За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Одна из двух основных функций публицистического стиля – функция воздействия.
Воздействующая, убеждающая речь, произносимая профессионалом речи (оратором) и обращенная к широкой аудитории с целью влияния на ее взгляды, убеждения, настроения, называется ораторской речью.
Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию данной разновидности речевой деятельности. Это учение называется риторикой. Словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждения словом.
Риторика в европейской культуре берет свое начало от древнегреческих риторических школ, где формировалась как учебный предмет, позднее – как наука. В Древнюю Русь европейская риторическая традиция пришла через Византию и достигла расцвета в XI–XIII вв. Серьезная научная разработка проблем риторики в России началась благодаря М.В. Ломоносову, создавшему «Краткое руководство к красноречию» (1744) и «Риторику» (1748). С тех пор появилось немало исследований по этой дисциплине.
В советский период риторика, противоречащая сути тоталитарного режима, была под запретом – и как учебный предмет, и как область исследования. Понятие «риторика» связывали с пустословием, краснобайством. В центре внимания оказывалась лишь структура языка, а не его жизнь в речевой деятельности человека. Но даже в самые трудные годы отечественные лингвисты продолжали разрабатывать проблемы риторики. Назовем имена выдающегося лингвиста В.В. Виноградова, философа, знатока античной эстетики А.Ф. Лосева, философа, литературоведа М.М. Бахтина, историка риторики В.П. Вомперского и др. Возрождение демократии в России в конце 80-х и в 90-е годы XX в. способствовало и возрождению риторики.
Возрождающаяся риторика не есть простое повторение давно известного: новые подходы весьма значительны, нередко они обозначаются обновленным термином – неориторика.[1]
Путь современной риторики – это и обращение к риторическому наследию античности, и воскрешение отечественных риторических традиций, и учет опыта западных риторических школ, и обогащение риторики исследованиями по стилистике, прагматике, культуре речи.
Выделяют общую риторику, рассматривающую этапы и фигуры речи, а также правила их применения, и частные риторики, связанные с процессом общения в какой-либо одной области (риторика научной речи, риторика обыденной речи и т.п.).
Центральное место в общей риторике занимает учение об этапах риторической деятельности – пути от мысли к слову. Традиционно риторику делили на пять частей:
– учение о нахождении – подготовка содержания речи;
– учение о расположении – композиция воздействующего текста, обычно связанная с речевым жанром;
– учение о выражении – центральная часть риторического учения – выбор средств языка, стили, культура речи, поэтика;
– учение о запоминании – развитие профессиональных навыков оратора, связанных с работой памяти;
– учение о произнесении – безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, использование жестов и пр.
Основные категории классической риторики – этос, логос и пафос.
Этос – это уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиям слушателей; нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям.
Логос – это словесные, языковые средства; владение логикой и искусством аргументации, используемым для убеждения.
Пафос – это замысел создателя речи, эмоционально развиваемый перед слушателями.
Гармоничное сочетание этих трех способов воздействия на аудиторию позволяет сделать речь убедительной и влиятельной.
Частные риторики исторически сформировались из разных родов красноречия.
Род красноречия – это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки.[2]
В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Каждый род объединяет определенные виды речи, классификация которых носит ситуативно-тематический характер, так как учитывается, с одной стороны, ситуация выступления, с другой – его тема и цель.
К социально-политическому красноречию относят выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, нравственно-этические темы, отчетные доклады на съездах, конференциях, собраниях, выступления по вопросам научно-технического прогресса, политические, дипломатические, военно-патриотические, агитаторские, парламентные, митинговые речи.
В основе некоторых из названных жанров публичного общения лежат официальные документы, содержащие информацию по политическим, экономическим и другим текущим вопросам иди включающие программно-теоретические положения, рекомендации, материалы разъяснительного, призывного характера. Поэтому некоторым видам речей, наряду с элементами публицистического стиля, свойственны черты официального или научного стилей. В митинговых речах, имеющих призывную направленность, для достижения нужного оратору эффекта зачастую используются разговорная лексика и синтаксис.
К академическому красноречию относятся учебная лекция, научный доклад, обзор, сообщение, научно-популярная лекция. Академическое красноречие способствует формированию научного мировоззрения и отличается научным изложением, четкой аргументированностью, логической культурой. Данный род речи близок научному стилю, но в то же время в нем нередко используются изобразительно-выразительные средства.
Судебное красноречие – это речи, произносимые участниками судебного процесса – прокурором (обвинителем) и адвокатом (защитником). Этот род речи призван оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. В судебных речах подробно анализируются фактический материал, данные судебной экспертизы, показания свидетелей и т.д. «Выяснить, доказать, убедить – вот три взаимосвязанные цели, определяющие содержание судебного красноречия».[3]
Социально-бытовое красноречие – это приветственная речь; юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или отдельной личности; застольная речь, произносимая на официальных приемах или среди частных лиц; поминальная речь, посвященная ушедшему из жизни.
Бытовое общение, являясь, на первый взгляд, делом частным, имеет социальную природу, выражающуюся в личных контактах не только в семье, но и за ее пределами. Это общение формирует у человека черты коммуникабельности, умение непринужденно держаться в обществе, смягчать напряженность в отношениях, развивает гибкость пользования языковыми средствами, выразительность речи.
К духовному (церковно-богословскому) красноречию относятся проповедь – речь, которая произносится в церкви для прихожан и которая соединяется с другими церковными действиями, и речь официальная, адресованная самим служителям церкви. Цель проповеди – воспитание, наставление, и в связи с этим выделяют дидактическое (поучительное) красноречие. Речи, посвященные знаменательным церковным датам или государственным событиям, называют панегирическим красноречием.
Духовное красноречие изучает гомилетика – наука о христианском церковном проповедничестве.
В последние годы XX в. стала развиваться этнориторика – наука о национально-культурных особенностях речевого поведения. Для успешного общения разных культур важно учитывать различия этноэтикетов, помнить о возможности запрета на определенные темы разговора и др.
Основу публичных речей любого рода составляют общеязыковые и межстилевые средства. Однако каждый род красноречия имеет специфические языковые черты, образующие микросистему с одинаковой стилистической окраской.
Устным выступлениям публицистического характера присуща эмоциональность, которая реализуется (как и в других жанрах публицистики) с помощью оценочных языковых средств: особой фразеологии, риторических вопросов, инверсии, предложений с распространенными обращениями, с именительным темы; разговорной лексики и разговорного синтаксиса.
[1] Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000. С. 159
[2] Культура русской речи: Учебник / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М., 2001. С. 98
[3] Культура русской речи: Учебник. Указ. соч. С. 102
За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!