Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Содержание
Введение 4
Глава 1. Причины возникновения и развития профессионально-нравственной деформации 5
Глава 2. Проявления профессионально-нравственной деформации 10
Глава 3. Основные направления профилактики профессионально-нравственной деформации 16
Заключение 18
Рекомендуемая Литература 19
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество характеризуется тем, что каждая отдельная личность проявляет себя в профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность способствует развитию личности, но при этом, может способствовать развитию различных личностных нарушений. Личностные нарушения могут проявляться в «профессиональном выгорании», в развитии догматизма и стагнации, в маргинализации и деградации личности, и других негативных проявлениях. В целом, все негативные проявления личности, развивающиеся при осуществлении профессиональной деятельности, составляют профессионально-нравственную деформацию.
Термин «деформация» зачастую используется в технических и медико-биологических науках. С развитием этики как науки и отдельного её раздела – прикладная этика – термин «деформация» приобретает нравственное значение. Учитывая факт, что негативные явления в личности развиваются в деятельности, в этике формируется понятие «профессионально-нравственная деформация».
Данные методические рекомендации раскрывают проблему профессионально-нравственной деформации в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Особое внимание уделяется профессионально-нравственной деформации сотрудников органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, имеющей свои профессиональные особенности.
Проблема профессионально-нравственной деформации в правоохранительных органах носит актуальный характер, о чём свидетельствует ежегодные отчёты различных подразделений кадровых служб. В 2008 году данному явлению было придано особое значение, МВД РФ сделало акцентированный шаг к обозначению проблемы профессионально-нравственной деформации и в приказе от 24 декабря 2008 г. N 1138 «Об утверждении кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», выделив статью 10 «Профессиональная нравственная деформация и её профилактика».
В современных условиях в деятельности ФСИН России особую актуальность принимает порядок и организованность среди личного состава, зачастую встречаются нарушения законности и дисциплины среди сотрудников, о чём свидетельствует ежегодная статистическая отчётность по формам 3-ПР и 3-Д. В связи с этим необходимо понять причины развития профессионально-нравственной деформации, сущность данного явления и мер профилактики.
ГЛАВА 1. Причины возникновения и развития
профессионально-нравственной деформации
Профессиональная деформация – явление, объективно сопутствующее развитию человека в его профессиональной деятельности, если он повседневно не работает над собой. В отличие от других профессий, где деформация одного сотрудника не «бросает тень» на его коллег и не нивелирует социальную ценность их труда, в деятельности сотрудника ФСИН России такое явление имеет более тяжкие последствия. Здесь ошибки одного персонифицируются в общественном сознании как недостаток (и) всех сотрудников, порождая соответствующий стереотип – «там все такие». А.Ф. Кони в связи с этим подчеркивал: «Как бы хороши не были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых и недобросовестных руках»[1].
В современных рыночных условиях в обществе имеется множество различных отрицательных явлений и в экономике, и в политической сфере, и в области исполнения уголовного наказания. Они порождают те негативные явления, которые видны невооруженным взглядом. Профессионально-нравственные качества сотрудников ФСИН России критикуются многими слоями общества, так как для этого есть определенные основания.
Среди причин негативного отношения граждан к сотрудникам ФСИН России эксперты выделяют: равнодушие, низкая культура сотрудников; отсутствие профессионализма, некомпетентность; использование служебного положения в личных, корыстных целях, поборы, взяточничество, коррумпированность; применение насильственных действий, необоснованное использование специальных средств. Эти негативные проявления у некоторой части сотрудников и составляют такое явление, как профессионально-нравственная деформация.
Причины возникновения профессионально-нравственной деформации необходимо рассмотреть с двух точек зрения: объективной и субъективной.
Объективные причины профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов:
1. Наличие негативных явлений в жизни российского общества:
· Коррупция. В современной России объем рынка коррупции по данным фонда ИНДЕМ превышает 300 млрд. долларов США. Россия по данным организации Transparency Int занимает 143 место из 180 (считая, что 180 – это самая коррумпированная страна). Председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов считает, что никакой борьбы с коррупцией в России нет. На сегодняшний день коррупции подвержены все области государственного аппарата: от дачи взяток для поступления ребенка в детский сад, откупа от службы в вооруженных силах, до уровня высших государственных чиновников. На сегодняшний день коррупция является привычной составляющей для всех социальных слоёв. К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся и правоохранительные органы.
· Низкий уровень благосостояния большинства людей, и в том числе рядовых сотрудников правоохранительных органов. Средняя ежемесячная заработная плата сотрудников ФСИН России не позволяет в полной мере удовлетворять социальные и духовные потребности. Данный факт подтверждается информацией Федеральной службы государственной статистики РФ. Заработная плата сотрудников ФСИН России должна устанавливаться с таким расчётом, чтобы привлекать и удерживать на этой работе способных заниматься ею мужчин и женщин. Принимая во внимание исключительно трудные условия данной работы, этим людям следует обеспечивать соответствующие льготы и условия труда.
· Чиновничество (бюрократия). Чиновничество в России существует с XVI века. Бюрократия предполагает под собой централизованное управление. Централизованное управление в правоохранительных органах, безусловно, оказывает положительное влияние на деятельность, но при этом имеет сопутствующие негативные явления, такие как выделение отдельной личности из общества путем наделения её исключительными правами и завышенный необоснованный документооборот. Особый взгляд на бюрократию предлагает Александр Тарасов, который квалифицирует бюрократию как «социального паразита», то есть социальный слой, чья полезная функция – управление – приносит обществу меньше пользы, чем расходы общества по содержанию этого слоя. По мнению Тарасова, бюрократия имманентно стремится к численному росту, который увеличивает степень ее паразитизма.
· Другие негативные явления: безответственность, алкоголизация, безынициативность и др.
2. Наличие негативных явлений, содержащихся в характере деятельности правоохранительных органов:
· Постоянные физические и психические перегрузки, негативные последствия конфликтных и экстремальных ситуаций, представляющих собой опасность для жизни и здоровья.
· Постоянный контакт с преступной средой, негативное влияние на сотрудников ФСИН, оказывается как осужденными, так и другими лицами. Сама сущность исполнения наказания предполагает собой конфликт двух субъектов: исполнителя и наказываемого.
· Недостатки в организации и управлении деятельностью: несовершенство отчетности – по каждому вопросу сотрудники различных служб составляют множество отчетов, предусмотренных и не предусмотренных должностными обязанностями, что занимает существенное время и отрывает от непосредственной практической деятельности. Ещё одна особенность отчётности в деятельности государственных структур заключается в «процентомании» – погоня за высокими (в процентах) количественными показателями в ущерб качеству работы.
· Отрицательное влияние коллег по работе, подверженных явлению профессионально-нравственной деформации. Необходимо отметить что в равной степени подвержены профессионально-нравственной деформации и лица, которые в первую очередь отвечают за организацию профилактических мероприятий – руководители различных рангов. В связи с тем что они, во-первых, по временным характеристикам значительнее, чем другие рядовые сотрудники подвергаются профессионально-нравственной деформации и, во-вторых, особенности негативных явлений в процессе деятельности существеннее влияют на личность руководителя, вызывая у него различные формы проявления личностной деформации. При этом, учитывая статус, проявления профессионально-нравственной деформации руководства зачастую не рассматриваются, по различным основаниям, в том числе и этическим.
· Неудовлетворительное техническое оснащение службы. Проблема оснащения связана зачастую с несоблюдением сроков эксплуатации оборудования, с отсутствием финансирования для планомерного обновления оборудования и отсутствием анализа проблем, вызванных условиями службы.
· Ошибки в подборе и расстановке кадров. На сегодняшний день пройти отбор на службу в правоохранительные органы не составляет труда, в частности, психологический отбор носит формальный характер, методики психологического отбора доступны любому человеку.
· Неправильное осуществление контроля со стороны руководства и непосредственного начальника за деятельностью сотрудников.
· Недостаточная положительная стимуляция сотрудников к добросовестному выполнению служебных и моральных норм.
Методические комментарии: Объективные причины помогают осознать сложность ситуации складывающейся в государстве в целом и в управлении и организации деятельностью уголовно-исполнительной системы в частности. Безусловно, ошибочно считать, что, если нейтрализовать все объективные причины, то деформация как социально-профессиональное явление не будет существовать, так как есть и субъективные причины возникновения профессионально-нравственной деформации. Однако общество всегда будет жить с определёнными негативными явлениями, такими как преступность, агрессия и другие, и обществу будет необходима система исполнения наказаний.
Субъективные причины профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов:
· Низкий профессиональный уровень и нежелание совершенствовать профессиональные качества.
· Актуальное преобладание в структуре личности материальных потребностей по сравнению с социально-значимыми потребностями.
· Недостаточная развитость деловых и морально-волевых качеств.
· Неумение отделять интересы дела от интересов личной карьеры.
· Неорганизованность, отсутствие навыков и умений контролировать своё поведение.
Большинство исследователей феномен деформации связывает только с взаимодействием сотрудников учреждений ФСИН России непосредственным объектом деятельности – осужденными. Однако в качестве причины возникновения профессиональной деформации иногда указывается и порочный стереотип отношений в среде самих сотрудников. Содержанием этого стереотипа могут являться представления о бесполезности стремления соблюдать во всем законные нормы деятельности, о безнаказанности нарушений закона для сотрудников, о необходимости беспощадного, жестокого обращения как с осужденными лицами, так и с подчиненными сотрудниками со стороны вышестоящих. Всё это негативно влияет на сознание и поведение сотрудников ФСИН, и подобному влиянию противостоять особенно трудно начинающим свою профессиональную деятельность.
Еще одним источником профессиональной деформации является взаимодействие сотрудников с другими людьми, являющимися носителями аморальных взглядов и убеждений, но не имеющих непосредственного отношения к правоохранительной деятельности. Такими людьми могут оказаться друзья, родственники, знакомые, имеющие значимость для сотрудника.
Глубина и обширность профессиональной деформации сотрудников ФСИН определяется комплексом факторов. При определении причин профессиональной деформации необходимо учитывать объективные и субъективные факторы. Так как поведение сотрудника, отклоняющееся от моральных и правовых норм деятельности, является результатом взаимодействия внешней обстановки с личностными качествами сотрудника.
Методические комментарии: Субъективные причины составляют основу возникновения профессионально-нравственной деформация, так как не смотря на социально-профессиональный характер, деформация – явление личностное, возникает и формируется в моральном сознании личности сотрудника.
Основа субъективных причин определяется мотивацией на успешную социально-полезную деятельность. Мотивы определяются потребностями личности, которые в современный период, переполненный развитием различных культурных течений, формирует в личности установки на самореализацию и, зачастую, не соотносятся с требованиями общественной морали. Любой сотрудник ФСИН является личностью, которая также подвержена влиянию СМИ, нерешенностью бытовых проблем и нереализацией своих собственных возможностей. Это обстоятельство связано с тем, что деятельность по реализации уголовного наказания преимущественно жестко регламентирована и не представляет возможности личности в полной мере раскрыть свои творческие способности, а профессиональный отбор на службу в УИС ориентирован на личность с «жесткими» моральными убеждениями и такими же психологическими качествами.
Решать проблемы мотивации, формирования положительных социально-нравственных установок у сотрудников, обучать эффективно планировать свою деятельность, контролировать своё поведение необходимо, но в комплексе с устранением объективных причин профессионально-нравственной деформации.
ГЛАВА 2. Проявления профессионально-нравственной деформации
Профессиональная деформация является результатом искажения профессиональных и личностных качеств сотрудников ФСИН под влиянием отрицательных факторов профессиональной деятельности и внешней социальной среды. Специфика деятельности органов и учреждений ФСИН России, заключается в необходимости вступать во взаимодействие с осужденными, которое содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. В случае отсутствия у сотрудника ФСИН достаточного уровня психологической устойчивости к экстремальным и негативным факторам среды исполнения наказаний наблюдается быстрое развитие профессионально-нравственной деформации его личности, что в сою очередь оказывает влияние на эффективность его служебной деятельности.
Развитие и проявление профессионально-нравственной деформации рассматривается с различных точек зрения, что создает условия для выделения подходов для детального изучения данного явления, среди которых необходимо выделить: факторный, стереотипный, социально средовой и личностно-защитный подходы.
Факторный подход
В психологической литературе выделяют три группы факторов ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера[2].
К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов, следует отнести:
· детальную правовую регламентацию деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;
· наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками;
· корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения от общества;
· повышенная ответственность за результаты своей деятельности;
· психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;
· экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);
· необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т. п.).
К факторам, отражающим особенности сотрудников органов правопорядка, относятся:
· неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;
· недостаточная профессиональная подготовленность;
· специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);
· профессиональный опыт;
· профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);
· особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;
· изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).
К факторам социально-психологического характера относятся:
· неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;
· неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);
· низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии.
Таким образом, профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителям и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).
Стереотипный подход
Проявления профессионально-нравственной деформации связаны с деформацией индивидуальной профессиональной концепции сотрудника и появлением в её структуре жестких стереотипов, отражающих неверное восприятие организации и самого себя в её структуре[3].
Исследования позволили выявить шесть подобных стереотипов:
· Стереотип «начальник должен быть жестким, твердым, настойчивым» меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя её на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение.
· Стереотип «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.
· Стереотип догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведёт к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.
· Стереотип «маленького человека» ведёт к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.
· Стереотип «оптимального» ролевого поведения часто выступает как механизм приспособительного поведения к определенным служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого и т.д.
· Стереотип «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т.п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и ее недостатки не вскрываются.
Социально-средовой подход
Проявления профессиональной деформации имеют место как во внешней среде деятельности, взаимодействии с объектом деятельности (осужденным) и другими гражданами, так и во внутрисистемном общении, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, контактах с руководителем.
Во внешней среде деятельности можно рассмотреть следующие проявления профессиональной деформации сотрудников ФСИН России:
· Уверенность и порой самоуверенность в собственной непогрешимости при решении профессиональных задач, чрезмерное самомнение и завышенная самооценка.
· Наличие установки на «обвинительный уклон» по отношению к другим людям, чрезмерная подозрительность, грубые ошибки в восприятии и оценке других людей, их действий и поступков.
· Правовой нигилизм, который проявляется в пренебрежительном отношении к требованиям закона, игнорировании требований закона и произвольном толковании закона и подзаконных нормативных актов.
· Правовой ригоризм, представляющий собой выраженную установку на ужесточение наказания, применение к осужденному более жестких мер наказания безотносительно к особенностям его личности, к ситуации совершенного правонарушения.
· Стереотип закрытости, стремления к излишней секретности, приданию своей работе мнимой значительности, тенденция к сверхконтролю.
· Перенос своей служебной роли, профессиональных навыков и установок на внеслужебные отношения.
· Усвоение элементов криминальной субкультуры (уголовного жаргона, норм поведения, обращения к другому человеку и т.д.) и их использование в своей деятельности.
· Упрощение делового общения, выражающееся в снижении культуры и этики общения с гражданами, обращения на «ты», применении выражений оскорбительных для других людей и т.п.
· Наличие установки на применение только властных методов воздействия на правонарушителей и других граждан, пренебрежение методами психологического влияния, достижения согласия, разрешения конфликта на основе вербального воздействия и т.д.
· Педантичность, излишний формализм в работе и затягивание вопросов о принятии конкретных решений в рамках своей компетенции.
Во внутрисистемном управлении, в общении с руководителями и сослуживцами возможны следующие проявления профессиональной деформации:
· Потеря инициативы в работе, выражающаяся в ориентации только на исполнение приказов и распоряжений руководителей, вышестоящих звеньев управления и забвении своих личных должностных обязанностей и ответственности.
· Установка на приоритетность текущего процесса деятельности, выполнения текущих задач вне связи с достижением конечных результатов деятельности, имитация активной деятельности.
· Переоценка старых, привычных методов работы и недооценка необходимости внедрения новых методов деятельности, инноваций.
· Установка на совершение формализованных, документально оформленных профессиональных действий при недостаточном внимании к человеку.
· Профессиональный эгоизм (эгоцентризм), часто блокирующий эффективное взаимодействие работников различных служб органа правопорядка и снижающий результаты совместной деятельности.
Личностно-защитный подход
Часто проявления профессиональной деформации являются следствием обращения работника к неадекватным защитным механизмам в своей деятельности:
· рационализации (объяснения своих незаконных действий интересами исполнения наказания и исправления личности и т.п.);
· вымещения (например, словесного оскорбления осужденных и т.п.);
· замещения (например, достижение ложного ощущения своей профессиональной значимости за счёт внешней атрибутики деятельности и т.п.);
· изоляции (сокращения контактов с другими людьми вне рамок уголовно-исполнительной системы, сужение коммуникативных связей) и др.
Методические комментарии: Профессиональную деформацию можно определить как искажение характера исполнения и результатов профессиональной деятельности сотрудников, нарушение их служебных и внеслужебных отношений, развитие в личности сотрудника отрицательных морально-психологических черт, не соответствующих требованиям деятельности.
Таким образом, можно определить структуру профессионально-нравственной деформации сотрудников ФСИН России, которая включает в себя: деформацию морального сознания, деформацию профессиональной деятельности, деформацию служебных и внеслужебных отношений. Проявление структуры профессионально-нравственной деформации отражается в различных формах.
Профессионально-нравственная деформация проявляется в таких формах как:
1. Бесчувственное, формальное отношение к людям, снижение эмоциональной чувствительности (отсутствие чувства сопереживания и сострадания), способности к идентификации, пониманию других людей.
2. Бесчестность (способность к обману и двуличию), корыстность (преобладание потребности в присвоении материальных благ), бессовестность (отсутствие морального самоконтроля).
3. Сознательное нарушение основных принципов морали: гуманизма, справедливости, законности и других моральных норм.
4. Низкий профессиональный уровень исполнения служебных обязанностей.
5. Некритичное отношение к специфической «культуре» преступного мира, культивирование отдельных ее элементов.
6. Обеднение речи сотрудника, заимствование жаргона преступного мира и употребление в общении не только с этой категорией лиц, но и с другими людьми (родными, знакомыми).
7. Перенос стиля профессионального общения с правонарушителями, осужденными в ситуации с другими людьми.
8. Мстительное, злобное, подозрительное отношение к людям.
9. Злоупотребление властными полномочиями.
10. Значительное сужение круга интересов, потребностей и снижение их культурного уровня.
Методические комментарии: Профессиональная деформация представляет собой изменения и нарушения в структуре личности сотрудника учреждения исполнения наказания, возникающие в результате негативных особенностей выполняемой деятельности. Необходимо также отметить, что явлению деформации подвержен каждый сотрудник независимо от должности и срока службы в уголовно-исполнительной системе, а формы проявления носят различный характер, трансформируясь с изменением глубины деформации личности и с формированием новых негативных явлений в жизни общества. Также необходимо отметить, что явление деформации – это естественный процесс, сопровождающий любую профессиональную деятельность. Он может проявиться от самых незначительных форм до полной деградации личности, но также может и не проявиться за всю профессиональную деятельность.
В связи с этим возникает потребность в своевременном обнаружении проявлений форм деформации личности, но это не должно приводить к моментальным дисциплинарным мерам воздействия, а ставит перед обществом задачу эффективной помощи сотруднику в преодолении профессионально-нравственной деформации.
Поиск путей наиболее положительного прохождения сложностей, связанных с проявлением профессионально-нравственной деформации, требует детальной разработки и комплекса мероприятий различных служб УИС: воспитательных, психологических и др. Но основу превентивных мероприятий составляет комплекс мер, направленных на предотвращение профессионально-нравственной деформации сотрудников ФСИН России.
ГЛАВА 3. Основные направления профилактики
профессионально-нравственной деформации
Основными направлениями предотвращения профессионально-нравственной деформации сотрудников ФСИН России являются[4]:
1. повышение качества профессиональной подготовки сотрудников ФСИН;
2. контроль за обеспечением социальной защиты сотрудников, улучшение условий их труда, быта и отдыха;
3. совершенствование культурно-массовой работы как формы духовного воспитания личности;
4. реализация мер по укреплению морально-психологического климата в служебных коллективах;
5. повышение качества психологического обеспечения деятельности сотрудников учреждений ФСИН России;
6. бескомпромиссное оценивание противоправных действий сотрудников, связанных с попранием конституционных свобод граждан, особенно с проявлением насилия, жестокости, унижением человеческого достоинства;
7. внедрение системы проверки профессиональных качеств сотрудников всех категорий.
Методические комментарии: Повышение профессиональной подготовки требует совместной деятельности Министерства образования и науки и Министерства юстиции, направленной на создание условий для повышения квалификации, внедрения инновационных образовательных программ и специализированных стандартов, включения в обучение в высших учебных заведениях специализированных дисциплин, ориентированных на нравственное воспитание личности.
Контроль за социальной защитой предполагает не только повышение уровня благосостояния сотрудников ФСИН России (в особенности младшего и среднего начальствующего состава) в соответствии с изменяющимися экономическими условиями в обществе, но и реализацию прогрессивных мероприятий по защите и укреплению статуса сотрудника.
Улучшение условий труда связано с необходимостью планомерного и целенаправленного обновления материально-технического обеспечения служебной деятельности, пересмотром стандартов эксплуатации технических средств службы и обеспечением финансирования инновационных проектов.
Культурно-массовая работа должна строиться в соответствии с концепцией воспитания работников уголовно-исполнительной системы на 2006-2010 годы и обеспечивать профилактику деструктивного поведения и профессиональной деформации путём внедрения прогрессивных мероприятий в план реализации воспитательной концепции.
Повышение качества психологического обеспечения предполагает: внедрение в систему психологического сопровождения современных методик исследований психосоциальных явлений в деятельности УИС, постоянное повышение квалификации сотрудников психологических служб по узкоспециализированным профилям, привлечение к сотрудничеству психологических лабораторий, занимающихся проблемами профессиональной деформации личности.
Особого внимания в связи со значимостью заслуживает вопрос о профессиональном отборе на службу в УИС. Психологический отбор зачастую не даёт полного представления о личности будущего сотрудника, в связи с тем что практически все методики исследования психофизиологических лабораторий известны и широко доступны вместе с инструкциями по их эффективному прохождению. Также необходимо отметить, что методики разработаны ещё в XX веке и слабо ориентированны на современные изменения личности, культуры, психосоциальных явлений и др. Медицинская комиссия не даёт полной картины о годности человека к службе в УИС. На деятельность служб, занимающихся профессиональным отбором, безусловно, влияют негативные явления российского общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этика способна укреплять человека в сознании своей моральной правоты, учит строже подходить к своим нравственным установкам, критически относиться к своим мотивам и поступкам, однако при одном непременном условии – сочетание этического образования со стремлением к нравственному совершенствованию, к самостоятельному выстраиванию своего внутреннего, нравственного мира.
Становление специалиста сотрудника, проходит в два этапа: на перовом этапе в течение 3-5 лет в одной и той же должности сотрудник овладевает профессией, а на втором – через 5-7 лет и более – при неизменном характере работы могут происходить отрицательные, негативные, нежелательные изменения сознания и личности сотрудника, которые принято считать профессиональной деформацией.
Поэтому важно в современных условиях реформы уголовно-исполнительной системы учитывать, что никакие знания, умения и навыки не могут быть гарантом предупреждения нарушения законности без профессионального отношения к праву, к правовым принципам и нормам, с одной стороны, и совершенствования таких моральных качеств юристов, как совесть, долг, честь, ответственность, достоинство – другой.
Профилактика профессиональной деформации должна представлять собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Работа по профилактике профессиональной деформации обязана включать в себя меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого и воспитательного характера.
Важно помнить, что профессионально-нравственная деформация является сложным социально-профессиональным явлением, которому может быть подвержен каждый сотрудник любой организации и учреждения, независимо от возраста, пола, стажа и опыта работы, образования и других факторов, а профессиональная успешность будет зависеть от эффективного преодоления проявляющихся форм и последствий профессионально-нравственной деформации.
Рекомендуемая ЛИТЕРАТУРА
1. Борисова, С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и её личностные детерминанты: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1998.
3. Булденко, К.А. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудника органов внутренних дел. – Хабаровск, 1993.
4. Волченко, Л.Б. Добро и зло как этические категории. – М., 1975.
5. Дубов, Г.В. Взаимосвязь морали, культуры поведения и этикета сотрудника органов внутренних дел // Труды Академии МВД СССР. – М., 1990.
6. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1997.
7. Ибрагимов, М.М., Куличенко, В.В., Съедин, Б.Г. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел. – Киев, 1990.
8. Кукушин, В.М. Твоя профессиональная этика. – М., 1994.
9. Леоненко, В.В., Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства. – Киев, 1981.
10.Любичев, С.Г. Этические основы следственной тактики. – Москва, 1980.
11.Маркова, А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
12.Медведев, В.С. Психология профессиональной деформации сотрудников ОВД: автореф. дисс. … д-ра псих. наук – Киев, 1999.
13.Подоляк, Я.В. Офицеру об этикете. – М., 1991.
14.Посашкова, А. Некоторые проблемы профессионально-нравственной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы /А. Посашкова; науч. рук. М.И. Алексеева // Юридическая наука и практика в трудах молодых ученых. – Владимир, 2003.
15.Профессиональная этика / под ред. Дубова Г.В., А.В. Опалева. – М., 1998.
16.Сергун, П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации. – Саратов, 1998.
17.Силенков, В.И. Культура поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы. Цикл лекций для проведения занятий с личным составом уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. – М., 2004.
18.Столяренко, А.М. Прикладная юридическая психология. – М., 2001.
19.Чепалов, Р. Ненормальный... профессионал. // АиФ Петербург. – 2004. – 29 сентября. – № 39 (580).
[1] Кони, А Ф. Избранные произведения. Т. 1. М., 1959. С. 29.
[2] Буданов, А.В. Программа и практические рекомендации по профилактике профессиональной деформации сотрудников ОВД. М., 1992.
[3] Борисова, С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и её личностные детерминанты: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1998.
[4] Медведев, В.С. Психология профессиональной деформации сотрудников ОВД: автореф. дисс. … д-ра псих. наук. Киев, 1999.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!