Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Органы и службы стандартизации Российской Федерации
Система средств обеспечения качества продукции (работ, услуг) реализуется в деятельности межотраслевого федерального органа исполнительной власти — Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии, сертификации при Президенте Российской Федерации (Госстандарт России), на который возложено государственное управление стандартизацией, деятельностью по обеспечению единства измерений, государственное регулирование и межотраслевая координация работ по сертификации в РФ.
Госстандарт России также ведает единой метрологической службой РФ, в которую включены:
■ государственные научные метрологические центры;
■ органы Государственной метрологической службы на территории субъектов РФ.
Государственная служба времени, частоты и параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) и Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).
Реализуя функции общего административного надзора и межотраслевого регулирования, Госстандарт России осуществляет следующие полномочия:
а) в сфере обеспечения единства измерений: межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений в РФ; установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин; определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений; осуществление государственного метрологическом контроля и надзора; осуществление контроля за соблюдением условий международных договоров РФ о признании результатов испытаний и поверки средств измерений и др.;
б) в области стандартизации: государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, работа по международной (региональной) стандартизации, установление правил применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории РФ и др.;
в) в области сертификации продукции (работ, услуг): установление общих правил и рекомендаций по проведению сертификации, проведение государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ, публикация информации о действующих системах сертификации и знаках соответствия, представление ее в соответствующие организации по сертификации и др.
В соответствии с этим Госстандарт России:
■ определяет порядок сертификации (работ, услуг);
■ определяет номенклатуру товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации;
■ аккредитует органы по сертификации отдельных конкретных видов товаров (работ, услуг), а также испытательные лаборатории (центры) для проведения соответствующих испытаний, представляет другим юридическим лицам право аккредитации;
■ осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации товаров (работ, услуг);
■ ведет государственный реестр сертифицированных товаров (работ, услуг), аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров);
■ принимает решения о признании сертификатов, выданных зарубежными и международными органами;
■ представляет Российскую Федерацию во взаимоотношениях с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сертификации товаров (работ, услуг).
Государственный метрологический надзор осуществляется Государственной метрологической службой Госстандарта России. Сферами его распространения являются здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности труда, торговые операции и взаимные расчеты между покупателями и продавцами, государственные учетные операции, обеспечение обороны государства, банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции, а также другие направления социальной деятельности, предусмотренные в ст. 13 Закона РФ “Об обеспечении единства измерений”.
Государственный метрологический контроль включает:
■ утверждение типа средств измерений;
■ поверку средств измерений;
■ лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже, прокату средств измерении.
Государственный метрологический надзор предполагает наблюдение:
■ за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;
■ за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
■ за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.
Кроме общего государственного метрологического надзора достаточно широко распространена деятельность метрологических служб государственных органов РФ и юридических лиц.
Положения о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц утверждаются руководителями этих субъектов. Создание их обязательно в тех сферах, что определены в ст. 13 Закона РФ “Об обеспечении единства измерений”, а также там, где это будет признано необходимым Госстандартом России.
Все метрологические службы юридических лиц подлежат государственной аккредитации, являющейся разновидностью специального разрешения на ведение деятельности в сфере метрологии. Прохождение аккредитации подтверждается аттестатом, выдаваемым Госстандартом России.
Основная нагрузка в части утверждения и опубликования информативной документации по стандартизации возложена на Госстандарт России. Система стандартов включает:
1) общероссийскую систему, которая содержит:
■ государственные стандарты РФ, применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, нормы и рекомендации по стандартизации;
■ общероссийские классификаторы технико-экономической информации.
2) локальную систему, включающую:
■ стандарты отраслей;
■ стандарты предприятий;
■ стандарты научно-технических обществ и других общественных объединений (ст. 6 Закона РФ “О стандартизации”).
Вся информация о государственных стандартах, общероссийских классификаторах научно-технической информации, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других зарубежных стран включается в федеральный фонд нормативных документов по стандартизации. Создание и ведение фонда поручено Госстандарту России. Информационные ресурсы фонда являются федеральной собственностью.
Государственный надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.
Контролирующими субъектами являются государственные инспекторы Госстандарта России, а в части использования нормативной документации по стандартизации в области строительства и промышленности строительных материалов — Минстрой России.
Главные государственные инспекторы Госстандарта России могут выдавать предписания:
■ об устранении выявленных нарушений обязательных требований государственных стандартов;
■ о приостановке реализации, использования проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг, не соответствующих требованиям государственных стандартов;
■ о запрете реализации, использования проверенной продукции, импортной продукции и оказания импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям государственных стандартов или не прошедших государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ.
Система сертификации преследует три основные цели:
■ подтверждение безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества;
■ обеспечение единообразия внутригосударственной и внешнеторговой практики, особых требований к качеству продукции, предъявляемых потребителями;
■ государственное признание в качестве общего эквивалента международного торгового оборота — золота, драгоценных камней и т.д.
Номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации, определяет, как правило, Госстандарт России.
2. Формы и характер сертификации
Закон предусматривает две формы сертификации — обязательную и добровольную. Обязательная сертификация должна осуществляться в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Такими актами являются законы “О стандартизации” и “О защите прав потребителей”. В первом из них, содержится требование об обязательности соблюдения требований государственных стандартов по безопасности и охране окружающей среды, а во втором — об обязательной сертификации продукции, на которую установлены такие требования.
Закон определяет общие требования по организации работ по обязательной сертификации, формам обязательной сертификации, состав участников обязательной сертификации, их полномочия и обязанности. Участниками обязательной сертификации являются государственные органы управления, центральные органы системы сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории(центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции. Закон допускает участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений (союзов) и организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления.
Закон определяет условия ввоза импортируемой продукции, организацию государственного контроля и надзора за соблюдением изготовителями, испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией, объекты государственного финансирования в области обязательной сертификации.
В соответствии с законом по продукции, которая не подлежит обязательной сертификации, и по тем требованиям (показателям качества), которые не являются обязательными для соблюдения органами управления и субъектами хозяйственной деятельности, может проводиться добровольная сертификация. Добровольную сертификацию может осуществлять любое юридические лицо, зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в установленном порядке. Органу по добровольной сертификации предоставлено право определять правила проведения работ в своей системе сертификации, в том числе порядок их оплаты. В свою очередь заявитель, желающий осуществить добровольную сертификацию своей продукции в конкретной системе добровольной сертификации, вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации и определить форму сертификации. При соблюдении требований, относящихся к органу по добровольной сертификации, органы по обязательной сертификации могут осуществлять добровольную сертификацию.
Изготовители продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, могут реализовывать ее только при наличии сертификата соответствия. Кроме того, они обязаны обеспечивать соответствие продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, осуществлять ее маркирование знаком соответствия, указывать в сопроводительной документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым она должна соответствовать, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя.
Закон устанавливает также обязанность изготовителя приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает требованиям соответствующих нормативных документов или если срок действия сертификата истек или его действие приостановлено решением органа по сертификации, обеспечивать беспрепятственное выполнение полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию и контроль за сертифицированной продукцией.
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
— создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций
и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также
для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве
и международной торговле;
— содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
— содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
— защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
— контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
— подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.
Деятельность по сертификации в Российской Федерации основана на законах Российской Федерации “О защите прав потребителя”, “О сертификации продукции и услуг” и других нормативных актах.
Сертификация продукции включает:
■ подачу заявки на сертификацию;
■ принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы; отбор, идентификацию образцов и их испытания;
■ оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);
■ анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия (далее — сертификат);
■ выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
■ осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);
■ корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия информацию о результатах сертификации.
Для проведения сертификации продукции заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации. При отсутствии у заявителя информации о таком органе и порядке сертификации интересующей его продукции, он может получить ее в территориальном органе Госстандарта России или в Госстандарте России.
При наличии нескольких органов по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них. При отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации заявка направляется в Госстандарт России или в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий работы по сертификации в пределах своей компетенции.
Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения, сообщает заявителю решение. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации, основывающиеся на установленном порядке сертификации данной однородной продукции, в том числе указывается схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень аккредитованных испытательных лабораторий (центров), которые могут проводить испытания продукции и перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретной испытательной лаборатории, органа для сертификации производства или системы качества осуществляет заявитель.
Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику). Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения устанавливаются в соответствии с нормативными или организационно-методическими документами по сертификации данной продукции и методиками испытаний.
Заявитель представляет необходимую техническую документацию к образцу(образцам), состав и содержание которой устанавливается в порядке сертификации однородной продукции.
Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, испытательная лаборатория или по ее поручению другая компетентная организация. В случае проведения испытаний в двух и более испытательных лабораториях отбор образцов для испытаний может быть осуществлен органом по сертификации (при необходимости с участием испытательных лабораторий).
Образцы, прошедшие испытания, подлежат хранению в течение срока годности продукции или срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения образцов устанавливаются в документах, устанавливающих порядок сертификации однородной продукции.
Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации данной продукции.
При отсутствии испытательной лаборатории, аккредитованной на компетентность и независимость, или значительной ее удаленности, что усложняет транспортирование образцов, увеличивает стоимость испытаний и недопустимо удлиняет их сроки, допускается проводить испытания для целей сертификации в испытательных лабораториях, аккредитованных только на компетентность, под контролем представителей органа по сертификации конкретной продукции. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает орган по сертификации, поручивший испытательной лаборатории их проведение. Протокол испытаний в этом случае подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории и органа по сертификации.
Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению не менее срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения копий протоколов (в том числе и для случая, когда заявителю не может быть выдан сертификат, ввиду несоответствия продукции установленным требованиям) устанавливают в системе сертификации однородной продукции и в документах испытательной лаборатории.
Заявитель представляет в орган по сертификации документы, указанные в решении по заявке, в том числе документы о соответствии продукции установленным требованиям, выданные федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, если это установлено законодательными актами Российской Федерации. При отсутствии у заявителя этих документов орган по сертификации обеспечивает взаимодействие с полномочными органами с целью их получения(учитывая это в объеме работ по сертификации продукции).
Заявитель может представить в орган по сертификации протоколы испытаний с учетом сроков их действия, проведенных при разработке и постановке продукции на производство, или документы об испытаниях, выполненных испытательными лабораториями, аккредитованными или признанными в системе сертификации.
После проверки представленных документов, в том числе: соответствия содержащихся в них результатов действующим нормативным документам, сроков их выдачи, внесенных изменений в конструкцию (состав), материалы, технологию, — орган по сертификации может принять решение о выдаче сертификата соответствия или о сокращении объема испытаний, или проведении недостающих испытаний, что отражается в соответствующих документах.
Порядок анализа состояния производства сертифицируемой продукции устанавливается в правилах по сертификации однородной продукции. Результаты анализа состояния производства отражают в заключении, которое учитывают при выдаче сертификата.
Сведения (документы) о проведенном анализе состояния производства, сертификации производства, или сертификации системы качества указывают в сертификате на продукцию.
Орган по сертификации после анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производства или системы качества, анализа других документов о соответствии продукции, осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. Результаты этой оценки отражают в заключении эксперта. На основании данного заключения орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера. В сертификате указывают все документы, служащие основанием для выдачи сертификата, в соответствии со схемой сертификации.
Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретной продукции, на которую распространяется его действие, если требуется детализировать состав:
— группы однородной продукции, выпускаемой одним изготовителем и сертифицированной по одним и тем же требованиям;
— изделия (комплекса, комплекта) установленной комплектации составных частей и (или) запасных частей, применяемых для технического обслуживания и ремонта изделия (комплекса, комплекта), указанного в сертификате.
При отрицательных результатах оценки соответствия продукции орган по сертификации выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин. При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция соответствует требованиям нормативных документов, установленных для данной продукции.
Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества (если это предусмотрено схемой сертификации), но не более, чем на три года. Срок действия сертификата на партию продукции или изделие не устанавливают.
Для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен при ее поставке, продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для предъявления требований по поводу недостатков продукции. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции или изделие.
При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки производства этой продукции.
В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифицированной продукции (технический паспорт, этикетка и др.), а также в товаросопроводительной документации делается запись о проведенной сертификации и указывается номер и дата выдачи сертификата.
Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе. Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец), в соответствии с лицензией на применение знака соответствия, выданной органом по сертификации. Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию. Знак соответствия наносят на несъемную часть каждой единицы сертифицированной продукции, при нанесении на упаковку — на каждую упаковочную единицу этой продукции. Он может быть нанесен рядом с товарным знаком. Знак соответствия наносят на тару или упаковку при невозможности нанесения знака соответствия непосредственно на продукцию (например, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ). При необходимости используют специальные технические средства, такие как ярлыки, ленты, выполненные как встроенная часть продукции (для канатов, кабелей и т.д.). Правила нанесения знака соответствия на конкретную продукцию устанавливаются порядком сертификации однородной продукции. Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен. Маркирование продукции знаком соответствия следует осуществлять способами, обеспечивающими четкое изображение этих знаков, их стойкость к внешним воздействующим факторам, а также долговечность в течение установленного срока службы или годности продукции. Изображение знака соответствия может быть выполнено гравированием, травлением, литьем, печатанием или другим способом, обеспечивающим соблюдение предъявляемых к нему требований.
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится, (если это предусмотрено схемой сертификации), в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и другие проверки, необходимые для подтверждения, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации.
Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, стабильность производства, объем выпуска, наличие системы качества, стоимость проведения инспекционного контроля и т.д. Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают в порядке сертификации однородной продукции.
Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за продукцией, на которую выдан сертификат.
Инспекционный контроль, как правило, содержит следующие виды работ:
— анализ поступающей информации о сертифицированной продукции;
— создание комиссии для проведения контроля;
— проведение испытании и анализ их результатов;
— оформление результатов контроля и принятие решений.
Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов испытаний образцов и других проверок, делается заключение о состоянии производства сертифицированной продукции и возможности сохранения действия выданного сертификата.
Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются заявителю (изготовителю, продавцу) и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле.
По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата (при этом он приостанавливает действие или аннулирует лицензию на применение знака соответствия) в случае несоответствия продукции требованиям нормативных документов, контролируемых при сертификации, а также в случаях:
— изменения нормативного документа на продукцию или метода испытаний;
— изменение конструкции (состава), комплектности продукции;
— изменения организации и (или) технологии производства:
— изменения (невыполнения) требований технолог, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества — если перечисленные изменения могут вызвать несоответствие продукции требованиям, контролируемым при сертификации.
Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом, его выдавшим, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной лаборатории соответствие продукции нормативным документам. Если этого сделать нельзя, то действие сертификата отменяется и лицензия на право применения знака соответствия аннулируется.
Информация о приостановлении действия или отмене действия сертификата доводится органом, его выдавшим, до сведения заявителя, потребителей, Госстандарта России и других заинтересованных участников системы сертификации однородной продукции. Порядок и сроки доведения этой информации устанавливаются порядком сертификации однородной продукции.
При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:
— приостанавливает действие сертификата и действие лицензии на применение знака соответствия;
— информирует заинтересованных участников сертификации;
— устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
— контролирует выполнение изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятии.
Изготовитель (продавец):
— определяет масштаб выявленных нарушений: количество произведенном с нарушением продукции, модель, номер и размер партии;
— уведомляет потребителей, общественность, заинтересованные организации об опасности применения (эксплуатации) продукции.
После того, как корректирующие мероприятия выполнены и их результаты являются удовлетворительными, орган по сертификации:
— указывает изготовителю (продавцу) на необходимость новой маркировки для отличия изделия до и после корректирующих мероприятий, при этом в каждом конкретном случае определяет характер и вид маркировки;
— информирует заинтересованных участников сертификации.
При невыполнении изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата и аннулирует лицензию на применение знака соответствия. Орган по сертификации представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!