Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Современную культуру можно назвать культурой технологической, т.к. в ней происходит овладение человеком мощнейшими техническими средствами, доминирует ориентация на непрерывный рост технологического потенциала. Технологическая культура динамична, исходит из постоянного совершенствования техники и технологий на основе непрерывного роста научного знания. Однако вооруженная мощнейшими техническими средствами – биотехнологиями, промышленными роботами, ядерными реакторами и другими технологическими возможностями – культура сегодня обнаруживает наличие как существенных ограничений ассимиляционных возможностей природной среды, так и адаптационных способностей самого человека. К. Ясперс замечает, что современная техника значительно изменяет связь человека с природой подразумевая вторую, созданную человеком, искусственную природу. Он пишет: «Под воздействием действующего в технических условиях человека природа становится подлинным его тираном. Возникает опасность того, что человек задохнется в своей второй природе, которую он технически создает, тогда как по отношению к непокоренной природе, постоянно трудясь в поте лица, чтобы сохранить свое существование, человек представлялся нам сравнительно свободным».[1] Высокоразвитая технология, таким образом, рано или поздно вступает в конфликт с культурной традицией человечества. Технологическая культура закономерным образом приводит к такому положению, которое можно именовать не иначе, как современный глобальный кризис.
Серьезной проблемой современного мира является «демографический взрыв». Вот как прослеживается динамика роста населения на нашей планете. Десять тысяч лет назад численность человечества составляла около 5 млн. человек, две тысячи лет назад – около 200 млн. человек, в 1650 г. – не менее 500 млн., в 1850 г. – 1 млрд., в 1930 – 2 млрд., в 1960 – 3 млрд., в 1975 – 4 млрд., в 1987 – 5 млрд. человек. В настоящее время на территории Земного шара проживает более 6 млрд. человек. Демографы предполагают, что в конце XXI в. численность населения достигнет 11 – 12 млрд. человек.[2]
Для своей жизни люди нуждаются в кислороде, продуктах питания и промышленных товарах. В конечном счете все это своим источником имеет природу. Подсчеты показывают, что для каждого человека, чтобы обеспечить его кислородом для дыхания, снабдить промышленными товарами на сегодняшнем уровне и прокормить по современным средним американским нормам, нужно иметь 17,5 тыс. кв. м. Это означает, что на 1 км2 могут жить 57 человек, а на всей Земле – 5,7 млрд. человек.
Особая острота мировой демографической ситуации заключается в том, что свыше четырех пятых прироста мирового населения падает на развивающиеся страны. В результате доля этих стран в общей численности населения мира неуклонно растет. В 1960 г. она составляла 67 процентов, в 2000 г. она составит около 80 процентов мирового населения.[3]
В итоге столь быстрого роста численности населения развивающихся стран и их экономического отставания усиливается нестабильность в мировой экономике и политике. В этих странах свыше 90 процентов общемирового количества голодающих, неграмотных, неполностью занятых.
Неуклонный рост народонаселения планеты сталкивается с не менее сложной глобальной проблемой – с перспективой исчерпания традиционных энергетических ресурсов.
Энергетические ресурсы принято характеризовать числом лет, в течение которых данного ресурса хватит для производства энергии на современном количественном уровне. Оказывается, что если брать оценку количества топлива по всем трем категориям (разведенным, возможным и вероятным), то угля хватит на 600 лет, нефти – на 90, природного газа – на 50 и урана (при применяемых сейчас реакторах на медленных нейтронах) – на 27 лет. Таким образом, все виды топлива по всем категориям будут сожжены за 800 лет.
Традиционные энергетические ресурсы не только ограничены, их использование загрязняет атмосферу. На сжигание угля, газа и нефти из атмосферы ежегодно изымается 20 млн. тонн кислорода, а взамен выбрасываются миллионы тонн углекислого газа и прочих ядовитых веществ. Планета буквально тонет в массе ядовитых отходов промышленного производства.
Исследования показывают, что антропогенная нагрузка на биосферу достигла критической отметки. Если допустимую антропогенную нагрузку на единицу площади страны (на 1 км2) принять за единицу, то индексы воздействия этой нагрузки на биосферу для крупных стран мира образует следующую последовательность: Япония – 15,8; Великобритания – 12,7; Италия – 8,1; Франция – 5,3; Индия – 4,0; США – 2,8; Китай – 1,9 и т.д.
Из приведенных данных следует вывод, что в разрушении биосферы наибольшую долю вносят высокоразвитые страны, а также густонаселенные регионы. В разрушении биосферы участвовал и бывший СССР. Но благодаря огромной территории его относительное воздействие на биосферу оказалось меньше воздействия на нее всего человечества.
В настоящее время биосфера вышла из состояния устойчивости. Она перестала поглощать избыток углерода в атмосфере и, наоборот, начала выбрасывать углерод в нее. Биосфера утратила способность стабилизировать окружающую среду. Порог устойчивости континентальной части биосферы превышен в 5 – 7 раз. При этом следует иметь в виду, что если ресурсная модель допускает численность населения Земли в 7 – 8 млрд. человек, то биосфера – всего 1 – 2 млрд.
Возрастание темпов прироста народонаселения тяжким грузом легло на биосферу, потребовав более интенсивного использования плодородия почв. В связи с ростом населения средняя площадь посевов зерновых культур, приходящихся на одного человека, уменьшилась за последние тридцать лет на одну треть. Если в начале XX в. на одного человека приходилось 9 га культурных земель, то к середине века этот показатель составлял уже 6 га, а в настоящее время около 3 га, к началу же нового тысячелетия он составит не более 2 га.[4]
Так называемые интенсивные технологии истощают плодородие почвы. Накопленное в течение миллионов лет плодородие расхищается на глазах одного поколения. Продуктивность биосферы нашей планеты снижается, и человечество не может не задуматься над своим невеселым будущим.
Обрушившийся вал глобальных проблем на человечество порождает пессимистические прогнозы его будущего. Так, авторы первого отчета Римскому клубу «Пределы роста» (1972 г.) констатировали: «Если современные тенденции роста населения мира, индустриализации, загрязнения окружающей среды, производства пищевых продуктов и истощения ресурсов останутся впредь неизменными, то пределы роста на нашей планете будут достигнуты в какой-то из моментов следующего столетия».[5]
Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком беспрецедентного кризиса цивилизации, уходящего корнями в историю европейской культуры. И этот кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально-технической цивилизации, идейно-мировоззренчески восходящей к греко-римской культуре.
Одновременно этот кризис касается современного человека вообще, способа его самореализации, ибо все страны мира, все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно развитых стран Западной Европы и Америки, стремятся идти по их пути. Другого способа успешной самореализации современный человек не знает. Вот почему можно сказать, что современный человек, способ его бытия находятся в глубочайшем кризисе.
Тот факт, что истоки кризиса уходят в глубь истории западноевропейской культуры, не только отмечен, но и проанализирован, в частности, русскими философами П. Флоренским и Н. Бердяевым.
Флоренский отмечает, что уже «давно, вероятно, с XVI в., мы перестали охватывать целое культуры, как свою собственную жизнь; уже давно личность, за исключением очень немногих, не может подняться к высотам культуры, не терпя при этом величайшего ущерба». В этих условиях «попытка обогатиться покупается жертвою цельной личности». «Жизнь разошлась в разных направлениях, и идти по ним не дано: необходимо выбирать». Следствием этого является расщепление личности, форм ее самореализации на отдельные виды деятельности. При этом расщеплению подвергаются формы не только трудовой деятельности, но и деятельности духа. Как отмечает Флоренский: «Содержание науки чужой специальности давно уже стало недоступным не только просто культурному человеку, но и специалисту – соседу. Однако и специалисту той же науки отдельная дисциплина ее недоступна».[6]
Все это дает основание Флоренскому усомниться в правильности самого курса цивилизации, доводящего до абсурда фрагментацию личности. Такой курс, по его мнению, привел к безвыходной ситуации, в которой культура уже не соединяет, а разъединяет людей, ибо сама оказывается частичной и специализированной. «Здание культуры духовно опустело». Человеку приходится жить в мире отвлеченных схем, «работая на цивилизацию, его губящую и его же порабощающую».[7]
Теперь обратимся к критике философско-мировоззренческих основ европейской культуры, данной Бердяевым. Он отмечает, что «кризис современной культуры начался уже давно. Он сознавался ее великими творцами. Войны, революции, внешние катастрофы только обнаруживали вовне внутренний кризис культуры».[8]
До недавнего времени кризис проявлялся в самых разных формах, общим знаменателем которых является бездуховность, выражающаяся в безразличии промышленно развитых государств к нищете в странах третьего мира, гибели миллионов детей в них от причин, которые можно было бы предупредить и т.д. И вот теперь этот кризис становится явным и глобальным, он охватывает такие сферы, как окружающая среда, пища, климат, вода и другие, которые составляют естественные основания бытия всех, показывая, как опасны бездуховность и безразличие, ведущие к кризису Человека.
Продолжая критику западноевропейской цивилизации, начатую задолго до него, Бердяев пишет: «Экономизм нашей исторической эпохи и есть нарушение истинного иерархизма человеческого общества, утеря духовного центра». Приоритет экономических ценностей над другими, в частности, духовными ценностями, завершился тем, что «автономия хозяйственной жизни привела к господству над всей жизнью человеческих обществ» Мамоны, бога богатства, алчности и корыстолюбия. «Мамонизм стал определяющей силой века, который более всего поклоняется золотому тельцу».[9]
Одним из выражений этого кризиса и силой, причастной к появлению глобальных проблем, является техноцентризм индустриальной цивилизации. «Мы живем в эпоху техники, – пишет Дорст, один из активных сторонников экологической культуры, – когда гуманитарий уступил место технократу, когда цивилизация человека постепенно заменяется цивилизацией машин и роботов, которые, быть может, поглотят нас когда-нибудь, совсем как в романе какого-нибудь писателя фантаста».[10]
«Человек появился, как червяк в плоде, как моль в клубке шерсти, – продолжает Дорст, – и выгрыз себе место обитания, выделяя из себя теории, чтобы оправдать свои действия».[11]
В своей сущности резкая оценка практической и духовной жизни человечества Дорстом вполне справедлива. Хотя человек и поднялся на вершину биосферы и претендует на роль ее организатора, в своей жизни он остается хищником.
Экологическая культура требует защиты человека как олицетворения биосферы и жизни от человека-хищника, защиты человека от него самого и его физико-технических теорий, лишенных гуманитарного, жизненно-биологического содержания.
На пути к гармонизации своих отношений с природой человек неминуемо повысит удельный вес биологии в системе как фундаментальных исследований, так и прикладных разработок. Этого требует создание экологически чистых технологий, поиск эффективных биологических средств борьбы с вредителями, сорняками и болезнями, выведение новых сортов с высокой устойчивостью к вредителям, болезням и засухе, получение с помощью биотехнологических методов культур, которые органически могут дополнить существующие агробиоценозы и повысить их устойчивость.
Безусловно, приоритет в преодолении экологического кризиса принадлежит материальному производству. Но и экологическая этика – мощная сила, способная революционизировать общественное сознание, сломать косность в мышлении технократов. Не делай природе такого, что ты сам не пожелал бы получить от нее. Благоговение перед природой – это благоговение перед мудростью человека, способного к самоограничению, самодисциплине и отказу от животного эгоизма и хищнического прагматизма, унаследованного от уходящей в прошлое культуры.
Технократическое общество отчуждает человека от культурных вершин, достигнутых на предыдущих стадиях его развития. Совокупный субъект первобытности и осевого времени проникал в онтологические глубины бытия, более тонкие, нематериальные пласты универсума, в самую его суть. Субъекты этих исторических периодов не могли не быть адекватны совокупной человеческой субъективности. Субъективность современного человека в массе своей не соответствует накопленной веками совокупной человеческой субъективности. Несоответствие, дисгармония современного субъекта со своим историческим основанием – одна из главных антиномий технократизма.
Самое страшное отчуждение, распространенное в техническом обществе западного типа, – отчуждение человека от самого себя, превращение себя в функцию. «Личность современного человека подвергается испытанию «дурной бесконечностью» технического прогресса», ставящей перед ним ложные смыслы».[12]
Люди, слабые духом, конформистски настроенные по отношению к обществу, не умеющие противостоять его разрушающим феноменам, лишенные какой-либо творческой продуктивности, «лишь винтики» в социальном механизме, они не способны даже на первичную рефлексию своей жизни. Не технократизация привела существование таких людей к пустоте, она лишь усугубила и сделала фатальной бессмысленность их жизни.
Нищенское состояние духа – деструктивные моменты субъективности, разрывающие личность с историческим континуумом, делающие ее изолированной от культурных ценностей, реставрирующие в ней пробиоло-гические разрушающие механизмы – вот изначальная почва, на которую с той или иной степенью разрушения действует любое социальное явление: бедность или богатство, вынужденное безделье или удачная работа.
Технократизм уже вторично, в силу «собственного естества», чрезвычайно способствует рациональности, прививает и развивает ее. Ни человек античности, ни человек средневековья, ни человек Возрождения не был и не мог быть столь рационален, как человек технического времени. Само технотизированное общество определяет техническое и рациональное направление творческих сил человека. Шпенглер считает, что у человека в области искусства остались только экстенсивные возможности. Вершины в живописи, архитектуре, поэзии остались далеко позади. Те, кто упрямо, невзирая на своеобразие времени, будут посвящать себя искусству, погибнут как личности, как творцы. «Новых жил» уже не будет. Он пишет: «Если под влиянием этой книги люди нового поколения обратятся к технике вместо лирики, к военно-морской службе вместо живописи, к политике вместо критики познания, то они поступят так, как я этого желаю, и лучшего нельзя им пожелать».[13]
Мало того, что сама окруженность техническими средствами принуждает к определенному взгляду на мир, рациональность активно прививается, воспитывается в детях. Наивность, дарующая непосредственное восприятие мира, пылкий романтизм, способность к вере, присущие юной душе – все это вытесняется, становится анахронизмом в масштабах целых культур. Технократическая и рациональная конструкция не дают прорваться другим возможностям. Свобода в том, что человек выбирает из рациональных схем наиболее подходящую ему и отвечающую его нравственным установкам, но беда в том, что он не может вырваться за рамки самих схем.
Итак, суть проблем, вставших перед современной цивилизацией, следует искать не во внешних факторах, а во внутренних, именно в человеке, в его мировосприятии, совокупности ценностных установок, определяющих его поступки и способы самореализации, в его экологической культуре.
[1] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 115
[2] Медков В.М. Демография: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2002. С. 59
[3] Там же. С. 69-70
[4] Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М., 1994. С. 238
[5] Цит. по: Основы философии: Учебное пособие // Под ред. Е.В. Попова. М., 1997. С. 259
[6] Флоренский П.А. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 345
[7] Там же. С. 346
[8] Бердяев Н.А. Новое средневековье. М., 1990. С. 18
[9] Бердяев Н.А. Указ. соч. С. 24-25
[10] Дорст Ж. До того, как умрет природа. М., 1968. С. 403
[11] Там же. С. 404
[12] Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону, 1997. С. 264
[13] Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. С. 176
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!