Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Рынки факторов производства в переходной экономике»

/ Общая экономика
Конспект, 

Оглавление

Рыночная система, как известно, состоит из рынка товаров (услуг) и рынка факторов производства. Формирование рынка фак­торов производства в переходной экономике — долгий и трудный процесс, потому что функционирование этого рынка требует особенно сложной законодательной базы и организационной инфра­структуры.

    Факторами производства являются труд, капитал, земля и пред­принимательство. Для того чтобы функционирование этих факторов приобрело рыночный характер, необходимо их свободное обраще­ние в экономике, регулируемое спросом, предложением и рыноч­ным вознаграждением каждого фактора.

    Рынок капитала в форме торговли продук­цией производственно-технического назначения стал складываться в нашей стране еще в конце 80-х годов в процессе либерализации материально-технического снабжения. Однако наиболее существенный компонент этого рынка — обращение акционерного капитала, или фондовая торговля,— смог появиться, естественно, только впервой половине 90-х годов параллельно с акционированием, при­ватизацией и началом выпуска корпоративных ценных бумаг. Кор­поративные ценные бумагиэто акции, облигации и другие доку­менты, удостоверяющие право собственности на определенную часть имущества компании и дающие право на получение части ее дохода.

    Различают как известно, биржевой и внебиржевой оборот цен­ных бумаг. Торговля акциями и облигациями на бирже предусмат­ривает довольно жесткую регламентацию и высокие требования к надежности ценных бумаг. Поэтому на российских биржах сейчас обращается только 10— 20% выпущенных акций и облигаций. Од­нако этот показатель выше, чем в других странах СНГ, что свиде­тельствует о быстром развитии рынка капитала в России.

    Какие цели преследуют участники фондового рынка? В 1993 — 1996 гг. они стремились главным образом к установлению контроля над предприятиями путем приобретения контрольного па­кета акций. В 1997 г. после завершения наиболее активного этапа перераспределения собственности, на фондовом рынка наметилась тенденция расширения объемов сделок, преследующих инвестиционные цели. Это свидетельствует о более зрелой мотивации участ­ников рынка, которые теперь заинтересованы не только в установ­лении контроля над собственностью, но и в получения прибыли на инвестированный капитал. Относительно новыми участниками фондового рынка являются российские банки, которые расширяют инвестиции в ответ на снижение доходности государственных цен­ных бумаг.

    Акция ведущих российских компаний, например, “Газпрома”, “Лукойла” и “ЕЭС России”, довольно быстро растут в цене. По­вышение котировок характерно и для большинства других россий­ских акций. Так, индекс “Москоу Таймс”, являющийся сводным показателем динамики российских биржевых котировок, в середине 1997 г. в 3,5 раза превысил индекс августа 1994 г.

    Рост котировок связан с хорошими перспективами многих рос­сийских компаний, а также с убежденностью участников рынка в том, что стоимость компаний резко возрастет после экономически обоснованной переоценки их имущества, включая земельные участ­ки. Кроме того, рост котировок отражает начавшийся приток ино­странных инвестиций. Однако связь между российским и зарубеж­ными рынками капиталов, свидетельствующая об интеграция на­шей страны в мировое хозяйство, таит и угрозы дестабилизация неокрепшего российского рынка в связи с кризисными событиями за рубежом. Так, в конце 1997 г. котировки акций упали, когда вслед за мировым финансовым кризисом западные инвесторы ста­ли выводить капиталы из России. Вторая волна падения котировок пришлась на конец января 1998 г., когда цена акции ведущих рос­сийских нефтяных компаний пошла вниз в ответ на падение ми­ровых цен на нефть.

    Несмотря на сложности в становлении рынка капитала, этот быстрорастущий рынок имеет огромные перспективы. Он будет расширяться по мере нормализации экономического положения и улучшения финансового состояния предприятий. О потенциале рос­та этого рынка свидетельствует то, что сейчас в России ежеднев­ный оборот торговли корпоративными ценными бумагами состав­ляет 20—30 млн. долл., тогда как в США этот показатель при­мерно в 10 раз выше.1

    Рынок труда, в отличие от рынка капитала, имеет значительно большую социальную составляющую. Это озна­чает необходимость учитывать и регламентировать социальные аспекты взаимоотношений между работниками и работодателями, ис­пользуя для этом экономические, законотворческие и судебные возможности государства.

    Может показаться, что цена труда, то есть заработная плата, в России мало регламентируется (за исключением, разумеется, бюд­жетной сферы). Однако на самом деле работодатели занимают на рынке труда значительно более сильные позиции, чем работники, которые весьма ограничены в выборе места работы, особенно вне крупных городов. Кроме того, работники в нашей стране не име­ют защиты в лице сильных и эффективных профсоюзов. Эти и другие обстоятельства ведут к тому, что даже с поправкой на бо­лее низкую производительность труда средняя зарплата в нашей стране, эквивалентная 180 долл., в 15 —20 раз ниже средней зар­платы в Западной Европе.

    К положительным сторонам российского рынка труда следует отнести сравнительно низкую безработицу. В середине 1997 г. она составляла 9,5% по методологии Международной организации тру­да. Эта методология учитывает не только тех, кто активно ищет работу, но и остальных граждан трудоспособного возраста, неимеющих работы. Российский показатель ниже, чем в восточноев­ропейских странах с переходной экономикой, где безработица дос­тигает 15%.

    В этом состоит один из парадоксов российской экономики, по­тому что двукратный спад ВНП за последние семь лет должен был бы сопровождаться значительно большим сокращением занято­сти. Этот парадокс объясняется, во-первых, отсутствием массовых банкротств и увольнений на предприятиях, несмотря на резкое со­кращение производства, во-вторых, широким распространением вто­ричной занятости, когда работник официально числится на работе и формально не считается безработным, а на самом деле зараба­тывает в другом месте, чаще всего в мелком бизнесе. По офици­альным оценкам, в теневой экономике занято примерно 7 млн. чел., что составляет 12— 13% самодеятельного населения.

    Эффективное использование трудовых ресурсов и борьба с без­работицей требуют государственной политики занятости. До сих пор эта политика в нашей стране сводится к помощи безработным в поиске работы и выплате небольших пособий. Между тем поли­тика занятости должна носить более активный характер. Трудовые отношения должны обрести прочную законодательную основу в виде Трудового кодекса, над которым сейчас работают юристы. Необходимо шире организовывать переобучение работников, в том числе частными компаниями. Региональные и муниципальные орга­ны власти должны вводить квотирование рабочих мест, то есть выделение рабочих мест для молодежи, женщин и других соци­ально уязвимых групп населения с компенсацией собственникам предприятий дополнительных затрат из госбюджета. Очень важный элемент политики занятости — создание организационных и мате­риальных условий для переезда рабочих в регионы, испытывающие нехватку трудовых ресурсов.

    Политика занятости — непременный атрибут государственного регулирования рынка труда в развитых странах. для России акту­альность вопроса о разработке и проведении такой политики мно­гократно возрастает из-за того, что в ближайшие годы положение на рынке труда может существенно ухудшиться в связи с закрыти­ем неконкурентоспособных предприятий.1

    Третий фактор производст­ва — земля — экономической теорией трактуется широко, как сово­купность всех ресурсов, предоставляемых природой. К ним отно­сятся не только собственно земля, но и полезные ископаемые.

    Общественная дискуссия о вовлечении земли в коммерческий оборот ведется с 1994 г., когда Государственная дума приняла проект Аграрного кодекса, не предусматривающего
частной собст­венности на землю. Этот документ был отклонен президентом как противоречащий Конституции.

    В результате нерешенным остался центральный вопрос рефор­мирования аграрных отношений в России. Очевидно, что крестьянин не будет вкладывать труд и капитал в обработку земли, пока не получит полной уверенности в своем праве собственности на эту землю. Сопротивление введению частной собственности на землю обусловлено стремлением части административного аппарата сохранить свой контроль над ней. Но в последнее время по этому поводу намечается компромисс, предусматривающий введение част­ной собственности на землю с некоторыми ограничениями на ее куплю-продажу.

    Этот вопрос имеет значение не только для аграрных отноше­ний. Права собственности на земельные участки необходимо пре­доставить и владельцам приватизированных предприятий, находя­щихся на этих участках. В противном случае владельцы все время испытывают угрозу повышения арендной платы городскими властя­ми. В настоящее время этот вопрос чаще всего решается путем предоставления земельного участка в долгосрочную аренду с пра­вом выкупа.

    Что касается других факторов производства природного характе­ра — полезных ископаемых, то большинство из них тоже остаются в государственной собственности, но их добыча и переработка осуществляется частными компаниями. Речь идет, например, о нефти и газе. Добывающие компании рассчитываются с государством пу­тем уплаты специальных налогов, после чего извлеченные полезные ископаемые поступают в их собственность. Сейчас в центре внима­ния государственных органов и добывающих компаний находятся соглашения о раз деле продукции. Они определяют, в какой пропор­ции извлеченные полезные ископаемые делятся между федеральны­ми, региональными властями и добывающими компаниями, в том числе иностранными. Принципы раздела установлены специальным законом. Но поскольку предметом соглашений чаще всего является нефть и газ, реализация которых на рынке приносят огромную прибыль, пропорции раздела в каждом конкретном случае устанав­ливаются в результате напряженной борьбы между сторонами.

    Наконец, последний фактор производст­ва — предпринимательская инициатива. Либерализация условии хо­зяйственной деятельности в начале 90-х годов позволила занимать­ся бизнесом миллионам граждан. Однако реальная степень разви­тия рыночных отношений в сфере предпринимательства зависит от многих дополнительных причин, в частности от порядка открытия и регистрации своего деда. В развитых странах принят заявитель­ный характер регистрации, при котором не требуется специального разрешения государства для начала коммерческой деятельности в качестве юридического лица. Хотя для этого и на Западе требует­ся соблюдение многих формальностей, предприниматель обязан лишь в установленном порядке уведомить государство об открытии своего дела. В России же по-прежнему широко распространен разрешительный порядок создания юридического лица, поскольку для многих видов деятельности нужна государственная лицензия. Офи­циальный перечень насчитывает около 80 лицензионных видов деятельности.

    Другой серьезной помехой развитию рынка предприниматель­ской инициативы выступает тяжелое налоговое бремя. Оно часто вынуждает граждан, желающих заниматься бизнесом, уходить в те­невую экономику. Это мешает государству собирать налоги и кон­тролировать бизнес с точки зрения экономических и социальных интересов общества.1



1 Меркулов Я.Я. Что представляет собой фондовый рынок России // ЭКО. – 1998. - №2. С. 69-76

1 Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М., 1998. С. 337-347

1 Предпринимательская способность и ее реализация // Экономика: Учебник // Под. ред. А.С. Булатова. – М., 1997. С. 257-261

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!