Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Рынок алкогольной продукции»

/ Экономическая география и регионалистика
Конспект, 

Оглавление

 

Система показателей статистики рынка

В условиях развитой рыночной экономики регулярно собираемая формация о состоянии «товарных рынков» выступает важным факторе, определяющим эффективность принимаемых управленческих решений на всех уровнях народного хозяйства. При этом речь идет не только о фирмах, для которых такая информация является ключевой, или выборе конкрет­ной рыночной стратегии, но и об органах государственного управления.

Сущность и характер функций товарных рынков определяют ряд за­дач, которые стоят перед статистическим исследованием:

концептуальные – объективная и полная оценка состояния товарного рынка на конкретный отрезок времени, выявление закономерностей и тенденций развития товарного рынка, характеристика структуры товарного рынка и его региональных особенностей;

функциональные – сбор и обработка статистической информации; оценка и анализ конъюнктуры и состояния рынка; характеристика структуры рынка; региональный анализ; характеристика экономических и социальных последствий развития рынка;

дифференциальные – исследование спроса и предложения, их тенден­ций и соотношений; характеристика цен и ценообразования; изучение процессов товародвижения, товарооборота (продажи услуг), товарных за­пасов и товарооборачиваемости; оценка состояния и развития инфраструк­туры товарных рынков; выявление и анализ социально-экономических результатов и результативности функционирования товарных рынков.

В соответствии с перечисленными задачами формируется система по­казателей товарного рынка. Она может быть представлена в виде следую­щих групп.

1. Показатели, характеризующие состояние рынка, тип рынка:

• товарное предложение;

• покупательский спрос;

• соотношение товарного предложения и покупательского спроса;

• емкость рынка;

• насыщенность рынка;

• уровень монополизации рынка;

• уровень конкуренции рынка;

• уровень сегментации рынка.

2. Показатели рыночных цен на товары и услуги:

• уровня цены;

• структуры цены;

• соотношения цены;

• вариации цен;

• соответствия цены качеству товара;

• эластичности цены;

• динамики и прогнозирования цен;

• ценовой конкуренции;

• биржевых котировок;

• индексы покупательной способности рубля и денежных доходов населения.

3. Показатели, характеризующие процессы купли-продажи:

• товарооборота (оборот оптовой, розничной торговли, обще­ственного питания);

• объема услуг, реализованных населению;

• товарных запасов (объема, структуры и динамики);

• товарооборачиваемости.

4. Показатели, характеризующие наличие торговой сети (логистики):

• число торговых заведений;

• число и площадь (объем складов);

• наличие складского оборудования;

• сеть потребкооперации;

• оборот в городской и сельской местности;

• коэффициент складской звенности;

• показатели товарных потерь (допустимых и недопустимых);

• грузооборот складов;

• себестоимость складской переработки груза;

• показатели транспортабельности тары (коэффициент складиро­вания и пакетирования);

• показатели равномерности и ритмичности товароснабжения роз­ничного торгового предприятия;

• показатели завоза;

• показатели формирования ассортимента товаров (коэффициен­ты полноты и стабильности ассортимента);

• показатели размещения товаров в торговом зале;

• показатели видов продажи товаров.

5. Показатели инфраструктуры рынка:

• материально-технической базы торговли и сферы услуг;

• состояния и использования основных фондов торговли и сферы услуг;

• плотности сети предприятий торговли и сферы услуг;

• численности, состава и размера специализированных коммер­ческих предприятий;

• объема, структуры, динамики рекламных услуг и эффективнос­ти использования рекламы.

6. Показатели финансово-инвестиционной деятельности:

• объема, структуры и динамики уставного капитала;

• объема, структуры, динамики и эффективности использования собственных и привлеченных средств;

• эффективности использования кредитов;

• объема, состава, динамики и эффективности использования оборотных средств;

• структуры и динамики баланса доходов и расходов торговых предприятий и организаций;

• ликвидности;

• оценки финансового (кредитного) рынка;

• страхования торговых предприятий; ;

• объема, структуры, динамики инвестиций по их целевому на­значению;

• состава инвесторов;

• эффективности инвестиций;

•объема, структуры, динамики и эффективности использования капиталовложений в торговле и сфере услуг.

7. Показатели социально-экономической эффективности:

• численности, состава и динамики трудового контингента;

• уровня и производительности труда работников предприятий торговли и сферы услуг;

• эффективности рабочего времени;

• оплаты труда работников предприятий торговли и сферы услуг;

• характеризующие рынок труда в торговле и сфере услуг (уро­вень занятости населения);

• объема, структуры и динамики прибыли;

• уровня рентабельности и его динамики;

• объема, структуры и динамики издержек обращения и их отно­сительного уровня;

• налогообложения предприятий торговли и сферы услуг;

• эффективности затрат труда в торговле и сфере услуг;

• качества обслуживания потребителей;

• степени удовлетворения покупательского спроса;

• конъюнктуры и деловой активности в оптовой и розничной торговле;

• обобщающие показатели социально-экономической и финансо­во-экономической эффективности деятельности в торговле и сфере услуг.

Приведенная система показателей товарного рынка базируется на ка­тегориях и законах экономической теории, что обеспечивает ее научную обоснованность и надежность.


Анализ рынка алкогольной продукции

Введение

Обеспечение страны продуктами питания невозмож­но без стабильного функционирования и развития продовольственного комплекса, что обусловливает его приоритетную роль в политике всех развитых стран мира. Однако итоги работы отраслей продо­вольственного комплекса Российской Федерации за годы рыночного реформирования позволяют сделать вывод о том, что по ряду важных продуктов пищевой промышленности существенно уменьшились объе­мы производства и, как следствие, она попадает в за­висимость от импортных поставок продовольствия.

Основными причинами снижения производства в пищевой промышленности являются необеспе­ченность предприятий сельскохозяйственным сырьем и его высокая стоимость, постоянное повы­шение цен на энергоносители, железнодорожные и автомобильные перевозки, высокая плата за поль­зование кредитами, низкая платежеспособность населения.

При переходе к рынку в стране осуществляется формирование продовольственного рынка, адекват­ного рыночной экономике.

В последние годы, как показал анализ структуры продовольственного рынка страны, существенно возросла доля мяса и мясопродуктов, растительного масла, хлеба и хлебобулочных изделий. В то же время доля алкогольных напитков в структуре рознич­ного товарооборота снизилась с 28,6% в 1990 г. до 20,0% в 2003 г.

Равновесие на продовольственном рынке все в большей степени поддерживается за годы реформ за счет импорта продуктов питания при сокращающем­ся собственном производстве. Доля импортного про­довольствия в 1996 г. приблизилась к 40%. После ав­густовского кризиса 1998 г. положение с отечествен­ным производством и импортом пищевых продуктов стало несколько «выправляться». Однако по ряду важных продуктов питания остановить негативную тенденцию не удалось.

Важную роль в формировании продовольственного комплекса страны занимают организации и предприятия, связанные с производством и реализацией алкогольной продукции. Это объясняется тем, что в структуре розничного товарооборота удельный вес алкогольных напитков в России составлял в 1990 г. 28,6%.

Однако за годы реформ доля этого сегмента снизилась и со­ставила в 2000 г. 20,6%. В связи с этим бюджет недобирает суще­ственные суммы от производства и реализации алкогольных на­питков. Причем потребление в абсолютном алкоголе увеличилось с 5,56 л в расчете на душу населения в 1990 г. до 7,77 л в 2000 г.

При анализе рынка алкогольных напитков в стране целесооб­разно дать оценку производства основной продукции данного сегмента товарного рынка, т.е. изучить предложение. Антиалко­гольная компания 1985 г. привела к перепрофилированию при­мерно трети мощностей по производству спирта и ликероводочной продукции. Однако, начиная с 1990 г., производство ликероводочной продукции в стране несколько стабилизировалось. В 1990–1993 гг. в ликероводочной промышленности имело место увеличение объемов выработки продукции. В результате в 1993 г. объем производства ликероводочных изделий составил 98% к уровню 1985 г.

В последующие годы выработка ликероводочной продукции снизилась. Так, в 2000 г. объем производства этой продукции со­ставил 122 млн. дкл против 157 млн. дкл в 1993 г.

Производство виноградных вин в Российской Федерации по­сле 1990 г. имело тенденцию к снижению и достигло наименьше­го уровня в 1996 г. (11,3 млн. дкл), а затем постепенно выработка виноградных вин увеличивалась (табл. 1). Однако в 2000 г. вы­пуск данной продукции составил только 31,4% уровня 1990 г.

 

 

 
 


Таблица 1

Производство алкогольных напитков и пива

 

Испытывая острый дефицит в виноматериалах, предприятия вторичного виноделия из-за отсутствия оборотных средств вы­нуждены отказываться от их закупки как у зарубежных, так и у отечественных товаропроизводителей и перейти от выработки ка­чественных виноградных и плодовых вин к производству винных напитков, экономически более выгодных.

Положение с выработкой шампанских и игристых вин в стра­не несколько иное. Несмотря на то что в 1999–2000 гг. производ­ство этих вин снизилось, положение не такое катастрофическое.

Доля коньяка в общем объеме производства алкогольных на­питков колебалась от 0,3 до 0,6% за анализируемый период. Выра­ботка коньяка после 1990 г. в стране существенно снизилась. В 1992–1994 гг. объем производства коньяка составлял только 1,7-1,8 млн. дал в год, в 1995-1998 гг. имел место значительный спад объема производства коньяка на 30–40%. В последние два года объ­ем производства коньяка увеличился, что связано как с восстанов­лением деятельности старых заводов, таких, например, как «Самтрест», так и с возросшей покупательной способностью населения.

В 1999–2000 гг. резко возросли объемы производства пива. В 2000 г. объем выработки пива увеличился по сравнению с 1990 г. на 63%. Несмотря на высокие темпы роста производства в отрас­ли, существует много проблем, которые не позволяют эффектив­но ей функционировать.

В связи с ограниченностью финансовых ресурсов значитель­ная часть предприятий отрасли не может осуществлять укрепле­ние сырьевой и материально-технической базы. Большинство предприятий пивоваренной промышленности страны оснащено устаревшим оборудованием. Средний износ основных фондов в отрасли достигает 60%, значительная часть линий эксплуатирует­ся от 10 до 20 лет.

В последние годы в связи с резким спросом на готовую про­дукцию отрасли на модернизацию оборудования и строительство пивоваренных заводов страны израсходовано около 1 млрд. долл. США. Это привело не только к увеличению выработки пива, но и повысило технический уровень ведущих предприятий. На совре­менном техническом уровне функционирует в настоящее время примерно 30 предприятий.

Предприятия пивоваренной промышленности в условиях же­сткой конкуренции осуществляют работу по расширению ассор­тимента, увеличению выпуска напитков в пластиковой бутылке, улучшению качества и дизайна. Однако улучшение качества пива сдерживается «слабой» сырьевой базой. В связи с переходом на рыночные отношения закупки ячменя в федеральные и регио­нальные фонды, как было в дореформенный период, не произво­дятся. Реализация пивоваренного ячменя осуществляется через коммерческие структуры, а посредничество не стимулирует уве­личение производства высококачественного ячменя.

Пивоваренная промышленность не обеспечена солодом за счет отечественных товаропроизводителей. Дефицит покрывает­ся главным образом за счет импортного и не всегда качественно­го солода.

За годы реформ произошли существенные сдвиги в размеще­нии производства алкогольных напитков. Особо стоит детально рассмотреть выработку водки и ликероводочных изделий. Ана­лиз размещения производства водки и ликероводочных изделий за анализируемый период показал, что в

 

 
 


отдельных регионах в связи с вводом производственных мощностей объем выработки даже возрос (табл. 2):

 

К таким регионам относятся Московская область, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Кабарди­но-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия, Рес­публика Башкортостан, Удмуртская Республика, Республика Са­ха (Якутия), Хабаровский край, Сахалинская область, Калинин­градская область, Москва. Существенное  снижение  объема  производства  имело  в Санкт-Петербурге, во Владимирской области, Волгоградской области, в Свердловской области, в Челябинской области, Красно­ярском и Приморском краях. В результате, например, удельный вес Владимирской области снизился с 2,2% в 1990 г. до 0,79% в 2000 г., Волгоградской обл. с 1,3 до 0,75%, Челябинской области – с 3,0 до 1,68% соответственно. Снижение выработки водки и ликероводочных изделий отрицательно сказалось на ис­пользовании производственных мощностей. Объем предложения водки и ликероводочных изделий несколько выше, так как значительная доля вырабатывается «теневым» сектором.

Таблица 3

 

 
 


Существенные сдвиги произошли и в производстве виноград­ных вин (табл. 3).

Резко сократилась выработка виноградных вин в Вологодской области, Санкт-Петербурге, Москве, в Орловской области, в Твер­ской области, в Тульской области, в Кировской области, в Нижегородской области, в Волгоградской области, в Астраханской области, в Ростовской области, в Республике Башкортостан, в Свердловской области, в Новосибирской области, в Тюменской области, в Республике Бурятия. В результате удельный вес Орлов­ской области снизился с 1,33% в 1990 г. до 0,36% в 2000 г., Твер­ской области – с 2,1 до 0,85%, Нижегородской области – с 3,04 до 0,26%, Свердловской области – с 3,42 до 1,26% соответственно.

В то же время имеются регионы, в которых производство ви­ноградных вин за анализируемый период возросло. К ним отно­сятся Владимирская область, Московская область, Самарская об­ласть, Республика Адыгея, Республика Северная Осетия. Причем в Ленинградской и Калужской областях в 1990 г. выработка вино­градных вин даже не осуществлялась. В 2000 г. доля Калужской области составила 5,5% общероссийского производства.

Произошли изменения в территориальной организации и в производстве вин шампанских и игристых.

Благодаря вводу производственных мощностей по выработке шампанских и игристых вин данная продукция стала вырабаты­ваться в Калужской области, Московской области, Республике Адыгея, Республике Северная Осетия, Ставропольском крае, Саратовской области, Иркутской области. Однако основными поставщиками вин шампанских и игристых в настоящее время являются Москва, Санкт-Петербург, Республика Дагестан, Краснодарский край, Ростовская область, Нижегородская область, Самарская область, Свердловская область и Новосибир­ская область. В 2000 г. их удельный вес составил 95,98% от обще­российского производства.

Произошли за годы реформ также сдвиги в размещении про­изводства коньяка.

Несмотря на трудности, которые переживает винодельческая промышленность, за анализируемый период выработка коньяка стала осуществляться в Костромской области, Московской обла­сти, Липецкой области, Саратовской области. Однако их удель­ный вес в выработке коньяка незначительный. Так, в 2000 г. их удельный вес составил 0,6% общероссийского производства.

Крупнейшими российскими производителями в последние годы являются дагестанские заводы (коньячный комбинат «Дер­бентский» и Кизлярский коньячный завод). В настоящее время продукция Кизлярского коньячного завода представлена ос­новными марками коньяка, наиболее известны и популярны из них: «Лезгинка», «Медный всадник», «Юбилейный», «Кизляр», «Дагестан», «Россия», «Багратион».

В 2000 г. по сравнению с 1998 г. произошел резкий рост выра­ботки коньяка на предприятиях Санкт-Петербурга, Москвы, Самарской области, Ставропольского края, Кабардино-Балкар­ской Республики. Однако по сравнению с 1990 г. резкое сокраще­ние производства коньяка характерно для многих регионов стра­ны. Исключение составляют Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Самарская область, Калининградская область. В результате, например, удельный вес Республики Дагестан увеличился с 2,0% в 1990 г. до 23,9% в 2000 г., Калининградской области – с 0,3 до 3,0% соот­ветственно.

За годы реформ в стране розничная продажа алкогольных напитков в абсолютном алкоголе увеличилась с 82,4 млн. дал в 1990 г. до 112,9 млн. дал в 2000 г., т.е. на 37%. Причем произош­ли существенные сдвиги в ассортименте алкогольных напит­ков. Так, продажа водки и ликероводочных изделий в нату­ральном выражении возросла за анализируемый период на 61 %, в то время как вина сократилась на 42%, коньяка – в 2,1 раза (табл. 4). Следовательно, увеличение потребления алкоголь­ных напитков в стране за 1995-2000 гг. происходит за счет креп­ких напитков.


Таблица 4

 

 
 


Розничная продажа алкогольных напитков и пива

 

Особую озабоченность вызывает положение на рынке креп­ких алкогольных напитков. Если ранее соотношение объемов производства в России водки и ликероводочных изделий и их продажи было близко к 1,0, то после 1993 г. началось активное вы­теснение отечественной (и официально учитываемой) продукции с внутреннего рынка. Отношение количества выработанной в стране водки и ликероводочных изделий и объема продаж этой продукции за 1994 г. составило не более 62%, в 1995 г. – 43, в 1998 г. – 40, в 1999 г. – 60 и в 2000 г. – 57%.

Резко в 2000 г. увеличился объем продажи пива в стране. По сравнению с 1999 г. объем потребленного пива возрос на 22,8 %.

При переходе к рынку была разрушена традиционная схема реализации алкогольных напитков в стране. Опыт реализации маркетинга различными предприятиями по выработке алкоголь­ных напитков показывает, что количество каналов распростране­ния и их состав зависят как от вида винодельческой продукции, так и от того, насколько полно предприятие применяет маркетинг.

В 2000 г. промышленными предприятиями по выработке вод­ки и ликероводочных изделий было продано 79 млн. дкл, а орга­низациями оптовой торговли – 83 млн. дкл, промышленными предприятиями было продано 31,2 млн. дкл пива, а организация­ми оптовой торговли – 26,8 млн. дкл пива.

За анализируемый период ухудшилось качество алкогольной продукции. В ряде случаев возникает серьезная опасность для жизни и здоровья людей. По этим и другим причинам органами Госторгинспекции в 2000 г. было забраковано и снижено в сорт­ности 35,7% проверенного количества водки и ликероводочных изделий импортного производства, 26,6% пива (табл. 5).

Таблица 5

Качество отечественных и импортных алкогольных напитков, поступающих на потребительский рынок

 

 
 


По-прежнему имеют место факты ввоза и реализации им­портных фальсифицированных товаров. В условиях рыночной экономики цены являются одним из основных факторов, обеспе­чивающих регулирование экономических процессов на продо­вольственном рынке. Роль цены как фактора обеспечения сба­лансированности спроса и предложения на современном этапе значительно возрастает.

Анализ потребительских цен на алкогольные напитки показал, что финансовый кризис в августе 1998 г. оказал на них неодинако­вое воздействие. Так, цена водки в 1999 г. увеличилась по сравнению с 1998 г. на 38%, пива – на 51,6%. В 2000 г. рост цен продолжился.

При общем увеличении цен на алкогольные напитки на 25% более всего выросли цены на водку – на 28,1%. При этом более высоким был прирост цен на отечественную водку – 26,4-30,1%, в то время как на импортную он составил 11,8–15,7%.

Средние цены на отдельные виды алкогольной продукции на потребительском рынке России в декабре 1999-2000 гг. представ­лены ниже (табл. 6).

Таблица 6

(на конец года, руб. за 1 л)

 

 
 


Уровни цен на наблюдаемые отечественные крепкие напитки ниже, чем на импортные. Так, в декабре 2000 г. цены на отечест­венную водку повышенного качества были ниже, чем на импорт­ную в 5 раз (в 1999 г. – в 5,4 раза). Цены на коньяк ординарный различаются в меньшей степени – в 1,9 раза (в 1999 г. – также в 1,9 раза). В связи с резким сокращением производства виноматериалов по сравнению с 1985 г. в Россию поставляется значительное коли­чество виноградных вин по импорту (табл. 7).

 

 
 


Таблица 7

Импорт и экспорт алкогольных напитков

 

В 2000 г. основными импортерами виноградных натуральных вин, включая крепленые, являлись Азербайджан, Болгария, Ис­пания, Италия, Республика Молдова, Узбекистан, Украина, Франция. Они импортировали в Россию 164,3 тыс. дал вина, или 93,2% общих его поставок в страну.

Основной объем импорта данной продукции приходится на страны СНГ. Их удельный вес в стоимостном выражении соста­вил в 2000 г. 74,5% против 66,4% в 1995 г.

За анализируемый период значительно сократились поставки по импорту из Болгарии, Венгрии, Германии, Италии, Республики Молдова, США, Туркмении, Украины. В то же время возросли поставки из Аргентины, Армении, Грузии, Испании, Чили, ЮАР (табл. 8).

 

 
 


Таблица 8

Импорт виноградных натуральных вин, включая крепленые; сусло виноградное

 

Произошли изменения не только в объемах поставок импор­та, но и в стоимости импортируемого вина. Так, если стоимость 1 дал импортируемого виноградного вина из Австралии в 1995 г. составила 13,45 долл., то в 2000 г. –22,77 долл., из Латвии – 13,72 и 22 08 долл. соответственно. Причем стоимость 1 дал виноград­ного вина из стран СНГ была в 2000 г. 9,86 долл., а из стран даль­него зарубежья – 16,55 долл.

Исследование поставок импорта и экспорта показало, что по­сле кризиса в августе 1998 г. резко сократился объем поставок им­порта. В 2000 г. объем импорта снизился по сравнению с 1998 г. на 27%. Особо коснулось это также и экспорта.

 

 
 


Важное значение ранее уделялось экспорту водки. Однако в последние годы объем экспорта существенно сократился. Так, в 1999 г. стоимость поставок по экспорту водки составила 23,49 млн. долл., в 2000 г. – 31,19 млн. долл. (табл. 9).

Таблица 9

Экспорт водки

 

Основными странами, которые закупают водку, являются Ав­стралия, Германия, Греция, Испания, Кипр, Италия, Канада, США. На долю этих стран в 2000 г. приходилось 39% общего экс­порта.

Импорт водки в 2000 г. составил 1360,4 тыс. дал 100% спирта обшей стоимостью 131629,6 тыс. долл. США.

Стоимость 1 дал экспортируемой водки в страны дальнего за­рубежья составила в 2000 г. 55,0 долл. против 51,2 долл. в 1997 г. Сопоставление цен на импортируемую и экспортируемую водку показало, что в 2000 г. в Россию завезли водку по цене, которая была на 82% выше, т.е. почти вдвое выше, чем на экспортируемую водку.

При анализе импорта и экспорта водки необходимо также учитывать и импорт в Российскую Федерацию виски. Так, в 2000 г. в страну было завезено 72,6 млн. дал виски общей стоимостью 22,7 млн. долл. США. Следовательно, общая стоимость импорти­руемой водки и виски составила в 2000 г. 29,8 млн. долл., а постав­ленной на экспорт водки – 31,2 млн. долл.

За последние годы серьезные изменения претерпел внутренний рынок алкогольных напитков России, отличительной чертой кото­рого является наличие различных субъектов, определяющих спектр предложений и формирующих их цену. В их числе традици­онные, новые и подпольные производители алкогольных напит­ков, легальные импортеры алкоголя из стран дальнего зарубежья и СНГ и контрабандные поставщики алкогольных изделий.

Главным экономическим фактором, влияющим на потребле­ние алкогольных напитков, является уровень доходов населения. В этой связи тенденция роста потребления алкоголя сохранится, поскольку объективных предпосылок для косвенного изменения экономической ситуации в настоящее время не просматривается. В условиях полной потери дешевой и наиболее массовой доли рынка (которую сейчас представляет импортная и контрабандная продукция) основная стратегия отечественных товаропроизводи­телей направлена на стабилизацию своего положения на средней по ценам части рынка и попытку выхода на дорогую и престиж­ную его часть. Именно поэтому в последние годы был расширен ассортимент водки и ликеров.

С целью завоевания рынка сбыта предприятия по выработке ликероводочных изделий проводят работу по улучшению каче­ства и расширению ассортимента выпускаемой продукции. Од­нако, вхождение предприятий ликероводочной отрасли в ры­ночную экономику ведет к неоправданному расширению ассор­тимента водочных изделий. За последние 2-3 года предприятия­ми самостоятельно и совместно с научными учреждениями раз­работано более 5000 изделий, в том числе водки не менее 2000 (до 1985 г. весь ассортимент водки в СССР составлял не более 25 тор­говых марок).

Расширение ассортимента в указанных количествах подорва­ло авторитет российских водок, завоевавших признание не толь­ко на внутреннем, но и на мировом рынке, т. е. произошла по су­ществу «инфляция» имиджа российской водки. Авторитет рос­сийской водки снизился.

Реконструкция ряда ликероводочных заводов позволила вы­вести на региональные рынки страны продукцию, произведен­ную и оформленную в соответствии с международными стандар­тами. Но этот процесс сдерживается отсутствием отечественного технологического высококачественного стекла и упаковки.

Особую остроту в последние годы приобрел вопрос регистра­ции, пользования и защиты торговых марок отечественной алко­гольной продукции.

Бесконтрольное использование исконно русских торговых марок («Столичная», «Русская», «Московская») многочисленны­ми полулегальными предприятиями и коммерческими фирмами России, Украины, Беларуси на мировом и внутреннем алко­гольном рынках привело к огромному материальному ущербу страны.

Заключение

Для обеспечения государственной монополии на производ­ство и оборот алкогольной продукции, защиты экономики стра­ны, жизни и здоровья граждан Российской Федерации в произ­водстве алкогольных напитков в ближайшей перспективе необходимо решить следующие первоочередные задачи. Прежде все­го целесообразно разработать национальную алкогольную про­грамму на ближайшую перспективу с участием Минздрава России, Министерства экономического развития и торговли РФ и других заинтересованных организаций. В программе должны быть предусмотрены:

      объемы производства и импорта спирта;

      создание единого Российского центра сертификации алко­гольной продукции;

      меры по льготному финансированию технического пере­вооружения предприятий по выработке алкогольных на­питков;

      меры защиты здоровья граждан России.

Необходимость приостановления спада и обеспечения стаби­лизации производства водки и ликероводочных изделий, вино­градных вин, коньяка требует формирования более эффективных экономических отношений в АПК. В условиях затянувшегося пе­реходного периода это возможно только при условии усиления государственного регулирования как в аграрном секторе, так и в промышленной части АПК.

Основными рычагами государственного регулирования раз­вития производства алкогольной продукции в стране должны стать бюджетная, ценовая, налоговая, кредитная, инвестицион­ная политика, лизинговые операции, разработка целевых про­грамм на федеральном и региональном уровнях.

При формировании государственного бюджета в перспективе необходимо предусматривать создание за счет бюджетных средств специальных государственных фондов финансовой поддержки отечественных товаропроизводителей. Необходимо решить во­прос о реструктуризации долгов предприятий по выработке алко­гольных напитков.

Техническое перевооружение предприятий по выработке ал­когольных напитков требует значительных финансовых ресурсов. При этом масштабы необходимого технического переоснащения производства таковы, что требуют максимального увеличения инвестиций за счет как собственных, так и привлеченных финан­совых средств. Решение этой проблемы возможно только в усло­виях совершенствования налоговой, инвестиционной, кредитной политики. Необходимо снизить уровень налогообложения пред­приятий по выработке алкогольной продукции, создать условия для финансирования технического переоснащения производства; целесообразно установление налоговых льгот для предприятий различных отраслей народного хозяйства, вкладывающих свои средства в развитие пищевой промышленности. В этих же целях необходимо стимулировать инвестиционную деятельность, рас­ширить объем лизингового фонда, удешевить лизинговые услуги.

Совершенствование кредитной политики должно быть на­правлено на обеспечение доступности кредитных ресурсов для всех товаропроизводителей за счет снижения процентных ставок за кредит, увеличения объемов кредитных ресурсов, в том числе специального фонда льготного кредитования. Механизм креди­тования должен учитывать сезонный характер производства.

В условиях ограниченности ресурсов важным направлением государственной поддержки предприятий по выработке алко­гольных продуктов является разработка федеральных и регио­нальных целевых программ по ключевым приоритетным направ­лениям развития, своевременное выделение из бюджетов финан­совых ресурсов для их реализации.

Осуществление на практике государственного регулирования позволит в перспективе увеличить долю алкогольных напитков в структуре розничного товарооборота страны.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!