Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
В развитии современных представлений о преодолении кризиса классической рациональности немаловажную роль играют работы русских ученых К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского. Огромное воздействие на современные научные представления о культурном процессе оказали взгляды великого русского ученого В.И. Вернадского, создавшего учение о ноосфере (сфере разума) и ее воздействии на все биологические и геологические процессы, происходящие на нашей планете.
Анализируя геологическую историю земли, Вернадский подчеркивает, что ноосфера является последним из многих состояний эволюции биосферы, когда человек становится могучей и все растущей геологической силой. В этих условиях развитие цивилизации оказывается связанным не только с решением технических и технологических проблем, но и с уяснением того обстоятельства, что мыслящее человечество представляет собой единое целое. Он писал, что «перед человеком открывается огромное будущее, если оно поймет это и не будет употреблять свой труд и свой разум на самоистребление».[1]
Последователями идей В.И. Вернадского разрабатываются современные биосферные концепции культуры, ведутся многочисленные фундаментальные и прикладные исследования, проектируются экологически чистые производства.
Экологическая культура становится одним из наиболее значимых показателей всей современной цивилизации. С точки зрения культурологии экологическая культура проявляется: во взаимодействии природы и социума (общества); во внутренних отношениях в социуме; и в отношении человека к самому себе.
ХХ век ясно показал утопичность взглядов на возможность сохранения природы в ее естественном и неизменном виде. Социокультурные процессы, даже глубоко продуманные и контролируемые, неизбежно изменяют ее. Поэтому речь должна идти не о возврате природы к ее первозданному виду, а о необходимости сбалансированного и согласованного развития (коэволюции, – от лат. «совместно») природы, общества, человека и его искусственной среды обитания.
Особую роль идеи коэволюции играют в той области экологической культуры, которая неразрывно связана с материальным производством вообще и с сельскохозяйственным производством в особенности. Как отмечают специалисты, современное сельское хозяйство во всем мире переходит от традиционных форм получения сельскохозяйственной продукции к новым технологиям, строго соответствующим естественно-экологическим законам.
В области промышленного производства экологическая культура заключается не только в рациональном использовании природных ресурсов, но не в меньшей степени и в борьбе за чистоту окружающей среды, путем снижения и предотвращения ее загрязнения и создания принципиально новых технологии. Сюда входит энерго- и ресурсосберегающие технологии, безотходные производства и замкнутые технологические циклы, биотехнологии и другое.
Это позволяет культурологам представить весь социокультурный прогресс человечества как последовательную смену биогенной, техногенной и ноогенной эпох.
При этом решение проблем современной цивилизации – это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально-политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы справедливо считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.
В литературе существуют различные интерпретация понятия «гуманизма». Исторически под гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных установок, направленных на удовлетворение потребностей человека. В этом смысле понятие «гуманизм» совпадало по своему значению с понятием «человечности», человеколюбия.
Гуманизм как определенная система ценностных ориентациий установок, доведенная до логического конца, получает значение общественного идеала. При таком подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно, в достижении полного осуществления принципов гуманизма как торжества человеческого начала. Гуманизм в этом смысле не следует понимать односторонне, только как полную реализацию человеческого начала в духовной сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое начало неразрывно связано со всеми сферами жизни людей, в том числе и с общественным производством, и с системой производственных отношений, поскольку без удовлетворения материальных потребностей общества и человека, ни о каком духовно-нравственном развитии личности не может быть и речи.
Наряду с этими подходами, в современной литературе чаще всего подчеркивается, что реализация принципов гуманизма означает проявление общечеловеческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким подходом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Общечеловеческое в таком подходе рассматривается как нечто значимое не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а как то, что имеет значение для всего человечества. Это могут быть те или иные конкретные ценности и материальные объекты, от достаточного количества которых зависит существование человечества. Или, наоборот, избыток таких объектов, отсутствие должного контроля над ними составляет угрозу человечеству.
Президент Римского клуба А. Печчеи еще в конце 70-х гг. прошлого века подчеркивал, что «любые новые достижения человечества, включая и то, что обычно подразумевается под «развитием», могут основываться только на совершенствовании человеческих качеств, и именно на этом мы должны сконцентрировать все свои усилия, если мы захотим действительно расти».[2]
Развивая с этого периода концепцию базисных (основных) потребностей человека, ученые, предлагают проводить такую социальную политику, которая соответствует конкретным социальным условиям и существующим организационным формам общества.
Однако первоочередной, все-таки, остается задача формирования действительно человеческих качеств у человека. При этом речь идет не только и не столько об отдельном индивиде или отдельной элитной группе, а о всех жителях планеты. Это связано, в частности, с тем, что деятельность современного человека уже приобрела планетарные масштабы, а человек и человечество еще не понимают своей новой роли и своего места в изменившейся ситуации. Современный человек все еще слепо доверяет науке и технике, полагая, что именно они смогут разрешить все противоречия современной эпохи. Он не понимает, что научно-технический прогресс не ведет и не может привести к устранению кризиса человечества. Он вызван другими причинами, и в первую очередь, как раз тем, что именно человек неспособен принять на себя ответственность, вытекающую из его новой роли.
Современные ученые убеждены в том, что от того, удастся или не удастся человеку реализовать свой гуманистический потенциал, в конечном счете зависит либо его дальнейшее процветание, либо неминуемый крах.
Эти позиции сейчас разделяют уже многие политики и общественные деятели планеты, педагоги и воспитатели подрастающих поколений, писатели и художники, то есть люди, которые могут оказывать существенное-влияние на формирование общественного сознания и на его переориентацию.
Новое отношение к воспитанию человека предполагает максимальную демократизацию системы образования, использование в этом процессе методов педагогики сотрудничества, принципа плюралистичности в подходах к объяснению мира и его пониманию и терпимости по отношению к инакомыслящим. Образцом такого нового отношения чаще всего называют деятельность А. Швейцера. Его многосторонняя гуманистическая деятельность была связана с разработкой принципов новой этики, основанной на благоговении перед жизнью, в любом ее проявлении – биологическом, зоологическом, антропологическом. Швейцер считал, что нельзя определить, какая из форм жизни является более ценной. Его кредо: «Я жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить».
Отсюда он делает вывод, что критерием развития культуры является уровень гуманизма, достигнутый обществом. В своих работах А. Швейцер подчеркивал, что в современном мире идет быстрыми темпами самоуничтожение культуры. Видимость технического прогресса создала иллюзию триумфа культуры и процветания человечества. Однако, современный человек, руководствуясь рационалистическим мировоззрением, все больше отходит от нравственных норм. Подавляющее большинство современных людей несвободны в выборе своей судьбы. Они подчинены экономике, чувствуют себя постоянно сверхзанятыми и неуверенными в завтрашнем дне. Их уровень духовности постоянно снижается. В свободное время человек ищет таких развлечений, которые требуют минимального духовного напряжения и совсем не связаны с развитием гуманистических начал, заложенных в нем. Даже при воспитании человека на первый план выходят принуждение, а не убеждение, жестокость, а не гуманизм. Над миром личности господствует мир общества, люди утрачивают самобытность и самостоятельность. Они добровольно отказываются от права на самостоятельность своего мышления. Существенным при этом является то, что упадок духовной культуры порождает идеи ура-патриотизма и национализма, разрушающие общечеловеческий социокультурный процесс. Каждый человек, считал Швейцер, должен решительно повернуть свою жизнь к осознанию значимости и величия духовно-этических начал, лежащих в основе его бытия. Человеку предстоит вновь стать независимой личностью и оказать положительное обратное воздействие на судьбу каждого общества и всего человечества. По мысли А. Швейцера новая этика считает добром и культурой только то, что способствует охране живого, а злом – все то, что приносит вред жизни и уничтожает ее. Поэтому общество, где не действуют безусловные нравственные принципы охраны всего живущего на Земле, не могут считаться культурными в подлинном смысле этого слова.
Анализ проблем экологии биосферы, социума и человека в конечном счете привел к формированию концепции нового гуманизма, включающей в себя три аспекта. Это – понимание глобальности, как основы жизни на планете; безусловное стремление к справедливости по отношению к жизни в любых ее проявлениях; отвращение к насилию, как к способу разрушения конфликтов. Развитие именно этих направлений гуманизма поможет преодолеть внутренний кризис человека, и вместе с тем, разрешить многие проблемы человечества. Человеку предстоит открыть в себе силы, которые помогут ему составить правильное представление о себе, как о части природы и всего мироздания, уяснить суть внутренней взаимосвязи мира.
Таким образом, проблемы современной цивилизации – осознание трагических перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы, угрозы голодной смерти и экологической катастрофы – вынуждают человечество преодолевать узкий горизонт локальных, партикулярных, относительных ценностей и обратиться к поиску ценностей общечеловеческих. К этому человечество побуждает не только стремление к выживанию, инстинкт самосохранения, но и глубинная потребность человека в органической связи с другими людьми, которая стала ныне более осознанной и более настоятельной, что выражается в таком, еще очень мало исследованном явлении как рост планетарного сознания. На неизменно более высоком уровне, при сохранении богатства индивидуального самовыражения, человечество как бы обращается к временам, когда в индивиде видели не только представителя рода, племени, общины, а представителя всего рода человеческого. Данный круг общечеловеческих ценностей является следствием исторической необходимости, он носит приземленный характер и способствует лишь внешнему объединению людей в борьбе за выживание. Однако наряду с данным значением термин «общечеловеческие ценности» имеет более широкий характер. Общечеловеческие ценности рассматриваются как трансцендентные ценности.
Трансцендентные ценности понимаются как предельные, исторически не локализуемые. Они в той или иной степени принадлежат всем народам, но не у всех выражены одинаковым образом. Это выражение зависит от степени метафизичности менталитета народа, его устремленности к чему-то абсолютному, трансцендентному, включающему в себя непрояснимый элемент и требующий особого почтения, пиетета. Эти ценности обусловлены особенностями культурно-исторического развития той или иной страны, его религиозными традициями, типом цивилизации. Так, например, подспудно присутствующая в сознании россиян метафизичность нашла свое выражение во вселенском чувстве, мессианской идее, призванной соединить распавшиеся ветви общечеловеческого прогресса. Отсюда и притягательность идеи коммунизма, всколыхнувшее сознание российского народа, и, по сути дела, перевернувших всю общественную жизнь России.
Трансцендентные ценности имеют глубокий внутренний, скрытый от внешнего взгляда смысл, который, как правило, не улавливается, ибо его постижение предполагает восхождение к самим истокам фундаментальной традиции, сохраняющей свое духовное содержание. Тогда ценности предстают не просто в качестве внешних моральных правил, а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе оказывается, в конечном счете, идея Бога как воплощение добра, любви, красоты, истины и справедливости. Бог –это масштаб, посредством которого оцениваются дела человеческие.
Устремленность человека к некой иной, высшей деятельности есть важная и неистребимая психологическая потребность, дающая импульс к активности, развития творчества, без которой невозможны никакие великие свершения. «Величайшая красота, которая достигается в этом мире, – писал Н.А. Бердяев, – связана не с тем, что человечество ставило себе чисто земные цели в этой действительности, а с тем, что оно ставило себе цели за пределами этого мира. Тот порыв, который вел человечество в мир иной, в этом мире воплощался в единственно возможной, высшей для него красоте, которая всегда имеет природу символическую, а не реалистическую».[3]
Общечеловеческие ценности – это идеал, символ, образец, регулятивная идея и в таком качестве они имеют право занимать соответствующее место в нашем сознании, в мировоззрении. В этом смысле общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой, за ними стоит опыт человечества, его потенции и устремления. Современная эпоха не только высветила важную роль общечеловеческих ценностей, но и показала их противоречия и динамику, причем в разных взаимосвязанных планах. Речь идет о противоречиях в самой природе общечеловеческих ценностей, о противоречиях между ними и конкретными историческими явлениями по разнородности в системе этих ценностей.
Понятию общечеловеческих ценностей как регулятивной идее, идеалу, образцу противостоят представления о том, что эти ценности, как таковые, противоречивы по своей природе и не могут быть иными, поскольку одно и то же – всечеловеческое. Один и тот же масштаб применяется к различным, в том числе взаимоисключающим явлениям. Так, даже самые высокие побуждения во имя добра, блага могут обернуться злом для многих людей и всего общества, когда они равным образом, одинаковой мерой распространяются и на тех, кто просто глух к ним, а использует призыв к добру в эгоистических целях, для нанесения ущерба конкретным людям и всему обществу.
И все же противоречивость общечеловеческих ценностей не привела в истории к отказу от представления их в качестве цельного, непротиворечивого идеала, то есть к признанию их относительного характера, релятивизации. Во многом этого не произошло потому, что релятивизации ценностей всегда сопротивлялись различные религии. В религиозной интерпретации общечеловеческие ценности осмысливаются как ценности, имеющие божественную природу. Это очищало их от внутренних противоречий, хотя в определенной мере акцентировало внимание на существовании противоречия между ними и земной реальностью.
Таким образом, исследуя средствами культурологического анализа проблемы кризиса современной цивилизации, можно выделить значимые позиции, позволяющие глубже понять специфику развития человечества. Исследования истории различных народов и государств показывают, что социокультурный процесс в своей основе всегда имел общечеловеческое содержание. В том случае, если нормы морали и права, искусство и философия четко выражают эту общечеловеческую направленность, они в значительной мере способствуют установлению взаимопонимания в обществе, росту его сплоченности, а, следовательно, и укреплению того или иного общества. Социокультурный процесс не сводится только к этим внешним параметрам жизнедеятельности человечества. Он включает в себя и весь духовный мир человека, его мысли и переживания, пристрастия и антипатии, традиции, суеверия и предрассудки. Этот мир духовной культуры также подлежит защите и охране. Человечество может выжить только на основе проявления глубокого уважения ко всем существующим культурным достижениям человечества.
[1] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Развитие представлений В.И. Вернадского о ноосфере. М., 1991. С. 19
[2] Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. С. 224
[3] Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 157-158
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!