Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Развитие общения ребенка со сверстниками. Формирование отношения ребенка к самому себе»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

Общение ребенка со сверстниками является одним из условий его социально-личностного развития, так как путь овладения соци­альными нормами поведения прежде всего связан с жизнью ребенка в коллективе. Психологами подчеркивается, что «практика взаимо­отношений детей внутри коллектива имеет решающее значение в формировании их личности» [13]. В услови­ях воспитания в дошкольном учреждении ведущая роль в органи­зации межличностного общения детей, имеющих нарушения слу­ха, принадлежит взрослым. 

Глухие и слабослышащие дети в возрасте двух-трех лет, поступа­ющие в дошкольные учреждения, недостаточно вступают в контакт с другими детьми. Большинство из них предпочитает игры в оди­ночку или с воспитателем. Одна из задач взрослых на этом этапе – воспитывать интерес и доброжелательное отношение к сверстни­кам. С этой целью в процессе различных видов деятельности и за­нятий взрослые фиксируют внимание ребенка на других детях, знакомят их, называя имена (в устной и письменной форме), учат соотносить внешность ребенка с era фотографией. Педагоги побуж­дают детей рассматривать друг друга, обращают внимание детей на внешний вид девочек и мальчиков, их одежду. Внимание детей привлекается к эмоциональному состоянию детей («Катя плачет: мама ушла»). Педагоги показывают, как можно помочь, утешить, пожалеть другого ребенка, привлекают к этому детей. На этом эта­пе общение детей организуется с учетом их индивидуальных инте­ресов и особенностей. Организуются простые игры парами, когда мальчики по очереди катают мяч, девочки кормят куклу. Важно под­черкивать совместные игры детей. На характер взаимоотношений детей влияют оценки педагогом их действий, поэтому отрицатель­ные оценки следует делать очень осторожно, так как для детей с нарушениями слуха авторитет взрослого очень значим и они фор­мируют свое отношение к сверстнику, ориентируясь на мнение пе­дагога. Поэтому отрицательной может быть оценка плохих поступ­ков (ударил другого ребенка, разбрасывал игрушки). 

Дети среднего дошкольного возраста испытывают к общению со сверстниками больший интерес. Особенно резко возрастает по­требность в контактах с другими детьми у старших дошкольников.

В процессе общения дети обмениваются информацией, организуют совместную деятельность, распределяют обязанности и действия. Выделяются дети-лидеры, которым подражают другие ребята. Од­нако нередко в группах бывают дети, с которыми не дружат другие ребята, демонстрируя равнодушие или даже негативное отношение к ним, не принимая их в общие игры. Задача взрослых – помочь этим детям найти друзей, во время игр так распределить роли, что­бы безынициативные дошкольники могли выступить в главных ролях, вступая в различные отношения с другими детьми. Взрослые поддерживают сотрудничество детей в совместных играх, рисова­нии, конструировании, в некоторых случаях предлагая детям для выполнения коллективной работы организоваться небольшими груп­пами, парами, учитывая при этом межличностные отношения детей и их индивидуальные особенности. На занятиях по труду, строитель­ных играх и других коллективных видах деятельности важно оцени­вать общий результат труда и вклад каждого участника. Необходи­мо также подчеркнуть, что без совместной работы такой результат невозможен. Между детьми возникают дружба и привязанность. Не­которые дошкольники могут объяснить выбор своих друзей. Надо учить детей определять значимые мотивы взаимоотношений («Але­ша добрый, он помог Тане расставить посуду»), потому что ребята часто называют незначительные ситуативные причины (угостил кон­фетой) или же ориентируются на оценку педагога (хорошо говорит, хорошо занимается).

Большое значение для формирования отношений между детьми занимает анализ образцов социального поведения: положительно­го отношения к проявленному кем-то из сверстников сочувствию и отзывчивости, помощи товарищу; отрицательного отношения к грубости, обману. Педагог организует анализ поведения детей, при­влекая мнение детей, помогая им выразить его, включая в свою речь необходимые слова, значения которых понятны детям в реальной ситуации (сказал неправду, обманул детей – обманщик; толкнул и ударил девочку – грубиян). Анализ социального опыта детей спо­собствует формированию нравственных представлений, понима­нию того, как нужно себя вести в отношениях с другими детьми и взрослыми. Анализ реальных ситуаций подкрепляется игровыми, в которых дети демонстрируют взаимоотношения между персонажа­ми. Важнейшим фактором формирования нравственных представ­лений в старшем дошкольном возрасте становится чтение расска­зов, сказок, анализ взаимоотношений героев, мотивов их поступков, оценка их качеств. Однако работа эта будет эффективна в том слу­чае, если усвоенные представления будут переноситься и реали­зоваться в жизни детей. С этой целью не только анализируются стихийно складывающиеся ситуации, но и специально создаются про­блемные ситуации, в которых дети должны помочь малышам, новому ребенку и др.

Оценка взрослыми взаимоотношений детей, их поведения и по­ступков в значительной степени влияет на отношение ребенка к дру­гим детям и определяет его эмоциональное благополучие в группе. В особой поддержке нуждаются дети, с которыми не дружат другие: это могут быть дети с трудностями в поведении, нередко растормо­женные, агрессивные, или наоборот, застенчивые, робкие. Необходи­мо учить их обращаться к другим детям, выражать свое желание иг­рать, конструировать вместе.

Последовательная работа по сплочению детского коллектива, умению детей дружить, поддерживать и защищать друг друга спо­собствует их более естественному вхождению в школьный коллек­тив и определению своего места в нем. В процессе этой работы у детей формируется ряд личностных качеств: чувство коллективиз­ма, умение участвовать в общем деле, ответственность за поручен­ное дело, умение находить взаимопонимание с другими детьми [10].

Понимание ребенком себя, формирование устойчивых представ­лений о самом себе, создание образа своего «я» является резуль­татом его взаимодействия со взрослыми и детьми. Выделять себя из окружающего пространства слышащий ребенок начинает к кон­цу первого года жизни: он узнает себя в зеркале, выделяет части сво­его тела в ответ на вопросы взрослых. На третьем году жизни у ма­лыша формируются элементы самосознания, он начинает осознавать свои действия, желания, намерения, сравнивать свои действия с дей­ствиями взрослых. На этом этапе ребенок стремится обходиться при выполнении некоторых действий без помощи взрослого; он хочет выполнять требования взрослых, заслужить их одобрение. К концу раннего возраста у слышащих детей появляется феномен «Я сам», что является следствием сравнения собственных действий с действи­ями взрослого, осознанием возможности их самостоятельного выпол­нения. Система «Я», складывающаяся в норме к трем годам, вклю­чает соотнесение себя со своим именем, понимание своей половой принадлежности, оценку своих действий и потребность в признании («Я хороший»), стремление к самостоятельности («Я сам»). Позна­ние себя происходит у слышащего ребенка в процессе соотнесения и взаимосвязи различных средств: взглядов, указательных жестов, называния окружающих и себя, обозначения предметов, действий, собственных качеств и качеств других людей. У детей с нарушенным слухом сфера самоосознания формируется медленнее. И это дикту­ет необходимость участия в таком процессе педагогов и родителей, так как рассматриваемая область социального развития имеет важ­нейшее значение для формирования личности, осознания своего места в коллективе, оценки своих успехов и неудач.

В процессе педагогической работы с детьми двух-трех лет с на­рушениями слуха необходимо фиксировать внимание малыша на его лице, теле, рассматривать вместе с ним части тела – свои и ку­кол, подбирать и соотносить личные вещи ребенка. Это может про­исходить в различные режимные моменты, в играх, на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, в материал которых включены темы «Семья», «Части тела» и др. Развитие представле­ний о себе происходит в процессе знакомства с именами детей, рас­сматривании фотографий ребенка и членов его семьи. Введение и использование слов «мальчик», «девочка» помогает осознанию поло­вой принадлежности ребенка. Педагогам очень важно поддерживать уверенность ребенка в себе, акцентируя внимание на его достижени­ях. Учитывая повышенную ориентировку детей с нарушениями слу­ха на действия взрослых, необходимо развивать детскую самосто­ятельность и активность («Делай сам»). Поддержка инициативы ребенка и одобрение- его действий должны быть связаны с конкрет­ными действиями, заданиями (аккуратно и быстро поел, застегнул ботинки, собрал игрушки).

Признание успехов ребенка взрослыми, общение и доброжела­тельное отношение к нему со стороны взрослых и детей-сверстни­ков способствует становлению образа «Я», формированию само­оценки, адекватной оценки собственных поступков и достижений. Предъявление сложных для выполнения заданий, постоянная опе­ка, частые замечания и негативная оценка поведения ребенка при­водят к неуверенности в себе, замкнутости, а нередко и к агрессив­ности. Это особенно касается детей с нарушениями слуха, имеющих нарушения поведения, например гиперподвижных, расторможен­ных или, наоборот, заторможенных, вялых. Поэтому стиль общения взрослых с такими детьми требует особого внимания. В некоторых случаях целесообразно обсудить его с психологом, уточнив, как формировать самооценку таких детей, какой должна быть система поощрений, в какой форме предъявлять отрицательные оценки.

У детей среднего и особенно старшего дошкольного возраста не­обходимо формировать оценку собственных поступков с точки зре­ния их последствий для самого ребенка и других детей (оторвал пу­говицу от пальто другого ребенка – все ребята будут гулять меньше, потому что сначала нужно пришить пуговицу).

Внимание взрослых должно быть направлено на развитие инте­реса к определенным видам деятельности, способам поведения, ти­пичным для мальчиков и девочек. Внимание привлекается к дея­тельности взрослых мужчин и женщин, она воспроизводится в играх (мальчики строят, водят машины; девочки готовят, шьют). В связи с этим у детей формируются представления о типичных для дево­чек и мальчиков чертах характера (мальчики – смелые, сильные; девочки – нежные, заботливые). Формирование этих представле­ний обеспечивается в процессе ознакомления с окружающим ми­ром, в играх, в театрализованной деятельности, в процессе чтения и обсуждения прочитанного. Наличие таких представлений способ­ствует осознанию ребенком этих качеств по отношению к себе, фор­мирует чувство уважения к себе.

Необходимо учить детей выражать свои эмоции и чувства, что предполагает насыщение словаря детей старшего дошкольного воз­раста соответствующими словами и выражениями («рада», «оби­делся», «грустно», «соскучился».

Главными условиями личностного роста ребенка, т.е. формиро­ванием у него лучших человеческих качеств: доброты, трудолюбия, честности, отзывчивости, самостоятельности, инициативности – являются любовь и уважение взрослых, доброжелательные отноше­ния между сверстниками.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!