Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Значительную роль в процессе социализации личности религия играет в отношении подрастающего поколения. В связи с этим важнейшим является вопрос о взаимодействии школы и религии на современном этапе развития в контексте развития личности каждого ученика.
В настоящее время в образовательном пространстве России сложились два подхода к религии, отраженные в концепциях государственной муниципальной школы и негосударственной (религиозной) школы. Оба подхода определены рядом законодательных и распорядительных документов постсоветского периода, в т.ч. Законом “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 26 сентября 1997 (п. 2, ст. 4 и ст. 5), Законом Российской Федерации “Об образовании” от 10 июня 1992 (ст. 1, 2, 12, 14), статьями Конституции Российской Федерации и др.
Согласно этим документам, образование в государственной муниципальной школе носит светский характер, что предполагает соблюдение таких принципов, выработанных государствами светского типа и адаптированных к условиям развития российской школы, как невмешательство церкви в систему государственного образования; недопустимость конфессионального обучения и воспитания в государственных учебных заведениях и воспитательных учреждениях, а также недопустимость со стороны государственной системы образования формирования заведомо отрицательного отношения к религии.
Сегодня, когда молодежь испытывает многообразные и часто противоположные мировоззренческие воздействия, российская светская школа ориентируется на мировоззренческий плюрализм, предоставляет учащимся право на свободу в выборе своей мировоззренческой позиции.
Светский характер российской государственной системы образования не исключает возможности изучения религии в ее учебных и воспитательных учреждениях, поскольку огромный пласт культурного наследия не может быть освоен молодыми поколениями с достаточной глубиной без знания религии, органично связанной с такими компонентами культуры, как мораль, искусство, бытовые этнические традиции народов. Однако следует подчеркнуть, что знания о религии, получаемые в государственной системе образования, должны носить информационный характер, преподавание истории религий не ставит целью формирование у учащихся религиозного мировоззрения. Религиоведческое образование рассматривается как компонент гуманитарного образования и осуществляется в культурологическом аспекте. Религия рассматривается как часть культуры и осознается как феномен, оказавший значительное влияние на развитие культурных традиций, образ жизни и ментальность народов, исповедующих ту или иную религию. И хотя религиоведческое образование не включено в обязательный образовательный стандарт, религия изучается как в контексте различных общеобразовательных предметов, таки специально. В средних школах и профессиональных учебных заведениях на факультативных занятиях в курсах “История религий”, “Религии народов мира”, “Религия и культура”; в вузах — в рамках религиоведческих дисциплин “История религии”, “Основы религиоведческих знаний” и т.д. Учащиеся получают знания об основных религиях мира (христианстве, исламе, буддизме, индуизме, конфуцианстве, даосизме и т.д.), в т.ч. сведений об особенностях их вероучений, мифологии, символике, культе, священных книгах, этических нормах и учениях, а также об истории и географии их распространения.
Таким образом, отношение государственной школы к религии определяется законами Российской Федерации “Об образовании” и “О свободе вероисповедания”. В соответствии со статьей 9 Закона РСФСР “О свободе вероисповедания” государство обязано уважать право ребенка, его родителей или лиц, их заменяющих, на выбор согласно их убеждениям путей и форм нравственного и религиозного воспитания.
Граждане Российской Федерации в отношении религии придерживаются разных убеждении. Они исповедуют христианство, ислам, буддизм и т.д., не исповедуют никакой религии потому, что мировоззренчески не определились или придерживаются атеистических убеждений, считают себя агностиками, светскими гуманистами. Убеждения всех граждан государство обязано уважать в соответствии с конституционным принципом свободы совести при том условии, что эти убеждения не противоречат закону и не ущемляют права и интересы других граждан. Предпочтение какой-либо одной мировоззренческой ориентации со стороны государства неизбежно означает дискриминацию по отношению к другим, появление монополии в вопросах духовного развития личности. Государство предоставляет возможность выбора мировоззрения каждому гражданину как его личного выбора, как его частного дела по отношению к государству.
Родители, отдавая ребенка в государственную школу, должны знать, что школа не может взять на себя обязательство воспитывать его в соответствии с каким-либо определенным религиозным или атеистическим выбором родителей. Это необходимое условие того, что школа не будет воспитывать у детей убеждения, которые родители и дети считают для себя неприемлемыми.
В связи с вышеизложенным согласно письму Министерства образования Российской Федерации от 19 марта 1993 г. в сфере духовного развития личности государство и его структуры придерживаются следующих положений.
Государственные органы управления образованием обязаны соблюдать принцип раздельности светского и религиозного образования. Светский характер образования в государственных образовательных учреждениях является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования (ст. 2 Закона Российской Федерации “Об образовании” (1)). Это означает, что в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
“Преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений” (ст. 9 Закона РСФСР “О свободе вероисповедания” (2)). С этой целью в школах могут быть введены факультативные курсы “История религий”, “Мировые религии”, “Религиоведение”, “Великие книги человечества” и др., опубликованные в сборниках Вестник образования, научно-методических журналах Министерства образования России.
Изучение религиоведческих проблем может осуществляться в учреждениях внешкольного дополнительного образования, в объединениях учащихся (кружках, клубах, лекториях, научных обществах учащихся и пр.) в целях наиболее полного удовлетворения духовных потребностей учащихся.
Преподавать в школах и в учреждениях внешкольного дополнительного образования историю религии и другие религиоведческие дисциплины должны учителя и педагоги дополнительного образования, имеющие специальную профессиональную подготовку.
Государственные органы управления образованием, считают в Министерстве образования, обязаны контролировать соблюдение законов “Об образовании” и “О свободе вероисповедания” в образовательных учреждениях и не допускать их нарушения. В то же время государство признает за гражданами право создавать в целях религиозного или атеистического воспитания негосударственные образовательные учреждения. Создание религиозных воскресных школ или классов не относится к компетенции органов управления образованием. Государство обеспечивает в негосударственных образовательных учреждениях, в том числе и конфессиональных, контроль за реализацией общеобразовательных программ и требований государственных образовательных стандартов (7, с.44-45).
Основываясь на содержании данного письма можно отметить, что фактически из содержания образования знания о религии в качестве обязательной компоненты образовательных программ вычеркнуты. Светский характер образования трактуется таким образом, что школа снимает с себя обязанность дать учащимся ориентацию в вопросах, касающихся религии.
Однако интерес к религии, в том числе и со стороны подрастающих поколений, достаточно очевиден и должен быть удовлетворен; и со своими вопросами школьники, конечно же, обращаются на уроках в школе к учителям. Поэтому нередко —в поисках хоть какой-то определенности и четкой позиции — они возлагают надежды на преподавание религии в школе.
Между тем неотъемлемым компонентом социальной науки и гуманитарного образования является изучение религии как социокультурного феномена. На протяжении истории религия играла важную роль, воздействуя на многие стороны жизни — хозяйственную деятельность, политику, семью, нравственность. Современная культура и социальная действительность во многом обусловлены ее влиянием. Сегодня религия продолжает оставаться делом исповедания веры (в той или иной конфессиональной форме) значительной частью живущих на Земле людей. Многое из того, что происходило в прошлом и происходит в наши дни в мире, невозможно понять, не учитывая влияния религии и не располагая для этого соответствующими знаниями о религии — ее истории, религиозных верованиях, учениях, специфических видах практики и формах организации, ее отношении к развитию цивилизации. Эти знания должна давать учащемуся школа. Ими должен владеть каждый образованный человек вне зависимости от его отношения к религии. Образование оказывается урезанным и неполным, если оно, как это сегодня имеет место в нашей школе, таких знаний не дает.
Наряду с такими сферами жизни общества, как политика, искусство, экономика, мораль, “религия является предметом научного исследования — религиоведения как составной части социального знания, комплекса наук о человеке и обществе” (5, с.63). Как самостоятельная отрасль знания религиоведение сформировалось к концу прошлого века и получило особенно интенсивное развитие уже в нынешнем столетии. В силу специфики своего предмета религиоведение является многодисциплинарным, оно анализирует религию как культурно-исторический, социальный, психологический феномен.
В отличие от теологии предметом науки о религии является не объект религиозной веры (“священное” в том или ином его облике), но религия как реальное явление, доступное эмпирическому исследованию и теоретическому объяснению. В этом контексте она выступает в качестве составной части культуры в ее связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека: как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, каким образом религии объясняют мир и какие способы деятельности, нормы поведения они предлагают, какие обязательства они накладывают на человека и какие чувства пробуждают и т.п.
Научное понимание религии является объективным, в отличие от идеологически-оценочного, направленного на то, чтобы сформировать позитивное или негативное отношение к религии. Научное знание о религии само по себе не является ни религиозным, ни антирелигиозным, в его функции просто не входит как обоснование, так и отрицание религии. Вопросы “как ты относишься к религию и что ты знаешь о религии” — это разные вопросы. Объективное знание о религии одинаково приемлемо для людей разной конфессиональной принадлежности и мировоззренческой ориентации, если они не проявляют религиозной (или атеистической) нетерпимости и не смешивают науку с идеологией. Задача ученого или школьного преподавателя не совпадает с теми задачами, которые ставят перед собой религиозный проповедник или критик религии.
Цели преподавания религиоведения в школе заключаются не в насаждении религиозных или атеистических убеждений, а в том, чтобы способствовать расширению знаний о человеке и обществе и овладению научным знанием о религии; содействовать формированию гражданского сознания и правосознания по вопросам, касающимся религии, отношений между государством и церковью, межконфессиональных отношений; помогать повышению культуры повседневной жизни и общения, воспитанию толерантного отношения к инакомыслящим.
Итак, учитывая официальную позицию государства и реальное положение дел, можно отметить, что в сложном, двусмысленном положении оказалось сегодня атеистическое воспитание подрастающего поколения. Значительная часть атеистически настроенных учителей, воспитателей, родителей впали в состояние тревоги и растерянности. Неясность ситуации определяется не только неожиданной, хотя социально, исторически, практически оправданной и обоснованной переменой в отношении государства к церкви и религии как идеологии, как явлению духовной жизни людей.
Положение педагогов, работников государственной системы образования усложняется сегодня многими не объяснимыми не приемлемыми с позиций шаблонов и догм сложившегося атеистического и антирелигиозного мышления и воспитания явлениями, обстоятельствами или фактами, которые либо запрещались, либо умалчивались, либо с пренебрежением отбрасывались. Так, еще недавно люди даже с очень богатым воображением едва ли могли себе представить открытие церковных воскресных школ, приход священника
В школьный класс, массовые крещения и венчания, торжественные богослужения в присутствии высших государственных функционеров, нравственно-религиозные проведи по Центральному телевидению.
До последнего времени игнорировалось и то обстоятельство, что лучшие произведения мировой художественной культуры были созданы под влиянием религиозных чувств и на религиозные темы. Романы
Толстого и Достоевского, картины Рафаэля и Дали, поэма Данте и трагедия Гете, реквиемы Моцарта и Верди, богослужебная музыка Баха, Бетховена, Чайковского, Гречанинова, выдающиеся архитектурные сооружения — все это духовное и материальное богатство не может быть осмыслено, понято и по Достоинству оценено вне богословской образованности, хотя бы элементарной.
Не придавалось должного значения тому, что многие выдающиеся умы человечества верили в бога, хотя и по-своему его понимали. Никак не комментировался тот очевидный факт, что подавляющее большинство народов мира находится под сильным влиянием различных религиозных конфессий; что зачастую именно в религиозную форму облекается национальная и государственная вражда. Религиозные организации играют ныне всевозрастающую миротворческую роль, исполняют функцию милосердия и национального согласия.
Надо признать, что религия была и остается мощно действующей формой общественного сознания, выражения социальных, политических, национальных идей, что церковь в истории многих народов выступала организатором светского и религиозного образования. Между тем у нас на протяжении ряда десятилетий замалчивался целый пласт русской философской культуры, представляемый такими мыслителями, как Чаадаев, Мережковский, Бердяев, Булгаков, Розанов, Флоренский. Не подвергалось анализу то странное обстоятельство в истории КПСС, что некоторые ее представители, среди них Луначарский и Богданов, увлекались идеями богоискательства и богостроительства. Сокрушительная критика их взглядов Лениным все же не объясняет до конца мотивов обращения этих марксистское к религии, психологических причин тяготения к идеализму. Игнорируя в образовании и воспитании подрастающего поколения целый пласт отечественной церковно-религиозной культуры, мы лишаем его возможности полноценного, всестороннего, целостного познания общества, жизни людей, их идеологии.
Как же поступить в сложившейся ситуации? Остаться на позициях вульгарного атеизма — значит создавать лишь внешнее впечатление атеистического воспитания, по существу капитулируя перед мощным напором религиозных воздействий. Вообще отказаться от атеистической работы и встать на позиции без религиозного воспитания, как это было предложено педагогами еще в 20-е гг.? Или, как считают некоторые общественные деятели из многочисленных общественных фондов помощи и милосердия, возродить, отбросив коммунистическую идеологию, традицию — изучать в школе закон божий?
Думается, ни один из этих путей не сможет нас удовлетворить. Необходимо создать новую научно и, с точки зрения здравого смысла, обновленную концепцию взаимоотношений церкви и государства, при безусловном соблюдении закона об отделении школы от церкви. Это должна быть концепция, основанная на учете сложившихся реальностей. Но, прежде чем обозначить основные черты нового подхода к атеистическому воспитанию, следует более конкретно представить себе положение религии и церкви в нашем обществе, отношение к ним со стороны общества, науки, отдельных граждан, выявить общее и особенное в системах школьного светского и религиозно-церковного воспитания.
Отношения между церковью, религией и обществом, народом за годы советской власти серьезно изменились. Церковь утратила прежнее влияние на организацию образа жизни людей. Нарушились строгие традиции в исполнении обрядов, что ослабило воздействие такого мощного помощника церкви, как семья. Вместе с тем значительную часть нашего общества повернули лицом к церкви неустроенность и бедность жизни, ужесточение отношений, несчастья и катастрофы, падение нравственности, ханжество и лицемерие под прикрытием коммунистической морали, списание на ее счет многих политических и социальных грехов.
Подталкивает молодежь к религиозной атрибутике и бездуховность массовой культуры. Ношение крестов, посещение церкви, исполнение обрядов стали элементами субкультуры, как бы символом независимости, свободы, самоутверждения. Объективно подталкивает к религии, к церкви и то, что в связи с развитием демократизации и гласности остро встали вечные вопросы: любви к человеку, верь, надежды, милосердия, духовности, совести, долга, внутренней свободы, смысла жизни, наконец. Именно они обходились молчанием в теории и практике школьного воспитания. В учебниках и учебных пособиях игнорировались эти проблемы, как будто можно воспитать духовного, порядочного человека, обходя их стороной, с помощью только идеологических штампов и шаблонных мероприятий.
Социальная педагогика, если она не хочет отдать ребенка церкви, не может обходить центральные категории нравственности. Необходимо внимательно рассмотреть на теоретическом и практическом уровне понятие любви как способности человека найти себя среди других, определить свое место среди людей, побороть гордыню и эгоизм. Категории веры, и надежды имеют для каждого человека огромный социально-психологический смысл. Чтобы жить, необходимо верить в добро, истину, красоту, в себя, свои способности, надеяться не столько на внешнюю помощь, от бога или от общества, сколько на собственные силы, верить в успех. Вера и надежда — та морально-психологическая движущая сила, которая обеспечивает адаптацию человека к условиям социальной жизни, стимулирует его общественно полезную деятельность. Тем более эти чувства необходимы ребенку, не имеющему достаточного опыта жизненных отношений. Вера в добрые идеалы, цели, стремления, надежда на их реализацию составляют суть зарождающейся в детях духовности. А совесть — это нравственный стержень личности. И о ней нет речи в педагогических пособиях и исследованиях. Между тем любовь, вера и надежда могут жить только благодаря совести — внутреннему контролеру, неподкупному Судье (4, с.69-74).
Говоря о культурологическом значении религии, следует помнить о ее роли в сохранении культуры и искусства, развитии образования и духовного самосознания, в организации образа жизни и быта людей. Церковь дала обществу письменность, сохраняла летописи, поддерживала традиции, регулировала общественные, бытовые, личностные отношения.
Следует по-новому взглянуть на историю взаимоотношений между наукой и религией в содержании общего образования. Учесть, что зачастую усвоение научных знаний частью школьников идет как бы параллельно впитыванию религиозных верований. Осмыслить взаимодействие в сфере познания светского, научного и религиозного образования, попытки последнего сформировать свои представления о мире.
Процесс познания есть бесконечное движение мысли к открытию все нового, абсолютного или относительного знания. Существует незримая граница между знанием и незнанием, познанным и непознанным, которая постоянно отодвигается, знание завоевывает все новые пространства. Поэтому существуют “посюстороннее” знание, реальный опыт — и “потусторонние” непознанные истины, предположения, религиозный опыт, опирающийся на интуицию и веру. Светское, научное образование основывается на познанных истинах, помогающих адаптироваться о реальном мире. Оно включает в себя гипотезы, предположения и предсказания относительно того, что находится за пределами познанного. Научное знание, свободное от идеологических шор, не выносит отвергающего вердикта относительно любых гипотез. Такое образование способствует самоутверждению и самостоянию человека, как существа, действующего сознательно на основе знания, несущего профессиональную, юридическую, нравственную ответственность за свои деяния.
Религиозное образование, в отличие от научного, опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт, предположения, догадки, легенды, предсказания. Вместе с тем религиозное образование предпринимает попытки опереться на “посюсторонние”, физические, исторические, философские, социологические знания, особенно на те, которые находятся на самом острие познанного и непознанного, выстраивает на этой зыбкой почве свою идеологию. Такое образование, вселяющее, на первый взгляд, в человека духовность и веру, в действительности растворяет человека в боге, делает его ничтожным в собственных глазах.
Отечественная педагогика практически не касалась и не касается личностно-психологического значения религии для человека вообще и ребенка в особенности. А между тем ребенок не живет без веры, чувства вины, раскаяния, искупления, утешения, душевного очищения, интуитивных предчувствий, медитации, бессознательного религиозного, спасительного в экстремальных ситуациях чувства. В этой связи возникает вопрос: есть ли вообще альтернатива религиозной духовности? Думается, есть: собственно человеческая духовность.
Прежде всего, используя религиозные тексты, необходимо показать школьникам, что идеальный религиозный человек, богочеловек, сын божий противостоит обыкновенному целостному природно-социальному человеку, с его задатками, способностями, потребностями, всеми его человеческими чувствами, инстинктами, комплексами, страстями, желаниями. С позиций социального человека, Христос — это бог в образе человека и потому лишь частичный человек. Он не трудится, не заботится о пропитании, не имеет детей и даже никогда не смеется и только несет слово божье.
Между тем человек только тогда полноценен, когда он реализуется во всей своей сущности. Человеку, чтобы оставаться таковым, нужно организовать свою жизнь прежде всего сообразно своей природе, в соответствии с принципом природосообразности, а потом уж, если это возможно, в соответствии с заповедями. Он должен стремиться к тому, чтобы обеспечить свою жизнь, раскрыть в себе сущностные силы, проявить их в общественной жизни. Только тогда вообще возможна духовность. Все, что противно его природе, что сдерживает ее самореализацию или развивает односторонне, способствуя власти инстинктов или вообще подавляя плоть, нечеловечно и неестественно.
На основе гармоничного проявления человека как целостного существа, полноценного раскрытия и жизненной отдачи возможны и достижимы целостность души, духовность, интеллектуально-нравственная свобода, ощущение радости жизни. Гармония материального и духовного побуждает здорового человека к служению возвышенным идеалам: истине, добру и красоте. В этом случае он неизбежно будет заботиться о чистоте своей души, в нем будет развиваться совесть, как часть общественной совести человечества, честь и человеческое достоинство, долг и ответственность перед людьми и самим собой, понимание необходимости борьбы со злом. Вместе с тем возникает и чувство вины перед обделенными и униженными, стремление к ее искуплению, чувство облегчения и очищения после раскаяния, реального искупления вины, совершения доброго деяния, противостояния злу и насилию. В этом и есть естественная, не зависимая от религиозного чувства человеческая духовность.
Какой же должна стать ориентация школьников в отношении атеистического воспитания? Следует исходить из того, что ребенок, как и всякий человек, имеет неотъемлемое право веры или неверия, право выбора. Но право это — формальное. Он не может его реализовать в силу своей природной и социальной незрелости, сделать сознательный, взвешенный выбор.
В свете сказанного ни религиозное, ни атеистическое воспитание без философского, научного, религиозного знания не имеют законного основания и представляют собой насилие над личностью. В свое время Л.Н. Толстой объявлял всякое воспитание вообще, кроме рафинированного образования, насилием. Это было бы верно, если бы человек мог жить вне общества. Но этого он не может, его жизнь вне целенаправленно передаваемого ему социального опыта окажется в опасности, и потому социальное воспитание законно и необходимо. Другое дело — религиозное и атеистическое воспитание, являющиеся опытом надстроечного, вторичного, жизненно не необходимого порядка. Здесь каждый должен сделать свободный выбор.
В системах религиозного характера и примитивного атеизма существует целый арсенал средств, форм, способов осуществления духовного насилия над детской личностью. Так, в религиозном воспитании порочна сама исходная педагогическая позиция вовлечения с предельно раннего возраста, используя только подсознательное и бессознательное начало, в систему религиозного переживания и поведения. Ребенку передаются в качестве высшей истины библейские и евангельские мифы, чудеса, запреты, его включают в мощную систему обработки сознания и чувства, внушения и подавления. Подгоняемый безотчетным страхом перед немилостью божьей, запуганный и взятый в духовный плен грандиозностью богослужений, психологией религиозной толпы и массовым внушением, психозом, он становится не просто верующим, но духовным рабом религиозной психологии. Под воздействием внушенных религиозных действий, чувств, воображаемых образов юный человек испытывает почти органическую потребность в молитве — медитации, слушании проповеди, исповеди и покаянии, в исполнении религиозных обрядов (3, С.57-61).
В свое время Л.Н. Толстой, протестуя против воспитания как насилия вообще, предлагал заменить его образованием, передачей чистого, рафинированного знания, предоставив в остальном ребенку свободу. Не принимая позиции Л.Н. Толстого о воспитании как насилии в целом, от которой впоследствии он отказался, следует признать правильность этой идеи в отношении религиозного и атеистического воспитания.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!