Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Сброс отходов с целью захоронения
В моря и океаны через реки, непосредственно с суши, а также с судов и барж попадают жидкие и твердые бытовые отходы (фекалии, отстойный шлам, отбросы). Часть этих загрязнений оседает в прибрежной зоне, а часть под влиянием морских течений и ветра рассеивается в разных направлениях.
В поверхностном слое моря в огромных количествах развиваются бактерии – полезные, играющие важную роль в жизни нейстона и всего моря, и патогенные – возбудители желудочно-кишечных и других заболеваний.
Бытовые отбросы опасны не только тем, что они являются переносчиками болезней человека (главным образом кишечной группы – брюшной тиф, дизентерия, холера), но и тем, что содержат значительное количество кислородопоглощающих веществ. Кислород поддерживает жизнь в море, он – необходимый элемент процесса разложения органических веществ, поступающих в водную среду. Коммунальные же отбросы, поступающие в воду в очень больших количествах, могут значительно снизить содержание растворимого кислорода.
В последние десятилетия особым видом твердых отбросов, загрязняющих океаны, стали пластмассовые изделия. Эти материалы легче воды, а поэтому долго плавают на поверхности, загрязняют морское побережье. Серьезную опасность пластмассовые отходы представляют для судоходства: опутывая гребные винты судов, засоряя трубопроводы системы охлаждения морских двигателей, они нередко становятся причиной кораблекрушений.
Известны случаи гибели крупных морских млекопитающих из-за механической закупорки легких кусками синтетической упаковки.
Загрязняют моря и особенно их прибрежные части фановые и хозяйственно-бытовые сточные воды судов. Их количество постоянно увеличивается, так как возрастает интенсивность судоходства и суда становятся все более благоустроенными. Величина водопотребления на пассажирских судах приближается к показателям крупных городов и составляет 300–400 л в сутки на человека.
Во все моря мира сброшено примерно 20 млрд. т мусора (1988 г.). Подсчитано, что на 1 км2 океана приходится в среднем 17 т отбросов. Зафиксировано, что в один день в Северное море было сброшено 98000 т отбросов (1987 г.).
Известный путешественник Тур Хейердал рассказывал, что когда он и его друзья плыли на плоту «Кон-Тики» в 1954 г., они не уставали любоваться чистотой океана, а во время плавания на папирусном судне «Ра-2» в 1969 г. он и его спутники, «проснувшись утром, увидели океан настолько загрязненным, что некуда было окунуть зубную щетку... Из голубого Атлантический океан стал серо-зеленым и мутным, и повсюду плавали комки мазута величиной от булавочной головки до ломтя хлеба. В этой каше болтались пластиковые бутылки, будто мы попали в грязную гавань. Ничего подобного я не видел, когда сто одни сутки сидел в океане на бревнах «Кон-Тики». Мы воочию убедились, что люди отравляют важнейший источник жизни, могучий фильтр земного шара – Мировой океан».[1]
До 2 млн. морских птиц и 100 тыс. морских животных, в том числе до 30 тыс. тюленей, ежегодно погибают, проглотив какие-либо пластмассовые изделия или запутавшись в обрывках сетей и тросов.
Средиземному морю грозит участь превратиться в мусорную свалку, сточную яму трех континентов. Ежегодно в море попадает 60 тыс. т моющих веществ, 24 тыс. т хрома, тысячи тонн нитратов, применяемых в сельском хозяйстве. 85% вод, сбрасываемых из 120 крупных приморских городов, не очищаются, а самоочищение (полное обновление вод) Средиземного моря осуществляется через Гибралтарский пролив (1989 г.) за 80 лет.[2]
В Северном море возникла реальная угроза гибели фауны и флоры из-за загрязнения нечистотами, выносимыми с материка реками. Прибрежные районы Северного моря очень мелководны; приливы и отливы в нем незначительны, что также не способствует самоочищению моря. К тому же на его берегах расположены страны с большой плотностью населения и высокоразвитой промышленностью, и загрязнение района достигло крайне высокого уровня.
Бесхозяйственное, хищническое отношение к богатствам Мирового океана ведет к нарушению природного равновесия, гибели в некоторых районах океанической флоры и фауны, отравлению людей зараженными продуктами моря.
2. Тепловое загрязнение
Серьезные экологические последствия вызывает так называемое тепловое загрязнение. При получении электрической энергии выделяется большое количество избыточной энергии, охлаждение производится при помощи воды, которая сбрасывается в окружающую среду, как правило, в водоемы. Изменения температуры оказывают неблагоприятное воздействие на все структуры водного сообщества организмов. Различные виды водорослей конкурируют между собой за свет, пространство и элементы питания. Изменения температурного режима, нарушая конкурентные позиции отдельных видов, способствуют гибели одних и ускоренному размножению других, что ведет к экологическим сдвигам. Таким образом, в результате теплового воздействия происходит снижение видового разнообразия водной экосистемы. Частично тепловое загрязнение сглаживает сезонные изменения температуры и водоеме, что влияет на жизненный цикл некоторых рыб и растений и вызывает их гибель. Наиболее опасно влияние теплового воздействия в условиях жаркого климата, поскольку организмы часто попадают в условия верхнего температурного предела.
В документах ООН констатируется, что многие из этих проблем являются итогом экологически разрушительной модели развития, а также отсутствия у населения соответствующей информации и знаний о необходимости и способах защиты источников пресной воды. Многие не понимают связи между той или иной моделью развития и ее воздействия на водные ресурсы.[3]
В развивающихся странах каждый третий житель страдает от недостатка питьевой воды и надлежащих санитарных условий – основных требований для здоровой и достойной жизни. В этих странах примерно 80% всех болезней и 1/3 смертных случаев вызвана потреблением загрязненной воды.
Более рациональное управление водными ресурсами потребует новаторских технологий, включая совершенствование существующих местных технологий с тем, чтобы полностью использовать ограниченные водные ресурсы и не допустить загрязнения воды. Для этого управление водными ресурсами должно быть включено в качестве составной части в общегосударственную экономическую и социальную политику, которая также охватывает планирование землепользования, использование лесных ресурсов и охрану горных склонов и берегов рек.
Контроль за использованием пресной воды должен быть поручен органам на самом низком уровне. Он должен предусматривать полное участие населения, включая женщин, молодежь, коренное и местное население в управлении водными ресурсами и принятии решений по этому вопросу.
3. Нефть и нефтепродукты
К числу наиболее вредных химических загрязнений относятся нефть и нефтепродукты. Ежегодно в океан попадает более 10 млн. т нефти. Загрязняют поверхность танкеры, содействует загрязнению и утечка нефти при подводном бурении.
В 1973–1984 гг. Институтом охраны окружающей среды и энергетики (США) отмечено до 12 000 случаев загрязнения вод нефтью. Большинство зафиксированных различий было незначительно и не требовало проведения специальной очистки поверхности океана. Общее количество разлитой нефти колеблется от 8,2 млн. галлонов (1 галлон равен 3,8 л) в 1988 г. до 21,5 млн. галлонов в 1985 г. В 1970-1982 гг. в мире зарегистрировано 169 крупных аварий танкеров и 17 000 второстепенных случаев разлития нефти.
Ущерб, нанесенный акватории Азовского моря, экологии Керченского пролива в результате гибели в 1995 г. теплохода «Дота», оценивается в 7 млн. долларов. Пятно вытекающего с судна мазута достигло берегов у ближайших крымских поселков.[4]
На танкерах, перевозящих нефть и ее производные, перед каждой очередной загрузкой, как правило, промываются емкости (танки) для удаления остатков ранее перевезенного груза. Промывочная вода, а с ней и остатки груза обычно сбрасываются за борт. Кроме того, после доставки нефтегрузов в порты назначения танкеры чаще всего направляются к пункту новой погрузки без груза. В этом случае для обеспечения надлежащей осадки и безопасности плавания танки судна наполняются балластной водой. Эта вода загрязняется нефтяными остатками, а перед погрузкой нефти и нефтепродуктов выливается в море. Из общего грузооборота мирового морского флота в настоящее время 49 % падает на нефть и ее производные. Ежегодно около 6000 танкеров международных флотилий транспортируют 3,5 млрд. т нефти (2000 г.). По мере роста перевозок нефтегрузов все большее количество нефти стало попадать в Океан и при авариях.
Огромный ущерб Океану нанесло крушение американского супертанкера «Торри Каньон» у юго-западного побережья Англии в марте 1967 г.: 120 тыс. т нефти вылилось в воду и было подожжено зажигательными бомбами с самолетов. Нефть горела несколько дней. Были загрязнены пляжи и побережье Англии и Франции.
За десятилетие после катастрофы танкера «Торри Каньон» в морях и океанах погибло более 750 крупных танкеров. Большинство этих крушений сопровождалось массовыми выбросами нефти и нефтепродуктов в море. В 1978 г. у французских берегов снова произошла катастрофа, еще более значительная по последствиям, чем в 1967 г. Здесь в шторм разбился американский супертанкер «Амоно Кодис». Из судна вылилось более 220 тыс. т нефти, покрыв площадь 3,5 тыс. км2. Был нанесен огромный ущерб рыболовству, рыбоводству, устричным плантациям, всем морским обитателям этого района. На протяжении 180 км побережье покрылось черным траурным крепом.
В 1989 г. авария танкера «Валдиз» вблизи побережья Аляски стала крупнейшей экологической катастрофой подобного рода в истории США. Огромный, с полкилометра длиной, танкер сед на мель примерно в 25 милях от берега, в море вылилось около 40 тыс. т нефти. Огромное нефтяное пятно растеклось на расстояние в 50 миль от места аварии, покрыв плотной пленкой пространство 800 км2.[5] Были отравлены самые чистые и богатые фауной прибрежные районы Северной Америки. Для предотвращения подобных катастроф разрабатываются двухкорпусные танкеры – если при аварии будет поврежден один корпус, то второй предотвратит попадание нефти в море.
Обеспокоенность общественности нефтяным загрязнением обусловливается неуклонным ростом экономических потерь в рыболовстве, туризме и других сферах деятельности. Одна тонна нефти способна покрыть до 12 км2 поверхности моря. Нефтяная пленка изменяет все физико-химические процессы: повышается температура поверхностного слоя воды, ухудшается газообмен, рыба уходит или погибает. Осевшая на дно нефть долгое время вредит всему живому.
Нефть и нефтепродукты оказывают вредное воздействие на многие живые организмы и пагубно влияют на все звенья биологической цепи. Нефтяные пленки на поверхности морей и океанов могут нарушать обмен энергией, теплом, влагой и газами между океаном и атмосферой. В конечном итоге наличие нефтяной пленки на поверхности океана может повлиять не только на физико-химические и гидробиологические условия в океане, но и на климат Земли, на баланс кислорода в атмосфере.
Нефтяное загрязнение наносит жестокий удар по биологическому равновесию моря. Пятно не пропускает солнечные лучи, замедляет обновление кислорода в воде. В результате перестает размножаться планктон – основной продукт питания морских обитателей.
В верхних 5–10 см водной толщи развивается богатейшее сообщество самых разнообразных организмов. Его называют нейстоном. Здесь находится «питомник» молоди очень многих видов рыб и беспозвоночных животных, которые, вырастая, населяют водную толщу и дно морей и океанов. На поверхности же накапливаются вещества-загрязнители, в том числе нефть и нефтепродукты.
Очень ядовиты растворимые компоненты нефти. Они нередко становятся причиной гибели рыбы, морских птиц, отрицательно влияют на вкусовые качества мяса морских животных. Если оплодотворенную икру рыбы поместить в аквариум с весьма незначительной концентрацией нефтепродуктов, то большинство зародышей погибнут, а многие из уцелевших оказываются уродами.
Военно-морская авиация Германии приняла на вооружение самолет экологической разведки. Он предназначен для определения нефтяного загрязнения Балтийского и Северного морей. Самолет оснащен совершенным оборудованием, в том числе лазерным, которое позволяет с высокой степенью точности определить границы нефтяных пятен и степень загрязнения поверхности моря.
4. Пестициды
Мировое производство пестицидов достигает 200 тыс. т в год.[6] Относительная химическая устойчивость, а также характер распространения способствовали их поступлению в моря и океаны в больших объемах. Постоянное накопление в воде хлорорганических веществ представляет серьезную угрозу для жизни людей. Установлено, что существует определенное соотношение между уровнем загрязнения воды хлорорганическими веществами и их концентрациями в жировых тканях рыб и морских млекопитающих.
Пестициды обнаружены в различных районах Балтийского, Северного, Ирландского морей, в Бискайском заливе, у западного побережья Англии, Исландии, Португалии, Испании. ДДТ и гексахлоран в значительных количествах обнаружены в печени и жире тюленей и антарктических пингвинов, хотя препараты ДДТ в условиях Антарктиды не применяются. Пары ДДТ и других хлорорганических веществ могут концентрироваться на взвешенных коллоидных частицах атмосферного воздуха или соединяться с капельными частицами аэрозолей и в таком состоянии переноситься на большие расстояния. Другим возможным источником появления этих веществ в Антарктиде может быть загрязнение океана в результате интенсивного применения их в США и Канаде. Вместе с океанической водой ядохимикаты достигают Антарктиды.
5. Синтетические поверхностно-активные вещества
Загрязнение Мирового океана ДДТ приняло глобальный характер, его обнаруживают всюду – в почве, воде и даже в тканях живых организмов.
Широко распространенным химическим загрязнителем водоемов и, в первую очередь, источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и Мирового океана в целом являются синтетические поверхностно-активные вещества (ПАВ), которые входят в состав моющих средств (CMC) и широко используются в быту. В сельском хозяйстве ПАВ применяются в составе пестицидов.
Синтетические ПАВ попадают с промышленными сточными водами, оказывают отрицательное влияние на качество воды, организм человека.
6. Радиоактивное загрязнение
Захоронение жидких и твердых радиоактивных отходов в море в 1950-1960 гг. осуществляли многие страны, имеющие атомный флот. Для России эта проблема приобретает все более острое значение и с точки зрения соблюдения международных радиационных обязательств, и в связи с необходимостью обеспечить экологическую безопасность страны. Чтобы получить объективную информацию о захоронениях радиоактивных отходов, была создана правительственная комиссия, в состав которой вошли руководители Минприроды, Минобороны России и других ведомств. Было установлено, что захоронения радиоактивных отходов проводились в пяти районах Баренцева моря, недалеко от полигона на Новой Земле, в десяти районах Охотского, Японского морей и в открытой части Тихого океана. В 1950–1992 гг. Советским Союзом в водах Ледовитого океана были затоплены ядерные отходы суммарной активностью 2,5 млн. кюри – в том числе 15 реакторов и экранная сборка атомного ледокола «Ленин», 13 реакторов аварийных атомных подводных лодок (включая шесть с невыгруженным ядерным топливом). Три реактора и экранная сборка с частично невыгруженным топливом ледокола «Ленин» были затоплены у Новой Земли.
Великобритания затапливала радиоактивные отходы в Ирландском море, а Франция – в Северном, откуда загрязнения попадали в Баренцево море.
Комиссия пришла к выводу, что особую потенциальную опасность представляют реакторы атомных подводных лодок. Непосредственно в районах захоронения контроль за радиоактивной обстановкой практически не осуществлялся. Определить состояние защитных барьеров захороненных отходов, скорость и масштабы радионуклидов очень трудно. По приблизительным оценкам экспертов, активность захороненных отходов довольно высока.
Захоронение и обезвреживание, а также утилизация устаревших ядерных объектов ВМФ и ядерно-топливного цикла по своей сложности, дороговизне, социальной и экологической значимости – одна из наиболее серьезных и актуальных проблем.
Утилизация с судов ядерно-энергетических установок (ЯЭУ) представляет собой проблему мирового значения. Всего в мире построено 465 атомных подводных лодок (АПЛ), из них 245 – в России, 187 – в США, 25 – в Великобритании, 12 – во Франции и 6 – в Китае.
В связи с истечением срока эксплуатации в 2000 г. Россия должна была утилизировать 160 АПЛ, США – 120, Англия – 8, Франция – 3.
Выведенные из боевого состава ВМФ утилизированные АПЛ являются потенциальным источником как ядерной, так радиационной опасности.
О масштабах состояния утилизации АПЛ свидетельствуют следующие данные. В России к началу 1996 г. выведено из эксплуатации свыше 150 АПЛ, к 2000 г. их число увеличилось до 170–180 единиц, частично утилизирована только 21 единица. В США к настоящему времени выведено из эксплуатации 82 АПЛ. В начале XXI в. начнется вторая волна вывода из эксплуатации АПЛ. К России и США присоединятся Великобритания, Франция, Китай.
В наиболее сложном положении при решении данной проблемы оказалась Россия, которой к 2000 г. предстояло вывести из эксплуатации и утилизировать в 3 раза больше АПЛ и в 5 раз больше судовых ЯЭУ, чем США. Срок службы большинства выведенных из эксплуатации АПЛ 25–30 лет, а 35% находящихся в отстое АПЛ были в эксплуатации более 30 лет. До 40% списанных АПЛ более 10 лет не ремонтировались.[7]
Из выведенных в отстой АПЛ активные зоны выгружены только у 30% лодок. Остальные АПЛ фактически превратились в хранилища отработанного ядерного топлива (ОЯТ). В 2000 г. ядерное топливо было выгружено с 17 АПЛ, выведенных из эксплуатации.
В 1999 г. принято решение о создании береговых перегрузочных комплексов, с помощью которых прямо у причалов можно будет «дезактивировать» АПЛ, а также о производстве металло-бетонных контейнеров для хранения отработанного ядерного топлива. В 1999 г. изготовлено 60 емкостей. Временно до вывоза на завод «Маяк» эти контейнеры хранятся на специально оборудованных площадках в так называемых «буферных зонах» на заводах «Звездочка» (Северодвинск, Архангельская область) и «Звезда» (Большой Камень, Приморский край), т.е. на предприятиях, где в основном и планируется производить утилизацию АПЛ. К этому процессу привлекаются и другие предприятия – «Севмашпредприятие» (Северодвинск), «Нерпа» (Мурманская область), а также судоремонтные заводы ВМФ на Севере и Тихом океане, на которых вырезают и регерметизируют реакторные отсеки атомных кораблей.
Одновременно разрабатываются четыре варианта хранения атомных реакторов АПЛ. Первый – использовать для этих целей старые, но недостроенные штольни, спецсооружения ВМФ, где во время ядерной войны советские «стратеги» надеялись спрятаться от ракетного удара. Второй – создать на берегу специальные площадки по типу американских. Третий – притопить отсеки в закрытой от океанских проливов бухте. Четвертый – отвезти атомные реакторы на Новую Землю и хранить там на бывшем ядерном полигоне. Приоритет будет отдан второму варианту.
Помочь решить проблему вырезки реакторных отсеков и ускоренной разделки АПЛ должен уникальный плавучий док проекта 1937У, строительство которого уже практически полностью завершено на Николаевском судоремонтном заводе. В док можно одновременно завезти две гигантские субмарины типа «Дельта-1» и «Дельта-2», не говоря о более мелких АПЛ. Грузоподъемность дока – 25 тыс. т, длина – 234 м, высота – 11 м, ширина – 50 м.
Сложной проблемой является удаление жидких радиоактивных отходов (ЖРО). Береговые и плавучие емкости переполнены и находятся в аварийном состоянии.
В 1995 г. Тихоокеанский флот нарушил Лондонскую конвенцию: с АПЛ был произведен санкционированный сброс в океан 500 м3 ЖРО. Это вызвало международный скандал.
7. Тяжелые металлы
К тяжелым металлам относится ряд элементов, широко применяемых в промышленности: цинк, свинец, хром, медь, никель, кобальт, молибден и др. При попадании в организм большинство металлов очень трудно выводятся, имеют свойство постоянно накапливаться в тканях разных органов, и при превышении определенной пороговой концентрации наступает резкое отравление организма.
Происходит загрязнение Адриатического и Средиземного морей. Только через реку По в Адриатическое море с промышленных предприятий и сельскохозяйственных ферм ежегодно попадает 30 тыс. т фосфора, 80 тыс. т азота, 60 тыс. т углеводорода, тысячи тонн свинца и хрома, 3 тыс. т цинка, 250 т мышьяка (1988 г.).
Три реки, впадающие в Северное море, – Рейн, Маас и Эльба – ежегодно приносили 28 млн. т цинка, почти 11 000 т свинца, 5600 т меди, а также 950 т мышьяка, кадмия, ртути и 150 тыс. т нефти, 100 тыс. т фосфатов (данные на 1996 г.).[8]
Французские исследователи установили, что дно Атлантического океана загрязнено попадающим с суши свинцом на расстоянии до 160 км от берега и на глубине до 1610 м. Более высокая концентрация свинца в верхнем слое донных отложений, чем в более глубоких слоях, свидетельствует о том, что это результат хозяйственной деятельности человека, а не следствие длительного природного процесса.
Владельцы химического комбината «Тиссо» в городке Минамата на острове Кюсю долгие годы сбрасывали в океан сточные воды, насыщенные ртутью. Прибрежные воды и рыба оказались отравленными, что привело к гибели местных жителей. Получили тяжелые психопаралитические заболевания сотни людей.
Жертвы этой экологической катастрофы, объединившись в группы, не раз возбуждали дело против «Тиссо», правительства и местных властей. Минамата стал подлинной «промышленной Хиросимой» Японии, а термин «болезнь Минаматы» широко применяется теперь в медицине для обозначения отравления людей промышленными отходами.
[1] Цит. по: Степановских А.С. Экология: Учебник. М., 2001. С. 481
[2] Потапов А.Д. Экология: Учебник. М., 2004. С. 310-311
[3] Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека. М., 2001. С. 180
[4] Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учебное пособие. М., 2002. С. 246
[5] Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учебное пособие. М., 2002. С. 180
[6] Снакин В.В. Экология и охрана природы. Словарь-справочник. М., 2002. С. 341
[7] Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. М., 2003. С. 205
[8] Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. М., 2003. С. 132
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!