Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Сегодня средняя школа сегодня переживает тяжелые времена. И дело не только в экономических трудностях - плохой материальной базе, почти полном отсутствии снабжения, мизерной зарплате и т.д. Вопрос значительно сложнее: сегодня все еще нет целостной концепции образования и воспитания. Утрачено чувство исторической реальности. Педагог, который призван социализировать личность не может ответить на вопросы учеников: куда мы идем, какое строим общество, каковы его перспективы и ценностные ориентации? А без ответов на эти вопросы нельзя ответить на следующие: кого мы готовим, каковы требования к личности, предъявляемые современным обществом, и что должно измениться в человеке на пороге третьего тысячелетия?
Пытаясь ответить на эти вопросы, возвращаясь к обыденной жизни и сиюминутной практике, думающий педагог неизбежно подмечает множество свидетельств неблагополучия детской жизни: распад детского сообщества, слабое участие детей в жизни родителей и родителей в жизни детей, отсутствие культуры брачно-семейных отношений, хрупкость брака. В сознании подрастающего поколения исчезает идеальная форма серьезной, значительной взрослой жизни, падает авторитет родителей, увеличивается разрыв поколений, власть учителя, родителей становится формальной. Следствие: многие взрослые теряют все средства воздействия на детей, кроме угрозы. А ведь образ взрослости, образ совершенного (идеального) взрослого во многом является основой представления детьми своего будущего. И вне опоры на образ взрослого невозможно проектировать детскую жизнь.
Из сказанного следует, что сейчас исключительно важно найти идеал взрослого человека, социальному педагогу стать посредниками в приближении этой идеальной формы взрослости к детству. На практике это значит, что непосредственные человеческие формы общения должны вытеснять “формальные” отношения. Преодолению кризиса детства, выравниванию отношений взрослых и детей в семье и школе, укреплению авторитета (образа) отца, матери в глазах детей посвящена деятельность социального педагога в семейной микросреде, если рассматривать это в широком смысле слова.
Деятельность социальных педагогов должна строится на концепции: ребенок формируется как личность в определенной социальной микросреде, активно с ней взаимодействуя. В данное понятие в первую очередь включается семья и отношения возникающие в ней. По данным профессора А.В. Мудрика, резко увеличилась привлекательность общения в домашних условиях.1 Однако отдельная семья является лишь компонентом определенного микросоциума, который придает известный настрой всей деятельности воспитательных институтов и преломляет ее.
Микросоциум - группа семей (включая одиноких взрослых), связанная соседскими отношениями, а в прошлом - это община, выполняющая существенную воспитательную роль. Усиленная урбанизация, опора на трудовые коллективы как основные субъекты удовлетворения социальных потребностей и ряд других факторов разрушили общину и тем самым нарушили педагогическую функцию микросоциума.
Каковы основные проявления воспитательной функции микросоциума и сопряженной с ним деятельности социального педагога?
Во-первых, в микросоциуме создаются благоприятные условия для самоактуализации, самореализации, саморазвития личности ребенка. Эта функция наиболее понятна и наиболее доступна в конкретных условиях микросоциума. Для ее реализации необходимо объединение внеклассной и внешкольной работы, использование возможностей учреждений культуры, здравоохранения, физической
культуры и спорта и др. Именно в этой сфере имеется огромный педагогический потенциал, существенно превышающий аналогичный опыт в других странах. Однако используются эти возможности в условиях конкретного микросоциума недостаточно результативно. Конкретные воспитательные институты, учреждения дополнительного образования, находясь в различном ведомственном подчинении, чаще всего сосредоточены на составлении отчетов о проделанной работе, нежели на удовлетворении потребности членов микросоциума и развитии проживающих в нем детей. Все работники данных учреждений практически выполняют функцию социального педагога, что явно обнаружилось после введения этой штатной должности.
Во-вторых, микросоциум становится условием и средством усиления воспитательной функции семьи.
Снижение роли семьи в формировании личности будущего члена общества - факт, не вызывающий сомнения. В нравственном воспитании детей семья занимает более высокое ранговое место, чем школа или другие социально-воспитательные институты. Беда в том, что ею утрачены многие ценности, которые веками считались основой воспитания. Речь идет о том, что отложилось как основа взаимодействия старших с подрастающими поколениями, в чем мудрость векового уклада народного воспитания. Фундамент этого уклада надежен - он в опыте, в выработанном понимании психологии человека, а также закономерностей его вхождения в общество. “Везде и всегда люди ищут уважения, боятся стать смешными, считаются с общественным мнением, восхищаются мужеством и презирают трусость”.1 Это, наверное, и есть тот самый фундамент, на который должны опираться прочные принципы социальной педагогики.
Наблюдения исследователей показали, что парная связь “социальный педагог -
семья” сама по себе еще не оптимизирует воспитание, для необходимо повысить воспитательный потенциал микросоциума как целостного образования, формирование его социально-педагогического климата. Более того, при реализации этой функции обнаружилась тесная связь между деятельностью социального педагога и конкретными задачами, решать которые обязан социальный работник. При отсутствии такого специалиста социальный педагог семейного типа вынужден принимать на себя хотя бы некоторые его функции. Часто не социальные работники, а социальные педагоги оказывают содействие семье в воспитании детей, занимаются и различными другими сторонами их жизнедеятельности, сотрудничают с трудовыми коллективами, благотворительными организациями, медицинскими работниками и другими социальными институтами. Эта посредническая роль социального педагога (консультанта, советчика, организатора помощи и т.п.) иногда более значима, нежели его прямые педагогические функции.
Экстенсивная помощь семье в виде консультационных пунктов и подобных институтов малоэффективна, потому как большинство остро нуждающихся в помощи в эти организации обращаются редко. Обнаружилась необходимость объединения психологической, педагогической, правовой, медицинской, материальной помощи семье в единую социальную службу, где педагог выполняет роль координатора и организатора. Каковы основные результаты организации такой работы? Существенно меняется социально-психологический климат в социуме, укрепляются связи между семьями, проявляется общая забота о воспитании детей, а следовательно, повышается воспитательный потенциал семьи в целом. В связи с этим возникает потребность в уточнении функций педагога семейного типа.
Сегодня довольно широко практикуется совмещение двух-трех смежных специальностей. При этом работать с семьей должны педагоги более зрелого возраста: им больше доверяют. Обладая жизненным опытом, педагог чувствует себя более привычно, уверенно. Поэтому, по-видимому, следует стимулировать открытие при вузах годовых стационарных и двухгодичных заочных отделений, факультетов по подготовке социальных педагогов с выдачей соответствующего документа о приобретении второй специальности.
В-третьих, микросоциум выступает защитником детства, прав ребенка. Окружающая среда, общность семей всегда оказывали и оказывают прямое воздействие на ребенка. Например, сельская община и в наши дни осуществляет социальный контроль за поведением всех детей, проживающих на ее территории, одновременно выполняя и функцию защиты детей - социальную, правовую, педагогическую и др. Урбанизация, концентрация производства, гипертрофия социальной, в том числе педагогической, функции трудового коллектива во многом свели к минимуму воспитательный потенциал микросоциума не только в городе, но и на селе. Можно предполагать, что приватизация, приближение производства к потребностям семьи, особенно многодетной, будет способствовать возрастанию педагогического потенциала микросоциума. Присоединение к Конвенции о правах ребенка эту проблему выдвигает на первый план.
Наибольшее беспокойство у общественности вызывает подростковая делинквентность. Ребенок сам никогда не стремится стать правонарушителем. На него воздействуют определенные условия, группа людей, создающая благоприятную для правонарушений атмосферу, влияние более взрослых лиц, отсутствие социального и педагогического контроля за своим поведением и др. Обычно такие условия возникают по месту жительства детей и вне территории их проживания. Следовательно, предупреждение подростковой делинквентности сопряжено с формированием социально-педагогического климата в микросоциуме, реализацией идеи: “Если улица портит ребенка, давайте изменять улицу!” Это предполагает и создание педагогической системы перевоспитания подростков, склонных к правонарушениям, прежде чем сформируется их устойчивая асоциальная позиция.
Очевидно, для профилактической работы с трудными детьми необходимы специальные педагоги особого типа: активные организаторы их жизнедеятельности, знающие психологию подростка, владеющие методами индивидуального воздействия, способные устанавливать контакты с молодежными неформальными группами. Практика убеждает, что в ряде случаев формирование социальных педагогов возможно из числа активных участников клубных объединений.
Однако в целом проблема подготовки социальных педагогов-виктимологов (от лат. victim - жертва; термин ввел А.В. Мудрик1) далека от решения. В социально-педагогической помощи нуждаются и малолетние правонарушители, и дети-инвалиды, ребята, воспитываемые вне своей семьи, и др. Занимаются такими детьми разные ведомства: органы внутренних дел, народного образования, социального обеспечения. Парадокс в том, что таких специалистов широкого профиля никто не готовит, в лучшем случае они имеют общепедагогическое образование, а тонкости своей профессии постигают на практике методом интуиции, здравого смысла. Видимо, по содержанию и характеру деятельности виктимолог ближе к социальному работнику, чем к социальному педагогу.
Современное состояние практики социального воспитания показывает, что педагог, как правило, имеет представление об объектах своей деятельности на уровне житейского опыта, реже - интуиции. Выполнение функций координатора возможно при условии, если он владеет методами психолого-педагогической, а в ряде обстоятельств - и медицинской диагностики, умеет применять диагностический инструментарий, чтобы получить надежную, достоверную информацию и на ее основе строить свою работу.
Социальные педагоги, работая в микросреде, должны помогать и способствовать всеми имеющимися в их распоряжении средствами благополучию и самовыражению человеческой личности; достижению социальной справедливости; развитию и правильному использованию научных знаний применительно к социальному поведению человека; развитию ресурсов для удовлетворения индивидуальных, групповых, национальных и интернациональных потребностей и устремлений, защите всех прав человека. В функции профессии семейных социальных педагогов включают планирование семейной социальной политики и оказание услуг в отношении различных членов семьи, а также их оценка. Деятельность семейных социальных педагогов должна быть сосредоточена не только на стремлении защитить права членов семьи, но и на удовлетворении всех их потребностей, развитии личностных возможностей. Деятельность семейных социальных педагогов должна быть ориентирована не на борьбу со следствиями, а прежде всего на преодоление причин, порождающих социальные проблемы. Социальные проблемы - отношения между людьми, между людьми и их окружением, ведущие к социальным действиям, нарушающим принятые ценности и нормы, становящимся причиной экономических и психоэмоциональных страданий.
Поэтому можно сказать, что содержание и характер деятельности социального педагога детерминируется социально-воспитательными функциями микросоциума. Возможно в будущем будет осознанно, что именно микросоциум как группа взаимосвязанных семей является клеткой сообщества, представляет для детей и подростков модель, на базе которой готовятся полноценные его граждане.
Таким образом, семейно-бытовая микросреда с ее ближайшим окружением (жилая среда, местожительство) - наиболее стабильная из сфер открытой социальной среды. Ребенок входи в нее задолго до включения в институциональную среду, включаясь в объект-субъектные отношения с определенной общностью людей, реализуя на различных возрастных этапах свои личностные потребности в общении, познании окружающей действительности, в самоутверждении, активной деятельности, развитии творческих начал. Становясь школьником, индивид сверяет свои полученные знания с наблюдениями, практикой жизни, учится быть старшим, взрослым, самостоятельным, проявлять заботу о младших, строить свои взаимоотношения с товарищами, сверстниками.
Микросоциум в открытой, неинституциональной среде наиболее ярко отражает основные характерологические черты неформальной среды, и прежде всего ее широкий социальный характер. В ней взрослые и дети наибольшую часть времени проводят вместе (именно здесь реализуется основная часть их внепроизводственного, внешкольного времяпровождения), что способствует наиболее тесным контактам взрослых и детей, концентрации их общения, взаимовлиянию, развитию совместной деятельности и, следовательно, создает естественные условия для активизации взрослых в воспитании и социальной защите детей.
В социально-бытовой среде, семье, сфере ее более широкого социального общения и культурного развития протекает основная часть досуга взрослых и детей. В силу ее территориальной близости к семье социальная работа непосредственно в этом микросоциуме располагает дополнительными, еще почти неиспользованными резервами в совершенствовании педагогического и социального влияния семьи на ее ближайшее окружение, в организации необходимой социальной поддержке и помощи семье, в реальном осуществлении воспитательного взаимодействия семьи с другими институтами общества.
Исследование передового опыта подтверждает, что неинституциональная (неформальная) микросреда открывает широкие возможности для самодеятельности, развития способностей и склонностей, проявления каждой индивидуальности, уникальности личности, которая как известно, “определяется не только врожденными качествами, но и спецификой конкретной микросреды - того конкретного поля социальной деятельности и социальных отношений, где формируются и реализуются ее способности, где каждый включается непосредственно в жизнедеятельность общества”.1
1 Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994. С. 59
1 Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969. С. 324
1 Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997
1 Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978. С. 15
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!