Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Основные признаки республиканской формы правления. Республиканская форма правления использовалась в древнем мире (демократическая республика в Афинах и аристократическая — в Риме) и средние века (города-республики), но наиболее широкое распространение эта форма правления получила в Новое время. Подавляющее большинство государств ныне имеют республиканскую форму правления.
В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В данном случае нет династического престолонаследия. Президентом может стать любой гражданин, удовлетворяющий установленным в конституциях (в некоторых странах — в законах о выборах президента) условиям: рождение от граждан данного государства (натурализованный гражданин во многих странах президентом быть не может), достижение определенного возраста (обычно 35—40 лет, в единичных странах — 45 и 50 лет), обладание полными гражданскими и политическими правами, иногда — обладание необходимыми цензами для избрания в парламент. В некоторых странах для кандидата на должность президента устанавливается возрастной барьер — 65 лет (например, африканская Намибия).
В отличие от монарха президент по общему правилу избирается только на определенный срок (обычно от 4 до 7 лет, в Латвии — на 3 года). На практике президентами избирались не только мужчины, но и женщины (в Аргентине, Ирландии, Исландии, Филиппинах, Шри Ланке и др.). Переизбрание на очередной срок в некоторых странах (Египет, Франция) допустимо без каких-либо ограничений, но чаще всего одно и то же лицо может быть избрано президентом только на два срока (США, Россия). В отдельных странах второй срок президентства бывает сокращенным (в Аргентине не 4, а только 2 года), в Мексике и некоторых других странах президент не может быть избран на следующий срок, а иногда на протяжении всей жизни не может быть более избран президентом. Способы избрания президента различны, но всегда в республике (кроме экстремальных ситуаций), в отличие от монархии, глава государства выборный, им может быть избран любой гражданин, отвечающий установленным в законе цензам. Президент в отличие от монарха — лицо ответственное, хотя его ответственность осуществляется в особых формах.
Основные разновидности республиканской формы правления. Ранее было принято различать две формы республики — президентскую и парламентарную, но в настоящее время все более широкое распространение получает смешанная форма правления, соединяющая черты первых двух форм. Ее принято называть полупрезидентской (или полупрезидентской, полупарламентарной, иначе — полупарламентской) республикой.
В большинстве республик мира принята форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Зимбабве, Грузия, Туркменистан и др.). Подавляющее большинство стран Латинской Америки — президентские республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик. В условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент через подчиненных ему министров.
Иногда министры образуют Совет министров во главе с административным премьер-министром, но и в этом случае фактическим(а часто и юридическим) главой правительства остается президент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа — правительства, они составляют кабинет президента, его совещательный орган. В президентской республике президент избирается непосредственно гражданами. Он получает свой мандат непосредственно от народа и не зависит от парламента (кроме случаев рассматриваемого ниже импичмента).
Министры (премьер-министр и Совет министров, там где он есть) назначаются президентом по своему усмотрению (в некоторых странах, например в США, требуется утверждение верхней палаты парламента, в чем она отказывает очень редко и не по партийным соображениям). Министры не нуждаются в доверии парламента (нижней палаты), и такого голосования не проводится. В президентской республике страной управляет та партия, которая победила на президентских выборах, а не на выборах в парламент, в ее руках исполнительная власть, хотя в некоторых странах, особенно в США, велика и роль парламента (во многих других странах парламент занимает скромное положение). Законы принимает только парламент, но президент имеет право отлагательного вето и часто его используют особенно в условиях “разделенного правления”, когда в парламенте имеет большинство другая партия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия. Существует независимый орган конституционного контроля, независимые суды, как, впрочем, и в парламентских республиках.
В настоящее время президентская республика классического типа, о которой речь шла выше, подвергается модификациям. Возникает президентская республика с некоторыми чертами парламентской формы. Во-первых, в некоторых странах (Египет, Перу и др.) учреждается должность премьер-министра, назначаемого президентом, создается Совет министров. Министры в каких-то отношениях становятся подчиненными премьер-министру, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во-вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем не свойственно президентской республике (Уругвай, Перу, Эквадор), а в некоторых странах — и ответственность премьер-министра и всего Совета министров. Правда, эта ответственность затруднена и в конечном счете вопрос решается президентом, но возможны такие ситуации, когда он должен отправить министра или правительство в отставку в результате недоверия парламента (например, в Египте, если недоверие подтверждено путем референдума избирателей). Иногда конституция очень четко устанавливает случаи, когда возможно недоверие. В Казахстане (ст. 53 Конституции 1995 г.) правительство ответственно перед парламентом только в одном случае: отклонение программы правительства означает недоверие, но принятие такого решения затруднено (за него должны проголосовать 2/3 списочного состава парламента, причем на совместном заседании обеих палат). В других странах таких жестких условий нет, но предложить резолюцию о недоверии министру может лишь значительное число парламентариев (в Перу четвертая часть однопалатного парламента).
На деле недоверие правительству при “сильном” президенте не выносится. Такие факты неизвестны. Президент сам меняет правительство, если он видит такую необходимость и соответствующее отношение к правительству со стороны парламента. Сложно что-то сказать и о недоверии отдельным министрам. В Египте таких фактов не было, да и вряд ли возможно: абсолютное большинство (более 90%) депутатов принадлежат к партии президента, и они вряд ли выразят недоверие “своему” министру, назначенному “своим” президентом.
Наряду с определенным смягчением принципа президенциализма в президентской республике появились и такие ее формы, которые свидетельствуют о возрастании всевластия президента, о превращении его по существу в единственный институт государственной, а то и партийно-государственной власти. Существует концепция и практика партии-государства, пожизненных президентов в президентско-мократических республиках прошлого (Гвинея, Заир, Малави, Экваториальная Гвинея, Уганда и др.), где президент возглавлял и государственный аппарат, и единственную разрешенную партию. Учитывая особую роль президента и слабость парламента в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии их нередко называют суперпрезидентскими республиками. Свои особенности имеет республиканская форма в условиях военных режимов, когда высшим органом государства является созданный в результате переворота военный (революционный и т.д.) совет, избирающий своего руководителя президентом (иногда — исполняющим обязанности президента, иногда —временным президентом). Это — милитарно-президентская республика. Это — временная форма, но в отдельных странах до перехода к гражданскому режиму она существовала более 10 лет (Алжир, Нигерия, Эфиопия и др.).
В различных видах президентской республики прямые и обратные связи органов государства с населением имеют свои особенности. В милитарно-президентской республике по существу имеют место только прямые связи путем командного метода управления (на места также назначаются коменданты-офицеры). Связи, основанные главным образом на принуждении, хотя и в меньшей степени, характерны также для суперпрезидентской республики. В президентско-монократической республике для таких связей используется единственная огосударствленная партия, но все эти связи приобретают в конечном счете персональный характер и направлены на укрепление власти пожизненного президента — идеолога государства. В традиционной президентской республике центром связей, с одной стороны, является президент, но в данном случае его деятельность более открыта для населения (иногда — вплоть до интимных сторон, как это имело место в США в связи с обсуждением в 1998 г. правоохранительными органами некоторых вопросов о сексуальных отношениях Президента Клинтона), с другой — парламент. На местах нередко в качестве представителей государства назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм для установления и прямых, и обратных связей.
Парламентарная (парламентская) республика (Болгария, Венгрия, Индия, Италия, Германия и др.), особенно в ее “чистой” форме, распространена гораздо меньше, чем президентская, хотя в последние годы эта форма появилась и в некоторых странах Африки. В парламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граждан-избирателей, не мог противопоставлять себя парламенту, т.е. непрямыми выборами (парламентом, особой коллегией и т.д.), хотя есть парламентарные республики, где президент избирается гражданами (Болгария). Поэтому способ выборов президента не является решающим критерием отличия парламентарной республики от президентской. Главное состоит в способе формирования правительства и его политической ответственности. В парламентарной республике эта схема аналогична парламентарной монархии, но место главы государства занимает президент. Формально правительство в парламентарной республике назначает президент: подобно монарху в парламентарной монархии он издает соответствующий указ. Но выбор его не свободен, указ лишь оформляет фактическое положение. В отличие от президентской республики, где президент сам подбирает себе министров, президент парламентарной республики вынужден назначить главой правительства лицо, которое пользуется доверием парламента (лидера партии большинства или коалиции партий), и по его предложению — министров. Иначе правительство не получит вотума доверия в парламенте (для парламентарной республики это необходимая процедура) и правительство не будет сформировано. Таким образом, в парламентарной республике правит не партия президента, а партия (партии) парламентского большинства (особый случай — формирование правительства парламентского меньшинства, о чем сказано ниже). Лишь в исключительных случаях (например, при утрате правительственной партией большинства в парламенте, в частности, при массовом переходе членов одной партии в другую, как это было в Индии) президент может принять самостоятельное решение о назначении премьер-министра и министров по его рекомендации.
В парламентарной республике правительство несет ответственность только перед парламентом (нижней палатой, в Италии — перед обеими палатами), но не перед президентом. Вотум недоверия обязывает правительство подать в отставку. Президент, правда, может не принять отставку, а распустить парламент (нижнюю палату) с назначением даты новых выборов. Фактически это происходит в соответствии с желанием правительства. Правительство может также рекомендовать президенту распустить парламент с назначением новых выборов, этот совет (на деле — указание) президент обязан выполнить. Правительство в парламентарной республике нередко пользуется этим приемом, если считает, что досрочные выборы в парламент укрепят его позиции (увеличат число мандатов его партии) в парламенте. Однако в этом случае правительства и в парламентарной монархии, и в парламентарной республике, и в республике полупрезидентской в своих прогнозах могут ошибаться. Политологи, проводя конкретно-социологические исследования, в ряде случаев утверждали, что при роспуске парламента и досрочных выборах правящая партия получит более значительное и устойчивое большинство в парламенте, а результаты оказывались обратными. Так бывало в Великобритании, во Франции, некоторых других странах.
Вопросы судебной власти, конституционного контроля могут решаться в парламентарной республике аналогично и с парламентарной монархией, и с президентской республикой. Аналогично могут решаться вопросы прямой и обратной связи с населением, хотя роль президента, который в президентской республике играет ведущую роль в этих контактах, в парламентарной республике, как и в парламентарной монархии, принадлежит премьер-министру. Он — главный рупор для общественного мнения.
Парламентарная республика тоже имеет свои разновидности, что связано с внедрением идей “рационализированного парламентаризма” для этого все чаще (Венгрия, Польша и др.) используется “конструктивный вотум недоверия” (решение о недоверии главе правительства может быть принято только при одновременном назначении другого главы правительства), впервые введенный в Германии. Кроме того, недоверие не может быть выражено отдельным министрам. Наконец, министров парламент не утверждает. Он назначает (избирает) только главу правительства, а он подбирает и увольняет министров (официально это делает президент по представлению премьер-министра, и игнорировать такое представление президент не может). Такой порядок отношений президента, правительства, парламента, главы правительства и его членов существенно отличает традиционную парламентарную республику от рационализированной парламентарной республики.
В единичных странах в монархической форме возникают республиканские элементы (выборы короля на срок), а в республиканской форме — монархические черты (пожизненные президенты). Есть и другие смешанные, гибридные государственные формы (например, рассматриваемое ниже регионалистское государство). Однако наиболее отчетливой тенденцией современности в форме правления является широкое создание полупрезидентских, полупарламентарных республик.
Понятие полупрезидентской республики. Впервые полупрезидентская республика (таково утвердившееся в литературе не совсем точное, условное название) была введена во Франции в 1958 г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать длительные традиции парламентаризма в стране. Название “полу президентская” не означает слабой власти президента, напротив, она является реальной в отличие от парламентарной республики, но эта власть действительно слабее, чем это имеет место в Президентской республике. В этом смысл названия “полупрезидентская”, хотя точнее ее было бы называть полупрезидентской-полупарламентарной или президентско-парламентарной республикой. Она соединяет определенные достоинства той и другой, стремясь устранить их некоторые недостатки.
Особенности полупрезидентской республики. Как и в президентской, в полупрезидентской республике действует сравнительно “жесткое” разделение властей, но оно все же смягчено: президент по тексту конституций не является главой исполнительной власти (он охарактеризован только как глава государства), исполнительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную — перед парламентом. Двойная ответственность правительства — специфическая черта в модели разделения властей приданной форме правления.
В полупрезидентской республике имеются следующие черты, объединяющие ее с президентской формой правления:
1. Президент избирается непосредственно избирателями, что делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту. В России часто делались полуофициальные заявления о “всенародно избранном” Президенте, хотя он был избран в 1996 г. во втором туре голосами немногим более половины избирателей (53,83% из числа явившихся голосовать 68,88% избирателей). На практике Президент неоднократно противопоставлял себя парламенту и даже выступал с угрозами по отношению к нему (например, в 1998 г., добиваясь утверждения премьер-министром рекомендованного им С.В. Кириенко). В некоторых других полупрезидентских республиках отношения президента и парламента, а также вследствие этого — президента и избирателей также обострялись, в связи с чем, например, де Голль ушел в отставку с поста президента, когда на референдуме была отвергнута предложенная им реформа верхней палаты парламента — Сената. В отдельных полупрезидентских республиках таких конфликтов не бывает, особенно при реформированном, слабом парламенте (Белоруссия после 1996 г., некоторые постсоциалистические республики Средней Азии). В этих условиях, будучи по конституции полупрезидентской, республика на деле превращается в президентскую.
2. Вице-премьеров и министров президент может назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте. Премьер-министра он назначает также сам, но по-разному: во Франции и Казахстане самостоятельно (хотя затем ему, а следовательно, правительству, может быть выражено недоверие), в России, на Украине назначает с согласия парламента (в России — одной из палат — Государственной думы). В связи с тем что во Франции правительству может быть выражено недоверие в любое время в парламенте и оно в этом случае обязано уйти в отставку, и потому что в этой стране существует сильная оппозиция, которая побеждает иногда на выборах в парламент, тогда как президент является представителем другой партии, президент хотя и вправе назначить премьера и министров по своему усмотрению, он этого не делает, если в парламенте (нижней палате) большинство принадлежит оппозиции. В этих условиях он вынужден назначить премьером лидера оппозиции (министры, естественно, тоже подбираются из ее состава). Во Франции так было неоднократно. Правительство партий, оппозиционных президенту, существует и в настоящее время (с 1997 г.).
В России партии слабы, вотум недоверия крайне затруднен (его президент не очень опасается), к тому же он невозможен по отношению к вице-премьерам и министрам. Поэтому президент совершенно свободен в подборе членов правительства, но не его председателя. Есть и другие варианты отношений президента, парламента, правительства в полупрезидентской республике.
3. Правительство несет ответственность перед президентом, который может по своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и все правительство в отставку. В России Президент Ельцин неоднократно отправлял в отставку и назначал новых вице-премьеров, министров. В 1998 г. он сместил премьер-министра В.С. Черномырдина, согласие на назначение которого было, как это требует Конституция, дано парламентом (Государственной Думой), реформировал структуру Правительства и изменил его состав. Через несколько месяцев в 1998 г. он уволил в отставку назначенное им новое Правительство С.В. Кириенко, который был также утвержден парламентом (при значительном нажиме со стороны Президента, который, добиваясь утверждения С.В. Кириенко, использовал и методы кнута, и методы пряника, с одной стороны, угрожая парламентариям роспуском, а с другой — обещая решить их вопросы, видимо, бытового характера).
Наряду с сильными элементами президенциализма, в полупрезидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них — ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно собрать не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше — в России, еще сложнее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых других странах. В России для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума (голосования) недоверия по инициативе парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не безусловна. Президент вместо этого может распустить парламент (Государственную думу) с назначением даты новых выборов. Если же вопрос о доверии ставится по инициативе Правительства, одного вотума отказа в доверии достаточно, но Президент опять-таки вправе решать: уволить Правительство или распустить Думу.
Второй элемент парламентаризма: согласие нижней палаты на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер-министра. Такой порядок предусматривается не во всех странах, во Франции этого нет, но в России и некоторых других странах получение такого согласия обязательно.
Наряду с совмещением черт президентской и парламентарной республики полупрезидентская республика имеет такие особенности, которые не присущи первым. Основная из них: особый статус президента. По конституциям президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной из ее ветвей, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президентской республике и по традиции — в парламентарной. По Конституции России 1993 г. исполнительная власть принадлежит только Правительству, Президент охарактеризован только как глава государства. Вместе с тем и во Франции, и в Румынии, и в Казахстане, и в России в конституцию заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов, а по Конституции Республики Беларусь 1996 г. — арбитр не только в государстве, но и в обществе. В полупрезидентской республике глава правительства зависит как от президента, так и от парламента, но президент влияет на деятельность правительства не прямо, а опосредовано.1
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!