Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Способности»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

    2. Без занятий по развитию интеллекта уже невозможно представить процесс подготовки ребенка к школе и его дальнейшее развитие. В современном мире обyчаемость ценится значительно выше, чем обученность, потому и значимость работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка будет возрастать. Творческое начало следует развивать с самого раннего возраста, так как иначе оно может быть подавлено уже к 5-летнему возрасту. Одним из основных условий развития творческого мышления является создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Первая ступень на пути создания такой атмосферы развитие чувства психологической защищенности у детей. Следует помнить, что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемы или глупы, – это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, взрослому человеку следует относиться с уважением. Более того, взрослый должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

    Необходимо отметить важное значение обстановки и физической среды в развитии творческих способностей. Классная комната (или детская в доме), в которой проходят занятия дошкольников, должна быть устроена таким образом, чтобы в соответствии с выбранным занятием дети имели возможность свободно перемещаться из одной части комнаты в другие, не спрашивая разрешения у педагога. Класс должен быть снабжен всевозможными материалами и оборудованием, предоставляемыми в полное распоряжение детей. Педагог фактически становится консультантом и помощником детей. Оставляя за собой функцию общего контроля за происходящим в классе, педагог дает возможность детям строить творческий процесс самостоятельно.

    Часто сам творческий процесс рассматривается в виде трех взаимосвязанных этапов:

1. Ребенок ставит задачу и собирает необходимую информацию.

2. Ребенок рассматривает задачу с разных сторон.

3. Ребенок доводит начатую работу до завершения.

    Каждый из этих этапов требует определенных затрат времени, поэтому педагог не должен подгонять детей, а в случае тупиковой ситуации быть способным оказать им помощь.

    Педагоги и родители, ставящие своей целью развить у детей творческие способности, обязаны уделять особое внимание дивергентному мышлению. Дивергентное мышление характеризуют четыре основных качества:

       быстрота,

       гибкость,

       оригинальность

       точность.

    Под быстротой в данном случае понимается способность высказывать максимальное количество идей, причем в данном случае важно не их качество, а количество. Взрослый может стимулировать ребенка к демонстрации беглости мышления такой, например, фразой: «Давай-ка посмотрим, сколько ответов ты можешь предложить» или вопросом: «Что ты еще можешь?» Гибкость это способность высказывать широкое многообразие идей. Способность порождать новые нестандартные идеи называется оригинальностью, она может также проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми. Точность, или, иначе говоря, законченность, это способность совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту. Если педагог захочет, чтобы ребенок проявил это качество, например, при рисовании, он может спросить: «Как ты думаешь, чего недостает в твоей картине, может быть, надо что-то добавить?» Считается, что необходимо расширять доступный детям набор интеллектуальных действий, поощрять активное продуцирование идей, причем самых разных и необычных.

    Можно привести следующие общие способы стимуляции творческой активности.

1.   Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления.

2.   Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

3.    Поощрение высказывания оригинальных идей.

4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.

5.   Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

6.   Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

    Создание среды, способствующей развитию творческих способностей, и использование специальных методик являются важными условиями для формирования личности маленького человека. В современных условиях часто для нахождения решения требуется перебрать сотни тысяч вариантов. Тут метод проб и ошибок малопродуктивен. Мы не можем полагаться лишь на этот метод при формировании у детей знаний и умений, но и без него не обойтись. Как маленькие дети строят что-нибудь из конструктора или собирают пирамидку? Путем проб и ошибок. И положительный результат для них каждый раз открытие. Итак, в педагогической практике метод проб и ошибок нельзя оценивать однозначно отрицательно: часто предложения подумать, догадаться, придумать свой вариант решения проблемы повышают интерес к учению, стимулируют познавательную активность детей… Для дошкольников метод проб и ошибок является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.

    Что же такое творчество? Как проявляются творческие способности? Какая именно среда необходима в первую очередь для развития творческих способностей дошкольников? Эти вопросы интересуют многих, в том числе родителей и педагогов.

    В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества (креативности): «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Таким образом, следуя этой формулировке, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы активизирующие творческую продуктивность. Учитывая результаты многократных наблюдений, можно заявить, что это определение творчества применимо и в отношении детей дошкольного возраста. Составители учебных программ единодушно подчеркивают, что сам процесс участия ребенка в экспериментировании гораздо более важен для развития детских творческих способностей, нежели получаемый конечный результат их деятельности. Многие выдающиеся подвижники науки и культуры – от Ф. Бэкона до П. Флоренского, от Дж. Дью до А. Ахматовой – писали, что мера креативности развитых форм созидательной деятельности взрослых людей во многом определена тем, насколько их творческие свершения пронизаны «детским» началом.

    Суждение об успехах, достигнутых ребенком, выносится на основании сравнения этих достижений с предыдущими результатами. Некоторые педагоги, вместе с тем, считают, что творческие способности являются врожденным свойством, причем природа награждает ими далеко не всех. Подобная точка зрения основывается на суждениях о сравнительных качествах конечных продуктов деятельности. Этот критерий вполне применим для выявления «более» творческих индивидуумов из какой-то группы населения, но мало полезен для стимулирования творческой активности детей. Если педагоги сводят свое определение творчества к относительному качеству конечных продуктов деятельности, то предпосылки, ведущие к созданию этих продуктов, остаются вне зоны их внимания.

    В отличие от концепций, связывающих креативность с качеством конечных продуктов, мы придерживаемся точки зрения на характер творчества, которая основана на гуманистических подходах. Проявления креативности (их усиление или ослабление) подвержены влиянию многих внешних условий. Например, в условиях, характеризующихся отсутствием критики, оценок или стресса, дети намного лучше справлялись с творческими и интеллектуальными задачами.   

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!