Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Проблемы интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей
Произошедший в 1991 г. распад СССР и переход РФ от социалистической экономики к рыночной привели к затяжным кризисным тенденциям во всех сферах экономики, в том числе и внешнеэкономической. Россия унаследовала внешнеэкономические связи от бывшего СССР. Доля России в мировой экономике существенно сократилась. В 1985 г. Россия производила почти 4% мирового ВВП и занимала по этому показателю 6-ое место в мире вслед за США, Японией, Китаем, Германией и Францией. В 1995 г. Россия произвела менее 2% мирового ВВП и оказалась уже на 11-м месте, пропустив впереди себя еще Индию, Италию, Великобританию, Бразилию, Индонезию. Удельный вес России в мировом промышленном производстве не превышает 4% – это 5-я позиция в мире. По уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка на одного занятого) наша страна занимает 64-ю, а в сельском хозяйстве – 77-ю ступень в мировой классификации. Существенно ослабли экономические позиции и других стран бывшего СССР. Структура экспорта носит преимущественно сырьевой характер, на ее территории находятся значительные запасы разнообразных видов полезных ископаемых (нефть, газ, руды металлов, алмазы и др.). По оценкам специалистов, Россия обладает природными ресурсами на сумму 10,2 трлн долл., что значительно выше, чем Бразилия (3,3 трлн долл.), Южная Африка (1,1 трлн долл.), Китай (0,6 трлн долл.), Индия (0,4 трлн долл.) вместе взятые. Процессы вывоза капитала, организации предприятий с иностранными инвестициями, свободных экономических зон находятся на начальной стадии. Только около 1/4 российской экономики вовлечено в мирохозяйственные связи.[1]
Проблема интеграции России в мировую экономику имеет огромную актуальность. По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся:
q огромные сырьевые богатства;
q квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила;
q большие масштабы накопленных основных фондов;
q мощный научно-технический потенциал.
Однако процесс интеграции России в мировое хозяйство сдерживают стратегические слабости российской экономики, сводящие к нулю эффект от конкурентных преимуществ. К данным слабостям следует отнести:
q отсутствие полноценной системы финансовой, организационной, информационной поддержки экспортеров;
q нерациональная структура экспорта и импорта;
q спад производства, непродуманная конверсия ВПК, что ведет к потере традиционных рынков;
q ориентация НИОКР на военные исследования;
q изношенность и моральное устаревание основных фондов;
q нестабильность в экономике и политике.
Таким образом, для преодоления разрыва, отделяющего РФ от мировых лидеров, и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в систему мирохозяйственных связей необходимо:
1) установление стабильного политического режима;
2) развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования;
3) всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата;
4) проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортоориентированность производства с импортозамещением;
5) стимулирование экономического развития по пути НТП;
6) вступление в международные организации, присоединение к международным конвенциям и другим источникам международного права.[2]
На решение вышеназванных проблем и направлена начатая в 1991 г. экономическая реформа, составной частью которой является реформа внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Преобразование ВЭД в ходе реформ включает в себя отмену государственной монополии внешней торговли; постепенную замену административных (нетарифных) методов государственного регулирования внешнеэкономических связей тарифными; формирование современной структуры стимулирования, кредитования и страхования экспорта; обеспечение конвертируемости национальной валюты; создание благоприятных условий для притока иностранных инвестиций в российскую экономику. Одной из главных целей реформы ВЭД является постепенный переход к экономике открытого типа.
2. Состояние внешней торговли России
Рассмотренные конкурентные преимущества и слабости российской экономики определяют содержание, тенденции, проблемы всех без исключения форм международных экономических отношений РФ. Исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей, к тому же наиболее развитой в настоящее время в РФ, является внешняя торговля. Пережив глубокий кризис в первые годы после распада СССР и разрушения традиционных хозяйственных связей между его бывшими республиками, внешняя торговля РФ на сегодня превратилась в единственную растущую сферу российской экономики.
В развитии внешней торговли РФ можно выделить три периода:
q 1992–1993 гг., характеризующиеся общей тенденцией сокращения товарооборота;
q 1994–1996 гг., отмеченные стабилизацией и постепенным увеличением масштабов внешнеторговой деятельности;
q 1997–1998 гг., для которых вновь характерно сокращение товарооборота.
Несмотря на то, что внешнеэкономическая сфера РФ является наиболее растущей сферой экономики страны, современный внешнеторговый оборот до сих пор ниже уровня 1990 г. (183 млрд. долл.) и составляет менее 10% от уровня США, 14% от уровня Германии, 19% от уровня Японии, 36% от уровня Канады, В мировой табели о рангах Россия переместилась с 10-го места в 1990 г. на 17–18-е в 1996 г., пропустив далеко вперед большинство стран ЮВА. Соответственно удельный вес России в международной торговле снизился до 1,3% против 2,6% в 1990 г.[3]
Ситуация в экспортном секторе России характеризуется рядом четко обозначенных тенденций как в товарной структуре, так и в географической направленности.
В целом в товарную структуру экспорта нашей страны входит 4 тысячи различных видов отечественной продукции.
В качестве современных тенденций в товарном экспорте РФ необходимо выделить следующие.
1. Сохраняется ярко выраженная топливно-сырьевая направленность российского экспорта. В 1996 г. на долю ТЭК (нефть, газ, уголь, лес и др.) приходилось 46,4% всего российского экспорта, в 1995 г. – 39,5%.
2. За счет неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков цветных металлов доля экспорта цветных и черных металлов сократилась до 22% в 1996 г. по сравнению с 22,5% в 1995 г.[4] Тем не менее продукция черной и цветной металлургии остается важной статьей российского экспорта.
3. Произошло также сокращение поставок на экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
4. Сырьевая направленность приводит к высокой зависимости российского экспорта от колебания цен на мировых товарных рынках.
5. Международная специализация России на полуфабрикатах, произведенных в отраслях, оказывающих наибольшее отрицательное влияние на состояние окружающей среды (металлургическая, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная), существенно ухудшила экологический фон внешней торговли.
6. Устойчиво снижается доля машин, оборудования, транспортных средств: 8,1% в 1996 г. против 8,3% в 1995 г.
7. Удельный вес и объем экспорта услуг из России, несмотря на устойчивое увеличение, не соответствует тенденциям, отмеченным в МТУ. Так, с 1980 г. экспорт услуг развивается опережающими темпами по сравнению с экспортом товаров, и его доля в 1994 г. составляла 24% мировой торговли. В основных промышленно развитых странах экспорт услуг составляет от 50 до 150 млрд. долл. в год, тогда как в России – 13,5 млрд. долл. в 1997 г.[5]
8. После распада в 1991 г. СССР Россия не только не смогла занять новые ниши на мировом рынке, но и утратила значительную часть рынков, что в первую очередь относится к рынкам военной техники и вооружений. Так, по оценкам Международного института стратегических исследований в Лондоне, РФ в 1996 г. занимала только 4-е место (8,6%) по объемам экспорта военной техники, пропустив вперед США (42,6%), Великобританию (22,1%) и Францию (14,1%).[6]
С момента обособления РФ и начала экономических реформ произошли определенные изменения и в географической направленности российского экспорта: в 1996 г. доля индустриально развитых стран выросла до 67% (в 1990 г. – 36%), доля развивающихся стран составила 12% (в 1990 г. – 14%), на государства бывшего СЭВ приходилось 13% против 43,2% в 1990 г., на бывшие республики СССР – 8%. При этом экспорт на суммы свыше 1 млрд. долл. приходится на Украину, Беларусь, Казахстан, Узбекистан. Крупнейшими покупателями российских товаров являются Германия (14%), США (8%), Великобритания (7%), Италия (6%) и Китай (5%).[7] Это является следствием топливно-сырьевой направленности структуры экспорта, привязанного к индустриальным центрам – основным потребителям сырья и электроэнергии.
С целью преодоления обозначенных негативных тенденций в российском экспорте Правительством РФ был принят ряд законодательных актов, способствующих формированию рациональной структуры экспорта. Наиболее емкой из них является «Федеральная программа развития экспорта», принятая 8.02.96 г., главная цель которой – «совершенствование структуры российского экспорта на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества».[8] Программа ориентирована на обрабатывающие отрасли и предполагает рост доли готовой продукции в российском экспорте до 40% в 2005 г.
Ситуация в импортном секторе РФ также характеризуется рядом особенностей. В товарной структуре российского импорта отмечены следующие тенденции.
1. Основными статьями являются машины и оборудование (37,4% в 1996 г.), продовольственные товары (24,7%), продукция химической и нефтехимической промышленности (15,7%), черной и цветной металлургии (5%), товары массового спроса (одежда, обувь и т.д. – 4,4%) и прочее.
2. Импортируемые машины и оборудование предназначены для текстильной (68%), швейной (73%), кожевенной, обувной и меховой (81%) промышленности. Необходимость импорта данных товаров обусловлена отсутствием производства оборудования для большинства гражданских отраслей экономики, что порождает потребность в нерациональном импорте.
3. Нерационален и импорт по статье «Продовольствие»: располагая огромными сельскохозяйственными ресурсами и создав систему государственной поддержки АПК, Россия могла бы решить проблему самообеспеченности продовольствием.
4. Происходит переориентация на ввоз на российский рынок более дешевых товаров более низкого качества, не нашедших спроса в промышленно развитых странах. Характеризуя географическую структуру российского импорта, следует отметить, что в общем его объеме в 1996 г. на долю индустриально развитых стран приходилось 69% (61% в 1993 г.), развивающихся стран – 13% (17%), стран бывшего СЭВ – 8,5% (10,7%), на республики бывшего СССР – 9,5% (11,3%). При этом на суммы свыше 1 млрд. долл. импортируют Украина, Казахстан, Беларусь.
Таким образом, и в импортном секторе нужна долгосрочная государственная стратегия регулирования внутреннего рынка, направленная на его защиту с помощью тарифных и нетарифных ограничений.
В последние годы проделана большая работа по формированию договорно-правовой базы международного сотрудничества РФ с другими странами: подписано 35 международных соглашений с 22 странами и ЕС (с ЕС Россия подписала Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в июне 1994 г.).[9]
В целом в настоящее время РФ на мировом рынке представлена как экспортер природных ресурсов и импортер машин и оборудования. Решение проблем наращивания экспорта, рационализации импорта и установления торговых партнерских отношений с другими странами на равной основе – это то, что необходимо России для утверждения в качестве достойного участника международной торговли товарами и услугами.
3. РФ на мировом рынке технологий
Значимость такой формы МЭО, как международный обмен научно-техническими знаниями, для российских предприятий и организаций заключается, с одной стороны, в возможности использования мирового научно-технического опыта и повышения на этой основе технического уровня отечественного производства, а с другой стороны, в возможности коммерческой реализации на мировых рынках собственных научно-технических достижений, что в условиях сырьевой направленности российского экспорта является эффективным способом рационализации структуры внешнеэкономических связей.
Для оценки участия России в международном научно-техническом обмене необходимо прежде всего охарактеризовать состояние научно-технического потенциала страны. Россия обладает мощным, в значительной мере невостребованным, научно-техническим потенциалом. Так, на территории бывшего СССР ежегодно с 1986 по 1990 гг. регистрировалось 80–85 тыс. изобретений (более 60% из них созданы в РФ), что сопоставимо с показателями США и Японии. Однако в народном хозяйстве использовалось менее 1/3 этого количества, т.е. 25–30%, в то время, как в промышленно развитых странах – 60–80%. В 1993 г. в Роспатент было подано 32 216 заявок на изобретения, из них 28 478 – от российских заявителей; в этом же году было выдано 13 214 патентов на изобретения.[10] Особого внимания заслуживают отечественные космические исследования, авиастроение, разработки ядерных технологий, лазерная промышленность, а также ряд других наукоемких отраслей.
Интеллектуальный потенциал нашей страны признан как один из самых высоких в мире. Число занятых в науке и научном обслуживании России огромно: на конец 1993 г. оно составляло 1,9 млн. человек (в том числе специалистов, выполняющих НИОКР, почти 0,7 млн. чел.), т.е. около 3% всех занятых. Эта величина сопоставима только с численностью специалистов, ведущих НИОКР в США (0,95 млн. чел.). Из 72 млн. занятых более 1/4 имеют высшее и среднее специальное образование, в т.ч. около 9 млн. – высшее и 12 млн. – среднее специальное образование.[11]
Бесспорны преимущества РФ на мировом рынке вооружений и военной техники. Прежде всего это относится к истребителям МиГ-29 и МиГ-31, истребителям-бомбардировщикам СУ-24 и СУ-27, вертолетам МИ-28 и МИ-34, транспортным самолетам АН-124, танкам. В 1994 г. Россия получила 600 млн. долл. от продажи 18 истребителей МиГ-29 странам ЮВА, в 1995 г. – 180 млн. долл. от продажи Вьетнаму СУ-27 и т.д.
Таким образом, Россия с ее огромным научно-техническим потенциалом и высокопрофессиональными инженерно-техническими кадрами имеет все основания для того, чтобы стать равноправным партнером промышленно развитых стран в области международного научно-технического обмена и на равных конкурировать с ними. Однако на практике этого не происходит.
Дефицит государственного бюджета приводит к постоянному сокращению финансирования науки. Сравнение нынешнего состояния российской науки с американской показывает, что российская наука получает сейчас средств в 100–200 раз меньше американской. Если общие расходы на науку в СССР составляли 4% от ВВП (1-е место), то в 1992 г. в России их доля упала до 0,87% (27-е место). Падение зарплаты ученых определило «утечку умов»: так, только в 1992 г. за рубеж эмигрировало 4,5 тыс. человек, деятельность которых относится к сфере науки и народному образованию. В результате «утечки умов» Россия ежегодно теряет 50–60 млрд. долл.[12]
Кроме того, о нынешнем состоянии российского научно-технического сотрудничества говорит и тот факт, что ведущие страны мира получают все издаваемые в России научные журналы, СССР в 1990 г. получал примерно 40% всех мировых научно-технических изданий, а РФ в 1994 г. получала уже максимум 15%. Закономерный результат всего этого – сокращение научно-технических исследований в России.
Представленные данные свидетельствуют о необходимости развития сотрудничества российских ученых с учеными других стран. Западу это так же выгодно, как и России. Они получают возможность покупать по низким ценам научно-технические разработки, использовать высококвалифицированных российских ученых в совместных исследованиях, выходить на очень слабо насыщенный технологиями российский рынок. Во многом Запад стремится предотвратить нежелательное проникновение российских технологий оборонного характера в недружественные ему страны. Именно это обстоятельство привело к соглашению между Россией, США, Японией и ЕС в ноябре 1992 г. о создании в Москве Международного научно-технического центра.
Среди форм западного содействия российской науке можно выделить две основные:
q собственно помощь, включая поставку материалов, литературы через благотворительные организации, и грантовое финансирование;
q сотрудничество через подключение российских ученых к реализации международных научно-технических проектов.
На современном этапе содействие Запада эволюционирует от преобладания помощи (свойственно было в 1992–93 гг.) к повышению роли сотрудничества.
Можно выделить три главных направления научно-технического сотрудничества РФ со странами Запада.
1. Многостороннее межгосударственное сотрудничество. Так, Министерство науки РФ в 1995 г. поддерживало и частично финансировало свыше 500 международных проектов, из них 42 проекта – перспективные информационные технологии; 38 – биоинженерия; 33 – производственные технологии будущего; 24 – исследования океанов Арктики и Антарктики и т.д. Сегодня наша страна участвует в таких международных научно-технических программах, как «Коперник», «Эврика», «Интас» совместно с Комиссией ЕС; в программе, проводимой ЕЭК ООН, – «Энергосбережение и энергоэффективность-2000».
2. Двустороннее сотрудничество – главная форма научно-технического сотрудничества. На сегодняшний день РФ имеет двусторонние договора о научно-техническом сотрудничестве с 30 странами (ранее СССР имел их со 100 странами мира). Уже заключены соглашения с Германией, США, Италией, Финляндией, Израилем, Францией, Индией, Австрией и Словенией. Наиболее развита договорно-правовая база отношений с США. Ведущая роль здесь принадлежит комиссии «Черномырдин–Гор», в рамках которой подписано около 15 различных документов по разным проектам, среди которых «Акустическая термометрия океанского климата», «Изучение фундаментальных свойств материи» и т.д. Наибольший объем научно-технических программ реализуется с Германией, США и Италией (43 проекта). Содействие НИОКР на уровне межправительственных соглашений России с отдельными странами составило: США – 244 млн. долл., Германия – 66 млн. долл., Япония – 36 млн. долл., Франция – 22 млн. долл., Великобритания – 2 млн. долл.
3. Начиная с 1994 г. практически все научно-технические контакты базируются на прямых связях: институт–институт, лаборатория–лаборатория, ученый–ученый, ученый–заказчик. В результате 63% всех наших ученых уезжают за границу на длительный срок или на ПМЖ («утечка мозгов»). Из работающих за рубежом ученых наибольшее число трудится в США (38,2%), затем в Германии (16,1%) и Японии (около 10%). За рубеж уезжают, как правило, наиболее квалифицированные, одаренные ученые. Известно, что потеря даже небольшого количества ведущих специалистов (0,3–0,5%) может обернуться разрушением науки.
Кроме того, помощь развитию российской науки оказывают различные организации и фонды. Так, в начале 90-х годов были специально созданы две международные организации:
1. Брюссельская ассоциация по стимулированию сотрудничества с учеными СНГ, созданная в июле 1993 г., занимается поддержкой фундаментальных исследований при помощи системы грантов. Ее бюджет составляет 15 млн. долл.
2. Техническое содействие странам СНГ (TACIC, учреждена в 1994 г.) финансируется из бюджета ЕС. Предоставляет помощь России в размере 500 млн. ЭКЮ. ТАСИС обеспечивает консультационную помощь, экспертные оценки, передачу «ноу-хау» и т.п.[13]
В то же время США, Германия, Франция, Япония и другие промышленно развитые страны организовали различные фонды, стимулируя научно-техническую деятельность в России и привлекая для исследований ведущих российских специалистов.
4. Россия в международном движении капиталов
Интернационализация хозяйственной жизни усиливает перемещение между странами не только товаров, но и капиталов. Участие России в международном движении капиталов заметно, но весьма специфично. Россия мало заметна на мировом рынке капиталов как импортер предпринимательского капитала и одновременно является важным объектом приложения ссудного капитала.
Если к началу 1993 г. объем накопленных в мире ПЗИ оценивался в 2 трлн. долл., а ежегодные потоки долгосрочных капиталов между странами в форме прямых инвестиций – 200 млрд. долл., то в экономику РФ в этом же году было вложено лишь 3,8 млрд. долл., а в 1997 г. объем накопленных в РФ иностранных капиталов составил 43,1 млрд. долл. Данный объем не адекватен огромным потребностям страны и возможностям его продуктивного использования. Так, по оценкам американской консалтинговой компании «Эрнст и Янг», для нормализации российской экономики нужно привлекать по 35–40 млрд. долл. в год.
Слабая активность иностранных инвесторов объясняется наличием в нашей стране неблагоприятного инвестиционного климата, определяющего степень риска капиталовложений. Прежде всего это связано с несовершенством законодательной базы, со спадом производства и экономической стагнацией, инфляционными процессами, низким платежеспособным спросом на внутреннем рынке, высокой внешней задолженностью России, «теневой экономикой».
По проведенным лондонским журналом «Euromoney» исследованиям, в 1997 г. РФ поднялась на 79 место в рейтинге инвестиционной привлекательности со 142 места в 1993 г. В целом, несмотря на то, что интегральный показатель инвестиционной надежности РФ 49,74 (самый высокий показатель у США – 100), ныне в России свои инвестиции имеют деловые круги из 100 стран мира. На начало 1995 г. число зарегистрированных ПИИ составляло 13300. Если в 1991 г. количество предприятий с иностранными инвестициями в России составляло 2 002, то в начале 1997 г. оно превысило 16 000. Крупнейшими инвесторами выступают: США (в 1996 г. – 26,1%, или 1 695 млн. долл.), Швейцария (20,3% или 1 323,4 млн. долл.), Германия, Китай, Финляндия, Великобритания, Италия и т.д.[14]
По данным на 1996 г., наибольшей привлекательностью для иностранных инвесторов характеризуются такие отрасли российской экономики, как:
q ТЭК – 49,5%, что соответствует сумме 521,7 млн. долл.;
q торговля и общественное питание – 9,8%, или 103 млн. долл.;
q строительство – 5,6%, или 59 млн. долл.;
q деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – 4,7%, или 49,5 млн. долл.;
q машиностроение и металлообработка – 4,1%, или 43,7 млн. долл.;
q прочие отрасли – 26,3%, или 278,7 млн. долл.
Помимо ПЗИ, объем которых в 1997 г. составил 6,2 млрд. долл., в РФ направляются и портфельные инвестиции путем приобретения акций приватизированных предприятий. Объем накопленных портфельных инвестиций в 1997 г. составил 18,2 млрд. долл.
Кроме движения капиталов в предпринимательской форме Россия участвует и в движении ссудного капитала. Кредиты и займы – нормальные явления в экономической деятельности любого правительства, и практически все страны мира имеют тот или иной государственный долг. На начало 1997 г. общий внешний долг РФ составил 120,5 млрд. долл., тогда как ВВП РФ оценивается в 160 млрд. долларов. Он складывается из так называемых старых долгов бывшего СССР (104 млрд. долл.) и новых – кредиты, полученные РФ после 01.01.92 г.
Среди старых долгов выделяются официальные кредиты западных правительств: (Парижский клуб) – 35 млрд. долл.; кредиты западных банков (Лондонский клуб) – 28 млрд. долл.; западные коммерческие кредиты (Токийский клуб) – 8 млрд. долл.; долги бывшим социалистическим странам. Россия приняла на себя советские долги не сразу: в октябре 1991 г. был подписан Меморандум, а в декабре – договор о солидарной ответственности и распределении долгов между республиками. На Россию был записан 61% долга, на Украину – 16%, Белоруссию, Казахстан и Узбекистан – по 4% и т.д. Однако в скором времени выяснилось, что республики еще в меньшей степени, чем Россия, способны нести это бремя. В связи с этим в апреле 1993 г. при заключении соглашения с Парижским клубом об очередной отсрочке платежа Россия приняла на себя ответственность за все долги СССР.
Новые долги РФ невелики – 17 млрд. долл. Это в основном кредиты международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, МФК, ЕБРР), к которым РФ присоединилась в 1992 г.
Одновременно Россия является и международным кредитором: по различным оценкам зарубежные страны должны нашей стране 140 – 176 млрд. долл. Наиболее крупными должниками РФ являются Куба, долг которой составляет 28 млрд. долл., Монголия – 18 млрд. долл., Вьетнам – 17 млрд. долл., Индия – 16 млрд. долл., Сирия – 11 млрд. долл. Из всех должников РФ лишь страны ЮВА, Магриба, Египет и Индия стараются выплатить долги, хотя и не в валюте.[15]
Решение проблемы возврата долгов России многовариантно: возможны продажа долгов, мораторий на долги с получением лишь процентов по ним, списание безнадежных долгов и т.д. Важным шагом, который может помочь России «выбить» из стран-должников деньги, является вступление в Парижский клуб, которое произошло в результате подписания Меморандума о взаимопонимании между РФ и Парижским клубом 17 сентября 1997 г. Основным рычагом воздействия РФ на стран-должников теперь выступают правила, предусмотренные Парижским клубом, согласно которым нарушение графика выплаты долга влечет за собой приостановку помощи стране со стороны МВФ.
6 октября 1997 г. было подписано соглашение о реструктуризации долгов бывшего СССР между руководителями банков – членов Лондонского клуба (600 коммерческих банков, среди которых Bank of America, Deutsche Bank AG, Dresdner Bank, Industrial Bank of Japan, Bank of Tokyo-Mitsubishi и др.) и Внешэкономбанком РФ. Принципиальная договоренность между Лондонским клубом и Внешэкономбанком РФ была достигнута еще в 1995 г., когда вся сумма задолженности (25,3 млрд. долл. основного долга + 7 млрд. долл. проценты) была реструктуризирована на срок 25 лет с льготным периодом (в течение которого выплаты не производятся) в 7 лет. Последнее же подписанное соглашение предусматривает выпуск облигаций для урегулирования задолженности по процентам. Их эмитентом выступит Внешэкономбанк, а зарегистрированы они будут на Люксембургской фондовой бирже.
Несмотря на достигнутые в последнее время положительные результаты, внешний долг до сих пор утяжеляет платежный баланс РФ, а получаемые ею кредиты используются не по назначению и не только не улучшают внутриэкономическое состояние страны, но и ухудшают его.
5. Участие России в процессах миграции рабочей силы
Одним из важных и наиболее сложных аспектов интернационализации хозяйственной жизни сегодня является международная миграция рабочей силы. Эта проблема становится актуальной и для России. Так, с одной стороны, ее вхождение в мировое сообщество неизбежно связано с таким многогранным процессом, как международная миграция населения. С другой стороны, за счет международной миграции населения может быть изменена сложившаяся к началу 90-х годов неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся снижением уровня рождаемости, превышением смертности населения над рождаемостью и, таким образом, увеличением масштабов абсолютного сокращения численности населения России.
Данной тенденции противостоит увеличение миграционного прироста населения за счет иммиграции в Россию. Министерством внутренних дел и Федеральной Миграционной Службой РФ (ФМС) определены следующие категории иммигрантов:
q иммигранты из бывших союзных республик. На рабочих и специалистов из бывших союзных республик приходится более 50% всех трудовых иммигрантов. По сравнению с 1991 г. число прибывших из стран ближнего зарубежья возросло в середине 90-х годов на 59% и составило 1 200 тыс. человек. Самым крупным поставщиком рабочей силы из ближнего зарубежья остается Украина – 65% от обшей численности, затем идут Беларусь – 9%, Молдова – 6% и Грузия – 5%. Причем, доля русского населения в структуре иммигрантов составляет 62,9% (в 1994 г.);
q иностранные граждане, к которым относятся иностранные студенты, работающие по международным соглашениям, лица, требующие политического убежища, трудовые мигранты, челночные торговцы и т.д. По статистическим данным, в конце 1996 г. в России легально трудились около 400 тыс. иностранных граждан, что составляет 0,45% от общей численности занятых. В сравнении с другими государствами этот показатель явно незначителен – для примера, в США он равен 9,5%, в Австралии – 25%, в Кувейте – 86%, в Германии – 8%, в Японии – 1,1%. Больше всего рабочих и специалистов приезжает в нашу страну из Турции – 15%, Китая – 3,9%, США и Вьетнама – по 2,2%. Всего же в 1996 г. число стран дальнего зарубежья, поставляющих нам рабочую силу, достигло 105;
q владельцы капиталов, собственники, инвесторы, сотрудники совместных предприятий и т.д. Эта группа иммигрантов практически не учитывается государственной статистикой по причине краткосрочных периодов времени их пребывания. По мере интеграции России с другими странами мира данная категория иммигрантов постоянно увеличивается. Согласно оценкам Госкомстата, их численность в 1995 г. составила около 130 тыс. человек.[16]
Особо следует сказать о вынужденных мигрантах (беженцах, переселенцах и др.) из ближнего зарубежья. По данным ФМС РФ, на 1 января 1995 г. в России насчитывалось 702,5 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев. Эта иммиграция носит по сути безвозвратный характер, что усугубляет положение на российском рынке труда и жилья. Столкнувшись с сотнями тысяч русских и русскоязычных беженцев из ближнего зарубежья, Россия оказалась перед необходимостью ежегодно затрачивать многомиллиардные средства из госбюджета. Например, в 1994 г. на реализацию Федеральной миграционной программы, которая одобрена Указом Президента РФ от 23.08.94 г., из госбюджета было затрачено 264 млрд. рублей.
Наибольший приток мигрантов приходится на такие сферы экономики, как строительство – 42,52%, промышленность – 26%, сельское и лесное хозяйство – 22%, транспорт – 8,32% и прочие отрасли – 1,16%.
В противовес возросшим масштабам иммиграции, эмиграционные процессы в России имеют тенденцию к сокращению. Так, количество выбывших из России на постоянное место жительства в 1994 г. составило 340 тыс. человек, что в 2 раза меньше по сравнению с 1988 г. (792 тыс. человек).[17] Миграция из России определяется следующими факторами:
q более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами;
q этническими мотивами (в СНГ в 1994 г. проживало около 3 млн. евреев, 2 млн. немцев, 1,2 млн. поляков);
q численность выезжающих ограничивается емкостью рынков труда принимающих стран и в целом невысоким уровнем квалификации рабочей силы РФ;
q непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барьером и др. В связи с этим выезжает преимущественно высококвалифицированная и мобильная часть населения. Международная экономика и МЭО
Главными направлениями эмиграции являются страны дальнего зарубежья, особенно Германия – 49%, Израиль – 36%, США - 9%, Греция - 2,5% и т.д.[18]
Можно выделить три группы эмигрантов из России:
1) безвозвратно эмигрирующие, среди которых трудоспособные лица составляют 70%. С этой группой главным образом связана «утечка умов». Число высококвалифицированных специалистов, покинувших страну в период с 1989 г. по 1995 г., превышает 1,5 млн. человек. Наши ежегодные экономические потери из-за «утечки умов» составляют примерно 50–60 млрд. долл.;
2) временные эмигранты, выезжающие по служебным заданиям, частным приглашениям, в туристические поездки, на отдых;
3) люди, имеющие временную работу за границей по контракту на период от 1 до 5 лет, по истечении которого они обязаны вернуться в страну выезда.
В целях контроля за процессами вербовки и трудоустройства российских граждан за рубежом деятельность подобных агентств и организаций лицензируется. На сегодняшний день в России выдано только 150 лицензий.
По неофициальным данным, сегодня за пределами России трудятся более 600 тыс. наших соотечественников, но достоверной информации нет. Тем более, что многие выезжающие за границу с целью туризма и по приглашениям оседают там, пополняя нелегальный рынок труда. Чтобы взять «дикую эмиграцию» под контроль, государству необходимо заключать двусторонние соглашения со странами приема.
Таким образом, Россия в международной трудовой миграции является одновременно принимающей и направляющей страной. Разработкой и осуществлением российской миграционной политики занимается Федеральная миграционная служба России.
Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что начавшаяся интеграция российской экономики в мировое хозяйство сопряжена с дальнейшим развитием и совершенствованием всех форм международных экономических отношений и направлена на формирование потенциала ее экономического роста, на превращение РФ в равноправного члена мирового сообщества.
[1] Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону, 2000. С. 343
[2] Мировая экономика: Учебник // Под ред. А.С. Булатова. М., 1999. с. 697-698
[3] Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М., 1998. С. 40
[4] Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Указ. соч. С. 346
[5] Дадалко В.А. Мировая экономика. Минск, 2001. С. 457
[6] Там же
[7] Виноградов В.В. Экономика России. М., 2001. С. 74
[8] «Федеральная программа развития экспорта» от 8.02.96 г.
[9] Международное право // Под ред. Колосова Ю.М., Кузнецова В.И. М., 2001. С. 289
[10] Экономика и право // А.М. Никитин и др. М., 1999. С. 746
[11] Экономическая география России: Учебник // Под ред. В.И. Видяпина. М., 1999. С. 160
[12] Экономическая география России: Учебник // Под ред. В.И. Видяпина. Указ. соч. С. 167-168
[13] Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Указ. соч. С. 46-47
[14] Финансы // М.В. Романовский и др. М., 2000. С. 124
[15] Финансы // М.В. Романовский и др. Указ. соч. С. 126-127
[16] Кваша А.Я. Демографическое и экономическое развитие России // Вестник МГУ. Серия «Экономика». 1996. №5. С. 75-80
[17] Демографические факторы экономического развития / Демография: современное состояние и перспективы развития // Под ред. Д.И. Валентея. М., 2000. С. 120-121
[18] Демографические факторы экономического развития / Демография: современное состояние и перспективы развития // Под ред. Д.И. Валентея. Указ. соч. С. 123
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!