Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Роль РФ в международном сообществе, характер и основные направления ее внешней политики»

/ Политология
Конспект, 

Оглавление

§1. Геополитическое положение РФ и ее место в ООН и других международных организациях

 

    С точки зрения геополитической, Россия занимает уникаль­ное положение в Евразии. Масштабы страны, ее экономический, демографический и интеллектуальный потенциал, географическое положение, а также наличие практически всех видов сырья и ре­сурсов естественным образом сделали Россию важнейшим мировым центром. Сохранив четыре пятых территории СССР; она имеет более половины населения бывшего Союза и производит пример­но половину его валового национального продукта. По своей по­литической значимости, экономическому и военно-техническому потенциалу, по влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия по праву входит в число великих держав. Она была и остается одним из главных элементов двухполюсной системы и выступает в каче­стве основной противодействующей силы политики США, способ­ствует формированию результирующего вектора мировой поли­тики. 

    В декабре 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз — великая держава, страна, занимавшая вид­ное место в мировой экономике, обладавшая стратеги­ческим паритетом с США и в силу этого оказавши ог­ромное влияние на мировую политику. Россия стала правопреемницей СССР, заняла его место в качестве посто­янного члена Совета Безопасности ООН как одна из пяти стран, обладающих ядерным оружием. Но геополитичес­кое положение РФ за время, прошедшее после распада СССР, резко ухудшилось.

    Современная Россия — это 4/5 территории бывшего Советского Союза, чуть больше половины его населения (147,5 млн. человек на 1 января 1997 г.), менее 1/2 ВНП бывшего СССР.1 Значительно уменьшилась сравни­тельно с Советским Союзом доля РФ в мировом произ­водстве.

    Отставание России от мировых стандартов особенно заметно во внешней торговле. Из-за краха большинства государств “социалистической ориентации”, ликвидации социалистического содружества в Европе, распада Советского Союза Россия потеряла прежние форпосты, которыми СССР ранее обладал в Азии, Африке, Латинской Америке в лице Кубы, Никара­гуа, Анголы, Эфиопии, Афганистана, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи. От Западной Европы Россия сейчас отделена двойным барьером: бывшими социалистическими страна­ми, большинство из которых стремятся стать членами НАТО, и бывшими советскими республиками, из которых в НАТО хотят войти страны Балтии, а в перспективе, возможно, Украина, Грузия, Азербайджан.

    Расширение НАТО на Восток принципиально неприем­лемо для России, ибо оно нарушит сложившийся баланс сил в Европе, приведет к исчезновению 1500-километрового “буфера безопасности” на западных рос­сийских границах, заставит политическое и военное руководство России изменить оценки внешней угрозы, исхо­дя из того, что НАТО получит дополнительные возможно­сти для гипотетического удара по России.

    Усилилась также угроза для России с Юга, что стало следствием образования новых независимых государстве Закавказье и Центральной Азии, стремление США, стран Западной Европы, Турции, Ирана, Пакистана, Сау­довской Аравии укрепить свое влияние в этих регионах, наличия этнополитических конфликтов в бывших советс­ких республиках (Карабах, Абхазия, Таджикистан) и в самой России (на Северном Кавказе). На Дальнем Вос­токе, хотя и произошло значительное улучшение советс­ко-китайских и российско-китайских отношений, снят с повестки дня вопрос о территориальных претензиях Китая к России, идет интенсивная китайская экономическая и демографическая экспансия. Открытым остается и “тер­риториальный вопрос” в российско-японских отношениях, хотя руководители обеих стран достигли договоренности о подписании мирного договора между Россией и Япо­нией до 2000 г.

    Геополитическое положение России ухудшилось и потому, что РФ потеряла 6 портов на Черном море, 13 — на Балтике. Россия вынуждена использовать для транзи­та эстонские и латвийские порты, что дает Латвии и Эстонии огромные прибыли. В то же время пойти на ограничение или прекращение транзита из-за дискрими­нации русскоязычного населения Латвии и Эстонии Рос­сия не может, ибо пока альтернативы эстонским и лат­вийским портам у нее нет. Из-за возможного закрытия черноморских проливов для прохода крупных танкеров под угрозой находится экспорт российской нефти на мировые рынки. Реализация планов строительства трубо­проводов из Закавказья и Центральной Азии в обход России для экспорта каспийской и казахской нефти, туркменского газа может лишить РФ монополии на транс­портировку нефти и газа, которой обладал Советский Союз.

    Россия потеряла возможность базирования своих су­дов в Средиземноморье из-за санкций против СРЮ, за которые российская делегация проголосовала в Совете безопасности ООН в мае 1992 г., а также из-за отсут­ствия практических мер по налаживанию взаимовыгодных связей с Албанией после восстановления с нею дипломатических отношений.

    Наряду с объективными факторами ухудшения геопо­литического положения России, сравнительно с Советс­ким Союзом, существовали и факторы субъективные, к которым прежде всего, на наш взгляд, относилась внеш­неполитическая деятельность российского государства в первой половине 90-х гг. И здесь дело было бы ошибоч­но сводить только к экстравагантным действиям и непродуманным высказываниям Б.Н. Ельцина во время его зарубежных поездок, которые дипломатам срочно надо было разъяснять и корректировать. Главное же заключа­лось в том, что у российского руководства отсутствова­ло четкое представление о национальных целях и инте­ресах общества и государства, средствах и реализации, внутри- и внешнеполитических приоритетах).1

    Россия не только поддержива­ет связи с другими европейскими странами, но и сотрудничает с ними, являясь равноправным членом мно­гих европейских организаций, а также такой крупнейшей международной организации как Организация Объединенных Наций. В про­шлом этому часто препятствовали политические и военные конфликты между нашим государством и евро­пейскими державами, а также необъ­ективные представления друг о друге.

    Наиболее значимые среди европей­ских политических и экономических организаций — Организация по без­опасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы, Европейский союз. Цели и задачи ОБСЕ — поддер­живать мир и безопасность в Европе. В организацию входят не только евро­пейские государства, но и азиатские — Кыргызстан, Таджикистан и Туркмени­стан. Россия — активный член ОБСЕ, она часто принимает участие в пере­говорах и миротворческих акциях, проводимых этой организацией.

    Для того чтобы вступить в Совет Европы, от нашей страны потребо­валось внести изменения в своё зако­нодательство: было необходимо при­близить его к правовым нормам большинства европейских государств. Но законодательство России еще не полностью удовлетворяет этим тре­бованиям. Например, в рос­сийском законодательстве до сих пор не отменена смертная казнь и др.

    Россия принимает участие в двух региональных европейских организа­циях — Совете государств Балтийско­го моря (СГБМ) и Черноморском эко­номическом сотрудничестве (ЧЭС).

    Совет государств Балтийского мо­ря был основан в 1991 г. по инициа­тиве Германии и Дании. В него вошли десять государств Балтийского реги­она. Основные области сотрудничест­ва этой организации — политика, экономика, торговля, энергетика, эко­логия, туризм и культура. Участие в СГБМ позволило России наладить бо­лее тесные политические и культур­ные связи со странами этого региона. Особенно важен опыт совместного решения экологических проблем, так как Балтийское море — одно из самых загрязненных.

    “Общее” море послужило причи­ной создания и другой региональной организации европейских госу­дарств — Черноморского экономи­ческого сотрудничества. Она была образована в 1992 г. в столице Тур­ции — Анкаре. В нее вошло 11 стран (включая Россию), с общим населени­ем более 400 млн. человек и площа­дью, превышающей общую площадь стран — участниц Европейского сою­за. Целью организации является пре­жде всего развитие политических и экономических связей причерномор­ских государств.

    Наша страна пока не является уча­стницей некоторых важных евро­пейских организаций, например Ев­ропейского союза. Это объясняется тем, что Россия еще не достигла, сточки зрения европейских партне­ров, необходимого уровня экономи­ческого и политического развития. Но сотрудничество нашей страны с государствами ЕС, особенно с Герма­нией, Италией и Францией, постоян­но развивается. В конце ХХ в. около 4000 всего российского внешнетор­гового оборота приходилось на го­сударства Европейского союза. Эта организация является главным эко­номическим партнером России.1

 

 


§2. Коренное отличие ее внешней политики от доперестрочной внешней политики СССР

 

    В предыдущие эпохи отечественная внешняя политика в большей мере оказывалась заложницей традиций, укорененных в национальной культуре и стереотипов национального мировосприятия. В постперестроечный период формировался новый внешнеполитический курс советского руководства. В основу его легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом  и целостном мире. Отсюда провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами. Вместо баланса сил, универсальным способом решения международных вопросов объявлялся баланс интересов, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Подобные изменения стали возможными благодаря осознанию реальной угрозы ядерного самоуничтожения человечества и того, что экономика СССР не выдерживает колоссальных нагрузок “холодной войны”. Именно в этом, на взгляд автора контрольной работы, и заключается коренное отличие российской внешней политики от доперестроечного периода.     

    Смена внешнеполитического курса советского руководства началась, как это бывало и прежде, со смены главы внешнеполитического ведомства. В июле 1985 года вместо А.А. Громыко министром иностранных дел был назначен Э.А. Шеварднадзе. Последовало значительное обновление руководства МИД. При сохранившейся системе партийного руководства всеми направлениями внешней и внутренней политики в ЦК КПСС, непосредственно отвечал за международную деятельность А.Н. Яковлев. Однако все ключевые решения по этим вопросам принимал лично Горбачев. Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток - Запад через разоружение; разблокирование региональных конфликтов; установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами, без предпочтения странам “социалистического содружества”. В результате этой политики состоялся ряд плодотворных встреч высшего советского и американского руководства. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических отношений между СССР и США, а позже и с другими странами. В феврале 1988 года Горбачев принял решение о выводе войск из Афганистана, который был полностью завершен 15 февраля 1989 года. Под влиянием перемен в СССР, набирало силу освободительное движение в странах Восточной Европы. В 1987-1990 гг. под давлением оппозиции или в ходе антиправительственных выступлений пали коммунистические режимы в Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии. На путь реформ вступил Вьетнам, Монголия. Начало набирать силу объединительное движение в Германии. В июле 1990 года СССР дал согласие на объединение двух германских государств и воссоздание единой Германии. Прекратили существование Организация Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи. За два-три года в Восточной Европе произошли настолько радикальные изменения, что они опередили процессы, проходившие в СССР.

    Однако, нужно заметить, что курс на реализацию нового политического мышления преследовал и определенные пропагандистские цели. Некоторые инициативы (например, предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 году) имели явную пропагандистскую направленность. И тем не менее в целом это была уже новая политика. С 1988-1989 гг. идеологические стереотипы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику СССР. Таким образом, целым рядом своих смелых инициатив СССР взломал лед международной конфронтации и выступил лидером перестройки международных отношений, означающих окончание “холодной войны”. Но тем не менее, наряду с безусловными положительными итогами реализации этого курса, несомненно и другое - его побочным результатом явилось то, что с распадом СССР и крахом коммунистических режимов в Восточной Европе резко изменилось соотношение сил в мире, что создало потенциальную угрозу дестабилизации все сложившейся системы международных отношений. Возникла опасность утечки технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза. Распад единой системы вооруженных сил бывшего Союза, “национализация” бывшими республиками наиболее оснащенных в техническом отношении ударных военных группировок, находившихся по периметру границ СССР, не только резко снизили обороноспособность России, но и во многом способствовали эскалации межнациональных военных конфликтов (прежде всего на Кавказе и в Средней Азии). Новая международная ситуация потребовала от российского руководства выработки принципиально новых внешнеполитической и оборонной концепций.

    Таким образом, современные международные отношения, в том числе и российская внешняя политика, сформировались в систему глобального, общемирового характера, в которой происхо­дят зарождение и реализация мировой политики. Ее объектом яв­ляется распределение ресурсов и организация общественной жиз­ни в мировом масштабе, а целью выступает создание и поддержа­ние мирной и стабильной международной среды, в которой удовле­творяли бы свои признанные интересы все участники международ­ных отношений. Мировая политика не просто совокупность или даже равнодействующая внешних политик государств. Она обладает собственны­ми характеристиками и оказывает на субъекты международных от­ношений самостоятельное влияние. Ее первая особенность связа­на с тем, что только на мировом уровне в современных условиях можно решить целый ряд глобальных проблем, таких как экологи­ческая, продовольственная, демографическая и, конечно, международной безопасности. Вторая особенность заключается в том, что мировая политика основывается на общецивилизационных общечеловеческих ценностях, которые не всегда совпадают с на­ционально-государственными ценностями. Третья особенность определяется институализацией мировой политики, созданием ме­ждународных организаций общемирового значения, которые упол­номочены самостоятельно определять цели мировой политики и методы их достижения. Эта особенность, с одной стороны, форми­рует автономность мировой политики, а с другой стороны, все больше влияет на внешнеполитический курс отдельных государств, а значит их внешняя политика все больше зависит от объективного изменения международной обстановки. 

 

 

 

 

 


§3. Роль РФ в СНГ

 

    Стратегический курс взаимодействия России со странами СНГ, утвержденный Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г., ба­зируется на следующих положениях. Приоритетность отношений со странами СНГ в политике Рос­сии определяется прежде всего тем, что на территории СНГ сосре­доточены наши главные жизненные интересы в области экономи­ки, обороны, безопасности, защиты прав россиян.

    К основным задачам политики России в отношении стран СНГ относятся: укрепление России в качестве ведущей силы формиро­вания новой системы межгосударственных политических и эконо­мических отношений на территории постсоюзного пространства, наращивание интеграционных процессов в СНГ. Предлагаемая Россией в рамках СНГ модель разноскоростной интеграции не является обязательной. Однако отношение к этой модели наших партнеров будет важным фактором, определяющим масштабы эко­номической, политической и военной поддержки их Россией.

    В настоящее время можно говорить о трех уровнях интегра­ции в рамках СНГ.

    Первый, наиболее высокий уровень получил воплощение в подписанном 2 апреля 1997 г. договоре России и Беларуси. 23 мая 1997 г. был подписан Устав Союза Беларуси и России, положения- которого четко определяют основные параметры интеграци­онного процесса двух государств. Текст договора отвечает требо­ваниям норм международного права.

    Главными целями Союза станут дальнейшее правовое за­крепление отношений сотрудничества, повышение уровня жизни народов двух государств, социально-экономический прогресс го­сударств на основе использования механизмов функционирования экономики, обеспечение безопасности Союза, согласование внешнеполитической деятельности. Устав вводит институт граж­данства Союза, предусматривает постепенное формирование уни­фицированной валютной системы. Союз создается на конституци­онных основах двух государств. В качестве важнейших обязанно­стей его участников Устав закрепляет обеспечение свободы слова и СМИ гарантии деятельности партий и общественных организа­ций, неприкосновенность частной собственности, защиту прав инвесторов в пределах Союза, поддержку свободной экономической конкуренции. В докладе Совета по внешней и оборонной полити­ке сделан вывод, что выгоды Союза фундаментальны, а негатив­ные последствия минимальны.

    Второй уровень представлен договором России, Беларуси, Ка­захстана и Киргизии. Его главная цель — согласование прежде всего экономической политики и принятие обязательных для исполне­ния всеми участниками совместных программ ведения экономичес­ких реформ. Уже созданы Таможенный союз России, Беларуси, Ка­захстана и Киргизии, Центрально-азиатский Союз и другие органы.

    Третий уровень — деятельность в рамках всего СНГ.

    Истекший период жизни СНГ отмечен решительными дей­ствиями в миротворческом аспекте. Идеи сохранения отношений добрососедства и мира изначально были заявлены как приоритетный закреплены в первых документах, принятых в рамках СНГ. Се­годня дело миротворчества опирается на прочный правовой фун­дамент. Это декларация о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях государств, Соглашение о коллективных ми­ротворческих силах и совместных мерах по их материальному и техническому обеспечению, Меморандум о поддержании мира и стабильности в Содружестве и другие документы.

    Понимая исключительную важность коллективной обороны, главы государств Содружества, еще 15 мая 1992 г. приняли реше­ние о создании военно-политического союза, подписав договор о коллективной безопасности.

    С осени 1994 г. интеграционные процессы в военной области начали переходить в практическую плоскость. 21 октября 1994 г. меморандум Совета глав государств Содружества “Основные направления интеграционного развития Содружества Независимых Государств”. 10 февраля 1995 г. все­ми государствами СНГ (кроме Азербайджанской Республики) подписана Концепция коллективной безопасности государств — участников договора о коллективной безопасности. Во всех этих документах необходимость создания системы безопасности зафик­сирована как первоочередная задача, причем формирование такой системы будет идти последовательно и поэтапно. Конкретные ме­роприятия отражены в плане реализации Концепции коллектив­ной безопасности и Основных направлениях углубления военного сотрудничества.

    Вот некоторые из этих мероприятий:

       завершение создания национальных вооруженных сил;

       разработка программ военного и военно-технического сотруд­ничества, разработка правовых актов, регламентирующих функ­ционирование системы коллективной безопасности;

       создание совместной (объединенной) системы ПВО и т.д.1

    В активизации процесса военной интеграции сегодня заинте­ресованы практически все государства Содружества. Естественно, что степень участия в нем у всех разная и определяется самими государствами в зависимости от политических, экономических и других условий. 20 апреля 1999 г. истек срок договора коллективной безопасности (ДКБ) и протокол о его продлении подписа­ли только 6 стран — Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргыз­стан, Россия, Таджикистан. Три других страны — участницы ДКБ — Азербайджан, Грузия, Узбекистан — решили выйти из договора по причине несоответствия, на их взгляд, договора но­вым
политическим реалиям. Таким образом, организованная под эгидой России коллективная оборона стран — участниц ДКВ про­тивостоит другой формирующейся военно-политической группи­ровке ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Мол­дова), делающей ставку на поддержку НАТО.

    Поэтому можно сделать вывод о том, что позиции России в СНГ серьезно ослабели, что показа­ла Кишиневская встреча руководителей государств-чле­нов СНГ в октябре 1997 г., на которой лидеры ННГ от­крыто высказали претензии к России и по экономичес­ким вопросам (Украина обвинила Россию во введении пошлин на ввоз украинского сахара, отказ закупать его, а также во введении НДС на ввозимые в Россию укра­инские товары) и по роли России в урегулировании аб­хазском и карабахского конфликтов. Уже после саммита в Кишиневе резко обострились отношения России и Гру­зии из-за отказа российских пограничников пропустить идущие из Грузии в РФ автоколонны со спиртом. Из-за дела журналиста П. Шеремета и личных нападок прези­дента Белоруссии А.Г. Лукашенко на президента РФ и его окружение под угрозу на какое-то время была по­ставлена реализация положений договора о Союзе Рос­сии и Белоруссии и Устава Союза.

 

 

 

 


§4. Другие направления ее внешней политики

 

    Приоритетные задачи внешней политики России следующие:

1.    Создание наилучших внешних условий, благоприятствую­щих укреплению территориальной целостности нашего государ­ства.

2.    Укрепление центростремительных тенденций на террито­рии бывшего СССР, суверенитет, полученный бывшими респуб­ликами Союза, необратим, но это не отрицает возможности реин­теграционных процессов, в первую очередь в экономической обла­сти.

3.   Стабилизация международного положения на региональ­ном уровне. Добившись успехов в стабилизации международного положения на глобальном уровне, необходимо активизировать деятельность по урегулированию региональных, межнациональ­ных, межэтнических и межгосударственных конфликтов.

4. Развитие плодотворных межгосударственных отношений, препятствующих созданию новых очагов напряженности, особенно распространению оружия массового уничтожения.

    Особое место во внешней политике России занимает ее учас­тие в создании всеобъемлющей системы европейской безопасности.

    Россия готова поддержать программу “Партнерство во имя мира” в той мере, в какой она будет учитывать интересы безопасно­сти всех без исключения государств и основываться не на блоко­вой, а на общеевропейской системе безопасности. Так, в обращении Государственной думы к Президенту Российской Федерации отме­чается, что “расширение НАТО приведет к геополитическому переделу Европы. Это нанесет ущерб интересам общеевропейской безо­пасности, создаст новые разделительные линии и барьеры на конти­ненте. Возникнет опасность первого серьезного кризиса в Европе после окончания “холодной войны”.1

    Факты говорят о том, что позитивные сдвиги в мире не стали еще всеохватывающими и не приобрели необратимого характера. “Призрак войны” спрятался и замер, но отнюдь не ушел из Евро­пы, тем более мира. Военная акция НАТО против Югославии вызвала самое острое и опасное противостояние США и России со времен Берлинского и Карибского кризисов начала 60-х гг. Какими бы гуманитарно-политическими доводами ни оправдыва­лась силовая акция НАТО, она представляет собой юридически бесспорный акт агрессии, грубейшего нарушения Устава ООН, Хельсинкского акта 1975 г., Основополагающего акта Россия — НАТО 1997 г.

    В сложившейся сейчас в мире военно-политической обста­новке весьма сложно установить, где и когда потенциальные угро­жающие факторы могут перерасти в реальную кризисную ситуа­цию или вооруженный конфликт. Исходя из сказанного, можно определить лишь угрозы, с которыми уже сталкивается в настоя­щее время или может столкнуться в будущем Россия.

    В политической сфере это действия некоторых государств, националистических движений по подрыву территориальной це­лостности России, ослаблению связей РФ с бывшими республика­ми СССР, странами Центральной и Восточной Европы, а также с государствами в районах нашего традиционного сотрудничества; территориальные притязания к России; попытки отстранения Рос­сии от решения ключевых международных проблем и деятельно­сти в международных организациях.

    В экономической области — стремление ослабить экономическую самостоятельность РФ, ее технологический и промышлен­ный потенциал, сделать ее топливно-сырьевым придатком веду­щих стран мира; ограничить присутствие России на зарубежных рынках, а в перспективе и вытеснить ее оттуда, не допустить ее равноправного участия в международных финансово-экономичес­ких и торговых организациях.

    В военной сфере — сохранение реальных и потенциальных очагов вооруженных конфликтов в непосредственной близости от российских границ; распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки и новейших вооруженных технологий в сочетании с попытками отдельных стран использовать их в своих корыстных целях; наличие у ряда стран вооруженных сил, обладающих как ядерным оружием, так и дос­таточно большим количеством современных обычных вооружений, особенно высокоточных.

    В многополярном мире все еще не утратили своего значения силовые факторы. Поэтому Россия обязана учитывать позицию и влияние на ход мировых событий основных центров силового давления. К этим центрам относятся:­

       США, не снижающие свой потенциал ядерных и обычных во­оружений при наличии тенденции занять место мирового лидера;

  государства Западной Европы. интегрирующие экономичес­кие и военные возможности, стремящиеся завоевать самостоятель­ное место на мировой политической арене и на ближайшую перс­пективу консолидирующиеся с США;

  государства Юга, особенно исламского мира, накопившие до­статочно большое количество вооружений, обладающие реальным потенциалом создания ядерного и химического оружия, проявля­ющие амбициозность, агрессивные и непредсказуемые в своих дей­ствиях;

  страны Юго-Восточной Азии, в частности Китай и Япония, обладающие достаточно мощным экономическим и военным по­тенциалом и стремящиеся к гегемонии в регионе.

    Наилучшей политикой для России является поддержание динамичного равновесия между основными центрами силы. Ска­занное означает, что она не должна ни вступать в конфронтацию ни с одной из этих стран, ни впадать в одностороннюю зависи­мость от какой бы то ни было из них. Оптимальной стратегией для России в ближайшее десятилетие (а возможно, и на весь ХХI в.) является “стратегия равноприближенности”. В отношениях с ука­занными странами наблюдается переход к прагматичной, спокой­ной и взвешенной политике. Выражается это в следующем.

    В отношениях с США: стратегическая стабильность, догово­ренность о нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки, предотвращение и ликвидация региональ­ных конфликтов, военно-техническое сотрудничество, разоруже­ние и контроль над вооружениями.

    Неконтролируемая гонка стратегических вооружений закон­чилась в 1972 г., когда СССР и США подписали договор об огра­ничении систем противоракетной обороны, а Договором ОСВ-1 были установлены предельные уровни стратегических вооружений. до­говор ОСВ-2 (1979 г.) расширил область ограничений, а договор СНВ-1 (1991 г.) зафиксировал уровни, до которых стороны обязались сократить свои вооружения за 7 лет. Договор СНВ-1 вступил в силу в 1994 г. В январе 1993 г. был подписан договор СНВ-2.

    Россия собирается ратифицировать этот договор, но лишь если США, уже ратифицировавшие его, не будут вести дело к пересмот­ру договора 1972 г. по ПРО. Существуют тактическая и страте­гическая противоракетные обороны. Тактическая ПРО имеет право на существование, а стратегическая ПРО — нет. США в отноше­нии России преследует цель, во-первых, уменьшить ее военный потенциал, прежде всего ядерный, во-вторых, предотвратить воз­можность появления в лице России геополитического соперника и, в-третьих, добиться, чтобы политика России в максимальной сте­пени соответствовала интересам США.

    С особым вниманием Россия должна относиться к ситуации в восточноевропейских странах. В действиях руководства этих стран прослеживается тенденция найти свое место в формирую­щейся новой системе европейской бёзопасности, что выражается в создании малых блоковых структур.

    Российско-германские отношения. Сферами взаимодействия здесь могут быть: вхождение России в систему европейской безо­пасности, ее интеграция в основные европейские институты, транс­формация НАТО, экономическое н технологическое сотрудниче­ство, экология.

    Объединение ФРГ с бывшей ГДР вызвало к жизни стреми­тельно возрастающую геополитическую силу (“германский фак­тор”), которая будет оказывать существенное влияние на состоя­ние стабильности в Восточной Европе.

    Кстати, нужно признать, что результатами окончания “холод­ной войны” между СССР и США воспользовались не СССР и США, а объединенная Германия.

    Государства Балтии придерживаются политики ориентации на Запад, дистанцирования от России, скорейшего вступления в НАТО, что на деле может нарушить баланс сил, стать источником витка конфронтации между Россией и Западом. В государствах Балтии проводится линия на дискриминацию русскоязычного населения (особенно в Латвии и Эстонии), на сокращение эконо­мических связей с Россией. Националистические круги этих стран предъявляют к РФ и территориальные претензии.

    Страны Азиатско-Тихоокеанского региона вплотную при­мыкают к границам Российской Федерации, являются одновре­менно и сферой жизненно важных ее экономических интересов, и плацдармом, на котором периодически могут возникать очаги на­пряженности прежде всего по поводу территориальных притяза­ний отдельных государств к России.

    В первом своем качестве страны АТР приобретают для наше­го государства все большее значение. Во-первых, ряд этих госу­дарств в последние годы выдвинулись на передовые рубежи в экономическом развитии. Во-вторых, большинство из них (Япо­ния, Южная Корея, Тайвань и др.) проявляют живую заинтересо­ванность в установлении прочных торгово-экономических отно­шений с Россией. В-третьих, для России, находящейся в крайне сложном экономическом положении, весьма выгодно заключение соответствующих договоров с дальневосточными партнерами.

    Прогнозируя развитие военно-политической ситуации у даль­невосточных рубежей нашего государства, следует иметь в виду реальную возможность улучшения отношений с Японией и даль­нейшего развития экономических связей с КНР. Однако ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов наличие в Японии политичес­ких сил, предъявляющих к России территориальные претензии.

    Важным стратегическим союзником России в Азии на деся­тилетия вперед является Индия. С геополитической точки зрения, Индия заинтересована в тесном взаимодействии с Россией как для обеспечения должного баланса сил в отношениях с Китаем и рядом других стран, так и для укрепления своей внутренней ста­бильности, которой постоянно угрожают исламистские силы, напрямую поддерживаемые из Пакистана.

    Потребность в эффективном противодействии исламскому экстремизму и воинствующему национализму, попыткам раско­лоть единство страны ставит на повестку дня задачу сохранения Россией ее ведущей роли в Азии. Возможными направлениями решения данной задачи могут быть:

1.    Охрана внешней границы СНГ (при сохранении прозрач­ности границ между республиками бывшего СССР).

2.    Нейтрализация попыток создать замкнутое пространство военного союза исламского типа.

3.    Военное сотрудничество (в национальных армиях велика доля российского оружия и военных специалистов, что создает возможность сохранения ее влияния на соответствующие стра­ны).

4. Предотвращение и разрешение любых международных конфликтов.

5. Сотрудничество во внешнеполитической деятельности.

6. Экономическое сотрудничество (согласование финансовой, налоговой и кредитной политики).

7. Защита русскоязычного населения (правовое обеспечение его интересов, регулирование миграции и защита прав переселенцев).

    Преимуществом России при реализации этих направлений являются ее исторически сложившиеся политические, экономичес­кие, социальные и военные связи со странами региона. Всемерное их развитие на многосторонней и двусторонней основе безусловно будет способствовать соблюдению здесь ее интересов.

    Обстановка на юге Европы во многом определяется развити­ем ситуации на Балканах и в районе Средиземноморья. На Балканах под влиянием происходящих в Европе карди­нальных перемен происходят глубокие внутриполитические из­менения практически во всех, за исключением Греции, странах — Румынии, Болгарии, Албании, бывшей СФРЮ. Здесь сталкивают­ся национальные интересы США, западноевропейских (особенно Германии) и исламских государств (Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Пакистана).

    В Средиземноморье нестабильность обусловливается сохра­нением очагов напряженности на Ближнем Востоке, в Северной Африке и на Балканах, неурегулированностью кипрского вопроса и остротой греко-турецких противоречий, наращиванием в стра­нах региона военной мощи и распространением в них передовых военных технологий, включая технологию производства оружия массового поражения.

    В течение всей тысячелетней историй России не было, пожалуй, ни одного столетия, в котором бы и внешняя, и внутренняя ее поли­тика менялись так кардинально и так часто, как в заканчивающемся ХХ в. Наряду с неизбежными колебаниями при смене правящих сил, групп и личностей, которые в той или иной степени характерны практически для всех стран, в России произошло три революцион­ных переворота в системе международных отношений (некоторые ученые называют их тектоническими сдвигами) после Октябрьской революции 1917 г.; после второй мировой войны; в конце 80-х — начале 90-х гг. Последний из них означает переход к политике, осно­ванной на принципах открытости миру, добрососедства и взаимовы­годного равноправном сотрудничества со всеми странами, стремя­щимися иметь с Россией дружественные и партнерские отношения.1 



1 Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России: основы теории и практики. – Ростов-на-Дону, 1997. С. 95   

1 Геополитическое положение России: сценарий накануне ХХI века // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 1998. - №3. С. 99-113

1 Замятин Д. Россия и международные организации // Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: природа, население, экономика. – М., 1998. С. 645-648

1 Россия и страны СНГ // Политология: учебник для вузов // Под ред. В.Д. Перевалова. – М., 1999. С. 226-228

1 Противостоять расширению НАТО на Восток // Российская газета. – 1997. – 20 марта

1 Внешняя политика современной России // История России (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. С. 339-342

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!