Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Социально-экономическая и образовательная среда деятельности социального педагога-валеолога»

/ Педагогика
Конспект, 

Оглавление

    Известно, что  на состояние  физического и духовного  здоровья  участников  образовательного  процесса   существенное  влияние оказывают многие  негативные  явления окружающей действительности:  снижение уровня  жизни в  целом по  стране, кризисная ситуация в  образовании, повсеместное ухудшение  экологической обстановки  и др. Явно   обострились  противоречия между такой  приоритетной ценностью, как  физическое  и нравственное  здоровье подрастающего  поколения, и отсутствием условий, необходимых для формирования этой ценности в образовательных учреждениях.     

    Социально-экономические перемены,  в результате  которых  ослабла спортивно-физкультурная база, ликвидирована  система летних  лагерей  отдыха,  ухудшилась организация школьного питания,  особенно  болезненно  сказались  на  детях.  Усугубили их положение  и  разрушительные  реформы, от  которых  существенно  пострадала система физического воспитания, увеличилась учебная нагрузка   учащихся, вызванная введением многочисленных и отнюдь не обязательных   курсов   и дисциплин   в ущерб  обучению  основам  наук  и здоровью учащихся.                                

    Освоение многих новшеств, включаемых в содержание  образования,  -  достаточно трудоемкий процесс, требующий немалых энергозатрат от участников образовательной деятельности. В результате возникают различные   отклонения   в  функциональном состоянии организма, обусловленные как физиологической  усталостью, так и психо-эмоциональными перегрузками.   Отсюда  и многочисленные хронические заболевания, нарушения  психики  и  нервные  стрессы у обучаемых. Поэтому не удивляет тот факт, что в большинстве специализированных школ  заболеваемость  гораздо  выше,  чем  в обычных образовательных учреждениях.     

    Поэтому в этих условиях огромная роль принадлежит социальному педагогу-валеологу. Именно творчески работающие педагоги, в том числе и социальные педагоги-валеологи - это золотой фонд России в прошлом, настоящем и будущем. В  условиях   экономической   нестабильности  и  экологической   напряженности,  на фоне  снижения  уровня  жизни   и  массового распада  семьи  идет, как уже отмечалось выше, стремительное  ухудшение  здоровья  детей,  что в  конечном счете ведет  к  снижению  генофонда   населения  в ближайшей  перспективе. “Кто не знает угрожающих цифр статистики о том, что до 98% детей больны, что резко сокращается продолжительность жизни россиян (с 65 лет в 1987 году до 58 в 1994 году), растет количество уродств (на каждые 100 тыс. новорожденных приходится 600 дебилов и уродов), бесплодий, психических заболеваний (5% населения)?”1  А ведь  всего через 5 -  10 лет  современные школьники  войдут в общественную   жизнь,    которая   неизбежно потребует  от  них активности,  инициативы, предприимчивости, контактности, самостоятельности, дисциплинированности, критичности и просто энергии для того,  чтобы трудиться. Поэтому  уже сегодня  дело первостепенной  важности  -  дать  школьникам  образование без  потерь их  здоровья. А  оно катастрофически быстро падает.              

    Объективно   меняющиеся   условия   жизни меняют   и   профессиональную   деятельность социального педагога, задачи самой педагогики. Здоровье-сберегающая  педагогика,  валеология,  выходит сегодня на первое место. Валеология  решает  и другие  очень серьезные  вопросы,  и  прежде  всего  облегчает разрешение  серьезных  противоречий  в  системе  образования.  К  примеру, противоречие  между   необходимостью   увеличивать   объем знаний  и  здоровьем  детей,  между социальной  программой  образования  и  биологическим развитием ребенка. “При этом ученые исходят из того, что медицинская валеология разрабатывает критерии здорового образа жизни, а педагогическая занята преодолением безграмотности и нравственной неготовности общества к формированию социального и индивидуального здровья”.1                    

    Таким образом, средняя школа сегодня переживает тяжелые времена. И дело не только в экономических  трудностях  -   плохой  материальной  базе,  почти полном  отсутствии снабжения,  мизерной зарплате  и т.д.  Вопрос значительно  сложнее: сегодня  все еще  нет целостной  концепции  образования  и  воспитания.  Утрачено  чувство  исторической реальности. Педагог, который призван социализировать личность не может ответить  на вопросы  учеников:  куда  мы  идем, какое  строим общество,  каковы  его перспективы  и ценностные  ориентации?  А без  ответов на  эти вопросы  нельзя  ответить  на  следующие: кого мы  готовим,  каковы требования  к личности, предъявляемые   современным   обществом,   и что должно измениться  в человеке  на пороге  третьего тысячелетия?                     

    Пытаясь  ответить  на  эти  вопросы, возвращаясь  к  обыденной  жизни   и  сиюминутной  практике,  думающий педагог неизбежно  подмечает  множество   свидетельств  неблагополучия  детской  жизни:   распад  детского  сообщества,  слабое  участие  детей в жизни  родителей и родителей   в  жизни детей,  отсутствие   культуры брачно-семейных отношений, хрупкость брака. В сознании    подрастающего поколения   исчезает идеальная   форма   серьезной,  значительной взрослой жизни, падает авторитет родителей,  увеличивается    разрыв   поколений, власть  учителя,  родителей  становится формальной.                                   

    Следствие:  многие  взрослые  теряют  все средства воздействия  на детей,  кроме


угрозы.  А ведь  образ взрослости,  образ совершенного  (идеального)  взрослого  во  многом является   основой   представления   детьми своего  будущего.  И  вне  опоры  на  образ взрослого  невозможно   проектировать  детскую жизнь.                               

    Из сказанного следует, что сейчас исключительно  важно  найти идеал  взрослого человека, социальному педагогу стать посредниками в приближении этой   идеальной формы взрослости к детству. На практике это  значит, что  непосредственные человеческие формы общения должны  вытеснять “формальные” отношения.                   

    Преодолению  кризиса  детства,  выравниванию  отношений взрослых  и детей  в семье и  школе,  укреплению  авторитета  (образа) отца, матери в  глазах детей  посвящена валеология, деятельность социального педагога-валеолога, если  рассматривать это  в широком смысле слова. Валеология и деятельность социального педагога-валеолога ставит все эти вопросы, стремится создать гармонию человека с     

 природой и обществом.                     

    Обилие  программ  по  валеологии  свидетельствует  о  многообразии подходов  в решении  самой   проблемы.  Каждая   из  программ,  известная учителям,  принесла определенную  пользу.  Каждая из  методик оздоровления своими  корнями уходит  в давно забытое  прошлое.  Новым  является,  пожалуй, то, что мы  все  начинаем верить в  возможность  возрождения нации  через ее оздоровление. И здесь будет очень важно, что непосредственно представляет из себя сам социальный педагог-валеолог. Подобная профессиональная деятельность требует от него определенной склонности, необходимых физических и психических данных, а также соответствующего личностного развития. Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни. Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровке, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Также необходимы, помимо вышеотмеченного, определенные нравственные качества. Профессиональная пригодность к педагогической деятельности (тем более в такой сложной сфере как социализация личности) связана с наличием у человека физического и психического здоровья, хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдерживать воздействия сильных раздражителей, проявлять выдержку и т.д. К числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности, также относятся: склонность к работе с детьми, коммуникабельность (стремление и умение общаться с другими людьми), тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе.       



1 Солдатова Т. Учитель, исцелись сам // Народное образование. - 1996. - №3. С. 84

1 Найн, А.А. Сериков С.Г. Проблемы здоровья участников образовательного процесса // Педагогика. - 1998. - №6. С. 54

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!