Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА»

/ Культурология
Конспект, 

Оглавление

В науке давно ведутся споры о том, когда и как именно появилось искусство, прежде всего археологически засвидетельствованное изобразительное. Разработка этой проблемы стала возможной только в 20 в. Ряд  ученых Франции, например,  объясняют происхождение искусства технико-исполнительной стороной рождавшегося творчества, обусловливавший его интеллектуальный аспект качественного взлета сознания совершенно игнорировался.  Другие ученые этой страны считают, что искусство - это глубокий исторический процесс усложнения символического действия и отвечающего ему   мыслительного отражения.1  

     Некоторые отечественные специалисты связывают процесс возникновения искусства с   использованием случайно предоставленных природой возможностей (например, с подправкой резцом или краской напоминающих животных камней, наплывов, пятен на стенах пещер, а также с  постепенным замещением макетом-скульптурой, барельефом, рисунков натуральных останков зверя, которые использовались для имитации охотничьей схватки. В отечественной и зарубежной литературе широко представлены теории, возводящие искусство к художественному инстинкту, привлечению половых партнеров, потребности к развлечении, побочным результатам религиозной практики и т.д. Однако более обоснованным представляется то мнение, что искусство с самого начала отражало и закрепляло общественный опыт, но не в прямой, а в эстетически опосредованной эмоциональной форме. Отсюда большая конкретность и реалистичность большинства ранних образцов первобытной графики, скульптуры, устного, музыкального и танцевального фольклора.   

    Однако первоначально в 19 веке вопрос о происхождении искусства вызывал больше вопросов, чем ответов. В 1861 году, то есть через два года после выхода в свет “Происхождения видов” Чарльза Дарвина, в парижских “Анналах естественных наук”  были опубликованы изображения двух ископаемых костей, найденных во французских департаментах Вьенн и Арьеж. На первой кости мастерски были вырезаны кремниевым резцом фигурки двух ланей, на другой – голова медведя с загадочными знаками. Публикуя их, известный палеонтолог Эдуард Лартэ   утверждал и убедительно доказывал свое предположение: авторы этих рисунков – люди ледниковой эпохи, современники мамонтов и других ископаемых зверей, ибо таковы геологические и палеонтологические условия залегания находок. При всем авторитете Лартэ в ученом мире мало кто поверил в такие художественные способности “дикарей” древнекаменного века, но и возразить против точности датировки было нечего. Спустя три года Лартэ наконец повезло. Во время раскопок, в присутствии авторитетнейших геологов и палеонтологов, он обнаружил в слое, относящемся к ледниковому периоду (плейстоцену), пластину из бивня мамонта. Изображение мамонта на этой пластине, сделанное первобытным человеком, стало научным фактом. Аргументы Лартэ были типичны для представителя естествознания того времени. Дарвиновская теория эволюции опрокинула библейские догмы, и многим энтузиастам-натуралистам она казалась универсальным ключом к вековым загадкам человечества. Искусство, святая святых человеческого духа, разве оно не является продуктом эволюции? Песни птиц, танцы гиббонов, красующийся своим оперением павлин – разве это не ступеньки эволюционной лестницы, ведущей к нашей музыке и живописи? А ведь для животных такая  игра, такие художественные инстинктивные акты – не что иное, как способ привлечения партнера, то есть способ борьбы за существование – свое и своего потомства.1 Ископаемый человек как закономерный этап эволюции живой природы поднял  художественные задатки своих далеких предков на более

высокий уровень. И вот уже появляются копии животных, которых он видит постоянно вокруг себя. Вырезать такую копию – это уже сложная  игра, недоступная зверю, но доступная человеку форма подражания окружающему. Таким образом, человек в звериных шкурах развлекался с кремневыми резцами в руках, его поделки радовали глаз соплеменников, украшали их пещерное жилище; и если у современного зрителя образцы четвертичного искусства вызывают немало приятных эмоций, нередко подлинное эстетическое наслаждение, то что-то подобное мог ощущать и пещерный художник и его современники.  Другие теории 60-70-х годов прошлого столетия о возникновении палеолитического искусства базируются на идеи, очень точно выраженной Г.В. Плехановым: Случалось ли вам...видеть изображение тех гребней, которыми чешутся, например, индейцы Центральной Бразилии или папуасы Новой Гвинеи? Эти гребни состоят просто-напросто из нескольких палочек, связанных между собою. Это, так сказать, первая ступень в развитии гребня. Дальнейшая эволюция его заключается в том, что он делается из цельной дощечки, в которой нарезываются зубья. Подобные гребни употребляют, например, негры Монбутту и кафры Боротсэ. На этой ступени развития гребень украшается подчас с очень большой заботливостью. Но самой характерной частью орнаментики таких гребней являются сделанные на дощечках взаимно пересекающиеся ряды параллельных линий, очевидно, изображающие собой те связки, которые когда-то соединяли палочки, составлявшие гребень. Украшением является здесь образ того, что употреблялось прежде с утилитарной целью. Отношение к предмету с точки зрения пользы предшествовало (отношению) к нему с точки зрения эстетического удовольствия.1

    В 1879 году в глубине пещеры Альтамира, в кромешной тьме был найден скальный потолок, расписанный крупными многокрасочными изображениями бизонов и других зверей.1 Все данные говорили о том, что пещеру расписали люди палеолита. В разноречивых откликах на сообщение об Альтамире возобладало мнение Габриеля де Мортилье, президента Антропологического общества. Мортилье часто приходилось сталкиваться с хитроумными уловками клерикалов, которые, на словах признавая открытия археологов, на деле старались использовать как оружие против материалистической науки. Узнав об открытии в Альтамире и не ознакомившись с его деталями, Мортилье сделал поспешный вывод о том, что это мистификация.   Понятна осторожность этого и других ученых, ибо грандиозные картинные галереи темных пещер противоречили эволюционистской трактовке возникновения изобразительного искусства в палеолите с малых и простых форм, а эволюционизм казался его последователям единственным научным методом. Исследователям пещерных росписей в палеолите Испании и Франции приходилось идти “против течения”, их правоту признали лишь в 1902 году, когда участники Международного конгресса антропологов посетили пещеры Ла Мут, Комбарель, Фон-де-Гом (юго-западная Франция).2 Здесь они своими глазами смогли увидеть наскальные рисунки, очищенные от плейстоценовых отложений. Теперь, когда плотина старых взглядов была прорвана, десятки исследователей устремились в карстовые полости юго-западной Европы. Открытия гротов с палеолитическими фресками нарастают лавинообразно. А в 1903 году новая трактовка всего “четвертичного искусства” в целом как особой формы деятельности, сопутствовавшей магическим обрядам древних охотников, становится общепризнанной. Обычно эту идею приписывают французскому археологу и искусствоведу Саломону Рейнаку. На самом же деле ее предлагали до него: в 1865 году - английский историк культуры и антрополог Эдуард Тейлор,   а в 1880 году –

русский исследователь Л.К. Попов.  Кстати, мысли последнего о том, что искусство возникло у охотников ледниковой эпохи не из подражания формам природы и поискам удовольствий, а из стремления подчинить себе любыми средствами, включая магию и колдовство, стихийные силы природы и стада диких зверей - источник существования охотников, в конце прошлого столетия получили распространение даже во Франции. И Тэйлор, и Попов опирались в своих выводах на соответствующие сведения о жизни и верованиях аборигенов Австралии,  эскимосов, индейцев Америки. Но гипотезы Тейлора и Попова в 19 веке так и остались непризнанными, их не приняли натуралисты, державшие в своих руках изделия ископаемого человека и более доверявшие категорическому мнению Мортилье о том, что население четвертичной эпохи не знало никакого культа, никакой религиозной идеи, ибо в его искусстве  не находили попыток передать сверхъестественное, религиозные символы. Когда же перед энтузиастами-археологами открылись своды темных пещер, испещренных фигурами ископаемых зверей и таинственными знаками, подземные “святилища”, “храмы”, как их вскоре стали называть, - старая концепция происхождения искусства стала казаться совершенно наивной. Чем ее заменить? Как раз в это время выходит фундаментальный труд английских этнографов Спенсера и Джиллена об аборигенах Австралии, где подробно рассмотрены их магические церемонии с применением рисунков животных. Возникла снова идея  сравнить палеолитические рисунки в глубинах пещер с теми, которые делают австралийцы для магических охотничьих ритуалов. Эти племена, задержавшиеся в своем развитии на уровне каменного века, верят в чудодейственную силу рисунка: нарисованный зверь уже не уйдет от охотника, так как “подчинен” воле изобразившего его человека. Первобытный охотник может также, заботясь о будущем своего рода, просить или требовать, чтобы нарисованные звери больше размножались, чтобы они не уходили далеко от территории клана и не лишали его пищи.1 Вероятно, так думал и наш палеолитический предок, рисуя бизонов, диких лошадей, мамонтов на стенах пещеры, - предположил Рейнак в ходе дискуссий, всколыхнувших ученый мир сразу же после того, как отпали последние сомнения в палеолитическом возрасте Альтамиры, Комбареля, Ла Мут, Фон-де-Гома и других подземелий с “картинными галереями” ледниковой эпохи. Предположение это тут же подхватили, и скоро из гипотезы оно превратилось в прочную концепцию, почти теорию. И сейчас – особенно в послевоенные годы – во множестве энциклопедий, справочников, популярных изданий всего мира можно прочесть: палеолитические изображения были созданы для колдовских церемоний, охотничьих обрядов, культов – иначе говоря, “искусство берет начало в магии”. Ограниченность эволюционистской трактовки истоков искусства сказалось прежде всего в том, что ископаемый человек рассматривался лишь как биологический индивид. Социальная природа его самого и его творческой деятельности оставалась вне поля зрения исследователей палеолита до конца 19 века. Несомненно, что магия, конечно, могла способствовать вначале материализации этих новых для нашей планеты качеств человека как социального существа, в том числе искусства, эстетического переживания. Но ее роль сводилось не более чем к роли внешнего стимула - катализатора. Она не могла родить искусство, поскольку была ему противоположна по сути. Да, конечно, пещерные росписи появились потому, что в силу своей ложной теории охотничьей магии человек нуждался в изображении животного, потому, что ему нужно было изобразить зверя. Но то, что он смог изобразить зверя, и при том так живо, так похоже, уже совсем не зависело от любой магической теории. Это целиком определялось его физическими возможностями, в первую очередь наличием гибкой и умелой руки, а также всех человеческих чувств, рожденных в результате предшествующей истории человека. А еще больше - состоянием его ума, интеллектуальными способностями, творческим воображением. Несомненно, что появление первобытного искусства было подготовлено сотнями тысячелетий развития общества и труда, в процессе которого происходило прогрессивное изменение природы самого человека, его органов чувств и способностей.1  



1 Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. -  М., 1990. С. 95

 

1 Придо Т. Кроманьонский человек. - М., 1979. С. 93-94; Всеобщая история искусств. В 6-и тт. Т. 1. - М., 1956. С. 14-15

1 Плеханов Г.В.О происхождении искусства // сб. Искусство: Живопись: Скульптура: Архитектура: Графика. В 3-х частях. Ч. 1. - М., 1987. С.7-8    

 

1 Всеобщая история искусств. В 6-и тт. Т. 1. - М., 1956. С. 18

2 Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. -  М., 1990. С. 11-12

1 Роциус Ю. Наглядные пособия палеолита? // Техника-молодежи 1989. № 5. С. 47

 

1 Всемирная история. В 13-и тт. Т.1. - М.,1955. С. 62

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!