Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
ситуация в олимпийском движении остается сложной и противоречивой. Вдруг стала рушиться, казалось бы, надежная система физкультурно-спортивного движения. Основу этой системы составляло убеждение, что массовость спорта служит надежной базой и условием высшего спортивного мастерства, что истоки и резервы олимпийского спорта, олимпийских рекордов – в школьных, производственных и спортивных коллективах. Противоречивость этого убеждения заключается в том, что на самом деле спорт высших достижений все больше и больше дистанцируется от массового спорта. Начиная с технологий спортивной тренировки и кончая режимом питания, восстановления, качеством спортивного инвентаря – все в спорте высших достижений резко отличается от массового спорта.
В сознание людей долгое время внедрялась идея, что каждый, если будет настойчив и смел, может добиться олимпийской медали. Однако профессионалы знают, что в элитный спорт могут попасть только действительно талантливые люди, которые пожертвуют очень многим, чтобы прийти к олимпийской победе, так же, как, например, на музыкальном конкурсе им. П.И. Чайковского (достаточно престижном в мире) играть и побеждать могут только одаренные музыканты.
Тем не менее заманивание в спорт продолжается. Как красивую конфету, дарят родителям и детям идею о звании чемпиона, о вольготной жизни в спорте, о больших гонорарах и небывалых контрактах. В конечном итоге – обманутые надежды, изломанные судьбы – дискредитация спорта, формирование негативного общественного мнения.[1]
Другое противоречие, которое формирует негативное общественное мнение, состоит в создании мифа о том, что спорт, физическая активность являются едва ли не единственными факторами сохранения и укрепления здоровья. Никто не оспаривает профилактического значения занятий физическими упражнениями. Однако это лишь один из факторов здорового образа жизни. Кроме занятий спортом, на здоровье человека оказывают немаловажное влияние питание, экология, наличие вредных привычек, уровень жизни, наследственность и т.д. Поэтому напрямую связывать уровень здоровья человека и занятия спортом не совсем корректно.
Что же касается здоровья спортсменов, то можно с уверенностью говорить, что современная система спортивной подготовки в большом спорте совсем не гарантирует крепкого здоровья, скорее наоборот, спортсмен работает на пределе своих резервных возможностей и приносит себя в жертву высокому спортивному результату, спортивной победе. Современная критика спорта чаще всего связывается именно с этим противоречием: спорт губителен для человека, заставляет работать на износ, приносит себя в жертву рекорду. Но вопрос не только в том, какова цена победы, а еще и в том, кто и зачем платит.
Если олимпийская медаль становится целью самого спортсмена, он вправе платить за ее достижение любую цену, в том числе жертвовать и здоровьем, и жизнью. Другое дело, когда «любую цену» готовы платить клуб, тренеры, спортивное общество. Именно в этом коренятся истоки дегуманизации спорта.
Следующее противоречие олимпийского движения состоит в том, что многие виды спорта стали стремительно «молодеть». Рекордные результаты стали показывать подростки и почти дети. К таким видам спорта относятся художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание. В других видах спорта возраст победителей также заметно снизился (О.Корбут, М.Филатова, Л.Мухина, Т. Лепински добивались высших достижений в 14 лет).
Казалось бы, тут нет особой проблемы. Понятно, что и юные спортсмены могут побеждать на соревнованиях самого высокого ранга. Однако суть проблемы в том, что идет форсированная подготовка юного спортсмена, без учета возрастных показателей его развития.
Усугубляет проблему детско-юношеского спорта система отбора талантливых детей, когда подбирается не спорт для ребенка, а ребенок для спорта. Селекционный отбор для многих детей и родителей является серьезным психологическим стрессом, который навсегда отталкивает ребенка от занятий спортом. Использование специальных технологий, отработанных на взрослом контингенте, без адаптации их к методике детско-юношеского спорта приводит к преждевременной «накачке» юного спортсмена, и о спортивном долголетии не может быть и речи. Корни противоречия, лежащие в детско-юношеском спорте, в конечном итоге раздирают сущность спорта, приводят спортсменов к глубоким нравственным деформациям.
Еще одно противоречие, серьезно подрывающее основы спорта, порождено системой договорных побед, которые организуются в гостиничных номерах судей, в кабинетах управленцев, одним словом, далеко от спортивных залов, площадок, полей. Вытеснение соревновательности из спорта приобрело значительные масштабы, особенно в игровых видах спорта. По данным исследователей, в конце 1989 г. более 60% матчей союзного футбольного чемпионата были заранее проданы. Это, конечно, сказывается на морали и нравственности спортивных команд, а также на зрелищности спорта. Поэтому мы нередко видим полупустые трибуны и разочарованных болельщиков.
Не менее сложная ситуация складывается в фармакологической службе спорта. Использование допинга, начавшееся еще в 1970–1980-е годы, распространилось во всех видах спорта. Проблема допинга неоднозначно воспринимается в обществе. Конечно, спорт выигрывает в зрелищности, но гораздо больше проигрывает в гуманности. Ведь при условии применения допинга речь не идет о выявлении сильнейшего, в данном случае идет борьба между медиками и фармакологами, которые наиболее удачно «накачают» спортсмена. Разрешение данного противоречия на сегодняшний день является достаточно проблематичным, поскольку в современном спорте тенденции завоевания победы любой ценой усиливаются и развиваются.
Критическое отношение к спорту стало захватывать широкие сферы общественного мнения. Оно сводится к двум позициям: первая – возвращение спорту смысла и качества здорового образа жизни, института физического воспитания населения; вторая – выделение спорта высших достижений как самостоятельной деятельности с соответствующей системой организации и управления.
Таким образом, произошло отделение государственных органов управления спортом от общественных. На сегодняшний день Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму занимается организацией развития физической культуры, спорта и туризма, а Олимпийский комитет России (ОКР) руководит олимпийским движением.
Несмотря на присутствующие в нем отрицательные моменты, олимпизм как социокультурное образование составляет духовную основу спортивного движения, в котором заложены гуманистические ценности: добрая воля людей, их стремление к миру, сотрудничеству, взаимопониманию. Гуманистическая природа определяет его сущностное содержание – служение человеку, личности, обществу.
Тем не менее сегодня олимпизм по своему содержанию неадекватен тем идеалам, с которых начиналось его возрождение.
Олимпийский спорт неуклонно развивается в сторону профессионализации, все откровеннее делая ставку на ценности успеха, карьеры, денег. На этой основе изменились ценностные ориентации в сторону потребительских и прагматических направлений. Профессионализация, повышая результативность атлетов, вместе с тем приводит к противопоставлению олимпийского спорта другим его разновидностям, отдаляя его от массового спорта.
Коммерциализация олимпийского движения также порождает негативную ситуацию для его дальнейшего развития. Зачастую время и условия соревнований определяются уже не интересами спортсменов, не созданием оптимальных условий для достижения спортивных рекордов, а интересами телевизионных компаний, рекламодателей.
В олимпийском спорте стали нарастать антигуманистические традиции – жесткая конкуренция, враждебность, недружелюбие, допинг, махинации, которые в корне противоречат идеалам олимпизма. Можно полагать, что если они будут усугубляться, то общественное мнение перестанет воспринимать сами олимпийские игры, отвергая «новые идеалы» олимпизма.
Современный спорт переживает кризис. Но в кризисном состоянии находится вся современная культура. Кризис спорта не есть его разрушение. Обществу, специалистам нужно находить пути выхода из этого состояния, предлагать инновационные идеи, разрабатывать новые технологии, изменять приоритеты, одним словом, выстраивать новую парадигму развития современного спорта.
Новейшая история олимпизма далека от священных миротворческих традиций древних олимпийских игр и романтизма и любительства Пьера де Кубертена. Социокультурная реальность диктует новые правила игры. Тем не менее создавшаяся в олимпийском движении кризисная ситуация может стать началом «выздоровления» Олимпийских игр, если мы будем формировать олимпийскую культуру человека, формировать олимпийское сознание людей. Только сформированная олимпийская ментальность современного социума способна вывести современный спорт и олимпийское движение из-под власти коммерциализации, профессионализации, допинга, нечестного судейства и прочих пороков, разрушающих олимпизм.
Феномен олимпийской культуры представляет собой развивающийся комплекс накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской Хартии, философии олимпизма, на основе которых формируется гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности. Благодаря этому феномену работает механизм передачи по каналам культурной преемственности накопленных и развиваемых человечеством олимпийских ценностей от поколения к поколению.
Для формирования олимпийской ментальности современного социума необходимо задействовать новейшие педагогические технологии, использовать инновационные подходы в процессах социализации при условии создания олимпийской культуры человека, социальной группы, олимпийской культуры общества. Только на основе знаний, идей и философии олимпизма, мотивации на активное освоение спортивной практики, двигательных умений и спортивных навыков формируется олимпийская культура школьника, студента, взрослого человека. Коллектив таких единомышленников может формировать олимпийскую культуру социальной группы. Олимпийская ментальность общества – это результат формирования олимпийской культуры данного общества. Очень важно помнить, что в рамках традиционного физического воспитания справиться с данной задачей чрезвычайно трудно.
Инновационность процесса формирования олимпийской культуры в отличие от физического воспитания заключается в его целостности и интегрированности, приоритетности культурного потенциала спортивной деятельности. Освоение спортивных умений и навыков происходит наряду с целенаправленным созданием гуманистических качеств личности. Построение новой воспитательной системы на основе формирования олимпийской культуры создает предпосылки для решения проблемы воспитания человека в единстве его физических, умственных и духовных начал.
Несмотря на ценностное содержание, спорт как форма культуры не является гарантом сохранения своей гуманистической ценности. Как показывает историческая практика, он достаточно легко и быстро изменяет свою направленность в зависимости от изменяющихся социально-экономических условий развития социума. Следствием ценностной переориентации спорта в период последних российских реформ стала его деидеологизация, коммерциализация, профессионализация. Обозначилась опасность утраты его самобытности, национальных спортивных традиций. Спорт становится средством формирования социального неравенства, неоднородности общества.
Спорт на сегодняшний день уже не является моноявлением, каким его представляет еще большинство людей. Полифункциональность спорта проявляется в его разновидностях, каждая из которых развивается в соответствии с запросами социальной практики.
Если тезисно рассматривать тенденции развития олимпийского движения, то его основными чертами можно назвать следующие:
· демократизация и интернационализация, расширение географии спорта;
· появление новых видов спорта;
· бурное развитие массового и профессионального спорта;
· бурный рост спортивно-технических достижений;
· появление нового направления в спортивном движении – спорте высших достижений;
· интенсивное развитие женского спорта;
· интенсивное развитие детско-юношеского спорта;
· неуклонное расширение календаря спортивных соревнований на национальном и международном уровне;
· зарождение и интенсивное развитие спортивной науки;
· интенсивное развитие специализированной системы СМИ, обслуживающей спорт;
· создание мощной специализированной системы спортивных сооружений;
· создание новых международных спортивных организаций.
Можно согласиться с мнением А.Б. Суника[2], что так же как XX в. определил облик спорта ушедшего тысячелетия, так и облик XXI в. определит облик спорта грядущего тысячелетия. Видимо, ведущие тенденции развития спорта XX в. еще длительное время останутся ими и в XXI в. Однако думается, что должно возрасти социальное значение спорта, усилиться воздействие спорта на образовательную, воспитательную сферы, на здоровье человека. Заметно медленнее, но будет продолжаться рост рекордов в видах спорта, будет совершенствоваться техническое и тактическое мастерство спортсменов. Неизбежно появление новых видов спорта. Все большее значение будут иметь научное обеспечение спорта, развитие различных направлений спортивной науки, особенно медико-биологического. XXI в., по мнению многих ученых, может стать веком дальнейшего развития женского спорта, все новые и новые виды спорта будут осваиваться девушками и женщинами. В XXI в., по прогнозам социологов, существенное влияние на спортивные рекорды будут оказывать спортсмены из Африки. Социально-экономическое развитие стран Африки может существенно повлиять на развитие мирового спортивного движения. Спорт навсегда останется феноменом, в котором человек находит возможность самореализации, самовыражения, ощущает глубинную потребность его души. Поэтому пока живо человеческое общество будет существовать и развиваться спорт.
[1] Лубышева Л.И. Развитие ценностного потенциала физической культуры и спорта на рубеже XXI в. // Олимпийское движение и социальные процессы. Краснодар, 1996. С. 52
[2] Суник А. Б. Спорт XXI века: (Взгляд историка) // Олимпийское движение и социальные процессы. Краснодар, 1996. С. 87
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!