Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
В период правления Ольгерда формируется основная территория Великого княжества Литовского и Русского и определяются сферы его влияния. Оформляется и структура этого государства, сохранившаяся в принципе и при ближайших преемниках Ольгерда. Великое княжество Литовское сложилось как федерация отдельных земель и княжеств. Степень их зависимости от центральной власти была различна. Формы этой зависимости, сложившиеся исторически (это во многом определялось обстоятельствами вхождения тех или иных земель в Великое княжество), в большей или меньшей степени обеспечивали местному боярству и городам, а иногда и представителям старых княжеских династий значительную внутреннюю автономию и, как правило, неприкосновенность социально-экономических и политических структур, сложившихся в предшествующий период.1
Уже при Миндовге существовал институт вассалитета - в тот период уделы сохраняли потомки литовских племенных князей (хотя именно эта категория знати нередко подвергалась репрессиям) и некоторые Рюриковичи. Кроме того, часть литовской знати, в том числе и родственники Миндовга, взамен владений на жмудских и литовских землях получили власть над отдельными русскими городами. К числу таких крупных княжеств, сохранивших зависимость от великого князя, можно отнести Новогрудское княжение Войшана. При Гедимине и Ольгерде продолжается вытеснение с княжеских престолов Руси потомков прежних династий (в том числе и дальних родственников самих литовских великих князей). В правление Ольгерда в большинстве подвластных ему восточнославянских княжеств сидят православные Гедиминовичи, преимущественно его сыновья (Андрей Полоцкий, Владимир Киевский, Дмитрий Брянский, Константин Черниговский). Их уделы отец, как правило, не трогает, зато племянников (особенно волынских) бесцеремонно
перемещает из одного княжества в другое, отнюдь не собираясь гарантировать им “вотчинные права”. Фактически князья-вассалы являются наместниками великого князя. Но сохранение княжения, позволявшее найти место в политической структуре государства для многочисленных представителей разросшейся династии Гедиминовичей, не затрагивало интересы местных феодалов, гарантировало им неприкосновенность “старины”. Договор, “ряд”, заключаемый с наиболее влиятельной частью населения вновь присоединенных земель, определял их отношения с верховной властью на протяжении нескольких веков. В ХV и в начале XVI в. эти отношения великие князья оформят специальными грамотами, привилегиями, пожалованными Полоцкой, Витебской, Смоленской, Киевской, Волынской землям. Бояре, высшее духовенство. горожане этих земель сохранили значительное влияние на местные дела.
Держава Гедимина по своей административной структуре напоминала свою историческую предшественницу - Киевскую Русь времен первых Рюриковичей. Ее правитель не ставил своей целью жесткую централизацию. Более тесный контроль великий князь осуществлял над своим доменом - землями коренной Литвы и Жмуди, старым ядром державы. включавшим также Черную Русь, Завилейскую Литву. Многие земли, признавшие его власть, сохранили свои “старины”, прежний порядок управления. Фактически сменялись лишь правители: место большинства здешних Рюриковичей (удержались они лишь в мелких уделах) заняли, как правило, родственники Гедимина. Некоторые из них, как и пришедшие с ними дружинники-литовцы, приняли православие, что способствовало их сближению с местным населением и довольно быстрой культурной ассимиляции. Князья-наместники уплачивали дань великому князю; по-видимому, для местных жителей это вполне компенсировалось защитой от иноземных нападений, обеспечением стабильности на всей территории огромного государства, что создавало благоприятные условия для развития внутреннего рынка, торговых связей с другими странами. При Гедимине столицей Великого княжества становится Вильно (современный Вильнюс). Важную роль в жизни этого города, возникшего на землях коренной Литвы, играл так называемый “русский город” - кварталы, населенные православными ремесленниками, торговцами. Но уже при Гедимине появляются в Вильно и два первых католических монастыря, приток населения с запада, в том числе из Прибалтики, Польши, Германии, довольно быстро превращает литовскую столицу в многонациональный город многих культур и традиций, мирно уживавшихся друг с другом. Однако долгое время именно восточнославянская культура определяла лицо этого города.1
При включении новых земель в состав Великого княжества Литовского не происходило существенного перераспределения и ломки форм собственности, которые характеризуют, например, централизаторскую политику московского правительства. Именно поэтому установление власти Великого княжества Литовского, как правило, проходило без особых потрясений. Великий князь присваивал часть феодальной ренты, положенную ему как сюзерену (дань взималась с княжеств и земель, сохранявших своих правителей или управлявшихся непосредственно его наместниками).
По социальной структуре населения Великое княжество Литовское фактически не отличалось от Северо-восточной Руси. Высший слой феодалов и здесь составляли князья. Этот титул, кроме измельчавших Рюриковичей, усвоили и члены рода Гедиминовичей и некоторые другие видные семьи балтского происхождения, а также отдельные потомки осевшей в Великом княжестве татарской знати. Основная масса литовских и западнорусских служилых людей-землевладельцев именовалась боярами. Здесь, в отличие от северо-востока Руси, этот древнерусский термин “девальвировался”, обозначая не высшую группу чинов великокняжеского двора, а всех служивших государю лиц благородного происхождения. С ХVI в. для этой группы под влиянием Польши утверждается наименование бояр-шляхты, а затем просто шляхты (тогда же “путными” и “панцирными” боярами стали называть крестьян, обязанных ходить на войну в отрядах отдельных феодалов). Бояре имелись и в удельных княжествах. Для обозначения этой группы населения существовали и некоторые локальные термины (например, “земяне”). Права боярства определялись обычаем, условиями пожалования земель. Общегосударственные органы представительства боярства, по-видимому, отсутствовали, но в отдельных землях местные феодалы активно участвовали в управлении. С конца XIV в., после унии Великого княжества и Польши (1387 г.) на литовские и русские земли постепенно проникают польские нормы государственного и административного устройства, в частности окончательно оформляется великокняжеский совет - рада панов (состояла из высших чинов государства - воевод, наместников земель и др.; в ее состав входили также некоторые родственники вели кого князя - удельные князья и католический епископ). Рада осуществляла верховную государственную власть в отсутствие великого князя. Привилеями 1492 и 1506 гг. великие князья обещают без согласия рады не решать важных вопросов внешней и внутренней политики. Рада являлась органом крупных феодалов (как и существовавшая при московском великом князе Боярская дума). На протяжении всего ХV в. в составе этого высшего правительственного органа резко преобладала литовская знать, т.е. представители той части феодалов, которые в силу своего католического вероисповедания согласно нескольким привилеям великих князей (1387, 1414 и др.) получили ряд новых прав, первоначально недоступных остальным феодалам Великого княжества. Окончательное уравнение в правах феодалов всех христианских вероисповеданий произойдет лишь в середине ХVI в. Однако с середины ХV в. привилегии православного боярства постепенно также расширяются, и уже в начале ХVI в. некоторые представители восточнославянской знати занимают высшие должности в администрации и участвуют в деятельности рады.
Горожане, “местичи” (мещане) составляли довольно многочисленную и влиятельную группу населения, особенно в таких городах, как Полоцк, Витебск, Киев, Вильно. Столица Великого княжества Литовского и Русского вскоре после крещения Литвы в католичество получила привилей на самоуправление по западноевропейскому образцу, закреплявший сословные права горожан и привилегии их общины. В других городах, как уже действовали старинные традиционные нормы самоуправления, и лишь с конца ХV и в ХVI в. они постепенно также заменяются магдебургским правом. “Местичи” противопоставлялись крестьянству, волостному населению. Многие горожане были особыми привилегиями освобождены от различных работ, традиционно исполняемых волостью, в пользу великого князя. В некоторых землях (особенно на востоке и на юге государства) горожане исполняли и некоторые повинности по укреплению городов (хотя, например, грамота киевлянам специально оговаривала: “а города им не рубити”. Не вдаваясь в подробности, можно констатировать, что в городском строе Великого княжества вплоть до введения магдебургского права, т.е. фактически (за исключением Вильно и Трок) до конца ХV - начала ХVI в., при всем многообразии индивидуальных черт нет принципиальных отличий от городов Северо-восточной Руси.
Разумеется, и здесь подавляющее большинство населения составляло крестьянство – “люди”, “мужи”. До конца ХV в. на основной территории Великого княжества в целом преобладала натуральная рента - характерные и для Киевской Руси даннические отношения между крестьянином и феодалом. Основной единицей государственного обложения оставалась волость, в восточной части Великого княжества Литовского и Русского (в том числе в Полоцкой и Витебской землях) нередко сохранявшая автономию и самоуправление (ряд волостей управлялся вплоть до ХVI в. не великокняжескими наместниками, а выборными «старцами», отвечавшими за уплату дани). Основной рабочей силой в хозяйстве феодала, как и в прежние времена, оставалась челядь – “люди невольные”, “паробки”, лишь в конце ХVI в. слившиеся с крестьянством (аналогичные московским холопам). В зависимости от своих основных обязанностей крестьяне делились на людей “тяглые” (обязанных нести барщину) и “данных” (оброчных), вносивших медовую, денежную или другую дань. Наряду с основными существовали и некоторые дополнительные повинности волостного населения: обязанности чинить мосты, дороги, давать подводы посланцам великого князя и др.
Большинство крестьян сохраняли личную свободу, однако имелись и люди “непохожие”, “отчинные”, уже в середине ХV в. находившиеся в зависимости от феодалов и, как правило, исполнявшие также отработочные повинности. С конца XIV в. быстрый рост церковного(католического) и светского феодального землевладения сопровождался расширением вотчинных прав феодалов, а в 1447 г. королем Казимиром Ягайловичем всему боярству Великого княжества был пожалован привилей, закрепивший за ним право вотчинного суда. Акт 1447 г. часто считают началом юридического закрепощения крестьянства (хотя вопрос этот очень сложен и дискуссионен из-за недостатка источников по предшествующему периоду). Кстати, завершится этот процесс примерно тогда же, когда и в Россия, в конце ХVI в., когда свод законов Великого княжества Литовского - Статут 1588 г. закрепит принцип “земской давности”, в соответствия с которым свободный крестьянин, прожив в имении 10 лет, превращался в крепостного. Впрочем, в отличие от Московской Руси, здесь так и не будет установлен бессрочный сыск беглых (феодал по тому же Статуту 1588 г. сохранял такое право лишь в течение 10 лет). В ХV в. по уровню развития феодальных отношений собственно литовские земли уже мало отличаются от восточнославянских, а впоследствии именно на западе Великого княжества (т.е. на территории, раньше всего включившейся в хлебную торговлю с Западной Европой) начнется активное распространение барщины.
Московская тенденция заключалась в усилении власти великого князя. Это затронуло прежде всего сам московский княжеский род. Большинство владений менее значимых князей в XIV веке было конфисковано Василием II, и эти князья признали великого князя как своего суверена. Некоторые из князей иных ветвей дома Рюрика, равно как и многие литовско-русские князья дома Гедимина стали служить великому князю московскому и в конце концов смещались с московскими боярами. Великому князю помогала как в законотворчестве, так и в администрации боярская дума (государственный совет), но дума не имела сама четко определенных властных полномочий. Во многих случаях великий князь использовал дьяков (государственных секретарей) и своих людей вместо бояр. Они назначались великим князем из числа простолюдинов и были полностью зависимы от него.
В качестве бывшего вассала монгольского хана и его фактическом наследника в высшей власти над Москвой великие князья приняли на себя функции ханской власти в сфере налогообложения и военной администрации. Как Дмитрий Донской, так и его сын Василий 1 использовали систему воинской повинности соответственно в 1380 и 1396 гг. При Василии II не было какой-либо всеобщей воинской повинности; оп зависел от малого, но хорошо обученного количества стражников - двора, сравнимого с монгольской “ордой”. Однако великий князь московский никогда не оставлял своего права всеобщем набора войска, и эта система была возрождена при наследниках Василия II, в особенности при его правнуке Иване IV.1
Для администрирования и осуществления судебной власти на местах великий князь полагался на своих наместников и волостелей. Они не получали жалования из казны великого князя, а должны были “кормить себя” на данной территории (система кормления) - т.е. они получали содержание от местном населения и оставляли себе долю гонораров от судопроизводства и часть налогов, полученных с данного района.
Старорусский институт вече (городское собрание) был расшатан монгольскими ханами с помощью русских князей и прекратил существование за исключением случаев нападения врагов или иных экстремальных ситуаций.
“Сословия народные по-прежнему были высшее, среднее и низшее. К первому относились мужи княжие или те особы, которые составляли княжеский совет и занимали почетные места в управлении. Они имели звания бояр, первостепенных сановников, воевод, предводителей войска, наместников, областных правителей и тиунов, или судей. К среднему классу принадлежали владельцы поземельные, под именем детей боярских, люди градские, граждане, гости; они имели свою собственность недвижимую. В низшем классе состояли черные люди и смерды (крестьяне), не имевшие ни земли, ни собственных домов, однако лично свободные; наконец, холопы, крепостные люди: это были пленники или несостоятельные должники, и давшие себя в кабалу. Все вообще сословия вполне зависели от своего государя и были обязаны ему безотчетным повиновением. Одни бояре могли переходить от князя к князю, но в таком случае теряли свои поместья. Монголы не имели прямого влияния на развитие гражданских понятий наших, ибо не могли передать нам ничего нового. Заметно, однако, что при них власть князей в отношении к подданным усилилась более прежнего: до монголов неоднократно встречаются веча, или народные собрания в Ростове, Владимире, Киеве; при монголах веча везде замолкли, исключая Новгород и Псков. Все стало покорствовать без всякого условия великому князю: в нем одном видели избавителя от тяжкого рабства; ему готовы были жертвовать и имуществом и жизнию”.1
В отличие от роста авторитарного и централизованного режима в Московии, правительство Великого княжества Литовского опиралось на принципы федерации и конституционных прав. После первого договора об объединении между Польшей и Литвой (1385 г.) конституция Литвы была пересмотрена сообразно с польским образцом. Великий князь назначался советом знати, известным как панская рада, соответствовавшим боярской думе Московии, но обладавшим большей властью. В Польше параллельно с этим аристократическим органом возникла ассамблея представителей провинциального мелкопоместного дворянства, посольская изба (палата представителей). Вместе оба органа составили сейм (парламент). Парламент контролировал польский бюджет, включая расходы на армию. Без санкции парламента король не мог принимать важные решения в сфере государственных дел. Схожие институты постепенно возникли также в Великом княжестве Литовском. Великое княжество было не централизованным государством, а свободной федерацией “земель” и княжеств. Каждая земля обладала значительной автономией, гарантированной привилеями (специальной хартией). В местных, равно как и в федеральных делах, аристократии принадлежала ведущая роль.2
Тем не менее при всех возможных региональных особенностях и отчетливо проявившейся в государстве Гедиминовичей в ХV в. тенденции к расширению привилегий феодалов и ослаблению их зависимости от верховной власти, что непосредственно отразилось на положении крестьянства, в социально-экономическом строе Московской и Литовской Руси мы не видим существенных и принципиальных различий, препятствующих их дальнейшему сближению. Различия заметны скорее в политической, идеологической области. Наиболее отчетливо это проявилось в положении православной церкви.
Несмотря на покровительство Гедиминовичей русскому духовенству, положение православных иерархов в их владениях было принципиально иным, чем в Северо-восточной Руси. Под властью московских князей православие пользовалось всеми привилегиями господствующей религии. Права церкви были подтверждены ханскими ярлыками, ее земельные владения росли, она играла важную роль в политической жизни. В Великом княжестве Литовском влияние митрополита и епископов ограничивалось необходимостью мириться с существованием сперва официального язычества, а затем и католической церкви, в 1387 г. завоевавшей статус господствующей. Это, кстати, способствовало демократизации местной церковной жизни, в том числе возникновению православных братств, объединений горожан, ограничивавших власть духовенства в церкви, облегчало проникновение идей Возрождения (ярчайшим примером может служить деятельность в начале ХVI в. восточнославянского первопечатника Франциска Скорины). Но церковь как общественный институт явно предпочитала почтительное послушание московских князей небрежному покровительству Гедиминовичей. Отдельные иерархи, поставленные по воле литовских государей, отражали в своей деятельности их волю, искали в сближении с католицизмом средства усилить свое влияние, поддерживая планы унии церквей. Но в целом именно православная церковь, особенно на территории Северо-восточной Руси, по-видимому, стала силой, наиболее активно препятствующей реализации литовских объединительных планов. Именно православная церковь видела в литовских князьях (сперва язычниках, затем католиках) своих идейных противников. Преодолеть ее нередко скрытое, но мощное сопротивление могло бы только официальное крещение Литвы в православие. При Ольгерде такой шанс еще сохранялся. Несмотря на неудачи в прямых столкновениях с Москвой, великий князь не отказался от своих замыслов, но вынужден был отложить их до лучших времен, отражая натиск Ордена.1
В конце ХV - начале ХVI в. в Восточной Европе довольно четко разграничиваются сферы влияния между литовским и московским объединительными центрами. Нарастающие различия в cтрое этих государств и, в частности, более привилегированное положение жителей Великого княжества, и в первую очередь - местных феодалов по сравнению с феодалами Московской Руси, отнюдь не способствуют широкой популярности среди
них “московской” программы объединения. Отсюда решительное нежелание признать власть московского государя, тот “государственный патриотизм”, за который их
почему-то упрекают современные историки. В конечном счете выдвинутая н конце ХV - начале ХVI в. московскими князьями программа “воссоединения” представляла собой политическую химеру, призванную обосновать аннексию пограничных земель Великого княжества. Ситуация изменится в ХVII в., в связи с обострением в Речи Посполитой религиозных противоречий в период контр реформации.
Тогда Украина, где этот процесс будет осложнен национальными противоречиями в результате ее колонизации польской шляхтой, в ходе восстания Хмельницкого после долгих колебаний все же признает сюзеренитет московского государя (безуспешно пытаясь со
хранить реальную автономию). В Белоруссии и Литве, как покажет ход русско-польской войны середины ХVII в., власть царизма, установленная ненадолго, будет сброшена - так отторгает здоровый организм чужеродное тело. И лишь в конце ХVIII в. “железом и кровью” присоединены будут белорусские и литовские земли к Российской империи.
Причины непопулярности в Великом княжестве “объединительной” политики царизма, а прежде - московского великокняжеского правительства понятны: наиболее влиятельную часть местного населения (бояр-шляхту и горожан) сложившийся в этом государстве строй устраивал больше, чем централизаторская политика российских государей. (Характерно, что через год после вступления в Смоленск Василия Ивановича в городе был раскрыт заговор с целью восстановления власти короля Сигизмунда I, в котором участвовал и местный архиепископ, за год до этого приветствовавший “православного государя”). Сложнее понять другое: почему объединительная программа Великого княжества не нашла успеха во Владимирской Руси?
Прежде всего, мы должны констатировать, что позиция княжеств северо-востока по отношению к Великому княжеству не была однозначной. Там, несомненно, существовали две сильные партии - пролитовская (господствовавшая в Твери и довольно сильная в Новгороде и Пскове) и промосковская. Фактически единственным последовательно “антилитовским” княжеством этого региона было Московское, добившееся лидерства и в случае победы Гедиминовичей терявшее гораздо больше, чем все остальные. Московские князья, как мы видели, в некоторые периоды сотрудничали с Великим княжеством Литовским и Русским, однако в конечном итоге они, как любой претендент на власть в Северо-восточной Руси, были заинтересованы в устранении его влияния в своем регионе влияния, способного свести на нет роль местного лидера. Аналогичную позицию занимало боярство, связавшее себя с этим политическим центром. Что особенно важно, фактически именно Москву поддерживала и православная церковь, что определило довольно устойчивую (за редкими исключениями) оппозицию иерархии политике Гедиминовичей. В Московском княжестве их объединительная программа встретила сильного соперника, и ее реализация натолкнулась на непреодолимые препятствия (хотя власть Гедиминовичей, гораздо менее обременительная, чем московская, устроила бы многих, в том числе и последних удельных князей, именно в Великом княжестве искавших убежища).
Московская Русь в ХIV в. оказалась неспособной помешать успехам Гедиминовичей на западе и юге Руси; но ее сил было достаточно для того, чтобы воспрепятствовать завершению объединения русских земель вокруг Вильно. Для того чтобы выстоять в этой борьбе, от московских князей, однако, требовалось напряжение всех сил. В отличие от правителей Великого княжества потомки Калиты проводили достаточно “жесткую” политику: репрессии, а не льготы и уступки утверждали ее власть в захваченных удельных княжествах и феодальных республиках.
Несколько веков Великое княжество Литовское являлось для Москвы грозным соперником. В борьбе с Ордой, с Великим княжеством Литовскими на северо-востоке сложился собственный, достаточно мощный государственный механизм, способный остановить натиск соседней литовской Руси. Так, в борьбе за пограничье формировались территории всех королевств и империй. Постепенно стабилизируясь, политические границы закрепляли региональные различия, способствовали формированию особых групп и народностей. То же произошло и на Руси. Великое княжество Литовское стало колыбелью украинцев и белорусов, Московская Русь - территорией формирования великорусской народности. “Две Руси” все более отдалялись, хотя сохраняли память о былом единстве. Их тяготение друг к другу проявлялось в разной форме, в том числе и в виде проектов личной унии, выдвигавшихся и в Великом княжестве, и в Москве вплоть до середины ХVII в. Но в те моменты, когда шансы такого объединения казались вполне реальными (хотя бы в момент избрания на царский трон королевича Владислава в 1612 г. или оккупации Белоруссии и Литвы войсками царя Алексея Михайловича в середине ХVII в.), оказывалось, что существующие государственные границы устойчивы и стабильны, что есть коренные различия в строе, обычаях, культуре этих земель.
1 Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. – Новосибирск, 1991. С. 15
1 Соловьев С.М. Литва // Соловьев С.М. Сочинения. Кн. 3. Т. 5-6. – М., 1993. С. 101-109
1 Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы. – М., 1992. С. 41-42
1 Устрялов Н.Г. Москва и Литва // Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года. – Петрозаводск, 1997. С. 200
2 Вернадский Г.В. Россия в средние века. – Тверь, 1997. С. 11-13
1 Карташов А.В. Общее положение русской церкви в литовско-польском государстве // Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х тт. Т. 1. – М., 1993. С. 535-542
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!