Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Состояние внешнеэкономических связей РФ на современном этапе и направления их развития»

/ Мировая экономика и международные экономические отношения
Конспект, 

Оглавление

1. Проблемы интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей

 

Произошедший в 1991 г. распад СССР и переход РФ от социалистической экономики к рыночной привели к за­тяжным кризисным тенденциям во всех сферах экономи­ки, в том числе и внешнеэкономической. Россия унаследо­вала внешнеэкономические связи от бывшего СССР. Доля России в мировой экономике существенно сократилась. В 1985 г. Россия производила почти 4% мирового ВВП и занимала по этому показателю 6-ое место в мире вслед за США, Японией, Китаем, Германией и Францией. В 1995 г. Россия произвела менее 2% мирового ВВП и оказалась уже на 11-м месте, пропустив впереди себя еще Индию, Италию, Великобританию, Бразилию, Индонезию. Удель­ный вес России в мировом промышленном производстве не превышает 4% – это 5-я позиция в мире. По уровню производительности труда в промышленности (годовая вы­работка на одного занятого) наша страна занимает 64-ю, а в сельском хозяйстве – 77-ю ступень в мировой класси­фикации. Существенно ослабли экономические позиции и других стран бывшего СССР. Структура экспорта носит преимущественно сырьевой характер, на ее территории на­ходятся значительные запасы разнообразных видов полез­ных ископаемых (нефть, газ, руды металлов, алмазы и др.). По оценкам специалистов, Россия обладает природ­ными ресурсами на сумму 10,2 трлн долл., что значитель­но выше, чем Бразилия (3,3 трлн долл.), Южная Африка (1,1 трлн долл.), Китай (0,6 трлн долл.), Индия (0,4 трлн долл.) вместе взятые. Процессы вывоза капитала, органи­зации предприятий с иностранными инвестициями, сво­бодных экономических зон находятся на начальной стадии. Только около 1/4 российской экономики вовлечено в ми­рохозяйственные связи.[1] 

Проблема интеграции России в мировую экономику имеет огромную актуальность. По мнению многих специа­листов, Россия обладает рядом специфических черт и пре­имуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в ми­ровое хозяйство. К ним относятся: 

q         огромные сырьевые богатства;

q         квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила;

q         большие масштабы накопленных основных фондов;

q         мощный научно-технический потенциал.

Однако процесс интеграции России в мировое хозяй­ство сдерживают стратегические слабости российской эко­номики, сводящие к нулю эффект от конкурентных пре­имуществ. К данным слабостям следует отнести:

q         отсутствие полноценной системы финансовой, организа­ционной, информационной поддержки экспортеров;

q         нерациональная структура экспорта и импорта;

q         спад производства, непродуманная конверсия ВПК, что ведет к потере традиционных рынков;

q         ориентация НИОКР на военные исследования;

q         изношенность и моральное устаревание основных фон­дов;

q         нестабильность в экономике и политике.

Таким образом, для преодоления разрыва, отделяющего РФ от мировых лидеров, и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в систему мирохозяй­ственных связей необходимо:

1) установление стабильного политического режима;

2) развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования;

3) всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятно­го инвестиционного климата;

4) проведение активной внешнеторговой политики, соче­тающей экспортоориентированность производства с импортозамещением;

5) стимулирование экономического развития по пути НТП;

6) вступление в международные организации, присоеди­нение к международным конвенциям и другим источ­никам международного права.[2]

На решение вышеназванных проблем и направлена на­чатая в 1991 г. экономическая реформа, составной частью которой является реформа внешнеэкономической деятель­ности (ВЭД). Преобразование ВЭД в ходе реформ включа­ет в себя отмену государственной монополии внешней тор­говли; постепенную замену административных (нетарифных) методов государственного регулирования внешнеэкономи­ческих связей тарифными; формирование современной структуры стимулирования, кредитования и страхования экспорта; обеспечение конвертируемости национальной ва­люты; создание благоприятных условий для притока ино­странных инвестиций в российскую экономику. Одной из главных целей реформы ВЭД является постепенный пере­ход к экономике открытого типа.

 

2. Состояние внешней торговли России

 

Рассмотренные конкурентные преимущества и слабости российской экономики определяют содержание, тенденции, проблемы всех без исключения форм международных эко­номических отношений РФ. Исторически и логически пер­вой формой мирохозяйственных связей, к тому же наиболее развитой в настоящее время в РФ, является внешняя торгов­ля. Пережив глубокий кризис в первые годы после распада СССР и разрушения традиционных хозяйственных связей между его бывшими республиками, внешняя торговля РФ на сегодня превратилась в единственную растущую сферу российской экономики.

В развитии внешней торговли РФ можно выделить три периода:

q         1992–1993 гг., характеризующиеся общей тенденцией сокращения товарооборота;

q         1994–1996 гг., отмеченные стабилизацией и постепен­ным увеличением масштабов внешнеторговой деятельно­сти;

q         1997–1998 гг., для которых вновь характерно сокраще­ние товарооборота.

Несмотря на то, что внешнеэкономическая сфера РФ является наиболее растущей сферой экономики страны, современный внешнеторговый оборот до сих пор ниже уров­ня 1990 г. (183 млрд. долл.) и составляет менее 10% от уровня США, 14% от уровня Германии, 19% от уровня Японии, 36% от уровня Канады, В мировой табели о рангах Россия переместилась с 10-го места в 1990 г. на 17–18-е в 1996 г., пропустив далеко вперед большинство стран ЮВА. Соответственно удельный вес России в международной торговле снизился до 1,3% против 2,6% в 1990 г.[3]

Ситуация в экспортном секторе России характеризуется рядом четко обозначенных тенденций как в товарной струк­туре, так и в географической направленности.

В целом в товарную структуру экспорта нашей страны входит 4 тысячи различных видов отечественной продук­ции.

В качестве современных тенденций в товарном экспорте РФ необходимо выделить следующие.

1. Сохраняется ярко выраженная топливно-сырьевая направ­ленность российского экспорта. В 1996 г. на долю ТЭК (нефть, газ, уголь, лес и др.) приходилось 46,4% всего российского экспорта, в 1995 г. – 39,5%.

2. За счет неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков цветных металлов доля экспорта цветных и черных ме­таллов сократилась до 22% в 1996 г. по сравнению с 22,5% в 1995 г.[4] Тем не менее продукция черной и цвет­ной металлургии остается важной статьей российского экспорта.

3. Произошло также сокращение поставок на экспорт про­дукции химической и нефтехимической промышленно­сти, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бу­мажной промышленности.

4. Сырьевая направленность приводит к высокой зависи­мости российского экспорта от колебания цен на миро­вых товарных рынках.

5. Международная специализация России на полуфабрика­тах, произведенных в отраслях, оказывающих наиболь­шее отрицательное влияние на состояние окружающей среды (металлургическая, химическая и нефтехимиче­ская, целлюлозно-бумажная), существенно ухудшила экологический фон внешней торговли.

6. Устойчиво снижается доля машин, оборудования, транс­портных средств: 8,1% в 1996 г. против 8,3% в 1995 г.

7. Удельный вес и объем экспорта услуг из России, не­смотря на устойчивое увеличение, не соответствует тен­денциям, отмеченным в МТУ. Так, с 1980 г. экспорт услуг развивается опережающими темпами по сравне­нию с экспортом товаров, и его доля в 1994 г. составляла 24% мировой торговли. В основных промышленно разви­тых странах экспорт услуг составляет от 50 до 150 млрд. долл. в год, тогда как в России – 13,5 млрд. долл. в 1997 г.[5]

8. После распада в 1991 г. СССР Россия не только не смог­ла занять новые ниши на мировом рынке, но и утрати­ла значительную часть рынков, что в первую очередь относится к рынкам военной техники и вооружений. Так, по оценкам Международного института стратегических исследований в Лондоне, РФ в 1996 г. занимала только 4-е место (8,6%) по объемам экспорта военной техни­ки, пропустив вперед США (42,6%), Великобританию (22,1%) и Францию (14,1%).[6]

С момента обособления РФ и начала экономических ре­форм произошли определенные изменения и в географи­ческой направленности российского экспорта: в 1996 г. доля индустриально развитых стран выросла до 67% (в 1990 г. – 36%), доля развивающихся стран составила 12% (в 1990 г. – 14%), на государства бывшего СЭВ приходилось 13% про­тив 43,2% в 1990 г., на бывшие республики СССР – 8%. При этом экспорт на суммы свыше 1 млрд. долл. приходит­ся на Украину, Беларусь, Казахстан, Узбекистан. Круп­нейшими покупателями российских товаров являются Гер­мания (14%), США (8%), Великобритания (7%), Италия (6%) и Китай (5%).[7] Это является следствием топливно-сырьевой направленности структуры экспорта, привязан­ного к индустриальным центрам – основным потребите­лям сырья и электроэнергии.

С целью преодоления обозначенных негативных тенден­ций в российском экспорте Правительством РФ был при­нят ряд законодательных актов, способствующих форми­рованию рациональной структуры экспорта. Наиболее емкой из них является «Федеральная программа развития экспор­та», принятая 8.02.96 г., главная цель которой – «совер­шенствование структуры российского экспорта на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспорти­руемой продукции, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества».[8] Программа ориентирована на обрабатывающие отрасли и предполагает рост доли готовой продукции в российском экспорте до 40% в 2005 г.

Ситуация в импортном секторе РФ также характеризу­ется рядом особенностей. В товарной структуре российского импорта отмечены следующие тенденции.

1. Основными статьями являются машины и оборудование (37,4% в  1996 г.), продовольственные товары (24,7%), продукция химической и нефтехимической промышлен­ности (15,7%), черной и цветной металлургии (5%), товары массового спроса (одежда, обувь и т.д. – 4,4%) и прочее.

2. Импортируемые машины и оборудование предназначены для текстильной (68%), швейной (73%), кожевенной, обувной и меховой (81%) промышленности. Необходи­мость импорта данных товаров обусловлена отсутствием производства оборудования для большинства граждан­ских отраслей экономики, что порождает потребность в нерациональном импорте.

3. Нерационален и импорт по статье «Продовольствие»: рас­полагая огромными сельскохозяйственными ресурсами и создав систему государственной поддержки АПК, Рос­сия могла бы решить проблему самообеспеченности про­довольствием.

4. Происходит переориентация на ввоз на российский ры­нок более дешевых товаров более низкого качества, не нашедших спроса в промышленно развитых странах. Характеризуя географическую структуру российского им­порта, следует отметить, что в общем его объеме в 1996 г. на долю индустриально развитых стран приходилось 69% (61% в 1993 г.), развивающихся стран –  13% (17%), стран быв­шего СЭВ – 8,5% (10,7%), на республики бывшего СССР – 9,5% (11,3%). При этом на суммы свыше 1 млрд. долл. им­портируют Украина,  Казахстан,  Беларусь.

Таким образом, и в импортном секторе нужна долго­срочная государственная стратегия регулирования внутрен­него рынка, направленная на его защиту с помощью тарифных и нетарифных ограничений.

В последние годы проделана большая работа по форми­рованию договорно-правовой базы международного сотруд­ничества РФ с другими странами: подписано 35 междуна­родных соглашений с 22 странами и ЕС (с ЕС Россия подписала Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в июне 1994 г.).[9]

В целом в настоящее время РФ на мировом рынке пред­ставлена как экспортер природных ресурсов и импортер машин и оборудования. Решение проблем наращивания эк­спорта, рационализации импорта и установления торговых партнерских отношений с другими странами на равной ос­нове – это то, что необходимо России для утверждения в качестве достойного участника международной торговли товарами и услугами.

 

3. РФ на мировом рынке технологий

 

Значимость такой формы МЭО, как международный обмен научно-техническими знаниями, для российских предприятий и организаций заключается, с одной сторо­ны, в возможности использования мирового научно-тех­нического опыта и повышения на этой основе техническо­го уровня отечественного производства, а с другой стороны, в возможности коммерческой реализации на мировых рын­ках собственных научно-технических достижений, что в условиях сырьевой направленности российского экспорта является эффективным способом рационализации структу­ры внешнеэкономических связей.

Для оценки участия России в международном научно-техническом обмене необходимо прежде всего охарактери­зовать состояние научно-технического потенциала страны. Россия обладает мощным, в значительной мере невостре­бованным, научно-техническим потенциалом. Так, на тер­ритории бывшего СССР ежегодно с 1986 по 1990 гг. реги­стрировалось 80–85 тыс. изобретений (более 60% из них созданы в РФ), что сопоставимо с показателями США и Японии. Однако в народном хозяйстве использовалось ме­нее 1/3 этого количества, т.е. 25–30%, в то время, как в промышленно развитых странах – 60–80%. В 1993 г. в Роспатент было подано 32 216 заявок на изобретения, из них 28 478 – от российских заявителей; в этом же году было выдано 13 214 патентов на изобретения.[10] Особого внимания заслуживают отечественные космические исследования, авиастроение, разработки ядерных технологий, лазерная промышленность, а также ряд других наукоемких отрас­лей.

Интеллектуальный потенциал нашей страны признан как один из самых высоких в мире. Число занятых в на­уке и научном обслуживании России огромно: на конец 1993 г. оно составляло 1,9 млн. человек (в том числе специалистов, выполняющих НИОКР, почти 0,7 млн. чел.), т.е. около 3% всех занятых. Эта величина сопоставима только с численностью специалистов, ведущих НИОКР в США (0,95 млн. чел.). Из 72 млн. занятых более 1/4 имеют высшее и среднее специальное образование, в т.ч. около 9 млн. – высшее и 12 млн. – среднее специальное образова­ние.[11]

Бесспорны преимущества РФ на мировом рынке воору­жений и военной техники. Прежде всего это относится к истребителям МиГ-29 и МиГ-31, истребителям-бомбарди­ровщикам СУ-24 и СУ-27, вертолетам МИ-28 и МИ-34, транспортным самолетам АН-124, танкам. В 1994 г. Россия получила 600 млн. долл. от продажи 18 истребителей МиГ-29 странам ЮВА, в 1995 г. – 180 млн. долл. от продажи Вьет­наму СУ-27 и т.д.

Таким образом, Россия с ее огромным научно-техни­ческим потенциалом и высокопрофессиональными инже­нерно-техническими кадрами имеет все основания для того, чтобы стать равноправным партнером промышленно разви­тых стран в области международного научно-технического обмена и на равных конкурировать с ними. Однако на практике этого не происходит.

Дефицит государственного бюджета приводит к посто­янному сокращению финансирования науки. Сравнение нынешнего состояния российской науки с американской показывает, что российская наука получает сейчас средств в 100–200 раз меньше американской. Если общие расходы на науку в СССР составляли 4% от ВВП (1-е место), то в 1992 г. в России их доля упала до 0,87% (27-е место). Паде­ние зарплаты ученых определило «утечку умов»: так, толь­ко в 1992 г. за рубеж эмигрировало 4,5 тыс. человек, дея­тельность которых относится к сфере науки и народному образованию. В результате «утечки умов» Россия ежегодно теряет 50–60 млрд. долл.[12]

Кроме того, о нынешнем состоянии российского науч­но-технического сотрудничества говорит и тот факт, что ведущие страны мира получают все издаваемые в России научные журналы, СССР в 1990 г. получал примерно 40% всех мировых научно-технических изданий, а РФ в 1994 г. получала уже максимум 15%. Закономерный результат всего этого – сокращение научно-технических исследований в России.

Представленные данные свидетельствуют о необходимо­сти развития сотрудничества российских ученых с учены­ми других стран. Западу это так же выгодно, как и России. Они получают возможность покупать по низким ценам научно-технические разработки, использовать высококва­лифицированных российских ученых в совместных иссле­дованиях, выходить на очень слабо насыщенный техноло­гиями российский рынок. Во многом Запад стремится предотвратить нежелательное проникновение российских технологий оборонного характера в недружественные ему страны. Именно это обстоятельство привело к соглашению между Россией, США, Японией и ЕС в ноябре 1992 г. о создании в Москве Международного научно-технического центра.

Среди форм западного содействия российской науке можно выделить две основные:

q         собственно помощь, включая поставку материалов, ли­тературы через благотворительные организации, и грантовое финансирование;

q         сотрудничество через подключение российских ученых к реализации международных научно-технических проек­тов.

На современном этапе содействие Запада эволюциони­рует от преобладания помощи (свойственно было в 1992–93 гг.) к повышению роли сотрудничества.

Можно выделить три главных направления научно-тех­нического сотрудничества РФ со странами Запада.

1. Многостороннее межгосударственное сотрудничество. Так, Министерство науки РФ в 1995 г. поддерживало и частич­но финансировало свыше 500 международных проектов, из них 42 проекта – перспективные информационные тех­нологии; 38 – биоинженерия; 33 – производственные тех­нологии будущего; 24 – исследования океанов Арктики и Антарктики и т.д. Сегодня наша страна участвует в таких международных научно-технических программах, как «Коперник», «Эврика», «Интас» совместно с Ко­миссией ЕС; в программе, проводимой ЕЭК ООН, – «Энергосбережение и энергоэффективность-2000».

2. Двустороннее сотрудничество – главная форма научно-технического сотрудничества. На сегодняшний день РФ имеет двусторонние договора о научно-техническом со­трудничестве с 30 странами (ранее СССР имел их со 100 странами мира). Уже заключены соглашения с Гер­манией, США, Италией, Финляндией, Израилем, Фран­цией, Индией, Австрией и Словенией. Наиболее развита договорно-правовая база отношений с США. Ведущая роль здесь принадлежит комиссии «Черномырдин–Гор», в рамках которой подписано около 15 различных доку­ментов по разным проектам, среди которых «Акустиче­ская термометрия океанского климата», «Изучение фун­даментальных свойств материи» и т.д. Наибольший объем научно-технических программ реализуется с Германией, США и Италией (43 проекта). Содействие НИОКР на уровне межправительственных соглашений России с от­дельными странами составило: США – 244 млн. долл., Германия – 66 млн. долл., Япония – 36 млн. долл., Франция – 22 млн. долл., Великобритания – 2 млн. долл.

3. Начиная с 1994 г. практически все научно-технические контакты базируются на прямых связях: институт–ин­ститут, лаборатория–лаборатория, ученый–ученый, уче­ный–заказчик. В результате 63% всех наших ученых уез­жают за границу на длительный срок или на ПМЖ («утечка мозгов»). Из работающих за рубежом ученых наибольшее число трудится в США (38,2%), затем в Германии (16,1%) и Японии (около 10%). За рубеж уез­жают, как правило, наиболее квалифицированные, ода­ренные ученые. Известно, что потеря даже небольшого количества ведущих специалистов (0,3–0,5%) может обер­нуться разрушением науки.

Кроме того, помощь развитию российской науки ока­зывают различные организации и фонды. Так, в начале 90-х годов были специально созданы две международные организации:

1. Брюссельская ассоциация по стимулированию сотрудни­чества с учеными СНГ, созданная в июле  1993 г., занимается поддержкой фундаментальных исследований при помощи системы грантов. Ее бюджет составляет 15 млн. долл.

2. Техническое содействие странам СНГ (TACIC, учрежде­на в 1994 г.) финансируется из бюджета ЕС. Предостав­ляет помощь России в размере 500 млн. ЭКЮ. ТАСИС обеспечивает консультационную помощь, экспертные оценки, передачу «ноу-хау» и т.п.[13]

В то же время США, Германия, Франция, Япония и другие промышленно развитые страны организовали раз­личные фонды, стимулируя научно-техническую деятель­ность в России и привлекая для исследований ведущих российских специалистов.

 

4. Россия в международном движении капиталов

 

Интернационализация хозяйственной жизни усиливает перемещение между странами не только товаров, но и ка­питалов. Участие России в международном движении капи­талов заметно, но весьма специфично. Россия мало заметна на мировом рынке капиталов как импортер предпринима­тельского капитала и одновременно является важным объек­том приложения ссудного капитала.

Если к началу 1993 г. объем накопленных в мире ПЗИ оценивался в 2 трлн. долл., а ежегодные потоки долгосроч­ных капиталов между странами в форме прямых инвести­ций – 200 млрд. долл., то в экономику РФ в этом же году было вложено лишь 3,8 млрд. долл., а в 1997 г. объем на­копленных в РФ иностранных капиталов составил 43,1 млрд. долл. Данный объем не адекватен огромным потребностям страны и возможностям его продуктивного использования. Так, по оценкам американской консалтинговой компании «Эрнст и Янг», для нормализации российской экономики нужно привлекать по 35–40 млрд. долл. в год.

Слабая активность иностранных инвесторов объясняется наличием в нашей стране неблагоприятного инвестицион­ного климата, определяющего степень риска капиталовло­жений. Прежде всего это связано с несовершенством законодательной базы, со спадом производства и экономиче­ской стагнацией, инфляционными процессами, низким пла­тежеспособным спросом на внутреннем рынке, высокой внешней задолженностью России, «теневой экономикой».

По проведенным лондонским журналом «Euromoney» ис­следованиям, в 1997 г. РФ поднялась на 79 место в рей­тинге инвестиционной привлекательности со 142 места в 1993 г. В целом, несмотря на то, что интегральный показа­тель инвестиционной надежности РФ 49,74 (самый высо­кий показатель у США – 100), ныне в России свои ин­вестиции имеют деловые круги из 100 стран мира. На начало 1995 г. число зарегистрированных ПИИ составляло 13300. Если в 1991 г. количество предприятий с иностранными инвестициями в России составляло 2 002, то в начале 1997 г. оно превысило 16 000. Крупнейшими инвесторами выс­тупают: США (в 1996 г. – 26,1%, или 1 695 млн. долл.), Швейцария (20,3% или 1 323,4 млн. долл.), Германия, Ки­тай, Финляндия, Великобритания, Италия и т.д.[14]

По данным на 1996 г., наибольшей привлекательнос­тью для иностранных инвесторов характеризуются такие отрасли российской экономики, как:

q         ТЭК – 49,5%, что соответствует сумме 521,7 млн. долл.;

q         торговля и общественное питание – 9,8%, или 103 млн. долл.;

q         строительство – 5,6%, или 59 млн. долл.;

q         деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промыш­ленность – 4,7%, или 49,5 млн. долл.;

q         машиностроение  и  металлообработка    4,1%,   или 43,7 млн. долл.;

q         прочие отрасли – 26,3%, или 278,7 млн. долл.

Помимо ПЗИ, объем которых в 1997 г. составил 6,2 млрд. долл., в РФ направляются и портфельные инвестиции пу­тем приобретения акций приватизированных предприятий. Объем накопленных портфельных инвестиций в 1997 г. со­ставил 18,2 млрд. долл.

Кроме движения капиталов в предпринимательской фор­ме Россия участвует и в движении ссудного капитала. Кре­диты и займы – нормальные явления в экономической деятельности любого правительства, и практически все стра­ны мира имеют тот или иной государственный долг. На начало 1997 г. общий внешний долг РФ составил 120,5 млрд. долл., тогда как ВВП РФ оценивается в 160 млрд. долларов. Он складывается из так называемых старых дол­гов бывшего СССР (104 млрд. долл.) и новых – кредиты, полученные РФ после 01.01.92 г.

Среди старых долгов выделяются официальные креди­ты западных правительств: (Парижский клуб) – 35 млрд. долл.; кредиты западных банков (Лондонский клуб) – 28 млрд. долл.; западные коммерческие кредиты (Токийс­кий клуб) – 8 млрд. долл.; долги бывшим социалистиче­ским странам. Россия приняла на себя советские долги не сразу: в октябре 1991 г. был подписан Меморандум, а в декабре – договор о солидарной ответственности и распре­делении долгов между республиками. На Россию был за­писан 61% долга, на Украину – 16%, Белоруссию, Казах­стан и Узбекистан – по 4% и т.д. Однако в скором времени выяснилось, что республики еще в меньшей степени, чем Россия, способны нести это бремя. В связи с этим в апреле 1993 г. при заключении соглашения с Парижским клубом об очередной отсрочке платежа Россия приняла на себя ответственность за все долги СССР.

Новые долги РФ невелики – 17 млрд. долл. Это в ос­новном кредиты международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, МФК, ЕБРР), к которым РФ присоеди­нилась в 1992 г.

Одновременно Россия является и международным кре­дитором: по различным оценкам зарубежные страны долж­ны нашей стране 140 – 176 млрд. долл. Наиболее крупны­ми должниками РФ являются Куба, долг которой составляет 28 млрд. долл., Монголия – 18 млрд. долл., Вьетнам – 17 млрд. долл., Индия – 16 млрд. долл., Сирия – 11 млрд. долл. Из всех должников РФ лишь страны ЮВА, Магриба, Египет и Индия стараются выплатить долги, хотя и не в валюте.[15]

Решение проблемы возврата долгов России многовариантно: возможны продажа долгов, мораторий на долги с получением лишь процентов по ним, списание безнадеж­ных долгов и т.д. Важным шагом, который может помочь России «выбить» из стран-должников деньги, является вступление в Парижский клуб, которое произошло в результате подписания Меморандума о взаимопонимании меж­ду РФ и Парижским клубом 17 сентября 1997 г. Основным рычагом воздействия РФ на стран-должников теперь выс­тупают правила, предусмотренные Парижским клубом, со­гласно которым нарушение графика выплаты долга влечет за собой приостановку помощи стране со стороны МВФ.

6 октября 1997 г. было подписано соглашение о рест­руктуризации долгов бывшего СССР между руководителя­ми банков – членов Лондонского клуба (600 коммерче­ских банков, среди которых Bank of America, Deutsche Bank AG, Dresdner Bank, Industrial Bank of Japan, Bank of Tokyo-Mitsubishi и др.) и Внешэкономбанком РФ. Принципиаль­ная договоренность между Лондонским клубом и Внеш­экономбанком РФ была достигнута еще в 1995 г., когда вся сумма задолженности (25,3 млрд. долл. основного долга + 7 млрд. долл. проценты) была реструктуризирована на срок 25 лет с льготным периодом (в течение которого вып­латы не производятся) в 7 лет. Последнее же подписанное соглашение предусматривает выпуск облигаций для урегу­лирования задолженности по процентам. Их эмитентом вы­ступит Внешэкономбанк, а зарегистрированы они будут на Люксембургской фондовой бирже.

Несмотря на достигнутые в последнее время положи­тельные результаты, внешний долг до сих пор утяжеляет платежный баланс РФ, а получаемые ею кредиты исполь­зуются не по назначению и не только не улучшают внутриэкономическое состояние страны, но и ухудшают его.

 

5. Участие России в процессах миграции рабочей силы

 

Одним из важных и наиболее сложных аспектов интер­национализации хозяйственной жизни сегодня является международ­ная миграция рабочей силы. Эта проблема становится актуальной и для России. Так, с одной стороны, ее вхож­дение в мировое сообщество неизбежно связано с таким многогранным процессом, как международная миграция населения. С другой стороны, за счет международной миг­рации населения может быть изменена сложившаяся к на­чалу 90-х годов неблагоприятная демографическая ситуа­ция, характеризующаяся снижением уровня рождаемости, превышением смертности населения над рождаемостью и, таким образом, увеличением масштабов абсолютного со­кращения численности населения России.

Данной тенденции противостоит увеличение миграци­онного прироста населения за счет иммиграции в Россию. Министерством внутренних дел и Федеральной Миграци­онной Службой РФ (ФМС) определены следующие кате­гории иммигрантов:

q         иммигранты из бывших союзных республик. На рабочих и специалистов из бывших союзных республик приходится более 50% всех трудовых иммигрантов. По сравнению с 1991 г. число прибывших из стран ближнего зарубежья возросло в середине 90-х годов на 59% и составило 1 200 тыс. человек. Самым крупным поставщиком рабочей силы из ближнего зарубежья остается Украина – 65% от обшей численности, затем идут Беларусь – 9%, Молдова – 6% и Грузия – 5%. Причем, доля русского населения в струк­туре иммигрантов составляет 62,9% (в 1994 г.);

q         иностранные граждане, к которым относятся иностран­ные студенты, работающие по международным соглаше­ниям, лица, требующие политического убежища, трудо­вые мигранты, челночные торговцы и т.д. По статистическим данным, в конце 1996 г. в России легально трудились около 400 тыс. иностранных граждан, что составляет 0,45% от общей численности занятых. В сравнении с другими государствами этот показатель явно незначителен – для примера, в США он равен 9,5%, в Австралии – 25%, в Кувейте – 86%, в Германии – 8%, в Японии – 1,1%. Больше всего рабочих и специалистов приезжает в нашу страну из Турции – 15%, Китая – 3,9%, США и Вьет­нама – по 2,2%. Всего же в 1996 г. число стран дальнего зарубежья, поставляющих нам рабочую силу, достигло 105;

q         владельцы капиталов, собственники, инвесторы, сотруд­ники совместных предприятий и т.д. Эта группа иммиг­рантов практически не учитывается государственной ста­тистикой по причине краткосрочных периодов времени их пребывания. По мере интеграции России с другими странами мира данная категория иммигрантов постоянно увеличивается. Согласно оценкам Госкомстата, их чис­ленность в 1995 г. составила около 130 тыс. человек.[16]

Особо следует сказать о вынужденных мигрантах (бе­женцах, переселенцах и др.) из ближнего зарубежья. По данным ФМС РФ, на 1 января 1995 г. в России насчитыва­лось 702,5 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев. Эта иммиграция носит по сути безвозвратный характер, что усугубляет положение на российском рынке труда и жилья. Столкнувшись с сотнями тысяч русских и русскоязычных беженцев из ближнего зарубежья, Россия оказалась перед необходимостью ежегодно затрачивать многомиллиардные средства из госбюджета. Например, в 1994 г. на реализацию Федеральной миграционной программы, которая одобрена Указом Президента РФ от 23.08.94 г., из госбюджета было затрачено 264 млрд. рублей.

Наибольший приток мигрантов приходится на такие сферы экономики, как строительство – 42,52%, промыш­ленность – 26%, сельское и лесное хозяйство – 22%, транспорт – 8,32% и прочие отрасли – 1,16%.

В противовес возросшим масштабам иммиграции, эмиг­рационные процессы в России имеют тенденцию к сокра­щению. Так, количество выбывших из России на постоян­ное место жительства в 1994 г. составило 340 тыс. человек, что в 2 раза меньше по сравнению с 1988 г. (792 тыс. человек).[17] Миграция из России определяется следующими факторами:

q         более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, пред­лагаемыми другими странами;

q         этническими мотивами (в СНГ в 1994 г. проживало око­ло 3 млн. евреев, 2 млн. немцев, 1,2 млн. поляков);

q         численность выезжающих ограничивается емкостью рын­ков труда принимающих стран и в целом невысоким уровнем квалификации рабочей силы РФ;

q         непризнанием большинством стран мира дипломов о выс­шем образовании, языковым барьером и др. В связи с этим выезжает преимущественно высококва­лифицированная и мобильная часть населения. Международная   экономика   и   МЭО

Главными направлениями эмиграции являются страны дальнего зарубежья, особенно Германия – 49%, Израиль – 36%, США - 9%, Греция - 2,5% и т.д.[18]

Можно выделить три группы эмигрантов из России:

1) безвозвратно эмигрирующие, среди которых трудоспо­собные лица составляют 70%. С этой группой главным образом связана «утечка умов». Число высококвалифи­цированных специалистов, покинувших страну в пери­од с 1989 г. по 1995 г., превышает 1,5 млн. человек. Наши ежегодные экономические потери из-за «утечки умов» составляют примерно 50–60 млрд. долл.;

2) временные эмигранты, выезжающие по служебным за­даниям, частным приглашениям, в туристические поезд­ки, на отдых;

3) люди, имеющие временную работу за границей по контракту на период от 1 до 5 лет, по истечении которого они обязаны вернуться в страну выезда.

В целях контроля за процессами вербовки и трудоуст­ройства российских граждан за рубежом деятельность по­добных агентств и организаций лицензируется. На сегод­няшний день в России выдано только 150 лицензий.

По неофициальным данным, сегодня за пределами Рос­сии трудятся более 600 тыс. наших соотечественников, но достоверной информации нет. Тем более, что многие выез­жающие за границу с целью туризма и по приглашениям оседают там, пополняя нелегальный рынок труда. Чтобы взять «дикую эмиграцию» под контроль, государству не­обходимо заключать двусторонние соглашения со странами приема.

Таким образом, Россия в международной трудовой миг­рации является одновременно принимающей и направляю­щей страной. Разработкой и осуществлением российской миграционной политики занимается Федеральная мигра­ционная служба России.

Подводя итог всему вышесказанному, можно констати­ровать, что начавшаяся интеграция российской экономики в мировое хозяйство сопряжена с дальнейшим развитием и совершенствованием всех форм международных экономических отношений и направлена на фор­мирование потенциала ее экономического роста, на превра­щение РФ в равноправного члена мирового сообщества.



[1] Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону, 2000. С. 343

[2] Мировая экономика: Учебник // Под ред. А.С. Булатова. М., 1999. с. 697-698

[3] Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М., 1998. С. 40

[4] Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Указ. соч. С. 346

[5] Дадалко В.А. Мировая экономика. Минск, 2001. С. 457

[6] Там же

[7] Виноградов В.В. Экономика России. М., 2001. С. 74

[8] «Федеральная программа развития экспор­та» от 8.02.96 г.

[9] Международное право // Под ред. Колосова Ю.М., Кузнецова В.И. М., 2001. С. 289

[10] Экономика и право // А.М. Никитин и др. М., 1999. С. 746

[11] Экономическая география России: Учебник // Под ред. В.И. Видяпина. М., 1999. С. 160

[12] Экономическая география России: Учебник // Под ред. В.И. Видяпина. Указ. соч. С. 167-168

[13] Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Указ. соч. С. 46-47

[14] Финансы // М.В. Романовский и др. М., 2000. С. 124

[15] Финансы // М.В. Романовский и др. Указ. соч. С. 126-127

[16] Кваша А.Я. Демографическое и экономическое развитие России // Вестник МГУ. Серия «Экономика». 1996. №5. С. 75-80

[17] Демографические факторы экономического развития / Демография: современное состояние и перспективы развития // Под ред. Д.И. Валентея. М., 2000. С. 120-121

[18] Демографические факторы экономического развития / Демография: современное состояние и перспективы развития // Под ред. Д.И. Валентея. Указ. соч. С. 123

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!