направления отличаются прежде всего разными оценками интеграционного механизма. Так, сторонники раннего неолиберализма (В. Репке, М. Аллэ) представляли полную интегра­цию как единое рыночное пространство в масштабе нескольких стран, где действуют стихийные рыночные силы независимо от политики государств и национальных и международных законо­дательных актов. Представители позднего неолиберализма (Б. Ба­ласса) большое внимание уделяли эволюции интеграции, базирующейся на развитии экономических и политических процессов в разных странах.

    Сторонники корпорационализма (С. Рольф, У. Ростоу) считали, что интегрирование международной экономики способны обеспечить не рыночный механизм и государственное регу­лирование, а международные корпорации, функционирование которых способствует рациональному и сбалансированному раз­витию мирохозяйственных связей.

    Представителями структурализма (Г. Мюрдаль) эконо­мическая интеграция рассматривалась как процесс структурных преобразований в экономике стран с центрами развития интег­рации — крупными фирмами и целыми отраслями промышлен­ности. Результатом этих преобразований, по их мнению, стано­вится качественно новое интегрированное пространство с более совершенным хозяйственным механизмом.

    Неокейнсианцы (Р. Купер) считали, что для использова­ния многообразных выгод широкого международного экономи­ческого взаимодействия с сохранением в то же время максималь­ной для каждой страны степени свободы необходимо согласова­ние внутренней и внешней политики интегрирующихся сторон с целью достижения оптимального сочетания двух возможных ва­риантов развития экономической интеграции: а) объединение го­сударств с последующей утратой ими суверенитета и взаимным согласованием экономической политики; б) интеграция с макси­мальным сохранением национальной автономии.

    Теоретики дирижизма (Я. Тинберген, Р. Санвальд, И. Што­лер), отрицая решающую роль в интеграционных процессах ры­ночного механизма, полагали, что функционирование международных интегрированных структур возможно на основе разработ­ки их участниками общей экономической политики и согласо­ванного социального законодательства с целью создания опти­мальной структуры международного хозяйства, устраняющей ис­кусственные преграды и сознательно вводящей желательные эле­менты координации и унификации.

    Существенный вклад в теорию международной экономичес­кой интеграции внесли российские ученые — М.М. Максимова, Н.П. Шмелев, Ю.В. Шишков и др. В частности, М.М. Максимова отмечала, что появление интеграционных комплексов представ­ляет собой более высокую ступень (новый качественный уро­вень) интернационализации производства и хозяйственной жиз­ни. Н.П. Шмелев утверждает, что необходимым условием реаль­ной международной интеграции выступает определенный доста­точно высокий уровень экономического развития и политических отношений интегрирующихся государств. В свою очередь Ю.В. Шишков приходит к выводу, что интеграция доказала свою прочность и жизнеспособность на основе рыночных механизмов. По его мнению, первым этапом международной экономической интеграции становятся прямые хозяйственные связи на уровне первичных субъектов экономики, т.е. фирм. Затем в процессе раз­вития происходит взаимоприспособление национальных право­вых, фискальных и прочих систем вплоть до определенного сращивания управленческих структур.

    Осмысливая многообразие концепций экономической сущ­ности международной интеграции, следует иметь в виду, что важным импульсом к практическому ее осуществлению с середины ХХ в. было стремление к укреплению связей на уровне компаний государств Западной Европы, оформленное в дальнейшем согла­шениями, направленными на объединение западноевропейских государств в противовес обострившемуся в то время противостоя­нию двух мировых держав — СССР и США.

    Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объек­тивных факторов, среди которых важнейшее место занимают:

       возросшая интернационализация хозяйственной жизни. Представляет собой процесс развития ус­тойчивых экономических взаимосвязей меж­ду странами (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводства за рамки национального хозяй­ства. Росту интернационализации особенно активно способству­ют транснациональные корпорации (ТHK). Всего в мире, по данным ЮНКТАД, действует 39 тыс., транснациональных корпораций и 270 тыс., их филиалов с общей сум­мой активов 2,7 трлн. долл. Ежегодный объем продаж, осущест­вляемых филиалами ТНК, превышает 6 трлн. долл. На долю США приходится более 1/3 из 100 крупнейших в мире ТНК. Как отмечают эксперты ЮНКТАД, в 1995 г бурными темпами происходило слияние и приобретение компаний, особенно в За­падной Европе. Это затронуло прежде всего такие секторы эконо­мики, как энергетика, телекоммуникации, фармацевтическая про­мышленность и финансовые услуги.

    углубление международного разделения труда. Сам термин “международное разделение труда”, с одной стороны, традицион­но выражает процесс стихийного распределения производствен­ных обязанностей между нациями, специализацию отдельных странна определенных видах продукции. С другой стороны, производ­ственные обязанности планомерно распределяются внутри и между фирмами. Получает очень широкое распространение внутриот­раслевая специализация.

     общемировая по своему характеру научно-техническая рево­люция. Современный этап научно-технической революции выводит интернационализацию как
рынка, так и производства на качественно новый уровень, несмотря на неравномерность распространения НТР в различных странах. НТР выступает самостоятельным фак­тором, обусловливающим возрастание роли внешнеэкономичес­ких связей в современном общественном воспроизводстве. Не может быть успешным развитие науки и техники в той или иной стране в изоляции от других государств.

    Повышение степени открытости национальных экономик. Интенсивное развитие в последние годы  кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных междуна­родных производственно-инвестиционных комплексов, инициа­торами создания которых чаще всего являются ТНК. Для них внутрифирменное разделение труда вышло за национальные границы и по существу превратилось в международное. На этой основе повышается степень открытости национальных экономик. Откры­тая экономика формируется на основе более полного включения страны в мирохозяйственные связи. Значительную роль в формировании открытой экономики в развитых странах играет внешнеэкономическая стратегия госу­дарств по стимулированию экспортных производств, содействию кооперации с зарубежными фирмами и созданию правовой осно­вы, способствующей притоку из-за рубежа капиталов, техноло­гий, квалифицированных кадров.

 


Глава 2. Формы международной экономической интеграции

 

 

    Интеграция представляет собой объективный процесс раз­вития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономи­ческого развития. Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению нацио­нальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов.

    Конкретные формы экономического взаимодействия зави­сят от уровня хозяйственного развития стран-участниц. Осо­бенности стран влияют соответственно на характер и движу­щиеся силы интеграции. Процесс развития экономической интеграции сложен и противоречив. Он вызывается не только экономическими, но и политическими причинами. Хотя основная причина интеграции — требования высокоразвитых производительных сил, уже пере­росших рамки национальных хозяйств, исторически этот про­цесс складывается таким образом, что соотношение политиче­ских и экономических факторов менялось на отдельных этапах.

    Экономическая интеграция развивается в региональном аспекте и проявляется в нескольких формах. В промышленно развитых стра­нах это межгосударственная интеграция и интеграция на мик­роуровне или интеграция, ведомая частными зарубежными ин­вестициями. Межгосударственные интеграционные объединения возникают как зоны свободной торговли, которые ставят целью ликвидировать препятствия во взаимной торговле входящих в них стран, таможенные союзы которых, кроме вышеназванной цели, принимают меры таможенной и налоговой защиты своего внутреннего рынка от конкуренции третьих стран.

    Интеграционный процесс далее в своем развитии проходит несколько стадий, включая создание единого рынка с унификацией юридических и экономико-технических условий торгов­ли, движения капитала и рабочей силы, образование валютного и экономического союзов. Экономический союз предусматри­вает унификацию функционирования всех сфер хозяйственной деятельности, координацию экономической политики стран — членов союза и создание единого законодательства. Это пред­полагает создание наднациональных органов, которые могут принимать обязательные для всех решения, и отказ националь­ных правительств от соответствующих функций.

    В промышленно развитых странах интеграционные процес­сы получили наибольшее развитие в Западной Европе (Евро­пейский Союз) и в Северной Америке (Североамериканская ассоциация свободной торговли — НАФТА). Практика и теоре­тические исследования показывают, что расширение рынка че­рез региональную интеграцию может приводить к значительной экономии на масштабе производства для стран-участниц. При этом они получают дополнительные выгоды в эффективности производства от усиления конкуренции, если страны — члены интеграционного объединения выпускают одинаковый ассор­тимент продукции. В этих условиях сокращаются относительно неэффективные производства и расширяются более конкурент­ные. В результате таможенного союза, единого рынка может возникать и противоположный эффект из-за того, что произво­дители третьих стран могли бы поставлять те же товары по бо­лее низкой цене.

    Происходят процессы хозяйственного сближения в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Там насчитывается более 20 региональных группировок. Формы и сферы их сотрудниче­ства разнообразны, и не все группировки имеют интеграцион­ный характер. В основе интеграционных процессов в разви­вающихся странах лежит стремление правящих кругов объеди­нить свои усилия для преодоления экономической отсталости. Ликвидация тарифов среди экономических группировок разви­вающихся стран рассматривается как одно из средств индустриализации через региональное замещение импорта путем “обмена” рынков для каждого другого товара. Региональные объединения развивающихся стран иногда преследуют цели экономии иностранной валюты путем учреждения клиринговых союзов.

    К числу региональных группировок, имеющих по своим це­лям интеграционный характер, можно отнести Латиноамери­канскую ассоциацию интеграции (ЛАИА), Андский пакт, Центральноамериканский общий рынок (КАКМ), общий рынок Южного Конуса (Меркосур). Возникновение альтернативных вариантов региональной интеграции внутри ЛАИА (бывшая ДАСТ) вызваны трудностями интеграционных процессов. В Юго-Восточной Азии известной группировкой является Ассо­циация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Ряд торгово-экономических образований создан на Ближнем Востоке, в Тропической Африке.

    Наиболее далеко на пути хозяйственной интеграции продвинулся Европейский Союз (ЕС), который возник на базе Ев­ропейских Сообществ, созданный в 1957 г. в результате подпи­сания в Риме шестью западноевропейскими странами договора об Общем рынке. Развитие интеграционных процессов в За­падной Европе охватывает макроэкономическую сферу и сред­ства структурной перестройки. Межгосударственное вмеша­тельство в экономические процессы носит преимущественно косвенный характер. Его инструментами выступают общий бюджет ЕС и общие фонды. Но эти средства относительно не­велики (около 1% ВВП стран ЕС), чтобы эффективно влиять на общеэкономические процессы в группировке. Основным инструментом воздействия выступает формирование общих ус­ловий функционирования различных секторов хозяйства в со­обществе. В их числе аграрная, валютная, внешнеэкономиче­ская, социальная сферы и ряд других. Разработаны программы по созданию единых рынков капитала, товаров и услуг, что создает дополнительные стимулы для переплетения националь­ных капиталов.

    Еще в 60-е годы сложилась нынешняя институциональная структура ЕС, которая наряду с традиционными органами межправительственном сотрудничества воспроизводит отдель­ные структуры, присущие законодательной, исполнительной и судебной властям на национальном уровне.

    Интеграционные процессы в Северной Америке имеют от­личия от западноевропейской модели. Здесь давно были созда­ны предпосылки зарождения и развития регионального ком­плекса. на микроуровне или интеграции, ведомой прямыми иностранными капиталовложениями. Это свободный режим движения через американо-канадскую границу капитала и ра­бочей силы, неограниченная обратимость валют. Подобный порядок решал ряд задач региональной экономической интеграции без всякого договорно-правового оформления. Хотя та­моженная регламентация взаимного товарооборота была далека от зоны свободной торговли, она оставляла довольно широкий простор для внутреннего регионального разделения труда. Только в 1988 г. между США и Канадой было подписано со­глашение о создании к 1995 г. зоны свободной торговли. В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали соглашение о со­здании зоны свободной торговли в Северной Америке, которое предусматривает введение в течение 15 лет свободы движения товаров и капиталов между тремя странами.

    Развитие интеграционного комплекса в регионе идет в на­правлении, отвечающем интересам более сильной стороны — американским ТНК, капитал которых занимает ведущие пози­ции в ряде отраслей соседних стран. 75—30% канадского экс­порта, что составляет до 20% ВНП Канады, направляется в США. Для США канадский рынок самый крупный, но его роль несравнима. Туда идет около 25% американского экспорта, и это составляет чуть больше 1% ВВП США, но 15% ВВП Кана­ды. 71% экспорта Мексики связан с США, и только 7% амери­канского экспорта — с Мексикой. Значительную часть канадско-американской и мексикано-американской торговли состав­ляют поставки филиалов американских ТНК.

    Неравенство сил крупного капитала стран в сочетании со “свободой рук” для частного предпринимательства придают се­вероамериканской интеграции неравный характер. К числу особенностей процесса хозяйственного переплетения относится отсутствие ярко выраженной внешнеполитической координа­ции. В практике отношений североамериканских стран было мало двусторонних соглашений, нет совместных регулирующих институтов, подобных органам ЕС. Слабость “инсти­туционального” начала в развитии региональном хозяйствен­ном комплекса не является признаком незрелости интеграции. Она осуществляется здесь в вале заграничного производства американских ТНК, занимающего крупное место в воспроиз­водственном процессе Канады и Мексики.

 

 
 


    Де­ление мирового хозяйства на интеграционные группировки оказывает противоречивое воздействие на процесс интерна­ционализации производства. Образование международных эко­номических объединений и союзов содействует развитию про­изводственных отношений между странами, входящими в них. Одновременно это создает препятствия экономическим отно­шениям между странами, принадлежащими к различным группировкам, приводит к концентрации товарных потоков внутриэкономических объединений, о чем свидетельствуют данные табл. 1. Доля внутрирегиональной торговли

    Изменение экономического положения рада стран в миро­вом хозяйстве, возросшая интенсификация их экономических связей подрывают их первоначальную заинтересованность под­держивать отношения главным образом на блоковой основе. Отсюда их стремление расширить рамки отношений, выйти на контакты с другими объединениями самостоятельно или в составе всей группировки. В результате данных процессов возни­кают новые механизмы отношений между отдельными группи­ровками.

    Взаимные отношения интеграционных группировок, торго­вых блоков и отдельных стран в основном охватывают тамо­женную и кредитную сферы. Например, ЕС проводит беспошлинную торговлю продукцией обрабатывающей промышленности со странами Европейской ассоциация свободной торгов­ли (ЕАСТ). Заключены соглашения об ассоциация с большин­ством стран, ранее входивших в колониальные империи евро­пейских метрополий (66 стран АКТ), оформлены отношения двустороннего характера с рядом группировок развивающихся стран и отдельными государствами.

    Расширению международного сотрудничества способствует действие межрегиональных организаций, в частности Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АПЕК) — меж­правительственная организация, созданная в 1989 г. Основная концепция АПЕК — открытый регионализм, т.е. распростране­ние мер по либерализации внутрирегионально-экономических связей на третьи страны. При этом участники ориентируются на гибкие, сетевые по характеру формы сотрудничества, поощ­рение взаимодействия, в первую очередь в частном секторе. По составу участников АПЕК выделяется среди всех региональных объединений. В ней выступают и индустриально развитые, и развивающиеся страны.

    Наряду с объединениями в форме таможенных союзов важное место в процессе хозяйственном сближения занимают ас­социации стран — производителей и экспортеров сырья, сво­бодные экономические зоны.

    Ассоциации стран-производителей создавались развивающи­мися странами, так как сырье играет важнейшую роль в эконо­мике многих из них, достигая 80% экспорта отдельных стран и являясь основным источником их валютных поступлений. Ас­социации создавались с целью противовеса мощным ТНК, ко­торые проводили политику поддержания низких цен на сырье. Право на их образование было подтверждено резолюциями Ге­неральной Ассамблеи ООН.

    Свободные экономические зоны созданы в государствах с раз­личным уровнем экономического развития. Их число превыша­ет несколько сотен. В распространенном понимании под сво­бодной экономической зоной разумеется беспошлинная тор­говля и складская зона, которая, оставаясь частью националь­ной территория, с точки зрения фискального режима рассмат­ривается как находящаяся вне государственных границ. Наибо­лее характерная черта этих зон — практическое отсутствие каких-либо ограничений на деятельность иностранного капитала и прежде всею на перевод прибылей и капитала. Свободная зона в наибольшей степени отвечает потребностям ТНК, так как принимающая страна обычно обеспечивает инфраструкту­ру, начальную подготовку рабочей силы.

    Таким образом, мировые экономическое взаимоотношения, проявляющиеся в международной переплетении капитала, раз­делении труда, интеграции, привели к усилению взаимосвязей хозяйств различных стран.


Глава 3. Европейский союз как пример международной интеграции

 

    Оказавшись разрушенной после Второй мировой войны и по­неся огромные человеческие потери, Западная Европа сделала все, чтобы создать надежные объединительные структуры на своем континенте, включить в них Германию — виновницу двух мировых войн и сделать ее развитие понятным и предсказуемым для ее соседей. Объединительным тенденциям способствовало и геопо­литическое положение Западной Европы, к востоку от которой был мощный Советский Союз — главный победитель в войне вместе со своими союзниками — странами ЦВЕ, а на Западе — мощные Соединенные Штаты Америки.

    Основой объединения Западной Европы стала ее экономика, точнее, взаимные экономические интересы, которые концентри­ровались в создании специальных органов и механизмов западно­европейской экономической интеграции

    Особый интерес представляет для нас опыт Европейского со­общества, именуемого ныне Европейским союзом (ЕС). Особый по трем причинам. Во-первых, входящие в него страны осуществи­ли в послевоенные годы собственную перестройку, преодолев мно­гие социальные язвы и противоречия классического капитализма и поднявшись в итоге на новую, более высокую ступень цивилиза­ционного развития. Во-вторых, от старой Европы националисти­ческих раздоров и войн они перешли к интеграции, к созданию содружества европейских государств и народов, не имеющего пре­цедентов в мировой истории. В-третьих, ЕС является сейчас и ос­танется в будущем главным партнером России и в ее внешнеэко­номических связях, и в развитии общеевропейского сотрудниче­ства.

    Никакое общество не могло бы существовать и развиваться, если бы в нем не действовал комплекс механизмов, посредством которых решаются насущные проблемы, периодически преодолеваются накапливающиеся противоречия, возникающие кризисы. Эти механизмы “саморегулирования” общества со временем начина­ют терять гибкость, окостеневать. Если этот процесс проходит кри­тическую точку, после которой он становится “необратимым, об­щественная система рушится. Именно в таком направлении раз­вивался классический западноевропейский капитализм второй половины ХIХ и первых десятилетий ХХ в. Слишком слабым пре­достережением оказались Первая мировая война и революции 1917 г. в России. И только страшный опыт гитлеризма и сталиниз­ма, Второй мировой войны вызвал подлинный переворот в обще­ственном сознании европейцев, это тоже было своего рода шоко­терапией, которая помогла понять, что истоки происшедшего необходимо искать в самом европейском обществе.

    Главный итог самоанализа состоял в том, что общество встало на путь преодоления конфронтационного мышления во всех его обличьях классовой вражды, политического экстремизма, нацио­нальной нетерпимости. Общественное сознание приняло, не сра­зу и не без труда, идею социального консенсуса, достигаемого по­средством непрерывного диалога и поисков компромисса. Новый интеллектуальный, политический и психологический климат по­зволил осуществить глубокую реконструкцию всех механизмов саморегулирования. В этом смысле мы можем сказать, что в пос­левоенный период, главным образом с конца 40-х по начало70-х годов, Западная Европа реализовала свой вариант перестрой­ки общества.

Главные составляющие перестройки по-западноевропейски та­ковы:

— переход к экономике смешанного типа, характеризующейся многообразием форм собственности при преобладании акционер­ной формы, поддержанием эффективности механизма рыночной конкуренции и противодействием монополистическим тенденци­ям, развитием теории и практики управления производством (ме­неджмента) на уровне предприятий и компаний, созданием систе­мы государственного (макроэкономического) регулирования;

— создание и институционализация разветвленной системы ре­гулирования социальных отношений, в первую очередь между тру­дом и капиталом, переход к социально ориентированной эконо­мической политике и развертывание масштабной социальной по­литики (“государство благо состояния”), переориентация бизнеса с инвестиций в технологию на инвестиции в работника;

— становление развитой демократии, характеризующийся пол­ным утверждением всеобщего избирательного права, идейным и политический плюрализмом, развитием правового государства, преобладанием политической культуры диалога и консенсуса.

    Совокупность происшедших изменений в большинстве запад­ноевропейских стран настолько значительна, что дает основание говорить о наступлении качественно нового этапа в развитии об­щества, новой ступени цивилизационного прогресса Западной Европы, как бы мы это общество ни называли — постиндустри­альным, технотронным, информационным, как его часто называ­ют на Западе, или развитым капитализмом, как это принято до не­давнего времени в России.

    У западной общественной системы есть свои проблемы, весьма непростые и подчас болезненные, но они иного порядка, чем наши. Один из потенциальных источников дестабилизации — возник­новение общества двух третей. Речь идет о новой технологичес­кой революции, которая повлекла за собой очередную струк­турную перестройку экономики и возрождение массовой безрабо­тицы. В итоге наметился новый социальный раскол между боль­шинством населения: “две трети” которое так или иначе приспо­сабливается к изменениям, и остальной “третьи”, обреченной по­рой на случайные заработки, бедность и нищенство, моральную деградацию.

    Другая опасная тенденция заключается в том, что развивается и, по-видимому, еще не достиг кульминации кризис потребительского общества. Суть его в том, что нынешняя система производ­ства и распределения ориентирует человека на потребительство, подрывая одновременно приоритетное значение такой нравствен­ной и социальной ценности, как труд, благодаря которой возник­ла современная западная цивилизация.

    Еще один угрожающий феномен заключается в новом нацио­нализме, обращенном прежде всего против иммигрантов, главным образом из стран “третьего мира”. Им отдана на откуп почти вся неквалифицированная, грязная и непрестижная работа, но в них же значительная часть коренного населения видит второсортных людей, “чужаков” и виновников всех социальных бед. По ряду причин доля иммигрантов в рабочей силе и общей численности населения, скорее всего, будет расти, и это предвещает дальней­шее обострение этнических отношений.

    Тем не менее общественная система, созданная в Западной Ев­ропе, обладает большим запасом прочности. Механизмы ее само­регуляции являются продуктом длительного исторического разви­тия, они были усовершенствованы в послевоенные десятилетия. В процессе этой эволюции во всех странах Западной Европы сложи­лись однотипные, близкие по основным параметрам социально-экономические и политические системы, что в значительной мере способствовало взаимопониманию и сотрудничеству. Все это по­зволяет предположить, что существующая в Западной Европе об­щественная система по-прежнему будет достаточно надежным фун­даментом продолжающегося строительства ЕС.

    Европейское сообщество существует более 40 лет: его офици­альная дата рождения 18 апреля 1951 г., когда 6 государств (Бель­гия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция) подписа­ли в Париже Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).

    С того времени ЕС прошло несколько этапов развития:

1951—1957 гг. — секторальная интеграция в рамках ЕОУС.

1958—1971 гг. — создание Европейского экономического сооб­щества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) в соответствии с Римским договором, подписанным 17 марта 1957 г.; переход к таможенному союзу и общему рынку; первое расширение ЕС (Великобритания, Дания, Ирландия); при­нятие плана перехода к экономическому и валютному союзу (ЭВС).

1972—1978 гг. — крах плана создания экономического и валют­ного союза, кризис ЕС;

1979—1986 гг. — стабилизация ЕС; создание Европейской ва­лютной системы (ЕВС); второе расширение ЕС (Греция, Испания и Португалия);

1986—1992 гг. — образование единого внутреннего рынка в со­ответствии с Единым европейским актом, подписанным в февра­ле 1986 г.;

1993—1999 гг. — переход от единого внутреннего рынка к ЭВС в соответствии с Договором о Европейском союзе, подписанном 7 февраля 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды), вступление в ЕС еще трех стран — Австрии, Финляндии и Швеции; соглашения об ассоциации с государствами ЦВЕ и подготовка к их вступлению в ЕС.

    Пройдя через длительные и трудные испытания, ЕС прибави­ло в собственной устойчивости и дееспособности; политические, деловые и общественные круги западноевропейских стран, вы­ступающие за интеграцию, укрепились в своей правоте, в стрем­лении двигаться дальше. Все это создало благоприятную психо­логическую атмосферу для возобновления динамичной полити­ки интеграции, для разработки новой стратегической программы развития ЕС.

    Общеизвестно, что реальностью западноевропейской интегра­ции были и остаются как различия интересов, так и их совпаде­ние, как единые действия, так и противодействие. Самое важное и поучительное — это уяснить, каким образом сначала 6, потом 10, 12, а ныне 15 государств, входящих в ЕС, совмещают то, что с на­шей теоретической колокольни казалось несовместимым, обеспе­чивают равновесие между общими и сепаратными интересами, находят и реализуют компромиссные решения, позволяющие им сделать очередной шаг вперед на длинном и отнюдь не гладком пути интеграции. Эта задача решалась на двух уровнях — поли­тического мышления и политической практики.

   Анализ длительного опыта ЕС позволяет сделать важный вы­вод: сообщество, возможно, не продвинулось бы и вполовину, если бы его развитие не обеспечивалось целой системой политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов. Их созданию и совершенствованию неизменно уделяется перво­степенное внимание.

    Эта система, сложившаяся в процессе развития ЕС, основана на некоторых общих принципах, свойственных западной полити­ческой системе в целом, но в своих конкретных формах существен­но отличается от национальных систем. Характерные черты системы политических, правовых, судебных, административных и финансовых механизмов:

— сочетание институтов двух типов: межгосударственных и над­национальных. Лица, входящие в органы первого типа, действуют в качестве официальных представителей государств-членов. Члены органов второго типа также предлагаются каждым государ­ством, но действуют как независимые лица, не связанные никаки­ми инструкциями от своих правительств. Такой двойной принцип формирования способствует поддержанию баланса между инте­ресами отдельных государств-членов и интересами ЕС в целом;

— гибкое разделение компетенций между институтами ЕС и на­циональными правительствами. Можно выделить три основных варианта разделения компетенций: сферы, в которых осуществля­ется общая политика на уровне ЕС (аграрная, торговая и т.д.); сферы смешанной компетенции, где за отдельные направления или группы вопросов отвечают органы ЕС, а остальные по-прежнему находятся в ведении национальных правительств (региональная, социальная и т.д.); сферы, в которых функции ЕС ограничивают­ся координацией действий государств-членов и выработкой реко­мендаций (макроэкономическая, политика в области окружающей среды и т.д.);

— многообразие типов принимаемых решений — от регламен­тов и директив, обязательных для исполнения национальными пра­вительствами и всеми участниками интеграции, до заключении, имеющих рекомендательный характер;

— примат права ЕС над национальным правом государств-чле­нов в пределах, определяемых содержанием основополагающих до­говоров.

    Источником права ЕС являются прежде всего три договора, учредившие Европейские сообщества, ЕЕА и Договор о Европей­ском союзе, а также договоры о присоединении к ЕС новых госу­дарств-членов.

    В организационной структуре ЕС нашел отражение традици­онный для западной политической системы принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной функций, хотя опять-таки в очень своеобразных формах. В число основных институтов Союза входят: Европейский парламент; Совет; Комиссия; Евро­пейский суд; Европейский совет.

    Отступая от порядка, в котором они перечислены, целесооб­разно начать их характеристику с Европейского совета, созданно­го в 1974 г. Созываемый на уровне глав государств и правительств по меньшей мере дважды в год, он принимает решения по ключе­вым вопросам жизни ЕС. Его решения не имеют обязательной силы, однако они дают политическиё импульсы развитию ЕС и определяют основные ориентиры, в соответствии с которыми дей­ствуют Комиссия и Совет министров.

    Совет — орган принятия решений. Он собирается на уровне министров национальных правительств, в связи с чем иногда име­нуется Советом министров. Однако в отличие от национальных советов министров он выполняет законодательные функции; его решения, имеющие обязательную силу, образуют, вместе с осно­вополагающими договорами, право ЕС (или коммунитарное пра­во). Другое отличие состоит в том, что он не имеет постоянного состава; фактически существует множество советов, состав кото­рых зависит от сферы деятельности, к которой относится рассмат­риваемый вопрос: Совет министров экономики, Совет министров сельского хозяйства, Совет министров иностранных дел и т.д.

    Уникальным институтом является Комиссия ЕС (КЕС), имею­щая наднациональный характер. Именно на нее приходится льви­ная доля повседневной рутинной работы, выполняемой многими тысячами функционеров во всех областях деятельности, передан­ных на уровень Сообщества. Главное в работе КЕС — подготовка решений и их исполнение, включая контроль над тем, как они ис­полняются национальными органами. Комиссия управляет финан­сами ЕС — бюджетом и структурными фондами.

    Европейский парламент (ЕП) — представительный орган, из­бираемый с 1979 г. прямым всеобщим голосованием граждан всех государств-членов один раз в пять лет (до этого депутаты EU из­бирались национальными парламентами). Европарламент — глав­ный демократический форум народов, объединившихся в ЕС. В отличие от национальных парламентов он не является законода­тельным органом. Вначале ему отводилась в основном консульта­тивная роль. Со временем функции EП были значительно расши­рены, и ныне он осуществляет широкий контроль за деятельнос­тью Комиссии, располагая, в частности, правом вынесения ей вотума недоверия, утверждает бюджет ЕС и отчет о его исполне­нии, участвует в процессах выработки и принятия новых законо­дательных актов, запрашивает и выслушивает Совет и Комиссию по различным вопросам их деятельности. Его одобрение обяза­тельно при заключении договоров о вступлении новых членов в ЕС и соглашений ЕС с третьими странами.

    Уникальную роль играет Европейский суд. Он призван обеспе­чивать единообразное толкование законодательства ЕС и его при­мат над национальными законодательствами в пределах юрисдик­ции, установленной основополагающими договорами. В соответ­ствии с этим он рассматривает и регулирует разногласия между государствами-членами, между ними и ЕС, между институтами ЕС, наконец, между ЕС и физическими либо юридическими лицами. Он также дает заключения по международным соглашениям и предварительным слушаниям дел, переданных ему национальны­ми судами.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!