Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Рекреационные основы лечебно-оздоровительной деятельности»

/ Туризм
Конспект, 

Оглавление

1.1.   Понятие рекреации 

 

Многие специалисты курортного дела, подчеркивая его медицинскую направленность, противопоставляют понятия «курортное дело» и «туризм». Вместе с тем у некоторых практиков турбизнеса сложился потребительский и в некотором смысле облегченный подход к курортной деятельности. Часто причиной этих противоречий является недостаточное знание основ как рекреалогии, так и курортологии. В связи с этим представляется необходимым рассмотрение рекреалогических аспектов курортной деятельности. 

Рекреация (лат. recreation восстановление) – это отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.[1] 

В отечественной и зарубежной литературе понятие «рекреация» до сих пор трактуется по-разному. Рекреация является одним из основных объектов исследования таких наук, как рекреационная география, рекреалогия, туризм, рекреационное природопользование, курортология. В связи с этим следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности. Причиной тому:

• отсутствие единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах имеет место различное официальное понимание и толкование понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга;

• отсутствие в России единой законодательной базы, точно определяющей основные понятия, связанные с рекреацией и индустрией досуга;

• тесная взаимосвязь понятий. В силу различных причин такие понятия, как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг трудноразделимы для целей анализа.

В научной литературе термин «рекреация» появился в США в конце 90-х гг. XIX в. как результат введения нормированного рабочего дня, двух выходных, летних отпусков. Поэтому под рекреацией подразумевались восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности.

Первоначально преобладало толкование рекреации как синонима отдыха за пределами места жительства. Именно оно использовалось в отечественной литературе советского периода.

В последнее время наметился переход к новому видению рекреации. Так, В.А. Квартальнов[2] включает в данное понятие:

• расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;

• любую игру, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических и умственных сил;

• наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;

• перестройку организма и человеческих популяций, обеспечивающую возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;

• цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.

Рекреация и туризм частично пересекаются: рекреация предполагает все виды деятельности, как связанные, так и не связанные с переменой места жительства, а туризм – поездки за пределы места постоянного обитания с различными целями без получения оплаты в месте поездки (учеба, деловой туризм, лечебная рекреация, шоп-туры, политический туризм). Следовательно, зона их пересечения все виды туризма, которые направлены на восстановление, выздоровление, релаксацию, дачный отдых, паломничество, экотуризм.

Согласно приведенной точке зрения, выделяют три последовательные фазы рекреации:

1) «образ» – отражает характер и структуру рекреационных потребностей и формируемой ими избирательности времени, мест и форм отдыха;

2) «ситуация» – характеризует систему рекреационных занятий;

3) «след» – определяет эффективность рекреации, включая эмоциональные аспекты (воспоминания).

Некоторые исследователи определяют рекреацию как массив времени, и ходе которого происходит восстановление производительных сил человека, либо как деятельность, направленную на это восстановление. Альтернативную точку зрения представляет подход, рассматривающий рекреацию как функцию всякой деятельности, всякого времени и всякой территории.

С понятием рекреации непосредственно связано понятие отдыха.

Отдых это любая человеческая деятельность, которая не направлена на удовлетворение физиологических потребностей (путешествия, хобби, собирательство, рыбная ловля, охота и т.д.), осуществляемая как на территории постоянного пребывания человека, так и за ее пределами (Т.В. Николаенко).

Долгое время основным отличием этих двух понятий был критерий места: рекреация трактовалась как восстановление сил человека на специализированных территориях, обычно за пределами основного места его проживания, а под отдыхом понималась любая человеческая деятельность или бездеятельность, которая не направлена на удовлетворение насущных нужд. Таким образом, рекреация представлялась как подсистема отдыха.

В современных условиях такое разграничение понятий утратило смысл. Термины «отдых» и «рекреация» Т.В. Николаенко рассматривает как синонимы, как близкие обозначения одного и того же явления.

Человек разнообразен в характере своей деятельности в свободное время и в зависимости от собственных интересов и существующих возможностей выбирает тот или иной вид отдыха по его содержанию. Виды отдыха могут быть самыми различными. Основной и самой необходимой формой отдыха является сон. Продолжительность сна, необходимого для отдыха, зависит от возраста и индивидуальных особенностей человека. Но обычно он спит не менее трети всей жизни. Отдых включает набор видов деятельности, связанных с развлечениями и спортом, посещением различных, представляющих для человека интерес, мест, и многое другое.

Можно выделить следующие виды деятельности человека во время отдыха:

• деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой (занятия физической культурой, прогулки, туризм и альпинизм);

• любительские занятия (охота, рыбная ловля, сбор грибов, ягод и т.д.);

• приобщение к миру искусства, а также творчество в сфере искусства;

• интеллектуальная деятельность (чтение, самообразование);

• общение по интересу и свободному выбору;

• развлечения, носящие активный или пассивный характер (игры, танцы, зрелища);

• путешествия и экскурсии ради удовольствия.

Многообразие видов отдыха, различная их технология, требующая особых средств отдыха, и характер используемых ресурсов определяют и разнообразие предприятий, обеспечивающих различные виды отдыха. Их называют рекреационными предприятиями. Все эти предприятия и связанные с ними структуры образуют особую отрасль народного хозяйства – рекреационное хозяйство (рекреационный комплекс), главная задача которого – обслуживание отдыхающих как в месте, так и вне постоянного места их проживания.

Рекреация относится к такому избирательному виду деятельности, который становится необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, восстановления работоспособности и условием продолжения самого производства. Основная ее задача – восстановление и развитие физических и психических сил каждого члена общества, всестороннее развитие его духовного мира. При этом высшей потребностью, которая должна удовлетворяться в первую очередь, как считают Н.С. Мироненко, И.Х. Твердохлебов, является развитие духовного мира человека, его творческих способностей.

В настоящее время в науке нет общепринятой классификации общественных функций рекреации, однако их можно разделить на три основные группы:

1) медико-биологические;

2) социально-культурные;

3) экономические.

Медико-биологические функции предполагают санаторно-курортное лечение и оздоровление. Оздоровление путем поездки на курорт – один из путей решения проблемы снятия производственного и непроизводственного психического утомления человека.

Социально-культурные функции являются ведущими функциями рекреации. Культурные, или духовные, потребности – это потребности познания в самом широком смысле, познания окружающего мира и своего места в нем, смысла и назначения своего существования.

Экономические функции направлены на простое и расширенное воспроизводство рабочей силы. Рекреация сберегает общественно необходимое время. Благодаря рекреации повышается способность людей к труду, увеличивается продолжительность периода сохранения полноценной работоспособности, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваемости, повышения жизненного тонуса.

К экономическим функциям рекреации следует также отнести:

• ускоренное развитие хозяйственной структуры определенной части территории страны;

• расширение сферы приложения труда, т.е. увеличение занятости населения за счет рекреационного обслуживания и в отраслях, связанных с рекреацией косвенно;

• существенное влияние на структуру баланса денежных доходов и расходов населения по территории страны в пользу рекреационных районов;

• повышение эффективности иностранного туризма как источника поступления иностранной валюты.

Общими тенденциями развития рекреации в мире являются:

• приближение мест отдыха к центрам рекреационного спроса;

• формирование систем кратковременного отдыха горожан;

• организация национальных и природных парков, а также небольших лесо-, луго- и гидропарков для активного всесезонного отдыха на природе;

• создание новых форм и видов отдыха;

• сокращение сезонности функционирования рекреационных предприятий и маршрутов, т.е. стремление к круглогодичному действию.

Важнейшей особенностью рекреации является ее привязка к определенной территории, пространству, которое может быть локальным (читальный зал, пляж) или охватывать целые географические регионы для туристических поездок и отдыха по путевкам. На этой особенности основано рекреационное зонирование, т.е. выделение определенных зон для различных видов отдыха.

 


1.2.   Свободное время и рекреация. Рекреационное пространство

 

Специалисты Центра исследований политики национального туризма США подходят к определению понятия «рекреация» с позиций деятельности. Под рекреацией они понимают деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени, подчеркивая тем самым важность его наличия и использования,

Свободное время является частью внерабочего времени. Для него характерна разносторонность деятельности человека, от которого в значительной степени зависит, как он использует эти возможности. Свободное время является динамичной категорией, носящей черты определенной эпохи, класса, социальной группы, изменчивой по объему и содержанию.

Одним из важнейших свойств времени является его иерархичность. Иерархию времени можно представить следующим образом:

Социальное время = Рабочее время + Внерабочее время.

Внерабочее время включает в себя свободное время.

Рекреационное время является частью свободного времени. Суточное социальное время отвечает правилу трех восьмерок (из 24 часов в сутки 8 часов тратится па сон, 8 часов – рабочее время, 8 часов – внерабочее время).

Свободное время (по Т.В. Николаенко) – часть внерабочего времени, не связанная с удовлетворением естественных потребностей и вынужденной для исполнения деятельностью нетрудового характера (например, перемещения в пространстве).

Еще одно определение понятия «свободное время» принадлежит ученым Российской Международной академии туризма. По их мнению, под свободным временем следует понимать время, свободное от труда и неотложных занятий, которым субъект располагает самостоятельно.

В советской литературе в основном рассматривалось именно свободное время. Важно, что речь никогда не шла об усталости и (или) потребности в восстановлении сил, т.е. собственно рекреации. Речь шла именно о свободном времени. «Отделение» свободного времени от времени внерабочего было очень строгим. К внерабочему обычно относили время на такие занятия, как поездки по населенному пункту, удовлетворение естественных потребностей, домашний труд, и собственно свободное время, которое обычно использовалось для физического и интеллектуального развития и отдыха.

Внерабочее время включает в себя время:

• для естественных потребностей (сон, питание, личная гигиена);

• для домашнего труда и бытовых потребностей;

• для физического, интеллектуального развития и отдыха.

Свободное время делится на две части: досуг, или время для отдыха, и время для более возвышенной деятельности. Результаты исследований показывают, что самое важное место в свободное время занимают культурные занятия: просмотр телепередач, прослушивание радиопередач, чтение художественной литературы, прессы. Эти занятия имеют статичный характер, связаны с пассивным отдыхом дома и с потреблением готовых продуктов средств массовой информации. Поэтому большое значение имеет увеличение рекреационно-познавательной активности через движение (В.Б. Нефедова).

Общей особенностью литературы является определенное смешение категорий свободного времени. Несомненно, наличие свободного времени нужно рассматривать как основной фактор массовости рекреации. Безусловно, отсутствие свободного времени и невозможность отлучиться от основного места работы и жительства гарантируют самые незначительные перемещения с рекреационными целями. Но наличие свободного времени вовсе не означает, что обладающие им люди будут совершать дальние поездки и активно заниматься рекреационной деятельностью.

В целом, количество свободного времени само по себе никакого реального влияния на развитие рекреационной деятельности не оказывает. В зависимости от типа культуры и уровня развитости общества понятия свободного времени и рекреации существенно различаются. Оба эти понятия относительны, и нет никаких оснований или данных для приведения их к общему знаменателю (Т.В. Николаенко).

Вместе с тем не следует путать свободное и рекреационное время (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов), под которым понимается время реализации рекреационной функции деятельности человека (расширенное воспроизводство живых сил человека).

Выделенные массивы рекреационного времени по-разному выполняют функции простого и расширенного воспроизводства сил индивида. Так, инклюзивное время – время простого компенсаторного восстановления сил, ежедневное время – компенсаторно-расширенного восстановления, уик-энд – расширенно-компенсаторного восстановления, отпускное – расширенного восстановления. При этом структура общественно организованной рекреации не соответствует структуре рекреационного времени. Согласно структуре рекреационного времени .выделяют и соответствующие типы рекреационной деятельности:

• инклюзивную;

• ежедневную;

• еженедельную;

• отпускную;

• компенсаторную;

• расширенную.

Инклюзивная рекреационная деятельность встроена в трудовую и бытовую деятельность.

Ежедневная, т.е. постоянная рекреационная деятельность, включает в себя краткосрочные прогулки, утреннюю зарядку, спортивные игры, купание, чтение.

Еженедельная рекреационная деятельность отнесена на конец рабочей недели (уик-энд): поездки за город, на дачу и т.д.

Отпускная рекреационная деятельность отнесена на конец рабочего года.

Компенсаторная рекреационная деятельность компенсирует затраты живых сил человека до нормального уровня.

Расширенная рекреационная деятельность позволяет компенсировать затраты живых сил человека с определенным запасом.

Традиционно в качестве важнейших форм социального времени выделяют рабочее, нерабочее (синоним внерабочего) время, а в рамках последнего – свободное время. Рабочее время рассматривается как время производства материальных и духовных благ в процессе общественно необходимого труда.

Нерабочее время характеризуют чаще всего как время, включающее:

• затраты времени, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на предприятиях, не входящего в состав оплачиваемого рабочего времени, и т.д.);

• время на домашний труд, самообслуживание, удовлетворение физиологических потребностей;

• свободное время.

Особую роль в его рамках занимает свободное время, представляющее собой часть нерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающееся у человека (группы, общества) па вычетом разного рода непреложных, необходимых временных затрат.

Рекреационное время часть социального времени личности, группы, общества, используемая для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья, также для интеллектуального совершенствования.

Сегодня рекреационное время для большинства групп людей не выходит за пределы свободного времени. Более того, только часть свободного времени, расходуемая на восстановление и развитие здоровья населения и его интеллектуальное совершенствование, может быть определено как рекреационное.

В рамках рекреационного времени следует различать время отдыхающих и организаторов отдыха. Если для отдыхающих рекреационное время рассматривается преимущественно с личностных позиций, то время организаторов отдыха уходит на формирование и функционирование деятельности, направленной на обеспечение рекреационных потребностей населения (т.е. их рабочее время).

Характерными свойствами рекреационного времени являются:

• иерархичность;

• квантованность;

• изменчивость;

• функциональность.

Иерархичность рекреационного времени обусловлена разно-масштабностью отрезков свободного времени в социальном времени. Единицами измерения и предметом изучения в социальном времени выступают жизнь (детство, зрелость, старость) год, неделя, сутки. В рамках этих периодов формируется структура социального времени, определенный ритм в чередовании рабочего и нерабочего времени.

В суточный период, характеризующий обычный трудовой день, входят компактные периоды нерабочего времени: до работы, во время обеденного перерыва, после работы.

Недельный период помимо регулярно повторяющихся интервалов суточного нерабочего времени включает время уик-энда, обычно совпадающего с днями субботнего и воскресного отдыха.

Годовой период включает также интервал компактного нерабочего времени – это отпускное время. Для учащихся вместо отпуска выделяется время каникул (от четырех до двух интервалов в год).

Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве (детство, пенсионный период).

Для социального времени характерна определенная пропорциональность – квантованность. Это отпускное время, время уик-эндов и отрезки времени, выделяемые на рекреацию в течение будничного дня.

Нерабочее рекреационное время в течение будничного дня – это прежде всего время после работы, его длительность может достигать четырех-пяти часов. Время уик-эндов для большей части трудящихся составляет два дня. Продолжительность отпускного времени постепенно растет и у некоторых категорий трудящихся достигает 36–48 рабочих дней. Режимное время определяется в основном социально-экономическими возможностями общества и сложившимися стереотипами поведения населения. Характер индивидуального и группового времени обуславливается потребностями людей, особенностями их физиологии и психической организации условий деятельности.

Рекреационное пространство это часть социального пространства. Как и рекреационное время, оно тесно связано с субъектом рекреационной деятельности. Следовательно, можно говорить о рекреационном пространстве человека, группы людей, населения региона, страны и т.д. Пространство формируется как отдыхающими, так и организаторами отдыха.

Формирование рекреационного пространства происходит на основе избирательности: из множества объектов и свойств реальности выбор падает на те, что соответствуют рекреационным потребностям, притязаниям и условиям соответствующей деятельности.

Деятельность по организации рекреационного пространства предполагает:

• освоение (оценку, охват, захват, присвоение). Осуществляется отдыхающими и организаторами;

• конструирование, комбинирование (экстенсивное). Осуществляется организаторами;

• рекомбинацию. Осуществляется отдыхающими;

• изобретение, т.е. нахождение принципиально нового занятия и пространства;

• выбор места для реализации функции;

• подбор функции для данного места;

• расширение функций места (гсотехсистемы). Многомерность рекреационного пространства обусловлена:

• разнообразием иерархических уровней субъектов деятельности (индивид, группа, население и т.д.);

• социокультурной дифференцированностью отдыхающих;

• соотношениями между потребностями и возможностями их реализации;

• функциональными типами деятельности;

• природными, экономическими и техно-организационными условиями осуществления деятельности.

Рекреационное пространство расширяется по мере роста потребностей отдыхающих и умножения функций рекреационных образований. Размеры рекреационного пространства отдыхающих варьируются в зависимости от ранга (индивид, группа, население и т.д.), сферы принадлежности субъекта к той или иной возрастной, социальной или профессиональной группе, здоровья, активности, интересов и др.

Взаимозависимость структуры рекреационного времени и рекреационного пространства проявляется в их дискретности, квантованности – наличии участков, ареалов рекреационной деятельности, ориентированных на отдых в течение дискретных, компактных отрезков времени.

Различным видам режимного времени (отпуск, уик-энд, рекреационное время рабочего дня), как и жизненному периоду, соответствуют соразмерные рекреационные пространства. Эта сопряженность обусловлена прежде всего объемами свободного времени и возможностями отдыхающих выделить из него время на преодоление расстояний (транспортные передвижения).

В рамках жизненного пути связи между размерами свободного времени и рекреационного пространства далеко не прямолинейны. Для большинства населения наибольший объем рекреационного времени совпадает с минимумом экономических и физических возможностей охвата пространства. Наибольшая продолжительность рекреационного времени наблюдается у детей и пенсионеров, а минимальная – у трудящегося населения. При этом физические и экономические возможности у лиц трудоспособного возраста заметно выше, чем у детей и пенсионеров, поэтому радиус их поездок, как правило, больше – они посещают самые удаленные, труднодоступные регионы.

 

1.3.   Классификация и структурные особенности рекреационной деятельности

 

Основными признаками классификации рекреационной деятельности являются продолжительность и место проведения.

По продолжительности рекреации выделяют туризм и экскурсии. Временное различие между экскурсиями и туризмом достаточно ясно: все, что занимает в рекреационной деятельности менее 24 часов, есть экскурсии, остальное – туризм.

Виды рекреационной деятельности весьма разнообразны. Все виды отдыха можно подразделить на две большие группы: стационарные и мобильные. Другая классификация рассматривает отдых как длительную категорию (лечебный, оздоровительный, спортивный и познавательный туризм) или кратковременную категорию. По сезонному признаку в этих группах отдыха можно выделить летние, зимние и виды отдыха переходных сезонов. По возрастным показателям различают отдых дошкольников, школьников, молодежи, лиц среднего возраста и отдых пожилого населения. Кроме того, выделяют отдых семейный, индивидуальный, смешанный, организованный и неорганизованный.

Необходимым условием развития рекреации является наличие рекреационного потенциала, который можно оценивать в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т.д.

Под рекреационным потенциалом понимают всю совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории (Т.В. Николаенко). Иногда рекреационным потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов. Очень часто под рекреационным потенциалом подразумевается наличие на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей, объектов.

Рекреационный потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена. В понятие рекреационного потенциала входят условия и факторы развития рекреационной деятельности.

Для классификации и группировки рекреационной деятельности применяют самые разнообразные подходы (А.С. Кусков, О.В. Лысикова). Чаще всего в их основе лежат цель путешествия, характер организации, правовой статус, продолжительность путешествия и пребывания рекреанта в определенном месте, сезонность, характер передвижения рекреанта, его возраст, активность занятий и т.д.

Главным признаком классификации рекреационной деятельности выступает ее функциональная ориентация. Выделяют следующие рекреационные функции:

• лечебную. Направлена на восстановление здоровья человека;

• познавательную. Направлена на развитие духовного потенциала личности;

• спортивную. Направлена на развитие физических сил человека.

По общественной функции и технологии различают лечебно-курортную, оздоровительную, спортивную и познавательную рекреационную деятельность.

Лечебно-курортная рекреация различается по основным природным лечебным факторам: климат, грязи, минеральные воды. Условия лечебно-курортной рекреации должны строго соответствовать медико-биологическим нор мам.

Оздоровительная и спортивная рекреация наиболее разнообразна. Большой популярностью во всем мире пользуется пляжно-купальный отдых. Кроме того, сам отдых у воды и на воде включает разнообразные рекреационные занятия. Так, прогулочный и промыслово-прогулочный отдых включает прогулки на воздухе, осмотр пейзажей, сбор грибов и ягод, морских даров и т.д.

Маршрутный туризм может быть как спортивным, так и оздоровительным. По характеру преодолеваемых препятствий он подразделяется на равнинный и горный. Он тесно связан познавательным и краеведческим туризмом. По характеру используемых способов передвижения он может быть пешеходным, моторизованным и т.д. Различен и радиус его действий: местный, региональный, государственный.

Большое развитие получил водный туризм, как прогулочный, так и спортивный. Эти виды туризма сочетаются с пляжно-купальным туризмом. Все более популярным становится подводный спортивный туризм с целью фотоохоты и подводной охоты на морских животных. Он включает в себя элементы познавательного туризма (например, археологический подводный туризм). Довольно велика численность любителей рыболовного и охотничьего туризма. Особенно широкое распространение получают фото- и киноохота, нацеленные не на материальное обогащение, а на отдых на природе и реализующие познавательные формы туризма. Охотничий туризм – один из самых дорогостоящих видов иностранного туризма (например, сафари). Широкое развитие сегодня получили горно-лыжный туризм и альпинизм.

Познавательная рекреация. Познавательные аспекты присущи значительной части рекреационных занятий. Однако выделяются сугубо познавательные рекреационные занятия, связанные с информационным потреблением культурных ценностей: осмотр культурно-исторических памятников, достопримечательностей, ознакомление с новыми районами, городами, странами, с их этнографией, экономикой, культурой, природой и т.д.



[1] Ветитнев А.М., Журавлева Л.Б. Курортное дело: Учебное пособие. М., 2006. С. 86

[2] Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. М., 2000. С. 172

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!