Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Современные представления о демократии»

/ Политология
Конспект, 

Оглавление

 I.  Основные принципы современной демократии

    Что понимается современной политологией под демократией?   Сам   термин “демократия” появился в  Древней Греции. Он  составлен   из  двух   греческих  слов: demos - народ  и kratos   -  власть,  что  буквально   означает  “власть народа”.  Однако,   власть  всегда  означает  господство  одних  людей   над  другими.  Поэтому   сам   по себе термин  “демократия” указывает на народ   как   субъект   власти, но не указывает на объект властного воздействия.   Следовательно,  этот   термин  сегодня  имеет   более   широкое   содержание,  чем его этимологическое  значение. В настоящее время в политической науке существует множество определений демократий. Однако  преобладающим является понимание демократии  как  формы государственно-политического устройства, основанной на признании народа в  качестве  источника и  субъекта власти.1

    Современный демократический режим основывается на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными. В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, фактическим положением дел. Представительные органы и


должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Такими критериями должны быть политические взгляды, профессионализм. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала и гуманизм. Демократический режим разномыслие и многопартийность, возможность деятельности оппозиционных партий, профсоюзных и других массовых общественных организаций. Через массовые организации население стремится воспользоваться возможностями участия в политическом процессе и оказания давления на правительство с целью удовлетворения своих требований. Наиболее важной из этого перечня является деятельность политических партий. Политическая партия (от лат. - часть) - политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, ставящая своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы.1 При демократическом режиме действует многопартийная система, которая может включать в себя всего две основные партии (например, в Великобритании - консервативная и лейбористская партии; в США - республиканская и демократическая), или даже несколько относительно небольших партий (И. Рыбкин, тогдашний председатель Государственной Думы, в июле 1995 г. назвал цифру - 269 партий и движений, которые действовали в России.2 Однако из их числа наиболее влиятельными являются: движение Единство (Медведь), Либерально-демократическая партия России, Коммунистическая партия Российской Федерации, движение Трудовая Россия и др.). При многопартийной системе важнейшие государственные решения принимаются демократически: сопоставлением мнений, их обоснованием, лоббированием в законных рамках, - словом, с помощью нормальной парламентской процедуры. При демократическом режиме управление государством производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Гражданин имеет право на критику властей. Действует принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Все эти вышеназванные и другие признаки дают характеристику демократического режима, существование которого возможно только в правовом государстве, т.е. в государстве, где главным принципом является верховенство закона. Он предопределяет и прочие принципы правового государства, в частности, подчинение закону самого государства  и его органов, других организаций, должностных лиц, граждан.

    Таким образом, для того, чтобы общество  могло называться   демократическим, оно  должно  отвечать  целому   ряду  требований. Можно назвать их принципами, или критериями, демократии, к которым на основании вышесказанного можно отнести следующие:

§       признание народа источником власти и носителем верховной власти;                                               

§       наличие гражданских прав у предельно широком круга взрослого населения;                                            

§       равная возможность участия в политической жизни для всех граждан;                                                   

§       выборность основных органов власти;

§       разделение властей;                          

§       решение вопросов голосованием;                                

§       возможность для каждого гражданина получить полное представление по существу рассматриваемого вопроса;    

§       право  беспрепятственного  контроля  за деятельностью властей  со  стороны  любого гражданина,  группы граждан или общественною объединения;

§       наличие многопартийной системы.                          

    Необходимо заметить, что данные  критерии  являются   идеалом  для общества, которое стремится к демократии.  В современном мире, пожалуй, нет страны, в которой эти требования были бы выполнены полностью. Реальная демократия всегда выступает в лучшем случае как власть большинства над меньшинством, в худшем - как господство хорошо организованном  меньшинства  над  большинством  при формальном согласии последнего подчиняться.               

 


II. Условия эффективности демократии. Преимущества и слабости демократии

 

    Среди главных достоинств демократии - свободный общественный строй и высокая эффективность в выполнении общественных задач. Демократия гарантирует политическую стабильность и порядок,  уберегает общество от сиюминутных массовых увлечений и  преходящих настроений, идеологического иррационализма и эгалитарных  устремлении широких слоев населения. Высокая эффективность демократии объясняется рациональностью организации  политической  системы, четким разделением труда, более высокой, компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения. Демократическое правление увеличивает восприимчивость общества к новым веяниям, требованиям  времени   различных  социальных   сил,  повышает - вероятность нахождения  оптимальных   решений.  Демократия совместно с конкурентными рыночными структурами  делает  общество  открытым  для  любых  идей  и  вариантов   развития,   предпочитаемых  народом   (отсюда  и название демократического рыночного государства “открытое общество”). Тем самым  утрачивает свою значимость широко распространенное деление общества на- капитализм и социализм. Стимулируемый  демократией   плюрализм   обеспечивает многообразие общественных явлений, богатство духовных и социальных альтернатив, расширяет диапазон политического  выбора. Демократическое соучастие  позволяет представить различные  взгляды и позиции при принятии политических решений,  осуществлять отбор наиболее приемлемых  из них. Периодическая  конкурентная смена парламента и правительства способствует своевременному исправлению ошибок и гибкой корректировке политического курса в соответствии с меняющейся ситуацией.

    И хотя не со всеми подобными суждениями о демократии можно согласиться, опыт истории учит, что демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа. Необходимым условием ее социальной эффективности является наличие в обществе консенсуса по основополагающим вопросам совместного проживания в государстве, признание подавляющим большинством граждан “демократических правил игры”, преобладание индивидуалистского сознания, исходящего из ценностного приоритета личности по отношению к коллективу, нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине, из уважения других людей, закона, мнения большинства. 

    Разумеется, демократический режим имеет и свои проблемы:

§       чрезмерное социальное расслоение общества;

§       временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил;

§       фактическое  отстранение  народа  от  власти  в промежутке   между   выборами   и   тем   самым  отход   от  сути демократии как народовластия;                                

§       неизбежную  вследствие  сложной   иерархической  системы   управления   бюрократизацию   и   олигархизацию   власти, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан;    

§       приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп   интересов  и  прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц;         

§       нарастание в государстве  авторитарных  тенденций    вследствие   постепенного оттеснения  законодателей  исполнительной властью;                                     

§       слабая легитимация власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан;

§       ущемление политического равенства возможностей всех  граждан участвовать в политическом процессе за счет чрезмерно большой свободы представительных органов;                                                   

§       широкие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти.

    Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.1

 


III.Демократические принципы в действующей Конституции РФ. Их реализация в государственном устройстве РФ

 

    В действующей Конституции находит выражение целостная система демократических принципов. К ним относят: принцип народовластия. Он характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (Ст. 1). В преамбуле Конституции утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета означает, что “народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах”.1 

    Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма. Федерализм в России выступает, прежде всего, как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

    Верховенство право - один из важнейших принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое государство. Примат права выражается в верховенстве Конституции и связанности государства правом. Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Государственная власть ограничена, таким образом правом.

    Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках.

    Для демократического государства характерно то, что оно находится на службе у человека, общества. Гражданские права и  свободы охватывают фундаментальные аспекты свободы личности,   выражают гуманистические основы жизни общества, защищают пространство личной  жизни человека, индивидуальную   свободу   от   вмешательства извне. Именно в  числе  гражданских  прав  и  свобод  -  право  на жизнь, закрепляющее в юридической форме эту  высшую ценность. Каждый имеет право на  жизнь. Никого нельзя  произвольно лишить жизни. Государство стремится  к  полной  отмене  смертной  казни,  она  в  настоящее  время  может применяться  в качестве  исключительной  меры  наказания  за  особо   тяжкие  преступления   против   жизни  при   предоставлении  обвиняемому   права  на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Конституция РФ устанавливает государственную охрану достоинства   личности и подчеркивает, что ничто не  может быть  основанием  для  его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию,   другому  жестокому   или  унижающему человеческое   достоинство   обращению или наказанию, а также - без  добровольного согласия -  медицинским,   научным  или иным опытам. Весьма  важное  значение  имеет право на свободу и личную неприкосновенность,   обеспечивающее государственную охрану и защиту  от противоправных посягательств  на  жизнь,  здоровье, личную свободу  человека.  Это  право  означает  свободу человека, право самостоятельно определять свои поступки, располагать собой, своим временем. Свобода и личная неприкосновенность гарантируется  законом  и  может  быть  ограничена только  компетентными  государственными  органами и только в  установленном законом  порядке. Конституция фиксирует право каждого на неприкосновенность частной жизни,  личную и  семейную тайну,  защиту своей чести и доброго имени. Она также устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение  информации  о частной  жизни лица  без ем согласия не допускаются. Конституция  устанавливает  обязанность  органов  государственной  власти и  местного самоуправления  обеспечить каждому возможность  ознакомления  с  документами и  материалами, непосредственно затрагивающими его права  и свободы,  если иное не предусмотрено законом. Большое значение имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. В Конституции  фиксируется и  такая важная  сторона свободы человека  как  право  каждого, кто  законно находится  на территории РФ на  свободу   передвижения,  выбор   места  пребывания  и  места  жительства  в пределах  Российской Федерации. При  этом  каждый  человек  имеет  право свободно  выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданин    РФ и беспрепятственно возвращаться. Фундаментальная общечеловеческая ценность - свобода мысли и слова. При этом  никто не  может быть  принужден к выражению своих мнений и убеждений.  В то же время не допускаются пропаганда или агитация,   возбуждающие  социальную, расовую,  национальную  или  религиозную  ненависть  и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового  превосходства. К  названному праву тесно  примыкает  право  свободно  искать,  получать,  передавать,  производить и распространять  информацию любым законным способом. Перечень сведений,   составляющих  государственную тайну, определяется федеральным законом. Конституция гарантирует свободу массовой информации, провозглашает запрет цензуры. Кроме этого Конституция предусматривает и ряд других прав и свобод.

    Однако, их реализация тормозится тяжелой социально-экономической и политической ситуацией в стране, обострением национальных проблем, несформированностью правовой культуры, преобладанием государственных интересов над личными.1  

         


IV.            Общественно политические силы демократической ориентации в РФ

    Изучение политической действительности в посткоммунистической  России затруднено тем обстоятельством, что наши партии  редко представляют в чистом  виде  какую-нибудь   идейно-политическую  позицию. Чаще встречается композиция из различных идей, подверженная конъюнктурным трансформациям, дополнительную путаницу вносят пропагандистские кампании партий  и их оппонентов, равно  искажающих истинное лицо политической группы.

    Применение традиционной    классификации   на левые,  правые  и центристские партии сталкивается в  посткоммунистической  России  с препятствием, заключенным в крайней расплывчатости содержания этих понятий. Это же касается и смысла, которое вкладывается в определение “политические силы демократической ориентации”. В нашей стране этот термин используется чаще всего  для оценки  сил, выступающих с позиций декларации и реализации прав и свобод гражданина и человека.   Находящийся  на   крайне  правом   фланге  российской политической жизни Демократический союз (ДС) под руководством  В. Новодворской  относится  к категории  крайне  малочисленных, но известных. Старейшая антикоммунистическая организация России, она объявила о себе в конце 80-х гг. ДС выступал  и выступает не столько за развитие  рыночных начал  в экономике,  сколько  против  КПСС и ее наследников. Критиковала режим Б.Н. Ельцина за  “мягкотелость” в отношении левой оппозиции (но активно   поддерживал правительство  в кризисной  ситуации).  В  этом случае ДС  руководствовался принципом  “меньшего зла”. В национальном вопросе союз занимает  ультраинтернационалистические   позиции, отстаивая право любой нации на отделение и образование  самостоятельного государства.  Призывал  к  выводу  российских  войск из Чечни, одобрял “акции” Ш. Басаева.  ДС всегда  был крайне   немногочисленной (несколько сот человек),но шумной организацией.    Деятельность ограничивалась Москвой и  Санкт-Петербургом,  попытки участия в избирательных кампаниях (в союзе с другими  группами) неудачны. Внимание  СМИ к нарочито скандальным действиям ДС в наибольшей степени поддерживает его существование. Идеи классического либерализма: свобода частного   предпринимательства,  нерушимые права  личности  и   демократия  служат   идеологическим  фундаментом  партии  Демократический  выбор  России   (ДВР)  под руководством  Е.Т. Гайдара.  Партия  возникла   на  базе движения  “Выбор  России”,  которое  было  создано  для участия  в выборах  декабря 1993 г. Предполагалось, что союз реформистов-администраторов  и   части  участников  диссидентского  движения  советских  времен  добьется  победы  на  них. План  потерпел крах,  ДВР эволюционировал в сторону “конструктивной оппозиции”. По мнению лидеров партии,  экономические  проблемы  страны  порождены  не  реформами,  а   их  половинчатым,   незавершенным характером. Признавая  принцип  целостности России, ДВР ратовала за  обеспечение ее  демократическим  путем.  Выступала  за безоговорочный  вывод  войск  из  Чечни,  согласна с  выходом республики  из  состава  Федерации. ДВР располагает региональными отделениями,  численность партии колеблется в  пределах 10-15  тысяч  человек. Основная масса членов - интеллигенция, меньшая часть -  предприниматели   и   сотрудники исполнительной власти. В ходе президентских выборов ДВР поддержала Б.Н. Ельцина, по мере обострения  кризиса  зимой 1997 г. вернулась  к  роли  лояльной  оппозиции. Один из функционеров партии, А. Чубайс,  сыграл важную роль  в организации  предвыборной кампании  и возглавлял в свое время  администрацию  Президента.  В  ходе выборов в Государственную Думу (1995 г.) число  голосов поданных за ДВР сократилось в три раза по сравнению  с положением 1993 г. (с 15,5% до 4,1%). Серьезной проблемой остается   негативное восприятие массами лидеров  партии,  люди  видят в  них лиц, которые несут прямую  ответственность  за  трудности  реформ.  До сих пор  не  найдено адекватных  новым условиям  форм работы с  населением в  промежутках между избирательными кампаниями.                              

    Функции представительства интересов партии власти на выборах в декабре 1995 г. попыталась взять на себя специально  созданная для  этого организация -  “Наш  дом -  Россия” под  руководством теперь уже бывшего премьер-министра В.С. Черномырдина. Характеризовалась  учредителями как  правоцентристская   группа.  Последовательно отстаивала курс правительства. Слабости НДР были типичны для   верхушечной  политической  группы, созданной по разнарядке нерядовых членов и низовом активом, формальна деятельность  региональных  структур, движение несло на себе груз политической ответственности  за  последствия  политики  власти,  в  нем  не хватало  подлинных  лидеров. НДР  смог собрать  по итогам  выборов  1995 г.  лишь 8% голосов.

    Движение “Яблоко” под руководством Г.А. Явлинского традиционно  причисляют к  правым, “демократическим” партиям страны. Но программные  заявления  лидеров,  устойчивая  критика  правящих кругов, защита интересов интеллигенции и  высококвалифицированной  части  лиц  наемного труда позволяют выделить “Яблоко” особое место. Оформившееся в 1993  г. движение последовательно в  неприятии  высокой  социальной   цены  реформ, издержки  которых  легли  на плечи  рядовых граждан. Не  отвергая  рыночные механизмы   “Яблоко”  требует развития  социальной  сферы,  борется   против  сращивания  госаппарата  и  финансовых  воротил, оппозиционное  к  нынешнему режиму  движение. По  межнациональному  вопросу  требует использовать  мирные средства  разрешения конфликтных ситуаций. На выборах 1995-96 гг.  “Яблоко”  получило 6-7%  голосов избирателей. (Серьезной проблемой движения  является организационная слабость, особенно на региональном уровне, отсутствие реальной партийной деятельности в массах. Сильной стороной позиций “Яблока” видится  равноудаленность как от нынешней власти, так и от коммунистов,   платформа “третьей силы”. Движение и его лидер пользуются значительной  поддержкой средств массовой информации.

    Значительное влияние в настоящее время (особенно во время выборов президента В. Путина) получила очередная партия власти – движение Единство (Медведь) во главе с С. Шойгу.

    Существует и ряд других общественно-политических сил демократической ориентации РФ, которые, однако, играют меньшее значение в политической палитре современной России.                     

 

 


V.              Трудности реализации и обеспечения эффективности демократии в РФ

 

    В России формируется новая (по сравнению с западной) демократия. Главной ее особенностью на начальном этапе становления является обстановка критики советского наследия, сохранение традиций этатизма, осознание необходимости учета требований жизнеспособности большого государства. Новая российская демократия - это неупрочившаяся демократия, с периодами, элементами и территориями недемократии. Что мешает развитию демократии в России 90-х годов? Существование противоречий, которые если не раскалывают общество, то поддерживают возможность раскола. Пока существенны признаки биполярности типа коммунизм - социал-либерализм, национализм (или патриотизм) - космополитизм. Значительный риск развития биполярности до конфликтов, броска в демократию бедных, пауперов, но слабо прививается культура согласия. Широко распространено сознание неблагополучия России, что не способствует развитию национального самосознания, уважения к традициям и институтам. “Бегство” капиталов за границу, утечка мозгов, растущая преступность и коррупция также не способствует развитию в обществе сознания общностей целей - важного условия демократии. В России не наблюдаются социальные процессы модернизации, которые на Западе благоприятствовали упрочению демократии: территориальная и социальная мобильность, рассредоточение интересов людей под влиянием разнообразных социальных проблем. Формирующаяся новая элита не проявляет способности концентрировать в себе гражданственность и патриотизм, поддерживать связь с основной частью общества. Общество отвечает на закрытость элиты слабеющим участием в выборах и референдумах. Проявился кризис доверия к политическим силам, которые еще не стали партиями. Можно, однако, допустить, что Россия так и не станет страной развитой многопартийности. У нас возможность образований партий появилась с большим опозданием. Многие функции, ради осуществления которых когда-то возникали партии (просвещение, пропаганда новых ценностей и идеалов), теперь во многом выполняется средствами массовой информации. Теперь наблюдается естественный рост независимых избирателей, т.е. тех, кто не торопятся или затрудняются быстро определить свою позицию на выборах, не придают выборам достаточного значения и считают, что они не стоят того, чтобы являться на избирательный участок. Поэтому развивается практика растягивания времени голосования и апробирования заочного голосования.1     



1 Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993. С. 92

1 Мельник В.А. Политология. - Минск, 1996. С. 182

2 Магнитогорский рабочий. - 1995. - 12 июля

1 Основы политической науки // Под ред. В.П. Пугачева. - М., 1993. С. 133-138

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 1998. С. 110-112

1 Котелевская И.В.,  Тихомиров Ю.А. Конституция и закон в нашей жизни. - М., 1993; Конституция Российской Федерации. - М., 1993

1 Белов Г.А. Политология. Учебное пособие. - М., 1996. С. 245-246

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!