Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Известно, что на состояние физического и духовного здоровья участников образовательного процесса существенное влияние оказывают многие негативные явления окружающей действительности: снижение уровня жизни в целом по стране, кризисная ситуация в образовании, повсеместное ухудшение экологической обстановки и др. Явно обострились противоречия между такой приоритетной ценностью, как физическое и нравственное здоровье подрастающего поколения, и отсутствием условий, необходимых для формирования этой ценности в образовательных учреждениях.
Социально-экономические перемены, в результате которых ослабла спортивно-физкультурная база, ликвидирована система летних лагерей отдыха, ухудшилась организация школьного питания, особенно болезненно сказались на детях. Усугубили их положение и разрушительные реформы, от которых существенно пострадала система физического воспитания, увеличилась учебная нагрузка учащихся, вызванная введением многочисленных и отнюдь не обязательных курсов и дисциплин в ущерб обучению основам наук и здоровью учащихся.
Освоение многих новшеств, включаемых в содержание образования, - достаточно трудоемкий процесс, требующий немалых энергозатрат от участников образовательной деятельности. В результате возникают различные отклонения в функциональном состоянии организма, обусловленные как физиологической усталостью, так и психо-эмоциональными перегрузками. Отсюда и многочисленные хронические заболевания, нарушения психики и нервные стрессы у обучаемых. Поэтому не удивляет тот факт, что в большинстве специализированных школ заболеваемость гораздо выше, чем в обычных образовательных учреждениях.
Поэтому в этих условиях огромная роль принадлежит социальному педагогу-валеологу. Именно творчески работающие педагоги, в том числе и социальные педагоги-валеологи - это золотой фонд России в прошлом, настоящем и будущем. В условиях экономической нестабильности и экологической напряженности, на фоне снижения уровня жизни и массового распада семьи идет, как уже отмечалось выше, стремительное ухудшение здоровья детей, что в конечном счете ведет к снижению генофонда населения в ближайшей перспективе. “Кто не знает угрожающих цифр статистики о том, что до 98% детей больны, что резко сокращается продолжительность жизни россиян (с 65 лет в 1987 году до 58 в 1994 году), растет количество уродств (на каждые 100 тыс. новорожденных приходится 600 дебилов и уродов), бесплодий, психических заболеваний (5% населения)?”1 А ведь всего через 5 - 10 лет современные школьники войдут в общественную жизнь, которая неизбежно потребует от них активности, инициативы, предприимчивости, контактности, самостоятельности, дисциплинированности, критичности и просто энергии для того, чтобы трудиться. Поэтому уже сегодня дело первостепенной важности - дать школьникам образование без потерь их здоровья. А оно катастрофически быстро падает.
Объективно меняющиеся условия жизни меняют и профессиональную деятельность социального педагога, задачи самой педагогики. Здоровье-сберегающая педагогика, валеология, выходит сегодня на первое место. Валеология решает и другие очень серьезные вопросы, и прежде всего облегчает разрешение серьезных противоречий в системе образования. К примеру, противоречие между необходимостью увеличивать объем знаний и здоровьем детей, между социальной программой образования и биологическим развитием ребенка. “При этом ученые исходят из того, что медицинская валеология разрабатывает критерии здорового образа жизни, а педагогическая занята преодолением безграмотности и нравственной неготовности общества к формированию социального и индивидуального здровья”.1
Таким образом, средняя школа сегодня переживает тяжелые времена. И дело не только в экономических трудностях - плохой материальной базе, почти полном отсутствии снабжения, мизерной зарплате и т.д. Вопрос значительно сложнее: сегодня все еще нет целостной концепции образования и воспитания. Утрачено чувство исторической реальности. Педагог, который призван социализировать личность не может ответить на вопросы учеников: куда мы идем, какое строим общество, каковы его перспективы и ценностные ориентации? А без ответов на эти вопросы нельзя ответить на следующие: кого мы готовим, каковы требования к личности, предъявляемые современным обществом, и что должно измениться в человеке на пороге третьего тысячелетия?
Пытаясь ответить на эти вопросы, возвращаясь к обыденной жизни и сиюминутной практике, думающий педагог неизбежно подмечает множество свидетельств неблагополучия детской жизни: распад детского сообщества, слабое участие детей в жизни родителей и родителей в жизни детей, отсутствие культуры брачно-семейных отношений, хрупкость брака. В сознании подрастающего поколения исчезает идеальная форма серьезной, значительной взрослой жизни, падает авторитет родителей, увеличивается разрыв поколений, власть учителя, родителей становится формальной.
Следствие: многие взрослые теряют все средства воздействия на детей, кроме
угрозы. А ведь образ взрослости, образ совершенного (идеального) взрослого во многом является основой представления детьми своего будущего. И вне опоры на образ взрослого невозможно проектировать детскую жизнь.
Из сказанного следует, что сейчас исключительно важно найти идеал взрослого человека, социальному педагогу стать посредниками в приближении этой идеальной формы взрослости к детству. На практике это значит, что непосредственные человеческие формы общения должны вытеснять “формальные” отношения.
Преодолению кризиса детства, выравниванию отношений взрослых и детей в семье и школе, укреплению авторитета (образа) отца, матери в глазах детей посвящена валеология, деятельность социального педагога-валеолога, если рассматривать это в широком смысле слова. Валеология и деятельность социального педагога-валеолога ставит все эти вопросы, стремится создать гармонию человека с
природой и обществом.
Обилие программ по валеологии свидетельствует о многообразии подходов в решении самой проблемы. Каждая из программ, известная учителям, принесла определенную пользу. Каждая из методик оздоровления своими корнями уходит в давно забытое прошлое. Новым является, пожалуй, то, что мы все начинаем верить в возможность возрождения нации через ее оздоровление. И здесь будет очень важно, что непосредственно представляет из себя сам социальный педагог-валеолог. Подобная профессиональная деятельность требует от него определенной склонности, необходимых физических и психических данных, а также соответствующего личностного развития. Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни. Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровке, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Также необходимы, помимо вышеотмеченного, определенные нравственные качества. Профессиональная пригодность к педагогической деятельности (тем более в такой сложной сфере как социализация личности) связана с наличием у человека физического и психического здоровья, хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдерживать воздействия сильных раздражителей, проявлять выдержку и т.д. К числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности, также относятся: склонность к работе с детьми, коммуникабельность (стремление и умение общаться с другими людьми), тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе.
1 Солдатова Т. Учитель, исцелись сам // Народное образование. - 1996. - №3. С. 84
1 Найн, А.А. Сериков С.Г. Проблемы здоровья участников образовательного процесса // Педагогика. - 1998. - №6. С. 54
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!