Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Проблемы этногенеза и культурогенеза славян»

/ История первобытного общества
Конспект, 

Оглавление

Многочисленные славянские народы Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы являются наряду с романскими и германскими одним из самых крупных этнических образований в Европе. 

Формирование славян и их культуры прошло несколько этапов. Самый ранний – предславянский (вторая половина II тыс. – I тыс. до н.э.). В этот период в Центральной и Восточной Европе существовало несколько родственных культур, занимавших довольно обширную территорию. В недрах этих культур начали формироваться некоторые элементы, которые позже стали характерными для культур славян и некоторых других народов Европы. Второй период можно назвать древнеславянским (последние века I тыс. до н.э. – первая половина I тыс. н.э.), когда мы можем уже выделить археологические культуры древних славян. Это время передвижения, вытеснения и смешения народов и интенсивного формирования черт восточнославянской культуры, складывание славянской территории. Третий период развития славянских культур – феодальный. Он начинается с образования славянских государств, в частности Древнерусского государства с центром в Киеве.[1] 

Еще до того как были открыты археологические памятники древних славян, о них было известно из различных письменных источников, среди которых особое место занимает первая русская летопись «Повесть временных лет». Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен в период, непосредственно предшествовавший образованию Древнерусского государства. Самые древние письменные сведения о расселении народов, в числе которых, видимо, были и славяне, оставлены древнегреческим историком Геродотом. К I в. н.э. относятся сведения римского историка Тацита, упоминавшего древних славян (венедов), позднее византийские историки пишут о народах, заселявших эти земли (анты, склавины), видя в них два разных народа. Однако все эти сведения являются крайне неопределенными, и на их основании трудно хотя бы приблизительно очертить границы расселения славян. В этих условиях особое значение приобретают археологические изыскания.[2]

Истоки некоторых элементов славянской культуры прослеживаются в ряде предславянских культур. С XV в. до н.э. на территории современной Польши существовали две культуры: предлужицкая и к востоку от нее тнганецкая, изученная по поселениям, расположенным на песчаных приречных холмах. Население жило в полуземлянках и обмазанных глиной каркасных жилищах. Умерших погребали в скорченном положении на боку в курганных и бескурганных могильниках. Предлужицкие племена, расширяя свою территорию, оказывали влияние на племена тшинецкой культуры. В результате в XII в. до н.э. сложилась единая лужицкая культура, занимавшая земли по Висле и Одеру. Ранние памятники лужицской культуры относятся еще к эпохе бронзы. В середине I тысячелетия до н.э. появляются первые крупные лужицкие поселения, из которых лучше всего исследовано позднелужицкое поселение на берегу Бискупинского озера недалеко от города Познань (Польша). Широко известны погребения лужицкой культуры. Умерших сжигали, а остатки сожжения хранили в глиняных горшках (урнах). Такие могильники называют «полями погребений» или «полями погребальных урн».

Спорным остается вопрос о принадлежности к древним славянам носителей чернолесской (междуречье Среднего Днепра и Верхнего Буга) и милоградской (Южная Белоруссия) культур. Однако, если племена этих культур и не принимали непосредственного участия в этногенезе славян, то, будучи ближайшими соседями, не могли не оказывать на него влияния.

Важным рубежом в этногенезе протославян был IV в. до н.э. В это время на базе групп лужицкой культуры (в Польше, частично в Белоруссии и на Украине) складывается культура клешевых погребений в так называемых клешах; остатки трупосожения помещали в урну и заключали под перевернутый колоколовидный сосуд – клеш. Инвентарь погребений представлен преимущественно украшениями.

В конце II в. до н.э. – IV в. н.э. на месте культуры клешевых погребений сложились пшеворская и оксывская культуры. Очевидно, это были культуры венедов, в число которых входили и древнейшие славяне. Поселения пшеворцев располагались на возвышенных местах. Люди жили в неукрепленных поселениях, в землянках и мазанках. Основой хозяйства были земледелие и скотоводство. У этих племен широкое распространение получила металлургия железа.[3]

Описанные выше культуры I тысячелетия до н.э. дают приблизительное представление о территории формирования культуры древних славян.

В VI в. значительную часть Центральной и Восточной Европы от Эльбы до Днепра занимала пражская культура, связанная корнями с пшеворской культурой. Поселения пражской культуры обычно невелики и чаще всего не укреплены. Укрепленные поселения появляются только в VII в. Люди жили в полуземлянках с каменными печами. Умерших хоронили в бескурганных могильниках по обряду трупосожения.

Уже в конце VI в. в северо-западных областях Украины и южных областях Белоруссии складывается особый вариант пражской культуры – культуры корчак (названа по селу Корчак недалеко от Житомира). Она существовала в основном в VI-VII вв. На основании археологических данных, а также славянской топонимики и летописных сведений культуру корчак связывают с существовавшим у восточных славян большим союзом племен дулебов, из которого вышли исторически известные волыняне, древляне, дреговичи и поляне.

Рядом находилась область пеньковской культуры. Памятники ее известны по Днепру, в междуречье Днестра и Прута, на Южном Буге. Однако в начале VII в. началось передвижение поселения культуры корчак на эти территории, и местное пеньковское население было ассимилировано.

Племена, населявшие в последней четверти I тысячелетия Киевское Поднепровье, Гомелыцину, Могилевщину и земли по Десне, являлись прямыми потомками зарубинецкой культуры, которая сложилась еще во II в. до н.э. в южной части Белоруссии и северной части Украины. Постепенно изменяясь и развиваясь, позднезарубинская культура приобрела признаки славянской раннесредневековой культуры.

Таким образом, раннеславянская культура в середине I тысячелетия до н.э. была явлением новым, сложившимся в эпоху Великого переселения народов. Она впитала многие достижения предшествующих культур, а также вобрала в себя балтские, аварские, аланские и другие элементы. В середине и второй половине I тысячелетия н.э. в результате расселения древних славян на территории балтов и разложения первобытно-общинных отношений складываются новые образования – территориально-политические союзы. Они стали называться по возглавлявшим их племенам (кривичи, вятичи, радимичи и др.). Внутри этих союзов складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о собственной территории.



[1] Третьяков П.Н. Восточнославянские племена. М., 2002. С. 23

[2] Седов В.В. Восточные славяне в VIXIII вв. / Археология СССР с древнейших времен до средневековья в 20 томах. М., 1982

[3] Бабаян Г.В. Основы археологии: конспект лекций. Ростов-на-Дону, 2004. С. 201-202

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!