Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Развитие логических математических умений слабослышащих детей старшего дошкольного возраста»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

Все задания [6; 14; 24], представленные в этом параграфе, направлены на расширение круга представлений у детей, развитие умений оперировать отдельными признаками понятий, формирование родовых понятий первого и второго уровня обобщенности (типа: кукла, шар, мяч – игрушки) и умений группировать объекты по одному или двум признакам. 

В содержание данной работы входит овладение умениями выделять признаки, сравнивать объекты на основе имеющихся признаков, узнавать предметы по заданным признакам. 

Выделение признаков предметов (цвет, форма, величина)

1.На наборном полотне ставятся геометрические фигуры различных форм, разного цвета, разной величины. К каждой фигуре дети должны подобрать аналогичную и поставить рядом на наборное полотно.

2.Дети выполняют поручения, направленные на дифференциацию признаков цвета, формы, величины:

Дай мишке круг. Дай петрушке квадрат. Дай кукле треугольник.

Положи квадрат на окно. Положи круг на стол. Дай (принеси, покажи) красный круг, синий квадрат, желтый треугольник.

Дай (принеси, покажи, положи, собери) круги, синие круги, желтые круги.

Дай (принеси, покажи, положи, собери) маленькие круги (треугольники, квадраты), маленькие красные круги (треугольники, квадраты).

Положи красный круг на стол. Положи маленький красный круг на стол.

Задания выполняются по словесной инструкции или с опорой на таблички.

3.Даны разноцветные карандаши, палочки, кружочки, кубики, геометрические фигуры. Нужно подобрать предметы, одинаковые по цвету (по образцу или по словесной инструкции). Например: Возьми красные кубики.

4.Даны разные по цвету и форме геометрические фигуры. Нужно подобрать фигуры, одинаковые по форме (по образцу или по словесной инструкции). Например: Возьми круги.. Возьми квадраты.

5.Даны предметы или картинки с изображением предметов больших и маленьких размеров (большой и маленький стул, большая и маленькая кукла, большой и маленький стол); высоких и низких предметов (высокое и низкое дерево, высокий и низкий дом. высокий и низкий стул); широких и узких предметов (широкая и узкая лента, широкая и узкая дорога, широкие и узкие полоски бумаги).

Дети должны показать по образцу или по словесной инструкции большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий предметы.

6.Даются упражнения на сравнение формы предметов с геометрическими эталонами. Детей учат сопоставлению предметов с геометрической фигурой. Для игр и упражнений подбираются предметы с четко, выраженной формой (блюдце, обруч, тарелка, платок, лист бумаги, коробка). К этим предметам дается изображение круга и квадрата. Дети должны определить, что можно положить к кругу, что – к квадрату.

7.Детям показывают пустой мешочек и два шарика: красный и желтый, затем кладут шарики в мешочек. Они поочередно, не глядя в мешочек, вынимают один шарик, называют его цвет и определяют, какого цвета шарик остался в мешочке.

8.Даны парные картинки. На каждой картинке изображены две геометрические фигуры, одинаковые по форме и цвету; разные по форме и цвету; одинаковые по цвету, но разные по форме; одинаковые по форме, но разные по цвету. Перед ребенком выкладывается одна картинка, к которой он должен подобрать парную. (Положи такую же.)

9.Дано геометрическое лото с изображением треугольников, квадратов, разных по цвету (красные, синие, желтые) и по величине (большие и маленькие). По образцу или по словесной инструкции подбираются фигуры, одинаковые по цвету, по форме и по величине.

После того как дети овладевают умением выделять отдельные наглядные признаки предметов (цвет, форма, величина и т.д.), можно перейти к практическому сравнению предметов по заданному признаку.

1.Даны две полоски бумаги (две ленты, два шнура и т.д.) красного и синего цвета, разные по длине. Нужно определить, какая полоска длиннее, какая короче (по практическому или зрительному соотнесению).

2. Даны две полоски бумаги (две ленты, два шнура и т.д.) одинакового цвета, одинаковой длины, но разные по ширине (широкая и узкая). Дети должны определить, какая полоска широкая, а какая узкая (по практическому или зрительному соотнесению).

3.Дети должны уметь выделять признак величины, пользуясь приемом приложения. Практически сравнивая (соизмеряя) контрастные и одинаковые по величине предметы, дети устанавливают отношение равенства – неравенства: длиннее – короче, одинаковые (равные по длине); шире – уже, одинаковые (равные по ширине); выше – ниже, одинаковые (равные по высоте); больше – меньше, одинаковые (равные по величине). Предусматривается попарное сравнение предметов по одному признаку.

Затем можно перейти к сравнению нескольких предметов, при этом один из предметов может быть использован как образец. Практически прием приложения может применяться для составления упорядоченного (серийного) ряда.

4.Дан набор картинок с изображением предметов, различающихся по высоте. Дети должны научиться находить высокие и низкие предметы; самый высокий и самый низкий предмет; уметь найти предмет, выше и ниже данного.

У детей в реальных ситуациях сравнения предметов или их изображений вырабатывают умение устанавливать отношения между предметами на основе выделения пространственных признаков. Это позволяет выражать отношения предметов по величине.

Для закрепления понимания относительности величины объектов у детей вырабатывается умение упорядочивать предметы, т.е. классифицировать их по степени выраженности определенного признака.

1.На наборном полотне ставятся три круга разного размера в возрастающем или убывающем порядке. Дети должны аналогичным образом расположить на наборном полотне квадраты, треугольники, ромбы.

2.На наборном полотне помешаются три круга красного цвета по степени убывания или возрастания насыщенности цвета; аналогичным образом дети должны расположить на наборном полотне синие и зеленые крути.

3.Работа может проводиться таким образом и с индивидуальными конвертами, которые раздаются детям. В конвертах помещаются геометрические фигуры разной величины и разной насыщенности цвета.

4.Даны предметы разной величины, из которых дети выстраивают последовательный ряд по убыванию величины; по возрастанию величины. В качестве объектов берутся палочки разной длины, матрешки разной величины, карандаши разной толщины.

Вначале дается практическое задание на основе образца (перед ребенком выкладывается убывающий или возрастающий по величине ряд предметов). Если дети практически овладевают этим умением, можно предложить выполнить те же задания по словесной инструкции: Поставь матрешки в ряд (по возрастанию или убыванию величины). Принцип построения ряда задается педагогом, который начинает ряд, помещая первой или самую большую, или самую маленькую матрешку.

5.Для овладения умением классифицировать можно выстроить детей по росту (по возрастанию или убыванию).

Задания на классификацию усложняются, если детям придется определять местоположение пропущенного ребенка в ряду (всех детей выстроили по росту, а Миша должен сам найти свое место в созданном ряду).

Когда умение строить последовательный ряд по величине (ширине) закрепится и дети безошибочно упорядочивают ряд в двух направлениях (по возрастанию или убыванию), можно предложить им попробовать провести классификацию оттенков цветов (по насыщенности: темнее – светлее).

6.Берутся флажки (картинки с нарисованными кругами, квадратами, треугольниками) темно-красного, красного, светло-красного цветов.

Первый ряд выкладывает учитель (например, ряд флажков), дети по аналогии строят остальные ряды, ориентируясь на оттенки красного цвета.

Выработка данного умения закрепляется на аналогичных упражнениях с предметами других цветов (синий, зеленый, коричневый, черный и т.п.). Задания на классификацию усложняются, если постепенно увеличивать количество объектов, подлежащих упорядочиванию (например, начинать с трех сравниваемых объектов, постепенно увеличивая их до пяти).

Одним из видов работы над признаками предметов является узнавание предметов по данным признакам. Эти задания для шестилетних детей могут оказаться сложными, но все-таки желательно попробовать использовать этот вид работы в процессе развития логического мышления детей. Задания даются в форме загадок.

Для обобщения и конкретизации отбираются знакомые детям понятия первой и второй степени обобщенности (клен–дерево).

1.Детям предлагаются наборы картинок с изображением разных тарелок (глубокая, мелкая, большая, маленькая и т.д.); разных столов (обеденный, письменный, игрушечный и т.д.); разных шкафов (платяной, книжный, кухонный). Эти предметы предлагается назвать одним словом или подобрать табличку со словом тарелки, столы, шкафы.

2.Имеются три круга (обруча), над которыми лежат таблички: цветы, деревья, птицы.

К этим кругам прилагается набор картинок: мак, дуб, гвоздика, роза, береза, голубь, ель, воробей, василек, синица. Эти картинки следует поместить в соответствующие круги (обручи), ориентируясь на прикрепленные словесные таблички.

3.Картинки, на которых изображены предметы: мяч, ранец, пальто, тетрадка, пенал, кукла, ручка, мишка, шапка, – следует разложить по полкам шкафа, стоящего в комнате, или на доске рисуется соответствующая таблица с озаглавленными столбцами (Одежда. Учебные вещи. Игрушки).

Аналогичным образом заполняются полки (или таблицы), на которые раскладываются картинки с изображением обуви, мебели, посуды, овощей, фруктов, ягод, зверей, птиц, рыб, чисел, букв, геометрических фигур.

4.Детям предлагается составить пары слов по имеющемуся образцу: береза – дерево. Даны таблички со следующими словами: собака, чашка, шкаф, мак, животное, посуда, мебель, цветы.

5. Детям предлагаются заполненные таблицы с неозаглавленными столбцами.

К этим таблицам имеются соответствующие карточки: времена года, цветы, животные, овощи, мебель.

Дети должны с помощью данных карточек обозначить каждый столбец.

6.Дан рисунок, на котором изображены два круга. В синем круге нарисованы яблоки и груши; в красном круге – ромашки и маки. Дети должны сказать (одним словом), что нарисовано в каждом круге.

7.Детей просят назвать одним общим словом следующие группы слов:

а)  мак, ромашка, роза;

б)  чашка, тарелка, миска;

в)  стол, стул, шкаф;

г)  рубашка, брюки, платье;

д)   липа, береза, клен;

е)  морковь, капуста, свекла;

ж)   кукла, мишка, мячик, машина.

8.Даются таблицы с озаглавленными столбцами (Игрушки. Цветы. Посуда. Мебель. Животные. Обувь. Деревья. Овощи. Фрукты. И т.д.). К этим таблицам прилагаются:

а)  наборы предметных картинок;

б) таблички с соответствующими названиями конкретных предметов.

Дети должны в каждый озаглавленный столбец поместить подходящие картинки или таблички со словами.

9. Дети  должны  ответить  на   вопросы   и   выполнить задания:

1)   Какие ты знаешь игрушки?

2) Какие ты знаешь цветы?

3)  Назови разную посуду (одежду, обувь).

4)   Назови животных, растения.

5)  Назови овощи, фрукты.

6)   Назови учебные вещи. И т.д.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!