Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Если мы посмотрим на историческое развитие основных моделей управления национальной экономикой (эти модели показаны в таблице 1), то обнаружим следующие особенности.
Основой современной глобальной капиталистической системы послужила рыночная модель экономики, так называемый классический капитализм эпохи свободной конкуренции. Классический капитализм, в котором законы спроса и предложения действуют так, как описывают учебники по макро и микроэкономике, в котором существует ограниченность ресурсов и есть в наличии три основных фактора производства (труд, земля и капитал), существовал приблизительно до начала XX века. Классической модели свободной рыночной экономики был характерен экономический эгоизм и свобода предпринимательства. Экономический эгоизм вытекал из протестантской этики и философии прагматизма. Лучшей его иллюстрацией служат идеи великого кенигсбержца Иммануила Канта: поступайте с другими так, как Вам хотелось бы, чтобы другие поступали с Вами. Применительно к экономике это как раз и означает «невидимую руку» Адама Смита, которая сама наводит порядок на рынке. В самой экономике преобладает свобода предпринимательства, частной инициативе отданы все приоритеты в развитии национального хозяйства.
Начало XX века ознаменовалось эпохой мировых войн и вооруженных конфликтов. В условиях войны в экономике происходят значительные изменения. Образно говоря, теперь стране нужны пушки, а не масло. Частный сектор оказывается не способным реализовать военные заказы правительства, производя убыточную для себя военную продукцию. Приоритеты в национальном хозяйстве сдвигаются в сторону государства. Государство – основной заказчик и основной потребитель в экономике военного времени, в руках государства находится вся финансовая мощь страны, система денежного обращения. Государство все активнее вмешивается в дела частного сектора, беря под свой непосредственный контроль стратегически важные предприятия страны.
Установить государственный контроль над военной экономикой становится проще времен классического капитализма еще и в связи с концентрацией и централизацией капитала, возникновением так называемых монополий. Такая модель получила название государственно-монополистического капитализма, ее характерной чертой является государственное регулирование рыночных отношений. В это время расширяется налоговая база правительства, конфискуются в казну предприятия-саботажники, государство применяет элементы планирования и контроля выпуска военной продукции. Поскольку экономика переориентирована на выпуск оружия, все чаще дает о себе знать дефицит производства товаров потребительского назначения. Неблагоприятным последствием войны является и кризис государственных финансов из-за необычайно высокого в сравнении с прежними временами роста расходов правительства (эти расходы покрываются не только повышением налогов, но и эмиссией –возникает инфляция).
После окончания Первой мировой войны в ведущих странах мира отмечался непродолжительный период возврата к прежней модели свободного рынка, однако перенесение прежних принципов экономического поведения на новую почву приводит к невиданной прежде волне финансовых спекуляций, полностью разбалансирует спрос и предложение на рынке товаров. Перестает действовать знаменитый принцип Ж.-Б. Сэя о том, что предложение рождает свой собственный спрос, а для капиталистического мира наступает «Великая Депрессия», характеризующая кризис свободной рыночной экономики.
В условиях жесточайшего мирового экономического кризиса 1929–33 гг. возникают новые теории, объясняющие причины неудач прежних методов управления национальным хозяйством. И, как мы уже знаем, наибольший успех имела теория Джона Мейнарда Кейнса, суть которой сводилась к необходимости полномасштабного государственного вмешательства в экономику в кризисные периоды времени. Теперь свободный рынок эпохи классического капитализма становится достоянием истории, а в экономике ведущих стран мира начинается этатизация, т.е. расширение государственного предпринимательства. Государство берет под свой контроль ряд отраслей и сфер экономики. Государственному регулированию отныне подлежат ценообразование и рынок труда, отрасли инфраструктуры и естественной монополии. Соответствующим образом расширяется и государственная собственность. Государство превращается в крупнейшего предпринимателя.
Кейнсианская модель иначе получает название экономики спроса, поскольку одной из главных задач государственной макроэкономической политики становится стимулирование спроса. Правительство является в данной модели крупнейшим заказчиком, финансируя поставки, осуществляемые частными подрядчиками, из средств государственного бюджета. Государство проводит также активную социальную политику, организуя общественные работы и устанавливая минимальные стандарты на уровень заработной платы и пособий по безработице и нетрудоспособности. Государство занимается законотворчеством, устанавливая нормы поведения в экономической области. Широкомасштабные расходы государства на все проводимые программы в рамках такого «нового экономического курса» покрываются преимущественно за счет механизма государственного долга, а также путем увеличения налогового бремени.
Тяжелый удар по экономике ведущих стран мира наносит Вторая мировая война, а также последующие вслед на ней конфликты в Индокитае. В условиях мобилизации всех имеющихся ресурсов для решения задач национальной обороны, а потом и послевоенного восстановления хозяйства, для поддержания социальной стабильности только государство годится на роль единственного гаранта общественной безопасности. Именно в таких нелегких условиях кейнсианская модель экономики спроса получает свою закалку, она оказывается очень действенной в ходе различных катаклизмов.
Параллельно с возникновением и развитием кейнсианской модели, которая была характерна для капиталистических стран, сосуществует и другая модель управления национальным хозяйством. Эта модель известна нам как централизованно планируемая экономика тоталитарных государств. Причем она была свойственна не только социалистическому лагерю, возглавляемому Советским Союзом, но и некоторым странам, которые относятся к капиталистической системе. Элементы централизованно планируемой экономики военно-феодального характера существовали, в частности, в Японии, такая же модель применялась в гитлеровской Германии. В равной степени для всех стран, представляющих данную модель, были характерны внерыночные механизмы управления, карточная система распределения, индустриальная гигантомания, тотальный государственный контроль и чрезмерная идеологизация экономики.
С окончанием Второй мировой войны такие страны как Германия и Япония оказались оккупированы державами-победителями, насаждавшими здесь свои экономические порядки. Так, западные земли Германии и Япония вскоре перешли на новую модель развития, причем в основе перехода лежали реформы, проведенные по рецептам ведущих американских и немецких экономистов либеральной ориентации. Восточная Германия оказалась в советской зоне оккупации, и здесь была внедрена социалистическая административно-командная система.
Идеи социалистической экономики, впрочем, не только насильно насаждались оккупационными властями стран, подобных Восточной Германии. Развернувшееся экономическое соревнование между социалистической и капиталистической системами привело к тому, что социальные гарантии обществу все активнее стали устанавливаться на Западе. Особенно это было характерна для стран Западной Европы и Канады, где регулируемая государством экономика из-за сильной системы социальных гарантий постепенно превращалась в социальное рыночное хозяйство. Рост социальной защиты населения в капиталистических странах привел к появлению так называемого «государства благоденствия», когда действие жестких законов конкуренции и рыночная стихия значительно смягчались проводимой в интересах основной массы населения экономической политикой правительства. В странах социализма, напротив, все чаще шли дискуссии о пользе развития товарно-денежных отношений, о становлении социалистического рынка. На почве взаимопроникновения двух экономических систем возникла теория конвергенции, слияния капитализма и социализма в единую систему, развивающуюся по общим законам.
Этатистская модель развития, к которой в равной степени относились и капиталистическая, и социалистическая экономики, оказалась довольно действенной в условиях экстенсивного роста, когда у различных стран двух противоположных экономических систем еще были в наличии не вовлеченные в производство естественные и человеческие ресурсы. Огосударствление способствовало быстрой индустриализации, милитаризму экономики, послевоенному восстановлению народного хозяйства. И кейнсианская экономика спроса в капиталистических странах, и административно-командная система социализма благополучно просуществовали вплоть до конца 1970-х гг. Наступление же 1980-х гг. символизировало приход новой эпохи, переход к интенсивному развитию, и государственное регулирование экономики, разросшееся до своего критического уровня, начинает давать ощутимые сбои.
Этатизация экономики привела к тому, что налоговая система с высокими ставками обложения доходов компаний и частных лиц дестимулировала предпринимательскую деятельность. Социальная политика государства с гарантиями пособий по безработице породила иждивенчество в обществе. Экономический рост замедлился, а все большая часть бизнеса стала уходить в тень, скрываясь от конфискационного налогообложения. Экономические кризисы конца 1970-х – начала 1980-х гг. (особенно нефтяные шоки в результате реакции стран-экспортеров нефти на арабо-израильские вооруженные конфликты) усугубили ситуацию, вызвав топливный голод в ведущих странах мира. Гигантомания промышленного развития привела к настоящей экологической катастрофе. Очевидными стали две задачи: пересмотр роли государства в экономике и переход на интенсивный путь развития на базе новых экономящих природные ресурсы технологий.
Кризис экстенсивной модели этатистского толка привел к тому, что в условиях становления нового постиндустриального общества отпала необходимость в полномасштабной предпринимательской деятельности государства. В экономической теории вновь появились идеи о возврате к старым добрым принципам либерализма, но уже на новом витке развития. На смену кейнсиан-ской идеологии приходит неоконсерватизм.
Неоконсерватизм предполагает новую роль государства в экономике. Эта роль теперь характеризуется не прямым вмешательством правительства в действие рыночных механизмов, а косвенным регулированием экономики. Государство отказывается от предпринимательской деятельности в целом ряде отраслей экономики, передавая их в ведение частного бизнеса. Государство теперь отвечает только за сохранение жизненно важной общественной инфраструктуры, оборону, разработку и соблюдение законов. В ведение правительства находятся также финансовая и кредитно-денежная система. В рамках новой стратегии проводятся широкомасштабные неоконсервативные реформы: меняется налоговая политика (на более стимулирующая предпринимательскую и трудовую деятельности), проводится приватизация государственной собственности, несколько ограничиваются социальные программы. Прерогативой государства становится кредитно-денежная политика, контроль за эмиссией денег и уровнем процентной ставки. Результатом подобных преобразований становится разгосударствление экономики, возврат к рыночным постулатам на новой стадии развития.
Тем не менее, среди стран с развитой экономикой распространение получили три модели управления национальным хозяйством. Во-первых, стоит отметить неолиберальную модель, характерную для англосаксонских стран, таких как США, Великобритания, Ирландия и Новая Зеландия. Неолиберальная англосаксонская модель сложилась здесь к концу 1980-х – началу 1990-х гг., она отличается относительно невысокой ролью государства в экономике и высокой предпринимательской активностью. По сравнению с остальными развитыми странами в отмеченных государствах довольно значительно сократилась доля государственной собственности, уменьшились по отношению к доходам государственные расходы, несколько снизился уровень социальной защиты населения. Англосаксонские страны демонстрируют в настоящее время довольно высокую динамику экономического развития. Недостатком модели является неоднородность общества, довольно резко дифференцированного по уровню доходов.
Второй моделью является социальное рыночное хозяйство, характерное для континентальных европейских стран, Канады и Израиля. Здесь исторически велика роль государства, соответственно большая доля государственной собственности, высокий уровень государственных расходов, широкомасштабные программы социальной защиты населения. Доходы частного сектора экономики государство перераспределяет через налоговую систему, которая довольно-таки обременительна для предпринимателей и круга лиц с высоким заработком. По существу, такая модель – это социал-либерализм, своеобразный компромисс между социализмом и капитализмом, она способствует достижению общественной гармонии. Говорить о том, что такая модель идеальна, преждевременно. К числу ее недостатков относятся высокий уровень безработицы, дефицит государственных финансов, неэффективность государственного предпринимательства в ключевых отраслях экономики.
Третья модель действует в странах Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур). Ее особенности – в своеобразной восточной клано-вости, тесном переплетении интересов предпринимателей и государства, экспортной ориентации национальной экономики. Совсем недавно такая модель считалась «азиатским чудом», но валютно-финансовый кризис конца 1990-х гг. и экономический спад в Японии на исходе второго тысячелетия показали ее отрицательные черты. Особенности моделей развития ведущих стран мира представлены в 2.
Что же касается социалистических стран, в которых развивалась административно-командная система, то кризис плановой экономики пришелся на конец 1980-х гг. Плановая экономика оказалась невосприимчивой к быстрым изменениям в глобальной системе мирохозяйственных связей, она была неспособна поддерживать интенсивное развитие. Социалистические страны оказались неконкурентоспособными не только экономически, но и идеологически, поскольку военно-лагерный тоталитарный социализм себя окончательно скомпрометировал по всем направлениям. В результате бывшие социалистические страны выбрали рыночную модель развития, переход к которой отражает их статус как стран с переходной (от административно-командной к рыночной) экономикой.
Еще одна социалистическая страна, которая всегда развивалась особняком от остального мира, – это Китай. Ощутив необходимость перехода к интенсивной форме экономического роста, Китай также видоизменил свою прежнюю модель развития. На смену административно-командной системе пришла рыночная экономика с ведущей ролью государственного сектора в ней и с сохранением прежней коммунистической идеологии.
Делать вывод о том, какая модель является самой лучшей, довольно затруднительно. У каждой страны есть свои неповторимые особенности, и применять одну и ту же, пусть даже самую идеальную модель ко всем странам мира одновременно просто невозможно. Едва ли конкурентоспособная неолиберальная американская модель понравится жителям Германии или Франции, которые привыкли к государственной опеке и поддерживают «государство благоденствия». Маловероятно, что коммунистический Китай полностью откажется от государственной поддержки своей экономики и изберет для себя социально-ориентированный рынок по-европейски, в котором крайне велика доля частной собственности. В России, несмотря на некоторое сходство с кумовским капитализмом по-азиатски, не удалось реализовать его основные характерные черты и положительные последствия и т.п.
Стоит также заметить, что на протяжении всей истории развития капиталистической экономики случаются волнообразные откаты то к свободному рынку, то к этатизму. Никто не будет спорить о том, что рыночное развитие прогрессивно. Действительно, свобода рыночных отношений дает национальному хозяйству значительные конкурентные преимущества, способствует стабильному экономическому росту, развитию научно-технической базы. Вместе с тем рыночное общество порождает побочные эффекты в виде резкой дифференциации доходов, низкого качества общественных товаров и услуг (в том числе образования). Именно социальное рыночное хозяйство призвано сгладить такие отрицательные результаты неолиберализма. Таким образом, компромисс идет между моделями социально-рыночной и либерально-рыночной экономики. Причем даже на протяжении
1990-х гг. можно наблюдать откаты как в ту, так и в иную сторону.
Если 1990-е гг. начались под знаком неолиберализма, убедительно продемонстрировавшего на примере США, Великобритании, Новой Зеландии успехи довольно радикальных экономических реформ, то конец 1990-х гг. пришелся на торжество социального рынка. В большинстве стран Европы победила именно социально-рыночная экономическая идеология, а последователей неолиберальных англосаксонских стран оказалось не так уж и много. Динамика экономического развития стран, представляющих разные модели развития, тоже не слишком однозначна. Из Таблицы 3 очевидно, что у каждой из соответствующих стран (Германии, США и Японии) есть свои преимущества в одном из рассматриваемых сегментов. Если, к примеру, США демонстрируют высокие темпы роста и наивысшую в мире производительность труда, то по динамике роста этой самой производительности труда лидирует Европа, где также ускоренными темпами росла доля ВВП в расчете на душу населения. У Японии преимущества оказываются в низком уровне безработицы из-за распространенной здесь системы пожизненного найма.
Говоря о более низком по сравнению с Европой уровне развития социальной защиты, скажем, в США тоже было бы не совсем правильно. Как демонстрирует Таблица 4, уровень расходов на здравоохранение в США – наивысший среди ведущих стран мира. Однако, медицина в США является преимущественно платной, развитие здесь получают различные формы медицинского страхования. Напротив, в Европе в настоящее время наблюдается либерализация жизненно важных отраслей инфраструктуры, таких как телекоммуникации, авиатранспорт, продолжается процесс приватизации. Речь, скорее, может идти о поэтапной конвергенции неолиберализма и
социального рынка, черты которых явно выражены во всех существующих в мире моделях макроэкономического развития.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!