Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ресурсы и виды власти»

/ Политология
Конспект, 

Оглавление

    Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.

    Под ресурсами власти следует понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в со­ответствии с целями субъекта.

    Ресурсы власти – это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информации), либо орудия, с помо­щью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, выс­шей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы).

    Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощ­рения, наказания или убеждения. Ресурсы власти очень многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

    К утилитарным относятся материальные и другие социаль­ные блага; к принудительным – меры уголовного и административ­ного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения че­ловека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта вла­сти, принятие его требований.

    Второй классификацией является деление ресурсов в соот­ветствии с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

    Экономические ресурсы – это материальные ценности, необ­ходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.).

    Социальные ресурсы – способность повышения (или пониже­ния) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии(должность, престиж, образование и др.).

    Культурно-информационные ресурсы – знания и информа­ция, а также средства их получения: институты науки и образова­ния, средства массовой информации и др.

    Силовые ресурсы – это оружие и аппарат физического при­нуждения, специально подготовленные для этого люди.

    Специфическим ресурсом власти является сам человек (демо­графические ресурсы). Люди – это универсальный, многофункцио­нальный ресурс, который создает другие ресурсы.1

    Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит последующим этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль.

    Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации. Господство выражается в экономиче­ском, политическом и идеологическом видах.

    Экономическое господство выступает как контроль над сред­ствами производства, самим процессом труда и распределением продукта трудовой деятельности.

    Политическое господство состоит в контроле над применени­ем государственной власти во имя господствующих экономических интересов.

    Идеологическое господство представляет собой монополию идеологической системы взглядов, оправдывающих справедливость существующего экономического и политического порядков.

    Руководствоэто способность личности, партии, класса, груп­пы осуществлять свою политическую линию путем воздействия раз­личными методами и средствами власти на сферы, объекты, коллек­тивы, отдельных людей. Руководство осуществляется на основе вер­тикальных связей, отношений субординации и требует безусловного подчинения исполнителя руководителю. Основа руководства – адми­нистративная система, строжайшая дисциплина и самодисциплина. Смысл и назначение руководства – осуществлять соблюдение функ­ционирования всей системы для реализации целей организатора.

    Через управление и организацию осуществляется реализа­ция политических, экономических и иных программ.

    Управлениеэто использование полномочий власти по фор­мированию целенаправленного поведения объектов. Управление должно обеспечивать оптимальное взаимодействие между трудовыми коллективами, партиями, населением области, района и т.п.

    Контрольэто способность властных органов и институтов постоянно следить за тем, как реализуются законы, указы и распо­ряжения власти.

    Процесс осуществления власти упорядочивается и регулиру­ется с помощью специального механизма власти – системы органи­заций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному организму как общество (народ) ме­ханизмом власти выступают государственные органы, право, поли­тическая система в целом. В рамках этой системы разрабатываются и принимаются решения по всем вопросам внутренней жизни страны и внешней политики. Каждый из субъектов этой системы присущими ему средствами в соответствующих формах участвует в осу­ществлении политической власти, играет определенную роль в ее осуществлении.

    Особенности различных элементов власти – субъекта, объекта, ре­сурсов, могут служить основанием разделения ее на отдельные виды.

    Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которые она опи­рается, а именно, на экономическую, социальную, политическую, духовно-информационную.

   Экономическая власть – это контроль над экономическими ре­сурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

    Социальная власть – это распределение положения в соци­альной структуре, статусов, должностей и привилегий.

    Политическая власть – всякая организованная воля одном группы людей по отношению к другой, которая осуществляет под­чинение во имя общих целей.

    Политическая власть характеризуется рядом признаков:

1) легитимностью в использовании силы в пределах государ­ства;

2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти;

3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью, что зна­чит – обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помо­щью права (закона);

4) моноцентричностью, т.е. наличием единого центра приня­тия решений (в отличие, например, от власти экономической);

5) многообразием ресурсов.

    Воспроизводству отношений политической власти способст­вуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений. Во-первых, нормы, определяющие статус главы государства, политиче­ской элиты, государственных учреждений. В любом обществе четко фиксируется исключительное право определенных органов и лиц, занимающих соответствующие должности, принимать политичес­кие решения, т.е. управлять страной. Такие нормы, фактически устанавливающие политическую иерархию в стране, могут быть за­фиксированы обычаем, записаны в законодательных актах, прежде всего в Конституции государства.

    Во-вторых, нормы, определяющие порядок формирования по­литической элиты. Они подвижны и меняются по мере развития об­щества. Так, в феодальном обществе вхождение в политическую эли­ту было предопределено принадлежностью к знатному роду. В Вели­кобритании этот принцип сохраняется при формировании высшей палаты парламента. В основном же в современных демократических странах нормой становится конкурентная борьба на выборах.

    В-третьих, нормы, определяющие права и обязанности управ­ляющих и управляемых, их взаимную ответственность. Судебник Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Кон­ституция Российской Федерации – все это документы разных эпох, но они закрепляли принятые в свое время нормы властных взаимо­отношений.

    Нормы создаются обоими участниками властного взаимодей­ствия, хотя вид закона им придают государственные органы. Политическая элита, конечно, может проявить инициативу и принять закон, регламентирующий ее отношения с массами исключительно в своих интересах. Но если эта норма не находит поддерж­ки у населения, ее действие может быть обеспечено только силой или угрозой ее применения.1

    Особым видом политической власти является государственная власть. Это социально-организованная власть, располагающая моно­польным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государст­венная власть тесно смыкается с принудительной властью. Но отож­дествлять их нельзя, т. к. насилие и принуждение могут использо­ваться и неполитической властью (деспотизм в семье, терроризм).

    Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В со­временном обществе без опоры на знания власть не может быть эф­фективной. Знания используются как для подготовки правительст­венных решений, так и для непосредственного воздействия на со­знание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через различ­ные образовательные и просветительские учреждения, а также че­рез средства массовой информации. информационная власть мо­жет служить разным целям: не только распространению объектив­ных сведений о деятельности правительства, положении общества, но и манипулированию, основанному на специальных методах обма­на, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их инте­ресам, а нередко и воле.

    Как считает известный американский социолог-прогнозист О. Тоффлер, в конце ХХ – начале ХХI веков именно знания и информация ста­новятся важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах “знания, в силу своих преиму­ществ (бесконечности, общедоступности, демократично­сти) подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти”. В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобрета­ют знания и информация.1

    В зависимости от субъектов власть делится на партийную, профсоюзную, военную, семейную и др.

    По широте распространения выделяются мегауровень – международные организации (ООН, НАТО); макроуровень – цент­ральные органы государства; мезоуровень – подчиненные центру организации (областные, районные) и микроуровень – власть в первичных организациях и малых группах.

    Есть классификация власти по функциям ее органов; законо­дательная, исполнительская и судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта власти существуют демократическая, авто­ритарная и т.п. власти.

    Различные общественные власти находятся в сложном взаи­модействии. Многие политологи важнейшей считают экономичес­кую власть. Политическая власть, испытывая сильное воздействие со сто­роны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять ее своим целям. В определенных условиях доминирующее влияние на общест­во может оказывать власть информационная (например, в период избирательных компаний).

    Слияние политической, экономической, социальной и духов­но-информационной властей при командной роли политики наблю­дается в тоталитарных государствах. Демократический строй пред­полагает разделение властей, а также сфер влияния внутри этих властей.



1 Белов Г.А. Политология. М., 1996. С. 90-95

1 Пушкарева Г.В. Власть как социальный институт // Социально-политический журнал. 1995. №2. С. 84-98

1 Тоффлер О. Проблемы власти на пороге ХХI века // Свободная мысль. 1992. №.2. С. 16

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!