Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Развитие слухового восприятия»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

Для практической работы по формированию слуха детей разные авторы предлагают различные мероприятия. 

Так, выделяют (Багрова И.Г., 1990) первостепенные моменты в развитии слуха младенцев и маленьких детей: 

1) инструктаж родителей о состоянии слуха ребенка и возможных формах воздействия уже при первом их посещении педо-аудиологической консультации. Родителей учат сознательно обращать внимание ребенка на шумы в комнате, доме, в окружающем мире;

2) по возможности быстрое слухопротезирование ребенка и целенаправленное создание и поддержание звуковой среды, проведение простых слуховых упражнений с использованием слуховых аппаратов.

Как инструктаж родителей, так и раннее слухопротезирование ребенка – главные предпосылки успешного развития слуха и речи ребенка. При этом инструктаж родителей не только ставит своей целью воздействие на развитие ребенка, но и является значительной психологической помощью самим родителям. Активное сотрудничество способствует, по мнению Лёве, тому, чтобы уменьшить имеющееся у многих родителей чувство беспомощности и обусловленную этим растерянность. Значение слухопротезирования в том, что без дополнительной слуховой помощи для большого числа глухих детей мир звуков остается непознанным.

Шмид-Джиованнини показывает на многих примерах, как можно включать мероприятия для развития слуха в игровые ситуации (игры с Петрушкой, игры на основе ситуаций из сказок, рассказывание с участием самих детей). Существенную помощь в такой работе при различении шумов, которые ребенок прежде узнавал в естественном контексте, может оказать использование магнитофона. Брейнер указывает на возможность создания звуковых образов на основе повседневных событий (например, хлопанье автомобильной двери, отъезд автомобиля, скрип тормозов) и проигрывания с ребенком специально создаваемых ситуаций.

В ходе ранней помощи для развития у ребенка способности к пониманию слуховые упражнения с речевым материалом имеют огромное значение. Сначала они опираются на знакомые слова, а с повышением речевой компетенции – на небольшие предложения. В детском саду, как на специальных речевых занятиях, так и при отработке тем, связанных с временами года и другой тематикой, проводятся самые разнообразные виды работ (музыкальных, ритмико-музыкальных и творческих), содействующих развитию слуха и тесно взаимосвязанных между собой направленностью на решение именно этой задачи.

В период школьного обучения, как показывает опыт, наряду со слуховыми упражнениями по развитию восприятия и формированию навыков, связанных с соответствующими темами и различными учебными предметами, проводятся слуховые упражнения с речевым материалом. Их цель – овладение грамматико-синтаксическими структурами предложений и отработка состава слов.

Наряду с научными предложениями о том, как реализовать теорию развития слухового восприятия, существуют многочисленные публикации, в которых на основе продолжительного опыта описывается практика проведения работ по развитию слуха у глухих детей.

Так, в области раннего воспитания подробное описание своей практической работы дает Шмид-Джиованнини (Дети с отклонениями в развитии, 1997), выделяя в ней следующие ступени.

1. Восприятие шумов. Родители в домашних условиях дают ребенку представление о характере звучания пяти различных предметов (например, часов, барабана, колокольчика, губной гармоники, дудки). Сначала ребенок воспринимает вибрацию предметов, потом ему предлагаются звучания и шумы, происходящие у него за спиной. На вопрос «Что ты слышишь?» он должен указать источник шума. Упражнение повторяется ежедневно в течение длительного времени в разнообразной и веселой форме. Существуют много вариантов проведения этого упражнения, например звучание предметов в магнитофонной записи или использование картинок вместо предметов.

Начиная эти слуховые упражнения, можно придерживаться такой последовательности действий ребенка (пример с колокольчиком): 1) увидел колокольчик; 2) внимательно смотрит, как он раскачивается; 3) сам приводит его в движение; 4) слушает и ощупывает; 5) слушает его звучание с магнитофона или пластинки; 6) можно предложить ребенку вместе поискать, где может «жить» колокольчик – на башне, на двери, на часах и т.д.

2. Развитие слуха на основе хорошо знакомых, уже легко различаемых слов, которые ребенок даже может произносить. Ребенка просят показать соответствующие предметы и произнести их названия после того, как эти слова назовет ему собеседник за экраном. Опознание слов следует упражнять в различных вариантах предъявления.

3. Идентификация предложений, если уже усвоены и уверенно распознаются примерно десять слов. Для различения на слух предлагается одно из предложений, прочитанное с карточки (например, «У мамы яблоко»), затем следует повторить его и взять предмет или соответствующую картинку.

4. На протяжении дальнейшей слуховой работы в дошкольном периоде тренируется восприятие на слух различных шумов, всех используемых слов и введенных форм предложений. Упражнения на различение шумов вводятся в игровые ситуации в виде определенных последовательностей шумов. Так, разыгрываются и проговариваются ситуации, например, «в ванной», «на крестьянском дворе», «папа уехал на автомобиле». Игровые действия и слова сопровождаются соответствующими шумами (полоскание горла, звук текущей воды, голоса животных, хлопанье двери автомобиля, звук мотора и т.д.). Используются также звуки и шумы, записанные на магнитофонной ленте.

К. Гриффите, которая занимается ранним развитием слухового восприятия в дошкольном учебном заведении «Hear-Foundation» в Лос-Анджелесе, практикует следующую последовательность слуховой работы (Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной, 1999):

1. Развитие слухового поведения. Ребенка побуждают прислушиваться к сказанному слову и отвечать на него движением или игровыми действиями.

2. Внимание к акустическим образам. Дети учатся соединять определенные акустические образы с предметами, которые им показывают одновременно со звучанием (например, кошка кричит «мяу»).

3. Повторение. Оно обеспечивается благодаря многократному проговариванию одних и тех же слов или звуков (дай, на и т.д.) в игровых ситуациях с игрушками и предметами обихода.

4. Идентификация акустических образов только на слух. Сначала педагог, работающий с ребенком, садится против него так, чтобы он мог одновременно слышать и считывать с губ. Когда ребенок уже начнет делать попытки проговаривать услышанное, педагог садится рядом или позади ребенка, который теперь его не видит и должен идентифицировать сказанное только на слух.

5. Чтение с губ. Специально ему не учат, но в процессе упражнений навык развивается до такой степени, что многие дети даже без слухового аппарата понимают сказанное.

6. Использование грамматически правильных форм высказывания. Дети постоянно говорят полными предложениями, в нормальном речевом темпе, ритме и тональности. Изолированно звуки не отрабатываются до тех пор, пока ребенок не достигнет хорошего понимания речи.

7. Говорение. Одна из первых задач обучения – научить ребенка произносить звуки по подражанию. Если сурдопедагог показывает игрушку и при этом говорит, например, мяу, то сначала ребенок только открывает рот. Следующий шаг – он начинает пользоваться при этом собственным голосом. Постепенно происходит приближение к образцу с учетом таких качеств произношения, как ритм, тональность, количество гласных и согласных, правильное воспроизведение согласных.

8. Исполнение роли «маленького учителя». Как только ребенок овладеет приближенными правильными названиями определенных предметов или действий (например, «ди» вместо иди), ему можно передать роль учителя, чтобы он узнавал многогранные функции речи. На том уровне, когда ребенок может воспроизводить голоса животных и владеет названиями цветов, он уже понимает, что не только предметы имеют названия и что, называя по имени, можно обращаться.

9. Пользование речью. Как только ребенок научится произносить отдельные слова, он приобретает возможность пользоваться ими и, что особенно важно, употреблять одно слово в сочетании с другим, например скажет не только «мама», но и «мама, пойдем» или «мама, смотри».

10. Использование музыки. Во время упражнений детям по мере надобности предлагаются для прослушивания музыкальные пластинки, при этом они могут сидеть, стоять или ходить по кругу. Если они останавливаются, чтобы обратить внимание на музыку, не следует побуждать их хлопать в ладоши или маршировать.

11. Чтение. Подготовительные упражнения для чтения вводятся на более поздней ступени, однако происходит это намного раньше, чем у слышащих детей. На последнем году пребывания в «Hear-Foudation» обучение чтению включается в программу. Умение читать – важная предпосылка к быстрой и успешной интеграции в школе.

12. Совершенствование различения на слух. Оно достигается последовательным усложнением упражнений на распознавание на слух. Дети учатся различать звучащие одинаково слова, например «Саша», «Маша». Для этого проводятся специальные игры, в которых ребенок должен использовать, а значит, знать до 30 различных, одинаково звучащих слов, или упражнения на чтение, когда ребенок, сначала прочитав небольшую историю, должен различить на слух предъявленное ему предложение из этого сюжета».

А.Лёве (Белова Я.Я., 1985) в раннем развитии слуха у детей выделяет такие ступени:

а) комплексное восприятие шумов через осязание;

б) восприятие звучаний извне и с изменением места источника звука;

в) расширение слухового опыта;

г) подготовка к игровой аудиометрии.

На первой ступени формирования слухового восприятия маленький ребенок лишь осознает некоторое слуховое ощущение благодаря многочасовому и многодневному использованию слухового аппарата. Звучащие игрушки и шумовые инструменты открывают ему (вторая ступень), что причиной слуховых впечатлений являются внешние источники. На третьей ступени в окружающей ребенка среде сознательно создаются многократно повторяющиеся звучания, наконец, на четвертой ступени малыша подготавливают к проведению аудиометрического исследования.

Ряд практических рекомендаций по развитию слуха в раннем возрасте и в детском саду составлен Брейнером и его сотрудниками, а также П.А. Янном и Р. Кламмом (Кузьмичева Е.П., 1991).

В практике школьного обучения в работе по развитию слуха можно выделить два типа слуховых упражнений:

1) слуховые упражнения, которые проводятся в связи с систематическим формированием и развитием речи на специальных занятиях;

2) слуховые упражнения, которые интегрированы в общий процесс развития речи как постоянная форма тренировки и связаны со всеми его сферами.

В качестве примера первого направления П.А.Янн и Р. Кламм приводят учебный план школы для глухих в земле Рейнланд-Пфальц. Слуховое восприятие отрабатывается в комплексе развития устной речи. При этом упражнения предусматривают овладение содержательной и формообразующей сторонами речи.

Согласно второму типу упражнений отдельные виды работ по развитию остаточного слуха распределены по всем степеням обучения речи и учитывают уровень ее развития у учеников, а также их познавательные интересы. Построены упражнения, как правило, на материале повседневной жизни учащихся. На начальном этапе от них требуются следующие умения: различать свое имя и фамилию, понимать обращенные к ним вопросы о присутствии или местонахождении других детей, о днях недели и временах года, о мероприятиях на уроке и распорядке дня и т.д., а также отвечать на эти вопросы.

На следующих этапах в слуховых упражнениях затрагиваются все стороны и формы речи. Проводятся они на различном материале, для распознавания предлагаются отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания и, наконец, целые предложения.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!