Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Развитие ранней средневековой культуры»

/ Культурология
Конспект, 

Оглавление

Средние века в истории Западной Европы охватывают бо­лее тысячелетия – с V века по XVI век. В этом периоде обычно выделяют этапы раннего (V – IХ века), зрелого, или классиче­ского (Х – ХIII века) и позднего (ХIV – ХVI века) Средневеко­вья. С точки зрения социально-экономических отношений этот период соответствует феодализму.

    До недавнего времени эпоха Средневековья нередко вос­принималась как нечто темное и мрачное, наполненное наси­лием и жестокостями, кровавыми войнами и страстями. Она ассоциировалась с некой дикостью и отсталостью, застоем или провалом в истории, с полным отсутствием чего-либо светлого и радостного.

    Созданию образа “темного Средневековья” во многом спо­собствовали сами представители данной эпохи, и прежде всего писатели, поэты, историки, религиозные мыслители и госу­дарственные деятели. В своих произведениях, трудах и свиде­тельствах они часто рисовали довольно мрачную картину со­временной им жизни. В их описаниях отсутствуют оптимизм и радость бытия, нет удовлетворения от жизни, нет стремления к улучшению существующего мира, нет надежды на возмож­ность достижения в нем счастья, покоя и благополучия.

    Напротив, присутствует глубокий пессимизм, постоянно звучат жалобы на жизнь, доставляющую одни только бедствия и страдания, преобладает мотив страха перед ней и усталости, выражается чувство беззащитности и обездоленности, ощуще­ние близящегося конца света и т.д. Отсюда особое внимание к теме смерти, которая выступает как способ избавления от невыносимых тягот жизни. Средневековые авторы пишут об искреннем стремлении поскорее покинуть этот бренный зем­ной мир и отправиться в потусторонний мир, где только и возможно достичь счастья, блаженства и покоя.

    В еще большей степени созданию образа “темного Средне­вековья” способствовали поэты, писатели, философы и мыс­лители Возрождения. Именно они объявили Средневековье “темной ночью” в истории человечества, а последовавшие за ним Возрождение – “светлым днем”, пробуж­дением к жизни после тысячелетней спячки.

    Средние века для них представали как целиком бесплод­ные, впустую потраченные столетия. Они также обвиняли Средневековье в том, что оно только разрушило и ничего не сохранило из великих достижений античной культуры. Отсюда следовал логический вывод о полном отказе от Средневековья и о возрождении античности, о восстановлении прерванной связи времен.1

    На самом деле все обстояло гораздо сложнее, не так про­сто, однозначно и одноцветно. В последнее время взгляды: и оценки Средневековья становятся все более адекватными и объективными.

    В средние века, как и в другие эпохи, на европейском кон­тиненте имели место сложные и противоречивые процессы, одним из главных результатов которых стало возникновение европейских государств и всего Запада в его современном виде. Конечно, лидером мировой истории и культуры в эту эпоху был не западный мир, а полувосточная Византия и восточный Китай, однако и в западном мире происходили важные собы­тия. Что же касается соотношения античной и средневековой культур, то в отдельных сферах (наука, философия, искусство) Средневековье уступало античности, однако в целом оно оз­начало несомненное продвижение вперед.

    Наиболее трудным и бурным оказался этап раннего Средневековья, когда рождался новый, западный мир. Его возникно­вение было обусловлено распадом Западной Римской империи (V век), что в свою очередь было вызвано ее глубоким внут­ренним кризисом, а также Великим переселением народов, или нашествием варварских племен – готов, франков, алеман­нов и т.д. С IV – IХ веков произошел переход от “римского мира” к христианскому миру”, вместе с которым возникла Западная Европа.

    Западный, “христианский мир” появился на свет не в результате разрушения “римского мира”, а в процессе слия­ния римского и варварского миров, хотя он и сопровождался серьезными издержками – разрушениями, насилием и жес­токостью, утратой многих важных достижений античной культуры и цивилизации. В частности, серьезно пострадал ранее достигнутый уровень государственности, поскольку возникшие в VI веке варварские государства – королевства вестготов (Испания), остготов (северная Италия), франков (Франция), англосаксонское королевство (Англия) – были непрочными и потому недолговечными.

    Наиболее сильным из них оказалось Франкское государст­во, основанное в конце V века королем Хлодвигом и превра­тившееся при Карле Великом (800 г.) в огромную империю, которая, правда, к середине IХ века также распалась. Однако на стадии зрелого Средневековья (Х-ХI века) складываются все основные европейские государства – Англия, Германия, Франция, Испания, Италия – в их современном виде.

    Серьезно пострадали также многие античные города: одни из них были разрушены, а другие угасли из-за упадка торговли или же в связи с изменениями направлений торговых путей. На ранней стадии Средневековья заметно упал уровень разви­тия многих ремесел, произошла аграризация всей экономики, в которой преобладал натуральный тип хозяйства. Определен­ный застой наблюдался в развитии науки и философии.

    В то же время в некоторых областях жизни уже на раннем этапе Средневековья имели место прогрессивные изменения. В социальном развитии главным положительным изменением стало упразднение рабства, благодаря чему было ликвидирова­но противоестественное положение, когда огромная часть людей юридически и фактически исключалась из категории людей.

    Если в античности успешно развивались теоретические знания, то Средневековье открыло простор для широкого при­менения машин и технических изобретений. Это стало прямым следствием отмены рабства. В античности главным источни­ком энергии была мускульная сила рабов. Когда данный ис­точник исчез, встал вопрос о поиске других источников. Поэтому уже в VI веке начинает использоваться энергия воды благодаря применению водяного колеса, а в ХII веке появля­ется ветряная мельница, использующая энергию ветра.

    Водяная и ветряная мельницы позволили выполнять самые разные виды работ: молоть зерно, просеивать муку, поднимать воду для орошения, валять и отбивать сукно в воде, распили­вать бревна, применять механический молот в кузнице, воло­чить проволоку и т.д. Изобретение рулевого колеса ускорило прогресс водного транспорта, что в свою очередь привело к революции в торговле. Развитию торговли также способство­вали строительство каналов и использование шлюзов с воро­тами.

    Положительные сдвиги происходили и в других областях культуры. Большинство их них так или иначе было связано с христианством, которое составляло фундамент всего уклада средневековой жизни, пронизывало все ее стороны. Оно про­возгласило равенство всех людей перед Богом, что во многом способствовало устранению рабства.

    Античность стремилась к идеалу человека, в котором душа и тело находились бы в гармонии. Однако в реализации этого идеала гораздо больше повезло все-таки телу, особенно если иметь в виду римскую культуру. Учитывая горькие уроки римского общества, в котором сложился своеобразный культ фи­зических удовольствий и наслаждений, христианство отдало явное предпочтение душе, духовному началу в человеке. Оно призывает человека к самоограничению во всем, к доброволь­ному аскетизму, к подавлению чувственных, физических влечений тела.

    Провозглашая безусловный примат духовного над телесным, делая акцент на внутреннем мире человека, христианство многое сделало для формирования глубокой духовности чело­века, его нравственного возвышения.

    Основными нравственным и ценностями христианства яв­ляются Вера, Надежда и Любовь. Они тесно связаны между собой и переходят одна в другую. Однако главной среди них выступает Любовь, которая означает прежде всего духовную связь и любовь к Богу и которая противостоит физической и плотской любви, объявляемой греховной и низменной. В тоже время христианская любовь распространяется на всех “ближних”, включая тех, которые не только не отвечают вза­имностью, но и проявляют ненависть и враждебность. Христос настоятельно призывает: “любите врагов ваших, благословляй­те проклинающих вас и гоняющих вас”.

    Любовь к Богу делает веру в Него естественной, легкой и простой, не требующей каких-либо усилий. Вера означает особое состояние духа, которое не требует никаких доказа­тельств, аргументов или фактов. Такая вера в своего очередь легко и естественно переходит в любовь к Богу. Надежда в христианстве означает идею спасения, которая является центральной во многих религиях.

    В христианстве эта идея имеет несколько смыслов: спасе­ние от зла в земной жизни в посюстороннем мире, избавление от участи попасть в ад на будущем Страшном Суде, пребыва­ние в раю в потустороннем мире как справедливое воздаяние за веру и любовь. Спасения удостоятся далеко не все, а только праведники, те, кто строго следует заповедям Христа. В числе заповедей – подавление гордыни и алчности, являющихся глав­ными источниками зла, покаяние в содеянных грехах, смире­ние, терпение, непротивление злу насилием, требования не убивать, не брать чужого, не прелюбодействовать, почитать родителей, и многие другие нравственные нормы и законы, соблюдение которых дает надежду на спасение от мук ада.

    Господство религии не делало культуру совершенно одно­родной. Напротив, одна из важных черт средневековой куль­туры состоит как раз в возникновении в ней вполне опреде­ленных субкультур, вызванных строгим делением общества натри сословия: духовенство, феодальную аристократию и третье сословие.

    Духовенство считалось высшим сословием, оно подразде­лялось на белое – священство – и черное – монашество. В его ведении находились “дела небесные”, забота о вере и духовной жизни. Именно оно, в особенности монашество, с наи­большей полнотой воплощало христианские идеалы и ценно­сти. Однако и оно было далеким от единства, о чем свидетельствуют расхождения в понимании христианства меж­ду существовавшими в монашестве орденами.

    Бенедикт Нурсийский – основатель Бенедиктинского орде­на – выступал против крайностей отшельничества, воздержа­ния и аскетизма, вполне терпимо относился к собственности и богатству, высоко ценил физический труд, особенно земле­делие и садоводство, считая, что монашеская община должна не только полностью обеспечивать себя всем необходимым, но и помогать в этом всей округе, показывая пример деятельного христианского милосердия. Некоторые общины данного орде­на весьма высоко ценили образованность, поощряли не только физический, но и умственный труд, в частности освоение аг­рономических и медицинских знаний.

    Напротив, Франциск Ассизский – основатель Францискан­ского ордена, ордена нищенствующих монахов – призывал к крайнему аскетизму, проповедовал полную, святую бедность, ибо владение каким-либо имуществом требует его защиты, то есть применения силы, а это противоречит нравственным принципам христианства. Он видел идеал полной бедности и беззаботности в жизни птиц.

    Вторым по значению слоем была аристократия, выступав­шая главным образом в форме рыцарства. В ведении аристо­кратии находились “дела земные”, и прежде всего государст­венные задачи по сохранению и упрочнению мира, защите народа от притеснений, поддержанию веры и Церкви и т.д. Хотя культура этого слоя тесно связана с христианством, она существенно отличается от культуры духовенства.

    Подобно монашеским, в средние века существовали рыцар­ские ордена. Одной из главных задач, стоявших перед ними, была борьба за веру, которая не раз принимала форму кресто­вых походов. Рыцари несли и другие обязанности, в той или иной мере связанные с верой.

    Однако значительная часть рыцарских идеалов, норм и ценностей имела светский характер. Для рыцаря обязательны­ми считались такие достоинства, как сила, смелость, щедрость и благородство. Он должен был стремиться к славе, совершая ради этого ратные подвиги или добиваясь успеха на рыцарских турнирах. От него требовалась также внешняя физическая красота, что расходилось с христианским пренебрежением к телу. Главными рыцарскими добродетелями были честь, верность долгу и благородная любовь к Прекрасной Даме. Любовь к Даме предполагала утонченные эстетические формы, однако она вовсе не была платонической, что также осуждалось Цер­ковью и духовенством.

    Низший слой средневекового общества составляло третье сословие, куда входили крестьяне, ремесленники, торговая и ростовщическая буржуазия. Культура данного сословия также обладала неповторимым своеобразием, резко отличавшим ее от культуры высших сословий. Именно в ней дольше всего сохранялись элементы варварского язычества и идолопоклон­ства.

    Простые люди были не слишком щепетильны в соблюде­нии строгих христианских рамок, довольно часто смешивали “божественное” с “человеческим”. Они умели искренно и без­заботно радоваться и веселиться, отдаваясь этому всей своей душой и телом. Простой народ создал особую смеховую куль­туру, своеобразие которой по-особому ярко проявлялось вовремя народных праздников и карнавалов, когда бурлящие потоки всеобщего веселья, шутки и игры, взрывы смеха не оставляют места для чего-то официального, серьезного и вы­сокого.

    Наряду с религией в средние века существовали и развива­лись другие области духовной культуры, включая философию и науку. Высшей средневековой наукой была теология, или богословие. Именно богословие обладало истиной, которая покоилась на Божественном Откровении.

    Философия объявлялась служанкой богословия. Но даже в этих условиях философская мысль продвигалась вперед. В ее развитии можно выделить две тенденции.

    Первая стремилась максимально сблизить и даже раство­рить философию в теологии. Такая философия получила на­именование схоластики, поскольку основной ее задачей былине поиск и приращение нового знания, но “школьное” освое­ние уже накопленного. Однако и такой подход приносил ощутимую пользу: благодаря ему сохранялось наследие античных мыслителей, он способствовал совершенствованию и углубле­нию логического мышления. Сама теология при этом стано­вится все более рациональной: она не довольствовалась про­стой верой в догматы религии, но стремилась их логически обосновать и доказать. Одним из главных представителей дан­ной тенденции был доминиканец Фома Аквинский (ХIII век), который разработал христианскую концепцию философии Аристотеля, сформулировал пять доказательств бытия Бога.

    Вторая тенденция, напротив, стремилась вывести филосо­фию за рамки богословия, утвердить самостоятельность и са­моценность науки в целом, и естествознания в частности. Яр­ким представителем данной тенденции был францисканец Роджер Бэкон (ХIII век), который внес значительный вклад в развитие философии, математики и естествознания. Можно сказать, что он на три столетия раньше сделал то же самое, что и его более знаменитый однофамилец Фрэнсис Бэкон, ставший основоположником современной науки и философии.

    Еще более значительных успехов в средние века достигла художественная культура, где ведущим и синтезирующим ис­кусством выступала архитектура.

    Эволюция средневекового искусства отмечена глубокими изменениями. В эпоху раннего Средневековья ведущие позиции занимает искусство франков, так как Франкское государство занимает в этот период почти всю территорию Европы. Ис­кусство VVIII веков нередко именуется искусством меро­вингов, поскольку у власти в это время находилась династия Меровингов.

    По своему характеру это искусство было еще варварским, дохристианским, ибо в нем явно пре обладали элементы язы­чества и идолопоклонства. Наибольшее развитие в этот пери­од получает прикладное искусство, связанное с изготовлением одежды, оружия, конной упряжи и других изделий, украшен­ных пряжками, подвесками, узорами и орнаментом. Стиль таких украшений называют звериным, поскольку его особен­ность в том, что в запуганные узоры вплетаются изображения диковинных зверей.

    Широкое распространение получает также миниатюра книжные иллюстрации. В монастырях имелись специальные мастерские – “скриптории” где писались и украшались кни­ги – богослужебные и Евангелия. Книги светского содержания были редки. Миниатюры при этом носили по преимуществу орнаментальный, а не изобразительных характер.

    Что касается архитектуры, то от франкских зодчих данного времени мало что сохранилось: несколько небольших церквей на территории современной Франции. В целом же среди самых ранних сохранившихся памятников варварской архитектуры выделяется гробница остготского короля Теодориха (520-530), построенная в Равенне. Она представляет собой небольшое двухэтажное круглое здание, в котором лаконич­ность и простота внешнего облика сочетаются с суровостью и величавостью.

    Наивысшего расцвета искусство раннего Средневековья достигает при Каролингах (VIII-IХ века), сменивших дина­стию Меровингов, и особенно при Карле Великом – легендар­ном герое эпической поэмы “Песнь о Роланде”.

    В этот период средневековое искусство активно обращается к античному наследию, последовательно преодолевая варвар­ский характер. Потому-то это время иногда называют “каро­лингским возрождением”. Особую роль в этом процессе играл Карл Великий. Он создал при своем дворе настоящий культурно-образовательный центр, назвав его Академией, окружил себя выдающимися учеными, философами, поэтами и худож­никами, вместе с которыми осваивал и развивал науки и ис­кусство. Карл всячески способствовал восстановлению проч­ных связей с античной культурой.

    От эпохи Каролингов сохранилось значительное число ар­хитектурных памятников. Одним из них является замечатель­ный собор Карла Великого в Аахене (800), представляющий собой восьмиугольное сооружение, перекрытое восьмигран­ным куполом.

    В эту эпоху по-прежнему успешно развивается книжная миниатюра, которую отличают декоративная пышность и яр­кая красочность, щедрое использование золота и пурпура. Со­держание миниатюр остается в основном религиозным, хотя в конце периода раннего Средневековья все чаще встречаются повествовательные сюжеты: охота, пахота и т.д. После распа­да империи Каролингов и образования Англии, Франции, Германии и Италии как самостоятельных государств средневе­ковое искусство вступает в новую эпоху.1



1 Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пособие для вузов. М., 1998. С. 115-120

1 Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 1998. С. 162-172

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!