Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Развитие эмоциональной сферы у дошкольников»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

На протяжении всего дошкольного периода эмоции и чувства значительно развиваются, качественно преобразуются, дифферен­цируются. Существенным моментом развития эмоциональных со­стояний являются постепенное, все более полное их осознание. По мере общих изменений всех сторон психики: познавательной деятельности, волевых процессов, личностных особенностей – де­ти приобретают способность произвольно регулировать свой чув­ства, управлять ими. Чувства соотносятся с широким кругом социальных условий. Происходит формирование устойчивых со­циально-значимых чувств – нравственных, эстетических, интел­лектуальных, практических.

Игровые упражнения, проводимые с детьми, способствуют со­вершенствованию понимания эмоциональных состояний людей в определенных ситуациях и расширению словаря по теме «Эмо­циональное состояние человека». 

«Фотография» 

Дошкольникам предлагается рассмотреть разные фотографии (самих детей, их близких). Педагог спрашивает у детей, почему тот, кто изображен на фото, смеется или плачет, или улыбается, и т.п., что было до этого. С детьми 3-4-х лет можно просто рассматривать фотографии. Они узнают себя, других детей, взрос­лых. Можно показать малышам, что на одной фотографии кто-то улыбается, на другой – задумался и т.п. Ребятам дается задание изобразить ситуацию, запечатленную на фотографии.

«Сделай так»

Среди детей выбираются несколько желающих и каждому ин­дивидуально дается задание типа: ты – смеешься (тебе весело), ты – плачешь (тебе грустно), ты – устал, ты – улыбаешься, ты -злой (ругаешься), ты – испугался (потерялся в лесу). Дошколь­ники изображают то или иное эмоциональное состояние, а другие дети стараются узнать и назвать переданные эмоциональные со­стояния.

«Помоги человечкам найти свое лицо»

Ребенку даются ситуативные картинки, где у персонажей не изображено лицо. Рядом в колонке нарисованы различные вари­анты лиц, изображающие разные эмоциональные состояния. Ре­бенку предлагается подобрать лица к картинкам.

«В мире эмоций»

Детям предлагается передать как можно точнее эмоции, испы­тываемые в различных ситуациях общения.

1. Эмоция радости-удовольствия.

Ребята, мы идем купаться на речку. Надеваем купальные костю­мы. Берем с собой друзей. Погода хорошая! Светит солнышко! Нам весело! Мы вместе купаемся в речке.

2. Эмоция страха.

Вдруг из леса вышла страшная, очень страшная Баба-Яга! (Страшный волк!)

Мы испугались. Нам всем страшно. Но мы быстро побежим, и она пас не догонит. Убежали от Бабы-Яги!

3. Эмоция жалости.

Мы гуляем по улице. Посмотрите, вот маленький бездомный котенок. Давайте пожалеем его. Дима упал. Пожалеем его.

4. Эмоция удовлетворения.

Ребята, покажите, как вы любите маму, папу, бабушку, брата, и т: д. А друг друга вы любите? Вы – дружные ребята? Покажите, какие вы дружные.

Эту игру можно продолжать, используя разные приемы и си­туации. Она поможет ребятам лучше понимать различные эмо­ции, поможет воспитывать и вызывать у детей ответные реакции и переживания в определенной жизненной ситуации. Текст, ис­пользуемый в игре, может быть адаптирован в зависимости от уровня речевого развития детей.

«Найди игрушки»

Детям предлагается соотнести изображенные на рисунке пер­сонажи (девочки и куклы) в соответствии с эмоциями, выражен­ными на их лицах. Вариантом предложенной игры может служить игра «Собака потерялась», «Кто с кем будет дружить».

Игры на классификацию эмоциональных состояний

«Грустно – весело»

Детям предлагаются картинки и фотографии с изображением эмоциональных лиц (ситуаций), педагог просит разложить их по группам и объяснить свое решение.

«Четвертый – лишний»

Педагог предлагает четыре карточки с изображением людей, причем на трех карточках на лицах ярко выражено одно эмоцио­нальное состояние, а на четвертой – другое.

«Самый веселый» («Самый грустный»)

Дошкольникам предлагается выложить ряд: от изображения грустного лица до радостного, смеющегося, и наоборот.

Для того чтобы до конца понять, осознать и передать эмоцио­нальное состояние, настроение людей, слабослышащие дошколь­ники должны овладеть выразительными движениями, которые являются неотъемлемым компонентом эмоций. По мимике, инто­нации, осанке, позе, походке человека, особенностям движений можно определить, что переживает этот человек, его настроение, отношение к окружающим. В результате знакомства с языком дви­жений ребенок учится более точно понимать эмоциональные состояния других людей, овладевает социально-приемлемыми способами выражения своих настроений.

В детском саду используются специальные занятия – игры по формированию выразительных движений. Дети, изображая в дви­жениях различные сюжетные сценки (по серии картинок, отрыв­кам из сказок, рассказов, обыгрывание реальных ситуаций из сво­ей жизни и т.д.), учатся передавать настроение персонажа, его взаимоотношения с другими действующими лицами с помощью выразительных средств. Методика обучения языку движений строится по принципу поэтапного освоения того или иного дви­жения, жеста. Сначала педагог предлагает игровую ситуацию. Де­ти обсуждают и дают оценку событиям и персонажам предло­женной ситуации. Затем с помощью взрослого пытаются найти возможные выразительные средства для исполнения сценки. Да­лее дошкольники выполняют движения, проговаривая слова, рас­крывающие значение этого жеста, или сопровождая его подража­нием голосу изображаемого персонажа. Потом педагог предлагает детям придумать и проиграть другие возможные варианты дви­жений по предложенной ситуации. На следующем этапе слабослы­шащим дошкольникам задается схожая по образному содержанию ситуация, в соответствии с которой дети самостоятельно выполня­ют движения, стараясь передать характерные особенности разных персонажей. Заключительный этап состоит в том, что дошколь­никам предлагается импровизировать на заданную тему. Дети воплощают образ в движениях и дают словесный анализ данной ситуации, затем объясняют использованные ими приемы пласти­ческого воплощения образа.

Игровые упражнения для обучения дошкольников языку вы­разительных движений.

«Грустно – весело»

Воспитатель предлагает детям отгадать какое у него настрое­ние. (Взрослый изображает на лице грусть, закрывает лицо рука­ми, как будто плачет.) Когда ребенок отгадает, педагог принимает «открытую» позу с радостным выражением лица и просит ска­зать, какое теперь у него настроение?

Ребенку предлагается выразить разные настроения в движениях.

«Жадный – щедрый»

Воспитатель просит показать жадного человека, а потом до­брого человека. Дети должны вспомнить значение этих слов и попытаться найти соответствующие выразительные движения.

Или: педагог предлагает дошкольникам отгадать, кого он по­казывает: жадного или доброго человека. Жадный – руки с согнутыми пальцами повернуты ладонями «к себе», взгляд прищурен или исподлобья, губы сжаты, стоит бочком. Добрый – руки вытя­нуты вперед и чуть в стороны с «открытыми» ладонями, подборо­док приподнят, радостное выражение лица.

«Петушок»

Педагог показывает детям сценки и просит определить настро­ение петушка. Впоследствии дети могут сами изображать разных животных.

«Гордый петушок». Петушок поет звонко «ку-ка-ре-ку» и хо­дит, гордо подняв голову, высоко поднимая ноги, согнутые в ко­ленях, и помахивая крыльями. Время от времени он останавлива­ется и клюет зернышки (наклоняется, чуть задерживается в таком положении и выпрямляется, запрокидывает голову назад).

«Грустный петушок». Тихим печальным голосом поет «ку-ка-ре-ку», вздыхает, голова клонится вниз (невеселое выражение ли­ца); не пьет, не ест (на предложение попить водички, поклевать зернышки с ладошки – отрицательно качает головой). С детьми обсуждается, что могло стать причиной печали петушка (заболел, соскучился по солнышку, попал в беду и т.д.) и обыгрывается каждый из вариантов.

Предлагается подумать, как помочь петушку. Дети пытаются показать это в движении.

«Петушок-герой». Можно использовать ситуацию сказки «Ли­са, заяц и петух»: петушок помогает зайчику прогнать лису из лубяной избушки.

Со словами: «Уходи, лиса!». Петушок, нахмурив брови, грозно топает ногой и, прогоняя, машет рукой (движение «от себя»).

«Кот заболел – кот выздоровел»

В начале игры можно рассмотреть серию картинок по теме. Затем педагог или кто-то из детей обыгрывает предложенную ситуацию.

«Кот заболел». «Закрытая» поза, ладони прикладываются к больному месту, на лице – страдание, тяжелые вздохи. Кот хо­дит из угла в угол, как будто от боли не может успокоиться,

«Кот выздоровел». Радость передается активными прыжками и подскоками, кувырками, поворотами вокруг себя (корпус «от­крытый»), с улыбкой на лице.

С детьми обсуждаются возможные причины болезни и выздо­ровления кота. Дети пытаются выразительно исполнить каждую часть упражнения.

«Зайка хвастунишка – зайка трусишка»

Детям предлагается подумать, как можно изобразить хвастли­вого зайчишку («открытая» поза, удары ладонь себе в грудь, нос задран вверх), а как – трусливого, испуганного («закрытая» поза, ноги полусогнуты, испуганный взгляд).

Дошкольники пытаются передать в движении разные состоя­ния зайки. Разыгрывается сюжет, объединяющий обе части уп­ражнения, обговариваются причины испуга зайки.

«Медведь»

«Мишка жалеет зайку». Дети нежно поглаживают игрушку, приговаривая низким, густым голосом: «Не плачь» и т.п. Движе­ния выполняются «по-медвежьи»: не спеша, мягко округленными в локтях руками, амплитуда движений несколько увеличена. По­зже ребенок может попытаться выполнить эти же движения бе­режно, с оттенком участия.

«Веселый медведь». Медведь весело пляшет, тяжело подскаки­вая, кружится, вращает кистями рук, делает разнообразные наклоны и повороты. На лице довольная улыбка. Движения вы­полняются с широкой амплитудой, мягко переходя из одного в другое.

Чем старше дети, тем более сложные и разнообразные дви­жения они могут выполнить, но сохраняется медвежья тяже­ловесность.

«Медведь-грустит». С детьми обсуждаются причины грусти медведя. Например, у медведя-папы заболел медвежонок-сын, и папа переживает. Или: медвежонок полез за медом в улей, и пчела укусила его в нос и т.п. Затем дети передают настроение медведя в разных игровых ситуациях. Продумываются сюжеты вместе с детьми и разыгрываются по ролям.

«Три медведя». Разыгрывается по ролям фрагмент сказки «Три медведя». Сначала выбирается одна фраза, например: «Кто сидел на моем стуле?» и ребенку предлагают произнести ее от лица каждого из медведей. Внимание обращается на различие голосо­вых интонаций и пластики этих персонажей (движения выполня­ются с разной амплитудой: у мишутки – меньше, у медведицы – больше, у медведя – еще больше).

«Медведь сердится». С детьми обсуждается, почему у медведя может быть плохое настроение. Дети пытаются выразить это па-строение в движении.

Если гнев невелик, то «медведь» может нахмуриться, негром­ко зарычать, обиженно отворачиваться в «закрытой» позе. Если же гнев сильный, то усиливается агрессивность. Рычание становится громче, увеличивается амплитуда и динамика движении, пальцы рук изображают выпущенные когти медведя.

«Волк»

Педагог предлагает детям изобразить волка.

«Злой волк». Волк ступает мягко, пружиня на коленях (корпус «закрытый»), движения размашистые, руки присогнуты в локтях, пальцы изображают выпущенные когти, голова выдвинута впе­ред, мрачное выражение лица, низкий голос.

«Грустный волк». Волк печально вздыхает и плачет (голос низ­кий), утирает слезы. Детям предлагается придумать причину пе­чали (например, из-за своего вредного характера волк остался без друзей и т.д.), а затем выполнить упражнение и попытаться пере­дать в движениях образ грустного волка.

«Хитрая лиса»

Предварительно вместе с детьми вспоминаются сюжеты зна­комых сказок, где лиса хитрит и обманывает. Затем разыгрыва­ются по ролям соответствующие фрагменты. Например. Лиса о чем-то ласково просит, прикидывается несчастной, а потом об­манывает того, кто ей поверил.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!