Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Судебная система»

/ Общее право
Конспект, 

Оглавление

Несменяемость судей и сроки их полномочий

Важной особенностью правового статуса судей является их несменяемость, что необходимо для обеспечения независимости судей (ст. 121 Конституции РФ, ст. 11, 12 Закона РФ о статусе судей, ст. 15 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Несменяемость судьи, прежде всего, означает, что он не может быть назначен (избран) на другую должность или переведен в другой суд без его согласия. Кроме того, несменяемость связана с бессрочностью осуществления судейских полномочий до достижения предельного возраста пребывания в должности судьи (кроме мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ).

Полномочия судьи федерального суда  не ограничены определенным сроком, но установлен предельный возраст пребывания в должности федерального судьи – 70 лет. Данное возрастное ограничение не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ и Председателя Верховного Суда РФ.

Председатели федеральных судов и их заместители назначаются на эти должности на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд (данное ограничение не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ  и его заместителей, Председателя Верховного Суда РФ и его заместителей, председателей областных и соответствующих судов, председателей окружных (флотских) военных судов).

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законами соответствующих субъектов РФ, но в любом случае впервые – на срок не более 5 лет, а при повторном и последующих назначениях (избрании) – на срок не менее 5 лет.

Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи – 70 лет.

Например, мировые судьи Свердловской области  впервые назначаются на должность на 3 года. При повторном назначении и последующих назначениях на должность мирового судьи, срок полномочий составляет 10 лет.

Срок полномочий и предельный возраст судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами соответствующих субъектов РФ.

Например, судьи Уставного Суда Свердловской области, назначаются на 6 лет, повторное назначение не допускается, предельный возраст пребывания в должности – 65 лет.

Гарантией соблюдения несменяемости судей служит установленный порядок и основания приостановления и прекращения полномочий судей.

Приостановление полномочий судьи – это временное отстранение судьи от исполнения им своих профессиональных обязанностей.

Полномочия судей Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов приостанавливаются соответствующей квалификационной коллегией судей,  если:

1) судья был признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) судья участвует в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.

Прекращение полномочий судьи – это полное отстранение судьи от исполнения им должностных полномочий.

Основаниями прекращения полномочий судей Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (по решению соответствующей квалификационной коллегией судей), например, являются:

1)     письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

4) прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства иностранного государства;

5) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

6) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи и т.д. 

Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей Конституционного Суда РФ устанавливаются ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», а в отношении судей  конституционных (уставных) судов субъектов РФ  законами субъектов РФ.

неприкосновенность судей

 

 Этот элемент правового статуса судьи является одним из важнейших средств обеспечения их независимости и самостоятельности, призванным ограничить судью от всяких посягательств.

Правовые основы неприкосновенности судьи содержатся в Конституции РФ (ст. 122). Ст. 12 ФКЗ «О судебной системе РФ» предусматривает, что гарантии неприкосновенности судей устанавливаются федеральным законом.

В ст. 16 Закона о статусе судей содержится система правовых средств (гарантий), направленных на обеспечение судейской неприкосновенности:

1) Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за принятые им при осуществлении правосудия решения, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо в вынесении заведомо неправосудных  (незаконных) судебных актов.

2) К уголовной ответственности судьи привлекаются в особом порядке.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ принимает Председатель Следственного комитета РФ  с согласия Конституционного Суда РФ.

 Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судей остальных судов  принимает Председатель Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей  РФ или квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

3) Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности должен быть  немедленно освобожден.

4) Не допускается личный досмотр судей, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами для обеспечения безопасности других людей.

5) Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного процесса, должно быть рассмотрено по первой инстанции областными и соответствующими судами.

6) Порядок осуществления в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий зависит от того, возбуждено ли в отношении судьи уголовное дело (привлечен ли он в качестве обвиняемого по другому уголовному делу):

- если  в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, то оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия (кроме заключения судьи под стражу) производятся в обычном порядке, предусмотренном УПК РФ и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;

- в остальных случаях оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, связанные с ограничением  гражданских прав судьи или с нарушением его неприкосновенности, осуществляются  по решению коллегии из трех судей Верховного Суда РФ или областного и соответствующего суда.

7) К административной ответственности судья может быть привлечен по решению коллегии из трех судей Верховного Суда РФ или областного и соответствующего суда по представлению Генерального прокурора РФ (эти суды дают согласие на привлечение судьи к административной ответственности, а затем дело передается для рассмотрения по существу мировому судье или в районный суд в соответствии с правилами о подсудности дел) [1].

Правовой статус судьи: понятие и элементы (общая характеристика) 

Нормативная основа: ст.120 – 122, 124, 128 Конституции РФ;   Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г. (с изм.);  глава 2 ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г.  (с изм.);   глава II ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. (с изм.); глава III ФКЗ «О военных судах РФ» от 23 июня 1999 г. (с изм.); другие законы; Кодекс судейской этики 19 декабря 2012  г. и др.

 

Правовой статус судьи – это правовое положение судьи как государственного деятеля, закрепленное в законодательстве.

Анализ положений законодательства позволяет выделить ряд элементов правового статуса судьи:

1. Судьи – носители судебной власти. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Совокупность судей всех федеральных судов и судов субъектов РФ образует судейский корпус (судейское сообщество). Судья является членом судейского сообщества с момента принесения присяги судьи и до вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи (исключением является прекращение полномочий в связи с отставкой судьи).

2. Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими  полномочиями (компетенцией).

Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений.

Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются федеральным конституционным законом.            

3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовленности судье присваиваются квалификационные классы, не являющиеся почетным или специальным званием  (высший, первый – девятый  классы).

 Судьям Конституционного Суда РФ присваивается высший квалификационный класс.

4. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения, например:

- в своей профессиональной деятельности и вне службы неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы;

- в любой ситуации избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия;

- не могут замещать иные государственные должности, должности государственной  или муниципальной службы, муниципальные должности; 

-   не могут быть третейским судьей или арбитром;

- не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально, публично выражать свои политические взгляды, участвовать в политических акциях и иной политической деятельности;

- не  вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятия которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи (эта деятельность не может финансироваться только за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства);

- не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом и т.д.

5. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.

6. Судьи никому не подотчетны. Вмешательство в деятельность судей с целью воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность.

7. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для исполнения любыми субъектами, к которым они обращены на всей территории РФ.

Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судьи безвозмездно.

Неисполнение требований и распоряжений судьи влечет установленную ответственность.

8. Судьи несменяемы, то есть они не могут быть назначены (избраны) на другую должность или переведены в другой суд без их согласия.

9. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, а сроки полномочий мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

10. Полномочия судей могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе.

11. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет. Данное ограничение не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ и Председателя Верховного Суда РФ.

Для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи.

12. Судьи  неприкосновенны.

Это в основном связано с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности, принятия решений о заключении под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

13. За совершение дисциплинарных проступков судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде замечания, предупреждения или досрочного прекращения полномочий (в отношении судей Конституционного Суда РФ – предупреждение и прекращение полномочий).

14. Судьи имеют право на отставку, то есть на почетный уход или почетное удаление с должности.

За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

15. Федеральные судьи обязаны  повышать квалификацию не реже   одного раза в три года с сохранением заработной платы на период обучения.

Порядок, формы и сроки прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется законами соответствующих субъектов РФ.

16. Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты судей. 

17. В целях защиты жизни, здоровья, имущества могу применяться меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.)

 

Формирование судейского корпуса

 

Ст. 119 Конституции РФ и ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в РФ»  от 26.06.1992 г. (с изменениями) устанавливают требования к кандидатам на должности судей, которые условно можно назвать «положительными» и  «отрицательными».

 

К числу «положительных» требований относятся:

1)    Гражданство Российской Федерации.

2) Высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция».

3) Достижение определенного возраста и стаж работы в области юриспруденции на должностях, указанных в Законе о статусе судей:

а) для кандидатов в мировые судьи, судьи районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ – возраст не менее 25 лет, стаж не менее 5 лет;

б) для кандидатов в судьи областных  и соответствующих судов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов, Суда по интеллектуальным правам,  арбитражных апелляционных судов – возраст не менее 30 лет, стаж  не менее 7 лет;

в) для кандидатов в судьи Верховного Суда РФ – возраст не менее 35 лет, стаж не менее 10 лет;

г) для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ – не менее 40 лет, стаж не менее 15 лет.

 

Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи, например, претенденты на должность судьи Конституционного Суда РФ должны обладать высокой признанной квалификацией в области права (кандидат юридических наук, доктор юридических наук, «Заслуженный юрист РФ» и т.д.).

 

Не могут быть кандидатами на должности судей («отрицательные» условия):

1)    подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) имеющие или имевшие судимость либо лица, уголовное преследование которых прекращено по не реабилитирующим основаниям;

3) имеющие гражданство иностранного государства либо  вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории  иностранного государства;

4)    признанные судом недееспособными  или ограниченно дееспособными;

5) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере;

6) имеющие иные заболевания, препятствующие осуществлению полномочий судьи;

7) состоящие в близком родстве или свойстве[2],  с председателем или заместителем председателя суда, на вакантную должность в котором предполагал отбираться кандидат в судьи.

 

Отбор кандидатов на должности судей производится на конкурсной основе.

 

Для судей федеральных судов, кроме Конституционного Суда РФ,  отбор состоит из ряда этапов:

1) Сдача квалификационного экзамена в соответствующей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

          Экзамен сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более 3-х лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или  доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист РФ».

2) Получение рекомендации от квалификационной коллегии судей субъекта РФ или Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

3) Получение согласия председателя соответствующего суда (то есть того суда, на вакантную должность в котором, отбирается кандидат).

4) Рассмотрение документов на кандидатов Председателем Верховного Суда РФ, который направляет представления  на рекомендованных кандидатов Президенту РФ.

5) Рассмотрение документов на кандидатов в специальной Комиссии при Президенте РФ, а затем – Президентом РФ.

6) Назначение судей на должность уполномоченными органами государственной власти:

- судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ;

- судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ.

 

Особенности отбора на должность судьи Конституционного Суда РФ:

- Не  предусмотрена сдача претендентом квалификационного экзамена и получение рекомендации квалификационной коллегии судей.

- Предложения о кандидатах Президенту РФ могут направлять члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные  и учебные заведения.

- Президент РФ вносит представление на кандидата в Совет Федерации. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

 

 Кандидаты на должности мировых судей должны сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей субъекта РФ (кроме лиц, имеющих стаж работы федеральным судьей не менее 5 лет). Порядок назначения (избрания) определяется законами соответствующих субъектов РФ.

Например, мировые судьи г. Москвы  наделяются полномочиями Московской Городской Думой  по представлению председателя Московского городского суда; в Свердловской области мировые судьи избираются Законодательным Собранием Свердловской области.

 

Порядок отбора и наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ определяется законами соответствующих  субъектов РФ.

Например, судьи Уставного Суда Свердловской области избираются Законодательным Собранием Свердловской области по представлению Губернатора Свердловской области.

 

Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу в торжественной обстановке. 

Конституционный Суд Российской Федерации

 

Нормативная основа: ст. 125 Конституции РФ, ст. 4, 18 ФКЗ «О судебной системе РФ»), ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. (с изм.) 

 

Конституционный Суд РФ – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Состав: 19 судей, в том числе, председатель Конституционного Суда РФ и его заместители.

Компетенция:

1.  Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Запрос о проверке может направить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

Ходатайство о разрешении спора  могут направить органы государственной власти, участвующие в споре, а также Президент РФ.

3. Проверяет конституционность закона, примененного судом в конкретном деле.

Жалобу (индивидуальную или коллективную) могут подать граждане, чьи конституционные права и свободы нарушаются примененным законом, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе (например, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный прокурор РФ).

4. Проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле - по запросам судов.

5. Дает толкование Конституции Российской Федерации.

Запрос о толковании может направить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ.

6. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

          Запрос о даче заключения направляет Совет Федерации.

  7. Проверяет на соответствие Конституции РФ вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации;

8.  Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

9. Осуществляет иные полномочия (например, дает согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ и т.д.)



[1] Составы судебных коллегий Верховного Суда РФ, областного и соответствующего суда для принятия решений, касающихся привлечения судей к административной ответственности, заключения под стражу или продления сроков содержания под стражей, проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий ежегодно утверждаются соответственно Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов РФ.

[2] Супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!