Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Причины, условия и возникновение первых университетов»

/ Культурология
Конспект, 

Оглавление

В марксистски ориентированной социологии и философии обра­зования, истории культуры в качестве причин возникновения различных ступеней, типов и форм образования на первое место выдвигаются экономические, политические, социальные факторы (развитие денеж­ной экономики, торговли, рост городов. совершенствование сельскохо­зяйственного производства, рост благосостояния людей и т.д.). Но анализ проблемы происхождения университетов, осуществляемый профессионалами-учеными разных стран в течение почти полутораста лет, показывает, что сами по себе эти факторы не влекли за собой зарождения университетов в каждом конкретном случае.

    Потребности в профессиональном обучении, запросы со стороны правительства, церкви, социальной среды тоже не были первичными и решающими, непосредственно обусловливавшими этот принципиально новый, ни на что из ранее существовавшего не похожий тип высшей школы.

    Известный исследователь проблемы происхождения университе­тов Классен рассматривает каждый из факторов, который мог бы стать решающим, и убеждается, что ни один из них таковым не был на самом деле: будь то чисто научные и учебные интересы людей, их познаватель­ные стремления, или потребность в профессиональных юристах, право­ведах, врачах, или традиции той или иной известной школы. Так, Классен вынужден признать, что Шартрская школа схоластов‚ достиг­шая своего расцвета в I половине 12 в., со множеством известных всей Европе приверженцев «чистого» знания, великолепный Собор, свидетельствовавший о высочайшей культуре и весьма значительном богатст­ве, – не повлияли на образование университета в Париже, а не в Шартре. Ссылаясь на «Исповедь» Пьера Абеляра. Классен воспроизво­дит мнение этого выдающегося француза о том, что мотивы, побуждавшие людей учиться, были отнюдь не так возвышенны, как это представлялось спустя многие века ученым-историкам. Так, один из персонажей П. Абеляра, некто Питер Блуа, ставший затем придворным, утверждает «Только две причины заставляют людей изучать право – погоня за должностями и стремление прославиться». Такого рода свидетельства позволяли Классену утверждать, что школы 12 в. и возникавшие университеты 13 в. не преследовали целей подготовки спе­циалистов-экспертов для двора или муниципалитета.

    Но, между тем, нельзя не признать, что университет возник все же при весьма активном формирующем влиянии общества. Так считает наш современник профессор из Берна Вальтер Роуг – редактор гото­вящемся к печати нового четырехтомного издания истории европейских университетов. Решение о написании и издании такой работы было принято постоянно действующей Конференцией Ректоров Европейских университетов (КРЕ) несколько лет назад. Профессор Роуг – автор предисловия и вводной главы к этому многотомному изданию – считает, что университеты возникали там, где в обществе со стороны разных его слоев проявлялся живой интерес к университету. Это. безусловно так, даже в России, где первые университеты стали возни­кать много позже европейских, именно живой интерес к ним различных слоев населения был залогом победы в порою длительной борьбе за их открытие.

    У самих истоков университетов, как показывает профес­сор Роуг, обнаруживаются две противоположные тенденции. Одна из них – фундаментальный первичный импульс, нацеленный на поиск истины, другая – стремление получить практическую профессио­нальную подготовку. Именно эти тенденции лежат в основе возникновения высшей школы. Но, создав новую академическую среду, возникшие университеты изменяли структуру породившего их общества, обогащая и усложняя ее, становясь центрами образования, науки и культуры.1

    Ранее всего (11 в.) средневековые высшие (светские) школы появились в Италии – Болонская правовая, в 1158 получившая статус Университета, высшая медицинская в Салерно. В конце 12-13 вв. возникли университеты: Парижский (1215) и в Монпелье (1289, Франция), Кембриджский (1209) и Оксфордский (Англия), Саламанский (Испания), Лиссабонский (1290, Португалия); в 14 в. в Центральной Европе – Пражский (Карлов университет, 1348, Чехия), Краковский (1364, Польша), Венский (1365, Австрия), Гейдельбергский (1386, Германия); в 15 в. в Северной Европе – Упсальский (1477, Швеция), Копенгагенский (1479, Дания).

    Возникновение университетов также содействовало возникновение в средние века новых философских течений, а затем схоластики, стремившейся примирить разум и веру, философию и религию и, в то же время, развивавшей формально-логическое мышление и пр. в истории средневекового университета можно выделить несколько этапов. Первый связан с моментом возникновения университета как социального института. Ключевым событием при этом явился сам факт создания университетов в Париже и Болонье. Несмотря на имеющиеся между ними различия, эти университеты были самыми популярными вплоть до конца Средних веков. Начнем изложение с истории возникновения университета в Болонье, который заслужил звание старейшего университета Европы. Точную дату его возникновения установить не удалось. Но для нас более важно то, что Болонский университет унаследовал древние традиции подготовки правоведов. В Болонье частные школы права действовали уже со второй половины 11 в. Успехи болонских школ права были настолько общепризнанными, что император Фридрих I Барбаросса в 1155 г. взял болонских студентов под свое личное покровительство, подчинив их только юрисдикции преподавателей или епископа Болоньи. Вместе с тем
отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что до 1180 г. болонские школы представляли собой что-то отличное от частных школ, которые по своему собственному усмотрению открывали и вели частные учителя, обучавшие студентов, вступавших с ними в соглашение и плативших им гонорар (
collecfae) в качестве платы за учебу. Решающие изменения произошли в 1180-1190 гг. Численность студентов, многие из которых были выходцами из других стран (Германия, Франция, Англия) стремительно растет. В этот период в Болонском университете уже обучалось около десяти тысяч студентов из разных стран.1 В соседних с Болоньей городах возникают конкурирующие школы (Модена). В самой Болонье, коммуна которой становится все более независимой, предпринимаются шаги, направленные на усиление контроля над преподавателями и студентами, вызванные, в частности, стремлением воспрепятствовать их возможному уходу в другие города. Преподаватели, в большинстве случаев граждане Болоньи, дают согласие на то, чтобы принести коммуне клятву о том, что они не предпримут шагов по переводу sfudium в какой-нибудь другой город. В свою очередь студенты начинают организовываться в «нации» (землячества). Есть данные, свидетельствующие о том, что уже в 1191 г. здесь была ломбрадорская нация. Вскоре студенты объединяются в «университеты», во главе которых стоит избираемый ими ректор. Объединение в университет служило гарантией взаимопомощи, защиты студентов от притеснений со стороны местных жителей и властей. Несколько неудачных попыток, приходящихся на 1230-1240 гг., наконец, по всей видимости увенчались успехом: складывается классическая система двух университетов – университета цитромонтанов и университета ультрамонтанов. На протяжении 13 в. в Болонье складываются и другие виды подготовки, во многом порожденные потребностями университетов права. Конечно, школы «искусств» здесь действовали еще до 1220 г. Подготовка студентов, посещавших такие школы (многие из них впоследствии собирались стать правоведами) включала изучение грамматики и риторики, большой курс логики. При этом естественная философия почти не изучалась. Около 1260 г. в Болонье появляются медицинские школы. Постепенно складывается университет свободных искусств и медицины. В качестве независимого этот университет был признан университетами права и коммуной только в 1316 г.1

    Парижский университет возник почти одновременно с Болонским, но от последнего он отличался качественно. Своим возникновением Парижский университет был обязан школам, которые появились в Париже в конце 11 в. Говоря так, мы должны отличать традиционные церковные школы, главной среди которых была школа кафедрального собора Нотр-Дам, и частные школы, открываемые независимыми преподавателями, которые, правда, обязаны были по крайней мере после 1150 г., получать лицензию на право обучать у канцлера Нотр-Дамского собора. Парижский университет был университетом магистров, т.е. федерацией школ, в которых магистры, располагая личной властью над своими учениками в рамках отдельной школы, с помощью советов и избираемых официальных лиц, коллективно управляли всем sfudium, придерживаясь общих правил обучения и сдачи экзаменов.2

    Вплоть до окончания Средневековья эти два университета продолжали оставаться самыми известными; они располагали крупнейшим педагогическим корпусом; географически их влияние простиралось далеко. Одновременно они выступали в роли эталона для большинства вновь создаваемых университетов. С момента возникновения университетов церковь стремилась подчинить их своему влиянию. Вследствие этого очень скоро главенствующую роль в университетах стал играть богословский факультет. Основной задачей ученых-богословов
являлось приспособление науки к религии, подчинение светского знания вере. На этой почве развилась и средневековая философия – схоластика, перед которой становилась задача теоретического обоснования религиозного мировоззрения путем подгонки логических выводов под авторитет священного писания. Первые университеты, возникавшие без вмешательства церкви и светских властей, становились нередко очагами  свободомыслия и еретических идей, связанных с бюргерской оппозицией феодальному строю и католической церкви. Церковь, стремившаяся утвердить свою монополию на образование в средневековом обществе, нуждалась в философском обосновании церковных догм и повела борьбу за господство над университетами. В ее руках средневековые университеты все более становились проводниками католической ортодоксии. Королевская власть, вступившая в борьбу с папством за создание национальных, независимых от него церквей, в свою очередь стремилась усилить влияние на университеты. Несмотря на господство в средневековых университетах ортодоксально-религиозного мировоззрения, в них развивались передовые для своего времени идейные и научные направления. Некоторые университеты, несмотря на гонения, были важными центрами распространения в Западной Европе материалистических идей. Материалистические тенденции учения Аристотеля разрабатывались, в частности, в аверроизме. В противовес светским университетам церковь создавала церковные университеты, стремясь сохранить свое влияние на науку и подготовить необходимые кадры духовенства, юристов и врачей.

    Выводы. Новые университеты продолжали возникать и на протяжении 14 – 15 вв. Первый этап становления университетов завершился к 1378 г. к этому времени был признан университетский статус тех центров, которые были основаны до 1300 г.: в числе них университеты Орлеана, Анжер, Вальяфмида. За период с 1300-1378 гг. было создано 19 новых университетов, в том числе в Лериде (1300 г.), Авиньоне (1303 г.), Риме (1303 г.), Праге (1347 г.), Флоренции (1349 г.), Перпиньоне (1350 г.), Ареццо (1355 г.), Сиене (1357 г.), Паине (1361 г.), Кракове (1364 г.), Оранже (1365 г.), Вене (1365 г.), Пече (1367 г.). К 1378 г. в Европе действовало 28 полноценных университетов. В этот период решающей становится инициатива самих властей, церковных или светских. Если сделать исключения для Парижа и Оксфорда, то можно считать, что южная Европа была более благоприятной для университетов. Как и во многих сферах жизни Великий раскол означал подлинный перелом в истории университетов. Единство средневекового христианского мира рушится, университетские претензии на всеобщность, культивирующиеся в Париже, выходят из моды. Поэтому нетрудно уяснить причины роста числа университетов. Между 1378-1400 гг. были основаны или возрождены 7 университетов. 18 возникло за период с 1400-1450 гг. единственно, кого не коснулось поветрие, связанное с созданием университетов, которые могли бы бросить вызов другой монополии Оксфорда и Кембриджа, так это Англию. Гораздо чаще новые университеты организуются по инициативе правителей или городов, гарантирующих им наряду с привилегиями определенное финансовое и материальное положение. Необходимость получения подтверждения статуса учебного заведения сохранялась. Не подлежит сомнению, что многие из новых университетов базировались на ранее существовавших школах. Университеты, основанные в 15 в., официально имели все признанные факультеты, некоторые из них начинали функционировать сразу, а иногда и спустя несколько лет после основания университета.



1 Роуг В. Университет как явление средневековой культуры. Предисловие и вводная глава // Alma Mater. – 1991. – №7. С. 100-106

1 Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах. – М., 1987. С. 79

1 Верже Ж. История средневекового университета. Прототипы  // Alma Mater. – 1992. – №1. С. 98-99

2 Ястребицкая А.Л. Западная Европа XIXIII веков. – М., 1978. С. 107-108

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!