Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Социальные противоречия, определяющие кризисную ситуацию в развитии олимпийского движения»

/ Физкультура
Конспект, 

Оглавление

ситуация в олимпийском движении остается слож­ной и противоречивой. Вдруг стала рушиться, казалось бы, надеж­ная система физкультурно-спортивного движения. Основу этой системы составляло убеждение, что массовость спорта служит на­дежной базой и условием высшего спортивного мастерства, что ис­токи и резервы олимпийского спорта, олимпийских рекордов – в школьных, производственных и спортивных коллективах. Проти­воречивость этого убеждения заключается в том, что на самом деле спорт высших достижений все больше и больше дистанцируется от массового спорта. Начиная с технологий спортивной трениров­ки и кончая режимом питания, восстановления, качеством спортив­ного инвентаря – все в спорте высших достижений резко отлича­ется от массового спорта. 

В сознание людей долгое время внедрялась идея, что каждый, если будет настойчив и смел, может добиться олимпийской меда­ли. Однако профессионалы знают, что в элитный спорт могут по­пасть только действительно талантливые люди, которые пожерт­вуют очень многим, чтобы прийти к олимпийской победе, так же, как, например, на музыкальном конкурсе им. П.И. Чайковского (достаточно престижном в мире) играть и побеждать могут только одаренные музыканты. 

Тем не менее заманивание в спорт продолжается. Как красивую конфету, дарят родителям и детям идею о звании чемпиона, о вольготной жизни в спорте, о больших гонорарах и небывалых контрактах. В конечном итоге – обманутые надежды, изломанные судьбы – дискредитация спорта, формирование негативного об­щественного мнения.[1]

Другое противоречие, которое формирует негативное обществен­ное мнение, состоит в создании мифа о том, что спорт, физичес­кая активность являются едва ли не единственными факторами сохранения и укрепления здоровья. Никто не оспаривает профи­лактического значения занятий физическими упражнениями. Од­нако это лишь один из факторов здорового образа жизни. Кроме занятий спортом, на здоровье человека оказывают немаловажное влияние питание, экология, наличие вредных привычек, уровень жизни, наследственность и т.д. Поэтому напрямую связывать уро­вень здоровья человека и занятия спортом не совсем корректно.

Что же касается здоровья спортсменов, то можно с уверенностью говорить, что современная система спортивной подготовки в боль­шом спорте совсем не гарантирует крепкого здоровья, скорее на­оборот, спортсмен работает на пределе своих резервных возмож­ностей и приносит себя в жертву высокому спортивному результа­ту, спортивной победе. Современная критика спорта чаще всего связывается именно с этим противоречием: спорт губителен для человека, заставляет работать на износ, приносит себя в жертву рекорду. Но вопрос не только в том, какова цена победы, а еще и в том, кто и зачем платит.

Если олимпийская медаль становится целью самого спортсме­на, он вправе платить за ее достижение любую цену, в том числе жертвовать и здоровьем, и жизнью. Другое дело, когда «любую цену» готовы платить клуб, тренеры, спортивное общество. Имен­но в этом коренятся истоки дегуманизации спорта.

Следующее противоречие олимпийского движения состоит в том, что многие виды спорта стали стремительно «молодеть». Рекордные результаты стали показывать подростки и почти дети. К таким видам спорта относятся художественная и спортивная гим­настика, фигурное катание. В других видах спорта возраст победи­телей также заметно снизился (О.Корбут, М.Филатова, Л.Мухи­на, Т. Лепински добивались высших достижений в 14 лет).

Казалось бы, тут нет особой проблемы. Понятно, что и юные спортсмены могут побеждать на соревнованиях самого высокого ранга. Однако суть проблемы в том, что идет форсированная под­готовка юного спортсмена, без учета возрастных показателей его развития.

Усугубляет проблему детско-юношеского спорта система отбо­ра талантливых детей, когда подбирается не спорт для ребенка, а ребенок для спорта. Селекционный отбор для многих детей и ро­дителей является серьезным психологическим стрессом, который навсегда отталкивает ребенка от занятий спортом. Использование специальных технологий, отработанных на взрослом континген­те, без адаптации их к методике детско-юношеского спорта при­водит к преждевременной «накачке» юного спортсмена, и о спортивном долголетии не может быть и речи. Корни противоре­чия, лежащие в детско-юношеском спорте, в конечном итоге раз­дирают сущность спорта, приводят спортсменов к глубоким нрав­ственным деформациям.

Еще одно противоречие, серьезно подрывающее основы спорта, порождено системой договорных побед, которые организуются в гостиничных номерах судей, в кабинетах управленцев, одним сло­вом, далеко от спортивных залов, площадок, полей. Вытеснение соревновательности из спорта приобрело значительные масшта­бы, особенно в игровых видах спорта. По данным исследователей, в конце 1989 г. более 60% матчей союзного футбольного чемпионата были заранее проданы. Это, конечно, сказывается на морали и нравственности спортивных команд, а также на зрелищности спорта. Поэтому мы нередко видим полупустые трибуны и разоча­рованных болельщиков.

Не менее сложная ситуация складывается в фармакологичес­кой службе спорта. Использование допинга, начавшееся еще в 1970–1980-е годы, распространилось во всех видах спорта. Про­блема допинга неоднозначно воспринимается в обществе. Конеч­но, спорт выигрывает в зрелищности, но гораздо больше проиг­рывает в гуманности. Ведь при условии применения допинга речь не идет о выявлении сильнейшего, в данном случае идет борьба между медиками и фармакологами, которые наиболее удачно «на­качают» спортсмена. Разрешение данного противоречия на сегод­няшний день является достаточно проблематичным, поскольку в современном спорте тенденции завоевания победы любой ценой усиливаются и развиваются.

Критическое отношение к спорту стало захватывать широкие сферы общественного мнения. Оно сводится к двум позициям: пер­вая – возвращение спорту смысла и качества здорового образа жизни, института физического воспитания населения; вторая – выделение спорта высших достижений как самостоятельной дея­тельности с соответствующей системой организации и управления.

Таким образом, произошло отделение государственных орга­нов управления спортом от общественных. На сегодняшний день Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму занимается организацией развития физической культуры, спорта и туризма, а Олимпийский комитет России (ОКР) руководит олимпийским движением.

Несмотря на присутствующие в нем отрицательные моменты, олимпизм как социокультурное образование составляет духовную основу спортивного движения, в котором заложены гуманисти­ческие ценности: добрая воля людей, их стремление к миру, сотрудничеству, взаимопониманию. Гуманистическая природа опре­деляет его сущностное содержание – служение человеку, личнос­ти, обществу.

Тем не менее сегодня олимпизм по своему содержанию неадек­ватен тем идеалам, с которых начиналось его возрождение.

Олимпийский спорт неуклонно развивается в сторону профессио­нализации, все откровеннее делая ставку на ценности успеха, ка­рьеры, денег. На этой основе изменились ценностные ориентации в сторону потребительских и прагматических направлений. Про­фессионализация, повышая результативность атлетов, вместе с тем приводит к противопоставлению олимпийского спорта другим его разновидностям, отдаляя его от массового спорта.

Коммерциализация олимпийского движения также порождает не­гативную ситуацию для его дальнейшего развития. Зачастую время и условия соревнований определяются уже не интересами спорт­сменов, не созданием оптимальных условий для достижения спортивных рекордов, а интересами телевизионных компаний, рекламодателей.

В олимпийском спорте стали нарастать антигуманистические традиции – жесткая конкуренция, враждебность, недружелюбие, допинг, махинации, которые в корне противоречат идеалам олимпизма. Можно полагать, что если они будут усугубляться, то обще­ственное мнение перестанет воспринимать сами олимпийские игры, отвергая «новые идеалы» олимпизма.

Современный спорт переживает кризис. Но в кризисном состо­янии находится вся современная культура. Кризис спорта не есть его разрушение. Обществу, специалистам нужно находить пути выхода из этого состояния, предлагать инновационные идеи, раз­рабатывать новые технологии, изменять приоритеты, одним сло­вом, выстраивать новую парадигму развития современного спорта.

Новейшая история олимпизма далека от священных миротвор­ческих традиций древних олимпийских игр и романтизма и люби­тельства Пьера де Кубертена. Социокультурная реальность диктует новые правила игры. Тем не менее создавшаяся в олимпийском движении кризисная ситуация может стать началом «выздоровле­ния» Олимпийских игр, если мы будем формировать олимпийс­кую культуру человека, формировать олимпийское сознание лю­дей. Только сформированная олимпийская ментальность современ­ного социума способна вывести современный спорт и олимпийс­кое движение из-под власти коммерциализации, профессионали­зации, допинга, нечестного судейства и прочих пороков, разру­шающих олимпизм.

Феномен олимпийской культуры представляет собой развиваю­щийся комплекс накопленных человечеством знаний, норм, цен­ностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеоло­гии Олимпийской Хартии, философии олимпизма, на основе которых формируется гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности. Благодаря этому феномену работает механизм передачи по каналам культурной преемственности накопленных и развиваемых человечеством олимпийских ценностей от поколения к поколению.

Для формирования олимпийской ментальности современного социума необходимо задействовать новейшие педагогические тех­нологии, использовать инновационные подходы в процессах со­циализации при условии создания олимпийской культуры челове­ка, социальной группы, олимпийской культуры общества. Только на основе знаний, идей и философии олимпизма, мотивации на активное освоение спортивной практики, двигательных умений и спортивных навыков формируется олимпийская культура школь­ника, студента, взрослого человека. Коллектив таких единомыш­ленников может формировать олимпийскую культуру социальной группы. Олимпийская ментальность общества – это результат фор­мирования олимпийской культуры данного общества. Очень важно помнить, что в рамках традиционного физического воспитания справиться с данной задачей чрезвычайно трудно.

Инновационность процесса формирования олимпийской куль­туры в отличие от физического воспитания заключается в его целостности и интегрированности, приоритетности культурно­го потенциала спортивной деятельности. Освоение спортивных умений и навыков происходит наряду с целенаправленным со­зданием гуманистических качеств личности. Построение новой воспитательной системы на основе формирования олимпийс­кой культуры создает предпосылки для решения проблемы вос­питания человека в единстве его физических, умственных и ду­ховных начал.

Несмотря на ценностное содержание, спорт как форма культу­ры не является гарантом сохранения своей гуманистической ценности. Как показывает историческая практика, он достаточно легко и быстро изменяет свою направленность в зависимости от изменяю­щихся социально-экономических условий развития социума. След­ствием ценностной переориентации спорта в период последних российских реформ стала его деидеологизация, коммерциализа­ция, профессионализация. Обозначилась опасность утраты его са­мобытности, национальных спортивных традиций. Спорт стано­вится средством формирования социального неравенства, неодно­родности общества.

Спорт на сегодняшний день уже не является моноявлением, ка­ким его представляет еще большинство людей. Полифункциональность спорта проявляется в его разновидностях, каждая из которых развивается в соответствии с запросами социальной практики.

Если тезисно рассматривать тенденции развития олимпийского движения, то его основными чертами можно назвать следующие:

·        демократизация и интернационализация, расширение геогра­фии спорта;

·        появление новых видов спорта;

·        бурное развитие массового и профессионального спорта;

·        бурный рост спортивно-технических достижений;

·        появление нового направления в спортивном движении – спорте высших достижений;

·        интенсивное развитие женского спорта;

·        интенсивное развитие детско-юношеского спорта;

·        неуклонное расширение календаря спортивных соревнований на национальном и международном уровне;

·        зарождение и интенсивное развитие спортивной науки;

·        интенсивное развитие специализированной системы СМИ, обслуживающей спорт;

·        создание мощной специализированной системы спортивных сооружений;

·        создание новых международных спортивных организаций.

Можно согласиться с мнением А.Б. Суника[2], что так же как XX в. определил облик спорта ушедшего тысячелетия, так и облик XXI в. определит облик спорта грядущего тысячелетия. Видимо, ведущие тенденции развития спорта XX в. еще длительное время останутся ими и в XXI в. Однако думается, что должно возрасти социальное значение спорта, усилиться воздействие спорта на образовательную, воспитательную сферы, на здоровье человека. Заметно медленнее, но будет продолжаться рост рекордов в видах спорта, будет совершенствоваться техническое и тактическое мас­терство спортсменов. Неизбежно появление новых видов спорта. Все большее значение будут иметь научное обеспечение спорта, развитие различных направлений спортивной науки, особенно медико-биологического. XXI в., по мнению многих ученых, может стать веком дальней­шего развития женского спорта, все новые и новые виды спорта будут осваиваться девушками и женщинами. В XXI в., по прогнозам социологов, существенное влияние на спортивные рекорды будут оказывать спортсмены из Африки. Со­циально-экономическое развитие стран Африки может существенно повлиять на развитие мирового спортивного движения. Спорт навсегда останется феноменом, в котором человек нахо­дит возможность самореализации, самовыражения, ощущает глу­бинную потребность его души. Поэтому пока живо человеческое общество будет существовать и развиваться спорт.



[1] Лубышева Л.И. Развитие ценностного потенциала физической куль­туры и спорта на рубеже XXI в. // Олимпийское движение и социальные процессы. Краснодар, 1996. С. 52

[2] Суник А. Б. Спорт XXI века: (Взгляд историка) // Олимпийское дви­жение и социальные процессы. Краснодар, 1996. С. 87

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!