Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Почти столетие малая группа остается предметом живого интереса множества социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Евразии, Австралии. Сейчас уже трудно себе представить, что всего 90–100 лет назад на экспериментальном уровне рассматривался вопрос о том, что само присутствие людей влияет на протекание психических процессов испытуемого. Между тем исследования социальной фасилитации – влияние присутствия наблюдателей на продуктивность деятельности человека – в начале века были важным этапом формирования нового научного мышления – социально-психологического, рассматривающего человека сквозь призму его социального окружения (реального и идеального). От первых, достаточно наивных в свете сегодняшних представлений взглядов на характер связей между людьми был один шаг до понимания того важного обстоятельства, что суть человеческих связей – не соприсутствие, а взаимодействие, порождающее новую реальность – групповые взаимоотношения. Идея витала в воздухе, которым дышали исследователи разных стран и материков в 20-х гг. XX в. Мысль о том, что люди, объединенные общей целью, образуют нечто целое, «надиндивидуальное», но вместе с тем обладающее собственной субъектной жизнью, практически одновременно прозвучала и в России (В. Бехтерев, М. Ланге), и в Германии (В. Меде), и в США (Ф. Оллпорт). С этого времени малая группа становится «фигурой» социально-психологической науки и практики.
Г.М. Андреева выделяет три направления развития социально-психологической мысли в Западной Европе (частично) и США (преимущественно), внесших наиболее значительный вклад в расширение и углубление наших представлений о малой группе. Первое направление – социометрическое, оно изначально связано с именем Дж. Морено. У высказанных им идей и созданной для их подтверждения методики очень различные судьбы. Идеи канули в историю, методика живет своей жизнью и в психологии, и в смежных с нею гуманитарных областях. Морено рассматривал общество состоящим из двух структур. Макроструктура – не психологическая по своей сути – задает человеку пространственное расположение в мире, среду жизнедеятельности. Микроструктура – это структура межличностных отношений, которые устанавливает человек с другими людьми. Такие отношения Морено рассматривал прежде всего как эмоциональные, построенные на симпатии или антипатии. Они имеют для человека непосредственную субъективную значимость, что для Морено означало еще и приоритет микроструктуры над макроструктурой. Оптимальный вариант устройства общества – совпадение двух структур. В противном случае человек вынужден находиться в окружении чужих или вовсе неприятных ему людей, что делает его несчастным, а деятельность – неэффективной. Социометрическая методика была призвана изучать структуру эмоциональных отношений человека с тем, чтобы в соответствии с ней перестраивать макроструктуру. Утопичность этих взглядов очевидна, однако порожденные ими методические процедуры не потеряли своей популярности за последние десятилетия. Мы обратимся к эмпирическому наследию социометрического направления при изучении структур малой группы.
Второе направление – социологическое, оно связано с экспериментальной деятельностью Э. Мэйо. Ему мы обязаны выделением двух систем отношений, существующих в группе, – формальных и неформальных, а также представлениями о роли неформальной группы в удовлетворении важных социальных потребностей человека (в принятии, подтверждении, принадлежности). Сегодня эти представления воспринимаются как некоторая не подлежащая обсуждению социально-психологическая банальность, в 30-е гг. XX в. это был большой шаг вперед. Близкими к идеям Мэйо оказались взгляды Т. Шибутани. Он предложил различать первичные и вторичные группы по степени социальной дистанции между людьми. В первичных группах такая дистанция минимальна, в них происходит индивидуализированное, личностно окрашенное восприятие участниками друг друга. Они обычно невелики, и отношения в них характеризуются искренностью, наличием чувства принадлежности, общей культуры и истории. К первичным группам автор отнес взаимодействие в семье, среди друзей и соседей. К вторичным – все остальные (именно так определяет круг вторичных групп сам Т. Шибутани). Во вторичных группах отношения основаны на требованиях совместной задачи. Как правило, люди знают друг о друге только то, что важно для выполняемого сейчас дела, и в основе их контакта лежат соображения полезности. По сути дела, мы можем говорить о том, что в первичных группах преобладает межличностное общение, а во вторичных – ролевое.
Третье направление – школа групповой динамики, созданная К. Левином и его учениками – Р. Липпитом, Р. Уайтом, Л. Фестингером и другими. Социально-психологические изыскания К. Левина – это целая эпоха и важнейшая страница в истории развития и становления науки. Его вклад в проблематику малой группы бесценен – сегодняшними исследователями он рассматривается как создание «великой традиции ...видящей задачу фундаментальной теории в первую очередь в анализе социально-значимых феноменов реального мира, а в конечном счете – в осуществлении эффективных социальных преобразований».1 Рассматривая группу как динамическое целое, которое больше входящих в него частей и которое изменяется с изменением любой из его частей, приверженцы школы К. Левина обогатили социальную психологию такими понятиями, как групповая сплоченность, стили лидерства, групповая коммуникация, кооперация, групповое принятие решений и другие.
Конечно, эти три направления не исчерпывают всего разнообразия представлений о группе. Существует множество подходов, определений, постановок проблемы, еще больше – критики в адрес оппонентов. В качестве иллюстраций мы предлагаем небольшую подборку самых различных определений группы:
«Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии друг с другом, составляет социальную группу или социальный агрегат» (П. Сорокин);
«Группа есть совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях» (Ф. Оллпорт);
«Социальную группу можно представить как собрание индейцев, которые разделяют социальную категоризацию себя и действуют на ее основе» (Дж. Тернер).1
Трудно представить себе определение, которое устроило бы всех их без исключения и при этом имело хоть какое-то конкретное содержание. В данном случае обратимся к подходу, предложенному московской социально-психологической школой. Вслед за Г.М. Андреевой определим малую группу как немногочисленную по составу группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений.2 В соответствии с этим определением два признака создают основу для возникновения малой группы как психологического феномена: совместная деятельность в ее психологическом аспекте – ценности, цели, задачи и способы взаимодействия – и непосредственный контакт, то есть возможность организации межличностного общения. На этой основе возникает и развивается собственно малая группа, как социально-психологическое явление. Она предстает исследователям с точки зрения своих разнообразных свойств и признаков. А.И. Донцов, развивая данное определение, выделяет 8 признаков, характеризующих взаимодействие людей в малой группе:
1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников;
2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы;
3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии;
4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и межгрупповых ситуациях;
5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувство солидарности и благодарности группе;
6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге;
7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями;
8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.1
Таким образом, малая социальная группа – целостный самостоятельный субъект функционирования и развития, который:
q состоит из ограниченного, небольшого числа людей;
q возникает в условиях объединения участников общей целью и межличностным общением;
q наделяет входящих в него людей некоторым когнитивным и эмоциональным содержанием;
q определяет некоторые особенности их поведения во внутри- и межгрупповых ситуациях.
Сколько же человек составляют малую группу? Можно ли назвать конкретное число либо хотя бы формулу для его определения?
Интерес к этим вопросам возник чуть позже, чем начались интенсивные исследования в области малых групп. В результате чего можно констатировать следующую ситуацию: большая часть исследований особенностей малых групп проведена на диадах, то есть парах, однако при этом есть все основания считать, что настоящая малая группа начинается с триады. Диада представляет собой весьма специфическую малую группу, многие структуры и процессы разворачиваются и протекают в ней не в полном объеме, приобретают усеченную форму. Получается, что де-юре малая группа начинается с трех человек, а де-факто – с двух.
Попытки установить для малой группы однозначный «верхний предел» также можно считать неудовлетворительными. Понятно, что он находится не выше уровня 2–3 десятков. А конкретно? Для учебной группы – один предел, для тренинговой – другой, для спортивной команды – третий... Наиболее удачным можно признать функциональный подход к определению верхней границы малой группы. Его суть в следующем: в группе столько человек, скольких можно эффективно объединить для достижения данной конкретной цели. Психологическое содержание совместной деятельности задает возможное число участников данной группы.
Традиционно принято выделять две группы параметров, достаточно полно описывающих особенности той или иной малой социальной группы:
q характеризующие группу как целое;
q характеризующие человека как члена группы.
Первая группа параметров принципиально важна. Как подчеркивают Е. Дубовская и Р. Кричевский, «любые социально-психологические характеристики группы (структурные, динамические, собственно феноменологические) должны преимущественно отражать именно признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений».1 Первым среди параметров этой группы логично назвать тот, который во многих направлениях рассматривается как важнейшее условие самого существования социальной группы. В отечественной психологии он обозначается как психологическое содержание совместной деятельности, а в интеракционизме как шаблон деятельности.2 В целом, это близкие понятия. Под психологическим содержанием совместной деятельности понимается совокупность целей, задач и операций, служащих удовлетворению основных мотивов данной деятельности, а также взаимосвязанных с этими мотивами и способами их удовлетворения социальных ценностей. Все особенности конфигурации, функционирования и развития группы будут зависеть от того, какими психологическими свойствами обладает данная деятельность: какой способ взаимодействия предусматривает, на какие ценности взаимоотношений ориентирует участников и т.д. Шаблон деятельности, по Т. Шибутани, вытекает из центральной задачи совместных действий и способов ее решения. Конечно, существует этот шаблон в индивидуальном поведении членов группы, однако «объединенное действие... представляет собой нечто целое, для которого поведение людей есть только средство».1 Через разные концепции и подходы проходит мысль о том, что совместная целенаправленная активность членов группы разворачивается как минимум в двух направлениях: реализации основной цели группы и поддержания внутренней групповой целостности. Соответственно виды и формы групповой деятельности, направленные на достижение основной социальной цели, ради которой группа и была создана, принято обозначать как инструментальные. Деятельности, направленные «внутрь» группы, на ее сплочение, решение конфликтов, развитие эмоциональных связей, обозначаются как экспрессивные. Это важный момент. Наличие двух основных видов деятельности многое определяет в психологии группы и особенностях группового взаимодействия.
Традиционно принято выделять также следующие параметры группы как целого: композиция группы, групповые структуры и групповые процессы.
Композиция группы – совокупность индивидуальных характеристик членов группы, важных для понимания ее целостных свойств. Признаки, входящие в групповую композицию, каждый раз определяются исследователем в соответствии с целями и задачами его работы с группой, а также с учетом специфики группы. Скажем, композиционный набор в случае практической задачи решения конфликта, возникшего в рабочем коллективе, один и совершенно другой – при проведении корреляционного исследования в учебных коллективах подростков. Достаточно часто в композиционные признаки включают показатели возраста, пола, образования.
Групповые структуры возникают как следствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой. Выделив определенный признак, лежащий в основе тех или иных устойчивых отношений, можно построить некоторую иерархию, в которой каждый член группы займет определенное положение, позицию. Принято выделять и изучать вертикальные и горизонтальные групповые структуры.
К вертикальным относятся структуры, которые образуются совокупностью позиций членов группы в системе официальных отношений, развивающихся для достижения инструментальных целей группы. Так, в организованной группе, созданной для достижения определенной цели, можно выделить три уровня вертикальной структуры:
q официальные деловые отношения, они возникают по поводу деятельности и регламентируются штатным расписанием и должностными инструкциями;
q неофициальные деловые отношения; возникают в процессе решения деловых задач и содержательно связаны с данными задачами, но не определяются должностными инструкциями;
q неофициальные эмоциональные отношения; возникают и развиваются на основе эмоциональной симпатии, содержательно и процессуально не связаны с целями совместной деятельности.
Каждый член группы в той или иной степени включен во взаимодействие на всех трех уровнях вертикальной структуры. Банальный пример, иллюстрирующий это положение: член такой организованной группы, занимающий в ней некоторое официальное статусное положение (официальные отношения), при решении сложных деловых вопросов склонен советоваться не с вышестоящим начальником, а со своим коллегой, обладающим прекрасной эрудицией в данной области (неофициальные деловые отношения), а свои личные дела обсуждает с соседом по кабинету, с которым у него сложились доверительные отношения (неофициальные эмоциональные отношения).
Очень многое для понимания группы как системы сложившихся взаимосвязанных отношений дает модель, разработанная А.В. Петровским.
В модели существуют три слоя отношений в группе, каждый из которых порождает свои феномены, процессы, и ядро. В качестве ядра рассматривается совместная деятельность, те ее характеристики, которые задают параметры выстраивающихся вокруг нее отношений. Прежде всего – психологическое содержание деятельности. Здесь формируется и развивается структура официальных отношений, разворачиваются психологические феномены руководства.
Внутренний слой – это отношение каждого члена группы к деятельности, точнее, ее целям и ценностям. Естественно, оно различно по степени принятия этих целей и ценностей. Если одни люди находят в групповой цели значимые личностные смыслы, а другие признают важность и целесообразность их достижения в определенной степени, то третьи могут относиться к ним индифферентно, вынужденно включаясь во взаимодействие, связанное с достижением целей. Средний слой – межличностные отношения членов группы, опосредованные содержанием целей и ценностей группы. Во многом эти связи схожи с неофициальными деловыми отношениями. Они строятся на фундаменте отношения каждого участника группы к ее целям и ценностям. Вероятно, что наиболее высокое положение будут занимать те члены группы, которые максимально разделяют нормы и ценности группы, личностно ориентированы на них. Опережая события, скажем, что именно в этом слое отношений формируется лидерская структура.
Наружный слой образуют межличностные отношения членов группы, возникающие вне целей и ценностей группы, построенные на эмоциональном принятии или отвержении. В иерархии таких связей «на вершине» оказываются те члены группы, по отношению к которым большинство испытывают симпатию, основанную на их личностных качествах. Это слой неофициальных эмоциональных отношений, в котором формируется и функционирует социометрическая структура (о ней речь пойдет дальше).
Горизонтальные структуры определяют положение членов группы в системах отношений, образуемых по различным основаниям. Одновременно в группе существует много подобных структур, так как деятельность группы многомерна и возникающие в ней отношения чрезвычайно разнообразны. Устойчивые отношения постепенно складываются в иерархическую соподчиненную систему позиций членов группы. Такие системы отношений возникают на основе симпатии или антипатии (структура эмоциональных предпочтений), степени психологического влияния (лидерская структура) и движения информации по группе (коммуникативная структура). Данные горизонтальные структуры хорошо изучены в социальной психологии. Ниже мы обратимся к их подробному рассмотрению.
Групповые процессы характеризуют малую группу в ее динамике. Групповые процессы – это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении. К ним относятся процессы развития, сплочения и нормативного давления. Кроме того, ряд групповых явлений может существовать только в динамике. К ним относится процесс принятия группового решения.
«Как бы ни отличались одна от другой человеческие группы, в любой из них люди, которые преследуют свои собственные цели, вынуждены постоянно принимать в расчет интересы других людей. Какова бы ни была роль человека в любом из этих различных типов совместных действий, он заслуживает внимания исследователя»1 – эта мысль Т. Шибутани имеет непосредственное отношение ко второй группе параметров. Человек в своих жизненных проявлениях, своей духовной и предметной деятельности необыкновенно разнообразен. Какая наука может претендовать на то, чтобы описать человека во всем его многообразии свойств, возможностей, ипостасей? То, на что претендует социальная психология – лишь одна грань жизненного само проявления человека, но и она невероятно сложна для изучения! Так, в 1932 г. Ф. Бартлет писал: «Великая тайна всякого поведения – это общественное поведение. Я вынужден был им заниматься всю свою жизнь, но не претендовал бы на то, что понимаю его. У меня сложилось впечатление, что я проник насквозь в глубину человеческого существа, однако ни в малейшей степени не осмелился бы утверждать ничего о том, как он поведет себя в группе».1
Сравним по смыслу три близких словосочетания: «человек в группе», «человек и группа», «человек как член группы». Для социальной психологии первое и третье словосочетания выступают как синонимы: изучать человека в группе – значит рассматривать его как члена группы. «Человек как член группы» – только одна из ипостасей самореализации и самопроявления человека, но весьма важная, в ней современный человек проживает значительную часть своего личного времени. Вот как характеризовал роль группы в жизни человека К. Левин: «Социальный климат, в котором живет ребенок, важен для его развития так же, как воздух, которым он дышит. Группа, к которой он принадлежит, – почва, на которой он будет взрослеть. Его отношение к группе и его статус в ней – наиболее важные факторы, обеспечивающие ощущение безопасности. Неудивительно, что та группа, частью которой является человек, и культура, в которой он живет, в значительной степени детерминируют его поведение и характер... Иными словами, они в значительной степени определяют его личный стиль жизни, а также направление и продуктивность его планов».2 Входя в свою группу, человек раскрывается для других участников взаимодействия и для самого себя с определенной стороны, его поведение, по-прежнему ориентированное на достижение личных целей, обретает некоторые типичные для данной группы черты. Для описания человека как члена группы в социальной психологии используются понятия: групповые ожидания, нормы, санкции, статус и роль.
Система групповых ожиданий – принципиально важное понятие, задающее тон в определении свойств и особенностей поведения человека как члена группы. Однако нелегко найти в литературе его четкое определение. Воспользуемся размышлениями Т. Шибутани над этой проблемой: «...Люди редко бывают изолированы и редко действуют как независимые агенты. ...Даже если человек физически находится один, он часто принимает в расчет то, какой, вероятно, будет реакция других людей, если они узнают, что он делает... Человеческое поведение организуется в ответ на экспектации (ожидания), которые приписываются другим людям. Система групповых ожиданий – это некоторая совокупность представлений о том, как должен вести себя тот или иной член группы в определенной ситуации».1
Чем по сути являются экспектации по поводу ожиданий других: атрибуциями конкретных членов группы, с помощью которых они снимают для себя ситуацию неопределенности, или некоторыми обобщениями, имеющими отношение к реальным мнениям других участников группы? Исследования показывают, что имеющиеся у человека представления о том, чего от него ждут другие члены группы, часто соответствуют действительности. И объясняется это тем, что в основе групповых ожиданий и тех представлений, которые есть по поводу них у отдельных членов группы, лежат групповые нормы. Нормы по своей сути являются представлениями, выработанными членами группы в процессе жизнедеятельности, о подобающих в данной группе способах поведения. Нормы – это некоторый свод законов данной группы, набор правил о том, что нельзя, что можно и что подобает «хорошему» члену группы. Подчеркнем тот факт, что все поведенческие проявления в группе воспринимаются, оцениваются, регламентируются в соответствии с духом и с буквой группового закона – социальных норм. Это обеспечивает группе стабильность существования и внутреннюю поведенческую и ценностную целостность: «веду себя как все, считаю как все». Это же при определенных обстоятельствах ведет к групповому застою, создает трудности на пути развития группы. Однако малая группа, как любой другой самостоятельный субъект целенаправленной активности, обладает механизмами, позволяющими ей преодолевать негативные последствия повышенной нормативности своих членов. И еще один важный момент, связанный с нормами. В большинстве своем они регулируют индивидуальное поведение участников группы на неосознаваемом уровне. Такие нормы и нарабатываются группой стихийно, «по наитию», некритично усваиваются членами группы и действуют дальше автоматически.
Для того чтобы стимулировать нормативное поведение и снижать вероятность появления ненормативности как массового явления, в каждой группе создается и действует система санкций. Санкции – это психологические формы поощрения нормативности и наказания ненормативности поведения членов группы. Они носят индивидуально-групповой характер, во многом зависят от того, что в данной группе и социальном пространстве, в которое она вписана, считается поощрением, а что обидно, неприятно. В целом нормативным членам группы оказывается больше поддержки, уважения, принятия. Адресуемая им информация более доброжелательна. К ним чаще обращаются, им больше улыбаются. Ненормативность наказывается лишением поддержки, неподтверждением, отказом в сочувствии и сорадовании, лишением права на значимую групповую информацию и т.д.
Статус личности в группе – это понятие, которое сегодня подверглось значительной девальвации. Тому есть как минимум две причины. Первая – формальная трактовка понятия «статус» как некоторого набора прав и возможностей, которые человек получает одновременно со своей служебной должностью. Можно даже встретить довольно странные противопоставления друг другу авторитета и статуса руководителя, как явлений, различных по природе (авторитет – психологическая сила руководителя, а статус – социальная). Другая причина – применение данного термина для качественного объяснения данных социометрической методики. В контексте социометрии статус – характеристика положения члена группы в системе эмоциональных предпочтений. И не более того. Понятие приросло к методике, его содержание существенно сузилось.
Не хотелось бы терять данное понятие, так как без него, понятого адекватно, трудно полноценно охарактеризовать человека как члена группы. Адекватная трактовка термина «статус» предполагает, что он рассматривается как психологическая величина, имеющая отношение к положению человека в различных структурных образованиях малой группы (не только эмоциональной).
Опираясь на взгляды Г.М. Андреевой, мы приводим следующее определение статуса.
Это совокупность объективно присущих человеку характеристик, которая определяет восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системах групповых отношений.1
Каждый человек раскрывается в группе через определенные присущие ему свойства и особенности, которые он смог задействовать в осуществление данной совместной деятельности. Через восприятие этих свойств другие участники выстраивают образ данного члена группы и далее – свое собственное поведение в отношении его. Сам член группы, воспринимая особенности отношения к себе, создает собственный образ «я в группе». В результате он реализует поведение, которое задает ему некоторое место, положение в группе. Скажем, некий человек в группе смог задействовать в процессе взаимодействия свои лучшие качества: эрудицию, инициативность, принципиальность и прочее. Благодаря этому у коллег сложился весьма положительный образ его как надежного, полезного члена группы. Это отразилось в доброжелательности, уважительности их отношений, частых обращениях за деловым советом. Ободренный поддержкой, наш имярек демонстрировал уверенное, ответственное поведение. В результате он приобрел в группе статус лидера. И наоборот, другой некий человек не включился в групповую деятельность, демонстрируя скепсис, равнодушие, непоследовательность в поведении. У многих членов группы это вызвало неудовольствие, раздражение, что на уровне отношений проявилось в агрессии, критике, снижении интереса к личности человека (неподтверждении). Такое поведение членов группы вполне может спровоцировать нашего героя на эмоционально недоброжелательное, протестное поведение (или вызвать еще большую отстраненность). Как итог – низкий статус, позиция на периферии группы.
В интеракционизме существует традиция разведения двух видов группового статуса человека: конвенционального и личного. Так, по мнению Т. Шибутани, «социальный статус относится к позиции человека в обществе: уважение, которым он пользуется, и его престиж основываются на том, к какой категории он относится и как оценивается эта категория в системе социальной стратификации... Человек сохраняет свой социальный статус, если живет в соответствии с конвенциональными нормами, управляющими поведением людей этой группы».1 Личный статус – это оценка человека «в качестве человеческого существа», которой он подвергается в своей первичной группе. Сохранение личного статуса связано с совершением действий и поступков, которые помогали бы человеку поддерживать его отношения с другими членами первичной группы. Люди склонны идти на большие жертвы для поддержания своего личного статуса, так как он представляет для них большую индивидуальную ценность.
Групповая роль – понятие, которое концептуально лучше всего проработано в интеракционизме, а в остальной социальной психологии используется крайне свободно и трактуется весьма многозначно. Роль глубоко связана с групповым статусом, в самом общем виде ее можно определить как поведение, социально ожидаемое от человека – носителя определенного статуса. То есть роль – воплощение группового статуса в конкретном рисунке поведения, причем поведения, ожидаемого от носителя данного статуса другими членами группы.
Во взглядах Т. Шибутани (и, соотвественно, интеракционизме) понятие роли очень четко обозначается как собственно групповой феномен, как нечто, имеющее отношение именно к человеку в группе, а не к человеку как таковому, самому по себе: «Роли не могут быть определены в терминах поведения самого по себе, но только как шаблон взаимных прав и обязанностей».1 Именно роль человека в группе, а не сам человек в интеракционизме выступает единицей анализа группы. Правда, сказанное выше в большей степени относится к той разновидности ролей, которые обозначаются как конвенциональные, и в меньшей степени – к межличностным ролям.
Конвенциональную роль Т. Шибутани определял как представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в некоторой конкретной групповой ситуации. Что важно: требуется не от данного конкретного человека, а от любого, занимающего ту или иную статусную позицию в группе. Конвенциональная роль безлична, стандартизирована, но при этом Шибутани специально подчеркивал, что такие роли, несмотря на то, что они предписывают человеку определенное поведение, не являются чем-то, существующим вне человека. Они существуют только как особое поведение человека: «Роли суть модели поведения, которое составляет желаемый вклад данных участников в групповое взаимодействие. Но даже в стабильных обществах люди не являются автоматами, слепо выполняющими конвенциональные роли».2
Параллельно с деловыми члены группы выстраивают друг с другом эмоциональные отношения. Соответственно в этих отношениях они также играют определенные роли – межличностные. Такие роли суть совокупность прав и обязанностей, которые связывают поведение людей в отношении друг друга. Однако они принципиально отличаются от конвенциональных тем, что устанавливаемые обязательства полностью зависят от индивидуальных особенностей общающихся людей и специфики возникающих между ними отношений.
Итак, мы рассмотрели параметры, с точки зрения которых принято анализировать малую социальную группу. Хотелось бы подчеркнуть практическое значение этой информации. Выделение параметров важно не только с научной точки зрения. Знание параметров и стоящего за ними содержания позволяет более грамотно организовать практическую работу с конкретной группой. Стоит ли перед практиком задача изучить групповую проблему или способствовать развитию данной группы, ему необходимо учитывать все аспекты групповой жизнедеятельности, все существенные моменты. Группа должна быть проанализирована по всем своим важнейшим параметрам с тем, чтобы был выбран адекватный путь ее преобразования или дальнейшего развития.
1 Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000. С. 48
1 Цит. по: Битянова М.Р. Социальная психология. М., 2001. С. 244-245
2 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997. С. 190-193
1 Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. №4. С. 17-25
1 Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малых групп. М., 1991. С. 7
2 Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999. С. 31
1 Шихирев П.Н. Указ. соч. С. 36
1 Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998. С. 98
1 Москвичи С. Век толп. М., 1998. С. 37
2 Левин К. Указ. соч. С. 212
1 Цит. по: Хараш А.У. Межличностный контакт как исходное понятие устной пропаганды // Вопросы психологии. 1977. №4. С. 59
1 Андреева Г.М. Указ. соч. С. 42
1 Шихирев П.Н. Указ. соч. С. 351-352
1 Шихирев П.Н. Указ. соч. С. 46
2 Там же. С. 53
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!