Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Роль лидеров в политике»

/ Политология
Конспект, 

Оглавление

    Термин “лидер” (англ. – leader) буквально озна­чает ведущий, руководитель, вождь. Категория “по­литическое лидерство” значительно объемнее по свое­му содержанию. Она фиксирует в теоретической фор­ме специфический аспект (процесс) деятельности по руководству определенной общностью людей в сфере политики.1 Вместе с тем эта категория характеризует свойственное руководящей деятельности отношение между ее субъектом и объектом. Политическое ли­дерство – существенная сторона. Политического ру­ководства. Есть еще третий план категории, интег­рирующий в себе другие моменты: политическое ли­дерство является, по Парсонсу, одним из основопо­лагающих институтов политической системы. Таким образом, категория “политическое лидерство” обоз­начает тип субъекта политической деятельности (субъект-лидер), отношения между субъектом и объ­ектом деятельности (лидерство) и политический ин­ститут – механизм функционирования и реализа­ции лидерства. Суть всех трех аспектов рассматри­ваемой категории концентрируется в лидерстве как политическом отношении и раскрывается через него.

    Лидерство – прежде всего отношение, так как предполагает взаимодействия лидера-субъекта (от дельной личности или подгруппы), являющегося частью какой-то общности, со всей этой общностью. К примеру, лидер партии является ее членом; его деятельность – это взаимодействие со всей партией. Как политическое отношение лидерство включает ряд моментов, характеризующих соответствующие функ­ции. Какие именно, вопрос дискуссионный. И все же в разнообразии взглядов просматриваются некоторые общие представления, позволяющие дать, хотя бы в самом первом приближении, определение интересую­щего нас понятия во всех его трех ипостасях.

    Политическое лидерство – это такое политичес­кое отношение субъекта-лидера (подгруппы или ин­дивида) к сообществу, при котором первый наделено определенным
объемом прав и ответственности формулировать и выражать интересы и цели сообщест­ва, выступать инициатором в их осуществлении и организовывать участие всего сообщества.1

    Стало быть, отношение “политическое лидерство” включает следующие элементы:

а) властвование субъекта-лидера, поскольку он наделен сообществом правом выражать его волю и принимать ответственные решения, связанные с ре­ализацией общих интересов и целей;

б) инициативность лидера, направленная на по­иск путей и мобилизацию ресурсов во имя осущест­вления коллективных целей;

в) отношение руководства, ибо субъект призван организовывать и направлять процессы коллективных действий в русло достижения общих целей, то есть руководить объединенной деятельностью людей;

г) зависимость субъекта лидерства, уровня его активности и объема влияния на сообщество от ха­рактера интересов последнего и содержания целей.

    Институт лидерства – это нормативный порядок (по Парсонсу), посредством которого некоторая под­группа или индивид – политический деятель наде­ляется соответствующим объемом полномочий для осуществления функций лидерства. Политический лидер – это субъект – носитель данных функций.

    Дальнейшая конкретизация определения лидер­ства и его функций предполагает анализ различных моментов содержания данного политического отно­шения, описание типов деятельности – лидирова­ние. В свою очередь решение этого вопроса связано с выяснением ролью лидера в политике.

    В качестве отправного пункта анализа может быть взят следующий тезис. Главное содержание функций лидерства опреде­ляется объективной потребностью политического со­общества в целом или его отдельных частей (полити­ческих групп) в сознательной саморегуляции и саморазвитии.

    Следовательно, лидерство – не врожденное свой­ство отдельных личностей, не природное отношение и не раз навсегда данная привилегия каких-то субъектов. А это обусловленный политическими отношениями статус определенного политического субъек­та, это и позиция, которую нужно постоянно отстаи­вать в соперничестве с другими субъектами – члена­ми сообщества и преодолевать спонтанность, стихийность в поведении людей, в политическом процессе.

    Лидерство – имманентная сторона, сущностный момент политики как органического единства обще­ственной идеи и обобществленной практики. Поли­тическая деятельность и политические отношения по своей природе носят целерациональный, сознательно организованный харак­тер. Отсюда потребность в субъекте, способном продуцировать общественную идею, выражать то, что сознает сообщество, быть носителем коллективного сознания и организатором коллективных действии. Социальной стихии не нужен лидер, но организованное общественное движение без лидера не существу­ет. Целерациональность включает научную обоснованность политических целей и действий, что далеко не всеми признавалось и признается.

    Поскольку политика всегда организованный про­цесс социальной деятельности и отношений, то он объективно требует наличия авторитета, олицетво­ряющего коллективную волю и осознанный общий интерес. Авторитета не только властного, предпола­гающего возможность принуждения членов сообще­ства, но и основанного на добровольном признании влияния того, кто обладает преимуществом, по срав­нению с другими, в знании, в понимании общего интереса, в опыте, организованности и т.д.

    Лидерство прямо вытекает из творческой сущнос­ти политики. Ведь подлинная политика, а не корыст­ное политиканство, органически включает постоян­ный поиск путей и ресурсов согласования интересов и разрешения возникающих социальных противоре­чий и конфликтов. А это означает, что имманентное политической деятельности – инициативность, ин­новация.

    Наконец, если политика суть руководство людь­ми, если она включает определение коллективных целей и мобилизацию ресурсов и принятие решений, необходимых для достижения намеченных целей, то естественна необходимость ядра политической дея­тельности, в котором воплощается способность субъекта интегрировать интересы и волю сообщества и направлять их в общее русло во имя реализации желаемых целей. Таким ядром выступает полити­ческий лидер. Им могут быть как, отдельные полити­ческие деятели, так и организации – партии, госу­дарственные институты (глава государства, прави­тельства), общественные организации, элиты. Лидер­ство возникает, формируется и функционирует на всех уровнях организации политической системы: от глобального (общегосударственного и межгосударст­венного) до отдельной политической группы.

    В литературе существуют различные подходы в анализе функций политического лидерства. Амери­канский политолог Р. Таккер, описывая политичес­кую культуру и лидерство в Советской России, рас­сматривает вопрос в контексте коммунистического движения. Деятельность лидеров, по мнению Р. Так­кера, можно подразделить на три взаимосвязанных ступени. Во-первых, они осуществляют функции оценки. От лидеров ждут авторитетной, мудрой и своевременной оценки ситуации как проблемной. Во-­вторых, они должны вырабатывать линию поведе­ния, т.е. определять от имени группы направление ее действия для разрешения стоящих проблем. В-третьих, лидер выполняет мобилизующую функ­цию, он добивается от группы поддержки его оцен­ки ситуации и призывает к осуществлению намечен­ной им программы.

    С точки зрения лидерства, автор анализирует Ма­нифест коммунистической партии. Он выделяет та­кие основные моменты-функции, воплощенные в дан­ном документе: а) фиксацию диагноза состояния капиталистического общества; б) обоснование необхо­димого плана действия пролетариата для выхода из сложившегося состояния; в) выявление и мобилиза­ция сил, способных поддержать революционное дви­жение. Р. Таккер рассматривает эту типологию дей­ствий в качестве всеобщей модели функций полити­ческого лидерства.1

    Американская исследовательница М. Херман ха­рактеризует содержание функций политического ли­дерства через соответствующие образы-модели.

    Образ первый. Лидер-“знаменосец”, подобно Мартину Лютеру Кингу. Его отличает собственное виде­ние действительности. Он определяет цели, указы­вает направления деятельности своим сторонниками увлекает их за собой. В этом и заключается его руководящая роль.

    Образ второй. Лидер отождествляется с “полити­ком-служителем”. Это такой деятель, который вы­ступает в роли выразителя интересов своих привер­женцев; он руководствуется их желаниями и дейст­вует от их имени.

    Третий образ. Лидер уподобляется “торговцу”, благодаря его способности убеждать, сторонники “по­купают” его планы или идеи и увлекаются их осу­ществлением. В данном случае с особенной четкостью просматривается природа лидерства как обществен­ного отношения.

    Четвертый образ. Лидер рассматривается в качестве “пожарника”. Его руководящее действие явля­ется реакцией на порожденные ситуацией события.1

    Автор считает, что в политической практике все отмеченные черты в различном сочетании реализу­ются большинством лидеров.

    Не во всем можно согласиться с американским политологом. В частности, вызывают сомнения ис­пользуемые образы лидера (за исключением “знаме­носца”). Там не менее стремление оттенить разли­чие смыслов, обозначаемых одним понятием “лидер­ство”, трудно оспорить, так как это отражает моди­фикации поведения политических деятелей. Напри­мер, каждый современный политик стремится быть лидером-“знаменосцем” и в то же время едва ли бу­дет возражать, если его посчитают “политиком-слу­жителем”.

    Было бы необъективным не отметить относящие­ся к рассматриваемой теме работы В.И. Ленина. В них, как известно, обосновывалась концепция про­летарской партии как
политического лидера трудя­щихся масс. Можно по-разному относиться к ленин­скому учению о партии, но вообще отмахнуться от него невозможно, ибо речь идет о политическом фе­номене, оказавшем огромное влияние на мировой исторический процесс. В ленинских работах мы нахо­дим ряд мыслей, с большой долей истинности отража­ющих черты современного политического лидера.

    Вот лишь некоторые из них. Лидер (по Ленину, партия – политический авангард и ее вожди) силен тогда, когда выражает то, что сознают массы; способен вести за собой, если способен ответить на каж­дый вопрос трудящихся; держится на единстве со всей пролетарской массой, не растворяясь в ней. Авангард только тогда выполняет свои задачи, когда умеет не отрываться от руководимой им массы, а действительно вести ее вперед.    Думается, что рекомендации В.И. Ленина можно адресовать любому политическому лидеру.



1 Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993. С. 156

1 Основы политической науки // Под ред. В.П. Пугачева. В 2-х ч. Ч. 1. – М., 1993. С. 189-192

1 Таккер Р. Политическая культура и лидерство в Советской России. От Ленина до Горбачева // США: экономика, политика, идеология. – 1990. - №1,2

1 Фролова М.А. Политическая стратификация. – М., 1995. С. 67-68

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!