Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
§1. Геополитическое положение РФ и ее место в ООН и других международных организациях
С точки зрения геополитической, Россия занимает уникальное положение в Евразии. Масштабы страны, ее экономический, демографический и интеллектуальный потенциал, географическое положение, а также наличие практически всех видов сырья и ресурсов естественным образом сделали Россию важнейшим мировым центром. Сохранив четыре пятых территории СССР; она имеет более половины населения бывшего Союза и производит примерно половину его валового национального продукта. По своей политической значимости, экономическому и военно-техническому потенциалу, по влиянию на ход дел в мире, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия по праву входит в число великих держав. Она была и остается одним из главных элементов двухполюсной системы и выступает в качестве основной противодействующей силы политики США, способствует формированию результирующего вектора мировой политики.
В декабре 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз — великая держава, страна, занимавшая видное место в мировой экономике, обладавшая стратегическим паритетом с США и в силу этого оказавши огромное влияние на мировую политику. Россия стала правопреемницей СССР, заняла его место в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН как одна из пяти стран, обладающих ядерным оружием. Но геополитическое положение РФ за время, прошедшее после распада СССР, резко ухудшилось.
Современная Россия — это 4/5 территории бывшего Советского Союза, чуть больше половины его населения (147,5 млн. человек на 1 января 1997 г.), менее 1/2 ВНП бывшего СССР.1 Значительно уменьшилась сравнительно с Советским Союзом доля РФ в мировом производстве.
Отставание России от мировых стандартов особенно заметно во внешней торговле. Из-за краха большинства государств “социалистической ориентации”, ликвидации социалистического содружества в Европе, распада Советского Союза Россия потеряла прежние форпосты, которыми СССР ранее обладал в Азии, Африке, Латинской Америке в лице Кубы, Никарагуа, Анголы, Эфиопии, Афганистана, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи. От Западной Европы Россия сейчас отделена двойным барьером: бывшими социалистическими странами, большинство из которых стремятся стать членами НАТО, и бывшими советскими республиками, из которых в НАТО хотят войти страны Балтии, а в перспективе, возможно, Украина, Грузия, Азербайджан.
Расширение НАТО на Восток принципиально неприемлемо для России, ибо оно нарушит сложившийся баланс сил в Европе, приведет к исчезновению 1500-километрового “буфера безопасности” на западных российских границах, заставит политическое и военное руководство России изменить оценки внешней угрозы, исходя из того, что НАТО получит дополнительные возможности для гипотетического удара по России.
Усилилась также угроза для России с Юга, что стало следствием образования новых независимых государстве Закавказье и Центральной Азии, стремление США, стран Западной Европы, Турции, Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии укрепить свое влияние в этих регионах, наличия этнополитических конфликтов в бывших советских республиках (Карабах, Абхазия, Таджикистан) и в самой России (на Северном Кавказе). На Дальнем Востоке, хотя и произошло значительное улучшение советско-китайских и российско-китайских отношений, снят с повестки дня вопрос о территориальных претензиях Китая к России, идет интенсивная китайская экономическая и демографическая экспансия. Открытым остается и “территориальный вопрос” в российско-японских отношениях, хотя руководители обеих стран достигли договоренности о подписании мирного договора между Россией и Японией до 2000 г.
Геополитическое положение России ухудшилось и потому, что РФ потеряла 6 портов на Черном море, 13 — на Балтике. Россия вынуждена использовать для транзита эстонские и латвийские порты, что дает Латвии и Эстонии огромные прибыли. В то же время пойти на ограничение или прекращение транзита из-за дискриминации русскоязычного населения Латвии и Эстонии Россия не может, ибо пока альтернативы эстонским и латвийским портам у нее нет. Из-за возможного закрытия черноморских проливов для прохода крупных танкеров под угрозой находится экспорт российской нефти на мировые рынки. Реализация планов строительства трубопроводов из Закавказья и Центральной Азии в обход России для экспорта каспийской и казахской нефти, туркменского газа может лишить РФ монополии на транспортировку нефти и газа, которой обладал Советский Союз.
Россия потеряла возможность базирования своих судов в Средиземноморье из-за санкций против СРЮ, за которые российская делегация проголосовала в Совете безопасности ООН в мае 1992 г., а также из-за отсутствия практических мер по налаживанию взаимовыгодных связей с Албанией после восстановления с нею дипломатических отношений.
Наряду с объективными факторами ухудшения геополитического положения России, сравнительно с Советским Союзом, существовали и факторы субъективные, к которым прежде всего, на наш взгляд, относилась внешнеполитическая деятельность российского государства в первой половине 90-х гг. И здесь дело было бы ошибочно сводить только к экстравагантным действиям и непродуманным высказываниям Б.Н. Ельцина во время его зарубежных поездок, которые дипломатам срочно надо было разъяснять и корректировать. Главное же заключалось в том, что у российского руководства отсутствовало четкое представление о национальных целях и интересах общества и государства, средствах и реализации, внутри- и внешнеполитических приоритетах).1
Россия не только поддерживает связи с другими европейскими странами, но и сотрудничает с ними, являясь равноправным членом многих европейских организаций, а также такой крупнейшей международной организации как Организация Объединенных Наций. В прошлом этому часто препятствовали политические и военные конфликты между нашим государством и европейскими державами, а также необъективные представления друг о друге.
Наиболее значимые среди европейских политических и экономических организаций — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы, Европейский союз. Цели и задачи ОБСЕ — поддерживать мир и безопасность в Европе. В организацию входят не только европейские государства, но и азиатские — Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Россия — активный член ОБСЕ, она часто принимает участие в переговорах и миротворческих акциях, проводимых этой организацией.
Для того чтобы вступить в Совет Европы, от нашей страны потребовалось внести изменения в своё законодательство: было необходимо приблизить его к правовым нормам большинства европейских государств. Но законодательство России еще не полностью удовлетворяет этим требованиям. Например, в российском законодательстве до сих пор не отменена смертная казнь и др.
Россия принимает участие в двух региональных европейских организациях — Совете государств Балтийского моря (СГБМ) и Черноморском экономическом сотрудничестве (ЧЭС).
Совет государств Балтийского моря был основан в 1991 г. по инициативе Германии и Дании. В него вошли десять государств Балтийского региона. Основные области сотрудничества этой организации — политика, экономика, торговля, энергетика, экология, туризм и культура. Участие в СГБМ позволило России наладить более тесные политические и культурные связи со странами этого региона. Особенно важен опыт совместного решения экологических проблем, так как Балтийское море — одно из самых загрязненных.
“Общее” море послужило причиной создания и другой региональной организации европейских государств — Черноморского экономического сотрудничества. Она была образована в 1992 г. в столице Турции — Анкаре. В нее вошло 11 стран (включая Россию), с общим населением более 400 млн. человек и площадью, превышающей общую площадь стран — участниц Европейского союза. Целью организации является прежде всего развитие политических и экономических связей причерноморских государств.
Наша страна пока не является участницей некоторых важных европейских организаций, например Европейского союза. Это объясняется тем, что Россия еще не достигла, сточки зрения европейских партнеров, необходимого уровня экономического и политического развития. Но сотрудничество нашей страны с государствами ЕС, особенно с Германией, Италией и Францией, постоянно развивается. В конце ХХ в. около 4000 всего российского внешнеторгового оборота приходилось на государства Европейского союза. Эта организация является главным экономическим партнером России.1
§2. Коренное отличие ее внешней политики от доперестрочной внешней политики СССР
В предыдущие эпохи отечественная внешняя политика в большей мере оказывалась заложницей традиций, укорененных в национальной культуре и стереотипов национального мировосприятия. В постперестроечный период формировался новый внешнеполитический курс советского руководства. В основу его легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. Отсюда провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами. Вместо баланса сил, универсальным способом решения международных вопросов объявлялся баланс интересов, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Подобные изменения стали возможными благодаря осознанию реальной угрозы ядерного самоуничтожения человечества и того, что экономика СССР не выдерживает колоссальных нагрузок “холодной войны”. Именно в этом, на взгляд автора контрольной работы, и заключается коренное отличие российской внешней политики от доперестроечного периода.
Смена внешнеполитического курса советского руководства началась, как это бывало и прежде, со смены главы внешнеполитического ведомства. В июле 1985 года вместо А.А. Громыко министром иностранных дел был назначен Э.А. Шеварднадзе. Последовало значительное обновление руководства МИД. При сохранившейся системе партийного руководства всеми направлениями внешней и внутренней политики в ЦК КПСС, непосредственно отвечал за международную деятельность А.Н. Яковлев. Однако все ключевые решения по этим вопросам принимал лично Горбачев. Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток - Запад через разоружение; разблокирование региональных конфликтов; установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами, без предпочтения странам “социалистического содружества”. В результате этой политики состоялся ряд плодотворных встреч высшего советского и американского руководства. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических отношений между СССР и США, а позже и с другими странами. В феврале 1988 года Горбачев принял решение о выводе войск из Афганистана, который был полностью завершен 15 февраля 1989 года. Под влиянием перемен в СССР, набирало силу освободительное движение в странах Восточной Европы. В 1987-1990 гг. под давлением оппозиции или в ходе антиправительственных выступлений пали коммунистические режимы в Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии. На путь реформ вступил Вьетнам, Монголия. Начало набирать силу объединительное движение в Германии. В июле 1990 года СССР дал согласие на объединение двух германских государств и воссоздание единой Германии. Прекратили существование Организация Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи. За два-три года в Восточной Европе произошли настолько радикальные изменения, что они опередили процессы, проходившие в СССР.
Однако, нужно заметить, что курс на реализацию нового политического мышления преследовал и определенные пропагандистские цели. Некоторые инициативы (например, предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 году) имели явную пропагандистскую направленность. И тем не менее в целом это была уже новая политика. С 1988-1989 гг. идеологические стереотипы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику СССР. Таким образом, целым рядом своих смелых инициатив СССР взломал лед международной конфронтации и выступил лидером перестройки международных отношений, означающих окончание “холодной войны”. Но тем не менее, наряду с безусловными положительными итогами реализации этого курса, несомненно и другое - его побочным результатом явилось то, что с распадом СССР и крахом коммунистических режимов в Восточной Европе резко изменилось соотношение сил в мире, что создало потенциальную угрозу дестабилизации все сложившейся системы международных отношений. Возникла опасность утечки технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза. Распад единой системы вооруженных сил бывшего Союза, “национализация” бывшими республиками наиболее оснащенных в техническом отношении ударных военных группировок, находившихся по периметру границ СССР, не только резко снизили обороноспособность России, но и во многом способствовали эскалации межнациональных военных конфликтов (прежде всего на Кавказе и в Средней Азии). Новая международная ситуация потребовала от российского руководства выработки принципиально новых внешнеполитической и оборонной концепций.
Таким образом, современные международные отношения, в том числе и российская внешняя политика, сформировались в систему глобального, общемирового характера, в которой происходят зарождение и реализация мировой политики. Ее объектом является распределение ресурсов и организация общественной жизни в мировом масштабе, а целью выступает создание и поддержание мирной и стабильной международной среды, в которой удовлетворяли бы свои признанные интересы все участники международных отношений. Мировая политика не просто совокупность или даже равнодействующая внешних политик государств. Она обладает собственными характеристиками и оказывает на субъекты международных отношений самостоятельное влияние. Ее первая особенность связана с тем, что только на мировом уровне в современных условиях можно решить целый ряд глобальных проблем, таких как экологическая, продовольственная, демографическая и, конечно, международной безопасности. Вторая особенность заключается в том, что мировая политика основывается на общецивилизационных общечеловеческих ценностях, которые не всегда совпадают с национально-государственными ценностями. Третья особенность определяется институализацией мировой политики, созданием международных организаций общемирового значения, которые уполномочены самостоятельно определять цели мировой политики и методы их достижения. Эта особенность, с одной стороны, формирует автономность мировой политики, а с другой стороны, все больше влияет на внешнеполитический курс отдельных государств, а значит их внешняя политика все больше зависит от объективного изменения международной обстановки.
§3. Роль РФ в СНГ
Стратегический курс взаимодействия России со странами СНГ, утвержденный Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г., базируется на следующих положениях. Приоритетность отношений со странами СНГ в политике России определяется прежде всего тем, что на территории СНГ сосредоточены наши главные жизненные интересы в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян.
К основным задачам политики России в отношении стран СНГ относятся: укрепление России в качестве ведущей силы формирования новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на территории постсоюзного пространства, наращивание интеграционных процессов в СНГ. Предлагаемая Россией в рамках СНГ модель разноскоростной интеграции не является обязательной. Однако отношение к этой модели наших партнеров будет важным фактором, определяющим масштабы экономической, политической и военной поддержки их Россией.
В настоящее время можно говорить о трех уровнях интеграции в рамках СНГ.
Первый, наиболее высокий уровень получил воплощение в подписанном 2 апреля 1997 г. договоре России и Беларуси. 23 мая 1997 г. был подписан Устав Союза Беларуси и России, положения- которого четко определяют основные параметры интеграционного процесса двух государств. Текст договора отвечает требованиям норм международного права.
Главными целями Союза станут дальнейшее правовое закрепление отношений сотрудничества, повышение уровня жизни народов двух государств, социально-экономический прогресс государств на основе использования механизмов функционирования экономики, обеспечение безопасности Союза, согласование внешнеполитической деятельности. Устав вводит институт гражданства Союза, предусматривает постепенное формирование унифицированной валютной системы. Союз создается на конституционных основах двух государств. В качестве важнейших обязанностей его участников Устав закрепляет обеспечение свободы слова и СМИ гарантии деятельности партий и общественных организаций, неприкосновенность частной собственности, защиту прав инвесторов в пределах Союза, поддержку свободной экономической конкуренции. В докладе Совета по внешней и оборонной политике сделан вывод, что выгоды Союза фундаментальны, а негативные последствия минимальны.
Второй уровень представлен договором России, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Его главная цель — согласование прежде всего экономической политики и принятие обязательных для исполнения всеми участниками совместных программ ведения экономических реформ. Уже созданы Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана и Киргизии, Центрально-азиатский Союз и другие органы.
Третий уровень — деятельность в рамках всего СНГ.
Истекший период жизни СНГ отмечен решительными действиями в миротворческом аспекте. Идеи сохранения отношений добрососедства и мира изначально были заявлены как приоритетный закреплены в первых документах, принятых в рамках СНГ. Сегодня дело миротворчества опирается на прочный правовой фундамент. Это декларация о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях государств, Соглашение о коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материальному и техническому обеспечению, Меморандум о поддержании мира и стабильности в Содружестве и другие документы.
Понимая исключительную важность коллективной обороны, главы государств Содружества, еще 15 мая 1992 г. приняли решение о создании военно-политического союза, подписав договор о коллективной безопасности.
С осени 1994 г. интеграционные процессы в военной области начали переходить в практическую плоскость. 21 октября 1994 г. меморандум Совета глав государств Содружества “Основные направления интеграционного развития Содружества Независимых Государств”. 10 февраля 1995 г. всеми государствами СНГ (кроме Азербайджанской Республики) подписана Концепция коллективной безопасности государств — участников договора о коллективной безопасности. Во всех этих документах необходимость создания системы безопасности зафиксирована как первоочередная задача, причем формирование такой системы будет идти последовательно и поэтапно. Конкретные мероприятия отражены в плане реализации Концепции коллективной безопасности и Основных направлениях углубления военного сотрудничества.
Вот некоторые из этих мероприятий:
■ завершение создания национальных вооруженных сил;
■ разработка программ военного и военно-технического сотрудничества, разработка правовых актов, регламентирующих функционирование системы коллективной безопасности;
■ создание совместной (объединенной) системы ПВО и т.д.1
В активизации процесса военной интеграции сегодня заинтересованы практически все государства Содружества. Естественно, что степень участия в нем у всех разная и определяется самими государствами в зависимости от политических, экономических и других условий. 20 апреля 1999 г. истек срок договора коллективной безопасности (ДКБ) и протокол о его продлении подписали только 6 стран — Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. Три других страны — участницы ДКБ — Азербайджан, Грузия, Узбекистан — решили выйти из договора по причине несоответствия, на их взгляд, договора новым
политическим реалиям. Таким образом, организованная под эгидой России коллективная оборона стран — участниц ДКВ противостоит другой формирующейся военно-политической группировке ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова), делающей ставку на поддержку НАТО.
Поэтому можно сделать вывод о том, что позиции России в СНГ серьезно ослабели, что показала Кишиневская встреча руководителей государств-членов СНГ в октябре 1997 г., на которой лидеры ННГ открыто высказали претензии к России и по экономическим вопросам (Украина обвинила Россию во введении пошлин на ввоз украинского сахара, отказ закупать его, а также во введении НДС на ввозимые в Россию украинские товары) и по роли России в урегулировании абхазском и карабахского конфликтов. Уже после саммита в Кишиневе резко обострились отношения России и Грузии из-за отказа российских пограничников пропустить идущие из Грузии в РФ автоколонны со спиртом. Из-за дела журналиста П. Шеремета и личных нападок президента Белоруссии А.Г. Лукашенко на президента РФ и его окружение под угрозу на какое-то время была поставлена реализация положений договора о Союзе России и Белоруссии и Устава Союза.
§4. Другие направления ее внешней политики
Приоритетные задачи внешней политики России следующие:
1. Создание наилучших внешних условий, благоприятствующих укреплению территориальной целостности нашего государства.
2. Укрепление центростремительных тенденций на территории бывшего СССР, суверенитет, полученный бывшими республиками Союза, необратим, но это не отрицает возможности реинтеграционных процессов, в первую очередь в экономической области.
3. Стабилизация международного положения на региональном уровне. Добившись успехов в стабилизации международного положения на глобальном уровне, необходимо активизировать деятельность по урегулированию региональных, межнациональных, межэтнических и межгосударственных конфликтов.
4. Развитие плодотворных межгосударственных отношений, препятствующих созданию новых очагов напряженности, особенно распространению оружия массового уничтожения.
Особое место во внешней политике России занимает ее участие в создании всеобъемлющей системы европейской безопасности.
Россия готова поддержать программу “Партнерство во имя мира” в той мере, в какой она будет учитывать интересы безопасности всех без исключения государств и основываться не на блоковой, а на общеевропейской системе безопасности. Так, в обращении Государственной думы к Президенту Российской Федерации отмечается, что “расширение НАТО приведет к геополитическому переделу Европы. Это нанесет ущерб интересам общеевропейской безопасности, создаст новые разделительные линии и барьеры на континенте. Возникнет опасность первого серьезного кризиса в Европе после окончания “холодной войны”.1
Факты говорят о том, что позитивные сдвиги в мире не стали еще всеохватывающими и не приобрели необратимого характера. “Призрак войны” спрятался и замер, но отнюдь не ушел из Европы, тем более мира. Военная акция НАТО против Югославии вызвала самое острое и опасное противостояние США и России со времен Берлинского и Карибского кризисов начала 60-х гг. Какими бы гуманитарно-политическими доводами ни оправдывалась силовая акция НАТО, она представляет собой юридически бесспорный акт агрессии, грубейшего нарушения Устава ООН, Хельсинкского акта 1975 г., Основополагающего акта Россия — НАТО 1997 г.
В сложившейся сейчас в мире военно-политической обстановке весьма сложно установить, где и когда потенциальные угрожающие факторы могут перерасти в реальную кризисную ситуацию или вооруженный конфликт. Исходя из сказанного, можно определить лишь угрозы, с которыми уже сталкивается в настоящее время или может столкнуться в будущем Россия.
В политической сфере это действия некоторых государств, националистических движений по подрыву территориальной целостности России, ослаблению связей РФ с бывшими республиками СССР, странами Центральной и Восточной Европы, а также с государствами в районах нашего традиционного сотрудничества; территориальные притязания к России; попытки отстранения России от решения ключевых международных проблем и деятельности в международных организациях.
В экономической области — стремление ослабить экономическую самостоятельность РФ, ее технологический и промышленный потенциал, сделать ее топливно-сырьевым придатком ведущих стран мира; ограничить присутствие России на зарубежных рынках, а в перспективе и вытеснить ее оттуда, не допустить ее равноправного участия в международных финансово-экономических и торговых организациях.
В военной сфере — сохранение реальных и потенциальных очагов вооруженных конфликтов в непосредственной близости от российских границ; распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки и новейших вооруженных технологий в сочетании с попытками отдельных стран использовать их в своих корыстных целях; наличие у ряда стран вооруженных сил, обладающих как ядерным оружием, так и достаточно большим количеством современных обычных вооружений, особенно высокоточных.
В многополярном мире все еще не утратили своего значения силовые факторы. Поэтому Россия обязана учитывать позицию и влияние на ход мировых событий основных центров силового давления. К этим центрам относятся:
■ США, не снижающие свой потенциал ядерных и обычных вооружений при наличии тенденции занять место мирового лидера;
■ государства Западной Европы. интегрирующие экономические и военные возможности, стремящиеся завоевать самостоятельное место на мировой политической арене и на ближайшую перспективу консолидирующиеся с США;
■ государства Юга, особенно исламского мира, накопившие достаточно большое количество вооружений, обладающие реальным потенциалом создания ядерного и химического оружия, проявляющие амбициозность, агрессивные и непредсказуемые в своих действиях;
■ страны Юго-Восточной Азии, в частности Китай и Япония, обладающие достаточно мощным экономическим и военным потенциалом и стремящиеся к гегемонии в регионе.
Наилучшей политикой для России является поддержание динамичного равновесия между основными центрами силы. Сказанное означает, что она не должна ни вступать в конфронтацию ни с одной из этих стран, ни впадать в одностороннюю зависимость от какой бы то ни было из них. Оптимальной стратегией для России в ближайшее десятилетие (а возможно, и на весь ХХI в.) является “стратегия равноприближенности”. В отношениях с указанными странами наблюдается переход к прагматичной, спокойной и взвешенной политике. Выражается это в следующем.
В отношениях с США: стратегическая стабильность, договоренность о нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки, предотвращение и ликвидация региональных конфликтов, военно-техническое сотрудничество, разоружение и контроль над вооружениями.
Неконтролируемая гонка стратегических вооружений закончилась в 1972 г., когда СССР и США подписали договор об ограничении систем противоракетной обороны, а Договором ОСВ-1 были установлены предельные уровни стратегических вооружений. договор ОСВ-2 (1979 г.) расширил область ограничений, а договор СНВ-1 (1991 г.) зафиксировал уровни, до которых стороны обязались сократить свои вооружения за 7 лет. Договор СНВ-1 вступил в силу в 1994 г. В январе 1993 г. был подписан договор СНВ-2.
Россия собирается ратифицировать этот договор, но лишь если США, уже ратифицировавшие его, не будут вести дело к пересмотру договора 1972 г. по ПРО. Существуют тактическая и стратегическая противоракетные обороны. Тактическая ПРО имеет право на существование, а стратегическая ПРО — нет. США в отношении России преследует цель, во-первых, уменьшить ее военный потенциал, прежде всего ядерный, во-вторых, предотвратить возможность появления в лице России геополитического соперника и, в-третьих, добиться, чтобы политика России в максимальной степени соответствовала интересам США.
С особым вниманием Россия должна относиться к ситуации в восточноевропейских странах. В действиях руководства этих стран прослеживается тенденция найти свое место в формирующейся новой системе европейской бёзопасности, что выражается в создании малых блоковых структур.
Российско-германские отношения. Сферами взаимодействия здесь могут быть: вхождение России в систему европейской безопасности, ее интеграция в основные европейские институты, трансформация НАТО, экономическое н технологическое сотрудничество, экология.
Объединение ФРГ с бывшей ГДР вызвало к жизни стремительно возрастающую геополитическую силу (“германский фактор”), которая будет оказывать существенное влияние на состояние стабильности в Восточной Европе.
Кстати, нужно признать, что результатами окончания “холодной войны” между СССР и США воспользовались не СССР и США, а объединенная Германия.
Государства Балтии придерживаются политики ориентации на Запад, дистанцирования от России, скорейшего вступления в НАТО, что на деле может нарушить баланс сил, стать источником витка конфронтации между Россией и Западом. В государствах Балтии проводится линия на дискриминацию русскоязычного населения (особенно в Латвии и Эстонии), на сокращение экономических связей с Россией. Националистические круги этих стран предъявляют к РФ и территориальные претензии.
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона вплотную примыкают к границам Российской Федерации, являются одновременно и сферой жизненно важных ее экономических интересов, и плацдармом, на котором периодически могут возникать очаги напряженности прежде всего по поводу территориальных притязаний отдельных государств к России.
В первом своем качестве страны АТР приобретают для нашего государства все большее значение. Во-первых, ряд этих государств в последние годы выдвинулись на передовые рубежи в экономическом развитии. Во-вторых, большинство из них (Япония, Южная Корея, Тайвань и др.) проявляют живую заинтересованность в установлении прочных торгово-экономических отношений с Россией. В-третьих, для России, находящейся в крайне сложном экономическом положении, весьма выгодно заключение соответствующих договоров с дальневосточными партнерами.
Прогнозируя развитие военно-политической ситуации у дальневосточных рубежей нашего государства, следует иметь в виду реальную возможность улучшения отношений с Японией и дальнейшего развития экономических связей с КНР. Однако ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов наличие в Японии политических сил, предъявляющих к России территориальные претензии.
Важным стратегическим союзником России в Азии на десятилетия вперед является Индия. С геополитической точки зрения, Индия заинтересована в тесном взаимодействии с Россией как для обеспечения должного баланса сил в отношениях с Китаем и рядом других стран, так и для укрепления своей внутренней стабильности, которой постоянно угрожают исламистские силы, напрямую поддерживаемые из Пакистана.
Потребность в эффективном противодействии исламскому экстремизму и воинствующему национализму, попыткам расколоть единство страны ставит на повестку дня задачу сохранения Россией ее ведущей роли в Азии. Возможными направлениями решения данной задачи могут быть:
1. Охрана внешней границы СНГ (при сохранении прозрачности границ между республиками бывшего СССР).
2. Нейтрализация попыток создать замкнутое пространство военного союза исламского типа.
3. Военное сотрудничество (в национальных армиях велика доля российского оружия и военных специалистов, что создает возможность сохранения ее влияния на соответствующие страны).
4. Предотвращение и разрешение любых международных конфликтов.
5. Сотрудничество во внешнеполитической деятельности.
6. Экономическое сотрудничество (согласование финансовой, налоговой и кредитной политики).
7. Защита русскоязычного населения (правовое обеспечение его интересов, регулирование миграции и защита прав переселенцев).
Преимуществом России при реализации этих направлений являются ее исторически сложившиеся политические, экономические, социальные и военные связи со странами региона. Всемерное их развитие на многосторонней и двусторонней основе безусловно будет способствовать соблюдению здесь ее интересов.
Обстановка на юге Европы во многом определяется развитием ситуации на Балканах и в районе Средиземноморья. На Балканах под влиянием происходящих в Европе кардинальных перемен происходят глубокие внутриполитические изменения практически во всех, за исключением Греции, странах — Румынии, Болгарии, Албании, бывшей СФРЮ. Здесь сталкиваются национальные интересы США, западноевропейских (особенно Германии) и исламских государств (Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Пакистана).
В Средиземноморье нестабильность обусловливается сохранением очагов напряженности на Ближнем Востоке, в Северной Африке и на Балканах, неурегулированностью кипрского вопроса и остротой греко-турецких противоречий, наращиванием в странах региона военной мощи и распространением в них передовых военных технологий, включая технологию производства оружия массового поражения.
В течение всей тысячелетней историй России не было, пожалуй, ни одного столетия, в котором бы и внешняя, и внутренняя ее политика менялись так кардинально и так часто, как в заканчивающемся ХХ в. Наряду с неизбежными колебаниями при смене правящих сил, групп и личностей, которые в той или иной степени характерны практически для всех стран, в России произошло три революционных переворота в системе международных отношений (некоторые ученые называют их тектоническими сдвигами) после Октябрьской революции 1917 г.; после второй мировой войны; в конце 80-х — начале 90-х гг. Последний из них означает переход к политике, основанной на принципах открытости миру, добрососедства и взаимовыгодного равноправном сотрудничества со всеми странами, стремящимися иметь с Россией дружественные и партнерские отношения.1
1 Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России: основы теории и практики. – Ростов-на-Дону, 1997. С. 95
1 Геополитическое положение России: сценарий накануне ХХI века // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 1998. - №3. С. 99-113
1 Замятин Д. Россия и международные организации // Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: природа, население, экономика. – М., 1998. С. 645-648
1 Россия и страны СНГ // Политология: учебник для вузов // Под ред. В.Д. Перевалова. – М., 1999. С. 226-228
1 Противостоять расширению НАТО на Восток // Российская газета. – 1997. – 20 марта
1 Внешняя политика современной России // История России (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. С. 339-342
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!