Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Сознание»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

1. Понятие о сознании и личности

 

    В реальной жизни психика человека существенно отличается от пси­хики даже высокоорганизованных животных тем, что она в большинстве своих проявлений осознанна. Все те формы отражения и психические яв­ления, которые свойственны и человеку и животному, у человека значи­тельно усложнены, с оставляют единство с сознанием и носят подчиненный характер. Отметим, что даже безусловно рефлекторный акт у челове­ка является способом и своеобразным механизмом осуществления созна­тельного действия, у животных же такой акт может войти в состав толь­ко более или менее сложного инстинктивного действия.

    Сознание — это высшая форма отражения объективной действитель­ности, свойственная только человеку. Оно представляет собой единство всех форм познания человека, его переживаний и отношений к тому, что он отражает. Ощущение, память, мышление, мечта, склонность, настой­чивость, принципиальность и все другие психические процессы, состоя­ния и свойства человека — это различные проявления его сознания.1

    Правильное понимание сущности сознания возможно только с пози­ций диалектико-материалистической методологии. Сознание — это спе­цифическая форма жизнедеятельности человека, продукт его взаимоот­ношений с объективной действительностью. Говоря другими словами, в течение жизни на каждого человека воздействуют предметы и явления, события и другие люди, составляющие окружающий его мир. Но и чело­век, подвергаясь влияниям внешнего мира, так или иначе воздействует на него: что-то использует для удовлетворения своих потребностей, от ка­ких-то влияний стремится уклониться и т.д.

    Так в общем виде осуществляется взаимоотношение между окружающим миром и человеком. Но это еще далеко не полностью характеризует челове­ка и его сознание. Человек не только определенным образом относится к объективной действительности. В отличие от животного он избирательно относится и к своей жизнедеятельности, то есть к своему собственному отно­шению, объективно направленному на окружающий мир. Это и есть показа­тель того, что жизнедеятельность человека является сознательной.

    Чем же объясняется наличие такой сложной специфически человечес­кой системы отношений, порождающей сознание человека? Ответ на этот вопрос раскрывают законы исторического развития человеческого общества и сознания отдельного человека, личности.

    Отметим, что носителем сознания является личность. Но что следует понимать под личностью? Личность — это человек в единстве всех его социально-психологических качеств и сил, направляющих его практиче­скую деятельность.1 Деятельность — это взаимодействие конкретного че­ловека с объективной действительностью, в процессе которого он созна­тельно и активно стремится к достижению поставленных целей. Следует, однако, иметь ввиду, что личность не должна противопоставляться об­ществу, как бы индивидуально не проявлялись ее особенности. Предста­витель человеческого рода личностью, то есть сознательным существом, активно преобразующим действительность, становится только под влия­нием общества, деятельности и общения с другими людьми.

 

2. Роль труда и общения в развитии сознания и личности

 

    В работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” и показано, что труд — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека. Разъясняя это положение, Ф. Энгельс опи­рался на данные науки, которые неопровержимо доказывают, что в опре­деленный исторический период под влиянием резкого изменения природ­ных условий жизни у предков человека произошли серьезнейшие биоло­гические и психологические изменения. Постепенно у них появилась пря­мая походка, и передние конечности превратились в руки, которые все более и более совершенствовались в процессе труда. Под влиянием труда начала быстро развиваться центральная нервная система, особенно полу­шария головного мозга, и их кора, состоящая из множества нервных кле­ток, принимающих сигналы внешней и внутренней среды, и благодаря этому способная отражать действительность во всех ее тонких связях и отношениях с человеком.1

    Давая такую характеристику труда и определяя его роль в формиро­вании человека, следует отметить, что труд есть прежде всего процесс, со­вершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контроли­рует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голо­ву и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю при­роду и изменяя ее, он в то же время изменяет и свою собственную приро­ду. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и ко­торой он должен подчинить свою волю.

    Указанные выше моменты глубоко характеризуют специфически че­ловеческую деятельность и показывают, как человек сознательно отра­жает объективную действительность. Вместе с тем здесь подчеркивается, что процесс отражения влияет на деятельность человека, ориентирует ее и приводит к изменению окружающего мира.

    Изготовление орудий труда является связующим звеном между челове­ком и природой. Там, где отсутствует это звено, нет трудовой деятельнос­ти. Однако производство орудий труда (средств воздействия на природу) представляет собой совершенно новый, качественно своеобразный, специ­фически человеческий этап развития жизни на земле. Известно, что и в жи­вотном мире наблюдаются случаи использования, например, человекооб­разной обезьяной камня для того, чтобы разбить твердый орех, или палки, с помощью которой она достает пищу. Особенно успешно это происходит в экспериментальной обстановке под влиянием человека. Но камень и пал­ка в данном случае не являются орудиями... Они сами по себе не удовлетво­ряют биологических потребностей и поэтому не сохраняются животными впрок, на будущее. Это обусловлено тем, что используемые животными камень и палка непосредственно не способствуют поддержанию их жизни.

    У людей все это обстоит принципиально иначе. Уже первобытный че­ловек на самой начальной стадии своего развития не только использо­вал, но и сохранял впрок камень, палку и другие орудия, при помощи ко­торых он добывал пищу. Больше того, человек постепенно научился изготовлять сложные орудия и этим начал подчинять себе природу.

    Безусловно, следует отметить, что изготовить орудие, пусть для нача­ла самое примитивное, — значит по-человечески познать определенные закономерности объективно существующей материальной действитель­ности, и не только познать, но и посредством одних сил природы созна­тельно воздействовать на другие силы. Психологически это представляет сознательную постановку и достижение целей и учет всех свойств как орудий, так и той части природы, на которую направлено их воздейст­вие. Чрезвычайно существенным в сознании человека является то, что у него есть возможность предвидеть результат своей деятельности и на ос­нове этого управлять своими действиями.

    Ясно, что для осуществления сознательной трудовой деятельности не­достаточно обладать только врожденными механизмами поведения, как это свойственно животным; особо необходим и индивидуально приобре­тенный опыт.

    В онтогенезе человек проходит ряд ступеней своего развития, каждой из которых соответствует определенный вид деятельности. В детском возрасте основным видом деятельности является игра, в которой человек развивается и духовно и физически, готовясь к самостоятельной жизни в обществе. В детской игре всегда отражены конкретные социальные усло­вия жизни взрослых людей. Чем содержательнее игра детей, чем лучше она организована с точки зрения использования психологических зако­номерностей, тем активнее и эффективнее в процессе ее развивается лич­ность. Игровой деятельностью занимаются не только дети, но и взрос­лые. Они развивают в процессе игры свои способности и наклонности, интересы и чувства, волю и ум. Так, в спортивных играх формируются сообразительность, воля, настойчивость, мастерство, и каждый участник психологически формируется как личность.

    Известно, что в процессе труда формировавшиеся люди пришли к то­му, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Итак, по­явился язык — средство общения людей между собой, способ передачи мыслей друг другу и сообщения о своих чувствах, действиях и поступках. Язык возник вместе с сознанием человека. Он так же древен, как и созна­ние. Именно язык, как порождение труда, привел к образованию понятий и мышления в психике и к образованию второй сигнальной системы в выс­шей нервной деятельности человека. А это, в свою очередь, привело к об­разованию новых форм психического отражения. На основе комплексных ощущений возникли восприятия, на основе эмоций — чувства, на основе механической памяти — смысловая, появилась специфическая человечес­кая форма отражения — воля и, наконец, как их интеграл — сознание че­ловека — наивысшая в эволюционном ряду форма отражения, для кото­рой характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной действительности и осуществляемое на этой основе преобразование окру­жающей реальности. Так было в истории возникновения — антропогенезе. Аналогичное происходит и в индивидуальном развитии каждого человека.

    Формирование сознания и личности непосредственно связано с обще­нием. Труд, игра и учение человека происходят не сами по себе, а в обще­нии с другими людьми, во взаимодействии с ними. Человек, как правило, является членом ряда общностей (семья, производственный, спортивный, профсоюзный коллективы и т.д.). В каждом из них он играет определен­ные заранее заданные роли: хозяина семьи, опытного мастера, заслужен­ного спортсмена и т.п., с определенных позиций относится к себе и дру­гим людям. С течением определенного времени личность овладевает со­ответствующим образом общения, то есть система социальных ролей и отношений личности преломляется в ее сознании.

    Следует отметить, что удовлетворяя потребность в познаниях других людей и взаимодействуя с ними, человек получает возможность тем са­мым осознать себя и свое положение среди себе подобных и свое отноше­ние к ним, самооценить себя и утвердить среди других. Благодаря всему этому возникает сознание, своего “Я” — самосознание и сознание. В дея­тельности человека проявляется весь механизм общения — подражание и соперничество, антипатии и сочувствие, взаимное внушение и требования, складывается определенный уровень притязаний и другие механиз­мы развития психики человека. Общение и деятельность человека высту­пают в качестве основных исходных условий взаимодействия с общест­вом и формирования сознания и личности. В общении, взаимодействии проявляются и формируются особенности личности. Человек обретает социальные качества и становится личностью в деятельности и общении, в которых удовлетворяются потребности и осуществляются действия и поступки. Они, как правило, связаны с оценкой и самооценкой индивида как личности, которые развивают волю человека, оттачивают его ум и моторную сферу, формируют характер, развивают способности. В дея­тельности и общении проявляются все стороны личности.

 

3. Структура сознания

 

    Структура сознания — это единство элементов целого и их связей. Для структурного анализа сознания, поэтому, необходимо выявить все его элементы, их взаимообусловленность между собой и связь с целым, кото­рым и является сознание.

    Сознание (как уже было сказано) является высшей формой психичес­кого отражения действительности, развивающейся на основе более про­стых форм и включающих их в себя. Все формы психического отражения являются частями целого, которое входит в структуру сознания человека. Значит, три категории психических явлений (психические процессы, со­стояния и свойства личности) также входят в структуру индивидуального сознания. Этот факт и обуславливает общие качества сознания, кото­рые наделяют его динамичностью и константностью, взаимодействие ко­торых и определяет диалектику сознания личности.

    Константность сознания — это относительная его неизменчивость, ус­тойчивость и, главное, преемственность, определенная памятью. Как правило, “мое сознание” сегодня — это во многом то же сознание, что и вчера. Константность сознания обусловливается психическими состоя­ниями и особенно свойствами личности. динамичность же сознания — это его изменяемость, развиваемость, обусловливаемая кратковременны­ми и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состояниях и в изменении свойств личности.

    Следует, однако, отметить, что каждый акт сознания, как целостный, константный и ограниченный во времени этого длительного и динамич­ного потока сознания, всегда содержит в себе три компонента: познание, переживание и отношение. Каждый из этих элементов в различных актах сознания может играть определенную роль. Однако сущность сознания в том и заключается, что все эти три момента всегда сплавлены в любом психическом акте в их неразрывном единстве. Так, познание — это про­цесс приобретения в ходе общественно-практической деятельности ис­тинных знаний об объективном мире. Познание есть отражение человеком природы. Элементарной формой познания является ощущение, выс­шей — творческое мышление. Уже сами слова “познание” и “сознание” показывают их связь между собой и со знанием.

    Знания — это целостная и систематизированная совокупность поня­тий, усвоенных человеком. Их физиологическим механизмом является деятельность второй сигнальной системы. Психологически в основе зна­ний лежат мышление и память. Но знания человека включают в себя и первосигнальные ощущения, свойственные и животным. Последние ле­жат в основе процесса узнавания, свойственного и человеку, хотя и при­обретающего у него более сложную форму и тесную связь с усвоением.

    Отметим, что усвоение — это психическое явление, в структуру кото­рого входят понимание, запоминание и возможность активного исполь­зования определенных сведений, включаемых в систему понятий. Переживание — это одна из форм, один из компонентов сознания, не содержа­щий образа отражаемого или мыслей о нем, а отражающий реальный мир в форме удовольствия или неудовольствия (сострадания), напряже­ния или разрешения, возбуждения или успокоения. Эти три пары пережи­ваний обычно рассматривают как простейшие эмоции, которые входят в более сложные эмоции и чувства.

    Отношение — (последний) компонент акта сознания; в нем проявляет­ся активность последнего и его обратная связь с отражаемым миром. Со­знание — это не только отражение, но и отношение человека к окружаю­щему; при этом отражение и отношение взаимосвязаны. Само отражение включает отношение к отражаемым явлениям.1 Теснее всего отношения связаны с эмоциями и чувствами; наиболее отчетливо они проявляются в волевых актах.

    Следует отметить, однако, что отношения еще бывают и объективно существующими. Отражением этих реальных объективных отношении являются субъективные, психические отношения людей, изучаемые пси­хологией. Никаких субъективных психических отношений, которые не являлись бы отражением объективных отношений, нет. Но личность, в силу избирательности общений, всегда, в соответствии со своими особен­ностями, несколько видоизменяет отражаемые отношения. Следователь­но, необходимо четко различать две формы отношений, называя первую объективными отношениями, а вторую – психическими отношениями, являющимися отражением первых.

    Сознательные, личностные отношения представляют высшую форму психических отношений и начинаются с противопоставления “Я” и “не Я”, то есть с появления сознания и личности. Для человека личностные и психические отражения совпадают, поскольку субъективный компонент человеческой психики — это и есть сознание, а личность — человек как носитель сознания. Поскольку сознание может быть разной степени яс­ности и различного уровня, постольку по этим же критериям многооб­разны и личностные отношения.

    Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Процесс усвоения личностью со­циального опыта осуществляется через посредство “внутреннего мира” личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он де­лает и что совершается с ним. Активность личности проявляется в харак­терных для нее мотивах поведения, установках, отношениях, способах действия, то есть в многообразной деятельности, направленной на преоб­разование объективной реальности. Она находит выражение в жизнен­ной позиции, которую человек занимает. Все внешние воздействия на че­ловека в свою очередь оказываются преломленными социально обуслов­ленной системой или совокупностью внутренних условий деятельности, которые в целом образуют то, что мы называем личностью. Личностные отношения — это отражение тех объективных отношений, в которых предметы и явления реального мира находятся в определенной связи сданной личностью — субъектом познания.

    Нам следует сказать и о том, что объективные отношения и связи неиз­бежно и закономерно возникают в любой реальной группе (отношения за­висимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.). Отражени­ем этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые предстают одним из важнейших объектов изучения социальной психологии. Основной путь исследования межличностных отношений внут­ри группы — это углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данной группы. Задача изучения межличностных отношений возникает при рабо­те с каждым коллективом, где повседневно совершаются “социальные факты” (явле­ния взаимопомощи, дружбы и т.д.). В каждой группе, коллективе сущест­вуют личности с отчетливо выраженными личностными отношениями; не­редко ряд личностей выявляют более или менее одинаковые отношения. Они-то и определяют отношения группы в целом. Правильное понимание и использование личностных и межличностных отношений важно как для психологической теории, так и для практической деятельности.

    Уровень ясности сознания — еще одна сторона структуры сознания. Она играет весьма существенную роль для практической психологии, по­скольку практическая деятельность часто выполняется в экстремальных условиях, заметно влияющих не только на отдельные психические функ­ции, но и на сознание в целом.

    Одним из низших уровней ясности сознания является спутанное со­знание. Отметим, что его каждый может наблюдать у себя и других лиц в просоночном состоянии, в период перехода от сна к бодрствованию. Во время обморока сознание совсем отсутствует. Высшим уровнем сознания является самосознание.

    Самосознание — это осознание человеком своего “Я”, роли в обществе и активное их регулирование. Высшей формой самосознания является кол­лективизм, как самосознание личности, осознавшей себя членом коллектива. Иногда личность связывают не с сознанием в целом, а только с самосо­знанием. Такая точка зрения сужает понятие личности. Однако чем выше и яснее самосознание личности, тем больше ее ценность для общества.

    Такова структура сознания, которая определяет и ряд его общих ка­честв: активность, константность, целостность, преемственность и яс­ность.

    Сознание всегда проявляется в деятельности, и его структура в каждый определенный отрезок времени соответствует психологической структуре деятельности, совершаемой человеком в этот отрезок времени. Однако эти структуры только соответствуют друг другу, но не тождест­венны, как едины, но не равнозначны сознание и деятельность.

 

4. Формы сознания

 

    Кроме индивидуального сознания существует групповое и обществен­ное сознание, и как вид последнего — коллективное сознание.

    Общественное сознание является обобщенным сознанием большого числа личностей. Это обобщение осуществляется не только в один исто­рический период, но и в историческом процессе классовой борьбы. Об­щественное сознание формируется и проявляется через индивидуальное сознание конкретных личностей. Если же общественное сознание. обоб­щено в религии, искусстве, науке, идеологии и материализовано в соот­ветствующих произведениях, на современном уровне культуры человече­ства, уже теряющих “индивидуальное авторство”, оно бывает оторвано от личности до тех пор, пока материализованные продукты обществен­ного сознания не потребляются, и остается потенциальной силой. Потре­бителем, приводящим эту силу в действие, всегда является личность кон­кретного человека, группа или коллектив.

    Известно, что проблемы индивидуального и общественного сознания в психологии давно уже разрабатывались и продолжают разрабатывать­ся в настоящее время.

    Коллективное сознание определяется прежде всего общественной иде­ей, как проявлением общественного сознания, которая регулирует дея­тельность отдельных личностей этого коллектива и всего его в целом. Поэтому коллективное сознание — это всегда групповое сознание, но групповое сознание — не всегда коллективное сознание. Групповое со знание, не ставшее коллективным, следовательно, не выходит по целям деятельности за рамки группы. В этом и есть их различие.

    Понятно, что обозначенные особенности соотношения индивидуаль­ного сознания и личности проявляются и в соотношении группового со­знания и личности, состоящей в группе, а последние проявляются в осо­бенностях коллективного сознания и личности, входящей в коллектив.

 

5. Состояние сознания

 

    Мы уже отмечали, что существование человека состоит из непрерыв­ного взаимодействия с окружающим миром, что позволяет индивидууму обеспечивать свою адаптацию, а тем самым и выживание. Человек еже­минутно сталкивается с ситуациями, значение которых варьируется в за­висимости от его потребности или намеченных целей.

    Нам важно отличать понимание активации человека психофизиоло­гами от ее понимания в психологии.

    Физиологическая активация связана с функцией центров, находящих­ся у основания головного мозга. В этих центрах заключены механизмы пробуждения. Происходящая в результате этого активация высших цен­тров позволяет организму бодрствовать и внимательно следить за сигна­лами от окружающего мира, что обеспечивает ему сохранение как физи­ологического, так и психологического равновесия.

    Психологическая активация представляет собой продолжение физио­логической активации. Она связана с расшифровкой внешних сигналов, которая зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания чело­века, а также от его потребностей, вкусов, интересов и планов.

    Уровень и характер активации человека зависит от ряда взаимосвя­занных факторов. Уровень активации в основном определяется соответ­ствующими естественными циклами бодрствования и сна, но он, безус­ловно, может видоизменяться и при медитации или под воздействием ле­карственных веществ. Восприятие всего окружающего — это результат истолкования сигналов, улавливаемых нашими рецепторами — глазами, ушами, носом и ртом, настроенными на внешний мир. Чувствительны также мы и к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным обра­зам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее созна­тельном уровне.

    Следует отметить, что поиски выбор сигналов будет зависеть от дру­гого источника активации, который постоянно направляет и поддержи­вает эти процессы. Это уровень конкретных врожденных потребностей и приобретенных в течение жизни мотиваций, а также эффективных ком­понентов — эмоций и чувств. Активация всегда частично включает пред­варительную обработку информации, позволяющую расшифровывать сигналы из внешнего и внутреннего мира.

    Как отмечает канадский психолог Ж. Годфруа, традиционно западная психология признает два состояния сознания, присущих всем инди­видуумам: с одной стороны, крепкий сон, рассматриваемый как период отдыха, а с другой — состояние бодрствования, или активное состояние. Бодрствование — это состояние, в котором мы можем приспосабливать­ся к внешней действительности.1

    Осознание внешнего мира и одновременно нашего внутреннего мира меняется на протяжении всего дня. Восприятие событий в большой сте­пени зависит от нашего состояния, от того напряжены мы или нет, воз­буждены или находимся в полудремоте. Поэтому обработка информации меняется подчас очень существенно в зависимости как от уровня бодрст­вования, так и от готовности к восприятию сигналов.

    Отметим, что медленноволновый сон составляет около 80% общего сна. Ученые смогли выделить четыре стадии, в течение которых мозговая активность проявляется в форме все более и более медленных волн, вплоть до четвертой стадии, соответствующей глубокому сну. После то­го как человек погружается в сон, ритмы сердца и дыхания замедляются, становясь все более равномерными. Даже если вначале сохраняется неко­торый тонус мышц, в момент достижения глубокого сна тело расслабля­ется, и организм в максимальной степени восстанавливает физические силы. Следует сказать, что некоторая реактивность сохраняется и во вре­мя сна: в частности многие люди способны просыпаться в намеченный час или при произнесении их имени.

    Вторая стадия сна — сон с быстрыми движениями глаз, называемый “парадоксальным” сном из-за наблюдаемого, казалось бы, несоответст­вия между состоянием тела и активностью мозга. Во время протекания этой стадии разбудить спящего очень трудно, но если все же это удаст­ся, то богатство и точность деталей этого сновидения контрастирует с тем, что бывает во время медленноволнового сна. Поскольку сновиде­ния тесно связаны с парадоксальным сном — отмечает канадский психо­лог Ж. Годфруа, можно сделать вывод, что их продолжительность, веро­ятно, сравнима с продолжительностью периодов такого сна, то есть со­ставляет примерно 20% общего времени сна.1 Уже давно установлено, что если глубокий сон необходим организму, то нужен ему и парадок­сальный сон.

    Теперь кратко остановимся на феномене медитации. Это особое со­стояние сознания, вызываемое по желанию субъекта. Установлено, что все виды медитации преследуют одну цель — сосредоточить внимание, чтобы ограничить поле экстравертированного сознания настолько, что мозг будет ритмически реагировать на тот стимул, на котором сосредо­точился субъект. Существует несколько способов достижения этой це­ли: можно сконцентрировать внимание на мыслях или физических ощу­щениях, можно использовать ритмические танцы, или же практиковать йогу, которая делает акцент на владение телесными позами и дыханием. Во всех случаях мозг начинает все больше и больше синхронизиро­вать свою электрическую активность. Отдельные люди достигают вовремя медитации даже такого уровня контроля, что могут по собствен­ному желанию замедлять сокращения сердца или уменьшать потребле­ние кислорода.

    Практика показывает, что существует множество различных наруше­ний сна. Касаются они, безусловно, как засыпания, так и стадии глубоко­го или парадоксального сна. Так, в частности, кошмары — это мучитель­ные сновидения во время парадоксального сна. Благодаря своей эмоцио­нальной окраске они запоминаются гораздо лучше, чем другие сновиде­ния, и поэтому субъект при пробуждении рассказывает о них чаще. Учи­тывая связь, которая существует между кошмарами и проблемами, с которыми мы сталкиваемся наяву, необходимо чаще рассказывать об этих эпизодах, чтобы понять, а иногда и разрешить трудности, приводящие к таким сновидениям.

    Обычно ночные ужасы появляются во время медленноволнового сна и приводят к внезапному пробуждению в состоянии испуга. В отличие оттого, что происходит в случае кошмаров, у субъекта сохраняется очень мало воспоминаний об этих моментах ужаса, после которых он, впрочем, почти сразу же засыпает.

    Известно, что у отдельных людей может наблюдаться в период мед­ленноволнового сна явление сомнамбулизма. Такие лица встают, не про­сыпаясь, со своей постели и разгуливают по спальне или дому.

    В большинстве случаев на всем протяжении этой “прогулки”, которая иногда может длиться часами, субъект способен отвечать на вопросы, ко­торые ему задают. Тем не менее по пробуждении у него не остается ника­ких воспоминаний о его ночном приключении. Даже если он и помнит что-нибудь, то это обычно не имеет никакого отношения к тому, что мог­ло бы с ним произойти, например, во время его экскурсии.

    Следует нам остановиться и на проблемах нарколепсии и каталепсии. Нарколепсия — это особое расстройство сна, которым страдает один че­ловек из тысячи. Для этого расстройства характерно то, что субъект в пе­риод бодрствования может внезапно заснуть где угодно и когда угодно. Это может случиться как во время важного разговора, так и в момент сексуального контакта. Сон длится обычно минут пятнадцать-двадцать, и в этот период человек может продолжать какие-то действия, как лунатик. После пробуждения у него не сохраняется никаких воспоминаний о том, что он в то время делал.

    Разновидностью нарколепсии является каталепсия — для которой ха­рактерно внезапное расслабление. Как правило, это обусловлено доста­точно резким падением тонуса всей мускулатуры и потерей контроля над положением тела. Здесь, видимо, имеет место пропуск всех четырех ста­дий медленноволнового сна, и человек переходит сразу из состояния бодрствования в состояние парадоксального сна, который, безусловно, сопровождается мышечной атононией.

    Нам следует остановиться и на таком явлении человека как бессонни­ца. Большинство людей могут сами решить, в какое время они заснут. Нов реальной жизни это не так примерно у каждого десятого — у тех кто страдает бессонницей, которая тесно связана с тревожностью. Она часто наблюдается у людей, обеспокоенных реальными или воображаемыми проблемами, связанными со здоровьем или повседневными неприятностями, которые в конце концов начинают занимать всю их жизнь, захва­тывая достаточно часто и время сна. Что нужно такому человеку для то­го, чтобы заснуть — это, конечно, не сопротивляться, а просто отдаться сну. Но у человека, страдающего бессонницей, происходит как раз обрат­ное. Страх перед тем, что он не сможет заснуть, повышает напряжение организма, а это поддерживает и усиливает боязнь бессонницы.

    В реальной жизни человек, как правило, пытается разорвать порочный круг, прибегая к успокаивающим средствам. Но это часто оказывается опаснее, чем само отсутствие сна, из-за привыкания к этим лекарствам и появления зависимости от них у тех, кто ими постоянно пользуется.

    Встречается у людей и такое явление, как апноэ, то есть люди не могут нормально дышать во время сна. Такое расстройство может быть обуслов­лено тучностью, а также аномальным строением трахеи или недостаточно­стью функции дыхательного центра, расположенного в стволе мозга. Как правило, человеку, страдающему апноэ, чтобы остаться в живых, нужно просыпаться иногда около сотни раз в течение ночи — четко возобновлять дыхание и удалять углекислый газ, накопившийся в его легких.

    Нарушением сна не является кома. Она представляет собой род патологического глубокого сна, от которого человек, хотя и остается живым, самопроизвольно не просыпается. Возникает кома в основном в резуль­тате повреждения или разрушения ретикулярной формации вследствие болезни, мозговой травмы или же приема некоторых наркотиков или ядов. Мозг продолжает получать активно сигналы, но без активирующе­го воздействия ретикулярной формации он не в состоянии их расшифро­вать. Как правило, поэтому больной находится в бессознательном состо­янии, он нечувствителен к внешним раздражителям и неспособен к дви­гательным реакциям. В таких случаях для поддержания жизни необходи­мо, чтобы окружающие могли полностью удовлетворять все физиологи­ческие потребности организма.



1 Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие. М., 1988. С. 132

1 Социология: Учебник для вузов // Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1998. С. 227-228

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 188-189

1 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 158

1 Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. Пер. с фр. М., 1992. С. 135-137

1 Годфруа Ж. Указ. соч. С. 141

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!