Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Рыночная система, как известно, состоит из рынка товаров (услуг) и рынка факторов производства. Формирование рынка факторов производства в переходной экономике — долгий и трудный процесс, потому что функционирование этого рынка требует особенно сложной законодательной базы и организационной инфраструктуры.
Факторами производства являются труд, капитал, земля и предпринимательство. Для того чтобы функционирование этих факторов приобрело рыночный характер, необходимо их свободное обращение в экономике, регулируемое спросом, предложением и рыночным вознаграждением каждого фактора.
Рынок капитала в форме торговли продукцией производственно-технического назначения стал складываться в нашей стране еще в конце 80-х годов в процессе либерализации материально-технического снабжения. Однако наиболее существенный компонент этого рынка — обращение акционерного капитала, или фондовая торговля,— смог появиться, естественно, только впервой половине 90-х годов параллельно с акционированием, приватизацией и началом выпуска корпоративных ценных бумаг. Корпоративные ценные бумаги — это акции, облигации и другие документы, удостоверяющие право собственности на определенную часть имущества компании и дающие право на получение части ее дохода.
Различают как известно, биржевой и внебиржевой оборот ценных бумаг. Торговля акциями и облигациями на бирже предусматривает довольно жесткую регламентацию и высокие требования к надежности ценных бумаг. Поэтому на российских биржах сейчас обращается только 10— 20% выпущенных акций и облигаций. Однако этот показатель выше, чем в других странах СНГ, что свидетельствует о быстром развитии рынка капитала в России.
Какие цели преследуют участники фондового рынка? В 1993 — 1996 гг. они стремились главным образом к установлению контроля над предприятиями путем приобретения контрольного пакета акций. В 1997 г. после завершения наиболее активного этапа перераспределения собственности, на фондовом рынка наметилась тенденция расширения объемов сделок, преследующих инвестиционные цели. Это свидетельствует о более зрелой мотивации участников рынка, которые теперь заинтересованы не только в установлении контроля над собственностью, но и в получения прибыли на инвестированный капитал. Относительно новыми участниками фондового рынка являются российские банки, которые расширяют инвестиции в ответ на снижение доходности государственных ценных бумаг.
Акция ведущих российских компаний, например, “Газпрома”, “Лукойла” и “ЕЭС России”, довольно быстро растут в цене. Повышение котировок характерно и для большинства других российских акций. Так, индекс “Москоу Таймс”, являющийся сводным показателем динамики российских биржевых котировок, в середине 1997 г. в 3,5 раза превысил индекс августа 1994 г.
Рост котировок связан с хорошими перспективами многих российских компаний, а также с убежденностью участников рынка в том, что стоимость компаний резко возрастет после экономически обоснованной переоценки их имущества, включая земельные участки. Кроме того, рост котировок отражает начавшийся приток иностранных инвестиций. Однако связь между российским и зарубежными рынками капиталов, свидетельствующая об интеграция нашей страны в мировое хозяйство, таит и угрозы дестабилизация неокрепшего российского рынка в связи с кризисными событиями за рубежом. Так, в конце 1997 г. котировки акций упали, когда вслед за мировым финансовым кризисом западные инвесторы стали выводить капиталы из России. Вторая волна падения котировок пришлась на конец января 1998 г., когда цена акции ведущих российских нефтяных компаний пошла вниз в ответ на падение мировых цен на нефть.
Несмотря на сложности в становлении рынка капитала, этот быстрорастущий рынок имеет огромные перспективы. Он будет расширяться по мере нормализации экономического положения и улучшения финансового состояния предприятий. О потенциале роста этого рынка свидетельствует то, что сейчас в России ежедневный оборот торговли корпоративными ценными бумагами составляет 20—30 млн. долл., тогда как в США этот показатель примерно в 10 раз выше.1
Рынок труда, в отличие от рынка капитала, имеет значительно большую социальную составляющую. Это означает необходимость учитывать и регламентировать социальные аспекты взаимоотношений между работниками и работодателями, используя для этом экономические, законотворческие и судебные возможности государства.
Может показаться, что цена труда, то есть заработная плата, в России мало регламентируется (за исключением, разумеется, бюджетной сферы). Однако на самом деле работодатели занимают на рынке труда значительно более сильные позиции, чем работники, которые весьма ограничены в выборе места работы, особенно вне крупных городов. Кроме того, работники в нашей стране не имеют защиты в лице сильных и эффективных профсоюзов. Эти и другие обстоятельства ведут к тому, что даже с поправкой на более низкую производительность труда средняя зарплата в нашей стране, эквивалентная 180 долл., в 15 —20 раз ниже средней зарплаты в Западной Европе.
К положительным сторонам российского рынка труда следует отнести сравнительно низкую безработицу. В середине 1997 г. она составляла 9,5% по методологии Международной организации труда. Эта методология учитывает не только тех, кто активно ищет работу, но и остальных граждан трудоспособного возраста, неимеющих работы. Российский показатель ниже, чем в восточноевропейских странах с переходной экономикой, где безработица достигает 15%.
В этом состоит один из парадоксов российской экономики, потому что двукратный спад ВНП за последние семь лет должен был бы сопровождаться значительно большим сокращением занятости. Этот парадокс объясняется, во-первых, отсутствием массовых банкротств и увольнений на предприятиях, несмотря на резкое сокращение производства, во-вторых, широким распространением вторичной занятости, когда работник официально числится на работе и формально не считается безработным, а на самом деле зарабатывает в другом месте, чаще всего в мелком бизнесе. По официальным оценкам, в теневой экономике занято примерно 7 млн. чел., что составляет 12— 13% самодеятельного населения.
Эффективное использование трудовых ресурсов и борьба с безработицей требуют государственной политики занятости. До сих пор эта политика в нашей стране сводится к помощи безработным в поиске работы и выплате небольших пособий. Между тем политика занятости должна носить более активный характер. Трудовые отношения должны обрести прочную законодательную основу в виде Трудового кодекса, над которым сейчас работают юристы. Необходимо шире организовывать переобучение работников, в том числе частными компаниями. Региональные и муниципальные органы власти должны вводить квотирование рабочих мест, то есть выделение рабочих мест для молодежи, женщин и других социально уязвимых групп населения с компенсацией собственникам предприятий дополнительных затрат из госбюджета. Очень важный элемент политики занятости — создание организационных и материальных условий для переезда рабочих в регионы, испытывающие нехватку трудовых ресурсов.
Политика занятости — непременный атрибут государственного регулирования рынка труда в развитых странах. для России актуальность вопроса о разработке и проведении такой политики многократно возрастает из-за того, что в ближайшие годы положение на рынке труда может существенно ухудшиться в связи с закрытием неконкурентоспособных предприятий.1
Третий фактор производства — земля — экономической теорией трактуется широко, как совокупность всех ресурсов, предоставляемых природой. К ним относятся не только собственно земля, но и полезные ископаемые.
Общественная дискуссия о вовлечении земли в коммерческий оборот ведется с 1994 г., когда Государственная дума приняла проект Аграрного кодекса, не предусматривающего
частной собственности на землю. Этот документ был отклонен президентом как противоречащий Конституции.
В результате нерешенным остался центральный вопрос реформирования аграрных отношений в России. Очевидно, что крестьянин не будет вкладывать труд и капитал в обработку земли, пока не получит полной уверенности в своем праве собственности на эту землю. Сопротивление введению частной собственности на землю обусловлено стремлением части административного аппарата сохранить свой контроль над ней. Но в последнее время по этому поводу намечается компромисс, предусматривающий введение частной собственности на землю с некоторыми ограничениями на ее куплю-продажу.
Этот вопрос имеет значение не только для аграрных отношений. Права собственности на земельные участки необходимо предоставить и владельцам приватизированных предприятий, находящихся на этих участках. В противном случае владельцы все время испытывают угрозу повышения арендной платы городскими властями. В настоящее время этот вопрос чаще всего решается путем предоставления земельного участка в долгосрочную аренду с правом выкупа.
Что касается других факторов производства природного характера — полезных ископаемых, то большинство из них тоже остаются в государственной собственности, но их добыча и переработка осуществляется частными компаниями. Речь идет, например, о нефти и газе. Добывающие компании рассчитываются с государством путем уплаты специальных налогов, после чего извлеченные полезные ископаемые поступают в их собственность. Сейчас в центре внимания государственных органов и добывающих компаний находятся соглашения о раз деле продукции. Они определяют, в какой пропорции извлеченные полезные ископаемые делятся между федеральными, региональными властями и добывающими компаниями, в том числе иностранными. Принципы раздела установлены специальным законом. Но поскольку предметом соглашений чаще всего является нефть и газ, реализация которых на рынке приносят огромную прибыль, пропорции раздела в каждом конкретном случае устанавливаются в результате напряженной борьбы между сторонами.
Наконец, последний фактор производства — предпринимательская инициатива. Либерализация условии хозяйственной деятельности в начале 90-х годов позволила заниматься бизнесом миллионам граждан. Однако реальная степень развития рыночных отношений в сфере предпринимательства зависит от многих дополнительных причин, в частности от порядка открытия и регистрации своего деда. В развитых странах принят заявительный характер регистрации, при котором не требуется специального разрешения государства для начала коммерческой деятельности в качестве юридического лица. Хотя для этого и на Западе требуется соблюдение многих формальностей, предприниматель обязан лишь в установленном порядке уведомить государство об открытии своего дела. В России же по-прежнему широко распространен разрешительный порядок создания юридического лица, поскольку для многих видов деятельности нужна государственная лицензия. Официальный перечень насчитывает около 80 лицензионных видов деятельности.
Другой серьезной помехой развитию рынка предпринимательской инициативы выступает тяжелое налоговое бремя. Оно часто вынуждает граждан, желающих заниматься бизнесом, уходить в теневую экономику. Это мешает государству собирать налоги и контролировать бизнес с точки зрения экономических и социальных интересов общества.1
1 Меркулов Я.Я. Что представляет собой фондовый рынок России // ЭКО. – 1998. - №2. С. 69-76
1 Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М., 1998. С. 337-347
1 Предпринимательская способность и ее реализация // Экономика: Учебник // Под. ред. А.С. Булатова. – М., 1997. С. 257-261
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!