Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Причины социального сиротства в современной России»

/ Семейное право
Конспект, 

Оглавление

Дети, не имеющие семьи, а также дети, родители которых либо лишены родительских прав, либо находятся в заключении, либо в силу своего социально-нравственного облика не в состоянии выполнять свои родительские обязанности, составляют одну из основных категорий среди неблагополучных детей. 

Значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик стало в России опасным явлением в последние годы. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи. 

В условиях нестабильности социально-политической обстановки, инфляции, безработицы и вынужденной миграции населения, снижения жизненного уровня семей, ослабления их инфраструктуры отмечается постоянный рост данной категории детей.

В 2004 г. количество детей в интернатных учреждениях выросло до 272,7 тыс., за три года этот прирост составил почти 120 тыс. человек. В эти учреждения направляется в среднем около 30% выявленных детей. Около 50% уходит под опеку к родственникам, примерно 0,9% – в приемные семьи. На усыновление – 7% (в основном – зарубежное или вторым родителем).[1]

За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после 1-й мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. Если в 1945 г. в России было около 678 тыс. детей-сирот, то на конец 2001 г. их насчитывалось 700 тыс.[2]

Основная часть детей, оставшихся без попечения родителей, относится к категории беспризорных и безнадзорных.

Детская безнадзорность и беспризорность – прямое следствие современной социально-экономической дестабилизации, падения культурного уровня и снижения нравственного потенциала. Кризисная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей; падением их жизненного уровня; ужесточением среды обитания; дистанцированием системы образования от детей с трудной судьбой; усилением общей криминогенности и ростом преступности среди взрослых и др.

Надо различать безнадзорных и беспризорных детей. Безнадзорные – это дети, которые проживают в семье, но должный контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием со стороны родителей и школы отсутствует. В силу разных причин они уходят из дома, бродяжничают, ночуют на вокзалах и в подвалах, становятся объектами криминальных структур, занимаются попрошайничеством, воровством, наркоманией и проституцией. По оценкам МВД России, Минтруда России, Минобразования России, таких проблемных детей в России чуть более миллиона. Достаточно большое количество их у нас в стране из стран СНГ.

Беспризорные – это дети, оставшиеся без попечения родителей, потерявшие родителей или родители которых лишены родительских прав, то есть это сироты. 80 процентов из них – это сироты при живых родителях. Количество таких детей ежегодно растет от 100 до 130 тысяч. Большинство из них помещаются в детские дома, школы-интернаты, приемные, патронатные семьи, семейные детские дома и так далее. Число беспризорных детей в России оценивается от 1 до 4 млн. человек[3], т.е. в достаточно широких пределах, хотя даже минимальная оценка представляет собой весьма значительную цифру. Подобная неопределенность в оценке этого негативного социального явления определяется тем, что беспризорных детей достаточно трудно учесть, к тому же непонятно, каких именно детей можно отнести к категории беспризорных.

А.М. Нечаева предлагает относить к отличительным чертам, которые позволяют считать того или иного несовершеннолетнего беспризорником, совокупность следующих признаков:

      если несовершеннолетний полностью прекратил всякие связи с семьей, родителями, родственниками;

      если несовершеннолетний проживает в местах, не предназначенных для человеческого жилья, и добывает себе средства пропитания и жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);

      если несовершеннолетний подчиняется неписаным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.[4]

Соглашаясь в целом с предложенной характеристикой беспризорных несовершеннолетних, заметим, что последний признак не носит самостоятельного и необходимого характера. Беспризорный действительно вынужден подчиняться тому или иному авторитету (нередко им является взрослый преступник) для того, чтобы выжить, но сам этот факт вторичен по отношению к первым двум вышеперечисленным признакам.

Беспризорными чаще всего становятся две категории несовершеннолетних: 1) дети, в силу тех или иных причин покинувшие свой дом и семью или детское воспитательное учреждение, в котором находились, или отвергнутые своей семьей (например, родителями-алкоголиками) и поэтому оказавшиеся на улице; 2) дети, которые потеряли обоих своих родителей (их гибель, лишение родительских прав).

Приходится констатировать, что в настоящее время в России неблагополучная семья, жестокое обращение родителей или лиц, их заменяющих, с детьми стали явлением едва ли не обыденным. Так, в 2002 г. комиссии по делам несовершеннолетних рассмотрели свыше 150 тыс. дел в отношении родителей, не обеспечивших должного развития и воспитания детей.[5]

О распространенности детской безнадзорности и беспризорности в современной России свидетельствует тот факт, что постоянно растет число исков о лишении родительских прав, которые удовлетворяются судами. С 2000 по 2002 гг., например, число таких удовлетворенных исков увеличилось на 19,5%.[6] Постоянно растет число таких родителей, в отношении которых установлено ограничение их дееспособности по отношению к своим детям.

Эта ситуация усугубляется тем фактом, что над несовершеннолетними, оказавшимися без родительского попечения, не всегда своевременно устанавливается опека или попечительство. В результате многие несовершеннолетние, чьи родители были лишены судом родительских прав, вынуждены на протяжении длительного времени проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, что толкает их на побег из дому, и они таким образом пополняют ряды беспризорников.

Из всех детей, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, почти одна третья часть не имеет законных опекунов или попечителей и лишены положенного им по закону пособия, а среди несовершеннолетних, не имеющих родителей и доставленных в органы внутренних дел за совершение тех или иных правонарушений, доля не имеющих официальных опекунов, или попечителей достигает 58%.[7]

В 1992 г. принят Закон об образовании[8], в котором содержатся положения, позволяющие администрации общеобразовательных учреждений отчислять из школы учащихся. В соответствии с Законом обучающийся, достигший возраста 15 лет, может по согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования. Действие этой нормы привело к тому, что до 2 млн. детей школьного возраста оказались не охваченными школьным образованием, причем значительная их часть – из неблагополучных семей.[9]

Представляется целесообразным исключить эту норму из Закона об образовании. Кроме того, до сих пор в нарушение прав несовершеннолетних учащихся допускается немотивированное исключение их из общеобразовательных учреждений.

По официальным данным, в 2003/2004 учебном году 2696 несовершеннолетних исключены из школы за недостойное поведение, а 4163 детей – из-за длительной болезни.[10]

Хотя формально дети, отчисленные из школы, не лишаются права на получение образования и могут формально получить общее среднее (полное) образование, используя различные формы обучения или вернуться в свою школу, однако практика показывает, что такие дети пополняют ряды несовершеннолетних правонарушителей, а нередко становятся на путь совершения серьезных преступлений.

Значительную часть безнадзорных и беспризорных составляют дети, которые самовольно покинули детские дома и школы-интернаты, где они находились на воспитании.

В 2003 г. органы внутренних дел объявили в местный или федеральный розыск 6,5 тыс. несовершеннолетних, сбежавших из государственных воспитательных учреждений, а в 2004 г. объявлен розыск уже в отношении 7,8 тыс. несовершеннолетних.[11]

Особую тревогу вызывает тот факт, что наиболее частым мотивом самовольного ухода из государственных воспитательных учреждений является невозможность для подростка проживать в воспитательном учреждении из-за жестокого с ним обращения и унижения его человеческого достоинства со стороны педагогического персонала и других работников таких учреждений.

Ежегодно увеличивается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 1996 г. число несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 572,4 тыс. человек, в 1997 г. – 596,8 тыс., в 2004 г. – 620,1 тыс. человек. Увеличивается количество круглых сирот из-за преждевременной смерти родителей ребенка, причем чаще всего из-за неестественных причин. Если в начале 90-х гг. прошлого века доля детей, потерявших обоих родителей, составляла примерно 5% общей численности детей-сирот, то к началу нынешнего века этот показатель достиг 25, а в некоторых регионах России – 30%.[12]

Несовершеннолетний, лишенный родительской заботы, естественно, более предрасположен к бродяжничеству, асоциальному образу жизни. Такая жизнь подвергает его реальной опасности стать жертвой преступления, насилия. Беспризорные дети зачастую становятся объектами сексуальных посягательств или предметом торговли. Проживание вне семьи или не в воспитательном учреждении (в подвалах, на чердаках и т.п.), отсутствие нормального питания – все это подрывает здоровье беспризорных детей, ведет их к социальной дезадаптации.

Распространенность гинекологических патологий у беспризорных и безнадзорных девочек-подростков составляет 12–14%, нарушение психики отмечено у 70% безнадзорных детей, а почти 15% безнадзорных подростков (обоего пола) имели опыт употребления наркотиков или иных психотропных веществ. Вновь получил распространение туберкулез. Заболеваемость этой болезнью среди несовершеннолетних возросла на 12% и в расчете на 100 тыс. детей составила 14,7 человек.[13]

Во время проведения только одного из рейдов в Подмосковье было обнаружено 450 несовершеннолетних беспризорников. Оказалось, что половина из них прибыли из других регионов, причем 20% – из других стран СНГ. Почти все они болели теми или иными заболеваниями: кожными – 70%, имели вирусные инфекции – 46, требовалось хирургическое вмешательство – 35, заражены сифилисом – 2,7%. При этом возраст 76% задержанных беспризорников был от 12 до 15 лет.[14]

Беспризорные дети, не имея легальных средств к существованию, начинают изыскивать их любыми путями, в том числе противоправными. Они занимаются поисками пищи на различных мусорных свалках и помойках, попрошайничают (к чему нередко их вынуждают взрослые), совершают кражи имущества граждан.

Беспризорный несовершеннолетний отличается от других детей тем, что полностью порвал свои прежние социальные связи, для него перестают существовать общепринятые правила и нормы общества. Он находится в принципиально иной социальной среде, где действуют свои неписаные законы, своя мораль и свои авторитеты, которым он теперь вынужден подчиняться, чтобы выжить.

Жизнь в таких тяжелых и для взрослого человека условиях зачастую превышает адаптационные возможности несовершеннолетних. Именно поэтому среди них получили распространение заболевания туберкулезом, венерическими болезнями, чесоткой и т.д. Они наиболее уязвимы для ВИЧ-инфекции.

В то же время беспризорника отличает (от несовершеннолетнего из нормальной семьи) более сильный инстинкт самосохранения, повышенная возбудимость, выносливость, точность восприятия, смелость, активность, солидарность в групповых действиях, словом, почти все такие качества, которые необходимы ему для выживания.[15]

К сожалению, как справедливо отмечает A.M. Нечаева, «такое явление, как социальное сиротство, его постоянно увеличивающиеся масштабы не порождают ответной волны, направленной на спасение этих детей отдельными гражданами, выразившими желание заменить погибающему ребенку родителей. Но разбудить такое чувство – дело не простое, требует целенаправленных усилий со стороны государства. А их фактически нет и рассчитывать на них пока не приходится. Поэтому не остается ничего другого, как прибегнуть к помощи дорогостоящих для государства детских учреждений, полностью заменяющих семью (домов ребенка, детских домов, школ-интернатов)».[16]

В результате происходит нехватка детских воспитательных учреждений, детские дома и школы-интернаты переуплотняются. К тому же они зачастую располагаются в малоприспособленных для выполнения своих функций зданиях, а уровень их финансирования и благоустройства снижается до такой степени, что на хроническое недоедание детей в дошкольных учреждениях, в детских домах, интернатах и приютах обратил внимание Уполномоченный по правам человека в РФ.

Нередко родители просто оставляют детей на улице, «забывая» о них, а то и просто выгоняя из дому. Как отмечает Т.Я. Сафонова, полное пренебрежение интересами детей со стороны родителей вызывалось в значительной степени характерной для тяжелого алкоголизма тотальной перестройкой их мотивационной сферы, грубым эгоцентризмом родителей, примитивными влечениями, под властью которых они находились.[17]

В неблагополучных семьях ребенок нередко подвергается физическому и психическому насилию, с ним жестоко обращаются его близкие – отец иди мать. Сами такие родители представляют собой деградирующую личность, являясь хроническими алкоголиками или наркоманами, причем не только отец, но и мать.[18]

В северных регионах нашей страны значительное число матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, страдают алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.

В таких семьях происходит отторжение несовершеннолетнего, дети становятся лишней обузой для своих родителей и уходят из дому в поисках пропитания и места для жилья, поскольку своими силами они не в состоянии противостоять жестокому обращению с ними со стороны своих близких. Не случайно поэтому, что примерно половина детей из числа попадающих в детские приюты подвергались дома различным телесным наказаниям.[19]

Для сегодняшней России типичны значительное увеличение масштабов социального сиротства и беспризорности, ухудшение жизни семьи, деградация семейных отношений и изменение отношения к ребенку, который становится лишним человеком (ежегодно около 50 тыс. несовершеннолетних убегают из своих семей[20]). В государственных интернатных учреждениях также получают распространение побои, жестокое обращение с воспитанниками со стороны педагогического персонала. Наблюдается значительный рост числа побегов детей из таких учреждений.

Непростая ситуация сложилась и в г. Магнитогорске. В Магнитогорске ежегодно выявляется порядка 600 детей, оставшихся без попечения родителей. Причем, год от года эта цифра растет. В 2003 г. таких детей только официально было учтено чуть больше пятисот, в 2002 г. – четыреста. А сколько невыявленных и неучтенных, живущих по подвалам и гаражам, не знает никто. Всего же на учете в органах опеки Магнитогорска состоят почти две с половиной тысячи детей. Для города такого масштаба, как наш, огромная цифра. Из них круглых сирот чуть больше четырех сотен. Все остальные, дети, оставшиеся без попечения родителей, как их еще называют – социальные сироты, это сироты при живых родителях. Их родители или отбывают наказание в местах не столь отдаленных, или скрываются и не занимаются воспитанием своих детей, или хронически больны алкоголизмом, наркоманией. Немногим больше половины сирот находятся под опекой, их забрали в свои семьи бабушки. Около 600 подопечных ребятишек живут в детских домах, школах-интернатах и домах ребенка.[21]



[1] Бардышевская М.К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М., 2005. С. 45

[2] Реан А.А., Дандарова Ж.К., Прокофьева В.А. Социальное сиротство в современной России. Аналитический доклад. М., 2002. С. 11

[3] Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России. (История и современность). М., 2004. С. 184

[4] Нечаева A.M. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право. 2001. №6. С. 61

[5] О положении детей в Российской Федерации: Ежегодный государственный доклад. М., 2003. С. 25

[6] Там же. С. 27

[7] Справка о состоянии преступности несовершеннолетних в Российской Федерации (2004 г.) // Официальные документы в образовании. 2005. №29. С. 30

[8] Об образовании: Федеральный закон от 10 июля 1992 г. №3266-1 // Собрание законодательства. 1996. №3. Ст. 150

[9] Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2005. С. 19

[10] Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2001 г. Аналитическая справка // Вестник образования России. 2005. №16. С. 11

[11] Концепция предупреждения социального сиротства и развития общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2005. С. 17

[12] Врутман В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 2005. С. 128

[13] Сморгунова Н.Ф. Предупреждение беспризорности среди детей и подростков России (20–90-е гг. XX в.). Владимир, 2002. С. 57

[14] Там же. С. 58

[15] Пластишна Т.А. Ребенок должен жить в семье // Патронатное воспитание в России на современном этапе / Сост. Н.П. Иванова. М., 2002. С. 64

[16] Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России. (История и современность)… С. 169

[17] Сафонова Т.Я., Фролова А.Д. Охрана здоровья детей. М., 1999. С. 72

[18] Беспризорные и безнадзорные дети. Итоги общероссийского социологического зондажа / Под ред. Е.А. Стребневой. М., 2002. С. 40

[19] Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи // О развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М., 2005. С. 103

[20] Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2003. С. 18

[21] Толменева Е. Сиротам нужна семья // Что? Где? Когда? 2004. №45. С. 6

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!