Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Стандартизация»

/ Общая экономика
Конспект, 

Оглавление

1. Органы и службы стандартизации Российской Федерации 

 

    Система средств обеспечения качества продукции (работ, услуг) реализуется в деятельности межотраслевого федерального органа исполнительной власти — Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии, сертификации при Президенте Российской Федерации (Госстандарт России), на кото­рый возложено государственное управление стандартизацией, деятельностью по обеспечению единства измерений, государствен­ное регулирование и межотраслевая координация работ по сер­тификации в РФ.

    Госстандарт России также ведает единой метрологической службой РФ, в которую включены:

        государственные научные метрологические центры;

        органы Государственной метрологической службы на террито­рии субъектов РФ.

    Государственная служба времени, частоты и параметров вра­щения Земли (ГСВЧ), Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) и Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).

    Реализуя функции общего административного надзора и меж­отраслевого регулирования, Госстандарт России осуществляет следующие полномочия:

а) в сфере обеспечения единства измерений: межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению един­ства измерений в РФ; установление правил создания, утвержде­ния, хранения и применения эталонов единиц величин; определе­ние общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений; осуществление государственного метрологическом контроля и надзора; осуществление контроля за со­блюдением условий международных договоров РФ о признании результатов испытаний и поверки средств измерений и др.;

б) в области стандартизации: государственный контроль и над­зор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, работа по международной (региональной) стандар­тизации, установление правил применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стан­дартизации на территории РФ и др.;

в) в области сертификации продукции (работ, услуг): уста­новление общих правил и рекомендаций по проведению серти­фикации, проведение государственной регистрации систем сер­тификации и знаков соответствия, действующих в РФ, публикация информации о действующих системах сертификации и знаках соответствия, представление ее в соответствующие организации по сертификации и др.

    В соответствии с этим Госстандарт России:

        определяет порядок сертификации (работ, услуг);

        определяет номенклатуру товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации;

        аккредитует органы по сертификации отдельных конкретных видов товаров (работ, услуг), а также испытательные лаборатории (центры) для проведения соот­ветствующих испытаний, представляет другим юридическим лицам право аккреди­тации;

        осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации товаров (работ, услуг);

        ведет государственный реестр сертифицированных товаров (работ, услуг), аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров);

        принимает решения о признании сертификатов, выданных зарубежными и международными органами;

        представляет Российскую Федерацию во взаимоотношениях с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сертификации товаров (работ, услуг).

    Государственный метрологический надзор осуществляется Го­сударственной метрологической службой Госстандарта России. Сферами его распространения являются здравоохранение, вете­ринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности труда, торговые операции и взаимные расчеты между покупате­лями и продавцами, государственные учетные операции, обеспе­чение обороны государства, банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции, а также другие направления социальной деятельности, предусмотренные в ст. 13 Закона РФ “Об обеспе­чении единства измерений”.

    Государственный метрологический контроль включает:

        утверждение типа средств измерений;

        поверку средств измерений;

        лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже, прокату средств измерении.

    Государственный метрологический надзор предполагает на­блюдение:

        за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;

        за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торго­вых операций;

        за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

    Кроме общего государственного метрологического надзора до­статочно широко распространена деятельность метрологических служб государственных органов РФ и юридических лиц.

    Положения о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц утверждаются руко­водителями этих субъектов. Создание их обязательно в тех сфе­рах, что определены в ст. 13 Закона РФ “Об обеспечении единст­ва измерений”, а также там, где это будет признано необходимым Госстандартом России.

    Все метрологические службы юридических лиц подлежат го­сударственной аккредитации, являющейся разновидностью спе­циального разрешения на ведение деятельности в сфере метро­логии. Прохождение аккредитации подтверждается аттестатом, выдаваемым Госстандартом России.

    Основная нагрузка в части утверждения и опубликования ин­формативной документации по стандартизации возложена на Госстандарт России. Система стандартов включает:

1)     общероссийскую систему, которая содержит:

        государственные стандарты РФ, применяемые в установлен­ном порядке международные (региональные) стандарты, нормы и рекомендации по стандартизации;

        общероссийские классификаторы технико-экономической ин­формации.

2)     локальную систему, включающую:

        стандарты отраслей;

        стандарты предприятий;

        стандарты научно-технических обществ и других обществен­ных объединений (ст. 6 Закона РФ “О стандартизации”).

    Вся информация о государственных стандартах, общероссий­ских классификаторах научно-технической информации, меж­дународных (региональных) стандартах, правилах, нормах и ре­комендациях по стандартизации, национальных стандартах других зарубежных стран включается в федеральный фонд норматив­ных документов по стандартизации. Создание и ведение фонда поручено Госстандарту России. Информационные ресурсы фонда являются федеральной собственностью.

    Государственный надзор за соблюдением субъектами хозяй­ственной деятельности обязательных требований государствен­ных стандартов осуществляется на стадиях разработки, подго­товки продукции к производству, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортировки и утилизации, а так­же при выполнении работ и оказании услуг.

    Контролирующими субъектами являются государственные ин­спекторы Госстандарта России, а в части использования норматив­ной документации по стандартизации в области строительства и промышленности строительных материалов — Минстрой России.

    Главные государственные инспекторы Госстандарта России могут выдавать предписания:

        об устранении выявленных нарушений обязательных требова­ний государственных стандартов;

        о приостановке реализации, использования проверенной про­дукции, а также выполнения работ и оказания услуг, не соответ­ствующих требованиям государственных стандартов;

        о запрете реализации, использования проверенной продукции, импортной продукции и оказания импортных услуг, не соответ­ствующих обязательным требованиям государственных стандар­тов или не прошедших государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ.

    Система сертификации преследует три основные цели:

        подтверждение безопасности продукции для окружающей сре­ды, жизни, здоровья, имущества;

        обеспечение единообразия внутригосударственной и внешнеторговой практики, особых требований к качеству продукции, предъявляемых потребителями;

        государственное признание в качестве общего эквивалента международного торгового оборота — золота, драгоценных камней и т.д.

    Номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации, определяет, как правило, Госстан­дарт России. 

 

 


2.  Формы и характер сертификации

 

    Закон предусматривает две формы сертификации — обязательную и доброволь­ную. Обязательная сертификация должна осуществляться в случаях, предусмотрен­ных законодательными актами Российской Федерации. Такими актами являются за­коны “О стандартизации” и “О защите прав потребителей”. В первом из них, содержится требование об обязательности соблюдения требований го­сударственных стандартов по безопасности и охране окружающей среды, а во вто­ром — об обязательной сертификации продукции, на которую установлены такие требования.

    Закон определяет общие требования по организации работ по обязательной сертификации, формам обязательной сертификации, состав участников обязатель­ной сертификации, их полномочия и обязанности. Участниками обязательной серти­фикации являются государственные органы управления, центральные органы си­стемы сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории(центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции. Закон допускает участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений (союзов) и организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государствен­ным органом управления.

    Закон определяет условия ввоза импортируемой продукции, организацию госу­дарственного контроля и надзора за соблюдением изготовителями, испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной серти­фикации и за сертифицированной продукцией, объекты государственного финанси­рования в области обязательной сертификации.

    В соответствии с законом по продукции, которая не подлежит обязательной сертификации, и по тем требованиям (показателям качества), которые не являются обязательными для соблюдения органами управления и субъектами хозяйственной деятельности, может проводиться добровольная сертификация. Добровольную сертификацию может осуществлять любое юридические лицо, зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в установленном порядке. Органу по добровольной сертификации предоставлено право определять правила проведения работ в своей системе сертификации, в том числе порядок их оплаты. В свою оче­редь заявитель, желающий осуществить добровольную сертификацию своей про­дукции в конкретной системе добровольной сертификации, вправе получить от ор­гана по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах серти­фикации и определить форму сертификации. При соблюдении требований, относящихся к органу по добровольной сертификации, органы по обязательной сер­тификации могут осуществлять добровольную сертификацию.

    Изготовители продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, могут реализовывать ее только при наличии сертификата соответствия. Кроме того, они обязаны обеспечивать соответствие продукции требованиям нормативных документов, на соответствие ко­торым она была сертифицирована, осуществлять ее маркирование знаком соответ­ствия, указывать в сопроводительной документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым она должна соответствовать, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя.

    Закон устанавливает также обязанность изготовителя приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает тре­бованиям соответствующих нормативных документов или если срок действия сер­тификата истек или его действие приостановлено решением органа по сертифика­ции, обеспечивать беспрепятственное выполнение полномочий должностными ли­цами органов, осуществляющих обязательную сертификацию и контроль за сертифицированной продукцией.

    Сертификация направлена на достижение следующих целей:

  создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций

и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также

для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве

и международной торговле;

  содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

  содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;

  защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполни­теля);

  контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

  подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

    Деятельность по сертификации в Российской Федерации основана на зако­нах Российской Федерации “О защите прав потребителя”, “О сертификации продук­ции и услуг” и других нормативных актах.

    Сертификация продукции включает:

       подачу заявки на сертификацию;

       принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы; отбор, идентификацию образцов и их испытания;

       оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

       анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выда­че) сертификата соответствия (далее — сертификат);

       выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

       осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);

       корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям   и неправильном применении знака соответствия информацию о результатах сертификации.

    Для проведения сертификации продукции заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации. При отсутствии у заявителя информации о таком органе и порядке сертифика­ции интересующей его продукции, он может получить ее в территориальном органе Госстандарта России или в Госстандарте России.

    При наличии нескольких органов по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них. При отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации заявка направляется в Госстандарт России или в федеральный орган исполнительной влас­ти, осуществляющий работы по сертификации в пределах своей компетенции.

    Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения, сообщает заявителю решение. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации, основывающиеся на установленном порядке сертификации данной однородной продукции, в том числе указывается схема сер­тификации, перечень необходимых технических документов, перечень аккредито­ванных испытательных лабораторий (центров), которые могут проводить испыта­ния продукции и перечень органов, которые могут провести сертификацию произ­водства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретной испытательной лаборатории, органа для сертификации производ­ства или системы качества осуществляет заявитель.

    Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изго­товления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потреби­телю (заказчику).    Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения устанавливаются в соответствии с нормативными или организационно-методическими документами по сертификации данной продукции и методиками испытаний.

    Заявитель представляет необходимую техническую документацию к образцу(образцам), состав и содержание которой устанавливается в порядке сертификации однородной продукции.

    Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, испытательная лаборатория или по ее поручению другая компетентная организация. В случае про­ведения испытаний в двух и более испытательных лабораториях отбор образцов для испытаний может быть осуществлен органом по сертификации (при необходимости с участием испытательных лабораторий).

    Образцы, прошедшие испытания, подлежат хранению в течение срока годности продукции или срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения образцов устанавливаются в документах, устанавливающих порядок сертификации однород­ной продукции.

    Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в норма­тивных документах, используемых при сертификации данной продукции.

    При отсутствии испытательной лаборатории, аккредитованной на компетент­ность и независимость, или значительной ее удаленности, что усложняет транспор­тирование образцов, увеличивает стоимость испытаний и недопустимо удлиняет их сроки, допускается проводить испытания для целей сертификации в испытательных лабораториях, аккредитованных только на компетентность, под контролем предста­вителей органа по сертификации конкретной продукции. Объективность таких испы­таний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает орган по сертификации, поручивший испытательной лаборатории их проведение. Протокол испытаний в этом случае подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории и органа по сертификации.

    Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертифика­ции. Копии протоколов испытаний подлежат хранению не менее срока действия сер­тификата. Конкретные сроки хранения копий протоколов (в том числе и для случая, когда заявителю не может быть выдан сертификат, ввиду несоответствия продукции установленным требованиям) устанавливают в системе сертификации однородной продукции и в документах испытательной лаборатории.

    Заявитель представляет в орган по сертификации документы, указанные в решении по заявке, в том числе документы о соответствии продукции установлен­ным требованиям, выданные федеральными органами исполнительной власти в пре­делах своей компетенции, если это установлено законодательными актами Россий­ской Федерации. При отсутствии у заявителя этих документов орган по сертифика­ции обеспечивает взаимодействие с полномочными органами с целью их получения(учитывая это в объеме работ по сертификации продукции).

    Заявитель может представить в орган по сертификации протоколы испытаний с учетом сроков их действия, проведенных при разработке и постановке продукции на производство, или документы об испытаниях, выполненных испытательными лабораториями, аккредитованными или признанными в системе сертификации.

    После проверки представленных документов, в том числе: соответствия содер­жащихся в них результатов действующим нормативным документам, сроков их выда­чи, внесенных изменений в конструкцию (состав), материалы, технологию, — орган по сертификации может принять решение о выдаче сертификата соответствия или о сокращении объема испытаний, или проведении недостающих испытаний, что от­ражается в соответствующих документах.

    Порядок анализа состояния производства сертифицируемой продукции устана­вливается в правилах по сертификации однородной продукции. Результаты анализа состояния производства отражают в заключении, которое учитывают при выдаче сертификата.

    Сведения (документы) о проведенном анализе состояния производства, сертификации производства, или сертификации системы качества указывают в сер­тификате на продукцию.

    Орган по сертификации после анализа протоколов испытаний, оценки про­изводства, сертификации производства или системы качества, анализа других документов о соответствии продукции, осу­ществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. Результаты этой оценки отражают в заключении эксперта. На основании данного заключения орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, оформляет сер­тификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии реги­страционного номера. В сертификате указывают все документы, служащие основанием для выдачи сертификата, в соответствии со схемой сертификации.

    Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретной про­дукции, на которую распространяется его действие, если требуется детализировать состав:

— группы однородной продукции, выпускаемой одним изготовителем и сертифи­цированной по одним и тем же требованиям;

— изделия (комплекса, комплекта) установленной комплектации составных частей и (или) запасных частей, применяемых для технического обслуживания и ремонта изделия (комплекса, комплекта), указанного в сертификате.

    При отрицательных результатах оценки соответствия продукции орган по серти­фикации выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин. При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция со­ответствует требованиям нормативных документов, установленных для данной про­дукции.

    Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества (если это предусмотрено схемой сертификации), но не более, чем на три года. Срок действия сертификата на партию продукции или изделие не устанавливают.

    Для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертифи­ката на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действи­телен при ее поставке, продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для предъявления требований по поводу недостатков продукции. В течение этих же сро­ков действителен и сертификат на партию продукции или изделие.

    При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или техноло­гию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требова­ниям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом орган, выдав­ший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки производства этой продукции.

    В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифи­цированной продукции (технический паспорт, этикетка и др.), а также в товаросо­проводительной документации делается запись о проведенной сертификации и ука­зывается номер и дата выдачи сертификата.

    Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответ­ствия, принятым в системе. Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец), в соответствии с лицензией на применение знака соответствия, выдан­ной органом по сертификации. Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, упаковку, сопроводи­тельную техническую документацию. Знак соответствия наносят на несъемную часть каждой единицы сертифициро­ванной продукции, при нанесении на упаковку — на каждую упаковочную единицу этой продукции. Он может быть нанесен рядом с товарным знаком. Знак соответствия наносят на тару или упаковку при невозможности нанесения знака соответствия непосредственно на продукцию (например, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ). При необходимости используют специ­альные технические средства, такие как ярлыки, ленты, выполненные как встроенная часть продукции (для канатов, кабелей и т.д.). Правила нанесения знака соответствия на конкретную продукцию устанавли­ваются порядком сертификации однородной продукции. Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен. Маркирование продукции знаком соответствия следует осуществлять способа­ми, обеспечивающими четкое изображение этих знаков, их стойкость к внешним воздействующим факторам, а также долговечность в течение установленного срока службы или годности продукции. Изображение знака соответствия может быть выполнено гравированием, трав­лением, литьем, печатанием или другим способом, обеспечивающим соблюдение предъявляемых к нему требований.

    Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится, (если это предусмотрено схемой сертификации), в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и другие проверки, необходимые для подтверждения, что реа­лизуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, под­твержденным при сертификации.

    Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, стабильность про­изводства, объем выпуска, наличие системы качества, стоимость проведения инспекционного контроля и т.д. Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавли­вают в порядке сертификации однородной продукции.

    Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления инфор­мации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за продукцией, на которую выдан сертификат.

    Инспекционный контроль, как правило, содержит следующие виды работ:

— анализ поступающей информации о сертифицированной продукции;

— создание комиссии для проведения контроля;

— проведение испытании и анализ их результатов;

— оформление результатов контроля и принятие решений.

    Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов испытаний образцов и других проверок, делается заключение о состоянии производства сертифицированной продукции и возможности сохране­ния действия выданного сертификата.

    Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются заявителю (изготовителю, продавцу) и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле.

    По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата (при этом он приостанавливает действие или аннулирует лицензию на применение знака соответствия) в случае несоответствия продукции требованиям нормативных документов, контролируемых при сертификации, а также в случаях:

— изменения нормативного документа на продукцию или метода испытаний;

— изменение конструкции (состава), комплектности продукции;

— изменения организации и (или) технологии производства:

— изменения (невыполнения) требований технолог, методов контроля и испыта­ний, системы обеспечения качества — если перечисленные изменения могут вызвать несоответствие продукции требованиям, контролируемым при сертификации.

    Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии на приме­нение знака соответствия принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом, его выдавшим, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной лаборатории соответствие продукции нормативным документам. Если этого сделать нельзя, то действие сертификата отменяется и лицензия на право применения знака соответствия аннулируется.

    Информация о приостановлении действия или отмене действия сертификата до­водится органом, его выдавшим, до сведения заявителя, потребителей, Госстандарта России и других заинтересованных участников системы сертификации однородной продукции. Порядок и сроки доведения этой информации устанавливаются поряд­ком сертификации однородной продукции.

    При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

— приостанавливает действие сертификата и действие лицензии на применение знака соответствия;

   информирует заинтересованных участников сертификации;

   устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

   контролирует выполнение изготовителем (продавцом) корректирующих меро­приятии.

    Изготовитель (продавец):

   определяет масштаб выявленных нарушений: количество произведенном с нарушением продукции, модель, номер и размер партии;

   уведомляет потребителей, общественность, заинтересованные организации об опасности применения (эксплуатации) продукции.

    После того, как корректирующие мероприятия выполнены и их результаты являются удовлетворительными, орган по сертификации:

   указывает изготовителю (продавцу) на необходимость новой маркировки для отличия изделия до и после корректирующих мероприятий, при этом в каждом кон­кретном случае определяет характер и вид маркировки;

— информирует заинтересованных участников сертификации.

    При невыполнении изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата и аннулирует лицензию на применение знака соответствия. Орган по сертификации представляет заявителю по его требованию необхо­димую информацию в пределах своей компетенции.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!